Для чего служит коробка передач: виды, устройство и принцип работы

Содержание

Механическая коробка ПП

Статья опубликована 26.06.2014 09:34
Последняя правка произведена 26.06.2014 09:39

Определение.

Механическая коробка переключения передач (МКПП) – механизм, осуществляющий ступенчатое изменение передаточного отношения, после выбора передачи водителем (оператором). Переключение передач ведется вручную. На данный момент, механическая коробка переключения передач является самым популярным устройством для регулирования крутящего момента двигателя.

Крутящий момент в МКПП изменяется ступенями, поэтому она относится к ступенчатым коробкам. Передача или ступень – это пара взаимодействующих шестерен. Каждая передача обеспечивает вращение со своей, определенной угловой скоростью, или, как можно сказать, обладает своим передаточным числом т.е. отношением числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни. Таким образом, высшая передача имеет наименьшее передаточное число, а низшая передача – наибольшее передаточное число.

В зависимости от количества ступеней
различают следующие конструкции:

• четырехступенчатая коробка передач;
• пятиступенчатая коробка передач;
• шестиступенчатая коробка передач;
• и далее.

Самая популярная на сегодняшний момент – пятиступенчатая коробка передач.

Конструкции МКПП подразделяют на два вида:

• трехвальная коробка передач;
• двухвальная коробка передач.

Трехвальную коробку передач устанавливают, как правило, на заднеприводные автомобили, а двухвальную — на переднеприводные.

Предыстория…

Как мы уже говорили в предыдущей статье «Коробка переключения передач», главной особенностью двигателя внутреннего сгорания является то, что нужную рабочую мощность они способны развивать лишь при небольшом диапазоне частот. Именно поэтому, для изменения крутящего момента двигателя обязательно необходимо использование специального механизма.

Самое интересное заключается в том, кому принадлежит идея изобретения этого механизма. По общеизвестным данным, до создания этого устройства, первым додумался Карл Бенц, получивший в 1886 году патент на автомобиль. Через пару лет, его жена, Берта, вместе с сыновьями, тайно отправилась к своей матери, которая жила, без малого, в 80 километрах от них. Множество хлопот Берте вызвали несовершенства конструкции этого автомобиля. Маломощность автомобиля являлась главным его недостатком. Дело даже доходило до абсурда, ведь Берте с пассажирами приходилось толкать автомобиль с 0,8-сильным двигателем под горку самостоятельно. Даже и речи нет об удобстве. Помимо малой мощности, автомобиль страдал и быстроизнашивающимися кожаными тормозными механизмами. В результате, после этой поездки, Карл Бенц установил на автомобиль дополнительную передачу.

Превью — увеличение по клику.

По нынешним меркам, первое устройство имело очень примитивную конструкцию. Оно состояло всего из двух шкивов разного диаметра, которые были расположены на ведущей оси и соединены с валом двигателя ремнем. При необходимости, с помощью рычагов, ремень переставлялся с одного шкива на другой. В результате, даже такой простой механизм, позволял регулировать крутящий момент на ведущих колесах. При вращении большого колесного шкива, меньшим шкивом, расположенным на валу мотора, крутящий момент двигателя увеличивался. Это соединение использовалось для того, чтобы тронуться с места. Когда же диаметр шкива на оси был меньше, чем на валу двигателя, то угловая скорость колес возрастала, а усилие двигателя уменьшалось. Немного позже, ремень был заменен на более износостойкую цепь, а вместо шкивов использовали звездочки. Наверное, такой механизм известен всем, ну, по крайней мере тем, кто хоть раз катался на велосипеде.

Устройство коробки передач.

Трехвальная коробка передач:

• ведущий (первичный) вал;
• шестерня ведущего вала;
• промежуточный вал;
• блок шестерен промежуточного вала;
• ведомый (вторичный) вал;
• блок шестерен ведомого вала;
• муфты синхронизаторов;

• механизм переключения передач;
• картер (корпус) коробки передач.

Ведущий вал предназначен для соединения со сцеплением. На валу прорезаны пазы для ведомого диска сцепления. От ведущего вала, крутящий момент предается через шестерню, которая в данный момент зацеплена с ним.

Промежуточный вал параллелен первичному. На валу расположен блок шестерен, находящихся в жестком зацеплении с ним.

Ведомый вал располагается на одной оси с ведущим. Это возможно благодаря торцовому подшипнику на ведущем валу, который включает ведомый вал. Блок шестеренок ведомого вала не закреплен с валом и свободно вращается на нем, но блок шестерен промежуточного и ведомого вала, а еще и шестерня ведущего вала находится в постоянном зацеплении.

Муфты синхронизаторов расположены между шестернями ведомого вала. Их работа основана на выравнивании угловых скоростей шестерен ведомого вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения. За счет шлицевого соединения, муфты могут двигаться продольно по ведомому валу, поскольку имеют с ним жесткое зацепление. Торцы муфт имеют форму зубчатых венцов, которые входят в соединение с соответствующими зубчатыми венцами шестерен ведомого вала. Сейчас, новые коробки передач, оборудованы синхронизаторами на всех передачах.

Механизм переключения трехвальной коробки передач расположен на корпусе коробки. Он состоит из ползунов с вилками и рычага управления. Блокиратор необходим, для того, чтобы предотвратить одновременное включение двух передач. Так же механизм переключения может иметь дистанционное управление.

Картер коробки передач необходим для размещения конструктивных частей и механизмов и для хранения масла. В качестве материла, для изготовления картера используют алюминиевый или магниевый сплав.

Двухвальная коробка передач:

• ведущий (первичный) вал;
• блок шестерен ведущего вала;
• ведомый (вторичный) вал;

• блок шестерен ведомого вала;
• муфты синхронизаторов;
• главная передача;
• дифференциал;
• механизм переключения передач;
• картер коробки передач.

Ведущий вал, как и в трехвальной коробке, служит для соединения со сцеплением. На валу жестко закреплен блок шестеренок. Ведомый вал, вместе с блоком шестерен расположен параллельно ведущему валу. Шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала и могут свободно вращаться на валу. К ведомому валу жестко закреплена ведущая шестерня главной передачи. Муфты синхронизаторов расположены между шестернями ведомого вала.

Для уменьшения линейных размеров и увеличения числа ступеней, во многих конструкциях коробок передач устанавливается по два, и даже три ведомых вала. На каждом из валов жестко закреплена шестерня главной передачи, находящаяся в зацеплении с одной ведомой шестерней – так сказать, три главных передачи.

Крутящий момент от вторичного вала коробки передач к ведущим колесам автомобиля передают главная передача и дифференциал. При необходимости, дифференциал может обеспечивать вращение колес с разной угловой скоростью.

Механизм переключения передач двухвальной коробки, является дистанционным, так как располагается отдельно от корпуса коробки. Связь между коробкой и механизмом осуществляется за счет различных тяг или тросов. Самым простым является соединение при помощи тросов, именно поэтому его чаще используют в механизмах переключения.

Механизм переключения передач двухвальной коробки
имеет следующее устройство:

• рычаг управления;
• трос выбора передач;
• рычаг выбора передач;
• трос включения передач;
• рычаг включения передач;
• центральный шток переключения передач с вилками;
• блокирующее устройство.

Выбор передачи осуществляется за счет поперечного движения рычага управления, относительно оси автомобиля, а включение передачи – продольное движение рычага, т.е. к конкретной передачи.

Принцип работы трехвальной механической коробки передач

В нейтральном положении рычага управления, не происходит передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса. С перемещением рычага управления, происходит соответствующее перемещение муфты синхронизатора. Муфта же, в свою очередь, обеспечивает синхронизацию угловых скоростей соответствующей шестерни и ведомого вала. Уже после, зубчатый венец муфты зацепляется с венцом шестерни и происходит блокировка шестерни ведомого вала. В итоге, коробка передач осуществляет передачу оборотов с двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом.

Задний ход обеспечивается соответствующей передачей коробки. Сменить направление движения, удается благодаря промежуточной шестерни заднего хода, которую устанавливают на отдельной оси.

Принцип работы двухвальной механической коробки передач

Двухвальная и трехвальные коробки передач работают по схожему принципу, главное в чем они отличаются – особенности работы механизма переключения передач.

Все, что требуется от оператора (водителя), это изменять положение рычага, двигая им продольно или поперечно. Передвигая рычаг поперечно, усилие передается на трос выбора передач. Тот же, воздействует на рычаг выбора передачи. Рычаг, в свою очередь, поворачивает центральный шток вокруг оси и, таким образом, позволяет выбрать передачу.

При продолжении поперечного движения рычага, усилие передается на трос переключения передач, а далее на рычаг переключения передачи. За счет движения рычага, происходит горизонтальное перемещение штока с вилками. Соответствующая вилка на штоке перемещает муфту синхронизатора и блокирует шестерню ведомого вала. В итоге, крутящий момент передается от двигателя на ведущие колеса.

Механическая коробка передач — МКПП

Механика отличается от автомата наличием характерного рычага переключения передач и трех педалей, расположенных перед водителем в нижней части кабины. Расположение педалей одинаково на всех моделях автомобилей.

Сцепление. Левая педаль. Она отвечает за соединение двигателя с колесами автомобиля. На нее следует нажимать исключительно левой ногой, иначе существует вероятность возникновения опасных ситуаций. Сцепление следует выжимать плавно, чтобы избежать рывков автомобиля. Данная педаль – отличительная особенность механической коробки передач (МКПП), в автоматической коробке ее нет.

Тормоз. Средняя педаль. Выжимается правой ногой, зачастую одновременно со сцеплением. Отвечает за торможение машины. Присутствует в обоих вариантах коробок передач.

Газ. Самая правая педаль. С ее помощью контролируется подача топлива в камеру сгорания, и, как следствие — разгон автомобиля. Присутствует как в механике, так и в автомате.

Как управлять механической коробкой передач?

Для эффективного управления машиной с МКПП нужно научиться правильно выжимать сцепление. Данная педаль служит:
— для разрыва передачи крутящего момента от двигателя к карданному валу, что нужно для переключения скоростей;
— для предотвращения остановки двигателя, если автомобиль тормозит на любой передаче.

Умение виртуозно лавировать педалью сцепления — это еще половина процесса управления авто. К этому навыку нужно добавить знания о положении скоростей в механической коробке передач. В какой позиции включается та или иная передача.
Количество передач может отличаться в зависимости от модели авто. Существуют четырех, пяти и шести ступенчатые коробки. Особенности скоростей:
Первая передача – включается при старте движения или на участках, где требуется очень маленькая скорость. Стоить отметить, что на некоторых моделях авто первую скорость нельзя включить при движении. Это сделано для защиты коробки.
Вторая передача – включается на скорости от 15 до 40 км/ч, хотя этот показатель не главный. При движении всегда нужно ориентироваться на скорость вращения двигателя. Помочь в этом может тахометр — специальный прибор, расположенный на передней панели. Он считывает обороты двигателя. Если стрелка доходит до красной зоны – значит нужно повышать передачу.
Третья и последующие передачи – включаются для повышения скорости движения. Обычно используются приезде на длинные расстояния и на дороге с хорошим покрытием.
При торможении, соответственно, передачи следует понижать. Умение вовремя переключать механическую коробку на нужную скорость не только улучшает комфорт движения, но и продлевает эксплуатационный ресурс автомобиля.

Преимущества МКПП
  • Механическая коробка передач имеет низкую стоимость. Она часто устанавливается в бюджетных автомобилях, что повышает доступность такого транспорта для населения;
  • «Механика» обладает более высоким КПД по сравнению с гидромеханикой, и меньшим весом;
  • Работа узла не предполагает системы охлаждения;
  • Отличается простотой конструкции и недорогим ремонтом;
  • Автомобили с МКПП можно завести с помощью толкания, а если не выходит – отбуксировать их к месту ремонта;
  • Водитель может самостоятельно регулировать крутящий момент, что актуально для спортивных автомобилей;
  • Экономный расход топлива, по сравнению с АКПП (кроме новых моделей, где этому вопросу было уделено большое внимание).
    Стоит отметить, что автоматическая коробка быстрее переключает скорости по сравнению с механикой. Езда более плавная, не теряется крутящий момент. Водитель меньше устает, так ему нужно контролировать меньше процессов. Тем не менее, навык езды на МКПП способствует обострению реакций. Научившись ездить в таких машинах можно без опаски пересаживаться на автомат.

Нужно ли менять АКПП? — Волга Ньюс

Автоматическая коробка передач автомобиля позволяет водителю не думать о переключении передач во время движения. Это агрегат, срок службы которого относительно велик, поэтому менять ее приходится относительно малому количеству водителей, чего не скажешь о необходимости обслуживания и ремонта. Чтобы знать, когда пришло время заняться трансмиссий, обратите внимание на признаки ее износа.

Каков срок службы КПП?

Коробка передач служит довольно долго. Ее редко приходится полностью менять, потому что она рассчитана на весь срок службы автомобиля. При регулярной замене масла ресурс автоматической коробки передач может достигать 300000 км.

Каковы симптомы поломки коробки передач?

Проблемы трансмиссии проявляются по мере увеличения пробега автомобиля. Чем раньше вы заметите эти признаки, тем проще и дешевле будет ремонт.

Симптомы поломок могут быть такими:

  • Пиктограмма неисправности на панели приборов;
  • Скрип шестерен при переключении передач;
  • Шум трансмиссии, когда автомобиль стоит на месте;
  • Скорости переключаются не вовремя или скачкообразно;
  • Утечка масла из гидроблока коробки передач.

Этот список не является исчерпывающим, рекомендуется проводить регулярный общий осмотр, осмотр гидроблока, а также сброс ошибок во время каждого технического обслуживания или диагностики АКПП. В случае обнаружения потерь давления в маслопроводах, рекомендуется проверить гидроблок на герметичность.

Каковы риски при эксплуатации неисправной АКПП?

Неисправные коробки могут неправильно переключаться. Если вы «автомат» долго не ремонтируете, возможно, вы вообще скоро не сможете переключать передачи. Таким образом, любые поломки трансмиссии делают вождение очень опасным, подвергая опасности водителя и других участников дорожного движения. Здесь важно, как можно скорее обратиться к механикам по ремонту автоматических коробок передач.

Как продлить срок службы АКПП?

Замена коробки передач — задача нелегкая и очень дорогая. Действительно, чтобы заменить трансмиссию, придется заплатить от 600 до 3000 $ за детали и работу.

Чтобы избежать полной замены трансмиссии, важно знать, как можно продлить срок ее службы:

  • Меняйте ATF-жидкость каждые 50 000 км;
  • Проверяйте уровень масла каждый раз при ремонте и техническом осмотре;
  • Начинайте движение плавно, без резких ускорений с места.

Поскольку этот узел имеет продолжительный срок службы, следует опасаться любых признаков износа, которые могут появиться. Чтобы продлить срок службы, регулярно проверяйте и меняйте мало в АКПП. Старое масло может быстро «убить» гидротрансформатор. А ремонт гидротрансформатора обойдется в 100-200 $, и это не учитывая монтаж/демонтаж и разборку/сборку трансмиссии.

Следует отметить, что необходимость в замене АКПП возникает достаточно редко. Прежде чем думать о полной замене трансмиссии, убедитесь, что она больше не находится в рабочем состоянии и ее невозможно отремонтировать. Замена коробки передач — сложная операция, требующая хороших знаний и специальных инструментов. Трансмиссия очень тяжелая и весит от 30 до 40 кг, поэтому рекомендуется отдать ее на ремонт профессионалу, чтобы не травмировать себя и не повредить ее окончательно.

Процедура замены трансмиссии

Шаг 1: соберите и подготовьте автомобиль

Установите машину на ровной поверхности и выключите двигатель. Чтобы коробка стала доступна, сначала нужно снять защиту. Снимите коврики, закрывающие центральную консоль внутри салона. Многие автомобили оснащены переключателем заднего хода, который включает фонари заднего хода. Начнем с разборки этого контактора.

Шаг 2: Разберите коробку передач

Открутите чехол кулисы переключения передач и винт крепления центральной консоли и снимите его. Выкрутите болт крепления нижней тяги кулисы переключения и слегка поверните верхнюю опору шарового шарнира. Затем ослабьте четыре болта и болт нижней тяги, которыми крепится карданный вал, и вытащите его. Затем снимите блоки глушителя, которые поддерживают заднюю часть коробки передач. Выкрутите болт крепления рабочего цилиндра сцепления и снимите рабочий цилиндр. Затем проделайте то же самое с гайкой с накаткой троса спидометра и снимите ее с раструба сцепления. Затем снимите картер сцепления с блока цилиндров, отвинтив болты. Также открутите винты, которые крепят коробку к мотору, при необходимости подтянув ее отверткой. Теперь вы можете снять коробку передач, толкая ее внутрь и вверх.

Шаг 3: Установите новую коробку передач

Сняв старую коробку, замените ее на новую. Затем соберите все элементы в обратной последовательности.

Шаг 4: Проверьте правильность работы новой коробки

После установки новой трансмиссии опустите автомобиль и убедитесь, что вы можете нормально переключать передачи. Сначала ездите осторожно, чтобы убедиться, что все работает правильно.

Теперь вы знаете, как заменить автоматическую коробку передач, однако имейте в виду, что это непростая задача для новичков. Кроме того, из-за веса этого агрегата, демонтаж трансмиссии должен производиться осторожно.

Коробки скоростей и подач станков


Коробка скоростей является основной частью привода шпинделя станка и предназначена для передачи движения от электродвигателя и изменения частоты вращения шпинделя. Конструктивно коробка скоростей либо встраивается в корпус шпиндельной бабки, либо монтируется в отдельном корпусе и связана со шпинделем передачей или муфтой. Встроенные коробки упрощают конструкцию станка и его монтаж, обеспечивают компактность привода и простоту управления, но являются источником вибраций и теплоты и поэтому применяются преимущественно в станках нормальной точности. В быстроходных и точных станках используются коробки скоростей с раздельным приводом в отдельном корпусе.

Изменение скорости (ступенчато или бесступенчато) и реверсирование достигаются в коробках скоростей использованием различных механизмов, определяющих следующие основные типы коробок:

  • Со скользящими блоками из двух или трех прямозубых колес, перемещающихся по валу со шлицами или направляющей шпонкой. Широко применяются в станках средних размеров.
  • С фрикционными муфтами электромагнитного или ручного включения, допускающими применение косозубых и шевронных колес и переключение скоростей на ходу. Широко применяются в станках и станках-автоматах небольших и средних размеров.
  • С кулачковыми муфтами, позволяющими применять косозубые и шевронные колеса и имеющими малые усилия включения и небольшие перемещения. Применяются чаще в тяжелых станках.
  • Со сменными зубчатыми колесами, имеющими малые осевые габариты и позволяющими изменять частоту вращения шпинделя в широких пределах. Применяются в специальных и операционных станках, автоматах и полуавтоматах при массовом и серийном производстве.
  • С механизмами бесступенчатого регулирования (вариаторами), обеспечивающими плавное регулирование скорости на ходу. Применяются при необходимости малых габаритных размеров в небольших и средних станках.
Основные неисправности коробок скоростей и способы их ремонта приведены в справочной таблице в следующем разделе нашего сайта.
Коробка подач является основной частью привода подач, обеспечивающего перемещение рабочих органов станка. Привод подач может быть независимым (от отдельного электродвигателя) или зависимым (от органа главного движения станка). В первом случае подача измеряется в м/с, а во втором — в мм/об.

Основным назначение коробки подач является обеспечение большого числа подач в станке, для чего используются различные механизмы изменения скорости. С целью изменения направления движения рабочего органа станка в приводе подач имеется механизм реверсирования.
Для включения механизма подач используются фрикционная и кулачковая муфты, передвижные зубчатые колеса и другие устройства, расположенные обычно в начале цепи подач. Во избежание поломок механизма подач при возможных перегрузках имеется предохранительная муфта, располагаемая чаще всего между тяговым устройством (винт — гайка, зубчатое колесо — рейка и другие варианты) и последним валом коробки подач.

Смотрите также:

Устройство автоматической коробки передач (АКПП) —

АКПП — автоматическая коробка переключения передач — это один из видов коробок передач в которой переключение скоростей происходит автоматически — в зависимости от режима работы двигателя, дорожных условий и многих других факторов. В настоящий момент автоматические коробки передач довольно сильно распространены. Так, например, уже более 70% автомобилей Японского производства, продающихся в России поставляются с автоматическими коробками передач. Надежность современных АКПП не только уступает механическим коробкам передач, но зачастую их превосходит.

Что такое АКПП, коробка автомат?

АКПП — автоматическая коробка переключения передач — это один из видов коробок передач в которой переключение скоростей происходит автоматически — в зависимости от режима работы двигателя, дорожных условий и многих других факторов. В настоящий момент автоматические коробки передач довольно сильно распространены. Так, например, уже более 70% автомобилей Японского производства, продающихся в России поставляются с автоматическими коробками передач. Надежность современных АКПП не только не уступает механическим коробкам передач, но зачастую их превосходит.

{datsopic:18}

АКПП автомобиля LEXUS в разрезе

Из чего состоит АКПП?

Автоматическая коробка передач отличается от механической коробки передач не только тем, что переключения скоростей происходят автоматически, но и тем, что ее конструкция и принцип действия несколько иной — в ней используются планетарные механизмы и гидромеханический привод, которых вы не найдете в механической трансмиссии.

Классическая АКПП состоит из следующих основных узлов:

Гидротрансформатор

Гидротрансформатор служит для передачи крутящего момента с проскальзыванием от двигателя к редуктору коробки передач. Средой передачи является специальная жидкость-масло ATF (Automatic Transmission Fluid). Гидротрансформатор состоит из входной и выходной турбин и статора. Проскальзывание в гидротрансформаторе обычно устраняется блокировкой, когда обороты двигателя станут достаточно высокими (обычно на 3-4 передаче). Блокировка включается для повышения КПД гидротрансформатора и уменьшения расхода топлива.

{datsopic:14} {datsopic:16}
Фрикционные муфты («пакеты»)

Служат для передачи вращающего момента посредством трения фрикционов.  Они используются для включения или отключения передач или отсоединения одних частей АКПП от других (тоже связанными с переключением передач). Фрикционные муфты состоят из барабана и хаба. Барабан имеет крупные прямоугольные шлицы внутри, а хаб состоит из крупных прямоугольных зубьев снаружи. Между хабом и барабаном расположен, так называемый, пакет фрикционных дисков. Часть дисков состоит из металла, часть из пластмассы. Металлические диски имеют выступы снаружи и входят в шлицы барабана. Пластмассовые — имеют выступы внутри, куда входят зубья хаба. Передача момента через фрикционную муфту осуществляется после сжатия пакета фрикционов с помощью кольцеобразного поршня. Поршень установлен в барабане. Смазка подается к дискам через канавки в барабане, валах, корпуса АКПП.

{datsopic:15}

Обгонные муфты

Это специальная муфта, которая проскальзывает в одном направлении и заклинивает при передачи момента в другом направлении. Она работает в паре с фрикционной муфтой для снижения ударов при переключении передач (препятствует и для отключения торможения в АКПП.

{datsopic:12}

Планетарный редуктор

Планетарный редуктор передает вращательный момент на выходной вал АКПП.

{datsopic:11}

Тормозные ленты

Служит для торможения одной или нескольких вращающихся частей АКПП о корпус.

{datsopic:17}

ATF (Automatic Transmission Fluid)

Вместо масла в АКПП используется специальная жидкость ATF — она обладает некоторыми противоизносными качествами и обеспечивает работу гидравлики. ATF обычно окрашена в красный или зеленые цвета, для того, чтобы ее не путали с моторным маслом. Существуют много спецификаций, наиболее известные из них это DEXTRON и MERCON. Кстати, первая спецификация ATF содержала в своем составе китовый жир (whale oil) как модификатор трения. Конечно, современна наука не стоит на месте, в качестве модификаторов трения в ATF включаются более современные составы. Дополнительно для улучшения противоизносных свойств ATF (которые достаточно низки) используются специальные добавки к маслу такие как — Универсальная добавка INDIGO. После применения добавки, противоизносные, противозадирные свойства ATF улучшаются в разы. Это позволяет увеличить ресурс АКПП в несколько раз, а также устранить небольшие проявления износа коробки, такие как — толчки, рывки, пробуксовка.

 

Вы спрашивали: Сколько служит механическая коробка передач?

В зависимости от условий эксплуатации автомобиля такая коробка передач «ходит» от 120 до 150 тыс. км. После этого приходится или ремонтировать КПП или проводить ее замену.

Как часто нужно менять масло в механической коробке передач?

Эксперты рекомендуют менять трансмиссионное масло каждые 100 000 км пробега или через 7 лет стандартного использования авто, в зависимости от того, что наступает раньше. Если Ваша машина подвергается частым нагрузкам, а условия эксплуатации оставляют желать лучшего, менять масло нужно каждые 60 000 -70 000 км.

Какие бывают виды коробок передач?

На сегодняшний день на автомобили устанавливаются четыре основных типа коробок переключения передач:

  • Механическая коробка переключения передач
  • Автоматическая коробка переключения передач
  • Роботизированная коробка переключения передач
  • Вариативная (бесступенчатая) коробка переключения передач

Что заливают в механическую коробку передач?

Наиболее распространенное масло для механической коробки передач: 75W-90 считается универсальным и подходит для большинства автомобилей. По классу вязкости API масла маркируются буквами GL и цифрой, стоящей после букв в диапазоне от 1 до 5.

Как часто нужно менять масло в редукторе?

Опытные автомеханики скажут, что при стандартных условиях эксплуатации замена масла в редукторе необходима в среднем через каждые 40-60 тыс. км пробега. При интенсивной эксплуатации автомобиля со временем в картере редуктора происходит медленное окисление и разложение залитого масла.

Как понять что пора менять масло в коробке?

Для этого надо:

  1. На белую салфетку со щупа капнуть каплю масла;
  2. Когда капля впитается в салфетку, проверить на ней наличие посторонних включений;
  3. После этого надо провести осмотр щупа, если на нем есть черный налет, повторить замер;
  4. Если налет появился повторно, пора менять масло.

28.11.2015

Сколько коробок передач существует?

Как я уже писал выше, сейчас существуют 4 общепринятых типа трансмиссий: Механическая (сокращенно МКПП или «механика») Автоматическая гидротрансформаторная (АКПП или классический «автомат») Автоматическая вариаторная (Вариатор)

Что такое трансмиссия простыми словами?

В автомобиле независимо от его типа (легкового, грузового) трансмиссия — система узлов и механизмов, передающих вращательное, поступательное движение от двигателя к колесам.

Как правильно переходить с повышенной на пониженную передачу?

Резюмируя сам процесс переключения на пониженную передачу с четвертой на третью скорость:

  1. Нажимаем на педаль сцепления.
  2. Переводим рычаг переключения в нейтральное положение.
  3. Отпускаем сцепление.
  4. Нажимаем на дроссель.
  5. Жмем на педаль сцепления еще раз.
  6. Переключаем на третью передачу.
  7. Отпускаем педаль сцепления.

5.09.2017

Можно ли в механическую коробку залить масло для автомата?

Часто на форумах задают такой вопрос: можно ли использовать масло для автомата в механических коробках. В обычные МКПП заливать данное масло нельзя, так как густота его ниже, и отсутствуют необходимые антифрикционные присадки.

Можно ли залить ATF в мкпп?

Вообщем масло ATF вполне можно применить не только по назначению, но и в обычной механической кпп переднеприводного автомобиля. К тому же потребителю в данной ситуации не надо будет «парится» с выбором вязкости (что лучше зимой SAE 5w-40 или например 0w-40 и пр.)

Можно ли залить моторное масло в коробку передач?

Заливать моторное масло в коробку передач не рекомендуется.

Какая передача на какой скорости?

Обычно первая передача используется для движения автомобиля на скорости примерно от 0 до 20~25 км/ч. Вторая передача —p от 20~25 км/ч и примерно до 40 км/ч, третья —p от 40 до 60 км/ч; четвертая передача —p для скоростей свыше 60 км/ч.

Как правильно переключать передачи при движении?

Так, для начала движения, нужно нажать на сцепление и переключиться на 1-ю передачу, после медленно отпуская педаль сцепления, так же постепенного нажать на газ. В определенный миг, вы почувствуете, как авто начало движение, сцепление в это время чуть подержите на месте, затем постепенно отпустите.

Устройство механической коробки передач

Механическая коробка передач предназначена для изменения крутящего момента и передачи его от двигателя к колесам. Она обеспечивает разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок. Рассмотрим из чего состоит механическая коробка передач и схему работы. Механическая коробка передач состоит из:
  • картера;
  • первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;
  • дополнительного вала и шестерни заднего хода;
  • синхронизаторов;
  • механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами;
  • рычага переключения.

Схема работы механической коробки передач: 1 — первичный вал; 2 — рычаг переключения передач; 3 — механизм переключения передач; 4 — вторичный вал; 5 — сливная пробка; 6 — промежуточный вал; 7 — картер коробки передач.


Картер
 содержит основные узлы и детали коробки передач. Он крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. Так как при работе, шестерни коробки передач испытывают большие нагрузки, они должны хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину своего объема залит трансмиссионным маслом.

Валы коробки передач вращаются в подшипниках, установленных в картере, и имеют наборы шестерен с различным числом зубьев.

Синхронизаторы необходимы для плавного, бесшумного и безударного включения передач, путем уравнивания угловых скоростей вращающихся шестерен.

Механизм переключения передач служит для смены передач в коробке и управляется водителем с помощью рычага из салона авто. При этом замковое устройство не позволяет включаться одновременно двум передачам, а блокировочное устройство удерживает передачи от самопроизвольного выключения.

КАК РАБОТАЮТ ШЕСТЕРНИ В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ
Разберемся на примере как происходит изменение величины крутящего момента (числа оборотов) на различных передачах в коробке передач.

а) Передаточное отношение одной пары шестерен


Возьмем две шестерни и сосчитаем число зубьев. Первая шестеренка имеет 20 зубьев, а вторая 40. Значит при двух оборотах первой шестерни, вторая сделает только один оборот (передаточное число равно 2).

б) Передаточное отношение двух шестерен


На рисунке б) у первой шестерни («А») 20 зубьев, у второй («Б») 40, у третьей («В») снова 20, у четвертой («Г») опять 40. Дальше простая арифметика. Первичный вал коробки передач и шестерня «А» вращаются со скоростью, допустим 2000 об/мин. Шестерня «Б» вращается в 2 раза медленнее, то есть она имеет 1000 об/мин, а так как шестерни «Б» и «В» закреплены на одном валу, то и третья шестеренка делает 1000 об/мин. Тогда шестерня «Г» будет вращаться еще в 2 раза медленнее — 500 об/мин.

От двигателя на первичный вал коробки передач приходит — 2000 об/мин, а выходит — 500 об/мин. На промежуточном валу коробки передач в это время — 1000 об/мин.

В данном примере передаточное число первой пары шестерен равно двум, второй пары шестерен тоже — двум. Общее передаточное число этой схемы 2х2=4. То есть в 4 раза уменьшается число оборотов на вторичном валу коробки перемены передач, по сравнению с первичным. Обратите внимание, что если мы выведем из зацепления шестерни «В» и «Г», то вторичный вал коробки вращаться не будет. При этом прекращается передача крутящего момента и на ведущие колеса автомобиля, что соответствует нейтральной передаче в коробке.

Задняя передача, т.е. вращение вторичного вала коробки передач в другую сторону, обеспечивается дополнительным, четвертым валом с шестерней заднего хода. Дополнительный вал необходим, чтобы получилось нечетное число пар шестерен, тогда крутящий момент меняет направление:

Схема передачи крутящего момента при включении задней передачи: 1 — первичный вал; 2 — шестерня первичного вала; 3 — промежуточный вал; 4 — шестерня и вал передачи заднего хода; 5 — вторичный вал.


ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ЧИСЛА МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Поскольку в коробке передач автомобиля имеется большой набор шестерен, то, вводя в зацепление различные их пары, мы имеем возможность менять и общее передаточное отношение коробки. Давайте посмотрим на передаточные числа коробок передач:
Передачи ВАЗ 2105 ВАЗ 2109
I 3,67 3,636
II 2,10 1,95
III 1,36 1,357
IV 1,00 0,941
V 0,82 0,784
R(Задний ход) 3,53 3,53

Такие числа получаются, в результате деления количества зубьев одной шестерни на делимое число зубьев второй и далее по цепочке. Если передаточное число равно единице (1,00), то это означает, что вторичный вал вращается с той же угловой скоростью, что и первичный. Передачу, на которой скорость вращения валов уравнена, обычно называют – прямой и, как правило, это — четвертая передача.

Первая передача и передача заднего хода — самые «сильные» и двигателю не трудно крутить колеса, но машина в этом случае движется медленно. А при движении в гору на «шустрых» пятой и четвертой передачах двигателю не хватает сил, и приходится переключаться на более низкие, но «сильные» передачи.

Первая передача необходима для начала движения автомобиля, чтобы двигатель смог сдвинуть с места тяжелую машину. Далее, увеличив скорость движения и сделав некоторый запас инерции, вы можете переключиться на вторую передачу, более «слабую», но более «быструю», затем на третью, четвертую и пятую передачи.

Все ступеньки переключения передач вверх — с первой по пятую, следует проходить последовательно. Переключение передач в нисходящем порядке можно производить «прыгая через ступеньку» и даже через несколько. Обычный режим движения автомобиля – на четвертой (в городе) или пятой (на трассе) передачах, потому что они самые скоростные и экономичные.

НЕИСПРАВНОСТИ И ПОЛОМКИ В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ
Обычно неисправности и поломки в коробке передач появляются в результате грубой работы с рычагом переключения. Если водитель постоянно «дергает» рычаг, т.е. переводит его из одной передачи в другую быстрым, резким движением — это обернется ремонтом коробки передач. При таком обращении с рычагом, обязательно выйдут из строя механизм переключения или синхронизаторы, да и сами валы с шестернями – «железные» до определенной степени.

Рычаг переключения передач должен переводиться спокойным плавным движением, с микропаузами в нейтральной позиции, чтобы сработали синхронизаторы, оберегающие шестерни от поломок. При грамотном обращении с ним и периодической замене масла в коробки передач, она не напоминает о себе до конца срока службы.

Что такое коробка передач? (с иллюстрациями)

Коробка передач — это механический метод передачи энергии от одного устройства к другому, который используется для увеличения крутящего момента при снижении скорости. Крутящий момент — это сила, возникающая при изгибе или скручивании твердого материала. Этот термин часто используется как синоним трансмиссии.

Коробка передач, расположенная в точке соединения приводного вала, часто используется для изменения направления под прямым углом, как это наблюдается в ротационной косилке или вертолете.Каждый блок сделан с определенной целью, а используемое передаточное число рассчитано на обеспечение требуемого уровня силы. Это соотношение является фиксированным и не может быть изменено после создания коробки. Единственная возможная модификация постфактум — это регулировка, которая позволяет увеличить скорость вала вместе с соответствующим уменьшением крутящего момента.

В ситуации, когда требуется несколько скоростей, можно использовать коробку передач с несколькими передачами для увеличения крутящего момента при уменьшении выходной скорости.Эта конструкция обычно используется в автомобильных трансмиссиях. Тот же принцип можно использовать для создания повышающей передачи, которая увеличивает выходную скорость при уменьшении крутящего момента.

Ветряная турбина — это пример очень большой коробки передач.Турбина движется с медленной скоростью вращения с большим крутящим моментом. Трансмиссия преобразует эту мощность в более высокую, но с меньшим крутящим моментом скорость вращения электрогенератора. Из-за огромных размеров и количества энергии, которое они могут генерировать, ветряные турбины имеют несколько ступеней и шестерен. Эта особенность требуется для того, чтобы генератор электроэнергии мог обеспечивать стабильную мощность даже при колебаниях частоты вращения турбины.

В автомобиле существует три типа трансмиссии: автоматическая, ручная или бесступенчатая.Автомобиль с механической коробкой передач представляет собой лучший пример простой коробки передач. Как в автоматической, так и в бесступенчатой ​​трансмиссии коробки передач представляют собой замкнутые системы, требующие минимального вмешательства человека.

Механическая трансмиссия доступна в двух различных системах: с подвижным зацеплением и постоянным зацеплением.В системе скользящей сетки используются прямозубые цилиндрические шестерни. Шестерни вращаются свободно и требуют манипуляций водителя для синхронизации перехода с одной скорости на другую. Водитель отвечает за согласование оборотов двигателя с требуемой скоростью движения. Если переход между шестернями не рассчитан по времени, они сталкиваются, создавая громкий скрежет при столкновении зубьев шестерни.

Система постоянного зацепления имеет косозубые или двойные косозубые зубчатые передачи, которые постоянно зацеплены друг с другом.К шестерням добавлены конусы трения или синхронизированные кольца, чтобы обеспечить более плавный переход при переключении передач. Этот тип трансмиссии обычно используется в гоночных автомобилях и сельскохозяйственном оборудовании.

Руководство по выбору редукторов и редукторов

: типы, характеристики, применение

Редукторы и редукторы, также называемые редукторами или редукторами скорости, представляют собой устройства передачи энергии, в которых используется зубчатая передача в закрытом корпусе для передачи энергии, увеличения крутящего момента и снижения скорости от одного устройства к другому.

Редукторы и редукторы состоят из шестерен, расположенных в корпусе, с возможностью присоединения к входному приводу (двигателю или ведущему валу) и выходному компоненту (обычно валу). Конфигурации входных и выходных соединений для редукторов и редукторов включают сплошной вал, полый вал и встроенную муфту.

Шестерни установлены на валах, которые поддерживаются подшипниками качения и вращаются через них. Коробка передач — это механический метод передачи энергии от одного устройства к другому, который используется для увеличения крутящего момента при снижении скорости.Крутящий момент — это сила, возникающая при изгибе или скручивании твердого материала. Этот термин используется как синоним трансмиссии.

Коробка передач, расположенная в точке соединения приводного вала, часто используется для изменения направления под прямым углом, как это наблюдается в ротационной косилке или вертолете. Каждый блок изготавливается с определенной целью, а используемое передаточное число рассчитано на обеспечение требуемого уровня силы. Это соотношение является фиксированным и не может быть изменено после создания коробки.Единственная возможная модификация постфактум — это регулировка, которая позволяет увеличить скорость вала вместе с соответствующим уменьшением крутящего момента.

В ситуации, когда требуется несколько скоростей передачи, можно использовать трансмиссию с несколькими передачами для увеличения крутящего момента при уменьшении выходной скорости. Эта конструкция обычно используется в автомобильных трансмиссиях. Тот же принцип можно использовать для создания повышающей передачи, которая увеличивает выходную скорость при уменьшении крутящего момента.

Анимация с изображением коробки передач Автор видео: Фарис Аль-Галиб на YouTube

Компоненты

  • Шестерни
  • Подшипники качения (роликоподшипники и / или шариковые подшипники)
  • Валы для соединения шестерен с корпусом, а также для соединения коробки передач или редуктора с приводным устройством и ведомым элементом
  • Корпус или кожух для шестерен, подшипников и валов.
    • Корпус может иметь фланцы для крепления двигателя или к машине или другому узлу. Корпус может иметь монтажные отверстия для крепления редуктора к машине или другому узлу.
    • Он обеспечивает структурную опору для подшипников вала. Это, в свою очередь, помогает при загрузке шестерен.
    • Он передает реакцию механического вращения (крутящий момент) на другую опорную конструкцию коробки передач или элементы привода.
    • Он предотвращает растекание смазки, а также предотвращает попадание нежелательных частиц в редуктор.
    • Это средство безопасности и снижает интенсивность шума.
    • Уменьшает количество тепла, выделяемого из-за внутреннего трения.
    • Повышает визуальные качества коробки передач.

Материалы

  • Зубчатый редуктор обычно изготавливается из чугуна или стали.
  • Материал вала — обычно сталь.
  • Корпус коробки передач обычно изготавливается из чугуна, стали или алюминия. Корпус может быть отлитым или обработанным.

Покупка коробки передач

Прежде чем покупать коробку передач, самое главное — убедиться в ее требованиях.Лучший выбор коробки передач соответствует требованиям покупателя. Такой удачный выбор может быть достигнут путем согласования требований системы передачи мощности с конкретным диапазоном коробок передач, предлагаемых производителями. Покупателям рекомендуется иметь представление о системе и доступном на рынке оборудовании.

Покупатель может рассмотреть:

Кредит стола: Gears Hub

Типы

Доступны несколько различных типов и комбинаций редукторов и редукторов.

Зубчатые передачи

Коническая шестерня — это шестерня, которая находится в зацеплении с другой конической шестерней таким образом, что валы могут образовывать угол менее 180 °.

Цилиндрические шестерни соединяются с параллельными валами. Эвольвентные зубья косозубых шестерен срезаны под углом к ​​оси вращения. Если в зубчатом зацеплении редуктора есть две ответные косозубые шестерни, то они должны иметь одинаковый угол наклона винтовой линии, но противоположные стрелки.

Прямозубые шестерни — это прямозубые шестерни с радиальными зубьями, которые передают мощность и движение между параллельными осями.

Планетарные передачи имеют две или более малых шестерен, которые установлены либо снаружи, либо внутри большой и большой шестерни. Большого передаточного числа можно достичь с помощью планетарной передачи. Выходное вращение происходит в том же направлении, что и входное вращение.

Циклоидальные передачи используются в парном исполнении и расположены таким образом, чтобы образованный ими угол был равен 180 °. Причина образования 180 ° заключается в обеспечении баланса нагрузки, и эти шестерни приводятся в движение множеством коленчатых валов.Имеется несколько валов для распределения нагрузки и повышения прочности при скручивании.

Червячные передачи — это цилиндрические шестерни со спиральной резьбой, которые приводят в движение сопряженные червячные колеса в системах с высокими редукторами. Они работают по непересекающимся перпендикулярным осям.

Дополнительные устройства

В гармонической передаче используется вложенная шестерня в круглом шлице, причем внутренняя шестерня является гибкой и содержит на два зубца меньше. Каждый поворот внутренней части перемещает гибкую шестерню против часовой стрелки на круглом шлице

.

Гипоидная передача — это прямоугольный непересекающийся привод, использующий ведущую шестерню (напоминающую червяк), смещенную от центра ведомой шестерни.

Центровка валов

При выравнивании параллельно в линию (просто, в линию) входной (ведущий) вал и выходной (ведомый) валы могут быть соединены воображаемой осевой линией, проходящей через центр каждого вала под углом 0 °.

При выравнивании с параллельным смещением входной (ведущий) вал и выходной (ведомый) валы параллельны. Однако они находятся в коробке передач на разной высоте над горизонтом.

При центрировании под прямым углом входной (ведущий) вал и выходной (ведомый) валы перпендикулярны друг другу.Чаще всего это встречается с редукторами с червячной передачей.

Валы с неперпендикулярным углом наклона встречаются редко. При таком выравнивании входной (ведущий) вал и выходной (ведомый) валы не перпендикулярны друг другу, а расположены под углом.

Технические характеристики

Особенно важно учитывать передаточное число и крутящий момент, необходимые для каждого применения.

Передаточное число обычно задается как X: 1, где X — целое число. Чтобы облегчить нагрузку на нашу поисковую систему, это соотношение вводится как X / 1 или X.Поэтому передаточное число 5: 1 вводится как 5. Передаточное число 5: 1 означает, что входная мощность двигателя 1750 об / мин преобразуется в 350 об / мин.

Выходной крутящий момент — это мера угловой силы, которая вызывает вращательное движение. Крутящий момент — это реальное значение для выходной спецификации. Выходная мощность в лошадиных силах не имеет большого значения для приложения.

Входная мощность — это номинальная входная мощность редуктора в лошадиных силах, которая представляет собой максимальный размер первичного двигателя, на который редуктор рассчитан.

Превышение максимальной входной скорости может привести к «вспениванию» масла, что отрицательно скажется на сроке службы редуктора.

Характеристики

Несколько выходных валов могут приводиться в движение одним входным валом. Выходные валы обычно параллельные и рядные. Однако существуют некоторые уникальные конфигурации, которые позволяют приводить смещенные валы с разной скоростью.

Опорный рычаг предотвращает вращение корпуса редуктора при отсутствии базовых опор или фланцев.

Приложения

Редукторы

используются для многих приложений, включая станки, обрабатывающее и другое промышленное оборудование, конвейеры, смесители, экструдеры, ветряные турбины, лебедки, краны, трубопроводы, сельскохозяйственное оборудование и многие другие приложения для передачи мощности вращательного движения, которые требуют изменения требований к крутящему моменту и скорости. .

ресурсов

Wisegeek

Агроинженеры

Изображение кредита:

Бранхам, W.C. Inc. | ATLANTA Drive Systems, Inc. | США Tsubaki Power Transmission, LLC


Читать мнения пользователей о коробках передач и редукторах

Что такое планетарная передача и как она работает?

Где используются планетарные передачи?

Планетарные передачи используются в приложениях с ограниченным пространством, поскольку они обычно меньше, чем другие типы редукторов.Они также составляют основу наиболее распространенного типа автоматической трансмиссии, известного как гидравлическая планетарная автоматическая трансмиссия. В большинстве современных автоматических коробок передач в автомобильной промышленности используются планетарные передачи.

В других странах планетарные передачи используются в таком оборудовании, как шнеки и ветряные турбины, а также в системах привода транспортных средств для вертолетов и авиационных двигателей. Планетарные редукторы также популярны для промышленного оборудования, где их используют управляемые роботы, станки для лазерной резки и даже больничные операционные столы.Также есть большая вероятность, что мясо для сэндвичей в вашем холодильнике было разрезано на слайсере с планетарной передачей.

В легковых автомобилях с автоматической коробкой передач используются планетарные передачи, так что бабушкин Buick использует их, как раздражающий Ford Mustang V6 1995 года выпуска.

Есть ли планетарные передачи в бесступенчатых трансмиссиях?

Если традиционные автоматические и ручные трансмиссии имеют фиксированное передаточное число, бесступенчатая трансмиссия (CVT) работает с двумя шкивами конической формы, соединенными ремнем.Они используются для повышения экономии топлива, поскольку вариаторы обычно предназначены для поддержания максимальной эффективности и идеальной мощности двигателя.

Однако существуют версии вариаторов, в которых используются планетарные передачи. Названные планетарными вариаторами или планетарными вариаторами, эти трансмиссии используют планетарные шестерни для передачи крутящего момента. Toyota использовала один в Prius еще в конце 1990-х годов.

Как планетарная передача соотносится с портальными осями?

Портальные мосты используются для увеличения дорожного просвета и позволяют использовать передачу, снижающую нагрузку на дифференциал.Такие автомобили, как грузовик Mercedes-AMG G63 6×6 и Mercedes-Benz Unimog, используют портальные оси. В этих приложениях используется планетарная (планетарная) ступичная коробка передач, которая позволяет полуосям вращаться быстрее, чем колеса.

Это уменьшает крутящий момент, необходимый для выработки той же мощности. В случае таких автомобилей, как Unimog и G63, большие колеса и шины уже обеспечивают большую часть необходимого дорожного просвета, поэтому портальные оси играют немного иную роль.

Часто задаваемые вопросы о планетарных передачах

У вас есть вопросы, У Drive есть ответы!

В: Как узнать, есть ли в моем автомобиле планетарные передачи?

A: Если вы водите современный автомобиль с автоматической коробкой передач, есть большая вероятность, что у него планетарные передачи. Если вы хотите это выяснить, обратитесь к руководству по техническому обслуживанию вашего автомобиля для получения информации о коробке передач, обратитесь в сервисный отдел вашего дилера или попробуйте эту всезнающую панель поиска, от которой мы все так зависим.

Q: Планетарные передачи дороже других типов?

A: В целом да. Они более дорогие, потому что они более сложные и состоят из большего числа частей, чем другие типы трансмиссий.

Q: Требуется ли смазка планетарных шестерен?

A: Да. Как и любая другая передача или механический компонент вашего автомобиля, планетарные передачи нуждаются в смазке для плавной работы и предотвращения повреждений или износа.Коробки передач, как и все другие части вашего автомобиля, нуждаются в регулярном уходе и обслуживании, которое может включать незначительные работы, такие как замена жидкости. Со временем шестерни внутри трансмиссии могут изнашиваться, что приводит к проскальзыванию или странному шуму, поэтому важно не отставать от смазки и регулярного технического обслуживания, чтобы как можно быстрее решить проблемы.

Давайте поговорим: оставьте комментарий ниже и обратитесь к руководствам и редакторам Gear!

Мы здесь, чтобы быть экспертами во всем, что связано с практическими рекомендациями.Используйте нас, хвалите нас, кричите на нас. Прокомментируйте ниже, и давайте поговорим! Вы также можете написать нам в Twitter или Instagram или связаться со всеми нами здесь: [email protected]

Внутреннее устройство коробки передач — Руководство к игре 0

По сути, коробка передач — это просто набор шестерен и кожух, который их соединяет. Коробки передач имеют выходное передаточное число , конечное передаточное отношение между входным валом двигателя и конечным выходным валом. Передаточные числа более подробно описаны в глоссарии.

В FTC коробки передач могут быть более распространенными, чем вы думаете — к каждому мотору прикреплена коробка передач.Эти редукторы бывают двух типов: прямозубые или планетарные. Ниже мы даем подробный анализ каждого из этих типов редукторов. Для пояснения, нижеприведенные редукторы отделены от базового двигателя.

Цилиндрические редукторы¶

Цилиндрические редукторы

представляют собой набор передаточных чисел, часто сгруппированных для достижения большого составного передаточного числа (например, 40: 1). Каждое передаточное число имеет только две передачи: одна может быть 8: 1, другая может быть 5: 1, но конечное передаточное число будет 40: 1. Эти редукторы используются в двигателях серии Andymark NeveRest Classic и goBILDA серии 5201, а также в шестигранных двигателях REV HD.Из-за особенностей конструкции этих коробок передач каждая передача имеет только несколько зубцов от каждой включенной шестерни, и эти зубцы несут всю нагрузку на коробку передач. Цилиндрический редуктор легко повредить ударной нагрузкой, а если выйдет из строя одна шестерня, вся коробка передач перестанет работать.

Подсказка

Не рекомендуется использовать цилиндрические редукторы в системах с высокими нагрузками, таких как трансмиссии или рычаги. Вместо этого используйте планетарные редукторы.

Пример прямозубого редуктора. Обратите внимание, как все шестерни входят в зацепление только с одной другой шестерней.¶

Преимущества цилиндрических редукторов¶

Как правило, цилиндрические редукторы дешевле планетарных. Однако в FTC это изменение цены часто бывает минимальным. Планетарный редуктор 20: 1 от REV всего на 4 доллара больше, чем прямозубый 20: 1

.

Цилиндрические редукторы разных производителей не взаимозаменяемы. Однако они сопоставимы и практически неотличимы по характеристикам. Главное, на что следует обратить внимание, — это желаемый редуктор , желаемые соединения двигателя и желаемый тип выходного вала .

Планетарные редукторы¶

В планетарных коробках передач

используется более сложная система шестерен для достижения надежного редуктора в компактном пространстве. В автомобилестроении планетарные редукторы могут достигать нескольких различных передаточных чисел без изменения размера передачи, но все планетарные редукторы, которые вы увидите в FTC, имеют только одно передаточное число.

Планетарные редукторы

используются в серии Andymark Orbital, некоторых шестигранных и сверхпланетарных двигателях REV HD, а также в широком ассортименте планетарных редукторных двигателей goBILDA.Кроме того, AndyMark продает несколько вторичных планетарных коробок передач под названием NeveRest Sport и 57 Sport, а VEXpro продает настраиваемую коробку передач VersaPlanetary. Как видно из рисунка ниже, на ступень больше зубьев, чем в прямозубом редукторе.

Пример ступени планетарного редуктора. Обратите внимание на то, как солнечная шестерня входит в зацепление более чем с одной шестерней.

Преимущества планетарных редукторов¶

  • Люфт меньше, чем у прямозубых редукторов.Люфт определяется как зазор или потеря хода, вызванная зазорами между деталями. Это можно легко объяснить, если надеть колесо или шестерню на вал двигателя и слегка повернуть его. Деталь должна иметь возможность немного покачиваться, не прикладывая к ней значительных усилий. Это вызвано тем, что зубья шестерни внутри коробки передач не могут идеально входить в зацепление, и то же самое для цепи и звездочек или любой другой формы передачи мощности. Однако планетарные редукторы имеют меньший люфт, поскольку в них меньше ступеней шестерен.

  • КПД лучше, чем у цилиндрических редукторов. Типичный двухступенчатый цилиндрический редуктор имеет КПД около 85%, тогда как большинство двухступенчатых планетарных редукторов имеют КПД 94%.

  • Грузоподъемность выше для планетарных коробок передач. Это происходит из-за того, что на каждой ступени задействовано несколько зубцов, что распределяет нагрузку.

    Подсказка

    Это означает, что планетарные редукторы не будут так легко ломаться при использовании в приложениях с высокими нагрузками, таких как трансмиссии.

Редукторы и редукторы скорости для электродвигателей

Чтобы выбрать правильную коробку передач для привода электродвигателя, важно понимать основы редукторов, ключевые различия между конструкциями редукторов и то, как согласовать редуктор с требованиями вашего приложения.

Коробка передач — это зубчатая передача, предназначенная для изменения характеристик скорости и крутящего момента двигателя. Когда редукторы снижают скорость, они одновременно увеличивают крутящий момент (крутящее усилие) на выходе. Когда они увеличивают скорость, они уменьшают крутящий момент.

Редукторы скорости — это популярный термин для редукторов, которые уменьшают скорость электродвигателя и увеличивают крутящий момент. Поскольку почти каждое применение коробок передач включает снижение скорости и увеличение крутящего момента, эти термины часто используются как синонимы.Однако редукторы скорости на самом деле являются подкатегорией коробок передач, и можно использовать коробку передач для увеличения выходной скорости за счет крутящего момента.

Типы редукторов

Двумя основными типами редукторов являются рядные редукторы и прямоугольные редукторы, в каждом из которых используются редукторы определенного типа.

Рядные редукторы

Рядные редукторы передают число оборотов двигателя на выходной вал, параллельный валу двигателя.В зависимости от зубчатой ​​передачи выходной вал может быть соосным (совмещен) с валом двигателя или смещен на небольшое расстояние. В рядных редукторах обычно используются следующие типы шестерен:

  • Цилиндрические шестерни
  • Цилиндрические шестерни
  • Елочные шестерни
  • Планетарные шестерни
1. Цилиндрические шестерни

Цилиндрические шестерни являются наиболее распространенной конструкцией зубчатых колес и являются относительно экономичны за счет стандартизации конструкции. Однако они не обладают таким высоким крутящим моментом, как некоторые другие конструкции передач.

2. Цилиндрические шестерни

Цилиндрические шестерни имеют лучшие характеристики зацепления, чем прямозубые шестерни, что делает их более тихими в работе и способными выдерживать больший крутящий момент. Однако из-за своей конструкции они создают осевые силы, что делает их непригодными для некоторых приложений с очень высоким крутящим моментом.

3. Шестерни в елочку

Шестерни в елочку по существу состоят из двух противоположных косозубых шестерен, установленных бок о бок. Это сохраняет преимущества косозубых шестерен, устраняя при этом осевые силы, что делает их полезными для приложений с очень высоким крутящим моментом, таких как передача мощности в тяжелых условиях.

4. Планетарные передачи

Планетарные передачи обычно обеспечивают максимальное снижение скорости при минимальном объеме и очень эффективны. У них также очень низкий люфт, что делает их особенно подходящими для приложений с частыми остановками и запусками.

Прямоугольные редукторы

Прямоугольные редукторы передают число оборотов двигателя на выходной вал, расположенный под прямым углом (90 градусов) к оси вала двигателя. В прямоугольных редукторах обычно используются следующие типы шестерен:

1.Конические шестерни

Конические шестерни — это, по сути, прямозубые или косозубые конические шестерни. Они могут зацепляться с другой шестерней, ориентированной под другим углом, что делает их пригодными для создания поворота под прямым углом в системе привода. Они обладают характеристиками, аналогичными стандартным прямозубым и косозубым зубчатым колесам.

2. Червячные шестерни

Червячные шестерни по существу представляют собой винт с одним зубом, который вращается по спирали по длине вала и входит в зацепление с зубьями второй шестерни, установленной под прямым углом к ​​червяку.Поскольку зубья взаимодействуют скользящим движением, они обычно тише, чем другие типы зубчатых колес. Однако из-за возникающего трения они имеют в целом более низкий КПД с резким падением эффективности, когда угол подъема винта приближается к 15 градусам. Из-за трения внутри коробки передач также выделяется значительное количество тепла, поэтому правильное обслуживание системы смазки очень важно.

Выбор редуктора

Выбор редуктора для вашего двигателя зависит от следующих характеристик редуктора:

  • Выходной крутящий момент
  • Выходная скорость
  • КПД
  • Фактор обслуживания
  • Характеристики монтажа и подключения
  • Люфт
  • Радиальный нагрузка
  • Момент инерции

Выходной крутящий момент

Коробка передач должна выдавать крутящий момент, достаточный для работы механизма, к которому она подсоединена.Это включает в себя крутящий момент, необходимый для запуска и ускорения механизма, который может быть значительно выше, чем нормальный рабочий крутящий момент, и крутящий момент, который создается во время заторов и ударов нагрузки.

Выходная скорость

Если приложение требует определенной выходной скорости, редуктор должен поддерживать эту скорость, обеспечивая при этом достаточный крутящий момент для ведомой нагрузки.

КПД

Если выходная мощность двигателя близко соответствует требованиям мощности ведомой нагрузки, редуктор должен эффективно преобразовывать эту мощность.Эффективность также важна, когда одной из целей является снижение эксплуатационных расходов двигателя, таких как затраты на электроэнергию.

Коэффициент обслуживания

Коэффициент обслуживания редуктора — это процент от номинального крутящего момента, который он может выдерживать в течение коротких периодов времени. Если коробка передач будет испытывать частые быстрые ускорения или периодические скачки нагрузки на выходе, необходим значительный коэффициент обслуживания. Поскольку редукторы не имеют охлаждающего вентилятора, коэффициент обслуживания также зависит от того, сколько часов в день он используется.Чем дольше производственная смена, тем больше должен быть корпус для отвода выделяемого тепла.

Монтажные и соединительные характеристики

Если монтажная зона коробки передач имеет ограничения по пространству и профилю, размер, форма и конфигурация коробки передач важны для определения подходящего варианта. Различные типы шестерен имеют разный КПД по размеру, планетарные зубчатые передачи обычно являются наиболее компактными, а прямозубые шестерни требуют большего объема.Кроме того, в небольших приложениях можно использовать редуктор, который обеспечивает опору для двигателя. Напротив, в более крупных приложениях обычно необходимо монтировать их отдельно на шасси.

Люфт

Люфт — это величина ошибки или люфта в зацеплении шестерен в коробке передач, в результате чего коробка передач испытывает механический удар при запуске или остановке. Для приложений, в которых двигатель работает с перебоями, может быть целесообразно использовать редуктор с небольшим люфтом, например планетарный редуктор, чтобы избежать преждевременного механического выхода из строя.

Радиальная нагрузка

Радиальная нагрузка — это сила, действующая на выходной вал коробки передач под прямым углом, например, когда ременной шкив или звездочка используются для соединения коробки передач с ведомой нагрузкой. Редукторы имеют разные допуски на радиальную нагрузку, поэтому важно убедиться, что редуктор может выдерживать условия эксплуатации вашего приложения.

Момент инерции

Момент инерции коробки передач — это, по сути, сопротивление коробки передач резкому ускорению.В приложениях, требующих точного управления скоростью, таких как роботизированные следящие системы, важно выбирать редуктор с низким моментом инерции.

Установка и обслуживание редуктора

Наиболее частой причиной преждевременного выхода из строя редуктора является не качество и качество сборки редуктора, а условия, в которых он работает, и коэффициент обслуживания, для которого он был разработан. Наиболее важным фактором является надлежащее обслуживание коробки передач — обеспечение постоянного присутствия адекватной смазки в каждой части коробки передач и замена смазки, когда она изнашивается из-за механического давления и нагрева.Кроме того, важно правильно установить коробку передач, чтобы снизить вибрацию и напряжение. Всегда следите за тем, чтобы погрешность центровки между двигателем и коробкой передач, а также между коробкой передач и ведомой нагрузкой находилась в допустимых пределах коробки передач.

Резюме

Редукторы обладают множеством характеристик, которые влияют на их пригодность для различных применений. При выборе коробки передач важно тщательно проанализировать ваше конкретное применение, чтобы выбрать вариант, который эффективно соответствует всем критериям проектирования.Когда вы выбрали коробку передач, важно правильно ее установить и обслуживать, чтобы обеспечить максимально долгий срок службы.

Что такое конический редуктор?

Существует много различных типов редукторов — или редукторов, как некоторые предпочитают, — и конический редуктор является одним из наиболее часто используемых в системах автоматизации и передачи энергии.

Название относится к шестерне внутри коробки передач, то есть конической шестерне — одноступенчатому блоку, который просто блокирует скошенные края двух шестерен и передает вращение одной на другую, как сцепляющиеся пальцы.

Большинство конических зубчатых колес имеют конусообразную форму — это связано с тем, что наклонная поверхность зубчатого колеса спроектирована так, чтобы располагаться под углом, встречающимся с парным зубчатым колесом, которое передает мощность под углом от источника. Если этот угол составляет менее 90 °, эта коническая зубчатая передача — или острая конструкция — называется внешней, потому что зубья обращены наружу. Все, что имеет тупой угол, то есть угол более 90 °, называется внутренним коническим зубчатым колесом. У вас также может быть коническая шестерня с короной — угол наклона которой составляет точно 90 °, а зубья параллельны оси, напоминая острия коронки.

Эти конические редукторы, какую бы из этих доступных конструкций вы ни выбрали, используются в широком диапазоне условий для передачи и / или разделения мощности одного вращающегося механического привода на определенный угол. Этот угол обычно составляет 90 °, но может варьироваться в зависимости от требований приложения, как в остром, так и в тупом исполнении (меньше или больше 90 °).

Ключевым преимуществом конической передачи перед червячной передачей для прямоугольной передачи является эффективность шестерен. Червячные передачи обычно имеют КПД только около 50-80%, поэтому 20-50% мощности теряется при переходе под прямым углом.Однако конические редукторы могут иметь КПД до 98% — с незначительной потерей мощности от входа к выходу.


Подробнее о конических редукторах

Конические редукторы, спроектированные и проданные как одноступенчатые, обычно поставляются с передаточным числом от 1: 1 до 5: 1, хотя они также могут поставляться с дробным передаточным отношением, например 1: 5: 1 — это означает, что они могут быть адаптированы. для широкого диапазона приложений и сценариев, где требуется такая передача движения.Другие стили конических зубчатых колес могут включать в себя гипоидно-спиральные конические зубья Nidec Graessner, которые обеспечивают соотношение 15: 1 за одну ступень!

Они особенно хорошо подходят для любого применения, в котором приводная линия должна поворачивать за угол или где несколько устройств обслуживаются одним двигателем, что часто встречается в автоматических линиях и производственных линиях.

Конические редукторы PowerGear, которые мы поставляем, производятся компанией Nidec Graessner, ведущим в отрасли производителем высокотехнологичных, прецизионных и надежных редукторов в Германии.Они часто сочетаются с подъемной системой с винтовым домкратом от Grob, и на них можно положиться при выполнении своей функции с минимальными потерями мощности, даже при распределении мощности от одного двигателя на несколько винтовых домкратов.

Конический редуктор, один из наших самых продаваемых товаров, является фаворитом отрасли; эта технология существует уже много лет, она проявляется в конструкциях столь же старых, как и сама инженерия, и, поскольку технологии еще не нашли ничего, что работало бы лучше традиционных шестерен, мы знаем, что конические редукторы PowerGear от Nidec Graessner останутся одними из наших лучших. торговые линии.

Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше о доступных версиях, а также изучить наш веб-сайт, чтобы найти спецификации, модели САПР, подробную информацию о различных моделях и загрузить полные каталоги для этих и других компонентов, которые могут вам понадобиться.

Позвоните по телефону 01234 360689 или напишите по адресу [email protected], чтобы получить расценки.

Техническое обслуживание и смазка больших коробок передач

Надежность и долговечность редукторов зависит от следующего:

  • Расчетные параметры заданы правильно
  • Установка находится в надлежащем состоянии
  • Агрегат получает надлежащую смазку зубчатых передач и подшипников

Технические условия на проектирование

Коробки передач

должны быть спроектированы и спроектированы или правильно выбраны для указанных условий эксплуатации, которые включают следующее:

  1. Входная скорость и мощность
  2. Требуемые частота вращения и крутящий момент на выходе
  3. Коэффициент обслуживания, основанный на стандартных рекомендациях AGMA по применению, является хорошим, но пользователь должен определить все уникальные факторы.
  4. Окружающая среда
  5. Требования к конфигурации
  6. Рабочий цикл
  7. Требуемая внешняя нагрузка
  8. Желаемый срок службы — не обязательно бесконечный

Большинство производителей редукторов являются экспертами в области проектирования, проектирования и производства редукторов. Они не обязательно являются экспертами во всех поддерживаемых ими процессах и отраслях. Во многих случаях процесс является конфиденциальным и закрытым, и его нельзя раскрывать никому за пределами компании.Проще говоря, редуктор необходим, когда в процессе требуется, чтобы нормальные скорости оборудования отличались от электродвигателя, дизельного двигателя, турбины или другого устройства, приводящего в движение оборудование.

Размер коробки передач определяется мощностью и крутящим моментом, которые необходимо передать. Какая мощность требуется? Опять же, нам, разработчику / изготовителю редукторов, требуется опыт инженера / проектировщика мостов, OEM / пользователя сталелитейного завода, проектировщика / оператора общественного транспорта, производителя этанола, а также инженеров и проектировщиков из множества других отраслей, чтобы определить условия эксплуатации и требования к характеристикам приводимого оборудования.

Техническое обслуживание коробки передач

Все коробки передач должны проходить периодическое обслуживание, включая замену масла. Масло следует регулярно проверять на предмет загрязнения от грязи, мусора и других жидкостей, таких как вода. Масло также следует периодически менять в зависимости от часов работы и температуры масла. Масло, которое работает при повышенных температурах (выше 150 ° F), необходимо заменять чаще, чем масло, которое работает при 120 ° F. При повышении температуры до 180 ° F частота замены масла значительно увеличивается.Между 180 ° и 200 ° F рекомендуемое время между заменами сокращается на 75%. Повышенные температуры ускоряют разрушение молекулярной структуры масла, тем самым подавляя его способность образовывать защитную пленку. Если масло постоянно работает при температуре выше 200 ° F, следует рассмотреть возможность использования системы циркуляции смазочного масла для охлаждения масла.

AGMA рекомендует заменять масло после первых 500 часов или 4 недель работы, в зависимости от того, что наступит раньше. AGMA рекомендует менять масло после первого запуска агрегата через каждые 2500 часов работы или каждые 6 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше.AGMA также предлагает, чтобы эти интервалы можно было регулировать в зависимости от конфигурации системы, как рекомендовано производителем, и, кроме того, что программа мониторинга состояния, которая выявляет изменения в смазке, такие как цвет, вязкость, окисление, концентрация воды, концентрация загрязняющих веществ, процент осадка, и изменение химического состава масла, в первую очередь присадок, может быть выполнено для увеличения интервалов замены. По сути, проверьте систему и внесите изменения, если это имеет смысл.

Помимо масла, необходимо периодически проверять физическое состояние устройства, включая фундамент, защитное покрытие, уплотнения, сапуны, систему циркуляции масла, муфты и подшипники. Проблема с любым из этих элементов, выявленная на ранней стадии персоналом завода, может помочь избежать катастрофического преждевременного выхода из строя коробки передач.

Изношенный подшипник может вызвать неравномерный износ зубьев шестерни, но продолжительная эксплуатация в таких условиях может привести к более тяжелым условиям, в результате чего сломаются зубья шестерни, которые могут податься на другие шестерни в передаче и вызвать повреждение большего количества компонентов, которые в противном случае могли бы не потребоваться. замена.Неблагоприятное состояние может быть неочевидным для оператора, но периодический осмотр зубчатой ​​передачи и любые изменения или ускорение в характере износа указывают на то, что что-то изменилось, и это должно быть исследовано.

Программы мониторинга состояния

оценивают изменения рабочих параметров и предоставляют ценные количественные данные, которые могут помочь спрогнозировать возможные отказы. Эти услуги могут выполняться штатным персоналом или по контракту. Температура, уровень и состояние масла, вибрация, шум и физическое состояние уплотнений и сапунов — вот некоторые из параметров, которые следует контролировать.После первоначальной базовой оценки системы используются периодические проверки, фотографии и анализ данных для выявления и оценки любых изменений или тенденций, которые могут сигнализировать о проблеме.

Смазка

Правильная смазка — единственный наиболее важный фактор в обеспечении непрерывной работы коробки передач. Шестерни и подшипники требуют надлежащей смазки и ухода за ними. Масло необходимо выбирать с соответствующей вязкостью, температурой застывания и химическим составом для каждого применения.Все перечисленные выше конструктивные факторы влияют на выбор. Многие приложения, такие как приводы подвижных мостов, требуют относительно низких скоростей; Двигатели со скоростью 1800 об / мин, замедляемые до однозначной скорости, обычно работают с высокими требованиями к крутящему моменту.

Относительно низкоскоростные шестерни обычно работают при скоростях продольной оси менее 2000 футов в минуту. Масло, работающее на этих скоростях, обычно не будет подвергаться перегреву в результате взбивания или внутреннего нагрева от трения.Сдвиг масла, нарушение молекулярной структуры масла и вовлечение воздуха — оба условия, снижающие эффективность масла, обычно не возникают при более низких скоростях. Следовательно, характеристики масла будут очень предсказуемыми.

Эффективность смазки зависит от толщины масляной пленки и способности масла течь по поверхности зуба шестерни. Вязкость масла зависит от рабочей температуры и является основным средством определения эффективности выбранного масла.Если вязкость низкая, до такой степени, что масло не успевает адекватно течь, чтобы покрыть поверхность зуба, недостаточная смазка в конечном итоге приведет к контакту металла с металлом между сопряженными зубьями шестерни.

Толщина масляной пленки зависит не только от вязкости масла, но и от давления на зубья шестерни. Многие факторы, включая конструкцию зуба шестерни, угол давления, диаметральный шаг, корончатость и другие, определяют силы, в которых два зуба шестерни входят в зацепление. Масло — это, по сути, несжимаемая жидкость, которая будет выдавливаться из межзубных промежутков при приложении силы.Пленку невозможно полностью удалить, но в экстремальных условиях эксплуатации она станет очень тонкой.

Остающаяся масляная пленка важна, потому что существует относительное движение между зубьями шестерни, сочетание качения и скольжения. Линия деления зубьев шестерни — единственная точка на эвольвентном профиле, в которой сопрягаемые зубья испытывают относительное движение качения. Баланс контакта — комбинация. Следовательно, при сопряжении двух скользящих металлических поверхностей адекватная толщина смазочной пленки является обязательной для длительного срока службы редуктора.

Шероховатость поверхности зуба шестерни также влияет на рекомендуемую толщину масляной пленки.

Микроскопический вид в разрезе каждой поверхности показывает выступы и впадины, определяемые отделкой поверхности. Шероховатость или шероховатость поверхности зуба шестерни можно измерить в микронах. Обычно рассчитанная толщина масляной пленки должна примерно в 2,5–3 раза превышать неровности поверхности, величину пика и впадин.Такое количество масляной пленки гарантирует, что в указанных условиях эксплуатации, при условии, что масло поддерживается должным образом, масляная пленка будет достаточной для предотвращения контакта металла с металлом между зубьями шестерни. В случае контакта металла с металлом будут наблюдаться задиры, задиров, точечная коррозия и преждевременный износ. Эти условия представляют собой несколько видов отказа коробки передач, связанных со смазкой.

Масло также должно течь должным образом, чтобы обеспечить надлежащую смазку. При зацеплении зубьев шестерни вязкость должна быть такой, чтобы масло могло стекать в зацепление.Если масло слишком густое, да слишком густое !, масло не будет правильно течь между сопрягаемыми зубьями. Если масло слишком жидкое, толщина пленки будет недостаточной. Оба условия приведут к контакту металла с металлом между зубьями шестерни, что приведет к преждевременному выходу из строя шестерни.

В редукторах, требующих смазки разбрызгиванием, зубья шестерни собирают масло из нижней части корпуса редуктора и наносят масло на сопряженные зубья. Коробка передач будет испытывать проблемы со смазкой, если выбранное масло недостаточно вязкое или если скорость передачи, скорость продольной оси слишком высока.В этом случае центробежная сила не позволит маслу оставаться на зубчатом колесе, чтобы обеспечить достаточную толщину пленки. Опять же, результатом будут преждевременные язвы и задиры, ведущие к отказу.

Для таких применений, как подвижные мосты, где редукторы могут подвергаться воздействию различных температур и погодных условий, можно рассмотреть синтетический сорт масла, так как вязкость не будет сильно меняться в более широком диапазоне температур. Использование синтетического масла может не потребовать замены масла при изменении погоды.Если выбрано больше стандартных масел, могут потребоваться нагреватели масла, охладители масла или, возможно, замена масла в разные сезоны. Фактор для операторов, который необходимо учитывать, заключается в том, что синтетические масла имеют значительно более высокую стоимость, чем стандартные сорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *