Двигатель ЯМЗ-238 заслужил славу очень надежного и неприхотливого в эксплуатации, благодаря чему запущенный в серию в начале 60-х годов мотор продолжает выпускаться на мощностях Ярославского моторного завода по сей день.
Современные модели ЯМЗ 238 соответствуют всем международным стандартам качества и европейским экологическим нормам, а его стоимость в несколько раз ниже, чем у его зарубежных конкурентов, обладающих схожими техническими характеристиками. Предназначен двигатель для большегрузных автомобилей «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»; тракторов «Кировец» и «ЧТЗ»; комбайнов «Дон» и «Полесье»; другой спецтехники. Он обладает хорошими топливно-экономическими, эффективными и эксплуатационными характеристиками.
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для УРАЛ 4320)
38
Расход масла, % к расходу топлива, до
0. 5 0.2 (Евро 2)
Масло в двигатель: -летом -зимой (меньше +5° С)
М-10-Г2к М-8-Г2к
Сколько масла в двигателе, л
29 (атмосферный) 32 (турбированный)
Замена масла проводится, часов
500 1000 (Евро-2)
Размеры, мм: — длина — ширина — высота
(ЯМЗ-238Б) 1315 1045 1070
Ресурс двигателя — по данным завода, часов — на практике, тыс. км
8 000 800+
Устройство и работа двигателя
Общее устройство двигателя ЯМЗ-238ДЕ2 показано на поперечном (рис. 1) и продольном (рис. 2) разрезах. Рис. 1. Поперечный разрез двигателя. Рис. 2. Продольный разрез двигателя.
Блок цилиндров ЯМЗ-238
Блок цилиндров отлит из низколегированного серого чугуна. Служит основанием для монтажа всех деталей и узлов двигателя. Блок V-образный с углом развала 90º. Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала 2х шатунов. Каждое цилиндровое гнездо имеет 2 соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхней и нижней плитах блока, по которым центрируется гильза цилиндра, в верхней плите имеется кольцевая проточка под бурт гильзы.
Головка блока цилиндров ЯМЗ-238
Головка цилиндров изготовлена из низколегированного серого чугуна и крепится к блоку шпильками, ввернутыми в блок цилиндров. Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет полость жидкостного охлаждения, сообщающуюся с полостью блока. Для обеспечения подвода топлива к форсунке в боковой поверхности головки имеются отверстия под трубки. В головке цилиндров размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки.
Коленчатый вал ЯМЗ-238
Коленчатый вал – стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Все поверхности вала азотированы и глубина азотированного слоя не менее 0,35 мм. Коленчатый вал имеет 5 коренных опор и 4 шатунные шейки.
На шатунных шейках установлены шатуны (по 2 на каждую). Коренные и шатунные шейки в процессе работы смазываются маслом под давлением. Масло подается к коренным опорам, а затем по наклонным каналам к шатунным шейкам. В шатунных шейках есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке.
ДВИГАТЕЛЬ ЯМЗ-238. Каталог. Технические характеристики.
Дизельные двигатели ЯМЗ размерности DxS=130×140 мм, рабочим объемом 14,86 л, 4-тактные, с V-образным расположением цилиндров непосредственный впрыск топлива и жидкостное охлаждение
Дизель-электростанции и электроагрегаты АД100, ЭД100 мощностью 100КВт (ОАО «Электроагрегат», Курск), дизель-генераторные установки (ЗАО «Тюменьсудокомплект»)
ЯМЗ-238М2-12
176 (240)
2100
883 (90)
1250-1450
214 (157)
ЯМЗ-182
ЯМЗ-236УЗ
2045/980/1085
1390
1702.3771
80.6-30
Автомобили, шасси «Урал-4320-31, -43202-31, -43203-31,самосвалы «Урал-5557-30» и их модификации
ЯМЗ-238М2-20
176 (240)
2100
883 (90)
1250-1450
214(157)
ЯМЗ-182
ЯМЗ-236У5
2100/980/1085
1370
1702.3771
80.6-30
Автомобили «Урал-4320-31» с обеспечением бродоходимости 1,7 м
ЯМЗ-238М2-21
176 (240)
2100
883 (90)
1250-1450
214(157)
—
—
1220/1005/1085
1075
1322. 3771
80.5-30
Бульдозер ДЗ-240С (ЗАО «ЧСДМ», Челябинск)
ЯМЗ-238М2-26
176(240)
2100
883 (90)
1250-1450
214(157)
ЯМЗ-238
ЯМЗ-236УЗ
2100/980/1085
1370
1702.3771
80.6-30
Автомобили «Урал-432007-31» (база ЯМЗ-238М2-6 с фрикционной муфтой привода)