АКПП — правильная эксплуатация и особенности
После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией — чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более «нежного» и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.
Правильная эксплуатация АКПП
Перед поездкой на автомобиле с «автоматом», заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.
Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.
Режим движения — D
Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза. Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:
- 2 — использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
- L — аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.
Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.
Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на «автомате». Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед — включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.
Режим нейтральной передачи — N
Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.
Пивычка «переходить на нейтралочку» при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.
Буксировка в режиме N
Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто. Но если доставить ваш авто с «автоматом» нужно недалеко — 50 км предел — а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.
Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.
Режим заднего (реверсивного) хода — R
Режим заднего хода, как и отальные режимы на «автомате», включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.
Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи — элементов трансмиссии, ДВС.
Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого — контролировать свои действия.
Режим паркинга — P
Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.
Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R — только через выжатую педаль тормоза.
Остановка на уклоне в режиме P
В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.
А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.
Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.
Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.
Дополнительные режимы работы АКПП
OD — OverDrive
Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка «дозволяет» переходить на 4,5..и т.д. передачу.
Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».
Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача — низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.
Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.
Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.
Kick-down
Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате — интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро «убраться».
Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.
PWR/Sport
Это программный режим автоматической трансмиссии для более «спортивной» езды. Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.
Snow
«Снежный» режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов — движение становится безопаснее.
Важно: некоторые «умельцы» включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.
Как продлить жизнь «автомату»
1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП — посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения — один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата». Обслуживание АКПП — лишь второй по значимости фактор.
2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы.
Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано — оставляйте селектор и положении P.
Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.
3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке.
Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена — спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше — 30-40 тыс.
Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.
Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.
Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП — режимы переключаются плавно, без пинков.
Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.
Но есть тут тонкий момент.
Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки.
А именно: что после замены трансмиссионного масла она попросится на ремонт.Этому есть две причины.
Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.
Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона — и новое масло поможет этому процессу.
Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы — и привет, ремонт.
Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания — вопрос неоднозначный.
Итого:
- перед началом движения, прогрейте коробку
- не включайте и не меняйте режимы, пока машина полностью не остановилась!
- для торможения и подачи газа используйте только правую ногу
- запускайте двигатель только в режиме P
- избавьтесь от привычки включать режим N на светофорах
- при стоянке на уклоне задействуйте не только режим P, но и ручник
- не буксируйте автомобиль с АКПП, в крайнем случае — соблюдайте правила
- пользуйтесь дополнительными режимами АКПП: кик-дауном для быстрого разгона, овер-драйвом для затяжных подъемов и торможения двигателем
- не верьте автопроизводителям: каждые 40-60 тыс. км меняйте трансмиссионное масло и фильтр в коробке
- измените свою манеру вождения на аккуратную и щадящую по отношению к трансмиссии.
Хочу обучаться
Как ездить на АКПП?
С каждым годом, на автомобильном рынке, всё чаще и чаще можно увидеть автомобили с автоматической коробкой переключения передач. АКПП имеет главное преимущество перед механической коробкой – она намного удобнее переключается с одной скорости на другую. Однако, не стоит забывать о том, что автоматическая коробка передач чаще выходит из строя, её тяжелее ремонтировать и она требует много вложений. Чтобы научиться правильно ездить на АКПП, автошкола «Форсаж 21» даёт возможность своим обучающимся пройти специальные уроки вождения для начинающих.
В автомобиле, у которого автоматическая коробка переключения передач, всего 2 педали, левая из которой – это тормоз. На первый взгляд пользование АКПП облегчает управление, но многие забывают о том, что именно в таких машинах, нажимать на левую педаль должна правая нога. Начинающему водителю порой бывает сложно контролировать ситуацию за рулём, он волнуется и теряется, а тут ещё надо помнить о правильном нажимании на педаль тормоза. Автошкола «Форсаж 21» проводит обучение вождению на АКПП, поэтому все ученики этой автошколы по окончанию обучения, выходят не только с теоретическими знаниями, но имеют небольшой опыт вождения на автомобиле, оснащённым АКПП. Профессиональный инструктор по вождению научит вас правильно реагировать на непредвиденные ситуации за рулём, поможет вам избавиться от волнения, а также вы научитесь правильно, плавно и аккуратно нажимать на педаль тормоза, и вовремя останавливать машину.
Рекомендации инструктора по вождению АКПП
Некоторые полезные советы, которые необходимо запомнить, управляя автомобилем с АКПП:
1. Ни в коем случае не следует нажимать на тормоз во время прохождения поворота. В этот момент колёса могут заблокироваться, они перестанут крутиться и вас просто вынесет с дороги.
2. Плавно пользоваться тормозом нужно тогда, когда перед вами на дороге какое-либо препятствие, либо кочка или ямка. Нажимать следует заранее и плавно. В случае экстренного торможения, машина может потерять управление, а при наезде на кочку при большой скорости сломается подвеска машины.
3. Если вы едете по некачественному дорожному покрытию, то не прибегайте к резкому торможению, а в случае остановки, постарайтесь заранее скидывать скорость и медленно останавливаться.
Обучение вождению на АКПП помогают научиться управлять автомобиль при помощи одной ноги. Правая нога поочерёдно нажимает то тормоз, то газ, в зависимости от дорожной обстановки. Нельзя зажимать сразу 2 педали.
Автомобили с автоматической коробкой переключения передач, как и авто с механической коробкой переключения передач, требуют предварительного обогрева двигателя, перед тем как отправиться в путь. Однако, после включения двигателя, необходимо подождать несколько минут, для того чтобы масло полностью распределилось по коробке. Такая мера продлит эксплуатационный период коробки. Во время холодов эта процедура будет занимать больше времени, от 10 до 15 минут в зависимости от температуры воздуха, но мотор прослужит вам дольше и не подведёт во время движения автомобиля.
Обучение вождению на автомате
В автошколе «Форсаж 21» обучение вождению автомобиля начинается с самых первых азов. Вам расскажут, что нужно сделать для того, чтобы начать движение, в каком положении должен находиться рычаг и для чего необходимо дождаться лёгкого толчка. Также вы увидите, что произойдёт при резком нажатии на педаль тормоза и из-за чего чаще всего ломается коробка передач. Также в этой автошколе предусмотрены специальные уроки вождения для женщин. С женщинами будет заниматься профессиональный инструктор, который будет обращать внимание на самые важные моменты, покажет чего нужно избегать во время езды и научит вождению на АКПП в короткие сроки.
5 рабочих советов для начинающих
Механическая коробка передач в наших автомобилях — наш старый друг. От нашего первого урока вождения до нашего первого автомобиля движение переключения передач и работа сцепления со временем становятся мышечной памятью.
Однако существует растущая тенденция к использованию автомобилей с автоматической коробкой передач из-за их большего удобства и относительно более низкой кривой обучения. И многие, в том числе и я, подумывают о том, чтобы отказаться от наших долгосрочных отношений с руководствами и заигрывать с жизнью без сцепления.
Чтобы испытать этот переход и дать вам хорошее представление о том, чего вы можете ожидать, я ненадолго переключился с моего Maruti Suzuki SX4 с механической коробкой передач на Hyundai Creta с автоматической коробкой передач. Вот как прошел мой первый опыт владения автомобилем с автоматической коробкой передач, и что следует помнить, когда вы садитесь за руль автомобиля с автоматической коробкой передач в первый раз.
Знакомство с новой компоновкой
Hyundai Creta. Три различных автоматических коробки передач на выбор.С четырьмя годами механического вождения, мышечной памяти, садясь в автомобиль с автоматической коробкой передач — в моем случае это была Hyundai Creta, оснащенная автоматической коробкой передач с гидротрансформатором, — я чувствовал себя знакомым и чуждым одновременно. Самым ярким изменением было исчезновение педали сцепления (о чем я знал) и педали тормоза большего размера (о чем я раньше не знал).
Моя левая нога все еще ищет сцеплениеПока мои ноги привыкали к пространству для ног, в моей левой руке появился новый рычаг переключения передач. Перевертыш был на известном месте в новой раскладке. Исчез дружественный H-образный переключатель передач, и на его месте был более простой, вертикально выровненный селектор передач с маркировкой «P»-«R»-«N»-«D»-«M+»-«M-». Кнопка блокировки переключения передач на переключателе была неожиданностью. Это будет важно, когда я завожу машину. На данный момент это то, что означают буквы:
- П: Парк
- Р: Задний ход
- Н: нейтральный
- Д: Драйв
- M+: ручная передача
- M-: ручное понижение передачи
Теперь, когда мои ноги и руки привыкли к органам управления, пришло время завести машину. Из моих предыдущих исследований я знал, что тормоз должен быть включен в качестве обязательного шага, чтобы иметь возможность отключить трансмиссию от «P». Я сделал это, нажав кнопку разблокировки переключения передач и переключившись на «R» или «D». Сам переключатель легко переключается на передачу, что делает блокировку переключения более спасительной, чем кажется на первый взгляд, поскольку она предотвращает любое случайное переключение на одну из движущихся передач. Все идет нормально.
Что делать
- Привыкайте всего к двум педалям.
- Ознакомьтесь с устройством и функцией селектора передач
- Всегда держите ногу на педали тормоза перед запуском автомобиля
- Используйте кнопку разблокировки блокировки переключения передач, чтобы переместить селектор передач из положения «P» в положение «D» или «R»
Старт правой ногой – буквально так
При включении передачи движения (D или R) автомобиль переходит в режим «ползучего» и медленно движется вперед, избавляя от необходимости нажимать сцепление левой ногой .
Как и ожидалось, мой автомат пополз вперед, как только я перешел на «D», но не реагировал на нажатие педали газа правой ногой. Водитель никогда не признает свою вину, пока ее неправота не будет доказана, поэтому я сразу списываю это на неисправную машину. Вскоре я понял, что инстинктивно использовал левую ногу (это также называется «торможение неправильной ногой»), обращался с педалью тормоза как со сцеплением и нажимал чувствительные, но устойчивые педали тормоза, чтобы контролировать скорость в режиме медленного передвижения. Тормоза сделали то, что должны были сделать: они остановили машину, и я, возможно, получил хлыстовую травму вместе с моей ушибленной гордостью.
Смирившись, а теперь и просветившись, какая нога должна управлять педалями акселератора и тормоза (правая), я снова отправился в путь. На этот раз режим медленного движения медленно вводил автомобиль в движение, и он мгновенно реагировал на нажатие педали газа. Мой крошечный экзистенциальный кризис был предотвращен, теперь я мог сосредоточиться на других аспектах вождения автомобиля с автоматической коробкой передач.
Что делать
- Используйте только правую ногу и держите свои инстинкты под контролем
- Вам нужно только один раз выбрать режим «D», чтобы двигаться вперед
- Ознакомьтесь с чувствительностью тормозов автомобиля. Не ставьте себя в неловкое положение перед семьей и друзьями
- Управляйте автомобилем на низких скоростях, используя режим медленного передвижения и тормоза, а не акселератор
Плавная трансмиссия, отсутствие драмы
После четырех лет исключительно ручной езды я обнаружил, что автоматическая коробка передач в Creta плавная до такой степени, что ее можно не заметить.
В обычном режиме движения коробка передач предпочитает быстро переключаться с низших передач на высшие передачи. По большей части я держал машину в положении «D» и позволял ей переключать передачи. Это был приятный опыт, особенно в пробке, где из-за медленного режима использование сцепления стало для меня устаревшим.
Подрулевые лепестки обеспечивают некоторое зацепление при ручном переключении передачЯ считаю, что для более активного вождения механическая коробка передач обеспечивает большую обратную связь и театральность, что делает вождение более увлекательным. Увидев небольшой участок открытой дороги, я нажал на газ и только получил ощущение ускорения. Чего мне не хватало, так это включения переключения передач, когда передачи плавно переключались вверх и вниз, и я даже пальцем не пошевелил. Будет ли это отличаться в автомобиле с DCT? Скорее всего. Потеря вовлеченности потребует некоторого привыкания, особенно для таких водителей, как я, которые никогда в жизни не водили автомобиль с автоматической коробкой передач.
Что следует помнить
- Режим движения (D) предназначен для всех режимов движения вперед
- Ручная (M) лучше всего подходит для подъемов в гору или для быстрых обгонов
- Следите за своей скоростью во время вождения, так как легко быстро набрать скорость
- Нет необходимости переключать передачи, поэтому держите левую руку на руле
Нейтраль, стоянка или тормоз?
Поискав в Интернете, я наткнулся на дискуссию, в которой разгорелись дебаты о том, достаточно ли парковки (P), нейтральной (N) или просто тормозов для управления транспортным потоком. Во время моей поездки оставлять машину в положении «D» и задействовать тормоза было наиболее естественным для любых быстрых остановок, с которыми я сталкивался. Это было бы похоже на удержание автомобиля с механической коробкой передач на первой передаче, но с включенными сцеплением и тормозами. На светофорных остановках лучше включать режим «Р» на стоянке. Это поможет вам привыкнуть включать «P», когда вы стоите на месте, а также предотвратит случайное отпускание тормоза на остановках.
Что нужно помнить
- Используйте парковку (P) для всех остановок светофора и длительных остановок
- Используйте нейтраль (N) и тормоза для очень коротких остановок
Отпустить тормоза
Не давить левой ногой на широкую педаль тормозаВо время моей короткой поездки на автомобиле с автоматической коробкой передач я почувствовал, что слишком сильно полагаюсь на тормоза. Смена машины означала, что я привыкал к чувствительности тормозов Creta, а также имел дело со скоростями в медленном режиме. Я постоянно нажимал на тормоза при движении на малых скоростях, чтобы противодействовать режиму ползучести, в основном в ожидании того, что машина разгонится до более высокой скорости. Однако режим медленного передвижения предназначен для работы на безопасной скорости, и использование тормозов для контроля скорости не требуется, если только вы не останавливаетесь.
Что следует помнить
- Медленный режим работает на безопасной скорости и не требует контроля
- Избегайте торможения неправильной ногой
Нужно ли изменить стиль вождения?
Краткий ответ: да. В течение моего короткого времени с Creta AT мне приходилось контролировать свои инстинкты, чтобы левая рука и нога не участвовали в вождении. Это не будет немедленным изменением для водителя с ручным управлением, такого как я. Я чувствовал, что потребуется по крайней мере неделя регулярного вождения, чтобы привыкнуть к новым привычкам вождения с автоматической коробкой передач.
Еще один важный момент, о котором следует помнить, заключается в том, что выбор коробки передач типа также повлияет на то, как вы будете управлять автомобилем с автоматической коробкой передач. Гидротрансформатор, вариатор и автомат АМТ лучше всего подходят для степенных водителей, у которых переключения передач будут наименее заметны (на АМТ заметнее). Хотя я этого не почувствовал, водители-энтузиасты оценят преобразователь крутящего момента и автоматическую коробку передач DCT, которые при необходимости обеспечивают большую обратную связь и вовлеченность. Во всех других условиях вождения все автоматические коробки передач работают одинаково.