Мкпп что это: МКПП | это… Что такое МКПП?

Содержание

Что такое МКПП в автомобиле

Современный автомобиль является сложным решением, которое состоит из большого количества различных узлов, механизмов и агрегатов. В конструктивном плане, машина сконструирована  из тысяч всевозможных деталей. Что касается агрегатов, в основе любого ТС лежит двигатель и трансмиссия.

Если говорить о трансмиссии, основным элементом является коробка передач, которая осуществляет преобразование крутящего момента двигателя с последующей передачей указанного момента на ведущие колеса. 

При этом коробки бывают разными: МКПП, АКПП, РКПП, CVT и т.д.  Далее мы рассмотрим МКПП в машине, что это такое, а также преимущества и недостатки трансмиссии данного типа.

Содержание статьи

  • Коробка МКПП: особенности
  • Плюсы и минусы МКПП
  • Что в итоге

Коробка МКПП: особенности

Итак, дословно МКПП — механическая коробка переключения передач. Также данный тип трансмиссии называется просто коробка — механика или ручная коробка передач, механическая КПП и т. д.

Основным отличием от других типов трансмиссии (как правило, автоматических) является то, что на МКПП водитель самостоятельно выбирает и переключает передачи в соответствии с оборотами двигателя, нагрузками на ДВС, условиями движения и рядом других факторов.

Если иначе, механическая коробка переключения передач  МКПП — агрегат, который предназначен для ступенчатого изменения передаточного отношения, причем переключение передачи осуществляется водителем вручную.

Общее назначение любой коробки (как МКПП, так и других типов трансмиссий) заключается в преобразовании крутящего момента. Такая необходимость обусловлена тем, что ДВС имеет ограниченный диапазон оборотов, который  оказывается более узким по сравнению с тем диапазоном, в котором на практике могут вращаться колеса автомобиля.

Также двигатель развивает крутящий момент и максимальную мощность на разных оборотах, (максимум крутящего момента обычно доступен на средних оборотах, тогда как максимальная мощность достигается на высоких оборотах).

Например, рабочий диапазон мотора составляет 6 тыс. об/мин, при этом обороты макс. крутящего момента составляют 3 тыс. об/мин, а максимальной мощности 5900-6000 тыс. об/мин.   Так вот, трансмиссия позволяет двигателю работать в оптимальных  условиях  применительно  к постоянно меняющимся условиям движения. 

На автомобиле с механической трансмиссии изменение ступеней (скоростей, передач, имеющих разное передаточное число), необходимо выполнять самостоятельно. При этом выделяют высокие и низкие передачи (повышенные и пониженные).

  • Низкие передачи (пониженные) нужны для старта и последующего разгона, при движении с малой скоростью, а также при езде, когда автомобиль испытывает нагрузки (например, буксировка прицепа) преодолевает затяжные подъемы, препятствия и т.д.

В этом случае передаточное отношение низких передач подобрано так, чтобы двигатель «выдавал» высокий крутящий момент на средних оборотах. При этом машина не сможет набрать высокую скорость даже при учете того, что двигатель будет раскручен до высоких оборотов.

  • Что касается высоких передач (повышенных), для движения с высокой скоростью нужно обеспечить более высокую частоту вращения колес при одновременном удержании оборотов двигателя в среднем  диапазоне. Также для поддержания набранной скорости и увеличения скорости необходима мощность двигателя, которая достигается на более высоких оборотах.

Высшие передачи имеют меньшие передаточные числа по сравнению с низкими передачами, что позволяет автомобилю двигаться быстро даже на средних оборотах и ускоряться вплоть до достижения максимальных оборотов.

При этом на повышенных передачах машина не может двигаться с невысокой скоростью (для каждой передачи существует условный минимум скорости и оборотов, при которой на выбранной ступени мотор еще не глохнет). Также на высоких передачах авто не способно трогаться с места и т.д., так как двигатель не способен «выдать» нужный крутящий момент.

Так вот, в случае с МКПП в салоне имеется переключатель скоростей в машине. В отличие от селектора АКПП, называется данный элемент рычаг КПП, ручка КПП и т. д. Также в машинах с такой коробкой кроме педалей газа и тормоза присутствует педаль сцепления.

Перед включением каждой передачи водитель сначала выжимает сцепление, затем выбирает нужную передачу и переводит рычаг КПП в положение включения данной передачи. Затем педаль сцепления можно отпустить.

Если сравнивать МКПП с автоматическими КПП, именно первый вариант дает полный контроль над автомобилем. Водитель может раскручивать двигатель до максимальных оборотов, активно применять различные приемы (например, торможение двигателем и коробкой), удерживать силовую установку в диапазоне необходимых оборотов, переключаться через одну или две ступени как «вверх», так и «вниз» и т.д.      

Плюсы и минусы МКПП

На фоне других типов трансмиссий следует выделить ряд преимуществ коробки МКПП по сравнению с аналогами. Прежде всего, конструкция дешевая, простая, вполне ремонтопригодная и надежная.

Машины с МКПП изначально дешевле, также «механика» не требует дорогостоящего обслуживания в процессе эксплуатации. Данный агрегат имеет небольшое количество трансмиссионного масла (зачастую, 2-3 литра), саму смазку нужно менять каждые 60 тыс. км.

При этом ресурс при должном уходе и соблюдении правил эксплуатации вполне может доходить до отметки в 250-300 тыс. км и выше. Еще можно добавить, что на водителя не накладываются особые ограничения в рамках эксплуатации  авто с МКПП.

Машину можно заводить с «толкача», свободно буксировать автомобиль без вывешивания ведущих колес, буксировать прицеп и другие авто, подвергать трансмиссию различным нагрузкам (буксовать, преодолевать препятствия на дороге и т.д.).

Рекомендуем также прочитать статью о том, что лучше, МКПП или АКПП. Из этой статьи вы узнаете, какая коробка передач лучше, «механика» или «автомат», а также в каком случае лучше остановить свой выбор на том или ином типе трансмиссии.

Единственное, из строя при повышенных нагрузках может выходить сцепление, ресурс которого обычно составляет 100-150 тыс. км., а также иногда возникают проблемы с кулисой и отдельными элементами.

  • Теперь о минусах «механики». Прежде всего, МКПП предполагает прямое управление всеми процессами самим водителем. На практике это создает определенные неудобства, особенно для новичков.

Также при езде на механике водитель постоянно отвлекается на переключение передач, необходимо правильно подбирать ступень с поправкой на различные дорожные условия и т.д. В результате даже опытные автолюбители допускают ошибки, что приводит к преждевременным поломкам МКПП, усиленному износу трансмиссии и двигателя, а также в отдельных случаях к ДТП. 

Что в итоге

Как видно, механическая коробка передач МКПП является разновидностью трансмиссии, где водитель переключает передач вручную. Такая коробка имеет относительное простое устройство, не требует дорогостоящего обслуживания, а также отличается высокой надежностью и большим ресурсом.

Рекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается коробка робот от автомата. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях коробки АТ от АМТ, какие плюсы и минусы имеют данные типы КПП, а также что лучше выбрать.

Основным недостатком МКПП по сравнению с другими типами трансмиссий можно считать сложность в управлении ТС, которое оборудовано «механикой». От водителя требуется особое умение трогаться на машине с механической коробкой, важен правильный выбор передачи при езде, а также навыки обращения с такой коробкой в различных дорожных ситуациях и условиях.

10 причин выбрать механику (МКПП) вместо автомата (АКПП)

Чтобы машина могла добраться до цели, то ей нужна работающая трансмиссия.
Трансмиссия позволяет транспортному средству переключать передачи, тем самым передавая мощность от двигателя на ведущую ось наиболее эффективным способом.

Это достигается за счет изменения передаточного числа.
На более низких передачах это увеличивает доступную мощность при снижении скорости.
Более высокие передачи уменьшают мощность и увеличивают скорость.
Это позволяет автомобилям более эффективно распределять мощность и скорость в любой ситуации.

Все согласны с тем, что трансмиссия жизненно важна для внутренней работы любого автомобиля, нет единого мнения относительно того, какая трансмиссия лучше — автоматическая или механическая.

Что дешевле в обслуживании МКПП или АКПП?

Со всем дополнительным оборудованием, которое входит в автоматическую коробку передач, это может в конечном итоге стоить вам больших денег, просто чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии.
Автомобили с механической коробкой передач требуют малого обслуживания, а это значит, что техническое обслуживание и ремонт обходятся значительно дешевле.

Какая трансмиссия динамичней при езде?

Бюджетные автомобили с недорогими автоматами проигрывают в динамике автомобилям, оснащенными механической коробкой передач. На дорогих автомобилях, выпускающихся с обоими видами коробок, разница практически незаметна.
Автоматические трансмиссии предназначены для выбора лучшей передачи для любой ситуации, но они имеют тенденцию ошибаться из-за осторожности, переключаясь на слишком высокую передачу и тратя впустую мощность двигателя.
В то же время они созданы, чтобы реагировать на условия по мере их появления, что не позволяет водителям ни предвидеть приближающееся условие, ни намеренно выбирать более низкую передачу для дополнительного увеличения мощности.
Механические трансмиссии дают водителям больший контроль над автомобилем.

На какой трансмиссии легче тормозить автомобиль?

Механические коробки позволяют водителю тормозить двигателем, повышая эффективность торможения и уменьшая износ тормозных колодок с дисками в придачу. Автоматы этого делать практически не умеют. В экстренных ситуациях при отказе тормозов или заносе по гололеду это может помочь избежать ДТП.

Какая коробка передач более экономичней?

Расход топлива в автомобиле с механической коробкой передач несколько меньше. Несовершенство АКПП сказывается на повышении расхода топлива от 1 до 2 литров. АКПП зачастую характеризуются задумчивыми и нерационально реагируют на изменение нагрузки и повышают расход топлива.

Запуск «с толкача»

Если на автомобиле с автоматом разрядился аккумулятор, то пустить на ней мотор будет весьма проблематично – придется вызвать эвакуатор. Привычные способы типа «пустить с толкача» не сработают. А вот автомобиль на механике таких проблем не вызовет.

На какой трансмиссии более безопасно передвигаться по бездорожью?

Если машина угодила в глубокий снег, песок или грязь, то механическая коробка даст возможность выбраться в раскачку – вперед, назад и т. п. А вот на автомате такое не получается. К тому же, он в таком режиме запросто может перегреться.

Прогрев

Механические коробки приучили нас к тому, что работают в любых условиях. А вот автоматическая коробка все-таки требует прогрева рабочей жидкости. Не все водители соблюдают это правило, вследствие чего ресурс АКПП снижается. На этом фоне «механика» выглядит предпочтительнее в суровых минусовых температурах.

Можно ли на АКПП буксировать автомобиль?

Сломавшийся автомобиль с механической коробкой можно тащить на буксире сколь угодно и куда угодно. А вот автомат требует особого внимания: как правило, производитель разрешает перемещать такую машину на расстояние не более 50 км при скорости не выше 50 км/ч, а то и меньше. В роли буксировщика механическая коробка передач также менее прихотлива, чем автомат, который может перегреться.

Ремонтопригодность

Ремонт МКПП всегда обойдется намного дешевле. АКПП намного сложнее механической коробки передач.
С разнообразными рабочими частями часто требуют больше времени для ремонта механиками, что в конечном итоге со временем обходится водителю дороже.
Ну и соответственно полная замена МКПП выйдет в не такую солидную сумму.

Контроль над полным управлением

Самый распространенный аргумент любителей механики. При полном управлении машина едет более динамично, при контроле оборотов педаль отзывается более уверенно.
Управление машиной полностью передана в “руки и ноги” водителя, что может помочь в экстренных ситуациях, застревании машины в грязи, снегу или песку и т.д. Обычно МКПП любят все, пока каждый день не начинают попадать в городские пробки, что изрядно изнуряет при вождении.

АКПП или МКПП: что выбрать будущему водителю?

Назад к блогу

АКПП или МКПП: что выбрать будущему водителю?

18 сентября 2021

Споров на предмет, что же лучше: авто на «механике» (МКПП — механическая коробка переключения передач) или на «автомате» (АКПП — автоматическая коробка переключения передач), ведется немало. Аргументы приводят самые разнообразные, объективные и не очень. Вместе с автошколой «Профи Центр» выясняем, что же выбрать. Никаких предубеждений — только факты.

Что нужно знать будущему ученику автошколы

Если вы решили пойти в автошколу, выбрать, на какой коробке передач вы хотите учиться, АКПП или МКПП, необходимо заранее. При обучении на «автомате» вы сможете водить только авто с АКПП. Если возникнет необходимость сесть за руль машины на «механике», вам потребуется дополнительное обучение: переподготовка с АКПП на МКПП. Если же вы выбрали «механику», то сможете управлять ТС как с МКПП, так и с АКПП.

А теперь разбираемся с плюсами и минусами вождения с механической и автоматической коробками передач.

Плюсы и минусы МКПП

Плюсы:

  1. Как правило, автомобили с механической коробкой дешевле аналогов на «автомате», что позволяет сэкономить немало денег при покупке.
  2. Авто на «механике» разгоняется быстрее, а расход топлива — меньше.
  3. Механическая коробка передач долговечнее автоматической. Это не означает, что она никогда не выйдет из строя, но срок службы «автомата» — в среднем 200-250 тыс. километров пробега (а иногда и меньше), а механическая коробка прослужит дольше, да и обслуживать ее нужно реже.
  4. Механическая коробка передач не нуждается в дополнительном прогреве в зимой. Даже в сильные холода авто на «механике» завести легче.
  5. Выбраться из снега или грязи на авто с МКПП проще. К тому же можно буксовать, не опасаясь перегрева «автомата».

Минусы:

  1. Главный минус МКПП для водителя-новичка — сложность взаимодействия. Необходимо выжимать сцепление (и делать это правильно), переключать передачи с помощью рычага, следить за оборотами и грамотно манипулировать педалями акселератора и тормоза.
  2. Увеличенный, если сравнивать с «автоматом», промежуток переключения передач.
  3. Если переключать передачи некорректно, может произойти перегрузка двигателя. Это частая проблема у новичков, которые забывают вовремя переключить передачу.
  4. Необходимо научиться правильно трогаться с места, чтобы не «глохнуть», что тоже вызывает немало фрустрации у начинающих водителей. 
  5. Эксплуатировать авто с МКПП в условиях замедленного движения по городу может быть довольно утомительно из-за необходимости постоянно переключать передачи вручную.
Плюсы и минусы АКПП

Плюсы:

  1. Легкость эксплуатации для водителя-новичка — никаких «мучений» со сцеплением и переключением передач.
  2. Исключается возможность перегрузки двигателя из-за неправильного переключения передач.
  3. Промежуток между переключением передач, в отличие от МКПП, минимальный.
  4. Не нужно опасаться «заглохнуть» из-за слишком медленно или слишком быстро отпущенного сцепления.
  5. Максимальный комфорт во время езды: не нужно беспокоиться о сцеплении и переключении передач, достаточно только сконцентрироваться на дорожной обстановке.

Минусы:

  1. Сложность и дороговизна ремонта и восстановления: если АКПП выйдет из строя, потратить на ремонт придется значительно больше денег, чем в случае с «механикой».
  2. Автомобили с АКПП в целом стоят дороже и обслуживать их необходимо чаще. 
  3. В условиях эксплуатации в городе авто с АКПП расходует больше топлива.
  4. Авто на «автомате» нужен обязательный прогрев в холодное время года.
  5. Двигатель авто с АКПП будет менее мощным, чем у авто на «механике» — это одна из причин, почему спортивные и гоночные автомобили оснащены механической коробкой передач.

Резюмируя, свои плюсы и минусы есть как у АКПП, так и у МКПП. Выбор для будущего водителя будет зависеть от самых разных факторов: какой автомобиль вы хотите водить в будущем; где будете ездить: по трассе или в основном в городе; каким будет ваш стиль вождения: интересует вас быстрая езда или хочется в первую очередь комфорта и спокойствия за рулем. В автошколе «Профи Центр» во Владивостоке получить права категории B как с АКПП, так и с МКПП — сможет каждый. 

Ничего не бойтесь и дерзайте! С нами — значит с правами!


Советы для начинающих водителей
Безопасность за рулем: как вести себя во время вождения

что это за система и почему нелегальных автобусных перевозок станет сильно меньше / Хабр

С декабря 2020 года автобусный билет будет снабжаться метаданными, которые можно будет проверить через МКПП — это единая система, действующая по всей стране. То есть пассажир будет уверен в перевозчике, маршруте и его официальности, на старте, на междугороднем маршруте.

«Палёные» автобусы — это бич транспортной системы нашей страны. Речь про широкий спектр от «Ларгусов» и ПАЗиков, которые маскируются под частные перевозки на сервисах поиска попутчиков, до просто целых больших автобусов, водители которых никому ничего не должны. Мы слышали всякое: и высадку пассажиров прямо в поле, и когда водитель отказался везти двух человек, потому что не хотел ехать до конечного пункта, и чудесное превращение в кабриолет из-за ржавой крыши на ходу.

Официальный рейс от неофициального отличается несколькими важными вещами: гарантиями пассажирам, обязательностью исполнения, медосмотром водителя, техосмотром ТС, плюс наличием карт маршрутов и лицензией. То есть водитель прошёл медосмотр, смена у него достаточно короткая, чтобы он не уснул за рулём, на длинных расстояниях есть второй водитель, автобус не разваливается. Если уедет не вовремя или без вас — перевозчик заплатит за это и понесёт ответственность по закону о защите прав потребителя. Разумеется, «серые» перевозчики могут этого не соблюдать.

Несколько лет назад мы (Туту) начали участвовать в оцивилизовывании этого рынка. Нам было интересно заняться электронными билетами, потому что за этим будущее, прогресс, свет и чистота. Но сегодняшний рассказ про другое. Если вы отправляете данные о рейсе в какую-то ГИС, то есть высокая вероятность контроля. На неделе мы первыми запустили в тестовую эксплуатацию интеграцию с МКПП, как раз системой, созданной для контроля легальности, и способной заодно помочь с электронными билетами. Расскажу, что это за зверь.

Что такое МКПП?

Единая федеральная система мониторинга и контроля пассажирских перевозок автобусами (ЕФС МКПП). Делает она следующее: когда билет бронируют в системе продаж, данные отправляются в МКПП, где формируется уникальный идентификатор билета. МКПП отвечает QR-кодом, который нужно нанести на бумажный или электронный билет, чтобы пассажир мог проверить данные рейса на сайте НелегаловНет.РФ. При покупке и выписке билета на Туту повторно проверяется идентификатор билета в системе и пассажир получает маршрутную квитанцию с QR-кодом и гарантией успешной проверки в МКПП.

Что можно проверить?


  1. Конкретный автобус: допуск на пассажирскую перевозку именно этому ТС с конкретным номером. То есть никаких замен автобуса без официальных документов. Автобус точно пройдёт техосмотр (с этим в официальных перевозках строго) и точно будет нормальным.
  2. Что за перевозчик: без лицензии на пассажирскую перевозку просто нельзя получить запись МКПП. Это отсеивает существенную долю перевозчиков по России.
  3. Список регулярных маршрутов перевозчика и конкретно свой рейс: куда именно вы едете и как. Это важно, потому что если вы думаете, что маршрут с указанием города должен заканчиваться в этом городе, то можете жестоко ошибиться.

Что ещё можно сделать?

Можно отправить жалобу на любой косяк, который случился в дороге. Понятно, что «водитель грубил» на этой стадии сейчас особо никого не интересует, а вот если водитель курил в автобусе, отказывался сажать пассажиров или брал «левых», автобус шёл не по расписанию или было ещё что-то плохое, например, нет ремней безопасности, сломано кресло, ехал стоя, то раньше вам приходилось писать перевозчику. Если перевозчик крупный, ситуация обычно решалась в пользу пассажира, но чаще пассажир оставался без комментариев и решения проблемы. Теперь, при наличии жалоб пассажиров, реальные меры со стороны регулирующих органов будут приняты относительно перевозчика, за косяки будут жестоко карать.

Что может пойти не так?

В целом — что угодно. Обычно «не так» с расписанием и техникой безопасности. Вот три примера обычных отзывов с просторов нашей страны, по каждому из которых было открыто внутреннее расследование (и дважды оно закончилось отключением перевозчика от нашей системы):

«Из Ростова в Гудаури ехали 17-18 часов. Водители помимо нас двоих взяли в качестве пассажиров пять породистых щенков и котенка, за которыми кроме нас никто не следил. В Краснодарском крае авто поломалось, из-за чего простояли 5 часов. Водитель пригласил нас в дом к армянской семье, которые нас любезно приняли и напоили чаем… При поездке в обратную сторону нам позвонили и предупредили, что автобус задерживается на час. Прибыв на место посадки оказалось, что места для нашего багажа в салоне НЕТ! И наши вещи погрузили на крышу. По дороге начался дождь, потом снег.»

«В пути у автобуса отказали тормоза и сцепление, замерз воздух (и ведь было относительно тепло -13 днем, когда ехали туда было -35), стояли на трассе — мерзли около 2 часов, поддержка этого парка откровенно хамила в трубку и не предпринимала никаких попыток нам помочь, водители грели этот самый воздух в салоне при ПАССАЖИРАХ открытым огнем, есть видео, это вообще в порядке?»

«На трассе, в автобус села девушка, оплатила проезд. Следом за ней вошли 2 мужчины, но мест было только два. Тогда водитель сунул девушке деньги обратно и выгнал ее из автобуса со словами, что двух человек мне взять выгодней (все места будут заняты). Мужчины ехали вдвоём, а девушка одна. Надо заметить, что на улице зима…»

Насколько жёстко будут карать за косяки?

Если что-то пойдёт не так (в первую очередь, если рейс будет без регистрации в МКПП), то на первой же проверке документов автобус заметят. Работает это так: если при пересечении границы между регионами у пассажирского автобуса нет правильного набора документов (МКПП или «чартерного»), то обязательно прилетит штраф. Второй раз — ещё штраф. Третий раз — отзовут лицензию или арестуют автобус. Сурово, но это быстро расчистит межрегиональные перевозки от «серых» игроков.

Будет ли билет дороже?

Нет, считается, что это поможет улучшить загрузку официальных рейсов. Они и так достаточно дороги из-за высокой себестоимости процедур (медосмотр, смены водителя), поэтому за счёт перераспределения потока на них для перевозчика в конечном итоге будет выгода. Для работы с ЕФС МКПП не надо никакое новое оборудование на борт.

UPD: перевожу: считается, что для пассажира цена останется прежней, перевозчик окупит дополнительные издержки за счет увеличения пассажиропотока.

Для чего всё это?

Система разрабатывалась по поручению Президента Российской Федерации от 26 июня 2019 года. Единая федеральная система мониторинга и контроля пассажирских перевозок должна была быть создана до 1 декабря 2020 г. Цель — снижение доли нелегальных перевозчиков, что сокращает уровень ДТП, улучшает собираемость налогов и цивилизует рынок. Ну и откроются возможности для электронных билетов, потому что все билеты будут попадать в одну базу (наконец-то не зоопарк из 200 систем). Сейчас, по данным экспертов, в ж/д доля электронных билетов 60%, в авиации — 65%, а в сфере автобусных перевозок — около 6-7%.

Что уже есть?

На билеты попадает вот такой QR-код:

Мало того, что это делает теперь билет полноценным электронным (запись хранится в едином реестре), так её ещё и можно проверить. Пока всё равно надо печатать эту бумажку для ряда рейсов, но скоро это станет атавизмом.

Если пойти по ссылке из QR, будет проверка рейса как на картинке выше, вот она ещё раз:

Что случится?

Лично мне кажется, что сначала будет адский крик и плач, а потом рынок покинут до 80% нелегальных перевозчиков. Все вот эти «едем на машине, ищем попутчика, отправляется от Ленина, 13» заменятся на цивилизованные перевозки. Да, пока не контролируются внутрирегиональные и международные рейсы, но будут и они. Для международных, например, нужно согласовать обе стороны рейса, а это общение на уровне чуть ли не МИДа.

В ноябре-декабре 2020 идут тестовые испытания и на направлениях, где уже доступна выписка уникального идентификатора ЕФС МКПП, пользователи могут увидеть отметку, а если её нет — пока рассказ про эту систему.

Мы ещё собираем собственную статистику, запускаем в партнёрстве с перевозчиками и автовокзалами возможность использовать электронные билеты для посадки на рейс и обогащаем расписание собственными данными — отзывами пассажиров, услугами на рейсе и другой полезной информацией.

Уверен, что на этапе тестовой эксплуатации с МКПП мы найдем ещё кучу мест для улучшения, но сама инициатива делает ту вещь, которую давно было пора сделать. Самое главное для наших клиентов — с QR-кодом появляется уверенность 99,9% в том, что пассажир уедет.

Сейчас мы отключаем ненадёжных перевозчиков от выдачи вручную и по отзывам. Теперь это будет автоматизируемый поток.

Прошлые посты: как устроены междугородние и пригородные автобусные перевозки в нашей стране — первый пост про дивные открытия на этом рынке, 2018 год, про некоторые особенности расписания и ГИС, FAQ про права пассажиров на автобусах.

P.S. На всякий ещё раз уточняю, что мы не разрабатывали МКПП, а используем её API для того, чтобы пассажиры видели, что едут у легального перевозчика. И нам это важно.

Ремонт МКПП цена |Обслуживание механических коробок передач

Механическая коробка передач ‒ второе сердце автомобиля, один из важных трансмиссионных механизмов любой машины. Коробка задействована постоянно, нагрузка на нее идет ежесекундная. Этот именно тот узел в автомобиле, который, как и двигатель, работает неустанно. Но как ни прискорбно КПП может выйти из строя, и даже совершенно неожиданно для владельца авто.

Искать причины нужно посредством диагностики, а уж потом проводить капитальный ремонт МКПП. Исследование агрегата поможет выявить причину и характер поломки, а также показать невозможность ее ремонта. Вывод ‒ без тщательной диагностики коробки передач, начинать ее ремонт нецелесообразно.

Как проходит диагностика АКПП

Качественный ремонт механической коробки передач процедура не из дешевых, но если сравнивать ее с восстановлением других типов коробок, то цены, в принципе, умеренные. Несмотря ни на что, автовладельцу придется запастись терпением и деньгами, затраты будут достаточными.

МКПП на современных автомобилях стали более сложными, «навороченными» и детали стоят неслабо. Так что предварительная диагностика дело очень нужное и важное, которое позволит понять какие детали требуют замены, а какие можно оставить. Ну и понятно, что мастеров следует искать с хорошей репутацией и по хорошим рекомендациям.

Ремонтировать МКПП самостоятельно?

Если при проверке уровня масла, надежности сцепления и переключения передач проблем не обнаружено, а коробка барахлит, то ее надо исследовать. Характеризуют проблемы с МКПП нестабильно включающиеся передачи, когда их выбивает, если авто на ходу, залипание одной из позиций, странные звуки. Эти признаки могут указывать на изношенность деталей: подшипников, шестерен, синхронизаторов и т.д. Коробку следует снимать, разбирать, проводить дефектовку, чистить систему.

Можно ли сделать все самостоятельно? Вполне, при наличии гаража, нужного инструмента и навыков. Хорошо бы иметь помощника, поскольку ремонт МКПП дело трудоемкое и сложное, дополнительные руки точно не помешают.

Как вообще все происходит:

  • чтобы снять коробку, надо отсоединить все тросы, крепления и планки, что удерживают ее;
  • после, полностью сливается масло;
  • колеса авто фиксируются специальными упорами, клеммы АКБ отсоединяются;
  • ДВС и КПП надо фиксировать, чтобы под своей тяжестью они не сорвались во время демонтажа;
  • МКПП снимается с опорных подушек;
  • уже отдельную коробку очищают от загрязнений, масла и осуществляют разборку;
  • в большинстве случаев, вилка передач также требует замены, ее надо обязательно осмотреть скрупулезно;
  • валы, шлицы, шестерни и другие мелкие детали внимательно осматриваются на износ и повреждения. Часто вращающиеся элементы меняют несмотря ни на что, на них нагрузка постоянная, а бывает что и видимых дефектов не усматривается;
  • после того, как коробка перебрана, все составляющие возвращаются обратно.

Рекомендации и советы

Снятие, разборка и сборка потребуют много времени, внимательности и сил. Не стоит забывать о диагностике, она необходима перед началом работ. На что следует обратить внимание заблаговременно:

  • На возникшие в МКПП шумы, несвойственные ей, при нагрузке скоростями или на холостом ходу. Возможен хруст, значительное дерганье автомобиля при переключении скоростей,залипание позиций и пр. В этих случаях требуется пройти диагностическое исследование агрегата на СТО. Кстати, на новом авто тоже могут возникнуть проблемы, если коробка бракованная. Она будет гудеть и шуметь не характерно. Это никак не обкатка, а брак! Тут автомобилиста спасет гарантия!
  • Иногда может потребоваться полная промывка коробки передач. Это позволяет удалить различные загрязнения, продукты распада. В таком случае демонтажа МКПП не потребуется, все можно сделать на месте. Нужно будет, после слива отработанного масла залить промывочное, а после заправить агрегат новым свежим маслом. Возможно потребуется процедуру промывки осуществить несколько раз, необходимо это при сильном загрязнении в коробке. Для этого после промывки, при прохождении автомобилем следующие 2-3 тысячи километров сделать манипуляции повторно.
  • Существуют всевозможные присадки для коробки, они предназначены как профилактика, однако, проблем с поломками они не решают. Использовать их просто так не рекомендуется. Составы жидкостей влияют на консистенцию масла и составляющие агрегата, без надобности применять присадки не следует.
  • Капитальный ремонт КПП предполагает замену старых деталей на новые. Зачастую практически все элементы могут быть заменены, особенно постоянно движущиеся. Полная разборка и переборка коробки может показать степень износа шестеренок, валов и т. д. Можно сказать, что такой ремонт позволяет вернуть агрегату работоспособность и значительно продлит его срок службы, увеличив ресурсные возможности. То есть новая жизнь фактически! Хорошее СТО даст гарантию на свою работу.
  • Ремонт будет стоить недешево. И даже несмотря на плюсы капремонта, если быть объективными, то в некоторых случаях он может обойтись очень дорого. Возможно лучше приобретать агрегат на замену с гарантийными обязательствами, возможно даже не новый, а с разборки, например.
  • Понятно, что выбирать для капремонта КПП нужно хорошее СТО и опытных специалистов. Можно воспользоваться интернетом, поискать отзывы от клиентов разных мастерских. А бывает, что кто-то из знакомых посоветует достойных ремонтников, друзья дадут номер телефона и координаты.
  • Начальный этап ремонта коробки предполагает дефектовку узла. Бывает, что достаточно заменить пару-тройку изношенных деталей и все заработает как по маслу. Возможно требуется лишь замена масла с предварительной промывкой системы. Главное не попасть в недобросовестное СТО, которые берут деньги за большой объем работы, выполняя при этом мелкую замену нескольких деталей.

Качественное и регулярное обслуживание механической коробки передач, с профилактической диагностики на хорошем СТО, позволяет предотвратить выход агрегата из строя, вовремя выявить неисправности и устранить их в срочном порядке. Своевременные действия приведут к долгосрочной и исправной службе коробки, а вместе с тем и к комфортной эксплуатации автомобиля долгие годы на радость хозяину!

Устройство и работа механической коробки передач (МКПП)

МКПП принято называть «механикой», «ручкой» и другими бытовыми терминами, что мало отражает суть принципиальных особенностей ручного управления трансмиссией. Такие режимы предусмотрены и в автоматических коробках, где наборы переключаемых шестерён также присутствуют, а выбор передач дискретен. Тем не менее, механическая коробка передач с управлением от рычага – это вполне определённое устройство в ряду типов трансмиссий.

Содержание

  1. Основные особенности, определяющие МКПП
  2. Общая схема работы коробки
  3. Разновидности механических коробок
  4. Трёхвальная конструкция
  5. Двухвальная коробка с поперечным расположением
  6. Плюсы и минусы механических коробок

Основные особенности, определяющие МКПП

Их можно перечислить:

  • водитель по своему усмотрению выбирает нужную ему передачу при помощи рычага на трансмиссионном тоннеле или рулевой колонке;
  • передаточные числа, то есть отношение скоростей вращения вторичного и первичного валов коробки дискретны, то есть однозначно определяются задействованным на данный момент набором шестерёнчатых передач;
  • для разрыва потока мощности от двигателя используется управляемая водителем при помощи педали муфта сцепления;
  • в составе коробок имеется практически одинаковый для всех набор шестерён, муфт, синхронизаторов и валов;
  • список принципиальных схем для применяемых в последнее время МКПП достаточно невелик и определяется компоновкой и приводом автомобиля.

Основой работы МКПП является работа пары шестерён, от соотношения количества зубьев на которых зависит величина передаточного числа. Оперативно меняя задействованные пары, можно устанавливать нужное число со входа коробки на выход.

Общая схема работы коробки

Крутящий момент от двигателя поступает на ведущий диск сцепления, к которому мощной пружиной прижат ведомый. При помощи выжимного подшипника связь эту можно разорвать, сжав пружину и сняв давление между дисками. Но если сцепление включено, то дальше вращение через шлицевую ступицу ведомого диска передаётся первичному валу МКПП.

В коробке имеется два или более валов, на которых через подшипники или жёстко закреплены наборы шестерён. Каждая пара, находящаяся в постоянном зацеплении между собой, отвечает за конкретную передачу. Количество таких пар соответствует количеству ступеней, иногда называемых скоростями, в коробке. Соответственно, МКПП может содержать от трёх ступеней в устаревших автомобилях, до шести. Больше в легковых автомобилях практически не используется.

Включение передачи производится путём фиксации свободно вращающейся шестерни из определённой пары на валу. Для этого имеются соответствующие механизмы – муфты, ступицы и синхронизаторы. Все прочие шестерни вала продолжают свободное вращение, что исключает одновременное включение двух передач. За этим тоже следят необходимые механические блокировки.

Выходной вал коробки может иметь фланец для передачи момента на прочие элементы трансмиссии или связь со встроенным в МКПП дифференциалом в случае объединения в одном картере коробки передач и деталей ведущего моста.

Изменяя относительную скорость вращения, коробка позволяет управлять передаваемым на ведущие колёса крутящим моментом, в зависимости от того, что требуется от автомобиля, высокая скорость или тяговое усилие. Двигатель всегда будет находиться в том диапазоне оборотов, где его характеристики обеспечивают достаточный момент, топливную экономичность и заданный ресурс.

Например:

  • трогание с места производится с первой или второй передачи, когда коробка фактически увеличивает момент двигателя до максимума, сберегая сцепление, которому пришлось бы для этого трудиться с сильной пробуксовкой и быстро сжечь накладки ведомого диска;
  • при разгоне с максимальной интенсивностью водитель последовательно переключает передачи вверх, то есть с первой до последней, на каждой выкручивая двигатель до оборотов максимальной мощности, чем больше передач в его распоряжении, тем выше будет отдача мотора в любой момент времени;
  • во время движения в тяжёлых дорожных условиях на колёса подаётся максимальный момент при небольшой скорости, для чего включается пониженная передача, вплоть до первой, на которой передаточное число максимально.

Выбор передачи определяется характеристикой двигателя и опытом водителя. Ошибки ведут к повышению расхода топлива и росту темпов износа. Это один из недостатков МКПП, где многое зависит от человека. Автоматические трансмиссии не требуют ничего подобного.

Разновидности механических коробок

По конструктивному исполнению принято делить МКПП на основании количества ступеней и валов. Число передач относительно легко изменяется при проектировании простым добавлением пар шестерён с некоторым увеличением габаритов, а организация валов зависит от компоновки машины.

Трёхвальная конструкция

При продольном размещении силового агрегата, состоящего из двигателя с подстыкованной к нему коробкой, используется трёхвальная схема. Здесь имеются следующие элементы:

  • первичный вал со шлицами для соединения со ступицей ведомого диска сцепления, шестерней постоянного зацепления и венцом синхронизатора прямой передачи;
  • промежуточный вал, выполняемый либо в виде ряда жёстко посаженных шестерён, либо со свободным блокируемым вращением, что не принципиально, принимает момент от первичного вала через постоянное зацепление;
  • вторичный вал, аналогично организованный с зафиксированными или свободными шестернями, с него непосредственно снимается выходной момент коробки.

Особенностью трёхвальной схемы является наличие прямой передачи, когда первичный вал вводится в зацепление со вторичным, а промежуточный работает вхолостую. Прямой может быть любая из передач, обычно от четвёртой и выше, в зависимости от замысла конструкторов автомобиля. Иногда всё, что выше прямой, называют овердрайвом, намекая на суммарное передаточное число ниже единицы.

Помимо перечисленного, в коробке имеются следующие узлы и детали, вне зависимости от схемы по количеству валов:

  • муфты синхронизаторов, состоящие из рабочих конусов, блокирующих колец, зубчатых венцов и механизмов фиксации;
  • подшипники, на которых вращаются валы и шестерни, в последнем случае они могут быть игольчатыми подшипниками качения или втулками скольжения, подшипники валов всегда шариковые или роликовые, могут быть с регулировкой преднатяга;
  • штоки переключения, передающие усилия от внешних механизмов выбора через кулисы;
  • вилки, посаженные на штоки и входящие в зацепление с кольцевыми проточками на внешней стороне муфт;
  • жёсткий корпус, состоящий из нескольких деталей, в том числе и картера узла сцепления, через который коробка крепится к блоку двигателя;
  • уплотнения сальникового и прокладочного типа;
  • датчиков, самый распространённый – датчик спидометра, контролирующий вращение вторичного вала.

Механизмы смазываются разбрызгиванием жидкого масла, находящегося в картере коробки. Это специальное масло для МКПП, обычно категории GL4, что обеспечивает нормальную работу синхронизаторов. Иногда изготовители предписывают жидкости типа ATF, как более энергосберегающие.

Процесс включения передачи происходит следующим образом:

  • усилие от рычага передаётся к механизму выбора и вызывает перемещение штока нужной передачи;
  • в зависимости от направления перемещения, шток через вилку передвигает муфту синхронизатора в сторону зубчатого венца нужной свободной шестерни;
  • блокирующее кольцо синхронизатора своим конусом давит на конус шестерни, вызывая трение, быстро притормаживающее свободную шестерню, что вызывает выравнивание скоростей вращения и бесшумное, безударное соединение зубчатых венцов;
  • фиксаторы муфты защёлкиваются во включённом положении, внутренние зубья соединяют между собой шестерню и посаженную на вал ступицу, тем самым бывшая свободной шестерня жёстко соединяется с валом, начинается передача момента с нужным соотношением;
  • на всех передачах, кроме прямой, вращение передаётся с первичного вала на промежуточный, а оттуда к вторичному, прямая исключает промвал, а передаточное число равно единице.

Привод механизма переключения может быть рычажным, тросиковым или прямым, когда рычаг из салона непосредственно входит в корпус коробки. Наиболее точно и с минимальными ходами работают двойные тросики, не уступая прямому приводу рычага.

Двухвальная коробка с поперечным расположением

Своим распространением данная схема обязана популярным переднеприводным автомобилям и кроссоверам на их базе. Характерным отличием от рассмотренной классики является отсутствие прямой передачи. Имеются первичный и вторичный валы, связь между которыми осуществляется по рассмотренному выше принципу использования шестерёнчатых пар, муфт, синхронизаторов, вилок и штоков.

Ещё одна особенность – размещение в том же корпусе главной передачи. Она состоит из корпуса дифференциала и ведомой шестерни с косозубым зацеплением. Ведущей выступает насаженная на конец вторичного вала ответная часть меньшего диаметра. Выход момента из коробки производится на шлицевые части приводов передних колёс с шарнирами равных угловых скоростей. Внутренние ШРУС с сальниковыми уплотнениями вставлены в коробку дифференциала на шлицы полуосевых шестерён. Вращение передаётся через палец дифференциала и пару сателлитов.

Плюсы и минусы механических коробок

Несмотря на неуклонное вытеснение со стороны АКПП, механика сохраняет немало приверженцев. Связано это с низкой ценой такого типа трансмиссии, а также с привычкой полностью держать под контролем переключение передач. Прочие достоинства МКПП уже практически потеряли актуальность, поскольку различные типы автоматов сравнялись, а иногда и превосходят ручную механику по экономичности, скорости переключений, прогнозируемости и количеству доступных ступеней.

Сохранность механики в перечнях комплектаций новых автомобилей на данный момент можно обосновать лишь экономическими соображениями. Они более доступны при покупке, обслуживании и ремонте. При этом все минусы остаются и усугубляются. Ручное переключение крайне неудобно в городском трафике, отвлекает водителя, нагружает левую ногу педалью сцепления. А плавность хода определяется способностями водителя, что не каждому понравится. Следует ожидать полного пропадания таких коробок с рынка, что уже и произошло на многих относительно дорогих моделях автомобилей.

Вот как работает механическая коробка передач

Вы когда-нибудь ходили по магазинам и находили идеальный автомобиль только для того, чтобы узнать, что у него механическая коробка передач? Похоже, что большинство людей в Соединенных Штатах в наши дни не умеют водить коробку передач. Честно говоря, если у вас никогда не было никого, чтобы научить вас водить машину с механической коробкой передач, это может показаться невыполнимой задачей. Возможно, это поможет узнать, как работает механическая коробка передач.

Обзор механической коробки передач

Механическая коробка передач требует, чтобы водитель нажимал сцепление одной ногой, педаль газа — другой, рулил одной рукой и перемещал механизм переключения передач другой. Это требует некоторой координации и поначалу может сбивать с толку, но с практикой все необходимые движения выполняются практически без раздумий. Во всем мире механические коробки передач являются наиболее популярным типом трансмиссии. Вероятно, это связано с более низкой стоимостью и повышенной надежностью по сравнению с автоматической коробкой передач.

Зачем нужна трансмиссия

Все транспортные средства, как с электродвигателем, так и с двигателем внутреннего сгорания, передают мощность на трансмиссию, поворачивая ведущую ось. Это вращательное движение измеряется как значение крутящего момента. Двигатели и двигатели имеют индивидуально уникальные диапазоны оборотов в минуту (RPM), в которых они создают наибольший крутящий момент. Трансмиссии необходимы, чтобы мотор или двигатель могли работать в оптимальном диапазоне оборотов на различных скоростях. На низких скоростях требуется понижающая передача, чтобы двигатель/двигатель не заглох, в то время как на высоких скоростях может быть повышающая передача, чтобы обороты двигателя/двигателя не превышали безопасные диапазоны.

Как работает механическая коробка передач

Один ключевой момент, который следует помнить, это концепция передаточного числа. Шестерни имеют зубья, которые входят в зацепление друг с другом. Когда большая шестерня входит в зацепление с маленькой шестерней и приводит ее в движение, маленькая шестерня будет вращаться быстрее, чем большая. Чем больше разница в размерах, тем выше передаточное число.

Шестерни механической коробки передач установлены на валах, которые вращают другие шестерни внутри коробки передач. Селектор переключения передач определяет, какие передачи входят в зацепление. Гипотетические соединители с постоянным зацеплением и синхронизирующие кольца обеспечивают плавное скольжение. Пуск на первой передаче позволяет двигателю работать на оптимальных оборотах для создания крутящего момента, необходимого для перемещения автомобиля из неподвижного положения в движущееся. Как только автомобиль находится в движении и достигает верхней границы своего оптимального диапазона оборотов, коробка передач может быть переведена на вторую передачу. Этот более высокий диапазон передач позволит двигателю вернуться к нижнему пределу «наилучшей точки». Продолжайте ускоряться и переключать передачи, пока не будет достигнута желаемая скорость, поддерживая диапазон оборотов, позволяющий двигателю работать эффективно.

Включение передачи заднего хода осуществляется с помощью трехступенчатой ​​системы без синхронизатора. Это означает, что вращение вала коробки передач должно полностью прекратиться перед переключением на передачу заднего хода. Для остановки вращения вала трансмиссии без остановки вращения двигателя требуется разъединение между ними. Это разъединение называется муфтой.

Как работает сцепление