Управление акпп: Как пользоваться АКПП? Режимы работы | Управление

Содержание

Управление автоматической коробкой передач

Управление автоматической коробкой передач осуществляет электрогидравлическая система. Под термином «электрогидравлическая» следует понимать, что непосредственное управление процессом переключения передач и блокировки гидротрансформатора осуществляет гидравлическая система, а регулирование потоков рабочей жидкости – электронная система.

Электроника в управлении АКПП позволяет добиться высокой скорости переключения передач, плавности работы, экономии топлива. Помимо этого электронная система управления предоставляет возможность использовать одну коробку передач с разными двигателями и на разных автомобилях только за счет перепрограммирования блока управления.

Электронная система управления автоматической коробкой передач включает входные датчики, блок управления и исполнительные устройства. К входным датчикам относятся: датчик положения рычага селектора, датчик частоты вращения на входе коробки передач, датчик частоты вращения на выходе коробки передач, датчик температуры рабочей жидкости, датчик режима Tiptronic, датчик режима «кик-даун».

Датчик положения рычага селектора (другое название – многофункциональный датчик) учитывает положение рычага селектора коробки передач, в соответствии с которым блок управления активизирует соответствующие программы.

Информация от датчика частоты вращения на входе коробки передач используется при переключении передач и блокировке гидротрансформатора. Датчик частоты вращения на выходе коробки передач выдает параметр, по которому производится переключение передач.

Датчик температуры рабочей жидкости используется для регулирования давления рабочей жидкости, а также защиты системы от перегрева. Датчик режима Tiptronic представляет собой микропереключатель, по сигналам которого происходит переключение передачи на высшую или низшую ступень. Датчик режима «кик-дайн» устанавливается на педали газа и запускает программу резкого ускорения автомобиля.

На основе поступающих сигналов от датчиков электронный блок управления определяет логику переключения передач в соответствии с заложенной программой. Блок управления взаимодействует с другими электронными системами автомобиля: управления двигателем, антиблокировочной системой тормозов ( курсовой устойчивости), рулевым управлением, климат-контролем.

Блок управления АКПП в работе использует сигналы ряда датчиков системы управления двигателем: частоты вращения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, положения педали акселератора. Кроме этого, блок управления двигателем при необходимости уменьшает крутящий момент при переключении передач.

На основании сигналов датчиков частоты вращения колес, входящих в состав системы ABS (ESP), распознаются различные условия движения (поворот, спуск, пробуксовка). В управлении автоматической коробкой передач могут использоваться показания датчика угла поворота рулевого колеса.

Блок управления реализует управленческие функции с помощью исполнительных устройств – электромагнитных клапанов в гидравлическом блоке, а также электромагнита блокировки рычага селектора.

Для управления потоками рабочей жидкости используются двухпозиционные клапаны (открыто/закрыто) и клапаны с широтно-импульсной модуляцией (имеют переменное проходное отверстие). С помощью регулируемых потоков жидкости производится блокировка муфт, тормозов и включение конкретной передачи, а также блокировка муфты гидротрансформатора.

Рычаг селектора от несанкционированного включения блокируется электромагнитом. Снятие с блокировки возможно только при нажатой педали тормоза.

Принцип работы системы управления

Управление автоматической коробкой передач основано на определении оптимального момента переключения передач. Момент переключения рассчитывается на основе большого количества данных (параметров) по принципу нечеткой логики, допускающему намеренную неопределенность в выборе решения.

На современных автоматических коробках реализована адаптивная (другое название – динамическая) программа управления, в которой процесс выбора и переключения передач адаптирован к конкретным потребностям водителя и текущей дорожной ситуации.

Адаптация коробки передач к стилю вождения конкретного человека производится путем оценки характера разгона (интенсивности нажатия педали газа) и характера торможения (интенсивности нажатия педали тормоза). По результатам оценки запускается соответствующий алгоритм управления.

В адаптивной программе управления автоматической коробкой передач учитываются следующие условия движения: уклон, поворот, движение с прицепом, движение по зимней дороге, ускорение, городской режим движения.

Движение под уклон распознается по ускорению автомобиля и отпущенной педали газа. Система управления блокирует переключение коробки на высшую передачу, что позволяет использовать торможение двигателем. При нажатии на педаль тормоза происходит переключение на одну передачу вниз, что оказывает дополнительную помощь при торможении.

Движение в повороте определяется по разнице угловых скоростей левого и правого колес. Программа управления блокирует переключение на высшую передачу. Автомобиль в повороте движется на пониженной передаче, чем достигается курсовая устойчивость и обеспечивается лучшее ускорение при выходе из поворота.

Движение с прицепом оценивается по увеличенному тяговому усилию. Для обеспечения равномерности движения с прицепом программа избегает частых переключений передач. Адаптация к зимним условиям движения достигается за счет трогания со 2-й передачи и раннего переключения на повышенную передачу, что позволяет избежать пробуксовки.

В условиях городского режима движения, характеризующегося частыми остановками и троганиями с места, адаптивное управление предусматривает начало движения автомобиля со 2-й передачи. Тем самым, снижается расход топлива и достигается комфорт движения.

Резкое ускорение автомобиля требуется для совершения обгона, завершения опасного маневра, да и просто для динамичной езды. Потребность в режиме «кик-даун» распознается по интенсивности нажатия педали газа. При этом блок управления смещает момент переключения передач вверх, при движении на повышенной передаче принудительно включается низшая передача, переключение на высшую передачу производится только при достижении максимальной частоты вращения.

Программа адаптивного управления производит коррекцию физического износа в муфтах и тормозах, что позволяет сохранить неизменное качество переключения передач в течение всего срока службы коробки.

На некоторых автоматических коробках передач предусмотрен спортивный режим работы, который обеспечивает максимальное использование мощности двигателя. Режим обеспечивает лучшую разгонную динамику за счет более позднего переключения передач.

 

 

Сигналы управления АКПП | KurskTV.Ru



Главная / Бизнес

Колеса, двигатель, трансмиссия и многодисковые муфты сами по себе не приводят автомобиль в движение. В отличие от автомобиля с МКПП электронное управление в автомобилях с автоматической коробкой передач играет решающую роль.

Так как же координируется работа отдельных частей таким образом, чтобы трансмиссия «знала», когда переключаться, чтобы гарантировать безопасность в любой дорожной ситуации и достичь оптимальной эффективности?

Ответ кроется в сложной системе, состоящей из большого количества датчиков, сигналов и локальных блоков управления, таких как блок управления двигателем, ABS или ESP. Все эти измеренные значения и информация объединяются в электронной системе управления коробкой передач (EGS) и там оцениваются. Программы движения активируются в зависимости от дорожной ситуации также хранятся в EGS.

Например, датчики скорости вращения колес помогают обнаружить извилистую дорогу. Обнаружение кривой выполняется путем оценки разной скорости внутренних и внешних колес транспортного средства, а также других данных, например, путем учета продольного и поперечного ускорения. Все эти значения отправляются в EGS. Затем система управления блокирует переключение, если водитель запросил ускорение с помощью педали акселератора. Это обеспечивает устойчивость автомобиля на дороге и предотвращает ненужное смещение груза.

Другой пример — движение в гору, при котором точки переключения смещаются в диапазоны более высоких скоростей, если EGS оценил на основе крутящего момента двигателя, что фактическая скорость транспортного средства ниже запрошенной скорости. Таким образом предотвращается нежелательное переключение.

Эти примеры лишь демонстрируют сложность того, как отдельные компоненты автоматической коробки передач связаны друг с другом в сеть, и как различные механические элементы, ЭБУ и программное обеспечение согласованы друг с другом для правильного функционирования. На этом фоне можно только догадываться о сложности ремонта АКПП. Выход из строя одного датчика может привести к разного рода проблемам, которые становятся заметными в совершенно не очевидном месте.

В этой статье была представлена ​​многоступенчатая автоматическая трансмиссия. В последние годы на рынок также вышли бесступенчатые автоматические трансмиссии (CVT), которые также используются в автомобилях среднего класса, например, в Nissan. О ремонте вариаторов Jatco мы напишем в следующей статье.

Важные сигналы для работы АКПП

  1. Блок управления двигателем регулирует коммутационное давление и корректировки через энкодер выходной скорости коробки передач.

    Это основная управляющая переменная, в соответствии с которой EGS определяет различные сценарии переключения передач.

  2. Датчик скорости распознает разницу в скорости между двигателем и трансмиссией и включает муфту блокировки гидротрансформатора.

  3. Резистор NTC, который находится в ЭБУ коробки передач регулирует давления переключения в зависимости от температуры трансмиссионного масла. Программы вождения, зависящие от температуры (например, программа прогрева) служит защитой от перегрева трансмиссии.

  4. Активация блокировки рычага селектора, муфты блокировки гидротрансформатора и стационарной развязки происходит на основе сигнала от блока управления двигателем через CAN-шину.

  5. Блок управления ABS или ESP предоставляет информацию о том, активированы ли эти системы или система контроля тяги ASR.

  6. Скорость двигателя, поступающая от блока управления двигателем, входит в расчет для программы управления муфтой блокировки гидротрансформатора и многодисковой муфтой.

  7. Датчик давления трансмиссионного масла используется для управления переключением и регулировкой муфты блокировки.

  8. Датчик переключателя скорости информирует EGS о желаемой скорости, контролирует замок стартера и фонарь заднего хода.

На данных примерах видно, что для проведения успешного ремонта автоматической коробки передач, необходимо понимать, как влияют взаимосвязи сигналов от датчиков, установленных в различных узлах и механизмах на логику работы автоматической трансмиссии в целом и

роботизированных коробок передач типа DSG и PowerShift в частности.

Фото: скрин с сайта https://akppexpert.spb.ru/

Ответственность за соблюдение авторских и иных прав несет рекламодатель.

Возрастное ограничение 18+