То кузова и кабины – Техническое обслуживание кузовов автомобилей

Техническое обслуживание кузовов автомобилей

Основными неисправностями кузова и кабины грузового автомобиля являются поломки брусьев, досок бортов и пола кузова, повреждение запоров бортов, ослабление стремянок, срыв болтов крепления стоек, повреждения дверных замков, ослабление крепления петель, заедание в механизме подъема стекол, вмятины и разрывы крыльев, капота, боковин и крыши кабины и др.

В откидывающейся кабине возможны разрушения в зоне петель шарнира откидывания, как наиболее нагруженного соединения, а также деформация резиновых буферов кабины.

Для легковых автомобилей характерны повреждения окраски, нарушение контакта наружных уплотнителей дверей с кузовом, провисание дверей, повреждение дверных замков, повреждение антикоррозионного покрытия нижних панелей, заедание в механизме подъема стекол, загрязнение обивки и т. п.

Для кузовов автобусов характерны обрывы и трещины трубчатого каркаса в местах крепления к основанию и подоконному поясу, вмятины и разрывы наружной облицовки, неисправности механизма управления дверьми, повреждения уплотнений кузова, крыши, окон и т. д.

Работы, выполняемые при техническом обслуживании кузовов и кабин

При ЕО кузовов и кабин проверяют состояние дверей, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажного отделения, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора. Затем автомобиль подвергается мойке и сушке. При необходимости выполняется санитарная обработка, уборка салона, очистка обивки спинок и подушек сидений.

При ТО-1 кроме операций, предусмотренных ЕО, проверяют действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины, а также исправность замков, петель и ручек дверей. Проверяют и   при необходимости подтягивают крепления платформы к раме автомобиля, крыльев, подножек и брызговиков. Места поверхности кузова, кабины или платформы, подвергнутые воздействию коррозии, зачищают, на них наносят защитное покрытие.

При ТО-2 выполняют все операции ТО-1. Дополнительно проверяют состояние и крепление механизмов и деталей опрокидывающейся кабины, уплотнителей дверей и вентиляционных люков, действие систем вентиляции и  отопления. При необходимости устраняют неисправности. Особенно тщательно контролируют состояние антикоррозионных защитных покрытий и окраску кузова или кабины.

СО включает весь комплекс операций ТО-2, работы по защите кузова или кабины от коррозии и работы, связанные с проверкой состояния уплотнений дверей и окон и исправности системы отопления, а также с установкой утеплительных чехлов на автомобиль.

Уборка кузова и кабины автомобиля заключается в удалении пыли и мусора из салона, в протирке сидений, стекол и арматуры. Кузова санитарных и продуктовых автомобилей, а также автобусов внутри периодически дезинфицируют и моют.

Для уборки пыли и мусора из салонов и кабин автомобилей и автобусов используют пылесосы.

Обивку из кожзаменителей (автобима, текстовинита и других) надо отмыть теплой водой с мылом, пользуясь мягкой щеткой или капроновой губкой, затем ополоснуть чистой водой и насухо протереть. Оставшиеся после этого загрязнения удаляют чистой ветошью, смоченной авиационным бензином или растворителем для нитроцеллюлозных эмалей (№ 646, 647, 648 или 650). Применять щелочные растворы (соду, стиральные порошки) запрещается, так как они вызывают быстрое потускнение и разрушение кожзаменителей.

Жирные и масляные пятна удаляют чистой тряпкой, смоченной одним из указанных выше растворителей или четыреххлористым углеродом, эфиром, хлороформом, бензолом, авиационным бензином и др. Лучшим растворителем является четыреххлористый углерод.

Загрязнение, оставшееся после удаления жирного пятна, выводят чистой тряпкой, смоченной мыльной пеной, а затем – чистой водой.

Смоляные пятна удаляют, смачивая смолу одним из следующих растворителей: хлороформом, четыреххлористым углеродом, скипидаром, ксилолом или авиационным бензином, затем лезвием тупого ножа соскабливают ее. После этого обивку обрабатывают так же, как при удалении жирных и масляных пятен.

Пятна электролита надо удалять немедленно во избежание разрушения ткани. Пятно заливают нашатырным спиртам, выжидают, пока произойдет нейтрализация кислоты, а затем протирают чистой тряпкой, смоченной холодной водой.

Чтобы сохранить блеск окрашенных поверхностей, особенно у автомобилей, хранящихся на открытом воздухе, следует регулярно применять автополироли. Они закрывают микротрещины и поры, появившиеся в лакокрасочном покрытии, что препятствует возникновению коррозии под слоем краски. Полирование можно выполнять специальной пастой вручную или электродрелью с насадкой. Для сохранения блеска кузова не следует оставлять автомобиль долгое время на солнце, допускать попадание на поверхность кузова кислот, растворов соды, тормозной жидкости и бензина. Не следует также мыть автомобиль содовым или щелочным раствором.

Хромированные детали кузова требуют такого же ухода, как и лакокрасочное покрытие. Детали из пластмасс необходимо протирать влажной тканью или специальным автоочистителем. Чтобы пластмассовые детали не потеряли блеск, не следует применять бензин или растворители.

Стекла в автомобиле очищают мягкой льняной тканью или замшей. Грязные стекла нужно предварительно вымыть водой с добавлением специальной жидкости для мойки стекол или автоочистителем для стекол. Сильно загрязненные стекла моют водой с мелом или жидкостью, предназначенной для заполнения бачка стеклоомывателя. Для исключения появления мелких царапин на стеклах не следует протирать грязные стекла сухой тканью, а также очищать сухое грязное стекло ветрового окна щеткой стеклоочистителя. При появлении на лобовом стекле потертостей или мелких царапин их удаляют размельченным и просеянным порошком пемзы, замешанным в воде до состояния густого раствора. Резиновые уплотнители два раза в год обрабатывают специальной краской, чтобы придать им блеск и продлить срок службы.

Для удаления со стекол льда и размораживания замков дверей рекомендуется применять авторазмораживатель в аэрозольной упаковке, внутрь замков можно вводить тормозную жидкость. Зимой в бачки для омывателей следует заливать водный раствор специальной незамерзающей жидкости или другие составы в соответствии с рекомендациями по их применению.

Мойку кузовов легковых автомобилей и автобусов осуществляют ручным или механизированным способом.

Окрашенные и полированные поверхности предварительно смачивают распыленной струей холодной воды или подогретой до температуры 30…35°С низкого давления (0,2…0,4 МПа). Затем кузов протирают волосяными щетками с механическим приводом, губками или замшей с непрерывным подводом воды. После обработки щетками кузов ополаскивают и сушат.

После мойки автомобиля проверяют удаление воды из внутренних полостей дверей через отверстия, расположенные внизу каждой двери. В случае засорения отверстий их очищают или продувают сжатым воздухом.

При мойке пола автобуса в пассажирском салоне не допускают попадания влаги под мягкий настил пола. Обнаруженные неплотности и неисправности настила своевременно устраняют. Пассажирские сиденья после мойки автобуса насухо протирают.

Краску с окон из органического стекла удаляют только уайт-спиритом. Грязь с органических стекол смывают мыльным раствором, затем протирают замшей или чистой мягкой тканью.

Для обеспечения длительной сохранности лакокрасочного покрытия его периодически полируют. При этом сглаживаются неровности, заполняются поры и микротрещины. Новые кузова обрабатывают один раз в 1,5—2 месяца полиролями, созданными на основе восков, водоотталкивающих веществ и растворителей. Для старых, потерявших блеск лакокрасочных покрытий используют «Автополироль для старых покрытий».

Летом лакокрасочное покрытие полируют в тени, а зимой — при температуре не ниже 0°С. Кузов полируют последовательно небольшими участками, так как ввиду испарения растворителя паста быстро высыхает и плохо полирует поверхность. Пасту наносят тонким слоем тампоном из байковой ткани. Через 5…10 мин, в зависимости от способа нанесения и температуры окружающего воздуха, покрытие тщательно полируют фланелью круговыми движениями до зеркального блеска. Для интенсификации процесса полирования применяют электрическую дрель с частотой вращения 1800…4700 мин

-1. На круглый диск, закрепленный в патроне дрели, накладывают слой 4…5 см ваты, а затем надевают полировальный круг из меха, сукна, фланели или цигейки. Тщательно отполированная восковой пастой поверхность лакокрасочного покрытия придает блеск и образует тонкую пленку с хорошими адгезионными и защитными свойствами.

Антикоррозионная защита кузовов и кабин является одной из наиболее сложных профилактических операций при ТО автомобилей. Битумные покрытия, наносимые при изготовлении автомобиля на днище и крылья, хорошо противостоят действию влаги, воды и соли, но они разрушаются под действием ударов частиц гравия и песка, низких температур, а также перепада температур. Срок эффективного действия в зависимости от условий эксплуатации составляет от одного до двух лет. Кроме того, кузов содержит большое число закрытых полостей, в которых скапливается влага и создаются благоприятные условия для возникновения и развития коррозии.

Систематическая очистка дренажных отверстий улучшает вентиляцию внутренних полостей и снижает процесс коррозии.

Перед нанесением нового защитного покрытия на днище или крылья все свободные от него места тщательно промывают сильной струей воды под давлением, Очаги коррозии зачищают до металла, обезжиривают бензином или уайтспиритом, покрывают при помощи краскораспылителя или кисти грунтом или свинцовым суриком, тертым на натуральной олифе, и сушат в течение 24 ч. После этого наносят несколько слоев антикоррозионного состава (автоантикор, битумную или сланцевую мастику) с промежуточной сушкой 5…24 ч в зависимости от применяемой мастики или пасты, при температуре соответственно 18…22°С, но не ниже 10 ° С.

Для ускорения процесса восстановления защитного покрытия автомобилей применяют преобразователи ржавчины.  Они  превращают  продукты  коррозии в соединения в виде пленки, служащей грунтом для последующего защитного покрытия. Перед нанесением преобразователя ржавчины подвергнутую коррозии поверхность кузова очищают от грязи, удаляют рыхлую или пластовую ржавчину металлической щеткой. После обезжиривания уайт-спиритом или бензином жесткой кистью наносят преобразователь ржавчины, тщательно втирая его в покрываемое место. Спустя некоторое время, поверхность увлажняют водой и через 4—5 суток наносят антикоррозионное покрытие.

Для антикоррозионной обработки внутренних пустотелых деталей кузова применяют автоконсервант «Мовиль». В закрытые полости препарат вводят пневматическим пистолетом с упругим трубчатым пластмассовым удлинителем. Удлинитель вводят через технологические отверстия, предусмотренные в кузове, или через дополнительно просверленные отверстия, которые по окончании работ закрывают пластмассовыми пробками.

Регулировка положения дверей в кузовах и кабинах в проеме боковины осуществляется путем их перемещения.

Наружные зазоры между дверями и кузовом или кабиной по периметру должны быть одинаковыми.

Если дверь провисает в пределах регулировки ее фиксатором, то, ослабив затяжку болтов, фиксатор опускают на необходимую величину и вновь закрепляют. При установке фиксатора его опорная поверхность должна быть перпендикулярна к оси петель.

При значительном провисании двери освобождают болты ее крепления к петлям, ставят дверь в правильное положение по  наружным  зазорам  с  кузовом или кабиной и подтягивают болты. Правильность установки двери проверяют их открыванием и закрыванием, по сопряжению фиксатора на стойке с замком двери, по сохранению одинакового зазора между проемом кузова или кабины и дверью. Затем окончательно затягивают болты крепления двери.

При износе осей петель, определяемым увеличением свободного радиального хода при покачивании дверей в вертикальной плоскости, их  заменяют новы-   ми. Оси меняют не снимая петель с дверей. Если выбить ось не удается, то петлю нагревают. При значительном износе отверстий под ось изготовляют новые оси, обеспечивающие требуемый зазор в сопряжении.

Регулировке замков и дверных механизмов предшествует очерчивание контура фиксатора на стойке кузова. Если дверь закрывается туго, то после ослабления болтов крепления фиксатора его смещают наружу  и  затягивают  болты.  При слабом закрывании двери фиксатор смещают внутрь. Если дверь при закрывании опускается, фиксатор поднимают, а если приподнимается — фиксатор опускают.

При плохом отпирании двери внутренней ручкой регулируют ее положение.Для этого ослабляют винты крепления кронштейна ручки и ручку вместе с кронштейном передвигают в нужное положение. Затем винты затягиваю! И фиксируют против самопроизвольного отворачивания.

Если замок капота не открывается рукояткой из салона автомобиля или капот не запирается замком, то регулируют длину троса с помощью петлевого крепления на крючке замка.

При неравномерном перемещении дверей автобуса или их неполном закрытии (открытии) вначале проверяют установку дверного цилиндра и затяжку гайки откидного болта дверного механизма. При нарушении скоростного режима работы дверей изменяют положение винтов клапана регулирования скорости. Полное открытие и закрытие дверей автобуса должно происходить за 1…4 с. Если, действуя регулировочными винтами клапана, не удается устранить неисправность, то отсоединяют механизм от рычагов, связанных с осями двери, и проверяют от руки свободу перемещения створок дверей по всей длине хода. Если створки дверей перемещаются свободно, то снимают дверной цилиндр для ремонта.

Кран управления дверьми автобуса при СО снимают, разбирают и все его детали промывают в керосине. Затем осматривают притертые поверхности нижней плоскости корпуса золотника. Для получения надлежащей герметичности поверхности должны быть чистыми, не иметь рисок и царапин. При наличии на рабочих поверхностях незначительных рисок в небольшом количестве на них наносят притирочную пасту и выполняют притирку. Закончив притирку, тщательно промывают детали, протирают поверхности и собирают кран управления. Регулировку механизма опрокидывания кабины автомобилей КамАЗ торсионного типа выполняют, если усилие, необходимое для опрокидывания или опускания ее, велико. Для изменения усилия увеличивают или уменьшают угол закручивания торсионов.

При регулировке угла закручивания торсионов кабину опрокидывают на 60° для освобождения торсионов от нагрузки. Оси опор рычагов торсионов переставляют из верхних отверстий в нижние для увеличения угла закручивания, а для уменьшения — наоборот.

При регулировке угла закручивания перестановкой рычагов торсионов ослабляют гайки стяжных болтов и переставляют рычаги на требуемое число шлицев. Оба рычага передвигают назад на одинаковое число шлицев относительно меток. После перестановки рычагов затягивают гайки стяжных болтов.

При установке рычагов с новыми торсионами метки на торцах торсионов и рычагов должны совпадать.

Для уравновешивания трехместной кабины оси в опорах рычагов торсионов устанавливают в нижних отверстиях, а для уравновешивания кабины со спальным местом оси в опорах устанавливают в верхних отверстиях. Метки на рычагах торсионов при этом смещают на один шлиц относительно меток на торцах торсионов в направлении их закручивания.

Просмотров: 114

extxe.com

Техническое обслуживание кузовов и кабин автомобилей

План - конспект

урока производственного обучения

Тема: Техническое обслуживание автомобилей.

Тема урока: Техническое обслуживание кузовов и кабин автомобилей.

Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия по техническому обслуживанию кузовов и кабин автомобилей.

Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала.

Тип занятия – урок изложения нового материала.

2.Основная часть занятия

Учебные вопросы:

  1. Основные неисправности кузовов и кабин автомобилей.

  2. Основные работы по техническому обслуживанию кузовов и кабин автомобилей.

1. Металлические кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей могут иметь вмятины и разрывы панелей, трещины, коррозионные разрушения отдельных участков, дефекты арматуры нарушение регулировок собранных узлов и механизмов вследствие износа шарнирных соединений или ослабления крепления двери кузова или кабины опускаются, изменяются наружные зазоры между крышкой багажного отделения или капотом и кузовом. В результате вибрации кузова ослабляется крепление деталей оперения.

В результате атмосферных и различных механических воздействий защитное лакокрасочное покрытие теряет свои первоначальные свойства: уменьшается блеск; покрытие тускнеет; появляются трещины и местные отслоения, которые затем увеличиваются, способствуя развитию коррозии.

В деревянных платформах кузовов грузовых автомобилей при поломке брусьев, досок бортов и пола платформы их заменяют. Поврежденные запоры бортов кузова исправляют.

2.Работы, выполняемые при техническом обслуживании кузовов и кабин.

При ЕО кузовов и кабин проверяют состояние дверей, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажного отделения, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора. Автомобиль моют, сушат. При необходимости выполняют санитарную обработку, уборку салона, очистку обивки спинок и подушек сидений.

При ТО-1 кроме операций, предусмотренных ЕО, проверяют действие запорного механизма, упора - ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины, а также исправность замков, петель и ручек дверей. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления платформы к раме автомобиля, крыльев, подножек и брызговиков. Места поверхности кузова, кабины или платформы, подвергнутые воздействию коррозии, зачищают, на них наносят защитное покрытие.

При ТО-2 выполняют все операции ТО-1. Дополнительно проверяют состояние и крепление механизмов и деталей опрокидывающейся кабины, уплотнителей дверей и вентиляционных люков, действие систем вентиляции и отопления. При необходимости устраняют неисправности. Особенно тщательно контролируют состояние антикоррозионных защитных покрытий и окраску кузова или кабины.

СО включает весь комплекс операций ТО-2, работы по защите кузова или кабины от коррозии и работы, связанные с проверкой состояния уплотнений дверей и окон и исправности системы отопления, а также с установкой утеплительных чехлов на автомобиль.

Уборка кузова и кабины автомобиля заключается в удалении пыли и мусора из салона, в протирке сидений, стекол и арматуры. Кузова санитарных и продуктовых автомобилей, а также автобусов внутри периодически дезинфицируют и моют.

Для уборки пыли и мусора из салонов и кабин автомобилей и автобусов используют пылесосы.

Уход за обивкой, изготовленной из заменителя кожи, заключается в ее периодической промывке. При помощи мягкой волосяной щетки поверхности промывают слабым раствором двууглекислой соды в теплой воде или нейтральным мыльным раствором, а затем мягкой чистой тканью вытирают насухо. Пятна на обивке удаляют бензином или четыреххлористым углеродом. После удаления пятен всю обивку протирают чистой тканью, смоченной той же жидкостью для удаления пятен, чтобы исключить оттенки цвета очищенной и неочищенной поверхностей. Для очистки сильно загрязненных мест обивки используют специальные автоочистители.

Мойку кузовов легковых автомобилей и автобусов осуществляют, как уже отмечалось, ручным или механизированным способом. Окрашенные и полированные поверхности предварительно смачивают распыленной струей холодной воды или подогретой до температуры 30 ... 35 °С низкого давления (0,2 ... 0,4 МПа). Затем кузов протирают волосяными щетками с механическим приводом, губками или замшей с непрерывным подводом воды. После обработки щетками кузов ополаскивают и сушат.

После мойки автомобиля проверяют удаление воды из внутренних полостей дверей через отверстия, расположенные внизу каждой двери. В случае засорения отверстий их очищают или продувают сжатым воздухом.

При мойке пола автобуса в пассажирском салоне не допускают попадания влаги под мягкий настил пола. Обнаруженные неплотности и неисправности настила своевременно устраняют. Пассажирские сиденья после мойки автобуса насухо протирают.

Протирку, сушку и полирование кузова или кабины выполняют после окончательного ополаскивания их чистой водой с целью удаления влаги с наружных поверхностей. При протирке используют замшу или фланель. Для исключения появления мелких царапин на стеклах не следует протирать грязные стекла сухой тканью, а также очищать сухое грязное стекло ветрового окна щеткой стеклоочистителя. Сильно загрязненные стекла моют водой с мелом или жидкостью, предназначенной для заполнения бачка стеклоомывателя.

Краску с окон из органического стекла удаляют только уайт - спиритом. Грязь с органических стекол смывают мыльным раствором, затем протирают замшей или чистой мягкой тканью.

Для обеспечения длительной сохранности лакокрасочного покрытия его периодически полируют. При этом сглаживаются неровности, заполняются поры и микротрещины. Новые кузова обрабатывают один раз в 1,5—2 месяца полиролями, созданными на основе восков, водоотталкивающих веществ и растворителей. Для старых, потерявших блеск лакокрасочных покрытий используют «Авто-полироль для старых покрытий».

Летом лакокрасочное покрытие полируют в тени, а зимой — при температуре не ниже 0°С. Кузов полируют последовательно небольшими участками, так как ввиду испарения растворителя паста быстро высыхает и плохо полирует поверхность. Пасту наносят тонким слоем тампоном из байковой ткани. Через 5 ... 10 мин, в зависимости от способа нанесения и температуры окружающего воздуха, покрытие тщательно полируют фланелью круговыми движениями до зеркального блеска. Для интенсификации процесса полирования применяют электрическую дрель с частотой вращения 1800 ... 4700 мин-1. На круглый диск, закрепленный в патроне дрели, накладывают слой 4 ... 5 см ваты, а затем надевают полировальный круг из меха, сукна, фланели или цигейки. Тщательно отполированная восковой пастой поверхность лакокрасочного покрытия придает блеск и образует тонкую пленку с хорошими адгезионными и защитными свойствами.

Антикоррозионная защита кузовов и кабин является одной из наиболее сложных профилактических операций при ТО автомобилей. Битумные покрытия, наносимые при изготовлении автомобиля на днище и крылья, хорошо противостоят действию влаги, воды и соли, но они разрушаются под действием ударов частиц гравия и песка, низких температур, а также перепада температур. Срок эффективного действия в зависимости от условий эксплуатации составляет от одного до двух лет. Кроме того, кузов содержит большое число закрытых полостей, в которых скапливается влага и создаются благоприятные условия для возникновения и равития коррозии.

Систематическая очистка дренажных отверстий улучшает вентиляцию внутренних полостей и снижает процесс коррозии.

Перед нанесением нового защитного покрытия на днище или крылья все свободные от него места тщательно промывают сильной струей воды под давлением, Очаги коррозии зачищают до металла, обезжиривают бензином или уайт-спиритом, покрывают при помощи краскораспылителя или кисти грунтом или свинцовым суриком, тертым на натуральной олифе, и сушат в течение 24 ч. После этого наносят несколько слоев антикоррозионного состава (автоантикор, битумную или сланцевую мастику) с промежуточной сушкой 5 ... 24 ч в зависимости от применяемой мастики или пасты, при температуре соответственно 18 ... 22°С, но не ниже 10 ° С.

Для ускорения процесса восстановления защитного покрытия автомобилей применяют преобразователи ржавчины. Они превращают продукты коррозии в соединения в виде пленки, служащей грунтом для последующего защитного покрытия. Перед нанесением преобразователя ржавчины подвергнутую коррозии поверхность кузова очищают от грязи, удаляют рыхлую или пластовую ржавчину металлической щеткой. После обезжиривания уайт-спиритом или бензином жесткой кистью наносят преобразователь ржавчины, тщательно втирая его в покрываемое место. Спустя некоторое время, поверхность увлажняют водой и через 4—5 суток наносят антикоррозионное покрытие.

Для антикоррозионной обработки внутренних пустотелых деталей кузова применяют автоконсервант «Мовиль». В закрытые полости препарат вводят пневматическим пистолетом с упругим трубчатым пластмассовым удлинителем. Удлинитель вводят через технологические отверстия, предусмотренные в кузове, или через дополнительно просверленные отверстия, которые по окончании работ закрывают пластмассовыми пробками.

Регулировка положения дверей в кузовах и кабинах в проеме боковины осуществляется путем их перемещения.

Наружные зазоры между дверями и кузовом или кабиной по периметру должны быть одинаковыми.

Если дверь провисает в пределах регулировки ее фиксатором, то, ослабив затяжку болтов, фиксатор опускают на необходимую величину и вновь закрепляют. При установке фиксатора его опорная поверхность должна быть перпендикулярна к оси петель.

При значительном провисании двери освобождают болты ее крепления к петлям, ставят дверь в правильное положение по наружным зазорам с кузовом или кабиной и подтягивают болты. Правильность установки двери проверяют их открыванием и закрыванием, по сопряжению фиксатора на стойке с замком двери, по сохранению одинакового зазора между проемом кузова или кабины и дверью. Затем окончательно затягивают болты крепления двери.

При износе осей петель, определяемым увеличением свободного радиального хода при покачивании дверей в вертикальной плоскости, их заменяют новыми. Оси меняют не снимая петель с дверей. Если выбить ось не удается, то петлю нагревают. При значительном износе отверстий под ось изготовляют новые оси, обеспечивающие требуемый зазор в сопряжении.

Регулировке замков и дверных механизмов предшествует очерчивание контура фиксатора на стойке кузова. Если дверь закрывается туго, то после ослабления болтов крепления фиксатора его смещают наружу и затягивают болты. При слабом закрывании двери фиксатор смещают внутрь. Если дверь при закрывании опускается, фиксатор поднимают, а если приподнимается — фиксатор опускают.

При плохом отпирании двери внутренней ручкой регулируют ее положение. Для этого ослабляют винты крепления кронштейна ручки и ручку вместе с кронштейном передвигают в нужное положение. Затем винты затягиваю! И фиксируют против самопроизвольного отворачивания.

Если замок капота не открывается рукояткой из салона автомобиля или капот не запирается замком, то регулируют длину троса с помощью петлевого крепления на крючке замка.

При неравномерном перемещении дверей автобуса или их неполном закрытии (открытии) вначале проверяют установку дверного цилиндра и затяжку гайки откидного болта дверного механизма. При нарушении скоростного режима работы дверей изменяют положение винтов клапана регулирования скорости. Полное открытие и закрытие дверей автобуса должно происходить за 1 ... 4 с. Если, действуя регулировочными винтами клапана, не удается устранить неисправность, то отсоединяют механизм от рычагов, связанных с осями двери, и проверяют от руки свободу перемещения створок дверей по всей длине хода. Если створки дверей перемещаются свободно, то снимают дверной цилиндр для ремонта.

Кран управления дверьми автобуса при СО снимают, разбирают и все его детали промывают в керосине. Затем осматривают притертые поверхности нижней плоскости корпуса золотника. Для получения надлежащей герметичности поверхности должны быть чистыми, не иметь рисок и царапин. При наличии на рабочих поверхностях незначительных рисок в небольшом количестве на них наносят притирочную пасту и выполняют притирку. Закончив притирку, тщательно промывают детали, протирают поверхности и собирают кран управления.

Регулировку механизма опрокидывания кабины автомобилей КамАЗ торсионного типа выполняют, если усилие, необходимое для опрокидывания или опускания ее, велико. Для изменения усилия увеличивают или уменьшают угол закручивания торсионов.

При регулировке угла закручивания торсионов кабину опрокидывают на 60° для освобождения торсионов от нагрузки. Оси опор рычагов торсионов переставляют из верхних отверстий в нижние для увеличения угла закручивания, а для уменьшения — наоборот.

При регулировке угла закручивания перестановкой рычагов торсионов ослабляют гайки стяжных болтов и переставляют рычаги на требуемое число шлицев. Оба рычага передвигают назад на одинаковое число шлицев относительно меток. После перестановки рычагов затягивают гайки стяжных болтов.

При установке рычагов с новыми торсионами метки на торцах торсионов и рычагов должны совпадать.

Для уравновешивания трехместной кабины оси в опорах рычагов торсионов устанавливают в нижних отверстиях, а для уравновешивания кабины со спальным местом оси в опорах устанавливают в верхних отверстиях. Метки на рычагах торсионов при этом смещают на один шлиц относительно меток на торцах торсионов в направлении их закручивания.

Контрольные вопросы.

  1. Какие основные неисправности кузовов и кабин автомобилей Вы знаете?

  2. Какие работы выполняются при ЕО кузовов и кабин автомобилей?

  3. Какие работы выполняются при ТО – 1 кузовов и кабин автомобилей?

  4. Какие работы выполняются при ТО – 2 кузовов и кабин автомобилей?

  5. Какие работы выполняются при СО кузовов и кабин автомобилей?

  6. Как производится уборка кузова и кабины автомобиля?

  7. Как производится мойка кузовов и кабин автомобилей и автобусов?

  8. Как производится протирка, сушка и полирование кузова и кабины автомобиля?

  9. Как производится антикоррозионная защита кузовов и кабин автомобилей?

  10. Как производится регулировка положения дверей в кузовах и кабинах автомобилей?

infourok.ru

В помощь будущему автомеханику - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КУЗОВОВ, КАБИН И ПЛАТФОРМ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КУЗОВОВ, КАБИН И ПЛАТФОРМ 

 

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КУЗОВОВ, КАБИН И ПЛАТФОРМ

Металлические кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей могут иметь вмятины и разрывы панелей, трещины, коррозионные разрушения отдельных участков, дефекты арматуры, нарушение регулировок собранных узлов и механизмов.

Вследствие износа шарнирных соединений или ослабления крепления двери кузова или кабины опускаются, изменяются наружные зазоры между крышкой багажного отделения или капотом и кузовом.

В результате вибрации кузова ослабляется крепление деталей оперения.

В результате атмосферных и различных механических воздействий защитное лакокрасочное покрытие теряет свои первоначальные свойства: уменьшается блеск; покрытие тускнеет; появляются трещины и местные отслоения, которые затем увеличиваются, способствуя развитию коррозии.

В деревянных платформах кузовов грузовых автомобилей может произойти поломка брусьев, досок бортов и пола платформы.

Могут повредиться запоры бортов кузова.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

ЕО

Проверяют состояние дверей, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажного отделения, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора.

Автомобиль моют, сушат. При необходимости выполняют санитарную обработку, уборку салона, очистку обивки спинок и подушек сидений.

 

ТО-1

Кроме операций, предусмотренных ЕО, проверяют действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины, а также исправность замков, петель и ручек дверей.

Проверяют и при необходимости подтягивают крепления платформы к раме автомобиля, крыльев, подножек и брызговиков.

Места поверхности кузова, кабины или платформы, подвергнутые воздействию коррозии, зачищают, на них наносят защитное покрытие.

 

ТО-2

Выполняют все операции ТО-1.

Дополнительно проверяют состояние и крепление механизмов и деталей опрокидывающейся кабины, уплотнителей дверей и вентиляционных люков, действие систем вентиляции и отопления.

При необходимости устраняют неисправности.

Особенно тщательно контролируют состояние антикоррозионных защитных покрытий и окраску кузова или кабины.

СО включает весь комплекс операций ТО-2, работы по защите кузова или кабины от коррозии и работы, связанные с проверкой состояния уплотнений дверей и окон и исправности системы отопления, а также с установкой утеплительных чехлов на автомобиль.

 

Уборка кузова и кабины автомобиля заключается в удалении пыли и мусора из салона, в протирке сидений, стекол и арматуры.

Кузова санитарных и продуктовых автомобилей, а также автобусов внутри периодически дезинфицируют и моют.

Для уборки пыли и мусора из салонов и кабин автомобилей и автобусов используют пылесосы.

Уход за обивкой, изготовленной из заменителя кожи, заключается в ее периодической промывке. При помощи мягкой волосяной щетки поверхности промывают слабым раствором двууглекислой соды в теплой воде или нейтральным мыльным раствором, а затем мягкой чистой тканью вытирают насухо. Пятна на обивке удаляют бензином или четыреххлористым углеродом. После удаления пятен всю обивку протирают чистой тканью, смоченной той же жидкостью для удаления пятен, чтобы исключить оттенки цвета очищенной и неочищенной поверхностей. Для очистки сильно загрязненных мест обивки используют специальные автоочистители.

 

Мойку кузовов легковых автомобилей и автобусов осуществляют ручным или механизированным способом.

Окрашенные и полированные поверхности предварительно смачивают распыленной струей холодной воды или подогретой до температуры 30 ... 35 °С низкого давления (0,2 ... 0,4 МПа). Затем кузов протирают волосяными щетками с механическим приводом, губками или замшей с непрерывным подводом воды. После обработки щетками кузов ополаскивают и сушат.

После мойки автомобиля проверяют удаление воды из внутренних полостей дверей через отверстия, расположенные внизу каждой двери. В случае засорения отверстий их очищают или продувают сжатым воздухом.

При мойке пола автобуса в пассажирском салоне не допускают попадания влаги под мягкий настил пола. Обнаруженные неплотности и неисправности настила своевременно устраняют. Пассажирские сиденья после мойки автобуса насухо протирают.

Протирку, сушку и полирование кузова или кабины выполняют после окончательного ополаскивания их чистой водой с целью удаления влаги с наружных поверхностей. При протирке используют замшу или фланель. Для исключения появления мелких царапин на стеклах не следует протирать грязные стекла сухой тканью, а также очищать сухое грязное стекло ветрового окна щеткой стеклоочистителя. Сильно загрязненные стекла моют водой с мелом или жидкостью, предназначенной для заполнения бачка стеклоомывателя.

Краску с окон из органического стекла удаляют только уайт-спиритом. Грязь с органических стекол смывают мыльным раствором, затем протирают замшей или чистой мягкой тканью.

 

Полировка кузова применяется для обеспечения длительной сохранности лакокрасочного покрытия. При этом сглаживаются неровности, заполняются поры и микротрещины. Новые кузова обрабатывают один раз в 1,5—2 месяца полиролями, созданными на основе восков, водоотталкивающих веществ и растворителей. Для старых, потерявших блеск лакокрасочных покрытий используют «Авто-полироль для старых покрытий». Летом лакокрасочное покрытие полируют в тени, а зимой — при температуре не ниже 0°С.

Кузов полируют последовательно небольшими участками, так как ввиду испарения растворителя паста быстро высыхает и плохо полирует поверхность. Пасту наносят тонким слоем тампоном из байковой ткани. Через 5 ... 10 мин, в зависимости от способа нанесения и температуры окружающего воздуха, покрытие тщательно полируют фланелью круговыми движениями до зеркального блеска.

Для интенсификации процесса полирования применяют электрическую дрель с частотой вращения 1800 ... 4700 мин-1. На круглый диск, закрепленный в патроне дрели, накладывают слой 4 ... 5 см ваты, а затем надевают полировальный круг из меха, сукна, фланели или цигейки. Тщательно отполированная восковой пастой поверхность лакокрасочного покрытия придает блеск и образует тонкую пленку с хорошими адгезионными и защитными свойствами.

 

Антикоррозионная защита кузовов и кабин является одной из наиболее сложных профилактических операций при ТО автомобилей.

Битумные покрытия, наносимые при изготовлении автомобиля на днище и крылья, хорошо противостоят действию влаги, воды и соли, но они разрушаются под действием ударов частиц гравия и песка, низких температур, а также перепада температур. Срок эффективного действия в зависимости от условий эксплуатации составляет от одного до двух лет. Кроме того, кузов содержит большое число закрытых полостей, в которых скапливается влага и создаются благоприятные условия для возникновения и равития коррозии.

Систематическая очистка дренажных отверстий улучшает вентиляцию внутренних полостей и снижает процесс коррозии.

Перед нанесением нового защитного покрытия на днище или крылья все свободные от него места тщательно промывают сильной струей воды под давлением, Очаги коррозии зачищают до металла, обезжиривают бензином или уайт-спиритом, покрывают при помощи краскораспылителя или кисти грунтом или свинцовым суриком, тертым на натуральной олифе, и сушат в течение 24 ч. После этого наносят несколько слоев антикоррозионного состава (автоантикор, битумную или сланцевую мастику) с промежуточной сушкой 5 ... 24 ч в зависимости от применяемой мастики или пасты, при температуре соответственно 18 ... 22°С, но не ниже 10 ° С.

Для ускорения процесса восстановления защитного покрытия автомобилей применяют преобразователи ржавчины. Они превращают продукты коррозии в соединения в виде пленки, служащей грунтом для последующего защитного покрытия. Перед нанесением преобразователя ржавчины подвергнутую коррозии поверхность кузова очищают от грязи, удаляют рыхлую или пластовую ржавчину металлической щеткой. После обезжиривания уайт-спиритом или бензином жесткой кистью наносят преобразователь ржавчины, тщательно втирая его в покрываемое место. Спустя некоторое время, поверхность увлажняют водой и через 4—5 суток наносят антикоррозионное покрытие.

Для антикоррозионной обработки внутренних пустотелых деталей кузова применяют автоконсервант «Мовиль». В закрытые полости препарат вводят пневматическим пистолетом с упругим трубчатым пластмассовым удлинителем. Удлинитель вводят через технологические отверстия, предусмотренные в кузове, или через дополнительно просверленные отверстия, которые по окончании работ закрывают пластмассовыми пробками.

 

Регулировка положения дверей в кузовах и кабинах в проеме боковины осуществляется путем их перемещения.

Наружные зазоры между дверями и кузовом или кабиной по периметру должны быть одинаковыми.

Если дверь провисает в пределах регулировки ее фиксатором, то, ослабив затяжку болтов, фиксатор опускают на необходимую величину и вновь закрепляют. При установке фиксатора его опорная поверхность должна быть перпендикулярна к оси петель.

При значительном провисании двери освобождают болты ее крепления к петлям, ставят дверь в правильное положение по наружным зазорам с кузовом или кабиной и подтягивают болты. Правильность установки двери проверяют их открыванием и закрыванием, по сопряжению фиксатора на стойке с замком двери, по сохранению одинакового зазора между проемом кузова или кабины и дверью. Затем окончательно затягивают болты крепления двери.

При износе осей петель, определяемым увеличением свободного радиального хода при покачивании дверей в вертикальной плоскости, их заменяют новыми. Оси меняют не снимая петель с дверей. Если выбить ось не удается, то петлю нагревают. При значительном износе отверстий под ось изготовляют новые оси, обеспечивающие требуемый зазор в сопряжении.

Регулировке замков и дверных механизмов предшествует очерчивание контура фиксатора на стойке кузова. Если дверь закрывается туго, то после ослабления болтов крепления фиксатора его смещают наружу и затягивают болты. При слабом закрывании двери фиксатор смещают внутрь. Если дверь при закрывании опускается, фиксатор поднимают, а если приподнимается — фиксатор опускают.

При плохом отпирании двери внутренней ручкой регулируют ее положение. Для этого ослабляют винты крепления кронштейна ручки и ручку вместе с кронштейном передвигают в нужное положение. Затем винты затягивают и фиксируют против самопроизвольного отворачивания.

Если замок капота не открывается рукояткой из салона автомобиля или капот не запирается замком, то регулируют длину троса с помощью петлевого крепления на крючке замка.

При неравномерном перемещении дверей автобуса или их неполном закрытии (открытии) вначале проверяют установку дверного цилиндра и затяжку гайки откидного болта дверного механизма. При нарушении скоростного режима работы дверей изменяют положение винтов клапана регулирования скорости. Полное открытие и закрытие дверей автобуса должно происходить за 1...4 с. Если, действуя регулировочными винтами клапана, не удается устранить неисправность, то отсоединяют механизм от рычагов, связанных с осями двери, и проверяют от руки свободу перемещения створок дверей по всей длине хода. Если створки дверей перемещаются свободно, то снимают дверной цилиндр для ремонта.

Кран управления дверьми автобуса при СО снимают, разбирают и все его детали промывают в керосине. Затем осматривают притертые поверхности нижней плоскости корпуса золотника. Для получения надлежащей герметичности поверхности должны быть чистыми, не иметь рисок и царапин. При наличии на рабочих поверхностях незначительных рисок в небольшом количестве на них наносят притирочную пасту и выполняют притирку. Закончив притирку, тщательно промывают детали, протирают поверхности и собирают кран управления.

Регулировку механизма опрокидывания кабины автомобилей КамАЗ торсионного типа выполняют, если усилие, необходимое для опрокидывания или опускания ее, велико. Для изменения усилия увеличивают или уменьшают угол закручивания торсионов. При регулировке угла закручивания торсионов кабину опрокидывают на 60° для освобождения торсионов от нагрузки. Оси опор рычагов торсионов переставляют из верхних отверстий в нижние для увеличения угла закручивания, а для уменьшения — наоборот. При регулировке угла закручивания перестановкой рычагов торсионов ослабляют гайки стяжных болтов и переставляют рычаги на требуемое число шлицев. Оба рычага передвигают назад на одинаковое число шлицев относительно меток. После перестановки рычагов затягивают гайки стяжных болтов. При установке рычагов с новыми торсионами метки на торцах торсионов и рычагов должны совпадать.

Для уравновешивания трехместной кабины оси в опорах рычагов торсионов устанавливают в нижних отверстиях, а для уравновешивания кабины со спальным местом оси в опорах устанавливают в верхних отверстиях. Метки на рычагах торсионов при этом смещают на один шлиц относительно меток на торцах торсионов в направлении их закручивания.

avtomehi.ru

Техническое обслуживание (ТО) кузова автомобиля

Чтобы сохранить окраску кузова и обеспечить условия для высококачественного технического обслуживания и ремонта, требуется постоянный профилактический уход за автомобилем:

  • уборка
  • мойка
  • обсушка или протирка промытых частей кузова
  • периодическая полировка кузова

Помимо этого, проверяют и подтягивают крепления кузова автомобиля, проверяют состояние дверей, дверных замков, петель, стеклоподъемников, стеклоочистителей и другое оборудование и смазывают шарнирные и другие соединения.

Удаление пыли и грязи

Во избежание царапин нельзя удалять пыль и грязь сухим обтирочным материалом. Автомобиль лучше мыть до высыхания грязи струей воды небольшого напора с использованием мягкой губки и автошампуня. Летом автомобиль желательно мыть в тени. Если это невозможно, то вымытые поверхности надо сразу же протирать насухо, так как при высыхании капель воды на солнце на окрашенной поверхности образуются пятна. Зимой после мойки автомобиля в теплом помещении перед выездом следует протереть насухо кузов, уплотнители дверей и капота, а также продуть замки сжатым воздухом для предохранения их от замерзания.

При мойке автомобиля необходимо следить, чтобы вода не попа­ла на узлы электрооборудования в моторном отсеке, особенно на катушку зажигания и распределитель.

Для сохранения блеска окрашенных поверхностей (в первую очередь у автомобилей, хранящихся на открытом воздухе) следует регулярно применять автополироли. Они закрывают микротрещины и поры, появившиеся в лакокрасочном покрытии, что препятствует возникновению коррозии под слоем краски. Полирование можно выполнять пастой ВАЗ-1 или ВАЗ-2, а затем ВАЗ-3 или аналогичными ему вручную либо электродрелью.

Чтобы поверхность кузова сохраняла блеск, не следует оставлять автомобиль длительное время на солнце, допускать попадания на поверхность кузова кислот, растворов соды, тормозной жидкости и бензина и применять для мойки содовые и щелочные растворы. Детали из пластмасс надо протирать влажной ветошью или специальным автоочистителем. чтобы пластмассовые детали не потеряли блеск, не следует применять бензин или растворители.

Стекла очищают мягкой льняной ветошью или замшей. Очень грязные стекла предварительно надо вымыть водой с добавлением жидкости НИИСС-4 или автоочистителем стекол. Для удаления льда со стекол и размораживания замков дверей рекомендуется применять авторазмораживатель в аэрозольной упаковке, внутрь замков можно вводить тормозную жидкость.

Пыль с обивки подушек и спинок сидений следует удалять пылесосом. Для устранения жирных пятен на обивке применяют “Автоочиститель обивки”.

В бачки омывателей стекол в зимнее время следует заливать водный раствор специальной низкозамерзающей жидкости НИИСС-4 или другие аналогичные составы в соответствии с рекомендациями по их применению.

Устранение мелких царапин кузова

Мелкую царапину, повредившую лишь окраску кузова потирают обезжиривающей жидкостью, чтобы удалить отслоившуюся краску и очистить прилегающие участки от защитной полироли, затем ополаскивают ее чистой водой. Закрашивают царапину, используя тонкую кисть. Тонкие слои краски наносят до тех пор, пока толщина окраски по­врежденной области не сравняется с ок­ружающим слоем. Краску сушат до ее полного высыхания несколько дней, затем полируют область царапины и наносят на нее восковое покрытие.

Если царапина повредила металл ку­зова, вызывая ржавчину, применяют дру­гой метод ремонта. Снимают ржавчину со дна царапины твердым металлом, затем наносят грунтовку, чтобы пре­дотвратить образование ржавчины в бу­дущем. Заполняют царапину специальным наполнителем на основе целлюлозы. Прежде, чем наполнитель в царапи­не затвердеет, легко проводят тампо­ном из хлопковой ткани, смоченным целлюлозным составом, по поверхности наполнителя, чтобы его уровень нахо­дился чуть ниже окружающего слоя крас­ки. После полного отвердения наполнителя проводят окраску, по технологии описанной выше.

Уход за стеклами автомобиля и проверка их светопропускания

Периодически необходимо проверять светопропускание стекол автомобиля. Суть метода проверки светопропускания состоит в определении нормального светопропускания безопасного стекла по интенсивности светового потока, пропускаемого испытуемым стеклом. Нормальное све­топропускание – это отношение светового потока Фt, пропускае­мого стеклом, к общему падающему световому потоку Фi.

Принципиальная схема прибора для определения коэффициента светопропускания показана напервом рисунке, а его общий – на втором.

Рис. Схема прибора ИСС-1 (Россия):
1 – источник света; 2 – оптическая система; 3 – диафрагма; 4 – проверяемое стекло; 5 – приемник излучения; 6 – измерительный прибор

Рис. Общий вид прибора ИСС-1:
1 – источник света; 2 – измерительный прибор; 3 – приемник излучения

Прибор состоит из измерительного блока с жидкокристаллическим или стрелочным индикатором, источника света, приемника излучения (фотоприемника). Прибор может питаться от бортовой сети автомобиля или от аккумулятора. Корпуса источника света и фотоприемника снабжены мощными кольцевыми магнитами, которые позволяют фиксировать источник света и фотоприемник напротив друг друга при измерении светопропускания.

При проверке источник излучения устанавливается с одной стороны стекла, а приемник – с другой стороны. В случае применения прибора ИСС-1 не требуется калибровка по толщине стекла.

Согласно Правилам дорожного движения в Республике Беларусь запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, степень светопропускания которых составляет менее 75%  для передних боковых стекол и менее 70 %  для остальных стекол, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Транспортное средство должно быть оснащено предусмотренными конструкцией стеклоочистителями и стеклоомывателями ветрового стекла.

Частота перемещения щеток по мокрому стеклу в режиме максимальной скорости работы стеклоочистителей должна быть не менее 35 двойных ходов в минуту, при этом угол размаха щеток должен быть не менее предусмотренного конструкцией транспортного средства.

Щетки стеклоочистителя должны вытирать очищаемую зону не более чем за 10 двойных ходов для автобусов и не более чем за 5 двойных ходов для других транспортных средств так, чтобы общая ширина невытертых полос по краям зоны очистки не превышала 10 % длины щетки. При этом стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла в количестве, достаточном для смачивания стекла.

Проверка технического состояния элементов, обеспечивающих обзорность, проводится в указанном порядке.

  1. Осмотреть стекла транспортного средства на предмет соответствия конструкции, наличия соответствующей маркировки, отсутствия недопустимых повреждений и нанесения тонировки. В случае применения на ветровых стеклах прикрепленной или нанесенной прозрачной полосы измерить ее ширину или оценить ее соответствие установленным требованиям.
  2. Измерить коэффициент светопропускания ветровых и передних боковых стекол транспортного средства. Для ветрового стекла измерение следует производить в трех точках в зоне очистки стеклоочистителем на уровне, примерно соответствующем уровню глаз водителя во время движения, при нахождении его за рулем транспортного средства. Для передних боковых стекол измерение следует производить в трех точках, расположенных на линии, проходящей по диагонали, соединяющей нижний передний (с учетом направления движения механического транспортного средства) угол стекла и верхний задний. При этом указанные точки должны быть примерно равноудалены друг от друга и видимых краев стекла.

Для остальных стекол измерение проводится в одной точке, расположенной на горизонтальной линии, проходящей посередине стекла.

В каждой точке необходимо выполнить не менее двух измерений.

Определить коэффициент светопропускания ветровых и передних боковых стекол по формуле:

где хi – результат измерения светопропускания в i-й точке на стекле, %.

За значение коэффициента светопропускания остальных стекол принимается результат измерения в одной точке. Его следует округлить до целого числа. К полученным значениям прибавить 3 %. Результат не должен превышать нормативного значения, установленного для вида стекол конкретного.

ustroistvo-avtomobilya.ru

ЕО, ТО-, ТО-, СО кузовов и кабин

Кузов и кабина автомобиля в процессе эксплуатации могут иметь механические повреждения и коррозионное разрушение отдельных участков, а также нарушение регулировок навесных узлов и механиз­мов. В результате вибрации кузова ослабляется крепление деталей оперения автомобиля. Над влиянием атмосферных и различных ме­ханических воздействий защитное лакокрасочное покрытие теряет свои первоначальные свойства, появляются трещины и местные отслое­ния, способствующие развитию коррозии.

При ЕО кузовов и кабин проверяют состояние дверей; платфор­мы; стекол; зеркал; противосолнечных козырьков; оперения; номер­ных знаков; запорных механизмов: дверей, опрокидывающейся ка­бины, бортов платформы, капота, крышки багажного отделения, зад­него борта автомобиля-самосвала. Автомобиль моют, сушат. При необходимости проводят санитарную обработку и уборку салона.

При ТО-1 кроме операций, предусмотренных ЕО, проверяют дей­ствие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового уст­ройства опрокидывающейся кабины, а также исправность замков, петель и ручек дверей. Проверяют и при необходимости подтягива­ют крепления платформы к раме автомобиля, подножек и брызгови­ков. Места, подвергнутые воздействию коррозии, зачищают, обраба­тывают и на них наносят защитное антикоррозионное покрытие.

При ТО-2 выполняют все операции ТО-1. Дополнительно прове­ряют состояние и крепление механизмов и деталей опрокидываю­щейся кабины, уплотнителей дверей и вентиляционных люков, дей­ствие систем вентиляции и отопления. При необходимости устраня­ют неисправности. Тщательно контролируют состояние антикорро­зионных защитных покрытий и окраску кузова или кабины.

СО включает весь комплекс операций ТО-2, работы по защите кузова или кабины и работы, связанные (в зависимости от сезонаэксплуатации) с проверкой состояния уплотнений дверей, окон и ис­правности системы отопления, а также с установкой утеплительных чехлов на двигатель автомобиля.

Антикоррозионная защита кузовов и кабин является одной из наиболее сложных профилактических операций при техническом об­служивании автомобилей.

Битумные покрытия, наносимые при изготовлении автомобиля на днище и подкрылки, хорошо противостоят действию влаги и соли, но разрушаются при механическом воздействии частиц дорожного покрытия (гравий, песок). Срок эффективного действия антикорро­зийных покрытий в зависимости от условий эксплуатации составля­ет от одного до двух лет.

Кроме того, кузов автомобиля содержит большое количество за­крытых полостей, в которых скапливается влага и создаются благо­приятные условия для возникновения и развития коррозии. Системати­ческая очистка дренажных отверстий улучшает вентиляцию внутренних полостей кузова и тормозит развитие процесса коррозии. Для антикор­розионной обработки закрытых пустотелых деталей кузова применя­ют автоконсервант «Мовиль». В закрытые полости препарат вводят методом распыления через технологические отверстия, предусмотрен­ные в кузове, или через дополнительные отверстия, специально про­сверленные для антикоррозионной обработки внутренних полостей, которые по окончании работ закрывают пластмассовыми пробками.

Регулировка положения дверей в кузовах и кабинах осуществляет­ся путем их перемещения. Зазоры по периметру дверных проемов долж­ны быть одинаковыми. Если дверь провисает в пределах регулировки ее фиксатором, то, ослабив затяжку болтов крепления, фиксатор переме­щают на необходимую величину и вновь закрепляют. При значительном провисании двери освобождают болты ее крепления к петлям, выстав­ляют дверь в правильное положение по наружным зазорам проема и подтягивают болты. Правильность установки проверяют открывани­ем и закрыванием двери, по сопряжению фиксатора на стойке с зам­ком двери, по сохранению одинакового зазора между проемом кузова и дверью. Затем окончательно затягивают болты крепления двери.

Регулировку замков дверей начинают очерчиванием контура фик­сатора на стойке кузова. Если дверь закрывается туго, то после ос­лабления болтов крепления фиксатора его смещают наружу и затяги­вают болты. При неплотном закрывании двери фиксатор смещают внутрь. Если дверь при закрывании опускается, фиксатор поднима­ют, а если приподнимается — фиксатор опускают.

Если замок капота не открывается рукояткой из салона автомоби­ля, то регулируют длину троса с помощью петлевого крепления на крючке замка.

Регулировку механизма опрокидывания кабины торсионного типа выполняют, если усилие, необходимое для опрокидывания или опус­кания ее, велико. Для изменения прилагаемого усилия необходимо увеличить или уменьшить угол закручивания торсионов. Для чего ка­бину опрокидывают, освободив торсионы от нагрузки. Затем оси опор рычагов торсионов переставляют из верхних отверстий в нижние для увеличения угла закручивания, а для уменьшения — наоборот.

Неисправности механизмов дополнительного оборудования авто­мобиля вызваны, как правило, ослаблением крепежных соединений, нарушением герметичности сопряжений, механическими поврежде­ниями отдельных деталей.

Ослабленные резьбовые соединения подтягивают при очередном ТО автомобиля. Опорно-сцепное и буксирное устройства в процессе эксплуатации автомобилей регулировок не требуют, а появляющие­ся недопустимые зазоры и посторонние звуки устраняют заменой из­ношенных элементов новыми или восстановленными деталями или узлами.

При обслуживании стеклоочистителя необходимо контролиро­вать наличие жидкости в бачке для обмыва ветрового стекла. Во из­бежание засорения жиклеров и фильтра насоса бачок заполняют от­фильтрованной водой.

Если щетки стеклоочистителя при работе ударяются об уплотни­тель ветрового стекла или после выключения останавливаются слиш­ком далеко от уплотнителя, то изменяют установку рычагов, пере­ставив их на оси. Очистку ветрового стекла считают удовлетвори­тельной, если щетка вытирает очищаемую зону не более чем за 5 двойных ходов. Допустимая ширина невытертой полосы по краям зоны очистки не должна превышать 10% длины щетки.

Обслуживание спидометра заключается в проверке крепления гибкого вала к спидометру и коробке передач. Гайки должны быть завернуты до отказа, а наконечники не должны раскачиваться. Оп­летку гибкого вала надежно закрепляют скобами на щите моторного отсека и коробке передач. Смазывают гибкий вал в том случае, когда стрелка спидометра колеблется при движении автомобиля или гиб­кий вал начинает стучать

studopedya.ru

Глава 25. Ремонт кузовов и кабин

25.1. Дефекты кузовов и кабин

Характерными дефектами деталей кузовов, кабин и оперения (рис. 25.1) являются коррозионные повреждения, механические повреждения (вмятины, обломы, разрывы, выпучины и т.д.), на­рушение геометрических размеров, трещины, разрушения свар­ных соединений и др.

Коррозионные разрушения — это основной вид износа метал­лического кузова и кабин. Здесь имеет место электрохимический тип коррозии, при котором происходит взаимодействие металла с раствором электролита, адсорбируемого из воздуха. Особенно сильно развивается коррозия в труднодоступных для очистки местах, где периодически попадающая в них влага сохраняется длительное вре­мя, и, в связи с повышением температуры окружающей среды, происходит интенсификация реакции окисления. Коррозионные разрушения встречаются также в результате контакта стальных де-

Рис. 25.1. Характерные повреждения: а — цельнометаллический кузов автомобиля: 1 — передний и задний проемы ветровых сте­кол; 2 — дверные проемы; 3 — стойки под крышу; 4 — передние и задние лонжероны; 5 — левый и правый пороги основания; 6 — днище; 7 — левый и правый задние брызго­вики; 8 — нарушение геометрических разме­ров; 9 — верх и низ соответственно левого и правого задних брызговиков; 10 — левый и правый передние брызговики; б — кабина гру­зового автомобиля: 1 — разрушение свароч­ных швов; 2 — разрывы; 3 — вмятины и выпу­чины; 4 — прогиб и перекосы стоек; 5 — пробоины; 6 — коррозия; 7 — трещиныталей с деталями, изготовленными из дюралюминия, пластмассы, влажной древесины и других материалов.

Трещины возникают в результате усталости металла, наруше­ния технологии обработки металла, применения низкого качества стали, дефектов сборки узлов и деталей, недостаточной прочнос­ти конструкции узла, а также в подверженных вибрации местах.

Разрушения сварных соединений происходят в результате нека­чественной сварки, воздействия коррозии, вибрации и нагрузок при нормальной эксплуатации автомобиля либо в результате ава­рийных повреждений.

Механические повреждения (вмятины, перекосы, разрывы и т. д.) являются следствием перенапряжения металла в результате ударов и изгибов, а также вследствие непрочного соединения деталей.

25.2. Технологический процесс ремонта кузовов и кабин

Технологический процесс ремонта кузовов и кабин в сборе вклю­чает разборку, полное или частичное снятие старой краски, де- фектовку, ремонт составных частей или их замену, сборку, окрас­ку и контроль качества.

Разборку кузовов и кабин выполняют в два этапа. Это демонтаж всех деталей и сборочных единиц, установленных с внутренней и наружной сторон кузовов и кабин, с последующей разборкой кор­пуса для ремонта после удаления старого лакокрасочного покры­тия и выявления всех его дефектов. Так как в большинстве случаев цельнометаллические корпуса кузовов и кабин являются неразъ­емными (соединены сваркой), то полную разборку корпуса на панели и детали не производят. Ее выполняют только до такой степени, чтобы имелась возможность произвести дефектацию и при необходимости заменить или отремонтировать элементы кор­пуса, образующие каркас.

В зависимости от экономической целесообразности ремонта кузовов и кабин применяют различные способы устранения име­ющихся на их поверхностях дефектов.

Наибольшую трудоемкость и стоимость ремонта кузовов и ка­бин составляют работы по устранению дефектов на их цельнометал­лических сварных корпусах. Ремонт корпуса кузова, имеющего раз­личные дефекты, предусматривает правку панелей, удаление по­врежденных участков корпусов, устранение трещин и разрывов, крепление ДРД на места удаленных панелей, проковку и зачистку сварных швов, окончательную правку и рихтовку поверхностей.

Правка вмятин в холодном состоянии и с нагревом рассмотрена в разд. 12.3. Неровности в панелях выравнивают напылением по­рошковых пластмасс или эпоксидными композициями (см. разд. 18.4). Для выравнивания вмятин в труднодоступных местах применяют инструмент различной формы (рис. 25.2). В отверстие внутренней панели вставляют отогнутый конец оправки и ударами молотка по

ее рукоятке выравнивают помятую поверхность. Для устранения не­глубоких пологих вмятин в ней сверлят отверстие диаметром 6 мм, в которое вставляют стержень с изогнутым концом и вытягивают вогнутую часть панели до нормального ее положения. Затем отвер­стие заделывают припоем или эпоксидной композицией.

Правка панелей с аварийными повреждениями предусматривает работы по вытягиванию, выравниванию, выдавливанию и выкола­чиванию деформированных частей кузова или кабины для прида­ния им первоначальной формы и размеров. При выполнении этих операций необходимо, чтобы растягивающее усилие было приложе­но под тем же углом, под которым была приложена сила, вызвав­шая повреждение. Чтобы растяжение было регулируемым, напро­тив точки приложения растягивающей силы должна быть приложена противодействующая сила. При выполнении этих работ необходим контроль за процессом растяжения, а также за возможными по­путными деформациями, вызванными растягивающим усилием.

Правку аварийных кузовов и кабин выполняют на стендах (рис. 25.3) с использованием комплекта приспособлений (рис. 25.4). Усилия растяжения и сжатия создают рабочими цилиндрами 7, 3 (см. рис. 25.3), в которые жидкость поступает от насоса. Для правки кузов 4 устанавливают на подставки <5, которые закреплены на фундаментной раме 2. На подставки опираются силовые попереч­ные трубы, которые губками зажимов закрепляют за ребра жест­кости порогов кузова. Крепление последнего к раме выполняют расчалочными приспособлениями 5. Предварительной правкой устраняют глубокие вмятины (рис. 25.4, б), изгибы (рис. 25.4, в) и перекосы (рис. 25.4, г). Так как в процессе правки могут образо­ваться трещины или разрывы, которые в дальнейшем необходимо устранить, правку проводят перед сварочными работами.

Рис. 25.2. Набор инструментов для удаления вмятин: 1...6 — молотки; 7 и 8 — киянки; 9... 16 — оправки (ложки)

Y

i I',

Удаление поврежденных участков кузовов и кабин выполняют га­зовой резкой, электрифицированным фрезерным инструментом или пневматическим резцом. Преимущества пневматического резца —

это высокая производительность труда (0,08...ОД м/с) по сравне­нию с газовой резкой (0,02 м/с) и лучшее качество кромок в местах вырезки. Дефектные участки размечают с помощью шаблонов и мела, а затем удаляют. При удалении дефектных участков кузова или кабины необходимо предохранять корпус от искажений геометрии из-за ослабления его жесткости и под действием собственной массы.

Трещины и разрывы в корпусе кузовов и кабин устраняют полу­автоматической дуговой сваркой в среде углекислого газа или га­зовой сваркой. При ремонте отдают предпочтение сварке в среде углекислого газа, так как производительность этого процесса и качество сварного шва выше. Сварку осуществляют полуавтомата­ми, питающимися от источников постоянного тока обратной поляр­ности силой 40 А и напряжении 30 В, используя для этого электрод­ную проволоку Св-08ГС или Св-08Г2С диаметром 0,7 мм. Для огра­ничения распространения трещины в процессе сварки ее концы необходимо засверлить сверлом диаметром 8 мм.

Газовой сваркой устраняют трещины и разрывы в панелях, изго­товленных из листовой стали толщиной 0,5...2,5 мм, горелками ГСМ-53 или ГС-53 с наконечниками № 1 (для листов толщиной 0,5... 1,5 мм) и № 2 (для листов 1,0...2,5 мм), используя для этого проволоку Св-08 или Св-15 диаметром (0,5А + 1) мм, где h тол­щина свариваемого металла. Чтобы деталь при нагреве не потеряла свою форму, вначале производят сварку в отдельных точках с ин­тервалом 10... 30 мм, а затем по мере необходимости отдельные уча­стки проваривают сплошным швом от концов трещины к середине.

Изготовление дополнительной ремонтной детали начинают с прав­ки стального листа, его раскроя и резки заготовок по разметке. После чего деталь загибают или формуют на специальном оборудовании, готовые детали обрезают, сверлят, правят и зачищают. Материалом для изготовления ремонтной детали является тонколистовая холод­нокатаная малоуглеродистая сталь толщиной 0,7... 1,5 мм.

Рис. 25.3. Стенд для правки кузова легкового автомобиля: 1, 3 — рабочие цилиндры; 2 — рама; 4 — кузов; 5 — расчалоч- ное приспособление; 6 — подставка

участка кузова:

а — комплект приспособления для устранения перекосов и перегибов; б, в и г — использование приспособлений при правке; 1 — оправка для вытягивания вогну­тых деталей; 2 и 3 — самозакрепляющиеся гидравлические зажимы; 4 — оправка с зубцами для захвата выпрямляемой панели; 5— насос; б — двойной захват; 7— натяжной цилиндр с вытягивающим устройством; 8 — натяжной цилиндр с зах­ватами; 9 — правильное устройство

Рис. 25.4. Приспособления для выполнения правки деформированного

1 2 3 4 5 6

Крепление ремонтной детали на места удаленных панелей к кор­пусу выполняют дуговой сваркой в среде углекислого газа. Перед приваркой осуществляют их прихватку к корпусу в отдельных точ­ках через 80... 120 мм проволокой диаметром 0,8 мм той же марки, что и для сварки основных швов при силе тока 90... 110 А и напря­жении 18...28 В. Окончательно их приваривают сплошным швом внахлестку с перекрытием краев на 25 мм силой тока 45... 100 А, напряжением 17... 20 В. Расстояние от сопла до поверхности дета­ли — 8... 10 мм, вылет электрода — 10... 12 мм, наклон электрода к вертикали — 18... 20°.

Проковка и зачистка сварных швов необходима для упрочнения места сварки и придания ему требуемого профиля. Ее выполняют пневматическим молотком при помощи комплекта поддержек и бойков. После проковки места сварки зачищают абразивным кру­гом, установленным в пневматических или электрических пере­носных машинках.

Окончательная правка и рихтовка панелей кузовов и кабин пред­назначена для обеспечения точности сборки и удаления мелких вмятин и выпучин, оставшихся на поверхностях. Рихтовку выпол­няют пневматическим рихтовальным устройством или вручную. Устраняют повреждения сваркой.

studfile.net

Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов, кабин и платформ

 

Отказы и неисправности механизмов, узлов и деталей кузовов, кабин и платформ, вызваны износами механическими повреждениями, производственными дефектами ослаблением заклепочных и болтовых соединений. Износы вызваны коррозией, трением, вибрацией перепадом температур. К механическим повреждением относятся вмятины и выпуклости, прогибы и перекосы, трещины, разрушения сварочных соединений, аварийные. Эти повреждения происходят в результате аварийных повреждений, неправильной сборки, регулировки и старения. Производственные дефекты вызваны некачественным проведением ТО и ремонта, несоответствием сборочных деталей техническим условиям.

В зависимости от степени повреждения, деформации и коррозионного разрушения существует 6 видов ремонта кузовов.

При ремонте №1 производится выправление повреждений с площадью до 20% в легкодоступных местах. При ремонте №2 – выправление повреждений со сваркой. При ремонте №3 – со вскрытием и сваркой, частичном восстановлении до 30% площади поверхности. При ремонте №4 частичном восстановлении деталей на площади поверхности свыше30%. При ремонте №5 производится замена поврежденной детали кузова ремонтной вставкой из запасных частей. При ремонте №6 производится крупноблочный ремонт, предусматривающий замену поврежденных частей кузова блоками деталей с разметкой, отрезкой. Подгонкой, вытяжкой, рихтовкой и их сваркой сплошным или точечным швом. Для тонких металлов, из которых делают кузова легковых автомобилей наиболее часто используются точечные швы чтобы не нарушить конфигурацию деталей. Частичное восстановление деталей производят путем устранения повреждений вытяжкой и правкой с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту, изготовлением ремонтных вставок с приданием им формы восстанавливаемой детали. После ремонта кузова необходимо проводить контроль его геометрических параметров.

При ремонте кабин, кузовов, рам и других деталей ходовой части используется следующее оборудование и инструмент: различные ножницы и резаки по металлу, переносные и стационарные электромеханические ножницы, гильотины, кислородно-ацетиленовые горелки, полуавтоматы для сварки в среде защитных газов которые могут производить сварку сплошным и точечным швом не нарушая структуры металла (рис.2.42) стенды для вытяжки и правки деформированных мест кузовов легковых автомобилей, зигмашины необходимые для зиговки, гибки и отбортовки листового металла, машины трубо- и листогибочные, трансформаторы сварочные, инструмент и т д.

Кроме того, при ремонте кузовов, кабин используются новые композиционные материалы на основе эпоксидных смол с помощью которых выравниваются поверхности (вмятины) и производится склеивание деталей. Для выравнивания поверхности кузовов, кабин напылением используется термопластик ТПФ –37. Трещины в панелях кабины могут устраняться пайкой припоем ПМЦ-54, бронзовой или латунной проволокой используя специальный аппарат НИИАТ Р-447.

1 – баллон с углекислотой; 2 – механизм подачи проволоки; 3 – проволока; 4 – трубопровод подачи газа; 5 – горелка; 6 – заземление; 7 – трансформатор

 

Рисунок 2.42 – Схема полуавтомата для сварки в среде защитных газов

 

В период эксплуатации автомобилей при ТО согласно технологическим картам проводятся крепежные и смазочные работы, антикоррозионное покрытие кузова, осмотр лакокрасочных и декоративных покрытий, полировка кузова легковых автомобилей.

Характерными работами при их текущем ремонте являются: правка и сварка поврежденных деталей, шпатлевка, грунтовка, покраска и сушка.

При ТО используют различные виды ключей для откручивания и закручивания гаек. Могут использоваться электогайковерты и динамометрические ключи.

При допуске к работе рабочие должны пройти соответствующие виды инструктажей. Все инструменты, имеющие электропривод, должны быть заземлены. Разливы масел и топлив не допускаются. Не допускается мытье деталей, рук бензином или керосином.

Для поддержания внешнего вида необходим постоянный уход за лакокрасочным покрытием. При разрушении лакокрасочного покрытия производится вначале зачистка наждачной бумагой поврежденной поверхности вручную или с помощью технических средств. Удаление лакокрасочного покрытия может производиться и химическим путем, для чего используются специальные смывки. Затем зачищенное место тщательно промывают водой, продувают сжатым воздухом, обезжиривают растворителем и наносят травильно-защитный слой, который содержит ортофосфорную кислоту, цинковые белила, натрий и т. д. Защитный слой, состоящий в основном из цинка, образует защитную пленку толщиной до 3 мкм. После нанесения защитного слоя обязательно следует тщательно промыть поверхность, теплой водой удалив остатки ортофосфорной кислоты. Затем на обработанную поверхность соответственно наносятся шпатлевка слоем не более 2 мм, после сушки и обработки пульвелизатором грунтовка слоем 10…50 мкм. Производится сушка пр температуре 70…80 0С в течении часа ( в покрасочной камере), при температуре 18…24 0С в течении 24 часов. После сушки производится обработка поверхности водостойкой шкуркой типа КЗ-4 с применением теплой воды и, после сушки и подогрева поверхности до температуры 40…50 0С,наносят первый выявительный слой краски. Выявительный слой краски позволяет выявить некачественно обработанную поверхность, которая затем снова обрабатывается. Поверхность тщательно промывается и высушивается в покрасочной камере.

Подготовленная поверхность окрашивается слоями нанесенными перпендикулярно друг другу краской подогретой до температуры 40-60 С0 . Производится сушка. Время сушки и температурный режим указываются в инструкции наклеенной на емкость, в которой находится краска. Для синтетических эмалевых красок рекомендуется наносить 2…3 слоя, доведя толщину слоя до 40…60 мкм, для нитрокрасок толщину слоя можно увеличить на 10 мкм.

В большинстве случаев легковой автомобиль приходит в негодность из-за разрушения коррозией кузова, в то время как другие агрегаты еще работоспособны. Поэтому в процессе эксплуатации оголенные места кузова и днище подвергают специальной обработке. Для обработки используют поливинилхлоридные пластизоли (срок действия от 3 до 7 лет). Антикоры на битумной (АнТИКОР-2) и сланцевой (МСА-3) основе. Мовиль, Резистин и т.д. Обработка поврежденной поверхности кузова производится как и при покраске. После тщательной обработки наносится грунтовка типа ГФ-021, а щели заливаются Мовилем. Грунтовка высушивается и наносится пульвелизатором подслой состава «Автогрунтовка цинконаполненная» одним слоем с целью замедления коррозии металла за счет оцинкования голой поверхности кузова. Наносится с помощью кисти или специальной установки первый антикоррозионный слой толщиной 0,2…0,4 мкм. Сушится при температуре 24 0С 54 часа. Наносится второй слой такой же толщины, который сушится уже 5 часов при той же температуре. Наносится такой же третий слой, который сушится в течение 48 часов. Режим нанесения и сушки для многих мастик указан в инструкции наклеенной на емкости, где содержится мастика. Противокоррозионная обработка закрытых полостей кузова производится по схемам, разработанным заводами изготовителями. Две схемы указаны на рис.2.43.

а – вид спереди; б – сзади

Рисунок 2.43 – Схемы обработки скрытых полостей кузова

На практике могут использоваться для обработки кузовов различные варианты составов антикоррозионных мастик и суспензий.

 

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о