Что отвечает за переключение передач в акпп. Автоматическая коробка передач: принцип работы, как пользоваться
Автоматическая коробка передач — это устройство, обеспечивающее выбор передаточного числа в соответствии с условиями дорожного покрытия, рельефа местности и скорости без непосредственного участия водителя. В автомобиле, оборудованном АКПП, акселератор (педаль газа) задает скорость, с которой движется автомобиль, а не определяет обороты двигателя – в этом заключается принцип работы АКПП.
История свидетельствует о том, что изобретена АКПП была где-то в тридцатых годах ХХ столетия. С самого появления такой трансмиссии принцип работы автоматической коробки передач практически не поменялся, но в зависимости от времени и тех или иных технических требований постоянно дополнялся. Благодаря таким дополнениям и появились АКПП, отличающиеся своими вариантами, моделями. У разных производителей они имеют и различные технические характеристики.
При отличительных характеристиках у всех АКПП остается один принцип работы. Это обуславливается тем, что они имеют практически одинаковое устройство, если не учитывать некоторые небольшие нюансы.
Устройство автоматической коробки передач
Устройсто АКПП
- Основным является гидротрансформатор, который еще называют гидромуфтой – это механизм, расположенный между двигателем машины и корпусом коробки передач. Функциональной задачей гидромуфты является передача и перераспределение крутящего момента во время старта автомобиля;
- Крутящий момент передается опосредованно с помощью планетарных редукторов;
- За выбор той или иной передачи отвечают фрикционные муфты, часто их называют «пакетом»;
- Одним из механизмов является обгонная муфта, которая в основном выполняет функцию снижения в «пакетах» ударов во время переключения передач. В некоторых случаях при работе АКПП обгонная муфта отключает торможение с помощью двигателя;
- В устройство коробки также входят барабаны и соединительные валы;
Принцип, по которому работает АКПП
Для управления АКПП есть специальный набор так называемых золотников, направляющих масло под определенным давлением к находящимся во фрикционных муфтах и тормозных лентах поршням. Есть возможность задавать положение золотников в автоматическом или ручном режиме, с помощью рукоятки переключения передач.
Нужно также знать что автоматика, управляющая АКПП, может быть гидравлической и электронной. Гидравлической называется автоматика, использующая давление масла, получаемое от центробежного регулятора. В свою очередь, центробежный регулятор соединяется с валом АКПП, который расположен на выходе. Гидравлическая система рассчитана на использование давления масла в соответствии с положением акселератора. Автомату подается информация о положении, в котором находится педаль газа — это является командой для того, чтобы золотники переключались.
Схема АКПП
В электронной системе управления присутствуют соленоиды, отвечающие за перемещение золотников. С блоком управления АКПП соленоиды соединены кабелями, возможны также варианты их соединения с управлением системы зажигания и впрыска топлива. В этом случае перемещением соленоидов управляет электронный блок управления.
Особенности использования АКПП
Для того чтобы избежать различных поломок и неприятностей нужно знать как работает коробка автомат и как ею пользоваться. Автомобили, оборудованные автоматом, являются очень практичными и удобными транспортными средствами. Даже, несмотря на то, что многие автолюбители скептически относятся к таким трансмиссиям, они являются очень популярными. Обычно все зависит от того, к чему человек привык. Если водитель любит динамику, скорость, то АКПП — вариант не для него. Рассмотрев устройство, технические характеристики и то, как работает АКПП, становится понятно, что она предназначена для людей, отдающих предпочтение более спокойной манере езды.
Гидротрансформатор выполняет функцию плавного подключения коробки к двигателю
В любом случае перед тем как начать осваивать автомобиль с автоматом нужно изучить все нюансы и правила пользования такой трансмиссией. Важно понять, что пренебрегая некоторыми особенностями, вы можете за достаточно короткий срок вывести АКПП из строя. Нужно также знать, что ремонт или замена всей автоматической коробки обойдется в круглую сумму.
Правила эксплуатации автоматом
Даже если вся трансмиссия управляется электроникой, от водителя требуется соблюдать определенные правила управления ею с помощью рукоятки селектора переключения передач:
Оснащение автомобилей автоматической коробкой передач позволило снизить объем нагрузки, возлагаемой на водителя во время движения. Поговорим про устройство автоматической коробки передач АКПП.
Преимущества использования
Применение автоматической трансмиссии исключает необходимость постоянного пользования переключающим рычагом. Изменение скорости выполняется автоматически, в зависимости от нагрузки двигателя, скорости перемещения авто и желаний водителя. По сравнению с ручной коробкой передач, автоматическая трансмиссия имеет следующие преимущества:- увеличивает комфортность вождения автомобиля за счет освобождения водителя;
- автоматически и плавно производит переключения, согласовывая нагрузку двигателя, скорость движения, степень нажатия на педаль газа;
- предохраняет двигатель и ходовую часть автомобиля от перегрузок;
- допускает ручное и автоматическое переключение скоростей.
Существуют некоторые различия в компоновке и устройстве автоматической трансмиссии переднеприводного и заднеприводного автомобиля. Автоматическая трансмиссия для переднеприводных автомобилей более компактна и имеет внутри своего корпуса отделение главной передачи — дифференциал .
Принцип действия всех автоматов одинаков. Чтобы обеспечить движение и выполнения своих функций, автоматическая трансмиссия должна оснащаться следующими узлами: механизмом выбора режима движения, гидротрансформатором, узлом управления и контроля.
Из чего состоит АКПП?
- Гидротрансформатор (1) – соответствует сцеплению в механической коробке , но не требует непосредственного управления со стороны водителя.
- Планетарный ряд (2) — соответствует блоку шестерен в механической коробке передач и служит для изменения передаточного отношения в автоматической трансмиссии при переключении передач.
- Тормозная лента, передний фрикцион, задний фрикцион (3) – компоненты, посредством которых осуществляется переключение передач.
- Устройство управления (4). Этот узел состоит из маслосборника (поддон коробки передач), шестеренчатого насоса и клапанной коробки.
Он не только передает крутящий момент, поглощает и сглаживает вибрации двигателя, но и приводит в действие масляный насос, находящийся в корпусе коробки передач. Масляный насос наполняет трансмиссионной жидкостью гидротрансформатор и создает рабочее давление в системе управления и контроля.
Поэтому неверно мнение, что автомобиль с коробкой «автомат» можно завести принудительно, не используя стартер, а разогнав его. Насос АКПП получает энергию только от двигателя, и если он не работает, то давление в системе управления и контроля не создается, в каком бы положении не находился рычаг выбора режима движения. Следовательно, принудительное вращение карданного вала не обязывает коробку передач работать, а двигатель — вращаться.
В корпусе коробки передач расположены несколько планетарных механизмов, они и обеспечивают необходимые передаточные отношения. А передача крутящего момента от двигателя через планетарные механизмы к колесам происходит с помощью фрикционных дисков, дифференциала и других устройств. Управление всеми этими устройствами осуществляется благодаря трансмиссионной жидкости через систему управления и контроля.
Тормозная лента — устройство, используемое для блокировки элементов планетарного ряда.
Клапанная коробка представляет систему каналов с расположенными клапанами и плунжерами, которые выполняют функции контроля и управления. Это устройство преобразует скорость движения автомобиля, нагрузку двигателя и степень нажатия на педаль газа в гидравлические сигналы. На основе этих сигналов, за счет последовательного включения и выхода из рабочего состояния фрикционных блоков, автоматически изменяются передаточные отношения в коробке передач.
СТАТЬЯ ВИДЕО Как работает коробка передач автомат? В чем заключаются все плюсы и прелести управления автомобилем с автоматической коробкой, насколько надежна и долговечна автоматика, что можно и чего нельзя делать если у вас коробка автомат, и действительно ли автоматическая трансмиссия такая «тупая» как о ней говорят или же она сможет «сделать» автомобиль на механике и оставить его далеко позади? Читайте в этой статье!
Устройство АКПП
Коробка передач автомат состоит из нескольких основных узлов:
Расположение элементов в коробке автомат:
Планетарная система шестерен
Сердцем автоматической коробки является планетарный механизм.
Планетарные механизмы имеют 3 степени свободы. Это обозначает, что для передачи вращения один из 3-х элементов (сателлиты не в счет) должен быть остановлен.
Если не останавливать ни один из элементов, то каждый сможет совершать свободное движение, и в этом случае передачи вращения не будет.
Можно тормозить и другие элементы, а также менять местами точки входа и выхода, получая разные передаточные отношения и обратные направления вращения.
При этом внешние размеры конструкции изменятся незначительно. Такие свойства и определили использование планетарных механизмов в коробке автомат.
Коробка передач автомат, небольшое видео на тему устройства:
Гидротрансформатор
Для передачи крутящего момента от коробки передач автомат на двигатель служит гидротрансформатор. По сути он выполняет практически те же функции что и сцепление в механике.
Помимо этого он может увеличивать крутящий момент за счет уменьшения реактором скорости потока жидкости.
Принцип работы гидротрансформатора:
Гидротрансформатор состоит из трех основных элементов.
Это две лопасти, одна со стороны коробки, другая со стороны двигателя. Между ними находится так называемый реактор. Все эти три детали не соединены между собой механически, они находятся в специальной жидкости.
При вращении лопастей соединенных с двигателем крутящий момент при помощи жидкости передается на лопасти, соединенные с коробкой, и коробка начинает работать.
Геометрические характеристики лопаток гидротрансформатора и сечения подобраны таким образом, что на оборотах холостого хода передаваемый от двигателя крутящий момент очень мал и его можно парировать даже легким нажатием на педаль тормоза.
Однако небольшое нажатие на педаль газа, и незначительное увеличение оборотов, вызывает существенный рост передаваемого крутящего момента.
Происходит это потому, что при увеличении оборотов двигателя изменяется направление тока жидкости в сторону увеличения давления на лопатки турбины
Гидротрансформаторы современных АКПП могут увеличивать крутящий момент передаваемый от двигателя от двух до трѐх раз. Этот эффект имеет место только тогда, когда коленвал вращается значительно быстрее чем входной вал АКПП.
По мере набора автомобилем скорости эта разница уменьшается и настает момент, когда входной вал вращается, практически с той же скоростью что и коленвал, но не точно, так как передача крутящего момента от двигателя на АКПП осуществляется через жидкость, т.е. с проскальзыванием.
Это часть объяснения почему автомобили с АКПП менее экономичны и динамичны нежели точно такие же с МКПП.
Для минимизации этих потерь, гидротрансформаторы оснащаются блокировками. Когда угловые скорости лопастного колеса и турбины выравниваются, блокировка соединяет их в единое целое, исключая проскальзывание.
Для подключения элементов планетарного механизма к входному валу коробки автоматиспользуют муфты, а для останова относительно корпуса тормозы. И те и другие чаще всего представляют собой многодисковые сцепления.
Гидросистема
Рабочая жидкость в гидросистеме коробки передач автомат — масло ATF, обеспечивает смазку, охлаждение, переключение передач и соединение трансмиссии с двигателем. Как правило масло в коробке находится в картере.
Т.к. объем масла при работе АКПП изменяется, он соединен с атмосферным воздухом через щуп.
В качестве источника давления в АКПП используются шестеренчатые насосы с внутренним зацеплением. Преимущество шестеренчатых насосов с внутренним зацеплением заключается в высокой мощности насоса, особенно при малой частоте вращения.
В АКПП нет сцепления. В АКПП не нужно самому переключать передачи. По мнению многих специалистов, тот путь, который проделывает энергия, доходя от двигателя до ходовой в автомобиле с автоматической коробкой передач, абсолютно восхитителен!
В этой статье мы проложим наш путь через автоматическую коробку передач . Мы начнём с ключевого агрегата в АКПП — планетарного ряда. В то же время, так как наш сайт старается охарактеризовать любой узел автомобиля как можно проще и понятнее даже начинающему автомобилисту, мы постараемся максимально упростить и данный, вероятно, чаще всего наиболее сложный агрегат во всём автомобиле и рассмотрим его таким образом только поверхностно — для понятия общего принципа работы автомата. Итак, как же работает АКПП (или по-простому «коробка «автомат»)?
Так же как в случае механической коробки передач, основная работа автоматической коробки передач заключается в том, чтобы обеспечить двигателю работу в узком диапазоне скоростей, а при этом автомобилю — на широком диапазоне выходных скоростей.
Без коробки передач автомобиль будет ограничен одним передаточным отношением, и это соотношение должно быть выбрано, чтобы позволить автомобилю ездить на нужной скорости. Если Вы, к примеру, хотите максимальную скорость в 80 км/ч, то передаточное отношение будет похоже на третью-четвертую передачу в большинстве механических трансмиссий. Вы, наверное, никогда не пробовали вести автомобиль с ручной коробкой с использованием только третьей передачи. Если бы Вы это сделали, Вы бы быстро обнаружили, что авто почти не ускоряется с места, а на высокой скорости двигатель довольно сильно бы рычал, держа стрелку тахометра на красной линии. Да и автомобиль будет от этого изнашиваться очень быстро. Таким образом, использование передач позволяет сделать более эффективным использование крутящего момента двигателя.
Основное различие между ручной и автоматической коробками передач в том, что механическая коробка передач блокирует и разблокирует различные наборы фиксированных передач на выходном валу для достижения различных передаточных чисел, в то время как в автоматической коробке передач тот же набор передач практически все возможные варианты передаточных чисел. Такое становится возможно в АКПП благодаря планетарному ряду
Давайте посмотрим, как работает планетарный ряд в АКПП.
Если Вы попытаетесь разобрать и заглянуть внутрь автоматической коробки передач, Вы найдёте огромный ассортимент деталей в довольно небольшом пространстве. Среди прочего, вы увидите:
- Планетарный ряд
- Набор групп узлов для блокировки шестерён
- Набор из трёх муфт сцепления для блокировки других частей АПКПП
- Гидравлическую систему
- Большой зубчатый насос для перемещения жидкости по коробке
В центре внимания находится планетарный ряд. Размером с немаленькую дыню (в зависимости от автомобиля) он создаёт все различные передаточные числа. А всё остальное в АКПП фактически призвано помочь планетарному ряду делать своё дело.
Практически любой планетарный ряд АКПП состоит из трех основных компонентов (см. рис. ниже):
- Солнечная шестерня (жёлтая)
- Сателлиты и водилы сателлитов (красные)
- Зубчатый вал (эпицикл) (синяя окружность вокруг сателлитов)
Каждый из этих трёх компонентов может быть вынут и заменён в случае сильного износа.
Теперь давайте взглянем, как работает планетарный ряд в действии: в таблице ниже приведены различные передаточные числа и то, как они получаются — чтобы посмотреть, нажмите на кнопку слева таблицы.
Таким образом, мы видим, что этот набор передач может производить все различные передаточные отношения без того, чтобы включить или выключить любую другую передачу. Но это ещё не всё — с двумя из этих «планетарок», расположенными в ряд, мы можем получить четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода.
На самом деле большинство АКПП имеют не такую простую схему работы планетарного ряда — в современных авто в то время как эпицикл только один, внутри него перемещаются 2 и более солнечного вала с сателлитами, и описание такой схемы выходит далеко за пределы данной статьи.
Гидравлическая система, насосы и регуляторы в АКПП
Гидравлическая система автомата — это очень сложный узел каналов, по которым течёт масло и которые выполняют целый ряд немаловажных функций АКПП. Например, вот некоторые из особенностей автоматической коробкой передач:
- Если автомобиль находится в режиме «драйв» (D), коробка передач автоматически выбирает передачу в зависимости от скорости автомобиля и положения педали газа.
- Если Вы ускоряетесь сравнительно мягко, изменения будут происходить на более низких скоростях, чем если бы вы ускорялись на полном газу (так называемый режим «Eco», «Overdrive» и т.п. в зависимости от модели авто).
- Если Вы отпускаете педаль газа, передачи будут переключаться на следующую более низкую передачу.
- При перемещении рычага переключения на более низкую передачу (к примеру, из режима D в режим L), а автомобиль едет слишком быстро, то АКПП будет ждать, пока автомобиль не замедлится, и только затем включит пониженную передачу.
- Если Вы установите рычаг коробки на вторую передачу (есть практически во всех моделях авто), то автомобиль никогда самостоятельно не будет переключать на другие передачи, даже в случае полной остановки, пока Вы не переместите рычаг переключения передач.
Так выглядит гидравлическая система АКПП
Вы, наверное, видели то, как это выглядит раньше. Это действительно «мозг» автоматической коробки передач. На рисунке ниже Вы можете увидеть огромное количество каналов для обеспечения всех различных компонентов в коробке. Проходы формуются в металле и являются эффективным способом маршрутизации жидкости.
Насос
Типичный шестерёнчатый насос
Автоматические коробки передач имеют очень точный и аккуратно размещённый насос, который называется шестерёнчатым насосом. Насос, как правило, расположен в крышке коробки передач. Он обращает жидкость из отстойника в нижней части АКПП и подаёт её к гидравлической системе. Он также питает гидротрансформатор.
Регулятор
Регулятор в автомате — это умный клапан, который указывает системе, как быстро автомобиль собирается ускоряться. Таким образом, чем быстрее движется автомобиль, тем быстрее и больше регулятор подаёт масло в систему. Внутри регулятора расположен подпружиненный клапан, который открывается по мере того, как быстро крутится сам регулятор и таким образом регулирует количество подаваемого в систему масла.
Электронная система управления АКПП
Электронное управление коробкой передач, которое появляется всё чаще в новых автомобилях, всё ещё используют гидравлику для приведения в действие сцепления и других групп механизмов, но каждый гидравлический контур управляется с помощью электрического импульса. Это упрощает управление передачами и позволяет применять более продвинутые схемы управления.
Выше мы видели некоторые из стратегий управления, приводимые механическим воздействием. АКПП с электронным управлением имеют более сложные схемы управления. В дополнение к мониторингу скорости автомобиля и положения дроссельной заслонки, контроллер может контролировать обороты двигателя, если педаль тормоза нажата, и даже антиблокировочной тормозной системой. Используя эту информацию и передовые стратегии управления на основе интеллектуальной системы АКПП с электронным управлением передач может делать такие вещи, как:
- Уменьшать скорость автоматически при спуске с горки для контроля скорости и уменьшения износа тормозов.
- Повышать передачи при торможении на скользкой поверхности, чтобы увеличить тормозной крутящий момент от двигателя.
- Запретить переключение на повышенные передачи, если автомобиль входит в поворот или едет по извилистой дороге.
Автоматическая коробка передач — это часть трансмиссии, способная регулировать крутящий момент и скорость движения транспортного средства. Это значит, что больше не нужно рассчитывать момент, когда зажимать сцепление и отпускать его, а также переключать скорости вручную.
В данной статье рассмотрим принципы работы механизма.
История создания автоматической коробки передач
Автоматизация трансмиссии исторически происходила в три этапа. Первым попытку сделать авто более самостоятельным предпринял Генри Форд в начале ХХ века. Ford T имел планетарную КП, которая требовала меньше навыков от автолюбителей по переключению скорости, чем обыкновенная механическая.
На следующем этапе в производство поступили автомобили с полуавтоматической трансмиссией. В них автоматизация направлена либо на самостоятельное переключение передач, либо на отказ от использования сцепления, что существенно облегчало вождение транспортного средства.
Знаете ли вы? Такую полуавтоматическую трансмиссию используют до сих пор на скутерах.
Последним этапом к переходу на автоматическую трансмиссию была система, предложенная разработчиками американской компании General Motors. В её основе лежала планетарная модель, ранее использовавшаяся на заводе «Форд», а также гидравлика, которая сама включалась в момент, когда необходимо изменить передачу. Оба принципа лежат в основе современной АКПП.
Устройство узлов и механизмов
Автоматическая коробка передач условно состоит из трёх основных частей:
- Механической. В её обязанности входит изменение скорости транспортного средства, а также непосредственное переключение скоростей.
- Гидравлической. Данная часть АКПП передаёт крутящий момент между составными частями КП без каких-либо действий водителя.
- Электронной. Данная составляющая является мозгом коробки передач, который следит за работой механической и гидравлической систем, а также передаёт сигналы к другим узлам автомобиля.
Составные части автоматической КП:
Знаете ли вы? В СССР первые гидротрансформаторы начали использовать на таких автомобилях, как «Чайка», «Волга», ЗИЛ, а также некоторых других транспортных средствах.
Принцип работы
Любая автоматическая коробка передач работает на основе планетарного редуктора, который состоит из солнечной шестерни и , объединённых водилом и коронной шестернёй. Этих узлов столько, сколько скоростей имеет автомобиль.
Принцип работы:
- Все импульсы на редуктор поступают с помощью двух входов, соединённых с коронной и солнечной шестернями, а передаются через один выход, который обеспечивается вращением водила.
- При поступлении импульса на вход к солнечным шестерням они начинают вращаться, что приводит к вращению водила.
- Водило, в свою очередь, заставляет двигаться коронную шестерню, что влечёт за собой постоянное увеличение скорости вращения водила на выходе.
- Если водителю необходимо перейти к заднему ходу, то солнечные шестерни начнут двигаться в противоположную сторону.
Автоматическая коробка передач не имеет прямой связи между входным и выходным валом. Их объединяет промежуточный вал, на котором в рабочем состоянии замкнуты два пакета фрикционных дисков, соединяющихся с шестернёй.
Знаете ли вы? За последний год в Европе 80% всех купленных автомобилей работают на коробке автомат. На территории стран СНГ покупки автомобилей с автоматической трансмиссией составляют всего 10% от общего числа проданных транспортных средств.
Именно эти диски передают мощность. Фрикционные диски на входе меньшего диаметра, чем на выходе. Это объясняется увеличением мощности вращения во время передачи импульса от входа к выходу.
Плюсы и минусы
Давайте же рассмотрим, с какими плюсами и минусами можно столкнуться при использовании автомобиля с автоматической коробкой передач.
Плюсы:
- удобство. Больше не нужно отвлекаться на переключение скоростей и использование сцепления. Водитель может быть полностью сконцентрирован на дороге;
- легче тронуться с места. Ответственной за данный процесс в автоматической трансмиссии является электроника, а не правильное нажатие сцепления или педали газа;
- узлы автомобиля имеют больший срок службы за счёт контроля электроникой. Очень часто водители, особенно новички, не вовремя переключают скорость, что приводит к нарушению работы двигателя, или задерживают сцепление, или работают и вовсе без него, что приводит к его перегоранию.
Минусы:
- автомобили с автоматической коробкой передач имеют высокую стоимость. Более того, они также дороже в обслуживании, нежели транспортные средства на механической коробке передач;
- имеются трудности в непогоду. Основным способом выехать из заноса или грязи является «раскачка», которая невозможна при использовании коробки автомат.
Важно! Во время переключения скоростей с помощью селектора нельзя давить на педаль газа.
Автомобиль с коробкой автомат предназначен для людей, которые ценят комфорт. Чтобы определиться, какой тип трансмиссии необходим именно вам, следует попрактиковаться в вождении и с механической, и с автоматической коробкой передач.
Принцип работы автоматической коробки передач: видео
Удары при переключении передач в автоматической трансмиссии.
Бьет – значит любит…
Автомобилем, оборудованным автоматической коробкой передач (АКП или на иноземный мотив — АКПП), в нынешнее время никого уже не удивишь, ну разве только это не продукция ВАЗа (шутка). Продажи машин с АКП уже давно не редкость. Однажды отказавшись от ручного стартера для запуска двигателя в пользу электрического мотора, автовладельцы так же уверенно теперь голосуют «рублём» и за уход в прошлое механической трансмиссии и «третьей» педали.
Самыми распространёнными причинами проведения автотехнических экспертиз современных автоматических трансмиссий являются удары, толчки, пинки, выбеги и прочие «описательные термины» из словаря Даля. И при проведении курса по диагностике АКП мне также часто приходится отвечать на вопросы: откуда берутся удары в АКП после проведенного ремонта?
Если вы в своей практике сталкивались с диагностикой и ремонтом АКП, то наверняка должны были выслушать версии о причинах возникновения ударов от ремонтного персонала, например, при переключении со 2-й на 3-ю передачу. Так в чем же действительно скрывается причина? Спросив любого механика-агрегатчика, откуда берутся удары в АКП после ее переборки, Вы вероятнее всего услышите:
— ну, уровень масла в коробке не выставили…
— наверное зазоры в пакетах муфт и тормозов неверно отрегулировали…
— какой-нибудь клапан в гидроблоке или в мехатронике АКПП подвисает…
— видимо, такой-то соленоид неисправен…
— регулятор давления надо бы подкрутить…
— жгут проводов заменить надо бы на новый…
— похоже, надо копить денежку на электронный блок…
Знакомо, не правда ли?
Вот только парадокс заключается в том, что признак неисправности «удары в АКПП» всего один, а причин тому может быть великое множество…
Предлагаю разобраться с этим вопросом сейчас на доступном уровне, а уже позже закрепить эту информацию в объеме курса АКПП или других тематических встреч. Давайте рассмотрим такой пример — какова природа удара при переключении в классической гидромеханической автоматической трансмиссии? Её принципиальная схема представлена на рисунке 1.
Процесс переключения передач заключается в изменении передаточного отношения. Различают два переключения при прямолинейном движении: повышающее и понижающее. Из курса физики нам всем известен факт, что с 1-й на 2-ю или со 2-й на 3-ю — это повышающие переключения, а вот с 4-й на 2-ю – понижающее переключение.
При переключении передач в автоматической трансмиссии принято считать, что угловая скорость выходного вала (передающего крутящий момент на ведущий мост) кинематики постоянна. Инерция движущегося автомобиля позволяет в отведенное время сохранить значение скорости в определенном диапазоне. Так что же при этом происходит? А происходит следующее — смена передач и изменение угловой скорости турбинного и насосного колёс гидротрансформатора, а так же частоты вращения коленчатого вала. Схема на рисунке 1 иллюстрирует данный процесс — жёлтым цветом отмечена турбина гидротрансформатора и входной вал кинематики трансмиссии.
На рисунке 2 наглядно представлен процесс двух переключений с позиции изменения угловой скорости турбины и давлений, возникающих во включаемой и выключаемой муфтах АКПП. Происходящее целиком и полностью контролируется электроникой и имеет свои особенности, которые требуют отдельного детального изложения.
Многие владельцы при обращении к экспертам для проведения автотехнической экспертизы жалуются на проблемы в автоматической трансмиссии, но при этом с грустью в глазах констатируют факт отсутствия кодов неисправностей в блоке управления АКПП. Дилеры же в ответ на призыв устранить неисправность разводят руками и говорят, что «нет ошибок — нет проблем». Тут нужно разбираться последовательно в причинах и следствиях. Удар при переключении – признак неисправности процесса переключения, который установлен или зафиксирован органолептическим методом, т.е., как правило, «пятой точкой» опоры водителя. Неисправность в виде удара «появляется» на кузове автомобиля и «не появляется» в виде кодов неисправностей по факту диагностики с применением сканера. Производители АКПП пока ещё не создали систему контроля процессов в АКПП с датчиком ускорения, которая бы фиксировала удары и анализировала бы природу их появления.
Откуда же берётся сила, которая может через воздействие на кузов создать некомфортные условия для водителя? Удар при переключении идёт от силового агрегата. Именно он перемещается на опорах и создает условия для передачи энергии на кузов и последующих затухающих колебаний. А что именно смещает агрегат? В попытке дать ответ обычно начинается перечисление возможных причин из списка, озвученного ранее механиком – агрегатчиком. Так вот — такая сила может возникнуть только в случае присутствия запасённой энергии, которая при переключении перераспределилась в потенциальную, переместив агрегат на опорах. Большой запас энергии после разгона автомобиля на предшествующей переключению передаче накапливается в виде собственного момента инерции турбинного колеса гидротрансформатора. Вспомните крутящийся волчок – игрушку из детства. Легко ли его было остановить или отклонить от оси вращения? То-то же… Ведь именно турбинное колесо меняет свою угловую скорость в процессе переключения передач. И вот какой интересный факт: если менять время переключения передач (что мы всегда демонстрируем на нашем курсе АКПП), то можно органолептическим методом в реальном времени воспринимать изменяющееся качество переключения передач.
Чем быстрее турбинное колесо гидротрансформатора меняет свою угловую скорость, тем большее количество энергии высвобождается! А если процесс изменения угловой скорости управляется не в соответствии требованиям производителя, то, конечно же, пульсирующее высвобождение энергии будет приводить к некомфортному переключению.
Все удары в АКПП, вне зависимости от источников их возникновения, являются именно следствием нарушения одного процесса — изменения угловой скорости турбины гидротрансформатора в момент переключения передач, который в свою очередь и создаёт некомфортные условия для водителя.
Несомненно то, что в процессе обучения не будут обделены вниманием темы о том, как правильно регулировать зазоры в муфтах и производить дефектовку соленоидов или гидроблока, но смысл данной статьи – кратко донести информацию об истинных причинах некачественного переключения передач в АКПП. Понимание сути данного процесса дает возможность специалисту по ремонту АКПП развивать свои профессиональные навыки и самостоятельно в дальнейшем разбираться в причинах проявления неисправностей, что и является лучшим доказательством ценности нашего курса подготовки.
Опытные диагносты, прочитав данную статью и вспомнив случаи из своей практики по выявлению причин ударов при переключении, сразу вспомнят автомобиль одного из немецких концернов, в АКПП которого причиной жёстких переключений являлся гидротрансформатор, а именно — муфта его блокировки. Так вот: теперь всё встаёт на свои места — именно эта неисправность мешает плавно менять угловую скорость турбинного колеса.
Благодаря опыту проведения автотехнических экспертиз в области исследования причин отказа автоматических трансмиссий, опыту исследования электронных систем управления АКПП, практике по диагностике и переборке современных АКПП и был создан наш тематический курс. Если Вам интересны диагностика и ремонт АКПП, а так же всё, что с этим связано — будем рады видеть Вас на нашем обучении. Надеюсь, что данная информация получилась доступной, интересной и простой для восприятия. Если у Вас возникли вопросы — мы с радостью ответим на них на нашем форуме… Ждём Вас на наших курсах!
Специалист по автотехнической экспертизе Алексей (ник на форуме Aleksey).
Что означают буквы и цифры автоматического переключения передач — Feldman Chevrolet of Lansing Blog
« Запотевшие окна автомобиля – 5 советов, как очистить вид!
Публичный против. Частный транспорт – как лучше всего передвигаться? »
1 июля 2022 г.
Вы когда-нибудь смотрели на рычаг переключения передач и видели буквы или цифры рядом с передачей? Интересно, что это значит? Ты не один. Многие люди не знают, что означают различные маркировки, но мы здесь, чтобы помочь. Сегодня мы объясним значения букв и цифр автоматической коробки передач. Следите за обновлениями!
Что такое символы автоматической коробки передач?Автоматическая коробка передач имеет несколько различных символов, которые сообщают водителю, в каком положении находится автомобиль. Это буквы P, R, N, D и L. Вы также можете увидеть цифры 1, 2, 3 или 4.
P означает парк. Это положение, в котором должна находиться машина, когда вы останавливаетесь и выходите из машины. Он блокирует трансмиссию, чтобы машина не укатилась. Убедитесь, что ваш стояночный тормоз включен, прежде чем поставить автомобиль в это положение.
R для заднего хода. Используйте это положение, когда вы отступаете. Скорость двигателя при движении задним ходом будет ниже, чем на любой другой передаче, поэтому не давайте слишком много газа, иначе вы можете пробуксовывать шины.
Нейтральный — это именно то, на что это похоже. Автомобиль не на передаче, поэтому он будет катиться, если вы находитесь на холме и не трогаете газ или тормоза. Вы бы использовали это положение, когда вы останавливаетесь на длительный период или вам требуется буксировка автомобиля.
Драйв — это положение, которое вы используете, когда едете вперед. По мере увеличения скорости автомобиль автоматически переключается между первой, второй, третьей и четвертой передачами.
Пониженная передача похожа на драйв, но начинается с первой передачи. Вы можете использовать это положение, когда спускаетесь с крутого холма или вам нужно больше энергии, чтобы подняться на холм.
Как переключать передачи на автоматической коробке передач?Для переключения передач нажмите на тормоз, а затем переместите рычаг переключения передач. Если вы переходите из режима парковки в режим движения, нажмите на тормоз, а затем переведите рычаг переключения передач в положение движения. Вы почувствуете, как машина начнет двигаться, как только вы уберете ногу с педали тормоза.
Чтобы переключить передачу во время движения, нажмите на тормоз, а затем переместите рычаг переключения передач. Например, если вы хотите переключиться с ведущей на пониженную передачу, нажмите на тормоз, а затем переведите рычаг переключения передач в положение пониженной передачи.
Чтобы припарковаться, сначала остановите автомобиль. Затем нажмите на тормоз и переведите рычаг переключения передач в положение парковки. Как только вы припарковались, вы можете выключить двигатель.
Feldman Chevrolet of Lansing, обслуживающий Dewitt, MI, , — это лучшее место, где можно взять свой автомобиль для решения всех задач, связанных с трансмиссией. У нас есть команда экспертов, которые могут помочь вам со всем от автоматическое переключение передач буквы и цифры для устранения любых проблем с вашей автоматической коробкой передач . Закажите услугу сегодня, и мы позаботимся обо всем за вас!
Опубликовано в Блог | Комментарии к записи Что означают буквы и цифры автоматического переключения передач
отключеныКак переключать передачи в автомобиле с автоматической коробкой передач
Если название этой статьи заставило вас задуматься, не волнуйтесь. Вообще говоря, водитель не несет ответственности за переключение передач в автомобиле с автоматической коробкой передач. Тот факт, что автомобиль может переключать передачи сам по себе, является основной причиной, по которой люди выбирают автоматическую коробку передач вместо механической коробки передач или автомобиля с «рычажным переключением». Так что да, большую часть времени вам не нужно беспокоиться о переключении передач в вашем автомобиле с автоматической коробкой передач. Тем не менее, есть несколько избранных случаев, когда вы захотите вручную переключиться на более низкие передачи (для этого предназначены загадочные «1» и «2» на вашем рычаге переключения передач) для безопасности и эффективности. В дополнение к этим случаям, понимание того, как и почему автоматические автомобили переключают передачи, позволяет вам стать более информированным и более эффективным водителем.
Переключайте передачи, регулируя скорость
Photo by Caleb Whiting on Unsplash
Если вы управляете автомобилем с автоматической коробкой передач, внутренний компьютер автоматически контролирует, когда автомобиль переключается на более низкую или более высокую передачу. Компьютер запрограммирован на переключение передач на основе оптимальных RPM (оборотов в минуту) для данной скорости. Раньше это была особенность автомобиля, которую люди мечтали увидеть в будущем. Вообще говоря, более высокие передачи обеспечивают более эффективный расход топлива, но они нестабильны на более низких скоростях и в далеко не идеальных дорожных условиях, например, в период сильных дождей или при значительном скоплении снега на дороге. Высокие передачи также ненадежны при подъеме или спуске с крутого холма. Наконец, переключение на более высокую передачу пожертвует крутящим моментом, что сделает его гораздо менее эффективным при буксировке любого значительного груза, например, прицепа или лодки.
Если вы ничего не буксируете, а дороги сухие и чистые, то это означает, что езда на более высоких передачах в целом безопасна, и в результате вы получите более экономичный расход топлива. Чтобы переключить передачу в автомобиле с автоматической коробкой передач, вы должны просто увеличить скорость. Аккуратно нажимайте на педаль газа, пока не услышите, как автомобиль переключается — высота оборотов вашего двигателя будет заметно падать каждый раз, когда ваш автомобиль переключается на более высокую передачу. Пока вы не упадете ниже определенного порога скорости, ваш автомобиль будет оставаться на этой более высокой передаче, пока вы не решите ее изменить. При дальнейшем увеличении скорости автомобиль может перейти на более высокие передачи по мере необходимости.
Существует не так много ситуаций, когда вы хотели бы принудительно включить более низкую передачу с помощью этого метода, но для вашего назидания вы можете переключиться на более низкую передачу, выполнив прямо противоположное тому, что вы делаете для повышения передачи. Просто уберите ногу с педали газа и позвольте автомобилю замедлиться естественным образом. В конце концов, вы снова услышите звук переключения передач вашего автомобиля. Осторожно снова нажмите на педаль газа, чтобы поддерживать скорость, не возвращаясь к более высокой передаче.
Автомобиль с автоматической коробкой передач зависит не только от скорости, когда он определяет, когда переключать передачу вверх или вниз. Ускорение и наклон также играют роль. Например, если ваш автомобиль настроен на круиз-контроль, и вы приближаетесь к относительно крутому холму, вы, вероятно, заметите, что ваш автомобиль переключает передачи, чтобы поддерживать скорость на склоне. Важно принять к сведению это и другие изменения в вашей среде, которые могут повлиять на то, в какой передаче вы хотите быть.
Ручное переключение на пониженную передачу
Фото Юрия Ржемовского на Unsplash
Если вы хотите переключить передачу в автомобиле с автоматической коробкой передач, в большинстве случаев это можно сделать, просто увеличив или уменьшив скорость. Тем не менее, есть две специальные низкие передачи, которые на самом деле отображаются на вашем рычаге переключения передач как «1» и «2». Вы можете переключаться на эти передачи в стиле механической коробки передач на более низких скоростях, чтобы минимизировать число оборотов в минуту для различных целей. Вы также можете повеселиться, переключая передачи с помощью веселых ручек переключения передач.
В автомобилях с автоматической коробкой передач большая часть движения осуществляется с переключением передач, установленным в положение «D» или «Движение», которое охватывает любой диапазон передач выше примерно 3000 об/мин. Это настройка, которая позволяет вам переключать передачи, регулируя скорость. Чуть ниже «D» находится еще одна настройка с пометкой «2», а чуть ниже , где — «1». В некоторых случаях более низкая передача или передачи обозначаются буквой «L». Большинство из нас редко используют эти настройки, а молодые водители могут даже не осознавать их наличие, поскольку они редко нужны, за исключением нескольких особых обстоятельств.
Эти особые обстоятельства включают буксировку тяжелых грузов и подъем или спуск по крутому склону. Автоматические трансмиссии переключают передачи в зависимости от веса вашего автомобиля, поэтому, снижая скорость и вручную переключаясь на пониженную передачу, когда вы тянете значительный груз, вы можете быть уверены, что ваша трансмиссия обеспечивает достаточно высокие обороты, чтобы справиться с нагрузкой. лишний вес вашего автомобиля. При подъеме по крутому склону усиление гравитации влияет на трансмиссию почти так же, как если бы вы тянули тяжелый прицеп или другой груз. Помните об использовании пониженной передачи при подъеме на крутой холм так же важно, как и при буксировке чего-то тяжелого.
Спуск вниз Крутой холм — еще один сценарий, при котором ручное переключение на более низкую передачу, как правило, полезно, но по другой причине. Вместо того, чтобы иметь дело с правильными оборотами для защиты вашей трансмиссии, переключение на более низкую передачу при спуске с крутого склона в основном рекомендуется как способ сохранить ваши тормоза. Использование тормозов для спуска по особенно крутой дороге может привести к их износу и сокращению срока их службы. В крайних случаях это может даже привести к перегреву и отказу тормозов, что далеко не идеальный способ спуска с холма. Риск отказа тормозов особенно высок, если срок службы тормозных колодок уже близок к концу. Поэтому хорошей профилактической мерой является переключение на пониженную передачу при спуске с крутого склона.