назначение, устройство и принцип работы
К сожалению, среди массы автолюбителей распространено мнение о том, что от мощности авто зависит его управляемость. Однако, любой автомобиль может отклониться от курса и создать аварийную ситуацию на дороге. Тема безопасности вождения и сохранности жизни водителя и пассажиров авто не теряет актуальности и по сей день. В 90-х годах прошлого века был сделан значительный шаг в обеспечении безопасности вождения. Была создана система динамической стабилизации автомобиля ESP и ESC. Благодаря этому снизилось количество ДТП на дорогах в ряде развитых стран. Так, система стабилизации стала обязательной к установке на выпускаемых авто.
Содержание
- Назначение ESP и ESC
- Устройство ESP и ESC
- Принцип работы ESP и ESC
- Плюсы и минусы ESP и ESC
- Заключение
Назначение ESP и ESC
Обобщённо систему динамической стабилизации называют — ESP (Electronic Stability Program). Вместе с тем, ESP ещё означает и система курсовой стабилизации ESC (Electronic Stability Control). У различных производителей автомобилей ESP может называться по-разному. Но суть от этого не меняется.
Устройство ESP и ESCСистема ESP предназначена для:
- Предотвращения пробуксовки колес;
- Предотвращение заносчивость авто. На скользкой дороге автомобили с задним приводом склонны к заносам. ESP минимизирует заносчивость задней оси, отслеживать на сколько был повернут руль, и на сколько сильно была нажата педаль газа. Так она не даст водителю «пере газовать» в момент поворота;
- Отслеживание, чтобы автомобиль двигался в том направлении, в котором повернут руль машины.
Устройство ESP и ESC
Система динамической стабилизации охватывает возможности более простых систем, таких как ABS, TCS, EBD, и EDS. Чтоб лучше разобраться нужно воспользоваться электрической схемой.
Если рассматривать по отдельности, то ABS (антиблокировочная тормозная система) предназначена для предотвращения блокировки тормозной системы. Благодаря ей даже у самого неопытного водителя останется возможность управлять машиной. Даже если водитель начал экстренное торможение, если к примеру неожиданно появилось препятствие на дороге, в таком случае, водитель инстинктивно нажмёт на педаль тормоза, машина при этом не уйдет в занос. Если в автомобиле не предусмотрена система ABS следует практиковать прерывистое торможение.
Схема ESP и ESCABS контролирует вращение всех колес, сохраняя требуемое сцепление с дорожным покрытием или асфальтом, когда это требуется.
TCS (система контроля тяги) — предназначена для предотвращения пробуксовки колес машины. TCS работает следующим образом: электронные датчики, контролируют и регистрируют положение колес. Также, контролю подвергается угловая скорость и проскальзывание колес, вернее их степень. Если зафиксирована потеря сцепления с асфальтом или другим дорожным покрытием, или обнаружена пробуксовка, TCS максимально быстро устраняет этот факт.
EBD (электронная система распределения тормозных усилий) — распределяет тормозные усилия в момент торможения. EBD отличается от ABS тем, что способна помогать водителю в постоянном управление автомобилем, не только в моменте резкого, экстренного торможения.
Основными задачами EBD являются: снизить риски и вероятности заноса при непредвиденном торможении, сохранить курсовую устойчивость используя боковые силы, и определить степень проскальзывания колес машины.
EDS (электронная блокировка дифференциала) — предназначена для блокировки дифференциалов при участии электронных датчиков и предотвращает пробуксовку колёс автомобиля. EDS работает в скоростном диапазоне до 80 км/ч. В случае если EDS зафиксировала проскальзывание одного из колес, то происходит притормаживание скользящего колеса. На подтормаживающем колесе увеличивается крутящий момент. Из-за того, что колеса соединены дифференциалом, крутящий момент передаётся на соседнее.
Так можно наверное догадаться EDS построена на базе ABS. Отличие в том, что в EDS есть возможность создания давления в тормозной системе. Создаётся давление самостоятельно.
В систему ESP и ESC также входят следующие компоненты:
- чувствительные сенсоры;
- блок управления;
- гидроблок.
Принцип работы ESP и ESC
Сенсоры и датчики фиксируют характеристику движения автомобиля. Сопоставляют с работой различных элементов и агрегатов автомобиля. Зафиксированные данные попадают в блок управления. В блоке управления все полученные данные анализируется по сложным алгоритмам. Ведётся электронный контроль.
Работа ESC и ESPЕсли было зафиксировано отклонение от курса, то система подаёт импульсы в гидроблок. Импульсы от гидроблока идут различные системы, к примеру в ABS. При необходимости ESC будет подключать и другие элементы контроля автомобиля. Благодаря этому, автомобиль двигается по заданной траектории и курсу.
ESP в работеДля правильной работы ESP важно корректно определить момент неконтролируемой ситуации при управлении водителем автомобиля. В рабочем состоянии ESP контролирует и сопоставляет данные по параметрам движения авто и действиями водителей. ESC включается в тот момент, когда действия водителя отличаются от правильных и точных параметров движения автомобиля. Примером может служить слишком резкий поворот с большим углом. Наглядно принцип работы системы показан на видео, ниже.
ESP может стабилизировать движение авто следующими способами:
- торможение колес — используется ABS, на базе которой ESP была построена;
- изменение крутящего момента «движка»;
- изменение угла поворота передних колес, в случае если есть система активного рулевого управления;
- изменить степень демпфирования амортизаторов, в случае если установлена адаптивная подвеска.
Плюсы и минусы ESP и ESC
Как и любая система направленная на улучшение чего-то, система курсовой устойчивости имеет свои преимущества и недостатки.
Основными плюсами являются:
- Даёт возможность сохранить устойчивость авто и двигаться в пределах, рамках заданной траектории;
- Сохранение управляемость автомобиля при плохих погодных условиях и предотвращение опрокидывания машины;
- Предотвращение столкновения автомобиля;
- Большая управляемость, манёвренность и податливость авто на дороге и стабилизация автопоезда;
- Создаёт третье контролируемое водителем измерение.
Система предотвращает достаточное количество заносов, что является основным фактором для серьёзных аварий и ДТП с летальным исходом или непоправимым вредом здоровью.
К минусам можно отнести:
- Систему можно выключить, чем пользуются водители-экстремалы.
- Система может показать крайне низкую эффективность на высоких скоростях и при маленьких радиусах поворота.
Заключение
Вне зависимости от того, установлена система курсовой устойчивости ESP или ESC, человеческий фактор всегда будет присутствовать на дорогах. Не стоит терять бдительность при вождении автомобиля. Даже если у вас установлена самая навороченная система курсовой устойчивости. Будьте аккуратны, и пусть вам на дорогах всегда горит зелёный свет.
Зачем нужна система курсовой устойчивости / Автобегиннер.ру
Главная цель системы курсовой устойчивости (ESC) — не позволить машине отклониться от намеченной траектории при проведении маневров. Ее первое название — управляющее устройство. Именно так она называлась, когда в конце пятидесятых годов была презентована компанией Daimler-Benz. Однако система несколько раз модернизировалась, пока приобрела те качества, которыми она обладает сегодня.
Как работает ESC
Системой стабилизации может быть оснащен практически любой современный автомобиль. Она работает в связке с ESP (система автоматической блокировки колес) и с управляющим блоком силового агрегата. ESC постоянно выполняет антиаварийные действия, хотя они и далеко не всегда могут ощущаться водителем.
Принцип действия системы заключается в том, что она выборочно притормаживает колеса автомобиля во время нестандартной ситуации на дороге. В результате этих манипуляций машина возвращается в начальное положение. Необходимость регулировки колес определяется автоматикой. Выбор колес, которые необходимо притормозить, совершает гидромодулятор, создающий давление в системе тормозов.
Происходит это следующим образом: блок управления мотора получает сигнал о необходимости сократить подачу горючего, а значит — и на снижение частоты вращения колесных пар. Таким образом авто не может уйти за намеченную траекторию поворота. Если автоматика выявит, что наметился слишком крутой поворот, она подтормозит определенное колесо и сократит крутящий момент мотора. При подтормаживании система взаимодействует с ABS. В результате этого происходит повышение давления в тормозной системе, после чего оно начинает поддерживаться на должном уровне, а затем давление сбрасывается.
Стабилизирующая система может работать как при разгоне, так и во время торможения. Алгоритм выполняемых действий диктуется конкретной ситуацией. Основная задача ESC — вовремя выявить опасный момент. Автоматика все время соизмеряет действия водителя и управляемой им машины. Система активируется, когда действия человека отличаются от параметров движения авто.
Стабилизация движения машины происходит следующими способами:
- выборочное подтормаживание колес;
- регулирование частоты оборотов силового агрегата;
- регулирование поворота колес;
- изменение уровня демпфирования амортизаторной системы.
Частота оборотов мотора может быть изменена отменой перехода на другую передачу, изменением угла наклона дроссельной затворки или пропуском впрыска горючего. Если речь идет о полноприводном автомобиле, то изменения могут происходить путем распределения крутящего момента по осям.
Как устроена система
Стабилизирующая система состоит из нескольких блоков: ABS (не дает заблокировать тормозную систему), EBD (занимается распределением тормозной силы), EDS (блокирует механизм передачи мощности) и TCS (не дает колесам пробуксовывать). В систему включены несколько датчиков, ЭБУ и гидроблок.Назначение датчиков — отслеживание параметров движения машины с последующей их передачей на ЭБУ. Также эта умная система способна отслеживать действия водителя. Для этого происходит задействование некоторых специальных датчиков. Отслеживанием параметров движения авто занимаются датчики давления, частоты оборотов колесных пар и угловой скорости автомобиля.
Круиз-контроль — что это и для чего он нужен
Как работает система старт-стоп
БУ получает сигналы от датчиков, на основе которых он, в свою очередь, начинает подавать сигналы следующим исполнительным устройствам:
- дросселям противобуксовочной системы;
- тормозам;
- контрольным лампам.
Во время активации ЭБУ происходит ее взаимодействие с АКП и блоком, занимающимся управлением мотором. Кроме приема сигналов от этих узлов, управляющий блок еще создает команды для их элементов.
Как отключить ESC и когда это нужно делать
Иногда система стабилизации может создавать водителю определенные неудобства, и ее можно отключить. После этого машина продолжит двигаться в обычном режиме без поддержки электроники. Отключить систему можно с помощью специальной кнопки, которая размещена на приборной панели.
Отключение ESC может иметь смысл, если на авто установлены колеса с различными диаметрами или когда используется задняя докатка. Также использование системы теряет целесообразность во время езды по траве, песку и прочему бездорожью. Если машина застряла в снегу или в грязи, и ее приходится раскачивать, то в этом случае ESC тоже лучше отключить. То же самое нужно сделать и при тестировании автомобиля на стенде.
Положительные и отрицательные стороны
К неоспоримым преимуществам ESC можно отнести:
- удерживание машины на заданной траектории;
- предотвращение возможной аварии при создании нестандартной ситуации;
- стабилизация движения транспортного средства с прицепом;
- предотвращение аварийных ситуаций.
Есть здесь и свои минусы, к которым, прежде всего, можно отнести невысокую эффективность системы на больших скоростях и при незначительном радиусе поворота. Также водители в качестве минусов приводят необходимость отключения системы в определенные моменты.
Некоторые автолюбители отмечают, что система будет только мешать, если на дороге во время движения возникнет реальная аварийная ситуация. Например, машина попала в занос, и в этом случае приходится усиленно газовать, а система, наоборот, мешает этому, блокируя подачу горючего. И все же специалисты рекомендуют держать систему включенной. Особенно это касается неопытных водителей, так как им ее использование поможет избежать создания аварийного момента.
Кстати, если экстрим — это ваше все, не нужно думать, что система обязательно будет вам мешать хулиганить. ESC имеет несколько рабочих режимов, один из которых активируется, только когда наступит критический момент.
Заключение
Система курсовой устойчивости призвана помогать водителям при разрешении нестандартных ситуаций на дороге. Однако не нужно забывать, что возможности электроники ограничены, и управляющий транспортным средством человек не должен терять бдительности ни при каких обстоятельствах.
Статьи
Что такое электронный контроль устойчивости и как он работает?
Вы ехали на высокой скорости, когда врезались в бордюр. Вы пытались повернуть руль, но ваш автомобиль вместо поворота начал скользить. Из-за этого вы потеряли контроль над своей машиной, но не переживайте; Электронный контроль устойчивости (ESC) поможет вам в безопасности.
Итак, что такое ESC и как она помогает восстановить контроль над автомобилем при поворотах на высокой скорости? Что ж, давайте узнаем.
Что такое электронный контроль устойчивости и зачем он нужен?
Изобретенная Франком Вернером после заноса на обледенелой дороге в Швеции, система ESC является самым значительным изобретением в области безопасности после ремня безопасности. На самом деле, согласно этому PDF-файлу Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), электронный контроль устойчивости спас более 7000 жизней с 2011 по 2015 год.
Система ESC, также известная как система динамического контроля устойчивости, представляет собой функцию безопасности, помогающую водителям восстановить контроль над автомобилем при поворотах на высокой скорости. Вдобавок к этому ESC также предотвращает скольжение при прохождении поворотов на мокром покрытии, но почему скольжение так опасно?
Видите ли, ваш руль может управлять движением вашего автомобиля только тогда, когда колеса вращаются. Как только колеса начинают скользить, ваши усилия руля не влияют на движение автомобиля.
Прежде всего, чтобы понять, почему ваши шины скользят, вам нужно понять первый закон движения. Согласно этому закону, движущееся тело будет оставаться в одном и том же состоянии до тех пор, пока к нему не будет приложена внешняя сила. Следовательно, первый закон движения не позволяет автомобилю изменить свой курс, когда вы пытаетесь повернуть автомобиль, скользящий по прямой. Это потому, что если ваши шины скользят, они не имеют никакого сцепления, поэтому они практически не применяют внешнюю силу, которая повлияет на направление вашего автомобиля.
Чтобы предотвратить эту проблему, электронный контроль устойчивости воздействует на автомобиль извне, задействуя антиблокировочную тормозную систему.
Понимание движущихся частей ESC
Теперь, когда мы знаем, зачем нужен ESC, мы можем рассмотреть компоненты, которые делают его возможным.
- Датчик скорости вращения колес: Каждое колесо вашего автомобиля оснащено датчиком скорости вращения колеса. Этот датчик состоит из перфорированного магнитного кольца и датчика Холла. При вращении колеса магнитное поле, создаваемое кольцом, периодически меняется. Датчик Холла собирает эти данные, позволяя датчику рассчитать скорость вращения колес.
- Датчик скорости рыскания: Датчик скорости рыскания контролирует вращение автомобиля. Для измерения этого вращения в датчике скорости рыскания используется микроэлектромеханический гироскоп. Этот гироскоп измеряет силу Кориолиса, действующую на транспортное средство, чтобы оценить, насколько автомобиль повернулся вокруг своего центра тяжести.
- Датчик угла поворота рулевого колеса: Как следует из названия, датчик угла поворота рулевого колеса определяет угол поворота рулевого колеса. Датчик, установленный на валу рулевого колеса, использует магнитные шестерни и датчик Холла для определения угла поворота.
- ECU: Точно так же, как процессор — это мозг персонального компьютера, ECU — это компьютер, который контролирует критические операции вашего автомобиля. Сюда входят такие задачи, как отслеживание количества топлива и воздуха, поступающего в двигатель, но, в отличие от персональных компьютеров, в автомобиле имеется несколько ЭБУ. Эти вычислительные устройства взаимодействуют друг с другом для включения таких функций, как автоматическое экстренное торможение, системы адаптивного круиз-контроля и помощь в удержании полосы движения.
- Антиблокировочная система тормозов: Несмотря на то, что водитель управляет тормозами с помощью педали тормоза, ABS контролирует величину давления на шины. В аварийных ситуациях ABS управляет гидравлической тормозной системой, чтобы стабилизировать автомобиль.
- Модуль управления двигателем: Также известный как ECM, модуль управления двигателем представляет собой ECU, который контролирует ряд датчиков и исполнительных механизмов в моторном отсеке. Это позволяет ECM контролировать мощность, выдаваемую двигателем.
В дополнение к датчикам и ЭБУ, указанным выше, ESC использует для связи протокол CAN. Эта связь между датчиками и ЭБУ позволяет ESC отслеживать состояние автомобиля в режиме реального времени, что делает систему надежной.
Как работает ESC?
Теперь, когда мы понимаем компоненты, которые делают возможным использование ESC, мы можем посмотреть, как это работает.
Все начинается с датчика угла поворота рулевого колеса, который следит за углом поворота рулевого колеса. Эти данные и входные данные от датчика скорости рыскания отправляются в ECU. ЭБУ анализирует эти данные, чтобы проверить, поворачивает ли автомобиль в соответствии с вводом пользователя. Если это не так, ЭБУ активирует электронную систему контроля устойчивости.
После включения ESC пытается понять, буксуют ли колеса автомобиля. Для этого он сравнивает данные со всех датчиков скорости вращения колес. Если угловая скорость одного из колес больше по сравнению с другими, ESC делает вывод, что оно пробуксовывает.
Чтобы предотвратить это явление проскальзывания, система ESC включает АБС. Как только ABS включена, она быстро притормаживает скользящее колесо. Это применение тормозов воздействует на автомобиль внешней силой, стабилизируя его.
Помимо снижения скорости колес с помощью ABS, ESC также контролирует мощность, подаваемую на колеса. Для этого ESC связывается с ECM и снижает мощность, выдаваемую двигателем. Это снижение мощности и антиблокировочная тормозная система предотвращают избыточную или недостаточную поворачиваемость автомобиля при прохождении поворотов или поворотах в аварийных ситуациях.
Не только это, но и повышенная устойчивость также защищает транспортные средства, такие как грузовики и тракторы, от опрокидывания при повороте
Все ли ESC во благо?
Электронная система контроля устойчивости состоит из нескольких компонентов, и неисправность одного из датчиков может привести к ненормальному поведению автомобиля.
Несмотря на то, что электронный контроль устойчивости обеспечивает большую безопасность для пользователей, он не позволяет вашему автомобилю достичь своих пределов. Из-за способности ESC ограничивать дроссельную заслонку она снижает мощность, подаваемую на шины, что препятствует быстрому прохождению поворотов. Кроме того, если вы отправляетесь на гоночную трассу и хотите поджечь резину, ESC предотвратит занос автомобиля.
При этом пользователи могут отключить ESC, если они хотят довести свои автомобили до предела.
Делает ли ESC мир безопаснее?
Электронный контроль устойчивости — это функция безопасности, обеспечивающая водителю контроль при прохождении поворотов. Чтобы обеспечить эту стабильность, ESC отслеживает скорость рыскания и датчики рулевого колеса, чтобы обнаружить отсутствие рулевого управления. После обнаружения ESC активирует ABS и ECM, чтобы снизить скорость автомобиля.
Эта система стабилизирует автомобиль, позволяя водителю восстановить контроль над автомобилем при поворотах на высокой скорости. С точки зрения безопасности, ESC может иметь значение между жизнью и смертью. По этой причине NHTSA сделало эту функцию обязательной для всех автомобилей, проданных после 2012 года. Как показывают данные, ESC спасла бесчисленное количество жизней от верной трагедии.
Что такое Esc?
Обновлено: 16.08.2021 автором Computer Hope
Esc может относиться к любому из следующего:
1. Сокращенно от Escape , Esc — это клавиша, расположенная в верхнем левом углу компьютерной клавиатуры. Это позволяет пользователю прервать, отменить или закрыть операцию. Например, если веб-страница медленно загружалась в интернет-браузере, нажатие клавиши Escape останавливает загрузку. Изображение того, как клавиша Esc выглядит на клавиатуре компьютера.
- Где находится клавиша Escape на клавиатуре?
- Почему и где используется клавиша Esc?
- Esc закрывает программу?
- Отправляет ли клавиша Esc прерывание?
- Какие сочетания клавиш используют клавишу Esc?
- Сколько клавиш Esc на клавиатуре?
- Связанная информация.
Где находится клавиша Escape на клавиатуре?
Ниже приведен обзор клавиатуры компьютера с клавишей Esc, выделенной синим цветом.
Примечание
Apple Macbook с сенсорной панелью не имеют физической клавиши Esc.
Почему и где используется клавиша Esc?
Клавиша Escape используется в программе, когда вы хотите прервать, отменить или изменить то, что в данный момент отображается на экране. Ниже приведены несколько мест, где обычно используется клавиша Escape.
- Остановить браузер от загрузки веб-страницы, если это занимает слишком много времени.
- Закрыть диалоговое окно, всплывающее окно или меню.
- Закрыть или изменить размер полноэкранного окна.
- Используется как клавиша быстрого доступа. Например, Ctrl + Esc открывает меню «Пуск» Windows.
- В играх клавиша Esc часто вызывает меню игры.
- В vi клавиша Esc переключает режимы.
Esc закрывает программу?
Вообще говоря, Esc не закрывает программу полностью. Однако, как упоминалось выше, он может отменить или закрыть работу программы. Чтобы закрыть или выйти из программы, см. нашу страницу закрытия для всех способов полного закрытия программы. Если компьютер завис или программа не может быть закрыта, см. раздел Что делать, если компьютер зависает или зависает?
Отправляет ли клавиша Esc прерывание?
На некоторых ранних компьютерах клавиша Esc использовалась для отправки прерывания. Однако сегодня клавиша Esc не используется для прерывания. На ПК вы можете нажать Ctrl + C , чтобы отправить прерывание и остановить цикл.
- Как прервать пакетный файл, команду или программу, застрявшую в цикле.
Какие сочетания клавиш используют клавишу Esc?
Ниже приведены ссылки на сочетания клавиш, использующие клавишу Esc.
- Alt + Esc
- Контр. + Esc
Сколько клавиш Esc на клавиатуре?
Для компьютерных клавиатур с клавишей Esc всегда есть только одна клавиша Esc. На некоторых клавиатурах, например на клавиатуре MacBook с сенсорной панелью, нет клавиши Esc.
- Помощь и поддержка клавиатуры.
2. Escape является сокращением для escape-символа . Экранирующий символ — это одна обратная косая черта ( \ ) в Linux, программировании и регулярных выражениях, которая обрабатывает символ как текст, а не как функцию. Его также можно использовать для выполнения специальной функции. Ниже приведены примеры того, как можно использовать побег.
" или "
В приведенном выше примере символ кавычки рассматривается как символ кавычки, а не как начальный или конечный контейнер. Например, в таких языках программирования, как Perl, это требуется для вывода на экран текста, содержащего цитату. Другими словами, команда напечатает «Пример цитаты \»; напечатает Пример цитаты «». Без экранирования кавычки скрипт Perl выдаст ошибку из-за лишней кавычки.
\*
В приведенном выше примере звездочка рассматривается как звездочка в виде обычного текста, а не как подстановочный знак или метасимвол.
\.
Следующий пример похож на первый, поскольку точка также является подстановочным знаком, представляющим любой одиночный символ. Итак, если вам нужно сопоставить точку в регулярном выражении, а не каждый символ, вы должны экранировать его, чтобы он был распознан как точка.
\
Когда имя файла или каталога нуждается в пробеле в Linux, вы можете использовать обратную косую черту, за которой следует пробел, чтобы избежать пробела в имени. Если этого не сделать, Linux рассматривает все после пробела как опцию или дополнительную команду.
\н
Наконец, escape-символы также используются в управляющих последовательностях для создания функции или команды. Например, приведенный выше \n создаст символ новой строки в файле или на экране. Дополнительные примеры см. на странице escape-последовательности.
3. Сокращение от escalation , esc описывает или ссылается на номер эскалации, касающийся важной проблемы, связанной с клиентом.