Диагностика двигателя по свечам: Диагностика работы двигателя Шевроле Авео по состоянию свечей зажигания

Диагностика работы двигателя Шевроле Авео по состоянию свечей зажигания

Правила осмотра свечей зажигания

Приступать к осмотру свечей зажигания рекомендуется после длительной поездки по загородному шоссе на расстояние около 250-300 км.

Считается неправильным проверять свечи сразу после холодного старта двигателя при минусовой температуре. Дело в том, что во время работы двигателя в указанных условиях воздушно-топливная смесь поступает в камеры сгорания слишком обогащенная, что приводит к образованию на свечах черного нагара.

Внимание! Производить выкручивание и вкручивание свечей зажигания рекомендуется на холодном двигателе.

Диагностика работы двигателя по состоянию свечей зажигания

  1. Если свечи имеют цвет красного кирпича, то, скорее всего, эксплуатация двигателя происходит на топливе, содержащем большое количество присадок. Длительное использование такого бензина, чревато появлением отложений металла на поверхности изоляции свечи, что создаст токопроводящий налет, и, ток перестанет проходить не между электродами свечи.
  2. В случае слишком обедненной воздушно-топливной смеси, электрод свечи имеет белый, либо светло-серый цвет. Эксплуатация двигателя при данных настройках может привести к перегреву камеры сгорания, вплоть до прогара выпускных клапанов.
  3. В случае богатой воздушно-топливной смеси, которая возникает из-за неисправности инжектора, либо засорении воздушного фильтра, центральный электрод свечи покрывается черным нагаром. Такой двигатель из-за неправильного образования горючей смеси отличается повышенным расходом топлива.
  4. Когда на вывернутой свече зажигания минимальный налет нагара, юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, а следы масла отсутствуют, то работу двигателя можно считать идеальной.

     

    Диагностика работы двигателя по свечам зажигания

  5. Как правило, в двигателях, которые начинают повышенно расходовать масло (требуется замена маслоотражательных колпачков), свечи зажигания в резьбовой части имеют ярко выраженные следы масла.
  6. Свеча зажигания, имеющая центральный электрод и юбку, покрытую плотным слоем масла и каплями несгоревшего топлива, следами разрушений, которые произошли в цилиндре, указывает на возможную поломку перегородок между поршневыми кольцами или разрушение одного из клапанов.

    В таких условиях двигатель теряет мощность, значительно (в 1,5-2 раза) увеличивается расход топлива.
  7. Если двигатель имеет повышенный расход масла, из выхлопной трубы синие дымление, то свечи зажигания будут иметь электроды, обросшие зольными отложениями. Причиной может быть либо выработка, либо залегание маслосъемных поршневых колец.

     

    Диагностика работы двигателя по свечам зажигания

Совет. Специалисты рекомендуют менять свечи местами, что связано с разными температурными режимами работы цилиндров. Дело в том, что крайние цилиндры работают с менее высокими температурами, чем средние.

Устройство свечи зажигания

Устройство свечи зажигания

 

Диагностика двигателя по свечам зажигания Нива Шевроле


1. Нормальная свеча.
Коричневый или серовато-желтоватый цвет и небольшой износ электродов. Точное тепловое значение для двигателя и рабочих условий.

    Рекомендация
При замене свечей на новые устанавливайте свечи с теми же характеристиками.

2. Отложения сажи.
Отложение сухой копоти указывает на богатую топливно-воздушную смесь или позднее зажигание. Вызывает пропуски зажигания, затрудненный пуск двигателя и неустойчивую работу двигателя. Проверьте, не забит ли воздушный фильтр, исправны ли датчики температуры охлаждающей жидкости и поступающего воздуха.

    Рекомендация
Используйте более «горячую» свечу (удлиненный изолятор с центральным электродом).

3. Масляные отложения.
Замасленные электроды и изолятор свечи. Причина – попадание масла в камеру сгорания. Масло попадает в камеру сгорания через направляющие клапанов или через поршневые кольца. Вызывает затрудненный пуск, пропуски в работе цилиндра и подергивания работающего двигателя. Необходим ремонт головки цилиндров и поршневой группы двигателя. Замените свечи зажигания.
4. Перегрев.
Причинами могут быть: несоответствие типа свечи зажигания рекомендуемому для двигателя вашего автомобиля, раннее зажигание, бедная смесь, подсос воздуха во впускной трубопровод. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и не забит ли радиатор.
5. Раннее зажигание.
Оплавленные электроды. Изолятор белый, но может быть загрязнен из-за пропусков искры и попадающих на него отложений из камеры сгорания. Может приводить к повреждению двигателя. Необходимо проверить соответствие типа свечи зажигания, исправность датчика детонации, чистоту распылителей форсунок и топливного фильтра, работу систем охлаждения и смазки.
6. Глазурь.
Изолятор желтоватый, покрытый глазурью. Указывает на то, что температура в камере сгорания неожиданно поднимается во время резкого ускорения автомобиля.
Нормальные отложения превращаются в токопроводящие. Вызывает пропуски в искрообразовании при высоких скоростях.

    Рекомендация
После установки новых свечей поменяйте манеру вождения. Если не хотите этого делать, попробуйте установить более «холодные» свечи.

7. Мостик между электродами.
Отложения из камеры сгорания попадают между электродами. «Тяжелые» отложения собираются в зазоре между электродами и образуют мостик. Свеча перестает работать и цилиндр выключается из работы. Выявите неисправную свечу и удалите отложения между электродами.
8. Пепельные отложения.
Светло-коричневые отложения, покрывающие коркой центральный и боковой электроды. Выделяются из присадок к маслу или бензину. Большое их количество может привести к изоляции электродов свечи, вызывая пропуски в искрообразовании и перебои при разгоне. Если чрезмерные отложения образуются за короткое время или при небольшом пробеге, замените маслосъемные колпачки направляющих клапанов, чтобы предотвратить попадание масла в камеру сгорания.

    Рекомендация
Если отложения стабильно образуются при длительном пробеге, причина в качестве бензина – смените место заправки.

9. Износ.
Закругленные электроды с небольшим количеством отложений на рабочих концах. Нормальный цвет. Вызывает трудный пуск в холодную или влажную погоду и плохую топливную экономичность. Замените свечи новыми с теми же характеристиками.
10. Детонация.
Изолятор может быть растрескавшимся или со сколами. Это может привести к повреждению поршня. Убедитесь, что октановое число бензина соответствует требуемому. Проверьте исправность датчика детонации.
11. Пятнистые отложения.
Нагар, который отложился в камере сгорания, после правильной регулировки начинает выгорать и при больших оборотах двигателя отрывается от поршня и прилипает к изолятору свечи, вызывая отдельные пропуски в ее работе. Замените свечи новыми или очистите старые.
12. Механические повреждения.
Повреждения могут быть вызваны инородными предметами, попавшими в камеру сгорания, а в случае использования слишком длинной свечи ее электроды может зацепить поршень. Это приводит к разрушению свечи, отключению цилиндра и может повредить поршень. Удалите инородный предмет из цилиндра и (или) замените свечу.

Чтение свечей зажигания — это не только наука, но и искусство — UnderhoodService

За исключением механического контакта между свечой зажигания и поршнем, практически любая случайно выбранная свеча зажигания воспламенит бензин и воздух, сжатые в камере сгорания двигателя. Однако очень немногие свечи зажигания будут продолжать хорошо работать в широком диапазоне температур, нагрузок и скоростей двигателя, не говоря уже о том, что они прослужат намного дольше стандартного интервала замены в 100 000 миль.

СРОК СЛУЖБЫ ЗАЖИГАНИЯ
Для обеспечения максимального срока службы свечи зажигания требуется как минимум четыре условия. Во-первых, система управления двигателем должна смешать химически идеальное или «стехиометрическое» соотношение 14,7 единиц воздуха на 1 единицу топлива. Во-вторых, процесс сгорания должен быть точно рассчитан по времени, чтобы добиться плавного «горения» в цилиндре. В-третьих, направляющие клапанов, уплотнения, поршни и поршневые кольца должны быть в хорошем состоянии, чтобы предотвратить попадание моторного масла в камеру сгорания. В-четвертых, свеча зажигания должна быть правильно затянута и установлена ​​на головке блока цилиндров, чтобы способствовать рассеиванию избыточного тепла от электродов. Если все вышеперечисленные условия соблюдены, свеча зажигания будет иметь внешний вид «из коробки» (см. Фото 1).

Большинство свечей зажигания предназначены для поддержания рабочей температуры 900°F и 1500°F в центре изолятора. Если температура изолятора падает ниже 900 ° F, накопленный углерод вызывает пропуски зажигания в цилиндре, замыкая искру на землю. Во время обычного вождения температура изолятора редко превышает какой-либо крайний предел температуры, что обеспечивает максимальный срок службы свечи зажигания. Однако по мере того, как температура изолятора приближается к 1500° F во время работы с полностью открытой дроссельной заслонкой (WOT), электроды свечи зажигания изнашиваются до тех пор, пока увеличенный воздушный зазор не потребует больше электроэнергии, чем система зажигания может произвести для создания искры (см. Фото 2).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАЖИГАНИЕ И ДЕТОНАЦИЯ
Хотя преждевременное зажигание и детонация редко встречаются в системах управления двигателем последних моделей, повреждение двигателя может произойти, если система EGR или датчик детонации были отключены, базовое опережение зажигания неправильно отрегулировано или установлен неверный диапазон нагрева свечи зажигания.

Например, когда температура центрального электрода превышает 1500°F, раскаленный докрасна электрод воспламеняет топливно-воздушную смесь задолго до того, как произойдет синхронизированное искрообразование. Поскольку предварительное зажигание подвергает поршень воздействию длительного горения, центр поршня перегревается и в конечном итоге расплавляется. Свеча зажигания, подвергшаяся предварительному зажиганию, обычно имеет вид соли и перца, что вызвано кусочками расплавленного алюминия, прилипающими к внутреннему изолятору. Преждевременное зажигание обычно вызывается чрезмерно опережающим моментом зажигания или слишком горячим диапазоном нагрева свечей зажигания (см. Фото 3). Детонация, с другой стороны, характеризуется стуком или дребезжанием, исходящим от двигателя, что вызвано почти одновременным воспламенением воздушно-топливной смеси в двух или более точках цилиндра. На детонацию чаще всего указывают сколы на изоляторе центрального электрода или поломка кольцевой кромки на кромке поршня. Хотя детонация обычно вызывается тем, что октановое число бензина не соответствует требованиям двигателя к степени сжатия, детонация также может быть вызвана неработающей системой клапана EGR (см. Фото 4). В редких случаях продольная трещина в изоляторе центрального электрода может быть вызвана протечкой прокладки головки блока цилиндров, из-за которой охлаждающая жидкость попадает на горячий изолятор (см. Фото 5). Это не следует путать с повреждением, вызванным состоянием детонации.

СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ С ДОЛГОСРОЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ
Наиболее распространенные свечи зажигания изготавливаются с механически обработанной резьбой, нарезанной в стальном корпусе без покрытия. Эти свечи зажигания подходят для использования только в чугунных головках цилиндров и в применениях, требующих частой замены. Некоторые производители также выпускают «грузовые» свечи зажигания с более толстыми центральным и боковым электродами, которые лучше противостоят эрозии, вызванной длительной работой двигателя с высокой нагрузкой.

Современная свеча с длительным сроком службы изготовлена ​​из очень тонкого покрытия из стойкого к окислению драгоценного металла на электродах и накатанной легированной резьбы, препятствующей заклиниванию резьбы в алюминиевых головках цилиндров. В отличие от некоторых оригинальных конструкций, которые имеют покрытие только на положительных или отрицательных электродах зажигания, сменные свечи зажигания с двойной платиной вторичного рынка имеют покрытие на обоих электродах, поэтому их можно устанавливать как в положительные, так и в отрицательные цилиндры зажигания.

Кроме того, центральный электрод некоторых свечей зажигания может иметь медный сердечник, что увеличивает диапазон нагрева свечи зажигания. Практически все современные свечи зажигания включают резистор в центральный электрод, чтобы предотвратить воздействие радиочастотных помех (РЧП) на чувствительную электронику автомобиля. В редких случаях напряжение срабатывания увеличивается из-за отсутствия или неисправности резистора. Резисторы можно проверить, используя обычный омметр для измерения сопротивления через центральный электрод свечи зажигания.

Во многих конструкциях с длительным сроком службы для повышения ионизации или проводимости искры используются очень тонкие диаметры центрального электрода «проволочного типа». Большинство заземляющих электродов оригинального оборудования обычно привариваются на месте и имеют конфигурацию с одним или двумя электродами. В любом случае сменная свеча зажигания должна иметь ту же конфигурацию, что и оригинальная, чтобы предотвратить включение индикатора проверки двигателя из-за пропусков зажигания и потенциальное разрушение каталитического нейтрализатора в системах управления двигателем OBD II 1996 года и более новых.

ТЕПЛОВОЙ ДИАПАЗОН СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ
Тепловой диапазон свечи зажигания во многом определяется длиной фарфорового изолятора центрального электрода. Изоляторы в гоночных свечах зажигания очень короткие, чтобы снизить температуру электродов и предотвратить преждевременное зажигание в гоночных двигателях с высокой степенью сжатия. В современных легковых автомобилях изоляторы относительно длинные, чтобы предотвратить загрязнение и продвинуть электрод глубже в камеру сгорания для более равномерного воспламенения воздушно-топливной смеси.

ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Двигатели, модифицированные для повышения производительности, обычно требуют более холодного температурного диапазона свечей зажигания. Например, большинство гоночных свечей зажигания имеют утопленный или выступающий наконечник изолятора. В большинстве случаев заземляющий электрод обрезается, чтобы центральный электрод лучше подвергался воздействию воздушно-топливной смеси. Хотя предпочтительны свечи зажигания с выступающим наконечником, свечи с утопленным наконечником могут потребоваться для очистки поршней с высокой степенью сжатия.

Вообще говоря, диапазон нагрева оригинальной свечи зажигания должен быть уменьшен на одну ступень для каждой модификации, которая увеличивает температуру камеры сгорания. Например, увеличение степени сжатия с 9От 1 до 10:1 потребуется свеча зажигания на одну ступень холоднее.

Точно так же добавление турбонаддува или наддува потребует еще одного понижения более холодной свечи, как и впрыск закиси азота. Если турбокомпрессор или нагнетатель работают при чрезвычайно высоком давлении наддува для гоночных автомобилей, в качестве отправной точки рекомендуется использовать очень холодную гоночную свечу зажигания. В любом случае, каждое увеличение на 70-100 л.с. требует на один шаг более холодного диапазона нагрева, чтобы предотвратить преждевременное зажигание от сжигания поршней в двигателе.

Как правило, показания свечей зажигания лучше всего снимать, выключая двигатель и останавливаясь накатом сразу после длительного ускорения на полном газу. Если температурный диапазон свечи зажигания правильный, а двигатель работает с химически правильным или стехиометрическим соотношением воздух/топливо, внутренний изолятор будет иметь нестандартный вид, а заземляющий электрод будет пшеничного цвета. Как правило, правильная воздушно-топливная смесь дает светло-коричневый или серый цвет вокруг внутренней части корпуса свечи зажигания.

Хотя чтение показаний свечей зажигания — это не только наука, но и искусство, эмпирическое правило гласит, что если топливно-воздушная смесь слишком бедная, внутренняя оболочка и изолятор будут выглядеть чистыми, а заземляющий электрод показать синюю окраску. Если соотношение воздух/топливо работает немного богато, внутренний изолятор должен иметь светло-коричневый или серый цвет, в то время как заземляющий электрод и внутренняя оболочка также должны иметь более темный желтовато-коричневый или серый цвет. Если соотношение воздух/топливо слишком богатое, изолятор и электроды будут слегка покрыты сажей.

ВОЗДУШНЫЕ ЗАЗОРЫ ДЛЯ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
В сущности, широкий воздушный зазор между электродами увеличивает эффективность сгорания на обычных серийных двигателях. В гонках воздушный зазор часто сужают, чтобы увеличить воспламеняемость воздушно-топливной смеси при высоких давлениях в цилиндрах и оборотах двигателя.

Всегда помните, что увеличенные воздушные зазоры требуют повышенного напряжения зажигания, которое может превысить способность катушки зажигания воспламенять смесь или способность вторичного зажигания удерживать искру. Помните также, что уменьшенные зазоры немного увеличивают время зажигания, а увеличенные зазоры немного замедляют время.

УСТАНОВКА СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ
Поскольку системы зажигания последних моделей обычно выдают напряжение свыше 60 000 вольт, с проводами свечей зажигания следует обращаться осторожно, чтобы не допустить разрыва или перфорации. Поскольку в изоляции высоковольтных проводов со временем появляются микроскопические перфорации и обрыв цепи, большинство проводов следует заменять с интервалом, указанным заводом-изготовителем, или с интервалом в 100 000 миль.

При замене свечей зажигания необходимо соблюдать несколько правил. Прежде чем снимать свечи зажигания, дайте алюминиевым головкам цилиндров остыть. Если свеча зажигания заедает, смочите ее проникающим маслом и попеременно затягивайте и ослабляйте свечу, пока она не начнет свободно вращаться.

Затем всегда затягивайте свечи зажигания в соответствии со спецификацией. Ослабленные свечи зажигания могут вызвать преждевременное зажигание или заклинивание в головке цилиндров, а чрезмерно затянутые свечи зажигания могут вызвать утечку газа между уплотнением кожуха и изолятором и повреждение резьбы в головке цилиндров.

Чтобы предотвратить загрязнение изоляторов свечей зажигания жирными пальцами, вставьте новую свечу зажигания в отрезок топливного шланга для проделывания зазора и установки. При регулировке воздушного зазора свечи зажигания избегайте случайного соскабливания покрытия из драгоценного металла с электродов.

Диагностика и производительность двигателя в Мемфисе, Теннесси

Предложения: Нажмите здесь, чтобы узнать о действующих купонах и скидках!

Обновление COVID-19: Нажмите здесь, чтобы получить дополнительную информацию о нашей помощи на обочине

Каждый автомобиль, выпущенный с 1996 года, оснащен бортовой диагностической системой, которая контролирует работу двигателя. О расхождениях в уровнях производительности сообщается через компьютерную систему вашего автомобиля. После того, как загорится индикатор «проверьте двигатель» или «сервисный двигатель», вашим следующим шагом должен стать поиск службы диагностики двигателя или его настройки. Диагностика двигателя позволяет нашим сотрудникам собрать полезную информацию о рабочем состоянии вашего двигателя. Информация, полученная во время диагностики двигателя, определит объем предлагаемого ремонта двигателя. Наиболее распространенные диагностические коды неисправностей генерируются в ответ на неисправности в трансмиссии. В конечном счете, для оптимизации характеристик двигателя необходимы регулярные настройки двигателя. Настройка также является одним из наиболее эффективных способов предотвращения непредвиденных проблем с двигателем. Во время настройки двигателя наши сотрудники могут заменить свечи зажигания, провода свечей зажигания, воздушный фильтр, топливный фильтр, а также крышку распределителя и ротор в вашем автомобиле. Наши специалисты также проверят уровень выбросов, топливопроводы, ремни и шланги. Диагностика двигателя и регулярная настройка двигателя могут помочь продлить срок службы вашего автомобиля и улучшить его состояние.

Хотя регулярное техническое обслуживание двигателя поможет гарантировать, что он всегда будет работать в пиковых условиях, существуют также признаки, указывающие на необходимость ремонта двигателя. Индикатор «проверьте двигатель» или «сервисный двигатель» является верным признаком того, что ваш двигатель должен быть осмотрен экспертом как можно раньше. В большинстве случаев бортовая диагностическая система вашего автомобиля обнаружит проблему с двигателем и сохранит соответствующий ремонтный код, доступ к которому может получить сотрудник нашего сервисного персонала. Медленное прокручивание, неровный холостой ход, остановка, стук или звон при ускорении — все это признаки того, что вам следует обратиться за ремонтом или диагностикой двигателя, чтобы определить полную степень неисправности вашего двигателя. Уменьшение расхода бензина и заметная потеря мощности при разгоне также являются признаками предстоящей настройки или ремонта двигателя. Сигнальные лампы двигателя помогают предупредить водителей о незначительных проблемах, прежде чем они перерастут в серьезный ремонт. Обязательно свяжитесь с нашими сотрудниками, как только бортовая система диагностики вашего автомобиля обнаружит проблему с двигателем.

Шинный и сервисный центр Gateway с гордостью обслуживает клиентов в Мемфисе, штат Теннесси, Джексоне, Теннесси, Кларксдейле, штат Массачусетс, и обслуживает потребности клиентов в диагностике и диагностике двигателя.

  • Диагностика двигателя

    Прибл. Время:  60 минут  | Ценовой диапазон: Узнать цену

    Основы диагностики двигателя в шинном и сервисном центре Gateway

    Система OBD, или бортовая система диагностики, изначально была установлена ​​для контроля выбросов транспортных средств, но она также выявляет проблемы внутри двигатель. Существуют как системы OBD I, так и системы OBD II, причем системы OBD II становятся стандартом для автомобилей, выпущенных после 19 года.96. OBD подключен к блоку управления двигателем (ECU), который помогает вашему двигателю работать эффективно, сохраняя низкий уровень выбросов. OBD может идентифицировать и предупредить водителя о неисправности двигателя, отправляя уведомления об ошибках в систему ECU. ECU отвечает за несколько процессов двигателя, включая смесь воздуха и топлива, выбросы и синхронизацию двигателя. ЭБУ использует датчики для их контроля или внесения корректировок. Если ЭБУ обнаруживает неисправности, он включает индикатор «проверить двигатель» на приборной панели. Затем система OBD записывает код, относящийся к проблеме. Доступ к коду может получить обученный технический специалист с помощью диагностического оборудования двигателя, чтобы правильно диагностировать проблему.

    Почему следует проводить диагностику двигателя в шинном и сервисном центре Gateway?

    Диагностика двигателя обеспечивает его эффективную работу. Система OBD способна обнаруживать неисправности до того, как они снизят производительность двигателя или вызовут серьезные повреждения. Из-за обязательной системы OBD ваш автомобиль способен контролировать и диагностировать свои собственные характеристики. Вы должны выполнить диагностику двигателя, когда загорится индикатор «проверьте двигатель». Диагностика двигателя поможет обнаружить проблемы на ранней стадии, чтобы мелкие проблемы никогда не переросли в серьезные. Диагностика двигателя также помогает поддерживать низкий уровень выбросов, и если ваш двигатель неисправен, ваш автомобиль может не пройти испытание на выбросы. Когда загорается индикатор «проверьте двигатель», вам пора обратиться к нам за услугой диагностики двигателя. Наши опытные сотрудники приложат все усилия, чтобы ваш двигатель снова работал должным образом в кратчайшие сроки.

    Мы с гордостью обслуживаем потребности клиентов в диагностике двигателей в Мемфисе, штат Теннесси, Джексоне, Теннесси, Кларксдейле, штат Массачусетс, и прилегающих районах.

  • Тюнинг двигателя

    Прибл. Время:  180 минут  | Ценовой диапазон: Узнать цену

    Основы услуг по настройке двигателя в шинном и сервисном центре Gateway

    части. Настройки двигателя ранее включали проверку распределителя, крышки, ротора, точек контакта зажигания, конденсаторов, карбюраторов и многого другого. Сегодня эти элементы, как правило, больше не включаются в настройку двигателя, потому что электронный блок управления автомобиля контролирует синхронизацию двигателя. Хотя сегодня требуется проверять не так много деталей, настройка двигателя по-прежнему включает проверку множества компонентов. К ним относятся свечи зажигания и провода, масло и масляные фильтры, а также топливные фильтры. Регулярные настройки обеспечат эффективную и надежную работу вашего двигателя. Регулировка двигателя может помочь предотвратить поломки и продлить срок службы автомобиля. Хорошо настроенный двигатель поможет поддерживать максимальную производительность автомобиля, поэтому плановое техническое обслуживание так важно.

    Почему вам следует заказать услуги по настройке двигателя в шинном и сервисном центре Gateway?

    Во время настройки наш сервисный персонал проверит ваши свечи зажигания, которые отвечают за воспламенение бензино-воздушной смеси, питающей ваш двигатель. Мы также можем проверить провода вашей свечи зажигания, которые передают напряжение, создаваемое вашей свечой зажигания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *