Диагностика катализатора по второй лямбде: Забило, развалился катализатор. Признаки и определение через ELM327

Удаление катализатора. Обманка лямбды. | ТО-Авто.

Одним из признаков того, катализатор выхлопных газов забился является повышенный расход топлива. Как только возникло ощущение, что машина стала есть больше топлива, то сразу необходимо обратить внимание на катализатор. Не поленитесь сами или не пожадничайте в автосервисе, иначе последствия вам обойдутся гораздо дороже.

Грамотный механик знает об этом, и вместо исправления этой проблемы разведет вас на множество других процедур начиная с замены свечей и промывки форсунок для снижения расхода топлива. Теперь и вы посвящены в тайны автосервисов. 

Как влияет катализатор на расход топлива, как вообще выхлоп может повлиять на расход топлива? Смотрите, на самом деле всё просто. 

Расскажу быстро, чтобы вам меньше читать, а мне меньше писать.


Выхлопная система автомобиля оснащается датчиками кислорода. Обычно установлены два лямбда зонда — до и после катализатора (нейтрализатора выхлопных газов), но бывает и больше. При этом принцип установки лямбда зондов любого количества один и тот же — до катализатора и после него. Датчики лямбда нужны для того, чтобы передавать информацию о составе выхлопного газа в компьютер (мозги) машины, который на основании этих данных корректирует состав топливо-воздушной смеси и её дозировку. Вторая лямбда показывает как отработал катализатор.

Если катализатор только начал забиваться, то показания второй лямбды будут отличаться от номы, но чек не загорелся, потому что электронный блок управления, он же — мозги, пытается корректировать показания датчика топливом. Ваш автомобиль начинает больше кушать. Никакой мистики! Определяется это элементарно без всяких компьютерных диагностик. 


Как определить, что забит катализатор? Внимание — раскрываю секрет! Откручиваете катализатор и светите фонариком через его соты в свои ясны очи. Если света на том конце нет, то диагноз — катализатор забит напрочь! Если свет едва виднеется посередине, то процесс необратимо начался. Можно прикрутить обратно пока совсем не закупорится, можно заменить катализатор или удалить с заменой на пламегаситель.

Что делать если забился катализатор? 

Как было сказано выше — забитый катализатор лечится заменой или удалением.


С заменой более менее всё понятно — если состоятельный человек, то поставил оригинал и забыл о проблеме, если хочется дешевле, то поставить универсальный катализатор. Насколько универсальный катализатор хуже, лучше оригинала — это вопрос спорный, но очевидно одно — универсальный катализатор — в разы дешевле оригинала.

Но, как всегда, возникает желание забыть об этой проблеме с катками раз и навсегда. Вопрос об экологии конечно тут мало у кого возникает, когда дело касается кровно заработанных. Удалить катализатор! Звучит это всегда решительно и победоносно. 

Удалить катализатор своими силами в гараже очень просто. Окрутили вытряхнули останки. (Не выбрасывайте — старые катализаторы можно сдать за деньги, приёмщиков море) Собрали в обратном порядке, где надо приварили. Всё! Чумазое лицо светится счастьем! Заводи! 

Дикий рёв из выхлопной трубы и неприятно горящий check engine. Что-то явно пошло не так.

Не впадайте в панику — просто вытряхнуть катализатор — этого недостаточно, так как во-первых выхлопные газы не встречают никакого сопротивления и раскалённым прямотоком летят по выхлопной системе, отсюда и рёв, во-вторых задний кислородный датчик показывает критичные показания, отсюда и ошибка по чеку. 


Чтобы завершить начатое необходимо вместо удаленного катализатора установить пламегаситель, который будет рассекать и замедлять поток выхлопных газов. Сделали?

пламегаситель из нержавейки

Поздравляю, рёва больше нет! Сделать это необходимо обязательно иначе сожжете заднюю лямбду. И начнутся пляски с бубнами и подбором б/у, универсальных и наконец дорогих оригинальных лямбдазондов. 

И вот мы вплотную подошли ко второй части.

Что такое обманка лямбдазонда? Зачем нужна обманка? Какие бывают, какую выбрать обманку лямбда зонда? 

Опять же коротко, но доступно. Обманка лямбда зонда — это, чаще цилиндрической формы, трубка в которую вкручивается датчик, устроена обманка таким образом, чтобы датчик передавал в ЭБУ (мозги) показания в пределах нормы. ЭБУ при этом воспринимает, что катализатор не только на своём месте, но и даже исправен. Сама обманка вкручивается на место второй лямбды. Обманку можно назвать эмулятором катализатора.


Есть три типа обманок — механические, каталитические и электронные. 

Механические —  со стороны глушителя очень маленькое отверстие, чтобы выхлопа попадало как можно меньше. В настоящее время на автомобилях стандарта Euro-3, Euro-4 такие обманки уже не работают и при их установке всё равно будет гореть Chek Ehgine.

Каталитические — со стороны глушителя установлен мини-катализатор, газы проходя через него к датчику, действительно проходят через катализатор того стандарта, к которому относится автомобиль. Чек не загорается, ЭБУ спокоен, и почти никакого обмана.

Электронные — это довольно грубое вмешательство в нежную электронику автомобиля. А если машина Peugeot или Citroen, то электронные обманки могут серьезно повредить и без того ненадежную электрику французов. Настоятельно — не рекомендую.


Эта тема обладает определенной популярностью и при желании подробностей и историй вы можете найти на сайтах автомобильных сообществ, например, на глубоко уважаемом drive2.ru
В заключение хочу сказать, что с удалённым катализатором выхлоп автомобиля становится очень токсичным, причём вы это почувствуете слизистой носа и глаз. Поэтому всё же совет профессионала — если избавляться от катализатора то только от испорченного с заменой на новый — универсальный, оригинальный — решать Вам. Этим дышите не только Вы, но и Ваши дети и МЫ.

Спасибо за внимание. Пишите вопросы, звоните, комментируйте. 

Диагностика катализатора в ЗАО Москвы

Часто можно слышать от автовладельцев фразу: «Умер катализатор». Что означает эта поломка, как она «лечится», и самое главное — как ее избежать? Мы поможем вам разобраться в устройстве компонента выхлопной системы, который устанавливается на все современные автомобили. На СТО GSavto проводится профессиональная диагностика катализатора, а при необходимости замена или ремонт.

Для чего нужен катализатор?

С введением экологических норм Евро 1,2,3… выброс СО в атмосферу стал строго регламентирован. Возникла необходимость в технической реализации этих норм. Снизить токсичность выхлопа бензиновых моторов на стадии формирования топливной смеси невозможно. Поэтому единственным способом стало уменьшение содержание вредных веществ в системе отвода отработанных газов.

В глушитель интегрировали каталитический нейтрализатор. Он имеет пористую структуру со сложным составом на основе керамики. Поры имеют сквозную сотовую структуру, через них проходят отработанные газы. Для нормального течения химической реакции на ячейки напыляется платина. Поэтому этот элемент выхлопной системы имеет высокую себестоимость. Поломка катализатора и его замена обычно влетает в копеечку.

На входе и выходе в катализаторы установлены датчики кислорода, так называемые лямбда зонды (в просторечии — лямбды). На основе их показателей, формируется состав топливной смеси.

После введения экологических норм Евро 4 и 5 многими автопроизводителями был добавлен второй катализатор. Причем на каждой «ветви» выхлопной системы установлена своя пара каталитических нейтрализаторов. Если у вас V образный блок цилиндров — дорогостоящих блоков будет уже четыре.

Неисправный катализатор мало того, что нарушает чистоту выхлопа (возможные проблемы при прохождении ТО), так вы еще столкнетесь с падением мощности двигателя и перерасходом топлива.

Поломка катализатора — причины и последствия

Что касается проблем, с которыми приходится сталкиваться автовладельцам, они следующие:

  1. Забит катализатор. Причина сводится к низкому качеству топлива и наличию в бензине разнообразных присадок. Все примеси оседают на раскаленных стенках сотовой структуры, сплавляются в коксообразное вещество, и со временем снижают проходимость глушителя до нуля. Двигатель «задыхается», мощность резко падает. Лямбда выдают неправильные данные, и в цилиндры поступает больше топлива. Модуль не подлежит восстановлению: если у вас забился катализатор, придется ставить новый или вовсе удалять его. Это может быть чревато сложностями при прохождении техосмотра, особенно при непрофессионально проведенных работах.
  2. Прогорел катализатор. Причина опять же в топливе, точнее — в топливной системе. При нарушении режима работы двигателя, часть несгоревшего бензина попадает в выхлопную систему. В старых моделях это приводило к взрывам внутри глушителя, вплоть до его разрушения. Катализатор впитывает выброшенный бензин, и он догорает внутри сотовых ячеек. Такую температуру не выдерживает даже керамика. В структуре возникают пустоты, которые нарушают режим работы.
  3. Засорился катализатор. Симптомы такие же, как при забитых ячейках. Только причина в другом. Мелкие частицы (возникающие, в том числе при прогорании ячеек) забивают сквозные соты, и препятствуют прохождению выхлопных газов.

При подозрении на неправильную работу системы выхлопа, требуется проверка катализатора. Не торопитесь делать замену дорогостоящей детали. Рекомендуем пройти диагностику в сервисе GSavto. Мы сможем определить по какой причине вышел из строя катализатор и можно ли его восстановить. Наш подход к работе позволяет экономить деньги клиента. Поэтому, если у Вашего автомобиля прогорел, засорился или забит катализатор — приезжайте в автосервис GSAvto 

по адресу: г. Москва, ул. Кубинка, 3/10с3, (ЗАО, районы Кунцево и Можайский, м. Молодежная, м. Кунцевская) и наши специалисты  произведут диагностику, выявят и оперативно устранят неисправность катализатора Вашего авто по доступным ценам!

Что входит… Использование лямбды в качестве диагностического инструмента

Давайте узнаем больше об этом замечательном инструменте, начнем со значения лямбда. Лямбда представляет собой отношение количества кислорода, фактически присутствующего в камере сгорания, к количеству, которое должно было присутствовать для получения «идеального» сгорания. Таким образом, когда смесь содержит ровно столько кислорода, сколько требуется для сжигания имеющегося количества топлива, соотношение будет один к одному (1:1), а лямбда будет равняться 1,00. Если смесь содержит слишком много кислорода для количества топлива (бедная смесь), лямбда будет больше 1,00. Если смесь содержит слишком мало кислорода для количества топлива (богатая смесь), лямбда будет меньше 1,00.

Все мы знаем, что для идеального сгорания требуется соотношение воздух/топливо примерно 14,7:1 (по весу) при нормальных условиях. Таким образом, обедненное соотношение воздух/топливо, скажем, 16:1 приведет к значению лямбда 1,088. (Для расчета разделите 16 на 14,7.) Лямбда 0,97 будет означать соотношение воздух/топливо 14,259:1 (полученное путем умножения 0,97 на 14,7).

Вот волшебство: лямбда полностью не изменяется при сгорании. Даже полное сгорание или полное отсутствие сгорания не влияет на лямбда! Это означает, что мы можем брать пробы выхлопных газов в любой точке потока выхлопных газов, не беспокоясь о влиянии каталитического нейтрализатора.

Это механическая проблема? Проблема с зажиганием? Дисбаланс соотношения воздух/топливо? Что эти данные о выбросах пытаются нам сказать? На первый взгляд может показаться, что высокое значение содержания углеводородов (HC) указывает на избыток доступного топлива, однако очень высокое значение содержания кислорода (O2) может заставить нас задуматься, а не наблюдаем ли мы бедные пропуски зажигания. Относительно низкий показатель угарного газа (CO), по-видимому, исключает богатую смесь, в то время как показания угарного газа (CO2) могут свидетельствовать либо о неработающем каталитическом нейтрализаторе, либо о проблеме механической эффективности двигателя. Может ли лямбда обеспечить «королевскую дорогу» к ответу в этом случае?

Нам нужно глубже проникнуть в тайны лямбды. Постарайтесь не позволить математике запугать вас. Простой калькулятор приведен во врезке «Где найти лямбда» на стр. 50. Основное уравнение для лямбда показано на рис. 1 выше. Давайте разберем это:

Примечание. Показания вашего газоанализатора для углеводородов представлены в частях на миллион (частей на миллион). Это значение необходимо преобразовать в проценты (как используется в уравнении) путем умножения ppm на 0,0001 (перемещение десятичной точки на четыре знака влево).

Ocv = атомное отношение кислорода к углероду в топливе. Это должно быть приблизительно 0, за исключением кислородсодержащего топлива, где оно составляет приблизительно 0,017.

K1 = коэффициент преобразования пламенно-ионизационного обнаружения (FID) в недисперсионный инфракрасный анализатор (NDIR). Для бензина К1 = 6,0.

На рис. 2 на стр. 44 показано уравнение после подстановки наших показаний. Следующий шаг — сделать математику. Просто запомните простые правила, которыми руководствуются все алгебраические выражения: сначала начните с того, что находится внутри скобок, а затем продолжайте. С вложенными круглыми скобками работайте от самого внутреннего. Округление расчетов дает нам результаты, представленные на рис. 3.

В этом случае лямбда указывает на существенно богатую смесь — прямо противоположное тому, что мы могли бы подумать, основываясь только на показаниях отдельных газов. В конце концов, CO, который обычно является индикатором богатого состояния, значительно ниже, чем O2, что является явным признаком обедненного выхлопа. В сочетании с высокими показаниями HC, большинство из нас, вероятно, сочли бы это состоянием пропусков зажигания на обедненной смеси.

На самом деле эти показания были сняты на автомобиле Ford Escort с заземлением одного провода штепсельной вилки. Преобразователю дали ненадолго остыть (в надежде избежать раскаленного расплава), но нагретый кислородный датчик быстро вернулся в замкнутый контур. Дополнительное содержание O2 в потоке выхлопных газов из мертвого цилиндра заставило PCM в ответ дать команду на обогащение смеси.

Следующие показания газа приводят к расчетному значению лямбда 1,07:

Очевидно, что это обедненная смесь, в данном случае вызванная ленивым кислородным датчиком и неисправным проводом свечи зажигания на Volkswagen Jetta 86 года.

Что насчет этого набора показаний?

HC: 330 ppm

CO: 8,49%

CO2: 9,93%

O2: 0,15%

Здесь лямбда была 0,77, что указывает на чрезвычайно богатую смесь. Это образцы выхлопной трубы автомобиля с неисправным (разомкнутым) датчиком температуры охлаждающей жидкости.

Что нам может сказать лямбда-анализ этих показаний выхлопной трубы?

HC: 72 ppm

CO: 0,16 %

CO2: 15,24 %

O2: 0,86 % приемлемо.

Запуск лямбда-выражения

На первый взгляд может показаться, что значение лямбды чрезвычайно ограничено. В конце концов, обычный газовый анализ может сказать нам, работает ли автомобиль на богатой или обедненной смеси, верно? (Если вы все еще так думаете, вернитесь к нашему самому первому примеру, чтобы еще раз взглянуть!) И с OBD II, делающим показания корректировки топлива частью каждого потока данных, есть ли какая-то великая тайна относительно того, какая смесь поступает в сгорание? камера? Давайте рассмотрим каждый из этих вопросов.

Помните, что основной задачей каталитического нейтрализатора является очистка от чрезмерных выбросов углеводородов, угарного газа и оксидов азота (NOX). Преобразователь пытается превратить их все в углекислый газ и воду (h3O). Таким образом, хороший преобразователь может маскировать небольшой дисбаланс смеси, будь то бедная или богатая часть спектра. При постоянном воздействии богатой или обедненной смеси каталитическому нейтрализатору приходится работать интенсивнее, и срок его службы может сократиться.

Увидим ли мы хроническое обогащение или обеднение выхлопных газов? Только если состояние тяжелое, или если смесь уже перегрузила катализатор. Lambda помогает здесь, позволяя нам видеть поступающую смесь, чтобы мы могли определить, является ли она правильной.

Каталитические нейтрализаторы обычно работают эффективно только тогда, когда поступающая смесь находится в пределах примерно 4% от стехиометрии или в диапазоне лямбда от 0,96 до 1,04. Вернемся к нашему последнему примеру выше. При 1,03 лямбда находится в пределах допустимых пределов обедненной смеси. Но если это пограничное состояние бедной смеси сохраняется в течение длительного периода времени, каталитический нейтрализатор будет медленно разрушаться в результате чрезмерного тепла, которое он выделяет при очистке выхлопного потока.

Теперь давайте рассмотрим автомобиль с OBD II. Предположим, мы видим, что долгосрочная корректировка топлива показывает добавление на 25 % больше топлива, чем изначально запрограммировано для наблюдаемых условий эксплуатации (LTFT = +25 %). Очевидно, что это может быть вызвано многими причинами, в том числе низкой подачей топлива, неисправным датчиком массового расхода воздуха (MAF), большой утечкой вакуума и даже неисправным датчиком кислорода. Может ли лямбда помочь нам сузить круг подозреваемых? Конечно может.

Обратите внимание на датчик O2. Чтобы усложнить ситуацию, предположим, что код датчика O2 отсутствует, но монитор датчика O2 показывает Incomplete. Если лямбда практически равна 1,00, мы можем сразу исключить датчик O2 из рассмотрения. Лямбда будет правильной при этом уровне корректировки подачи топлива только в том случае, если датчик O2, на котором основана корректировка подачи топлива, работает правильно.

Можем ли мы еще больше сузить поле? Если лямбда остается практически равной 1,00 на холостом ходу, частичном дросселе и в крейсерском режиме, но корректировка подачи топлива увеличивается с нагрузкой, мы можем исключить утечку вакуума. Утечка вакуума представляет собой уменьшающийся процент входящего заряда воздуха по мере увеличения частоты вращения двигателя и нагрузки. Таким образом, мы сосредоточимся на проблеме с подачей топлива или неисправности MAF. Однако, если бы мы обнаружили, что лямбда значительно меньше 1,00, мы бы немедленно заподозрили неисправность датчика O2 — возможно, короткое замыкание на массу.

Упражнения

Давайте применим то, что мы узнали о лямбда-выражении, к следующим примерам. В каждом случае попытайтесь увидеть, какие типы ошибок могут объяснить данные. Ответы и анализы появляются после пяти примеров.

1. Автомобиль OBD I с MAP и EGR показывает LTFT на уровне -15%, с переключением STFT в пределах ±5%. Лямбда составляет 1,05, уровни NOX повышены, но все остальные выхлопные газы находятся в допустимых пределах. Автомобиль не прошел государственные испытания на выбросы выхлопной трубы. Клапан EGR получает вакуум в нужное время во время дорожного испытания. Ручное открытие клапана рециркуляции отработавших газов при 2000 об/мин приводит к тому, что двигатель работает заметно неровно, без пропусков зажигания в конкретном цилиндре.

2. Грузовик OBD II с MAF показывает лямбда 0,96 на холостом ходу и 1,03 на крейсерском режиме. Общая корректировка подачи топлива (LTFT + STFT) на холостом ходу составляет 12%, а общая корректировка подачи топлива в крейсерском режиме составляет 9%. Жалоба клиента — нерешительность при ускорении. Подача топлива достаточная. Временное отключение EGR не дает улучшения. Предыдущий магазин очистил коды, и все мониторы неполные.

3. Автомобиль OBD II с MAP и EGR работает немного неровно на холостом ходу, с несколько повышенным значением IAC. Лямбда 0,99. На круизе шероховатость проясняется, лямбда увеличивается до 1,00. Показания IAC в круизе соответствуют норме.

4. Несмотря на то, что значение лямбда составляет 0,99, грузовик с MAF показывает неприемлемо повышенные показания выхлопной трубы HC и CO, снятые в условиях холостого хода под нагрузкой сразу после продолжительного движения по шоссе.

Анализ и ответы

1. Клапан рециркуляции отработавших газов работает нормально, но, как показывает высокое значение лямбда, этот автомобиль работает на обедненной смеси. PCM вычитает топливо (LTFT отрицательный), но только до точки (переключение STFT). Ошибка должна быть в датчике O2. Он имеет положительное смещение, возможно, из-за частичного короткого замыкания между линией датчика и питанием нагревателя. Катализатор еще в порядке? Если показания NOX менее чем в два раза превышают предельное значение, и если состояние еще не повредило слой NOX, преобразователь может адекватно компенсировать это, как только он начнет получать правильную исходную смесь. Тем не менее, клиент должен быть предупрежден о том, что после замены датчика O2 потребуются дополнительные испытания для оценки состояния преобразователя.

2. Что заставляет этот автомобиль работать богато на холостом ходу и обедняться на крейсерском режиме? Мы знаем, что проблем с подачей топлива нет, и мы устранили EGR. Проблема, скорее всего, не в грязных форсунках, поскольку регулировка подачи топлива не согласуется между диапазонами скорости и нагрузки. Это не может быть утечка вакуума, поскольку реакция корректировки подачи топлива противоположна ожидаемой. У этого грузовика загрязненный MAF. MAF завышает поток воздуха на холостом ходу и занижает его в крейсерском режиме, двойной удар! Разные производители разработали разные стратегии взвешивания данных после очистки кода. Некоторые могут по умолчанию установить максимальное добавление топлива до +25%, в то время как другие могут вернуться к нулевой коррекции. Даже метод, используемый для очистки кодов — скажем, KOER против KOEO — может изменить результирующую стратегию повторного обучения. В этом случае номера топливной коррекции являются недавно очищенным ответом PCM на хороший датчик O2. Но, поскольку мониторы O2 неполны, PCM еще не доверяет им настолько, чтобы достичь правильного значения корректировки подачи топлива.

3. Счетчики IAC являются важной подсказкой. В сочетании с показаниями лямбда они указывают на то, что двигатель компенсирует низкий холостой ход, вызванный небольшой утечкой вакуума. Наиболее вероятным виновником здесь является утечка EGR. (Лямбда показывает богатую реакцию на пониженное абсолютное давление в коллекторе. Нормальная утечка наружного воздуха из вакуума привела бы к снижению количества IAC, а не к увеличению.)

4. Смесь находится в пределах 1% от стехиометрии. Предыдущий круиз, должно быть, нагрел преобразователь. Что осталось, кроме плохого преобразователя?

The Critical Link

Современные системы управления подачей топлива обычно работают в диапазоне λ = 1 ± 0,01 в установившихся условиях. Но так же, как вам пришлось потратить время на сбор библиотеки заведомо исправных осциллограмм, прежде чем вы действительно сможете извлечь пользу из использования осциллографа, вам нужно будет потратить некоторое время на тестирование заведомо исправных автомобилей в различных воспроизводимых и диагностически значимых условиях вождения. чтобы действительно извлечь выгоду из лямбда-анализа.

Например, некоторые модели Honda, оснащенные датчиками обедненной смеси воздуха/топлива, обычно работают с предельно обедненными лямбда-диапазонами, превышающими 1,63, в крейсерских условиях шоссе. Тюнеры могут пожелать знать, что максимальная мощность обычно достигается при значении лямбда примерно 0,85 в условиях полной нагрузки. Разработка библиотеки известных значений лямбда станет еще более важной с появлением систем прямого впрыска бензина (GDI). Поскольку в системах GDI используется послойный заряд и переменное время впрыска (а также более известная переменная продолжительность впрыска), нормальные значения лямбда для этих систем могут приближаться к 2,0 при некоторых условиях. Поскольку широкодиапазонные датчики воздуха/топлива (WRAF) становятся все более распространенными, ожидайте, что значения лямбда примут еще более широкий диапазон.

Заключение

Несмотря на то, что пропуски зажигания могут сочетаться с нормальной работой обратной связи (замкнутый контур), создавая нелогичное богатое состояние, лямбда-анализ остается мощным диагностическим инструментом. Регулярное использование лямбда может быстро сузить ваш диагностический центр для многих жалоб на управляемость, устраняя проблемы со смесью всего за несколько минут. Лямбда-анализ может быстрее, чем другие методы, выявить неисправности датчика кислорода, такие как смещение датчиков. Лямбда-анализ в сочетании с анализом корректировки подачи топлива часто может быстро выявить загрязненные или неисправные датчики массового расхода воздуха. А лямбда-анализ в сочетании с обычными показаниями выхлопных газов может окончательно определить неисправные каталитические нейтрализаторы за считанные секунды.

Загрузить PDF

Как проверить и заменить лямбда-зонд

Лямбда-зонд или кислородный датчик является жизненно важным элементом в системе выхлопа вашего автомобиля, гарантируя, что ваша топливная смесь содержит необходимое количество кислорода для эффективного и экологически чистого дружественное горение. В этом сообщении блога мы кратко рассмотрим, что такое лямбда-зонд, как он работает, когда его следует проверять и как его заменить.

Лямбда-зонд расположен внутри выпускного коллектора рядом с двигателем, в автомобилях с ОБД. В случае EOBD II (европейские автомобили после 2001 г.) также имеется второй датчик после каждого каталитического нейтрализатора с целью измерения производительности каталитического нейтрализатора. Датчик измеряет процент молекулярного кислорода O2, присутствующего в выхлопных газах  , чтобы определить, слишком ли много (слишком бедная смесь) или слишком мало (слишком богатая смесь). Результаты отправляются в электронный блок управления двигателем (ЭБУ), чтобы можно было отрегулировать количество топлива, поступающего в двигатель, для получения оптимальной смеси. Это постоянно меняется в зависимости от ряда факторов, включая нагрузку на двигатель (например, подъемы), ускорение, температуру двигателя и период прогрева.

На рынке существует три типа лямбда-зондов, самыми старыми и наиболее распространенными на рынке являются лямбда-зонды на основе оксида циркония. Этот тип существует в различной конфигурации (один, два, три или четыре провода), в зависимости от того, предварительно прогрет датчик или нет. Второй тип — лямбда-зонд на основе оксида титана, также доступный в четырех различных типах (см. рисунок), этот тип легко идентифицировать, поскольку диаметр угрозы меньше, чем у оксида циркония (в качестве визуальной подсказки эти датчики имеют желтый цвет). и красные провода). Наконец, третий тип — это так называемый широкополосный лямбда-зонд, также называемый «5-проводным датчиком», который является новейшим и более точным. Широкополосный лямбда-зонд является наиболее распространенным в новых автомобилях, оснащенных двумя лямбда-зондами на каталитический нейтрализатор.

 

Как работает лямбда-зонд?

Лямбда-зонд используется для регулирования состава топливной смеси, при этом ЭБУ реагирует на показания датчика для определения необходимого количества топлива. Это означает, что топливная смесь будет постоянно колебаться между обогащенной и обедненной, что позволяет каталитическому нейтрализатору работать с максимальной эффективностью, а также балансировать общую смесь для минимизации выбросов.

Если ЭБУ не получает никаких измерений от датчика, например, когда двигатель только что запустился или датчик не работает, ЭБУ будет использовать фиксированную богатую топливную смесь, что увеличивает расход топлива и выбросы. Если лямбда-зонд или провода повреждены или изношены, автомобиль будет постоянно циркулировать на богатой смеси, увеличивая расход топлива и подвергая риску другие элементы системы контроля выбросов, такие как каталитические нейтрализаторы.

Когда следует проверять лямбда-зонды?

Стандартный лямбда-зонд имеет длительный срок службы, но все же может выйти из строя. Если вы заметили какие-либо из следующих симптомов, рекомендуется проверить лямбда-зонд:

  • Неравномерный дроссель на холостом ходу
  • Высокий расход топлива и низкая производительность
  • Неудачный тест на выбросы
  • Черный дым и нагар вокруг выхлопной трубы
  • Лямбда-зонды
  • могут выйти из строя по ряду причин, в том числе:
  • Использование герметизирующей пасты , содержащей силикон, на выхлопных патрубках перед лямбда-зондами
  • Загрязненное топливо или присадки, содержащие свинец (например, антидетонирующие присадки для этилированного топлива)
  • Двигатель, который сжигает более 1 литра масла на 1000 км, будет образовывать чрезмерное количество фосфорных отложений на датчике и на поверхности каталитического нейтрализатора
  • Внешнее загрязнение, например жидкое масло, попадающее на поврежденный турбонагнетатель
  • Датчик с ударом, ржавыми разъемами или поврежденными проводами
Как проверить оксидциркониевый лямбда-зонд

Для проверки лямбда-зонда проверить напряжение на сигнальном проводе (в основном черного цвета). Обычно после прогрева двигателя и при нормальной работе измерение должно чередоваться между 0,2 и 0,9 В примерно два раза в секунду при 2000 об/мин.

Если лямбда-зонд греется (три или четыре провода), возьмите нагреватель и измерьте его сопротивление с помощью омметра. Нагреватель представляет собой два провода одного цвета, обычно белого или черного цвета. Рекомендуется всегда проверять электрическую схему автомобиля и проводить измерения при нормальной рабочей температуре двигателя.

Как проверить титановый лямбда-зонд (легко обнаружить, потому что диаметр сердечника меньше, чем у оксида циркония, и всегда присутствует желтый и красный провода).

Измеренное напряжение на сигнальном проводе аналогично напряжению, Циркониевый лямбда-зонд. Низкое значение напряжения соответствует обедненной смеси, а высокое напряжение (около 1 В) соответствует богатой смеси. В некоторых ЭБУ наоборот, по их внутреннему соединению

Как диагностировать широкополосный лямбда-зонд:

Для диагностики широкополосных лямбда-зондов необходимо использовать сканер или осциллограф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *