Для чего катализатор: ТрансТехСервис (ТТС): автосалоны в Казани, Ижевске, Чебоксарах и в других городах

Содержание

Для чего нужен катализатор и как он влияет на работу двигателя

Процесс сгорания топлива в цилиндрах автомобильного двигателя неизбежно приводит к образованию вредных веществ. Самые опасные из них:
• СО, окись углерода, ядовитый газ без цвета и запаха;
• СН, углеводороды, летучие органические соединения, главный компонент смога;
• NOx, оксиды азота NO и NO2, так же «участники» смога, кроме того, выпадающие еще и в составе кислотных дождей.
Задача каталитического нейтрализатора (чаще называемого катализатором) – путем химических реакций превращать эти вещества в другие продукты горения, практически безвредные:
• СО2, углекислый газ;
• N2, газобразный азот, из которого на 78% состоит атмосфера Земли;
• и h3O – водяной пар.
Разработан каталитический преобразователь был еще в далекие 70-е года, но массовое использование его началось с введением экологических стандартов – Euro 2 и выше.

Сегодня катализатор – неотъемлемая часть выхлопной системы каждого автомобиля, без него невозможен не только выпуск с конвейера, но и эксплуатация.

СТРОЕНИЕ КАТАЛИЗАТОРА

Основная составляющая нейтрализатора – каталитический носитель: керамические или металлические соты, покрытые тонким слоем драгоценных металлов: палладия, родия или иридия, обладающих высокой химической активностью. Выхлопные газы, проходя через катализатор и касаясь напыления сот, входят с металлами в реакцию и химически связываются.

 Большинство современных катализаторов – трехкомпонентные, то есть, состоят из трех элементов, последовательно очищающих газы. Первый элемент связывает оксиды азота, второй – удаляет несгоревшие частички топлива и борется с окисью углерода, а в третьем расположен один из датчиков кислорода, анализирующий состав газов на выходе из нейтрализатора 

и передающий данные в ЭБУ – блок управления двигателем. Кроме этого кислородного датчика, называемого диагностическим, в системе еще предусмотрен управляющий датчик (лямбда-зонд), установленный до катализатора. 

        

Большинство современных катализаторов – трехкомпонентные, то есть, состоят из трех элементов, последовательно очищающих газы. Первый элемент связывает оксиды азота, второй – удаляет несгоревшие частички топлива и борется с окисью углерода, а в третьем расположен один из датчиков кислорода, анализирующий состав газов на выходе из нейтрализатора и передающий данные в ЭБУ – блок управления двигателем. Кроме этого кислородного датчика, называемого диагностическим, в системе еще предусмотрен управляющий датчик (лямбда-зонд), установленный до катализатора.

Каталитический нейтрализатор чаще всего представляет собой бочонок овальной (приплюснутой) формы, внедренный в выхлопную систему автомобиля. Если первые катализаторы монтировались под передней частью днища, примерно посередине между выпускным коллектором и первым глушителем (резонатором), то на машинах, отвечающих нормам токсичности Евро-4 и Евро-5 они располагаются уже намного ближе – крепятся к головке блока цилиндров.
Несмотря на то, что такой метод существенно затрудняет компоновку моторного отсека, он повышает эффективность очищения, поскольку каталитические реакции возможны в основном только при температуре свыше 300°C, и, чем ближе нейтрализатор расположен к двигателю, тем быстрее он прогреется и приступит к работе. А вот без катализатора полное преобразование СО и СН возможно лишь при 700-850°С, да и то, если есть в избытке кислорода, а нейтрализация NOx невозможна в принципе.


НЕИСПРАВНОСТИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА

Хотя обычно производители автомобилей не предусматривают регламента по замене катализатора, то есть, по умолчанию предполагают, что он рассчитан на весь период эксплуатации автомобиля, средний срок службы этих деталей – 100-150 тысяч км пробега. При этом катализаторы с керамическими сотами чаще всего выходят из строя раньше металлических.

Основные неисправности можно поделить на три группы:

1. Оплавление. Соты катколлектора спекаются, затрудняя проход выхлопных газов. Происходит при экстремальном повышении температуры газов, выше 900°С. Несмотря на то, что поначалу спекание охватывает не весь внутренний диаметр, проходимость катализатора снижается, что приводит к повышению в нем температуры и повреждению других сот по «принципу домино».
2. Разрушение керамики. Хрупкие керамические соты имеют свойство крошится, что чревато не только повреждением катализатора, но и попаданием осколков в рабочую камеру, что может привести к повреждению других узлов: например, турбины или даже поршневой группы, и, как следствие, к капремонту или замене двигателя. Особенно актуально, когда нейтрализатор установлен прямо на ГБЦ.
3. Засорение. Катализатор забивается продуктами неполного сгорания топлива и, в отдельных случаях, масла, что приводит к его непроходимости.

Понять, что нейтрализатор нуждается в замене, можно по таким признакам, как:

• снижение мощности двигателя;
• невозможность поднять обороты до отсечки даже без нагрузки;
• слишком ровный и слабый выхлоп;
• проблемы с пуском двигателя, как холодного, так и горячего;
• увеличение расхода топлива;
• грохот под днищем;
• неприятный запах из системы выпуска (сероводород, «тухлые яйца»).

Во всех этих случаях необходима незамедлительная замена каталитического нейтрализатора во избежание проблем с другими узлами двигателя.

ПРИЧИНЫ ВЫХОДА КАТАЛИЗАТОРА ИЗ СТРОЯ

К неисправностям каталитического нейтрализатора могут привести несколько факторов, вот основные из них:

1. Некачественное топливо. Чаще – бензин с низким октановым числом. ЭБУ в этом случае переводит двигатель на позднее зажигание, что вызывает догорание смеси на выпуске и повышение температуры выхлопных газов.
2. Пропуски зажигания. Недогоревшее топливо сгорает в нейтрализаторе.
3. Неправильный состав смеси. Эффект тот же, что и в предыдущем случае, но вызван он неисправностями датчиков или форсунок.
4. Механическое повреждение катализатора. Керамические соты не любят повышенных вибраций и ударов по корпусу нейтрализатора.
5. Термоудары. Резкое охлаждение катализатора водой из лужи или другой водной преграды может вызвать трещины на его корпусе.
6. Добавление присадок в топливо. Нежелательные присадки в бензин могут повысить температуру его сгорания.
7. Газ. Температура сгорания газа и его октановое число выше, что приводит к тому, что частично газ может догорать в катализаторе.
8. Конструкция двигателя. Как ни странно, иногда создатели конструктивно создают условия, способствующие быстрому разрушению катализатора – например, новые конструкции двигателей с минимальной токсичностью запрограммированы на быстрый прогрев. В холода ЭБУ переобогащает смесь, что приводит к ее догоранию в нейтрализаторе.

Чтобы избежать проблем с катализатором, необходимо следовать некоторым несложным рекомендациям:

• не крутить двигатель долгое время стартером, чтобы не перелить топливо;
• не запускать двигатель «с толкача»;
• не проверять работу цилиндров, отключая свечи зажигания.

Кроме того, следует помнить, что катализатор во время работы нагревается до очень больших температур, что может быть чревато возгоранием, и не заезжать для парковки на сухую траву, на деревянные помосты и в прочие подобные места.


ВАРИАНТЫ РЕМОНТА И ЗАМЕНЫ

Оригинальный каталитический нейтрализатор – довольно недешевый узел из-за применения в нем дорогостоящих материалов. Поэтому при выходе его из строя некоторые владельцы автомобилей рассматривают альтернативные варианты ремонта, вплоть до удаления катализатора из выхлопной системы. Наиболее распространенные варианты:

1. Выбивание сот. Система выпуска разбирается таким образом, чтобы иметь доступ к внутренностям катализатора, после чего керамические соты выколачиваются длинным металлическим предметом (например, ломиком), а их остатки удаляются. Недостатками такого ремонта являются ошибки check engine, которые устраняются перепрошивкой ЭБУ или установкой «обманок»: механических, закрывающих кислородные датчики, или электронных, посылающих в блок «правильные» импульсы. Кроме того, неизбежно снижается экологический класс автомобиля, что может вызвать проблемы с прохождением техосмотра. Нередки случаи повышения громкости выхлопа до дискомфортного уровня, а также локальных перегревов в районе катализатора.
2. Установка пламегасителя. Неисправный катализатор удаляется, а на его место устанавливается деталь, похожая на еще один резонатор. Пламегаситель (он же «стронгер»), как правило, представляет собой цилиндр с двухслойным корпусом и сложной (чаще Х-образной) внутренней структурой. Стронгер также, как и штатный катализатор, уменьшает шум от работы двигателя, замедляет и частично охлаждает выхлопные газы, но не нейтрализует их. Поэтому установка пламегасителя влечет за собой ровно те же проблемы с экологией и электроникой, что и в предыдущем случае.
3. Универсальный катализатор. Из всех способов сэкономить при замене «каталика», установка неоригинальной детали единственная не переходит «границ добра и зла» и, в принципе, рекомендуется к использованию.
В этом случае нет необходимости вмешиваться в программное обеспечение двигателя, да и с экологическими нормами чаще всего проблем не возникает. Главный минус эрзац-катализаторов – их низкий, по сравнению с оригиналом ресурс, редко достигающий показателей более 60 000 – 80 000 км.

Самостоятельно провести работы по замене каталитического нейтрализатора – как на оригинальную деталь, так и на альтернативные варианты – довольно сложно, а вмешательство в прошивку ЭБУ без достаточного опыта и квалификации и вовсе не рекомендуется. Поэтому в случаях проблем с катализатором, как и с другими системами автомобиля, обращайтесь к профессионалам – например, на любую из СТО сети умных автосервисов Wilgood.

Виды и особенности автомобильных катализаторов. Зачем он нужен?

Интересные статьи

  • Для чего нужна прошивка под Евро-2
  • Самые дорогие катализаторы для сдачи
  • Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?
  • Состав автомобильного катализатора
  • Что лучше обманка или прошивка катализатора?
  • Для чего нужен глушитель в автомобиле
  • Что такое катализатор в автомобиле?
  • Типы систем впрыска топлива и их устройство

В выхлопной системе автомобиля используются катализаторы, которые нужны для дожига отработанных газов и повышения степени экологической безопасности выхлопа. Все эти нейтрализаторы можно условно разделить на две большие группы: керамические и металлические. В такой классификации есть еще сажевые фильтры, которые обычно стоят особняком. Можно рассмотреть разницу между всеми этими приспособлениями.

Оглавление

Особенности

Керамический катализатор

Металлический катализатор

Сажевый фильтр

Виды катализаторов по месту размещения

Особенности

 Автомобильный катализатор – это один из компонентов выхлопной системы, который создан для снижения объема выбрасываемых отработанных токсичных газов ДВС. Эта технологическая разработка позволяет снизить степень загрязнения окружающей среды, но не на 100%, так как работа катализатора на полную мощность осуществляется исключительно при сильно разогретом моторе. То есть, в первые минуты работы авто, когда только повернут ключ зажигания, урон атмосфере и всему живому будет все еще очень сильным.

Катализатор работает по принципу фильтра, поэтому со временем он может забиваться, и в итоге совсем выходит из строя. Автомобилистам приходится удалять старый отслуживший компонент, чтобы установить на его место новый. И тут встает вопрос, какой нейтрализатор выбрать: металлический, керамический или сажевый? Каждый из них надо рассмотреть подробнее.

Керамический катализатор

Внутри катализатора содержатся соты, которые изготовлены из керамики. По этой причине они хрупкие. При небольшом механическом повреждении в виде удара о неровности дорожного покрытия случается поломка катализатора. Соты могут растрескаться от воздействия ледяной воды, если автомобиль как-то оказался в глубокой луже.

Есть компании, которые отказывают в приеме разрушенных керамических нейтрализаторов, если у них разрушен корпус.

Такие элементы отлично показывают себя при исполнении своих непосредственных задач – очистке выхлопных газов, так как внутреннее устройство сот имеет вид решетки. Цена компонентов вполне доступная.

Если предполагается сдача отслужившего каталитического нейтрализатора в компанию, которая специализируется на скупке и приеме бу компонентов, то нужно быть готовым к тому, что у них стоимость заметно ниже, чем у металлических.

Металлический катализатор

Устройство намного более крепкое и устойчивое к любым химическим и физическим воздействиям, чем керамические блоки, так как имеет металлическую конструкцию. Эти характеристики способствуют тому, что увеличивается и стоимость металлического нейтрализатора. Внутри блока имеются металлические соты неправильной формы, которые скручиваются в спираль.

Выход из строя подобных блоков обычно сопряжен с использованием топлива недостаточного качества или завершения срока эксплуатации. Металлический катализатор совершенно не боится неидеальных дорог. Даже старые металлические блоки стоят дорого, их очень хорошо скупают профильные компании, которые занимаются приемом катализаторов. Можно удалить блок, который вышел из строя, сдать его в специализированный пункт приема, а на заработанные на этом деньги приобрести новый.

Сажевый фильтр

Этот компонент тоже является катализатором, но предназначен исключительно для автомобилей, использующих дизельное топливо для движения. По внешнему виду компонент очень схож с обычным керамическим катализатором: он тоже имеет соты, которые покрыты сплавом из драгоценных металлов платинового семейства.

Эффективность дизельного катализатора по очистке выхлопных газов намного ниже, так как такие моторы работают на более низких температурах, а катализаторам требуются более высокие. У сажевых фильтров короткий срок эксплуатации, поэтому задача автовладельца – это отслеживать момент, когда возрастет расход топлива и масла, что является симптомом начала процесса разрушения.

Виды катализаторов по месту размещения

Можно использовать еще одну классификацию катализаторов, которая учитывает особенности размещения блоков. Устройство может находиться на приемной трубе либо после нее, перед основным блоком резонатора. Этот вариант принято считать оптимальным: если катализатор выходит из строя, то его можно легко снять и заменить на новый – оригинальный или универсальный. Даже если автомобилист выберет обманку вместо нейтрализатора, то не возникнет никаких сложностей с ее монтажом.

Намного менее перспективным вариантом является ситуация, когда катализатор расположен непосредственно в выпускном коллекторе, являясь его частью. В качестве преимущества подобного решения называют более быстрый разогрев до нужных температур на фоне устройства, размещенного на выпускной трубе.

Однако потенциально такой блок признан неремонтопригодным, хотя решение такой проблемы и находят некоторые мастера. Сама процедура замены устройства, которое выработало рабочий ресурс, отличается повышенной сложностью, а если решено установить пламегаситель, то его нужно будет интегрировать прямо в корпус отслужившего катализатора.

Если автокат размещается таким образом, то он может выйти из строя только в результате перегрева выпускного коллектора, что явно свидетельствует не в пользу практичности этого типа конструкции.

Для чего менять катализатор?

Главная    Новости    Замена катализатора — что, зачем, почему?

Новости 118

Катализатор – элемент автомобиля, необходимый для очистки выхлопных газов от вредных примесей. Он представляет собой небольшую коробку, внутри которой находится фильтр с отверстиями в виде сот, где и происходит безопасное догорание остатков топлива.

Однако, как и любой другой фильтр, он так же требует периодической замены и может приходить в негодность. Работу катализатора контролирует кислородный датчик, а о появлении неисправностей в выхлопной системе свидетельствует ошибка «Check Engine», загорающаяся на панели авто. Неисправный катализатор создает множество проблем для автомобилистов: увеличение потребления топлива, ухудшение динамических параметров транспортного средства, потеря мощности двигателя.

Это случается каждые 60 – 150 тысяч километров пробега в зависимости от марки автомобиля и условий эксплуатации.

Содержание

  1. Что входит в замену катализатора:
  2. Удаление катализатора: плюсы и минусы
  3. Процесс удаления катализатора
  4. Запишись на замену катализатора
  • Диагностика
  • Ремонт катализатора (возможен по результатам проверки)
  • Удаление катализатора (вырезание)
  • Замена на новый катализатор универсальный вместо оригинального (аналог стоит намного дешевле, чем оригинал)
  • Установка катализатора
  • Проверка выполненных работ
  • Гарантия

Вы можете заказать услугу Замены катализатора в нашем сервисе со скидкой, уже включая сам катализатор. Мы прибегаем к помощи универсальных катализаторов. В них содержатся те же материалы что и в оригинале, однако стоимость намного ниже.

Даём гарантию от 10000 пробега и более.

Из корпусного катализатора вырезается кассета и устанавливается в корпус штатного коллектора, стоимость в несколько раз дешевле оригинального, срок службы металлического катализатора гораздо дольше и все работает в штатном режиме, без ошибок и запахов.

Подобрать катализатор по марке автомобиля можно с помощью нашего специалиста через онлайн чат или по телефону.

Если взвесив все за и против, вы решили, что всё-таки хотите удалить катализатор, тогда на его место монтируются пламегаситель и обманка кислородного датчика.

Пламегаситель устанавливают чтоб снизить шум после удаления катализатора.

Удаление катализатора: плюсы и минусы

Преимущества:

  • Экономия на покупке нового катализатора.
  • Незначительный прирост в мощности двигателя.
  • Снижение требований к качеству топлива.

Недостатки удаления катализатора:

  • Повышение уровня выхода токсичных газов в окружающую среду, неприятный запах из выхлопной трубы.
  • Звук выхлопа становится громче.
  • Необходимость установки новой прошивки или обманки.

Процесс удаления катализатора

Его удаление может выполняться как самостоятельно, так и на станциях технического обслуживания – зависит от типа крепления и сложности работ. Например, если он крепится на болтах, то для его удаления достаточно их открутить. В противном случае потребуется демонтаж выпускного коллектора, а затем работа «болгаркой».

Конечно, можно самостоятельно удалить катализатор, однако это не гарантирует аккуратность, качество выполнения работ и в дальнейшем правильной работы агрегата. И действительно, в домашних условиях часто нет специального места для такого ремонта, нужного инструмента и необходимых навыков. Поэтому многие решают обратиться к специалистам.

Удалить катализатор или заменить его на новый – это личное дело каждого автомобилиста. Если финансы позволяют вам установить новый каталитический фильтр, то лучше сделать это, тогда не нужно заниматься перепрограммированием ЭБУ (электронный блок управления), а также вы внесёте свой вклад в защиту окружающей среды. Однако если вы не располагаете такими возможностями, то целесообразнее будет удалить катализатор.

Для детальной консультации и понимания, что именно необходимо для вашего авто, пожалуйста, обращайтесь к нам по телефону +7 (495) 649-92-12 или приезжайте в один из московских сервисов «Автоглуш». Мы ждем вас!


Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012

Поделиться с друзьями

Катализатор в автомобиле: что это? из чего состоит? в чем заключается работа?

Автопроизводители создают всё более усовершенствованные автомобили, чтобы соответствовать законам, следящим за экологической ситуацией окружающей среды. Основной прорыв был сделан в 1975 году при создании элементарного устройства — катализатора. Его задача обезвредить вещества до выхода в воздух.

 

Какие выбросы производит автомобиль?

Бортовой компьютер контролирует объём сгораемого топлива, с целью сохранения пропорций воздух:топливо предельно близкими к стехиометрической точке. В теории, это соотношение дает возможность топливу сгореть полностью без избытка окислителя. В двигателях внутреннего сгорания она равна 14,7:1 — на долю горючего требуется 14,7 долей кислорода. Но на практике, топливная смесь далеко не идеальна.

Что такое катализатор в автомобиле?

Катализатор (каталитический нейтрализатор) – часть выхлопной системы, уменьшающий вредные вещества (окись углерода, углеводороды, оксиды азота) в выхлопах.
Автомобильным катализатором называют всю приемную трубу — деталь, сложную и затратную в изготовлении. Состоит из выпускного коллектора, сложных фланцевых соединений, гофры и конечно бочка каталитического преобразователя.

Из чего состоит автомобильный катализатор?

В корпусе располагается керамическая или металлическая конструкция с удлиненными сотами. На сотовую конструкцию наносится тонкий слой сплавов (катализаторов). Она увеличивает площадь контакта проходящих газов с поверхностью каталитического слоя и снижает потребность в веществах, так как используемые элементы дорогие. После бочка катализатора располагается датчик (лямбда-зонд), показывающий загрязненность газов после очистки.

%rtb-4%

В чем заключается работа катализатора?

Термин «катализатор» пришёл из химии. Означает вещество, ускоряющее реакцию, не являющееся продуктом реакции. Бывает двух типов: катализатор восстановления, катализатор окисления.
В современных автомобилях используется трёхкомпонентный каталитический преобразователь, уменьшающий количество выбросов 3‐х самых вредных веществ, озвученных ранее.
Первая стадия очистки — катализатор восстановления, снижает количество оксидов азота.
Вторая стадия — катализатор окисления, снижает уровень несгоревших вредных веществ.
Третью стадию выполняет компьютер, контролирующий поток выхлопов и использующая данные для эффективного управления впрыском топлива. Кислородный датчик, установленный ближе к двигателю, передает бортовому компьютеру объем кислорода в выхлопе. Который регулирует пропорцию воздуха к топливу, попадающего в двигатель. Такая модель позволяет удостовериться, что работа двигателя максимально эффективна, и в выхлопной системе остаётся достаточно кислорода для окисления не сгоревших веществ.
Каталитический нейтрализатор работает эффективно, но не достиг идеала. Самый большой недостатком: работа только при высокой температуре. В момент прогрева каталитический преобразователь практически бесполезен. Можно переместить бочку катализатора выше к двигателю, но газы будут более горячими, что приведет к перегреву, а это уменьшит срок работы нейтрализатора. Большинство производителей размещают каталитический преобразователь в районе правого переднего колеса — на достаточном расстоянии от двигателя, с возможностью поддержания необходимой безвредной температуры.


Для сокращения выбросов можно использовать предварительный нагрев каталитического нейтрализатора. Самое элементарное — использовать электрические нагреватели сопротивлений. Но большинство автомобилей (12-вольтные) не нагревают катализатор до необходимой температуры за короткое время. Гибридные автомобили (высоковольтные) справляются с этой задачей очень быстро. Дизельный двигатель работает при низкой температуре, вследствие чего катализатор не продуктивен. В связи с этим, ведущие проектировщики эко-автомобилей изобрели систему, использующую мочевину (карбамид). Мочевина реагируя с оксидом азота, выделяет азот и водяной пар, обезвреживая более 90% оксидов из выхлопа.

%rtb-4%

Причины выхода из строя автомобильного катализатора?

Ресурс данной экологической детали велик (100–150 тыс.км). Этого хватит не более чем на 5–7 лет. За это время сотовая конструкция выгорает, и теряет свойство фильтрации выхлопов.
Не маловажная причина – низкокачественное топливо. Некачественный бензин искусственно догоняют до нужного значения октанового числа, добавляя свинцовые добавки. При горении выделяются большие температуры, чем обычном бензине. Катализатор перегревается и оплавляется изнутри, забивая фильтрующие «соты».

Что делать при выходе из строя катализатора?

Менять. Дилеры отказывают в гарантии на эту деталь, объясняя поломку следствием использования некачественного бензина. Оригинальный катализатор стоит очень дорого. В нем содержатся дорогие драгоценные металлы, влияющие на условия растаможивания. Сервисы по ремонту автомобилей предлагают альтернативные варианты катализатору.

  • Универсальный катализатор. Непосредственно бочка катализатора. Устанавливается вместо сломанного катализатора.

 

  • Пламегаситель (предварительный резонатор). Ставится вместо катализатора. Выравнивает поток выхлопов (не фильтруя!), устраняя громкие звуки, возникающие в отсутствии катализатора.

Плюсы и минусы аналогов катализатора.

Универсальный катализатор имеет один недостаток: отсутствие гарантии, потому что эксплуатация зависит от внешних факторов. Долговечность у него 60-80 тыс.км, но не редко ломаются раньше, из-за сбоя в системе зажигания или в работе двигателя.
Пламегаситель не фильтрует выхлопные газы, загрязняя атмосферу. Осложняет прохождение техосмотра.

Для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле

Признаки забитого или разрушенного катализатора машины. Методы диагностирования неисправностей катализатора

что это, для чего нужен и как почистить не снимая

 

Автомобильный катализатор — это устройство, используемое для ускорения химической реакции в системе контроля выбросов автомобиля.

Что такое катализатор?

Катализатор – это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, не расходуясь в процессе. Катализаторы используются для ускорения реакции или при более низкой температуре. Некоторые катализаторы также используются для контроля побочных продуктов реакции.

Наиболее распространенным автомобильным катализатором является каталитический нейтрализатор, который находится в выхлопной системе. Целью каталитического нейтрализатора является преобразование вредных загрязняющих веществ в выхлопных газах в менее вредные загрязняющие вещества.

Прием старых катализаторов тут: https://autokatrecycle.ru/.

Каталитический нейтрализатор содержит керамическую подложку в форме сот, покрытую платиной и родием.

Когда выхлопные газы проходят через катализатор, платина и родий вступают в реакцию с загрязняющими веществами, превращая их в менее вредные вещества.

Что делает катализатор?

Катализаторы используются для преобразования загрязняющих веществ в менее вредные вещества перед их выбросом в воздух. Делая это, он помогает уменьшить количество вредных выбросов, которые исходят от транспортных средств.

Катализаторы улучшают экономию топлива и сокращают выбросы парниковых газов, превращая эти загрязняющие вещества в менее вредные вещества.

Антон Вадимович Слесарчук

Автомеханик, стаж 26 лет

Задать вопрос

Катализаторы уже много лет используются в автомобилях, и их использование требует Агентство по охране окружающей среды.

Наиболее распространенный тип автомобильных катализаторов называется трехкомпонентным катализатором. Эти катализаторы превращают монооксид углерода, несгоревшие углеводороды и оксиды азота в диоксид углерода, водяной пар и азот.

Использование трехкомпонентных катализаторов помогло автопроизводителям соответствовать стандартам выбросов EPA. В прошлом некоторым автопроизводителям удавалось повысить экономию топлива до 30 процентов при одновременном снижении выбросов. Новые автомобили, оснащенные передовыми технологиями контроля выбросов, могут обеспечить еще большее сокращение выбросов.

Каталитические нейтрализаторы, один из важнейших компонентов системы контроля выбросов современного автомобиля, существуют уже более 30 лет.

За это время они стали меньше и эффективнее, а также сократили выбросы вредных загрязняющих веществ.

Теперь производители автомобильных катализаторов внедряют еще более передовые технологии контроля выбросов, которые могут обеспечить еще большее сокращение выбросов. Например, последний катализатор Honeywell имеет монолитную конструкцию подложки, которая позволяет улучшить распределение тепла и снизить выбросы оксидов азота (NOx).

Этот улучшенный катализатор уже используется некоторыми ведущими мировыми автопроизводителями в своих последних моделях. Volkswagen, например, оснастил свои модели Golf 7 и Tiguan новым катализатором Honeywell для снижения выбросов и чтобы соответствовать строгим стандартам выбросов Евро-6.

Говорят, что новый катализатор более эффективно снижает выбросы, что является хорошей новостью для окружающей среды и для водителей этих автомобилей. Volkswagen присоединяется к растущему числу автопроизводителей, которые используют технологию Honeywell для улучшения характеристик выбросов своих автомобилей.

Самые распространенные автомобильные катализаторы

Катализатор – это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, не расходуясь в процессе. Наиболее распространенными автомобильными катализаторами являются платиновые и палладиевые катализаторы. Платиновые и палладиевые катализаторы используются в автомобилях с бензиновым двигателем для преобразования загрязняющих веществ, таких как окись углерода, в безвредные вещества, такие как водяной пар и двуокись углерода.

Катализаторы также используются в автомобилях с дизельным двигателем для преобразования оксида азота в азот и водяной пар. Платина более эффективна, чем палладий, при преобразовании оксида азота в азот и водяной пар, но палладий дешевле платины, поэтому оба металла используются в автомобилях с дизельным двигателем.

Как работают автомобильные катализаторы?

Загрязняющие вещества, которые поступают из выхлопных газов автомобиля, невероятно вредны как для окружающей среды, так и для здоровья населения. Автомобильные катализаторы работают, создавая поверхность, на которой эти загрязняющие вещества могут реагировать и распадаться на менее вредные вещества. Эта реакция происходит гораздо быстрее и эффективнее, чем если бы загрязняющие вещества просто выбрасывались в воздух.

Катализаторы есть как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, и они играют решающую роль в снижении выбросов.

Фактически, катализаторы несут ответственность за снижение выбросов более чем на 90% по сравнению с двигателями без них.

Вот почему каталитические нейтрализаторы теперь являются обязательными для всех автомобилей, продаваемых в Соединенных Штатах.

Катализаторы также помогают повысить эффективность использования топлива до 15%. Это связано с тем, что они обеспечивают более полное сгорание топлива, что снижает количество энергии, которая тратится впустую в виде тепла.

Как почистить автомобильный катализатор?

Катализаторы находятся в бензиновых двигателях, чтобы помочь уменьшить выбросы. Со временем эти катализаторы могут забиваться нагаром и другим мусором, что снижает их эффективность. К счастью, есть несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы очистить катализатор вашего автомобиля и восстановить его до первоначального состояния.

Одним из распространенных способов очистки автомобильного катализатора является использование имеющегося в продаже очистителя или обезжиривателя. Обязательно внимательно прочитайте инструкцию и соблюдайте все меры предосторожности.

Если вам неудобно использовать химический очиститель, вы также можете попробовать более ручной подход. Один из популярных способов — вылить на катализатор кастрюлю с кипящей водой и оставить на несколько минут. Опять же, обязательно соблюдайте все меры предосторожности, прежде чем пытаться использовать этот метод.

Независимо от того, какой метод вы выберете, обязательно очистите все окружающие области.

Назначение и расположение катализатора в автомобиле

Практически с самого начала создания автомобиля и до сегодня у конструкторов стоит несколько вопросов, над которыми они постоянно «бьются». Один из этих вопросов – максимальное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, ведь при сгорании топлива в цилиндрах двигателя появляется отработанные газы, которые в своем составе имеют ядовитые элементы. А поскольку эти газы отводятся во внешнюю среду – значит, отравляющие вещества выходят из силовой установки авто постоянно, пока она работает.

Одним из самых действенных способов снижения вредных выбросов авто, который является вполне распространенным – использование каталитического нейтрализатора, в народе называющийся сокращенно катализатором.

Для того чтобы понять, для чего нужен этот нейтрализатор, упомянем немного теории.

Теоретическая часть

Устройство автомобильного катализатора

Выхлопной газ, выходящий из цилиндров силового агрегата состоит из многих элементов, выделившихся в результате химической реакции, которой и является горение. Некоторые из этих элементов вполне безвредны, а вот такие как окись углерода (СО), углеводороды (СН) и оксиды азота (NO и NO2) являются достаточно опасными. Чтобы уменьшить их содержание в выхлопе двигателя, ученые решили эти химические соединения еще раз подвергнуть хим. реакции. Для этого им пришлось использовать дорогостоящие металлы — платиноиридиевый сплав, палладий, родий. Вступая с ними в реакцию, вредные химические элементы окисляются, из-за чего после реакции на выходе получаются углекислый газ (CO2) и азот (N2) – вещества вполне безвредные. Конечно, полностью ядовитые элементы катализатор удалить не способен, но значительно уменьшить их – вполне.

Даже стандарты ЕВРО, постоянно ожесточающиеся, подразумевают определенное наличие опасных веществ, которые автомобили не должны превышать. В некоторых странах за экологией следят очень серьезно, поэтому авто, не соответствующие определенным нормам ЕВРО, и не оснащенные катализаторами, продавать и использовать запрещено.

Несколько слов о металлах, которые выступают нейтрализаторами. Они отличаются по химической реакции с вредными веществами. Так, палладий и сплав на основе платины являются окислительными, то есть, при вступлении в реакцию с вредными веществами, они их окисляют, разделяя на безвредные вещества.

Родий же является нейтрализатором восстановительным. Он при реакции оксиды азота восстанавливает до обычного безвредного азота.

На деле все происходит так: выхлопные газы и выпускного коллектора подаются в емкость, где находится специальная бобина с нейтрализующим металлом, проходя через которую, часть вредных веществ химически нейтрализуется, а затем уже выхлопной газ идет дальше – в резонатор и глушитель.

Сейчас все чаще применяются все три металла в одном катализаторе на авто – для улучшенной очистки отработанных газов. То есть, внутри катализатора размещаются одна за другой три бобины, каждая со своим металлом.

Конструкция катализатора

А теперь более подробно об устройстве катализатора. Располагается он зачастую за выпускным коллектором. Состоит он из корпуса, утеплителя и блок-носителя – той самой бобины.

О корпусе особо говорить нечего – герметичная жестяная емкость с двумя выходами для установки ее в систему отвода выхлопных газов. Утеплитель предотвращает просачивание газов мимо блок-носителя. Помимо этого, он сохраняет температуру, необходимую для протекания реакций. Дело в том, что быстрее всего реакции, при которых нейтрализуются вредные вещества проходят при температуре не менее 300 град. Поэтому зачастую нейтрализатор и располагается сразу за коллектором.

Принцип работы катализатора

А вот сами блок-носители по конструкции довольно интересны. Указанные металлы являются очень дорогостоящими, поэтому сделать один блок-носитель полностью из этого металла – удовольствие невыгодное. Поэтому основой для блок-носителя выступает керамика, сделанная в виде сотов. На поверхность этих сотов и наносится слой нейтрализующих металлов. Такая конструкция позволяет не только снизить расход дорогих металлов, но еще и по максимуму увеличить площадь контакта металла с газами.

Некоторые блок-носители состоят из свернутой в рулон керамической ленты с сотами, поэтому в разрезе она похожа на бобину. Но это не всегда так, есть и блок-носители, похожий на сигаретный фильтр, но только значительно увеличенный в размерах.

Работа катализатора

Одной из особенностей использования катализатора на авто является то, что бортовой компьютер следит за его работой. Для этого в систему отвода включены лямбда-зонды. В авто, которое не оснащено катализатором, данный зонд только один и нужен он для определения количества остаточного кислорода в отработанных газах для коррекции работы системы питания.

Расположение катализатора в выхлопной системе. Кислородные датчики — это и есть лямбда-зонды

А вот в машине с каталитическим нейтрализатором таких лямбда-зондов два, первый установлен перед и катализатором и он определяет состав выхлопных газов для системы питания. Второй располагается за катализатором и определяет он состав выхлопных газов уже прошедших дополнительную очистку. После бортовой компьютер сравнивает показания двух зондов.

Если значения будут выравниваться, это укажет на выход из строя катализатора, о чем просигнализирует индикатор «Check engine».

Неисправности каталитического нейтрализатора

Все дело в том, что катализатор не вечен и со временем выходит из строя. Средний срок службы его составляет около 100 тыс. км. Если авто прошло такой километраж, и возникли проблемы с катализатором – это укажет на естественный износ. В таком случае слой нейтрализующих металлов с поверхности керамических сотов выгорел и выхлопные газы уже не очищаются.

Видео: Как пробить катализатор

Однако проблемы с катализатором могут возникнуть и значительно раньше. Виной тому может стать нарушенная работа системы зажигания или питания. По их вине может пройти засорение сотов сажей и другими продуктами горения, после чего работа катализатора нарушается.

Еще причиной поломки катализатора может стать некачественный бензин, особенно это проблема актуальна у нас. Часто для повышения октанового числа в бензин добавляется тетраметилсвинец. Октан он хоть и повышает, но в цилиндрах полностью не сгорает, а выходя из цилиндров – оседает на поверхности сотов блок-носителя, после чего катализатор перестает действовать.

Устранение проблем в работе

Решений проблем, возникших с каталитическим нейтрализатором – несколько. Первая и самая простая – замена катализатора на оригинальный. То есть, обращаетесь к официальным дилерам, они заказывают новый элемент, заменяют его и авто продолжает эксплуатироваться дальше. Но в этом есть одна значительная проблема – стоимость. Сейчас производители авто поступают по-хитрому – зачастую выпускной коллектор выполнен заодно с катализатором. А поскольку сам катализатор – не дешевый, а еще если и добавить коллектор, то и вовсе сумма за ремонт может выйти приличной.

Вторым способом решения проблемы является установка универсального катализатора. При этом восстановление работоспособности авто может обойтись значительно дешевле. Для авто подбирается определенная модель катализатора, подходящая по параметрам автомобиля. Далее неисправный катализатор вырезается из системы отвода выхлопных газов, на его место вваривается новый – универсальный.

Видео: Катализатор и пламегаситель, сравнение до и после, 0-100(120) км\ч Nissan Almera N16 QG15DE