Для чего служит катализатор: ТрансТехСервис (ТТС): автосалоны в Казани, Ижевске, Чебоксарах и в других городах

Для чего служит автокатализатор, роль, назначение, функции

У современных машин, работающих на бензиновых или дизельных моторах, в обязательном порядке в выхлопной имеются каталитические нейтрализаторы (КН). При этом сажевые фильтры предусмотрены в машинах первого плана, а ТС второго плана оснащены фильтрами из металла или керамики. Для чего служит катализатор?

Задача устройств заключается в том, чтобы снизить количество отравляющих элементов, которые попадают в окружающую среду вместе с выхлопными газами. 

Как работает и устроен каталитический нейтрализатор

Вначале в устройстве происходит фильтрация выхлопных газов, а затем их дальнейшая регенерация. В процессе работы стенки фильтра постепенно загрязняются, так как на них остаются продукты горения. Как результат — внутри катализатора происходит скопление вредных для человека отходов, мешающих выходу в атмосферу отработанных выхлопных газов. Это негативным образом влияет на мощность мотора. Вывод: замену изношенного катализатора следует проводить как можно быстрее, при первых признаках его выхода из строя.

Внутри фильтрующие устройства покрываются специальным каталитическим слоем. Когда он соприкасается с раскалёнными химическими веществами, возникающими в процессе сгорания топлива, то возникает химическая реакция с последующим обезвреживанием опасных элементов. 

Каталитический нейтрализатор находится недалеко от силового агрегата автомобиля, сразу позади коллектора выпуска. Именно там температура выхлопных газов максимально высокая.

Главная составная часть фильтра, изготовленного из керамики — особая матрица из такого же материала, представляющая собой мелкоячеистую структуру. В ней расположены каналы, имеющие очень маленькое сечение. Каналы имеют пористые стенки и обладают функцией фильтра. Для ускорения протекания химических реакций на поверхность керамических сот нанесены драгоценные металлы. Сама матрица облачена в прочный герметичный корпус. Что касается металлических аналогов, то блоки у них тоже металлические и имеют такое же каталитическое покрытие.

Причины, по которым нейтрализатор выходит из строя

От того, в каком состоянии находится каталитический нейтрализатор автомобиля, напрямую зависит расход бензина или дизельного топлива. При забитом устройстве работа машины становится хуже. Теоретически нейтрализаторы рассчитаны примерно на 100 000 или 120 000 км пробега, после чего их нужно менять. Слой, состоящий из драгметаллов, который производители наносят на керамику, становится слишком тонким. Своих функций изношенный катализатор выполнять уже не может.

Можно ли удалять катализатор? Да, но стоит помнить о последствиях. В первую очередь выхлопы будут попадать в атмосферу, загрязняя ее. Во-вторых, ваше авто не пройдет техосмотр. В-третьих, при недостаточной изоляции салона токсичный дым будет просачиваться в салон, вызывая тошноту и головную боль. В четвертых, надо быть готовым к затратам на перепрошивку ЭБУ и монтаж «альтернативы» для корректной работы авто.

Бывают и случаи, когда нейтрализатор нуждается в ремонте или замене намного раньше установленных сроков. В качестве причин его преждевременного износа часто выступают: 

  • топливо низкого качества. Если горючее плохое, то в нём содержится большое количество свинца, «убивающего» катализатор, быстрее засоряя соты;
  • высокий расход масла в двигателе, когда он неисправен. Происходят сгорание лишнего масла в цилиндрах и его попадание в выхлопную систему;
  • пропуск зажигания. Сгорания бензина в цилиндрах не происходит, а остаточные горючее и масло быстро засоряют систему выхлопа, разрушая нейтрализатор;
  • повреждения механического плана. Поскольку катализаторы очень хрупкие, их могут легко вывести из строя агрессивная езда водителя или неправильная эксплуатация транспортного средства. 

Важно помнить о том, что в более чем 80% случаев, когда катализатор неисправен, приходится полностью менять мотор.

Основные симптомы забитых преобразователей

Для предотвращения поломки нужно своевременно диагностировать машину и знать о том, как выглядят основные симптомы выхода из строя каталитического нейтрализатора: 

  • при запуске силовой агрегат мотор работает плохо и быстро глохнет, а на панели загорается световой индикатор Check Engine, который имеет прямое отношение к двигателю. Выхлопы выходят из трубы очень слабо;
  • машина теряет мощность и динамику езды. Когда водитель нажимает на газ, она даёт слабый отклик. Расход топлива и масла становится больше;
  • при холодном пуске мотора в салоне возникает характерный резкий запах: верный признак того, что катализатор разрушен. 

Также, когда двигатель перегазовывают или разгоняют, это сопровождается характерным металлическим звуком. 

Плюсы сотрудничества с нашей компанией

Автокатализатор — это фильтр и он имеет определённый срок службы. Когда происходит засорение КН, то автомобиль теряет показатели своей мощности. Расход бензина становится намного выше, износ агрегатов и узлов происходит гораздо быстрее. Для предотвращения подобных ситуаций фильтр следует заменить или удалить полностью. 

Катализатор, вышедший из строя, необходимо правильно утилизировать. Это не бытовой мусор, ему несвойственно естественное разложение. Нейтрализаторы относят к классу токсичных отходов, поэтому для их сдачи нужно найти специальный приёмный пункт.

Наша фирма готова купить у вас старый катализатор, предложив за него выгодное вознаграждение. Что касается размера денежной компенсации, то он будет определён после того, как мастер тщательно изучит устройство уже на месте. 

Мы всегда готовы купить бу катализатор как от российских, так и от импортных автомобилей. Неважно, в каком состоянии они находятся. Устройства могут быть битыми, измельчёнными, колотыми и т.д. Обращайтесь к нам, если вы заметили характерные признаки выхода нейтрализатора из строя, и мы предложим водителям выгодные условия покупки. Расчёт стоимости бу катализатора наш сотрудник проводит при клиенте. Проверяя отработанные катализаторы, мы используем спектральный анализ, позволяющий точно определить, сколько они стоят. На сумму влияет и то, какое количество драгметаллов осталось в устройстве, а также год, в котором был выпущен автомобиль, и объём мотора.

зачем он нужен и что будет, если его убрать

Интересные статьи

  • Для чего нужна прошивка под Евро-2
  • Зачем скупают б/у автомобильные катализаторы?
  • Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?
  • Самые дорогие катализаторы для сдачи
  • Что лучше обманка или прошивка катализатора?
  • Состав автомобильного катализатора
  • Зачем скупают катализаторы и в чем их ценность и особенность?
  • Где находится катализатор в автомобиле

Автомобильная система выхлопа имеет сложное устройство. В ней установлен каталитической нейтрализатор, способный быстро выйти из строя при использовании топлива недостаточно высокого качесва. Катализатор нужен для очистки выхлопов от опасных веществ. Его функционирование основано на химической реакции: опасные компоненты принимают безвредные формы, а потом выходят с выхлопом наружу. Этот путь позволяет очистить выхлопные газы. Эксплуатация авто в таком случае наносит экологии меньше урона. Работа нейтрализатора начинается лишь после того, как он разогреется до 300 градусов, а сразу после старта мотора очистка не выполняется.

Оглавление

Устройство катализатора

Основные поломки катализатора

Диагностика

Оригинал или аналог

Удаление катализатора

Выводы

Устройство катализатора

В качестве основы катализатора используются соты из керамики или металла. В зависимости от модификации их стенки покрыты микроскопическим слоем палладия, иридия, родия или платины. Это металлы с повышенной активностью, поэтому часть газов вступает с ними в химическую реакцию.

Современные устройства выпускаются трехкомпонентными:

  • Первый элемент используется для связывания оксидов азота;
  • Второй предназначен для удаления элементов топлива, которые не сгорели, преимущественно, окиси углерода;
  • Третий элемент служит в качестве детектора – проводит анализ газов на выходе и транслирует сведения на бортовой компьютер автомобиля.

Основные поломки катализатора

Нейтрализаторы имеют гарантированный срок эксплуатации 100-150 тыс. км, но на практике можно столкнуться с проблемами намного раньше, особенно это касается больших городов, где стояние в пробках является частой проблемой. В зависимости от подхода к эксплуатации заменять катализатор может потребоваться раз в 3-7 лет. Основная причина поломки – это выгорание слоя каталитического вещества на сотах. Этот процесс является естественным, при этом качество выхлопа существенно ухудшается. Выгорание ускоряется при заливке топлива недостаточного качества. В бензин добавляют свинец, чтобы увеличить октановое число, что повышает нагрузку на нейтрализатор, снижая срок его использования.

В определенных случаях поломка связана с неисправным мотором. Если имеются проблемы в системе питания либо ошибочно выставлено зажигание, то каталитический слой выгорает намного быстрее.

Диагностика 

Есть определенные признаки, по которым легко выявить неисправность:

  • Загорелся индикатор Check Engine приборной панели салона. Он активизируется при любой ошибке ДВС. Только диагностика сканером позволит определить, в катализаторе ли причина.
  • Падение мощности мотора. Если блок неисправен, автомобиль троит, дергается, машина разгоняется хуже. Причина в падении пропускной способности элемента, сопряженной с частичным разрушением сот: они забиваются, запекаются, проход становится меньше.
  • Под днищем слышен грохот. Может наблюдаться на повышенных оборотах или сразу после старта мотора. Причина состоит в разрушении керамической сотовой структуры.
  • Недостаточно ровный или мощный напор газов из трубы глушителя. Если блок исправен, то при поднесении руки к выхлопной трубе можно почувствовать пульсацию, которая появляется при поочередной работе клапанов ДВС. Если поток ослаблен или ровный, то это может быть связано с разрушением сот.

Особенность катализатора состоит в том, что он не может сломаться неожиданно и резко. Часто перед отказом возникают какие-то незначительные проблемы, указанные выше.

Оригинал или аналог

Оригинальный компонент стоит дорого, но при его установке автомобиль сохраняет режимы работы ДВС. Это хорошо сказывается на ресурсе мотора и экологии. Из-за высокой стоимости автомобилисты часто ищут альтернативу катализатору. Есть варианты:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель.

Универсальный – это катализатор, который подходит на любой автомобиль. Он стоит дорого, но работает без отказов. Блок с сотами – это компонент для установки в корпус старого катализатора.

Этот вариант имеет недостаток – сложно выбрать сервис, в котором выполнят ремонт. Срок службы представителей этого варианта 60-90 тыс. км.

Пламегаситель – это более распространенный и дешевый способ. Он бывает готовым, то есть его нужно разместить на месте катализатора. Второй тип – пламегаситель для монтажа в корпус катализатора. Это сложнее, но можно скрыть факт замены компонента в случае продажи машины.

Удаление катализатора

Если решено удалить блок, то лямбда-зонд станет непрерывно выдавать ошибку. Обычно для обхода датчика делают обманку, монтируют ее на место датчика, а в нее вкручивают зонд.

Можно сделать перепрошивку, тогда ЭБУ будет считать поставляемые показания за норму. Для таких манипуляций требуются специализированные знания и особый софт для работы. В случае перепрошивки нарушаются нормальные циклы работы двигателя. Он работает в неправильном режиме. Это сильно влияет на ресурс мотора, он снижается вдвое. В результате перепрошивки велика вероятность столкнуться с более значительными расходами в будущем.

Выводы

При возникновении проблем с катализатором его требуется заменить. Наиболее верное решение – монтаж оригинальной запчасти. Аналоги и обманки способны ускорить выход мотора из строя, создадут дополнительную нагрузку на экологию.

Каталитические металлы и их применение | Крот

Стивен Эшворт исследует катализаторы, очищающие выхлопные газы, в этой статье из серии «Лаборатория Авогадро»

Источник: © Shutterstock химические реакции за счет снижения энергетического барьера между реагентами и продуктами. Они не только экономят энергию, но и помогают производить чистый продукт вместо смеси.

В последней лаборатории Авогадро мы увидели, что ферменты, биологические катализаторы, очень эффективно выполняют свою работу. Однако химики используют самые разнообразные катализаторы, не являющиеся ферментами: многие из них основаны на переходных металлах. Эти металлы, такие как железо, никель и платина, находятся в длинном d-блоке в середине периодической таблицы.

Как они работают

Переходные металлы являются хорошими катализаторами, поскольку они могут существовать в виде двух (или более) разных ионов в соединениях, например оксид железа (II) (FeO) и оксид железа (III) (Fe 2 О 3 ). Говорят, что железо находится в разных степенях окисления в этих двух соединениях.

В некоторых реакциях железо действует как катализатор и снижает энергетический барьер, переходя из одной степени окисления в другую. Однако, когда реакция завершена, она возвращается в исходное состояние, так что она готова начать все сначала. Хотя катализаторы меняются во время реакции, они не расходуются в процессе.

Для чего они используются

Источник: © Shutterstock.

Нефтехимический завод. фармацевтическая индустрия.

В настоящее время большинство автомобилей оснащены каталитическим нейтрализатором для снижения вредных выбросов, производимых двигателем. В них используются мелкие частицы драгоценных металлов (таких как платина и родий, а также переходные металлы), встроенные в керамические соты. Эти маленькие частицы обеспечивают большую площадь поверхности – химические реакции по очистке выхлопных газов затем эффективно катализируются.

Одна из этих реакций каталитического нейтрализатора объединяет несгоревшее топливо с кислородом, в результате чего образуются вода и двуокись углерода. Эксперимент этого месяца делает нечто подобное, но позволяет нам увидеть, как металл меняет степень окисления, поскольку он катализирует реакцию.

Светящаяся медь

Обычно в лаборатории Авогадро мы хотели бы дать вам эксперимент, чтобы попробовать себя, однако этот эксперимент безопаснее, если его проводит в научной лаборатории опытный химик: в нем используется раскаленный докрасна металл с легковоспламеняющимся растворителем, а продукт реакции является раздражающим газом.

В ходе эксперимента кусок меди (возможно, монету) нагревают до красна, а затем помещают в коническую колбу над небольшим количеством ацетона. Пары ацетона реагируют с кислородом в колбе, используя медь в качестве катализатора, с образованием метана и кетена. Волны цвета рябят по поверхности меди, и кажется, что она светится, поскольку она меняет степень окисления во время реакции. Если вы поднимете медную монету обратно из колбы и подальше от паров ацетона, она вернется к своему первоначальному цвету, показывая, что она вернулась в исходное состояние.

Посмотрите эксперимент

Посмотрите видео ниже, чтобы своими глазами увидеть реакцию.

Источник: Королевское химическое общество

В этой демонстрации медь используется для окисления ацетона посредством гетерогенного катализа.

Дополнительная информация

Первоначально эта статья была опубликована в The Mole , студенческом журнале, издававшемся Королевским химическим обществом с 2012 по 2015 год.

Темы

  • Катализ
  • Материалы

Что такое катализатор и как его используют в химической промышленности?

Катализатор – это вещество, которое изменяет скорость реакции и позволяет достичь равновесия. Обычно это достигается за счет снижения энергии активации за счет предоставления альтернативного пути реакции.

Действие катализатора показано на схеме. Он не влияет (и не может) влиять на термодинамику реакции (и катализируемая, и некатализируемая реакции имеют одинаковое изменение энергии). Однако здесь энергия активации реакции была уменьшена катализатором, так что большее количество молекул реагентов имеет необходимую энергию активации для прохождения реакции. При этом скорость реакции увеличится.

Катализаторы широко используются в промышленности для проведения химических превращений. Как правило, катализатор внедряется в поверхность, а молекулы реагентов прокачиваются по поверхности (это может быть примером гетерогенного катализа, поскольку катализатор и продукт / реагенты находятся в разных фазах — очень часто используются поверхности из драгоценных металлов). Иногда катализатор находится в той же фазе, что и реагенты. Эти так называемые гомогенные катализаторы настолько активны, что могут быть загружены в них в таких низких концентрациях, что нет необходимости извлекать их из продукта.

Гетерогенные катализаторы широко распространены в промышленности и катализируют такие процессы, как производство метанола и аммиака. Образование полимеров также интенсивно катализируется.

Ссылка для ответа

Вещество, способствующее реакции.

Катализаторы — обычные вещества, встречающиеся в химии и биологии. Катализатором могут быть многие вещества. Катализатор — это химическое вещество или соединение, которое снижает энергию активации реакции.

Все происходящие реакции требуют определенного количества энергии для «активации» или запуска. В человеческом организме многие реакции были бы невозможны без катализатора (в виде ферментов), потому что потребность организма в энергии была бы слишком велика для того, чтобы инициировать их.

Многие факторы могут влиять на протекание реакции, например, температура реакционного сосуда. Однако катализатор — это самый простой способ инициировать реакцию при допустимой температуре и уровне энергии.

Также очень важно отметить, что катализатор нельзя использовать после завершения реакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *