Система курсовой стабилизации (ESC, DSC)
Система стабилизации удержит автомобиль на дороге, если водитель допустил ошибку
Электрооборудование
Современные автопроизводители доверяют водителю все меньше. Развитие электроники привело к тому, что различные системы берут на себя все больше функций водителя. В былые годы, например, для быстрого вхождения в поворот без заноса автомобилисту приходилось порой усиленно работать и рулем, и рычагом КПП, и всеми тремя педалями. Теперь это, похоже, останется в прошлом, так как всю самую сложную работу готовы на себя взять электронные помощники – в том числе, система стабилизации движения. Названия у нее могут быть различные – ESP, ESC, DSC, RDC, RSC и другие, в зависимости от производителя, но суть остается одной – идеально вписывать траекторию движения автомобиля в направлении, намеченном рулем.
Все к лучшему
Родоначальником идеи создания электронной системы стабилизации автомобиля стала компания Mercedes-Benz, которая разрабатывала ее совместно с компанией Bosch в течение 5 лет (с 1987 по 1992гг). В то же время, первым автомобилем, который был оснащен прообразом подобной системы, стал Diamante от Mitsubishi. Конструкторы модели впервые интегрировали системы контроля тяги и курсовой устойчивости в «один флакон» под названием TCL. Однако несовершенство данного устройства не способствовало его широкому распространению. К 1995 году «Мерседес» и «Бош» все-таки завершили разработку своей системы и назвали ее ESP (Elektronisches Stabilitätsprogramm). Но, возможно, автомобильный мир еще не скоро услышал бы о возможностях системы стабилизации, если бы не Mercedes A-класса.
Эта модель появилась в 1997 году и едва не стала катастрофой для Mercedes. Дело в том, что даже при маневрировании на не самой высокой скорости, автомобиль легко мог опрокинуться. Это вызвало приостановку продаж и отзыв уже проданных машин. Чтобы не переделывать автомобиль с нуля, инженерам пришлось срочно искать решение данной проблемы. Тут-то все и вспомнили о новой системе ESP, которая и стала основным «стабилизатором» А-класса с 1998 года. С тех пор система стабилизации ESP стала активно внедряться на другие модели «Мерседес», а впоследствии и на продукцию других марок – «Фольксваген», БМВ, «Ауди» и пр. Высокий уровень безопасности и комфорта, который обеспечивают системы стабилизации, привел к тому, что с 2010 года они стали обязательны для всех новых автомобилей, продаваемых в Израиле, а ближайшее время аналогичный шаг планируют сделать Евросоюз и США.
Сложно сделать просто
Вхождение в поворот на автомобиле без системы стабилизации на слишком большой скорости может привести к опасным последствиям. Существует два варианта развития событий в зависимости от типа привода. У переднеприводных машин передние колеса не могут справиться с инерцией автомобиля, вследствие чего он не вписывается в поворот, проходит его по большой дуге и вылетает с дороги. Заднеприводные машины в таких случаях пускаются в занос и вылетают с дороги. И в том, и в другом случае суть проблемы в том, что колеса «не знают» с какой скоростью им нужно вращаться для правильного прохождения поворота. Зато это «знает» система электронной стабилизации.
Принцип ее действия основан на управлении крутящим моментом одного или нескольких колес. В качестве основного источника информации, система стабилизации использует датчики положения руля и реального поворота автомобиля. Идея проста – сделать так, чтобы теоретическая траектория (поворот руля) совпадала с действительной траекторией автомобиля. Если показания двух датчиков не соответствуют, значит, требуется корректировка курса, которую система производит с помощью подтормаживания одного или нескольких колес. Таким образом, система стабилизации представляет собой, по сути, «старшего брата» антиблокировочной и антипробусковочной систем – не зря большинство узлов у них объединены между собой. Некоторые автомобили, помимо тормозов, дополнительно могут использовать и другие «рычаги влияния» на стабилизацию курса – активный задний дифференциал (например, BMW X6), подруливание передними или задними колесами (некоторые модели BMW, Audi, Infiniti и пр. ). Одновременно, система стабилизации также уменьшает обороты двигателя, то есть «отпускает» педаль газа за водителя.
Быстрота действия системы позволяет эффективно решать задачи стабилизации курса на очень больших скоростях и при различных режимах движения. 20 миллисекунд – ровно столько нужно времени вычислительному процессору системы, чтобы принять правильно решение, даже если с траектории «съехали» все четыре колеса.
Далеко идущие последствия
Из всего вышесказанного становится понятно, что основной задачей системы стабилизации является исправление водительских ошибок – неправильно выбранной скорости или слишком резкого поворота руля. Но применение системы может иметь и более существенные последствия. Дело в том, что она кардинально снижает требования к водительскому мастерству. Настолько снижает, что европейский автожурнал Quattroroute даже предложил провести соревнование между одним из журналистов издания и самим Михаэлем Шумахером на одинаковых Ferrari F430. Этот автомобиль оснащен новейшей системой стабилизации CST, поэтому, по словам тест-пилота Феррари Марка Жене, на нем можно ездить, фактически просто вдавив газ до упора и поворачивая руль в нужном направлении.
Не исключено, что в будущем водители, привыкшие к автомобилям с системой стабилизации, просто не смогут безопасно ездить на автомобилях, которые такой системой не оборудованы. Поэтому инженеры всерьез задумываются над тем, чтобы снабдить систему звуковым оповещением при срабатывании – чтобы водитель знал, что скорость или угол поворота выбраны не правильно. В любом случае, водителям следует помнить, что система стабилизации не снимает с них ответственности за безопасность движения, и что при слишком неадекватной «работе» рулем и газом от неприятных последствий может не выручить и самая совершенная электроника.
Что такое ЕСП в машине
Система динамической стабилизации автомобиля вмешивается в процесс управления машиной, с целью предотвращения аварийной ситуации. Соответственно, ESP (она же — ESC, VDC, VSC, DSC и DSTC) относится к активным элементам обеспечения безопасности.
Под динамической стабилизацией понимается предупреждение бокового скольжения и срыва автомобиля в занос.
Прообраз системы поддержания курсовой устойчивости был запатентован ещё в далёком 1959 году концерном Daimler-Benz, а практическое воплощение нашёл уже в 1995 году на легендарном Mercedes-Benz S 600 coupe. Сейчас система курсовой стабилизации является обязательным элементом для новых автомобилей, выпускаемых в Евросоюзе. В любом случае, в мировом автопроме, электронные системы активной безопасности устанавливаются в автомобили, независимо от их ценовой категории.
Как работает система ESP
Современная система курсовой стабилизации подразумевает наличие электронного контроллера, собирающего и обрабатывающего информацию с датчиков положения руля, давления в тормозной системе и стандартных датчиков АБС, предоставляющих данные о скорости вращения колёс. Ключевым датчиком является G – сенсор, предоставляющий информацию об угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечном ускорении. Если, на основании информации с датчиков, система фиксирует начало бокового скольжения, она даёт команды на выборочное подтормаживание колёс через гидромодулятор АБС, а также уменьшает крутящий момент через сокращение подачи топлива в двигатель.
Таким образом, современная ESP интегрирована с антиблокировочной и антипробуксовочной системами, также блоком управления двигателем, активно используя их элементы для предотвращения бокового заноса автомобиля. При движении, система получает информацию об оборотах двигателя, положении рулевого колеса, скорости и состоянии тормозной системы. Выбор колеса, в скорость вращения которого нужно вмешаться происходит практически мгновенно, в автоматическом режиме.
Когда стоит отключать ESP
На большинстве авто, оборудованных системой ЕСП, есть кнопка ESP Off, соответственно, деактивировать деактивировать систему могут либо любители экстремального вождения с управляемыми заносами, «полицейскими» разворотами, дрифтом и т.п. (особенно такие упражнения практикуют в зимний период года), либо джиперы в ситуациях, когда активная пробуксовка ведущих колес автомобиля помогает преодолеть раскисшую грязь или песчаную дюну. Например, отключение этой системы в некоторых случаях поможет водителю преодолеть затяжной подъем со скользкой поверхностью (песок, снег или грязь): без вмешательства электроники колеса могут активно буксовать, очищая тем самым свой протектор, а автомобиль в таком режиме не будет терять скорость.
Впрочем, на современных кроссоверах и внедорожниках ESP, как правило, отключается не до конца, и снова активизируется на скорости свыше 50 км/ч.
Таким образом, абсолютному большинству водителей, в городских условиях и на трассе, отключать систему курсовой устойчивости не рекомендуется, так как ESP работает во всех режимах езды – разгон, торможение, накат, натяг и т.п., – обеспечивая активную безопасность, вместе с другими системами автомобиля.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Электронный контроль устойчивости (ESC) | Электронная программа стабилизации (ESP)
Переименовано некоторыми производителями: VSC — Vehicle Stability Control, DSC — Dynamic Stability Control, PSM и т. д., это электронная система, которая вмешивается, когда компьютер обнаруживает отклонение от траектории движения, преследуемой водитель снижает мощность двигателя и/или тормозной дифференциал/выборочно некоторых колес транспортного средства, чтобы предотвратить потерю управления (tête-à-queue) и обеспечить постоянную устойчивость при вождении. Функциональность и ее необходимость – вещи, о которых знают немногие водители.
ESP возникла как нормальная эволюция в области автомобильной безопасности после того, как системы ABS достигли своих пределов и потребовали дополнительных мер для повышения безопасности вождения. Это, в то время как максимальные скорости, на которые способны новые автомобили, могут доставить неприятности многим неквалифицированным водителям.
Эффективность, подтвержденная многочисленными тестами и опытными водителями, которые избежали серьезных аварий благодаря системе, побудила ЕС принять решение ввести ESP в качестве стандартного оборудования для всех новых автомобилей, доступных на европейском рынке, начиная с 1 ноября 2014 года. В Соединенных Штатах требуется ESC для всех легковых автомобилей массой менее 10 000 фунтов (4536 кг), поэтапное введение правил, начиная с 55% 2009 г.модели (с 1 сентября 2008 г.), 75% моделей 2010 г., 95% моделей 2011 г. и все модели 2012 г.
Кнопка ESC ВЫКЛ.
ESC
Электронный контроль устойчивости . ESC является окончательным оборудованием. Оборудование, которое объединяет все остальные устройства автомобиля во время работы. Если у вас есть ESP, неважно другие технические аббревиатуры, связанные с активной безопасностью, ведь у вас наверняка есть все…
После ремня безопасности ESP является самой важной системой безопасности автомобиля – на самом деле она даже важнее, чем подушка безопасности. Согласно независимым отчетам, до 85 % случаев заноса на улицах можно было бы избежать, если бы все автомобили были оборудованы системой противоскольжения.
Сворачивание на сухой, мокрой, грязной или скользкой дороге обычно приводит к серьезным дорожно-транспортным происшествиям. Используя интеллектуальные датчики, система ESP проверяет 30 раз в секунду, действительно ли автомобиль движется так, как рулит водитель. Когда измеренные значения не совпадают, вмешивается система противоскольжения и сначала снижает мощность двигателя. Если этого недостаточно, он дополнительно подтормаживает разные колеса, создавая противодействующую силу, необходимую для удержания автомобиля на курсе.
ESP — очевидный следующий шаг в дополнительном усовершенствовании антиблокировочной тормозной системы ABS, разработанной Bosch в 1978. В настоящее время ESP — это гораздо больше, чем просто система противоскольжения. Многие полезные функции теперь определяют большую часть его производительности, например, способность ESP предотвращать движение автомобиля задним ходом при трогании с места. Кроме того, он способен стабилизировать поворотные прицепы и снизить риск опрокидывания внедорожников и легких коммерческих автомобилей.
Очень немногие водители знают, как работает ESP. Тебе известно? Если это так, поздравляем! Вы входите в 1% знатоков концепции ESP. Если вы не знаете, вы можете присоединиться к эксклюзивному клубу тех, кто знает об ESP, читая эту статью.
Обрабатывает информацию со всех датчиков и принимает решения, связанные с режимом работы двигателя или другого оборудования, такого как ABS. Например, в случае слишком быстрого прохождения поворотов ESP усиливает работу ABS (снижает риск заноса) и целенаправленным вмешательством в систему управления двигателем предотвращает возможное занос автомобиля. ESP работает во всем диапазоне скоростей и автоматически включается при каждом запуске двигателя. При необходимости эту систему можно подключить и отключить, нажав кнопку ESP. Если система ESP отключена, контрольная лампа горит постоянно. Но это рекомендуется только при наличии цепей противоскольжения и в случае рыхлых беговых поверхностей, свободных.
Система предназначена для предотвращения создания разницы скоростей между колесами одной оси при ускорении
(на уровне, не сравнимом с самоблокирующимся дифференциалом) и для максимального уровня тягового усилия, превосходящего когда колесо не крутится.
ESP Улучшает устойчивость автомобиля
Эффективность ESC
На графике выше показана эффективность оснащения автомобиля ESP в случае критического маневра.
Автомобиль без ESP :
Шаг 1. Автомобиль встречает препятствие.
Этап 2. Водитель резко поворачивает, выезжает на полосу встречного движения и теряет контроль над автомобилем.
Этап 3. При противодействии происходит проскальзывание.
Автомобиль с ESP :
Шаг 1. Автомобиль встречает препятствие.
Шаг 2. Водитель резко поворачивает, ESP срабатывает и восстанавливает управление.
Шаг 3. В связи с противодействием опасность снова появляется, ESP снова активируется.
Этап 4. Автомобиль стабилизирован.
Важно:
[ESP не знает, что вы выжимаете сцепление! ESP действует только при включенном сцеплении и перестает действовать в случае его пробуксовки.]
[ESP извращена! Дает ощущение стабильности до определенного порога (например, входная скорость в поворотах, скорость на мокрой дороге и т. д.), при превышении которого, если вы проедете, вы вдруг потеряете контроль над автомобилем. ]
Говорят, что автомобиль без «разговора» ESP, т.е. водитель чувствует склонность автомобиля к переворачиванию и осознает ее пределы. В случае с системой ESP автомобиль ведет себя «бесшумно», потому что электронное оборудование ослабляет склонность к переворачиванию, создавая ложное чувство безопасности.
Мы надеемся, что вас правильно поняли, ESP является полезным оборудованием для безопасности и комфорта пассажиров, но вы должны знать ограничения своего автомобиля без ESP. Позвольте машине «рассказать» о своих ограничениях, когда вы ее покупаете.
После этого теста, зная причину, вы можете подключить ESP, чтобы получить максимальный комфорт во всех поездках.
Электронный контроль устойчивости (ESC) | Симптомы Проблемы
ByRushit Hila • Сертифицировано ASE Обновлено:
Лампа ESC/ESP/DSC освещает ваш автомобиль? Знайте причину, по которой свет горит, и изучите возможные решения для устранения проблемы.
В этом руководстве мы рассмотрим возможные проблемы, которые могут вызвать предупреждение контроля стабильности на приборной панели.В зависимости от производителя автомобиля индикатор контроля тяги может быть помечен как ESC/ESP/DSC.
Данное руководство применимо к автомобилям, оборудованным любой из следующих систем:
- ESC – электронный контроль устойчивости
- ESP — электронная программа стабилизации
- DSC — система динамического контроля устойчивости
Общие проблемы
Если горит индикатор системы курсовой устойчивости, причиной может быть один из следующих компонентов.
- Выключатель стоп-сигнала — Неисправный выключатель стоп-сигнала может привести к срабатыванию лампы ESC. Это распространенная проблема. Легко заменить и недорого.
- Датчик скорости вращения колеса ABS – Очистите или замените датчик ABS.
- Неисправность модуля ABS, ESP, ESC, DSC — Требуется точная диагностика.
- Датчик угла поворота рулевого колеса — Датчику может потребоваться калибровка.
- Низкий уровень заряда батареи
Что означает включение системы стабилизации?
Система курсовой устойчивости, в большинстве случаев, срабатывает из-за неисправного датчика скорости вращения колеса ABS. Другие проблемы могут вызвать загорание индикатора системы стабилизации. Если индикатор контроля устойчивости горит постоянно, система отключена или работает неправильно.
Ниже приведены несколько простых способов проверить, горит ли индикатор системы стабилизации.
Проверить кнопку контроля устойчивости
На приборной панели могла быть случайно нажата кнопка ESC. Вы можете вручную выключить индикатор ESC, если это так.
Завести машину. Найдите переключатель с надписью ESC, ESP или DSC на приборной панели и нажмите его на три секунды. Посмотрите на комбинацию приборов, чтобы увидеть, выключился ли свет.
Диагностика системы стабилизации
Самый быстрый способ определить, почему горит индикатор системы курсовой устойчивости, — это использовать диагностический сканер для считывания кодов модулей стабилизации и ABS. У вас должен быть сканер ABS для диагностики проблем ESC и ABS. Базовые считыватели кодов OBD-II не могут обмениваться данными с модулем ABS. Используйте диагностический сканер, такой как Launch Creader, для сканирования нескольких систем вашего автомобиля через порт OBD-II.
РаспродажаБестселлер №1
YOUCANIC OBD2 Enhanced Universal Scanner Check Engine Fault Code Reader & Reset CAN Diagnostic Scan…
29,99 долларов США
Если на ваш автомобиль все еще распространяется гарантия, обратитесь к дилеру, чтобы правильно диагностировать проблему с ESC. Плата за устранение проблем со стабильностью не взимается, если на автомобиль действует гарантия.
Шаг 1: Подключите сканер к порту OBD-II под приборной панелью. |
Шаг 2: Включите зажигание. Не заводите машину. |
Шаг 3: Доступ к меню ESC и ABS и чтение кодов неисправностей. |
Почему загорается индикатор контроля устойчивости?
8 из 10 раз загорается лампочка контроля устойчивости из-за неисправного датчика скорости вращения колеса или датчика ABS. Эти датчики могут со временем выйти из строя, загрязниться и повредить провода или разъемы. Это распространенная проблема, и ее относительно легко исправить. Неисправный датчик угла поворота рулевого колеса является второй наиболее распространенной проблемой, которая вызывает срабатывание индикатора системы стабилизации.
Вы можете заметить, что индикаторы АБС и стабилизации загорелись одновременно. Система устойчивости зависит от правильной работы модуля ABS. Поэтому, если есть проблема с модулем ABS, система устойчивости не будет работать.
Почему мигает индикатор системы стабилизации?
При нормальной работе индикатор ESC должен гореть только тогда, когда вы заводите автомобиль на пару секунд, а затем выключите его. Если индикатор ESC мигает во время движения, система включена и пытается удержать автомобиль под контролем.
Это не значит, что с системой ESC что-то не так. Это означает, что вы, возможно, едете слишком быстро и должны замедлиться. ESC будет мигать, если вы слишком быстро проходите поворот. Индикатор гаснет при нормальных условиях движения.
Как узнать, есть ли в моем автомобиле система стабилизации?
На большинстве автомобилей установлена система курсовой устойчивости, но она может называться по-другому. Электронный контроль устойчивости (ESC) также может называться электронной программой стабилизации (ESP) или динамическим контролем устойчивости (DSC).
Вот список того, как ESC называется на разных производителях.
Acronym | Make |
---|---|
ESC | Hyundai, Kia, Chevrolet, Dodge, Chrysler, Audi, Saturn |
ESP | Mercedes-Benz, VW, Sprinter, Suzuki, BMW, Renault, Jeep |
DSC | Mazda, BMW, Jaguar |
StabiliTrak | General Motors, Cadillac, Chevrolet, Buick, GMC, Holden, Opel, Vauxhall, GM |