Как испытывают автомобильные шины
Любой автовладелец мечтает о том, чтобы приобретённые шины (колеса) соответствовали требованиям, которые к ним предъявляются. Если дан, к примеру, гарантийный срок эксплуатации шинам, — они должны отходить именно такой срок, не меньше.
Как же производитель может гарантировать предусмотренные для шин технические характеристики?
Общеизвестно, что только с помощью испытаний, которые демонстрируют все достоинства и недостатки выпущенных протекторов, можно удостовериться в правдивости того, что обещают производители. А фирмы, выпускающие шины на тест-драйвы не скупятся.
Производители устраивают для покрышек дорожные испытания: это и «змейки», и заносы, и торможения, и «переставки». Кроме этого, шины подвергаются целому комплексу стендовых тестов. Сначала это определение наружных размеров. Масса шины позволяет оценить эффективность и экономичность использования материалов для её изготовления.
Обязательные этапы проверки высокоскоростных шин для легковушек на статистический и динамический дисбаланс.
Статический дисбаланс определяет неоднородность масс измерением центробежной силы при вращении и силы тяжести.
Динамический дисбаланс может появиться при неравномерном распределении масс в колёсных плоскостях.
Геометрическая неоднородность шин определяется радиальным и боковым биением шин. Силовая неоднородность протекторов определяется с помощью колебаний радиальной и боковой сил ввиду конусного эффекта. Подсчёт ведётся при одном обороте её вращения. При силовой неоднородности растут потери при качениях. Шина перегревается, в самом худшем случае – разрушается.
Прочность или определение энергии разрушения пневмошин происходит при вдавливании цилиндрического стального плунжера в центр протектора. Оценивается способность шины сопротивляться под воздействием концентрированных усилий, появляющихся в виде неровности при контакте шины и дороги.
Под воздействием упора на боковую часть шины с нарастающей силой до потери её герметичности определяется сопротивление бескамерных моделей сдвигу с полки обода.
На специальной установке проводятся испытания на гидропрочность или гидротест. Шину в специальной камере накачивают водой под давлением до её полного разрушения. Дело в том, что вода, в отличие от воздуха, не сжимается, соответственно, колесо разрушается, не взрываясь. А после взрыва трудно было бы понять причину возможного дефекта. Шины проверяются на герметичность: выясняется, как быстро воздух диффузирует через резину. Согласно методике потери внутреннего давления определяются за срок в 30 суток.
Для определения коэффициента сцепления и жёсткости шин с опорной поверхностью на испытаниях в боковом, угловом и продольном направлениях перемещается опорная плита. Фиксируется усилие сдвига и перемещение плиты.
Специальная сенсорная система анализирует, как распределяется давление в контактном пятне шины и дорожного покрытия. Измеряются и распределение удельного давления под нагрузкой, и само контактное пятно шины и дороги.
Рентгеновскими лучами контролируется правильность сборки покрышки с металлокордом. Это, как правило, применяется и при выборочном заводском контроле. Проверяются они и на сопротивление боковому удару.
Стендовые испытания включают также испытания на скорость и нагрузку. Оценку биения и начало разрушения каркаса позволяет произвести планка над шиной. На стендах проверяется ходимость, а коэффициенты бокового увода и сцепления тестируются в лабораториях специализированных институтов. Заводы таким оборудованием не располагают. Там же, в лаборатории определяется коэффициент сопротивления качению: чем он меньше, тем лучше.
Проверяется, как протектор сопротивляется проколам, а также как работает шина в зоне боковин и борта. Результаты всех проведённых тестов, как правило, подтверждают заданные эксплуатационные параметры.
Неразрушающим видом контроля шин считается интерферометрический метод. Он выявляет пузыри, посторонние включения, расслоения – словом, всё, что не видно глазу. Применяется при освоении новых моделей.
Способов испытаний, как видно, великое множество. Причём, у отечественных испытателей они свои, у зарубежных – свои. Все они, как правило, придерживаются общепринятых методик. Объединяет все испытания шин в России и за рубежом то, что метод замера параметров должен обеспечить не только качественный, но и количественный отбор. Практически одинаков для всех и срок испытаний. Готовая шина может испытываться около двух месяцев.
Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru
Скрытые стороны тестов шин
Роберт Эйбрам (Robert Abram), проработавший в отделении Yokohama в Калифорнии в должности маркетолога раскрыл карты о том, как проводятся тесты шин различными производителями, независимыми экспертами и частными лицами, размещающими свои отзывы в интернете.Любой из крупных производителей автомобильных шин обладает рядом ноу-хау и собственных разработок, так называемой «тайной производителя», которая никогда и никому не будет открыта. Большинство сотрудников, устраивающихся на работу, подписывают контакт, в котором им запрещается разглашать тайны разработок компании на протяжении десяти лет, пока они не потеряют актуальность. Однако производители проводят десятки тестов своей продукции, сравнивая новые модели с предшествующими, а независимые эксперты постоянно тестируют однотипные шины различных производителей с целью открыть читателям лучшие и худшие стороны образцов. Фактически, потребитель может просмотреть множество тестов и выбрать тот продукт, что обладает наилучшими показателями.
Все это правда, хотя не вся. Боб поделился своим мнением в собственной статье, опубликованной в последнем выпуске – онлайн-журнала ModernTireDealer, предоставив взгляд изнутри всем читателям на то, как пишутся статьи производителями, независимыми экспертами и обычными потребителями.
Тесты производителей шин:
Шины сравниваются по показателям: тормозной путь Бренда А на 10 метров короче, чем Бренда Б, а шины Бренда В продержались на 20 тысяч километров дольше, чем продукция Бренда Г. Каждый производитель в красках опишет вам преимущества своего продукта, а также расскажет, каким образом ему удалось достичь столь выдающихся результатов. Рекламные термины наподобие «Супертетраэдральных ламелей» или «Интергалактический прото-эластомер» впечатляюще и правдоподобно звучит, но очень слабо объясняет, как производителям удалось достичь столь внушительных результатов.
Множество дилеров с недоверием относятся к столь громким заявлениям производителей и не спешат заполнять полки своих магазинов революционной продукцией и это логично, однако причины недоверия не всегда верны.
Что вы должны знать, часть 1:
Тесты, которые печатаются в рекламных материалах, чаще всего делаются в результате исследования и производства нового продукта. Производители выбирают несколько образцов шин, которые имеют сходные характеристики и устанавливают целевые характеристики, которые потом отображаются в рекламе, например торможение, пробег, сопротивление качению, уровень шума и т.д. По мере разработки и тестирования нового продукта, их характеристики обновляются до тех пор, пока производители не остаются довольны получившимся продуктом. В итоге проводятся финальные испытания для того, чтобы закрепить характеристики в количественном значении. Если продукт выступил в какой-либо категории особенно хорошо, то производитель акцентирует на этом внимание в рекламных материалах.
Многие дилеры, с которыми я говорил, с большим трудом верят заявлениям производителей по поводу характеристик их покрышек. Но хотя они и правы в том, что с большой осторожностью принимают результаты тестов самих компаний, но по большей части они делают это не совсем оправданно.
Ожидается, что производитель А приложит все усилия для того, чтобы продемонстрировать результаты тестирования дилерам и потребителям, сами исследования применялись для того, чтобы создать продукт, отвечающий запланированным характеристикам, а не получить фиктивное доказательство инженерного превосходства.
Гораздо важнее убрать легкопроверяемые данные из рекламных материалов, чем фабриковать их для достижения эффективности продвижения нового продукта. Производители шин – скрупулезные люди. Итак, мы поняли, что информация в рекламных проспектах честна и открыта, осталось разобраться с тем, что тестировалось и как разобраться в результатах тестов.
Что вы должны знать, часть 2:
В тестах производителей дается информация о том, какой (или каких) размерностей тестировались шины, изредка пишется о марке и характеристиках автомобиля, который принимал участие в тестах. Это важная и необходимая информация, однако, в тестах о ней предпочитают умалчивать.
Одна модель шин выпускается в двадцати типоразмерах. Допустим, шины размера 215/60R16 использовались на 15 различных автомобилях в течение 2008-2012 гг. Будут ли они одинаково вести себя на автомобилях Subaru Forester, Chevy Malibu и Volkswagen Passat? Маловероятно, так как поведение автомобиля зависит от многих параметров – подвеска, рулевое управление, вес и т.д.
Теперь пойдем дальше и расширим линейку типоразмеров. Будет ли шина Yokohama C.drive 2 215/60R16 вести себя также как 195/60R15 или 225/60R18? Вполне вероятно, однако размеры шины увеличили на порядок автомобильный ряд, который может принимать участие в тестах. И абсолютно точно Chrysler 300 (225/60R18), Nissan Altima (215/60R16) и Ford Fiesta (195/60R15) будут иметь совершенно разный характер управления и результаты их тестирования будут сильно отличаться друг от друга.
Опять же, ограничение типоразмеров шин в тестах не призвано для того, чтобы ввести потребителя в замешательство, основная причина заключается в недостатке времени. Попробуйте представить, сколько часов уйдет на то, чтобы проверить каждую шину в сорока типоразмерах на нескольких автомобилях и выдать результат. Шины устареют к тому времени, когда закончатся такие объективные тесты. Как правило, автомобили и типоразмеры выбираются исходя из маркетинговых исследований и предпочтений целевой группы, для того чтобы получить максимальную выгоду от вложенных средств и результаты, которые будут актуальны для большинства водителей.
Гарантийный пробег и испытания на износостойкость всегда сопровождаются горячими спорами, а также критикуются со стороны дилеров и потребителей, так как являются одним и наиболее важных параметров для большинства покупателей шин.
Что вы должны знать, часть 3:
Пришла пора поговорить о ресурсных испытаниях шин. Это – наиболее сложная и трудозатратная часть тестирования для всех производителей. Она требует огромного количества времени, а результаты исследований наиболее подвержены воздействию внешних факторов. Допустим, что шина может эксплуатироваться в любой точке земного шара. Теперь учтем, что дорожные покрытия бывают абсолютно разными – гравий, асфальт, песок, бетон, ровные хайвэи и дороги с мелкими (или крупными) выбоинами. Еще обратим внимание на то, что шины могут использоваться в горах, пустынях, городах или на равнинах. И напоследок заметим, что существует несколько типов вождения – агрессивный, спокойный, быстрый, медленный, городской и загородный. Теперь вам стало ясно, что испытания покрышки на протяжении 80000 километров будет очень время — и трудозатратным.
Для исследования ресурса автомобильной шины большинство производителей используют гибридный метод тестирования – дорожные испытания и алгоритм. Прокладка маршрута тестирования имеет такое же важное значение, как и сами шины. Если маршрут будет слишком простым, то результаты в реальном мире будут гораздо хуже тех, что на нем получены. Если маршрут будет слишком сложным, то плохие результаты отпугнут потенциальных покупателей. Некоторые производители используют маршруты, разработанные производителями автомобилей, другие же придерживаются своих собственных разработок. После того, как проложен маршрут, начинается исследование. Чем больше путь, который пройдет шина, тем результаты окажутся сильнее приближенными к реальности. Пятнадцать тысяч километров, которые пройдет шина, дадут вполне реалистичный результат. Тридцать тысяч километров покажут еще более правдоподобные данные. Инженеры проверяют износ через определенные пройденные расстояния и загружают их в компьютер, который производит расчеты с максимальной долей вероятности. Благодаря программному обеспечению, отпала необходимость ездить на шинах все заявленные 130 тысяч километров, чтобы подтвердить их ресурс.
Итак, к ресурсным испытаниям производителей необходимо относиться с долей скептицизма и периодически пытаться взглянуть на них с другой стороны.
Тесты независимых потребителей:
Множество дилеров склонны доверять результатам тестов независимых экспертных организаций. Их исследования лишены маркетинговой составляющей, а методология прозрачна, что нивелирует два главных камня преткновения исследований производителей. Впрочем, это лишь половина всей истории, которая также требует взгляда с другой стороны.
Что вы должны знать, часть 1:
Тесты Tire Rack пользуются большим авторитетом в шинной индустрии, и даже, несмотря на то, что многие независимые дилеры рассматривают их как конкурентов, публикации Tire Rack все равно считаются важным источником информации. Tire Rack использует трехступенчатую методику, которая включает в себя тесты на обычных дорогах, а также на сухом и влажном специальном треке, а их дорожные испытания занимают девяносто процентов всего процесса. Копания вложила баснословные деньги и ресурсы в строительство собственного полигона у своего корпоративного офиса и регулярно отправляет сотрудников в Швецию на зимние тесты шин.
Несмотря на столь серьезный подход, Tire Rack, как и производители шин, тоже может пасть жертвой из-за ограниченности собственных ресурсов. Большинство испытаний проходят с участием BMW третьей серии, так как этот автомобиль обладает способностью энергично проходить трек и результаты его заездов подходят для большинства любителей аналогичных спортивных автомобилей. В то же время, характеристики трешки, на которой установлены шины типоразмера 215/60R16, сильно отличаются от характеристик других автомобилей, которые используют автошины аналогичного типоразмера. Как минимум, заднеприводный BMW будет вести себя совсем не так, как более популярная переднеприводная Honda Accord.
Что вы должны знать, часть 2:
Consumer Reports – (CR) обладает серьезным авторитетом для того, чтобы заинтересовать покупателя теми или иными шинами. На территории США вряд ли найдется хоть один дилер, который не встретил бы зашедшего в магазин покупателя с электронной или журнальной версией этого журнала. Полигон CR соответствует самым высоким стандартам, а их методика также охватывает все необходимые аспекты. Например, CRтестируют большинство шин, производимых известными брендами, а также уделяет немного внимания продукции менее известных марок.
Когда автор сам работал в продажах шин, рекомендовации CRне всегда были хорошим выбором для покупателя. Например, продукция бренда, набравшая высокие оценки, не выпускалась в полном диапазоне размерностей. Вы легко можете представить себе разочарование автомобилиста, который не смог купить свои идеальные шины из-за того, что его размера вообще нет в линейке этой модели.
Ресурсные тесты являются наиболее сложно воспроизводимыми, поэтому методика CR, какой бы профессиональной и многогранной она ни была, может быть бесполезной для потребителя. Например, рекомендованные ими шины, обладающие самым высоким финальным рейтингом, не подойдут покупателю, который не собирается эксплуатировать их на снегу. Если выбросить часть результатов из тестов, то рейтинг, несомненно, упадет. Итак, несмотря на то, что CRс маниакальной тщательностью следит за всесторонностью своих тестов, их результаты надо подвергать анализу с не меньшей тщательностью, ибо дьявол кроется в деталях.
Отзывы интернет-пользователей
Несмотря на то, что отзывы нельзя назвать полноценными тестами, они могут дать вам массу полезной информации о характеристиках шины с точки зрения одного человека. Интернет пользователи не являются квалифицированными специалистами шинной индустрии, однако им доверяют и дилеры, и пользователи.
Что вы должны знать
Популярное мнение, несомненно, является мощным средством убеждения, но важно помнить, что непрофессионал может сделать неверные выводы в пользу тех или иных шин. Например, отзывы часто даются спустя недолгое время после покупки и могут быть хвалебными из-за того, что старые шины были капитально изношены, а диски разбиты. С другой стороны, водитель, который щепетильно относится к расходу топлива, может негативно отзываться о новых шинах, которые сделали его автомобиль более прожорливым. А дело заключается в том, что старый протектор был сильно изношен и сопротивление качению старых шин было гораздо ниже, чем у новых. Итак, по моему мнению, онлайн отзывы требуют гораздо большего анализа для того, чтобы быть полезными, нежели все остальные.
Я бы хотел еще раз вернуться к заглавному абзацу своей статьи и дать совет всем читателям. Время, затраченное на исследование результатов тестов производителей, независимых экспертов и онлайн-отзывов никогда не будет потрачено зря. Оно окупится, когда вы подберете себе шину, идеально отвечающую именно Вашим требованиям. Помните про принцип Парето – 20 процентов приложенных усилий принесут 80 процентов результата.
www.4tochki.ru
TM: Как проводятся шинные тесты | Colesa.ru
Результаты шинных тестов каждый год привлекают внимание как самих производителей, так и автомобилистов и шинных дилеров. В отличие от других автокомплектующих, характеристики шин практически невозможно оценить без эксплуатации, и результаты тестов могут влиять на объемы продаж и даже на стоимость акций шинных компаний, поэтому успехи имеют большое значение. По словам экспертов, подтасовки компании Nokian, о которых стало известно в феврале прошлого года, в итоге позитивно сказались на ситуации, так как журналы стали тщательнее следить за надежностью своей информации и устранили любые возможности того, что производители могли бы влиять на результаты испытаний.
В начале нового сезона о том, как проводятся шинные тесты, рассказали редактор Tekniikan Maailma Вели-Матти Хонканен (Veli-Matti Honkanen) и эксперт Test World Юкка Антила (Jukka Antila).
В чем сложность тестирования шин?
Проводить тесты шин — будь они летние или зимние — намного сложнее, чем вы можете себе представить, поскольку в них особенно сложно обеспечить достоверность результатов. В отличие от испытаний многих других продуктов в тестах шин в принципе не может быть каких-то абсолютных результатов. В зависимости от погодных условий тормозной путь шин сегодня может составлять 35 метров, а уже завтра утром — 40 метров. При этом они будут установлены на тот же автомобиль и протестированы по той же методике. Поэтому необходимо проводить большое количество тестов, чтобы более точно определить характеристики шин.
Все осложняется еще и тем, что условия влияют не только на конечный результат, но и на места шин в финальном рейтинге, особенно в тестах зимних шин. Шина «А» может в конкретных условиях быть лучше шины «B», но в других обстоятельствах все будет наоборот. Поэтому тесты нужно повторять несколько раз в различных условиях и учитывать средние значения.
Многие журналы, особенно небольшие, не имеют возможности купить шины за свой счет, и из-за этого у производителей возникает соблазн предоставить шины со специально измененными характеристиками. На результаты влияют многие факторы, в том числе методика теста или даже полигон, на котором проводятся испытания.
В журнальных тестах сюрпризы бывают редко. Было бы подозрительно, если шины небольшой и неизвестной компании неожиданно стали бы победителем. С другой стороны, различия между лучшими шинами настолько малы, что рейтинг может изменится из-за нескольких процентов разницы в показателях. Следует помнить, что если разница в итоговых оценках составляет несколько десятых процента, это означает, что победившие шины необязательно будут лучше шин на третьем месте.
Где проводит тесты Tekniikan Maailma?
Нашим партнером в этой области является организация Test World, работающая с 1990-х годов. Сегодня TW принадлежит крупной британской организации Millbrook, которая специализируется на различных испытаниях для автомобильной и других отраслей и предъявляет высокие требования к качеству и этике во всей своей деятельности.
TW построила в Ивало два комплекса, которые позволяют проводить тесты в стандартизированных условиях и под открытым воздухом, если позволяет погода, и в помещении. Таким образом, результаты тестов зимних шин можно проверить, например, в июле. Сейчас строится третий крупный комплекс.
Зимние шины в основном тестируются на собственных трассах TW в Ивало. Для испытаний летних шин треков нет — по крайней мере, пока. Тесты летних шин, чьи результаты публикуются в начале марта, как правило, проводятся за пределами Финляндии в январе. Чтобы обеспечить достоверность результатов, шины тестируются на полигонах разных производителей или на трассах независимых организаций.
Поскольку наибольшие отличия между летними шинам выявляются на мокром покрытии, необходимо наличие системы орошения, которая способна обеспечить стабильную глубину слоя воды. За последние годы испытания проводились, к примеру, в Германии, Франции, Италии, США и ЮАР.
Последний тест летних шин был в основном проведен на испытательном полигоне Michelin на юге Франции недалеко от Марселя. В качестве агрегатоносителей были выбраны VW Golf, взятые в прокат на месте. Отметим, что, к примеру, в тестах на управляемость участвовали четыре пилота. Шумность определялась с использованием анализатора шума и оборудования Millbrook.
Тесты на сопротивление качению были проведены в лаборатории Nokian в Нокиа. Это может показаться странным, но эта лаборатория была аккредитована и может проводить независимые тесты. При измерениях всегда присутствует представитель Tekniikan Maailma или Test World, так что всегда можно рассчитывать на точность результатов.
Кто ваши тест-пилоты?
В основном это сотрудники Test World, для которых испытания шин являются основной работой. В тестах, где производятся измерения, участвуют один или два пилота. Субъективные испытания, к примеру, на управляемость, проводятся с участием большего количества пилотов.
Пилоты не обсуждают шины с другими водителями, до того как дать свою оценку. Для TM тесты часто проводит пилот Аймо Ниеми (Aimo Niemi).
Опыт показывает, что оценки пилотов очень похожи. Несмотря на то, что отличия между шинами могут минимальны, они всегда определяют лучшие и худшие покрышки. Если пилоты существенно разойдутся во мнениях, тесты будут проведены повторно, чтобы найти причину.
Какое измерительное оборудование используется в тестах?
На треке все измерения в основном производится при помощи RaceLogic VBox, который следит за перемещением автомобиля с помощью GPS и дополнительных датчиков. Шум измеряется при помощи оборудования от Head Acoustics.
Как учитываются изменения условий?
Этот фактор особенно важен в тестах зимних шин, и вследствие этого они проводятся в самых разных условиях. Кроме того, во время тестов многократно используются контрольные шины, благодаря чему можно заметить изменения условий. Если изменения существенны — к примеру, более 5% — тесты останавливаются и повторяются полностью в более стабильных условиях.
По какому принципу выбирается автомобиль?
Цель в том, чтобы использовать самый популярный автомобиль, и кроме того нужно, чтобы водители часто устанавливали на него шины размера, выбранного для теста. В дополнение к этому, необходимо, чтобы у него была хорошая система управления, позволяющая ставить субъективные оценки шинам. В последние годы для тестов брали, к примеру, Audi A3, Ford Focus и VW Golf.
Как определяется размер шин для тестов?
Он должен быть максимально распространенным. Как правило, это 205/55 R16 или 235/65 R17.
Как выбираются шины, которые будут участвовать в тестах, и как вы их получаете?
Необходимо обеспечить как можно больший охват рынка. К тому же нужно помнить, что шины постоянно модифицируются, и модель из прошлого теста может показать совершенно другие результаты.
Поскольку известно о случаях мошенничества, шины в основном покупаются в магазинах или Интернете. В то же время из-за практических соображений это не всегда возможно, К примеру, тесты зимних шин, чьи результаты появятся в журнале в марте, проводятся осенью, когда некоторые новые модели могут еще не появиться в продаже. В этом случае мы обращаемся к производителям, которые поставляют нам свои шины.
Меняется ли рейтинг, если отличается типоразмер или если используется другой автомобиль?
Другой автомобиль не сделает хорошие шины плохими или наоборот. Дело в том, что не все шины одинаково подходят для всех автомобилей. Могут быть отличия, к примеру, в комфорте, управляемости и т.д.
Если говорить о размерах, то нужно помнить, что шины разной размерности на самом деле могут быть разными продуктами, к примеру, в плане конструкции каркаса. DOT-код на боковине включает в себя только информацию о заводе, где была выпущена шина, и о дате изготовления. Информацию о конструкции производители не предоставляют, ни через DOT-код, ни каким-то иным образом. Некоторые производители сообщают нам, с какой даты начала выпускаться новая версия шин.
Почему результаты тестов разных журналов иногда существенно отличаются друг от друга?
Финальный рейтинг создается с учетом важности того или иного аспекта. Разработчики всегда создают компромиссные решения, и в мире нет шин, у которых были бы отличными все характеристики сразу. К примеру, в Центральной Европе акцент делается на сцеплении на мокром покрытии и скоростных качествах. В Скандинавии эти параметры имеют меньшее значение. В сравнительных таблицах читатели могут увидеть весомость оценок. Сейчас на сайтах некоторых журналов пользователи сами могут менять весомость, чтобы выбрать лучшие шины для своих потребностей.
Существуют также различия в методах тестирования, доступных возможностях, опыте и интерпретации результатов. Кроме того, есть возможность того, что шины не будут идентичны доступным на рынке.
Стоит ли в целом верить результатам тестов?
В число клиентов Test World входят, помимо специализированных журналов, практически все крупнейшие шинные производители мира. С точки зрения беспристрастности может показаться проблемой, что одна и та же организация проводит тесты как для журналов, так и для шинных компаний. Однако тут такая же ситуация, как с VTT или немецкими TÜV и Dekra. Все они осуществляют испытания и для журналов, и производителей, а критерии тестирования определяются клиентом. К тому же позитивный момент в том, что специалисты Test World постоянно видят одни и те же продукты в различных тестах, и поэтому они легко заметят, если шины покажут неожиданный результат. В остальном же «тестеры» не могут как-либо сотрудничать с производителями или иметь с ними какие-либо экономические отношения.
Знают ли пилоты, какие шины участвуют в тестах?
Во всех испытаниях шины обозначаются буквенными и числовыми кодами. Для пилотов не имеют значения марка и модель шин, поскольку они фокусируются на характеристиках покрышек. Только после окончательных расчетов, когда уже сформирована окончательная таблица, коды преобразуются в названия шин. Иногда результаты становятся неожиданностью для пилотов.
Помимо этого, весь процесс шинных тестов представляют собой составление статистической и математической базы данных, а конечный результат генерируется автоматически в соответствии с результатами испытаний и заранее определенной весомостью оценок. Учитываются результаты каждого заезда и каждая субъективная оценка. Каждое значение влияет на результат, и провести проверочные расчеты можно в любое время.
Почему отличаются результаты тестов разных лет?
Основная причина в том, что шины постоянно совершенствуются, и производители обновляют свои модели, хотя и название, и внешний вид остаются такими же. Кроме того, условия тестов нельзя полностью стандартизировать, и всегда будут небольшие отличия. К тому же хотя мы стараемся сделать тесты как можно более разнообразными, различия между шинами премиум-класса минимальны, поэтому рейтинг может меняться, хотя технически продукты будут в принципе идентичными.
Какие дешевые шины можно рекомендовать для покупки?
Некоторые недорогие марки принадлежат крупным производителям, которые гарантируют качество. При этом название производителя может быть не указано.
Могут ли производители влиять на характеристики шин в тестах?
Все крупные производители могут адаптировать шины и менять отдельные характеристики, и при этом шины будут выглядеть так же, как те, что доступны в продаже. К примеру, за счет изменения состава резиновой смеси можно улучшить сцепление, и обычно это приводит к снижению износоустойчивости, которая, как правило, не измеряется.
Почему?
Тесты на износоустойчивость — самые сложные и дорогостоящие, поскольку износ можно определить, только преодолев большое расстояние. Некоторые крупные производители пытались тестировать шины на специальных стендах, но пока результаты не очень релевантные.
В тесте нужно будет использовать два автомобиля и переставлять шины между ними, а также между осями. Водителей также должно быть несколько. В нашем последнем тесте участвовали 26 моделей шин, и на всех нужно было бы преодолеть по 20 000 км, так что можно представить, сколько на это ушло бы средств и времени.
Почему тестируются только новые шины, тогда как в основном они эксплуатируются уже в изношенном состоянии?
Причина во многом такая же, как с тестами на износоустойчивость. Для сопоставимых результатов история изношенных шин должна быть одинаковой.
Мы проводили тесты, чтобы получить данные о том, как меняются характеристики по мере износа. В то же время тесты изношенных шин сложно провести с достоверными результатами.
Как вы проверяете, что шины, полученные от производителя, не были модифицированы?
Если шины, полученные от производителя, показали сомнительные результаты, после этого будут проведены тесты шин той же модели, купленных в магазине, и если обнаружатся различия, вопрос будет уточнен у производителя. Разница в несколько процентов — это нормальные допуски, если же отличия будут большими, будут проведены дополнительные испытания.
Случайно выбранные шины проверялись всегда, а с 2012 года контрольные тесты стали обязательными. Иногда возникали сомнения, о части которых мы рассказывали. Некоторые из них привели к тому, что шины были сняты с тестов. При этом, были даже случаи, когда шины, купленные в магазине, оказывались лучше полученных от производителя.
Летние шины достаточно протестировать на мокром покрытии и снегу, чтобы определить, являются ли они одним и тем же продуктом. При необходимости можно также проанализировать резиновые смеси.
Производители знают об этих «допинг-тестах», поэтому если они поставляют специально подготовленные шины, это осознанный риск. Если обнаружатся различия, производителю будет предложено дать объяснение, в противном случае шины будут сняты с испытаний. Результаты тестов летних шин публикуются спустя небольшой период времени после самих испытаний, поэтому в большинстве случаев проверка осуществляется уже после публикации. Если будут обнаружены различия, об этом будет сообщено читателям.
На самом деле отличия выявляются крайне редко, так что или практически все поставляемые производителями шины идентичны доступным в продаже, или они научились обманывать даже умнее, чем раньше.
Учитывается ли дата производства?
Чем шина новее, тем больше вероятность, что она была модернизирована. К сожалению, обычному покупателю или даже нам почти невозможно получить дополнительную информацию.
Еще один момент — старение и затвердевание резины. Через пять лет после изготовления это уже сказывается. В то же время тут многое зависит от условий хранения, и самый сильный негативный эффект будет от воздействия прямого солнечного света. К счастью, очень немногие дилеры хранят свою продукцию на улице.
Можно ли заплатить за хороший результат теста?
Вопрос в последнее время актуальный, однако если рассмотреть его основательнее, станет понятно, что покупка результатов невозможна. Во-первых, обман вскрылся бы очень быстро. Производители постоянно тестируют шины друг друга и знают их особенности. Если в тесте журнала появились совершенно другие результаты, шум поднялся бы немедленно. Во-вторых, вряд ли можно представить, чтобы производители провели открытый аукцион, чтобы определить, кто купит первое место. И в-третьих, самая важная причина в том, что раскрытие подобного подкупа очень серьезно подорвало бы репутацию и журнала и производителя шин, а такой риск нельзя не учитывать. В нашем сегодняшнем мире все рано или поздно становится известно, так что надеемся, что открытость и прозрачность в будущем станут единственными принципами работы.
colesa.ru
Испытания сборных и соединительных шин
Страница 1 из 2
Сборные и соединительные шины испытываются в объеме, предусмотренном п. 5.2.1: на напряжение до 1 кВ — по п.п. 1, 3 — 5; на напряжение выше 1 кВ — по п.п. 2 — 6.
Приемо-сдаточные испытания шин должны осуществляться в соответствии с требованиями п.1.8.24 ПУЭ, профилактические испытания в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями п. 8 приложения 1 ПЭЭП.
Нормы приемо-сдаточных испытаний сборных и соединительных шин.
Объем приемо-сдаточных испытаний.
В соответствии с требованиями ПУЭ объем приемо-сдаточных испытаний определяет выполнение следующих работ.
1. Измерение сопротивления изоляции.
2. Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты:
а) опорных одноэлементных изоляторов;
б) опорных многоэлементных и подвесных изоляторов.
3. Проверка качества выполнения болтовых контактных соединений шин.
4. Проверка качества выполнения опрессованных контактных соединений шин.
5. Контроль сварных контактных соединений.
6. Испытание проходных изоляторов.
Перед испытанием ошиновки необходимо провести наружный осмотр, при котором проверяются целостность изоляторов, надежность крепления шин на изоляторах, качество правки и отсутствие перегибов шин, окраску шин и наличие зачищенных мест для наложения переносных заземлений.
Измерение сопротивления изоляции.
Измерение сопротивления изоляции производится мегаомметром на напряжение 1000 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.
О порядке измерения сопротивления изоляции следует руководствоваться указаниями
Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты.
а) опорных одноэлементных изоляторов. Керамические одноэлементные опорные изоляторы внутренней и наружной установки должны испытываться в соответствии с требованиями соответствующей инструкции.
б) опорных многоэлементных и подвесных изоляторов. Штыревые и подвесные изоляторы должны испытываться напряжением 50 кВ путем приложения данного нормированного напряжения к каждому элементу изолятора. Испытание изоляции шин распределительных устройств желательно производить через масляный выключатель (при его наличии) при отключенном линейном разъединителе. При испытаниях сборных и соединительных шин проверяется состояние изоляторов, прочность изоляционных воздушных промежутков между фазами и заземленными частями, состояние изоляции оборудования, связанного с шинами (трансформаторы тока, разъединители, выключатели и др.). Испытания изоляции шин 3 — 10 кВ сводятся к проверке изоляционных воздушных промежутков между фазами и проверке опорной изоляции каждой фазы относительно земли. Испытание следует начинать со средней фазы, заземлив при этом обе крайние фазы. Этим проверяется межфазная изоляция и отсутствие различных набросав и посторонних предметов на шинах. Затем испытанию подвергаются все три фазы относительно земли. Подведение испытательного напряжения и подключение заземляющего проводника к сборным шинам должно осуществляться при помощи гибких медных проводников (без скруток) сечением не менее 4 мм . При этом, одним концом проводник, используемый для подачи испытательного напряжения, должен быть жестко подсоединен к выводу испытательного трансформатора, а проводник, используемый для заземления сборных шин, одним концом должен быть жестко подсоединен к заземляющей клемме испытательного трансформатора. Наличие испытательного напряжения на испытываемом оборудовании устанавливается по показаниям вольтметра испытательной установки и по звуку короны. Изоляция считается выдержавшей испытание, если при испытательном напряжении не было пробоя или перекрытия изоляторов. О порядке проведения испытания изоляции повышенным напряжением следует руководствоваться указаниями.
Проверка качества выполнения болтовых контактных соединений шин.
Проверка осуществляется путем выборочного контроля качества затяжки контактов и вскрытие 2-3% соединений. Измерение переходного сопротивления также проводится выборочно на 2-3% соединений у сборных и соединительных шин на 1000 А и выше. О порядке измерения переходного сопротивления следует руководствоваться указаниями. Оценка качества соединения осуществляется сравнением падения напряжения или сопротивления, измеренные на участке шины длиной 0,7-0,8 м в месте контактного соединения и на участке той же длины и того же сечения без соединения. Падение напряжения или сопротивление участка с соединением не должно отличаться более чем в 1,2 раза от падения напряжения или сопротивления участка без соединения.
Проверка качества выполнения опрессованных контактных соединений шин.
Опрессованные контактные соединения бракуются, если:
— их геометрические размеры (длина и диаметр опрессованной части) не соответствует требованиям инструкции по монтажу соединительных зажимов данного типа;
— на поверхности соединителя или зажима имеются трещины, следы значительной коррозии и механических повреждений;
— кривизна опрессованного соединителя превышает 3% его длины;
— стальной сердечник опрессованного соединителя расположен несимметрично.
Также производится выборочное измерение переходного сопротивления 3-5% опрессованных контактных соединений. При этом следует руководствоваться требованиями указанными выше.
Контроль сварных контактных соединений.
Сварные контактные соединения проводов бракуются, если непосредственно после выполнения сварки будет обнаружено:
— пережог проводов наружного повива или нарушение сварки при перегибе соединенных проводов;
— усадочная раковина в месте сварки глубиной более 1/3 диаметра провода, а для сталеалюминиевых проводов сечением 150-600 мм — более 6 мм.
Швы сварных соединений жестких шин не должны иметь трещин, прожогов, кратеров и непроваров длиной более 10% длины шва при глубине более 15% толщины свариваемого металла. В сумме непровары, надрезы, газовые поры, окисные и вольфрамовые включения сварных шин из алюминия в каждом рассматриваемом сечении должны быть не более 15% толщины свариваемого металла.
Испытание проходных изоляторов.
Испытание проходных изоляторов проводятся в соответствии с требованиями соответствующей инструкции.
leg.co.ua
Тесты шин | Colesa.ru — шины и диски
Размер шин — Любой -110/80 R19120/70 R17140/60 R14145/60 R14150/70 R17155/65 R13155/70 R13160/70 R14165/55 R15165/65 R14165/70 R13165/70 R14165/70 R16165/75 R15165/80 R14170/35 R19170/60 R14170/70 R13170/75 R13175/50 R13175/60 R13175/60 R15175/65 R13175/65 R14175/65 R15175/70 R13175/70 R14175/75 R13180/55 R17180/85 R14185/50 R14185/55 R14185/55 R15185/60 R13185/60 R14185/60 R15185/65 R13185/65 R14185/65 R15185/70 R14185/70 R15185/75 R14185/75 R16185/75 R16C185/82 R14C190/50 R17190/55 R17190/60 R15190/60 R15C190/65 R15195/50 R15195/50 R16195/55 R15195/55 R15C195/55 R16195/60 R14C195/60 R15195/65 R14195/65 R15195/65 R16195/70 R14195/70 R14C195/70 R15C195/75 R15195/85 R15205/45 R16205/45 R17205/50 R15205/50 R16205/50 R17205/55 R15205/55 R16205/55 R17205/60 R15205/60 R16205/65 R15205/65 R15C205/65 R16205/65 R16C205/65 R17205/70 R14205/70 R15205/75 R15205/80 R16215/40 R17215/45 R17215/50 R17215/55 R16215/55 R17215/60 R15215/60 R16215/60 R17215/65 R16215/65 R16C215/70 R15215/70 R15C215/70 R16215/75 R15215/75 R16C215/75 R17225/35 R18225/40 R18225/45 R17225/45 R18225/50 R16225/50 R17225/55 R16225/55 R17225/55 R18225/60 R15225/60 R16225/60 R17225/60 R18225/65 R16225/65 R16C225/65 R17225/70 R15225/70 R15C225/70 R16225/75 R15225/75 R16225/75 R16C235/35 R19235/40 R17235/40 R18235/40 R19235/45 R17235/45 R18235/50 R18235/55 R17235/55 R18235/55 R19235/60 R14235/60 R16235/60 R17235/60 R17C235/60 R18235/65 R16C235/65 R17235/65 R18235/70 R15235/70 R16235/75 R15235/75 R16235/85 R16245/30 R20245/35 R19245/40 R17245/40 R18245/40 R20245/45 R17245/45 R18245/50 R18245/55 R18245/65 R17245/70 R16245/75 R16245/80 R20255/30 R19255/30 R20255/35 R18255/35 R19255/35 R20255/40 R19255/50 R17255/50 R19255/55 R16255/55 R17255/55 R18255/55 R19255/65 R16255/65 R17255/70 R15255/70 R16255/75 R17255/75 R22265/35 R19265/60 R18265/65 R17265/70 R15265/70 R16265/70 R17265/75 R16265/75 R1727/10.5 R14275/35 R19275/45 R19275/45 R20275/55 R20275/60 R16275/65 R17275/65 R18275/70 R16285/35 R19285/55 R18285/60 R18285/65 R17285/70 R17285/75 R16295/30 R2030/9.5 R15305/30 R1931/10.5 R15315/40 R2033/13.5 R15335/60 R16375/30 R20405/90 R325.5/70 R135/13.5 R136.5/45 R176/12 R167.5/0 R16
Бренды — Любой -4GOAcceleraAceAchillesAderenzaAdmiralAdvanceAdvantiAeolusAeroAezAitlAlcastaAlessioAllianceAlltechAlsterAltenzoAlutecAmerican RacingAmtelAnnaiteAntaresAnteoAnteraAosenAoteliAplusApolloAptanyArctic ClawArivoArmstrongASAAsantiAsterroASWAtlasATPATSAtturoAufineAugustAuplusAuroraAustoneAuto CoutureAutobacsAutogreenAutogripAutoguardAvatyreAvonAWSBantajBarsBarumBBSBelshinaBestDriveBeyernBFGoodrichBlack RhinoBlacklionBlue StreakBontyreBorbetBrasaBridgestoneBTSBWACachlandCAMCamberCapitolCarwelCatwildCeatChaoyangChengshanCMSComforserCompasalConstancyContinentalContyreCooperCordiantCoventryCrayCromodoraCross StreetCrossleaderCSTDaewooDailywayDavantiDaytonDBVDebicaDeestoneDelinteDelmaxDeltaDevinoDezentDiabloDiamoDiamondbackDick CepekDiplomatDjDmackDOTZDoubleCoinDoublestarDunlopDuraturnDuroDurunEcovisionEffiplusEldoradoEnkeiEnzoESA+TecarEstradaEternityEuroDiskEuroreparEventEvergreenEvoluxxExtremeFabulousFalkenFarroadFederalFesiteFierceFiremaxFirenzaFirestoneFomanFondmetalForceumFormulaForsageFortunaFortuneFR DesignFuldaFullrunFuryFutekFuzionGeneralGeniusGinellGislavedGitiGladiatorGoformGoldwayGoodrideGoodyearGRGreenDiamondGreentracGremaxGrenlanderGripmaxGroundspeedGSIGT RadialGT-7HabileadHaidaHankookHeadwayHemisphereHerculesHerovicHiflyHorizoniFreeijitsuIkon WheelsImperialInfinityIntercoInterstateIntertracInvovicIrisIronmaniWheelzJinyuJoyroadKapsenKellyKendaKeterKFZKinforestKingstarKleberKonigKormetalKormoranKoseiKronprinzKumhoKyowaLakeseaLandsailLanvigatorLappiLassaLaufennLeagueLeaoLensoLinglongLionhartLodio DriveLongMarchLorensoLSLucciniLumaraiMaborMagnumMAKMalatestaMaloyaMandrusMarangoniMarcelloMarshalMastercraftMastersteelMatadorMaximpleMaxtrekMaxxisMayrunMazziniMedeoMefroMegamiMembatMentorMeteorMetzelerMI-techMichelinMickey ThompsonMilestarMilestoneMille-MigliaMIMMinervaMomoMOMO TiresMotomasterMotrioMRFNankangNEONeolinNeoterraNereusNeutonNexenNextNitroNittoNokianNorautoNorrskenNortecNovexNP WheelsNWNZOhtsuOpalsOriumOtaniOvationOZPacePaxaroPetlasPirelliPitbullPlatinPneumantPoint SPopularPowertracPremadaPremiorriPresaPrestivoPrimewellPro CompProfilR-SteelRacing WheelsRadarRaidenRapidRapid TyreRedbourneRegalRemainReplica ForestReplica ForsageReplica FRReplica HReplica LegeArtisReplica LSReplica NWReplica OSReplica ReplayReplica RonerReplica WheelsReplica WigerReplica WSPRialRikenRoadclawRoadcruzaRoadOneRoadshineRoadstoneRoadXRockstoneRodatecRonalRondellRosavaRotallaRoveloRoyal BlackRRRS WheelsSaettaSaferichSaffiroSagitarSailunSatoyaSavaSeiberlingSemperitShinkoSilverstoneSime TyresSimexSlikSMCSonarSonnySparcoSpeedlineSplendidSportivaSRDSSWStar PerformerStarfireStarmaxxStilautoStrialSumitomoSunewSunfullSunitracSunnySuntekSunwideSuperiaSupermaxSWSwordSyronTaitongTatkoTaurusTECTechLineTecnoMagnesioTGRacingThree-ATigarTomketTooraTorqueToyoTracmaxTrayalTreblTrelleborgTri-AceTriangleTristarTSWTungaTyfoonTyrexUnigloryUnigripUniroyalValbremVee RubberVelocityVentiVianorViattiVictor EquipmentVikingVitourVoltyreVossenVredesteinVSPWanliWarriorWaterfallWestlakeWidewayWigerWiger SportWindaWindpowerWinrunWolfX’trikeX-RaceX7YamatoYataiYatoneYellowSeaYokohamaYSTZ TyreZeetexZennaZeppZepp Royal RoadZerraZestinoZetaZetumZormerАшкВикомВсмпоГАЗДнепрошинаКамаКикКременчугКумзМегалюмМШЗНовгородПромаСкадСмкФМЗШиныЯШЗ
Журналы — Любой -ABW.BYACEACE и GTUACE/ARBO/GTUADACAftonbladetAuto ExpressAuto Motor & SportAuto Motor og SportAuto motor und sportAuto ZeitungAutoBildAutoklub CRAutomobilismoAutonavigatorAutozurnalCar and Driver China DailyChoiceConsumer ReportsDrive OutEvoGTUGute FarhtKolesa.kzL’ArgusLa PresseMoottoriMotorMotor (Австралия)NAFOff RoadPCautoPromobilQuattroruoteSA4X4Sport AutoSUV MagazinTekniikan MaailmaTeknikens VarldTest WorldTire RackTuulilasiTÜV SÜDTyre ReviewsVi BilagareАвто Mail.RuАвтоРевюАвтоЦентрЗа рулем
Тип шины Внедорожные шиныВсесезонные шиныЗимние шиныЛегковые шиныЛегкогрузовые шиныЛетние шиныМото шиныШипованные шины
colesa.ru
ИСПЫТАНИЯ ШИН НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ В СТЕНДОВЫХ И ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ. ОБОРУДОВАНИЕ И АППАРАТУРА, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ШИН.
Испытания шин на долговечность в стендовых и дорожных условиях. Оборудование и аппаратура, применяемая при испытаниях шин.
Беговой барабан 5 получает привод от электродвигателя 4 и приводит во вращение две испытуемые шины 3. Они установлены на каретках 6, которые, перемещаясь на роликах по направляющим станины, прижимают шины к беговому барабану под действием грузов 1 через угловые рычаги 2. Станок является универсальным, на нем можно проводить испытания шин диаметром до 1400 мм при нагрузке до 45 кН и скорости качения 25-150 км/ч. Для проверки прочности каркаса при воздействии динамических нагрузок на рабочей поверхности барабана укрепляют различных размеров препятствия.
В целях ускорения процесса испытаний на износ шин применяют станки, на которых в процессе обкатки на шину действует крутящий момент, создаваемый гидротормозом, динамомашиной, либо станки с замкнутым контуром мощности.
Сцепные качества шин определяют в тяговом и тормозном режимах, включая буксование и полное скольжение.
В первом случае автомобиль с испытуемыми шинами буксирует динамометрическую машину, оборудованную гидротормозом, с помощью которого можно плавно увеличивать силу тяги вплоть до буксования колес тягача. Во втором случае динамометрическая машина используется в качестве тягача. Оценочным критерием сцепных качеств шин является сила тяги на крюке,
Перед испытаниями шин их взвешивают и балансируют, измеряют ширину профиля, в том числе под нагрузкой, глубину протектора в четырех сечениях.
При этом заезды должны совершаться с максимальной скоростью, а их число при испытаниях каждой шины должно быть не меньше 10. Заезд зачитывается, если при прохождении трассы не будет сбита ни одна вешка. Шины считаются приемлемыми, если кубическое значение скорости прохождения трассы на опытных шинах меньше такого же значения для эталонных шин не более чем на 10%.
Сцепные качества, сопротивления качению и характеристики бокового увода шин в дорожных условиях определяют на специальных, чаще одноколесных тележках Существуют конструкции тележек с активным приводом, на которых можно испытывать шины как в тормозном, так и в тяговом режиме.
Наиболее достоверные результаты о долговечности шин, или ходимости шин, включая износостойкость их протектора и усталостную прочность каркаса, можно получить, испытывая достаточно большое число шин в условиях эксплуатации.
ИСПЫТАНИЯ КОЛЕС
Колеса и ступицы в лабораторных условиях подвергаются главным образом испытаниям на прочность. Прочность ободов исследуется в основном тензометрическим методом, обод колеса в сборе с шиной, находящейся под давлением, подвергают действию вертикальной и боковой нагрузки. Тангенциальные нагрузки и крутящие моменты не учитываются, так как их влияние на прочность обода незначительно.
Испытания проводят на установках, аналогичных тем, которые применяют при испытании шин. Диски колес подвергают усталостным испытаниям на стендах.
Шины в сборе с ободьями подвергают прочностным испытаниям в броневой камере под давлением, доводя его до значения, при котором разрушается шина или обод. Для предотвращения взрыва вместо воздуха в шину нагнетается вода.
Прочностные качества дисков колес и ступиц определяют путем специальных ускоренных испытаний во время движения автомобилей по траектории, представляющей собой двойную или одинарную восьмерку. Скорость автомобиля задается наибольшей с учетом требований безопасности. При этом возникают боковые силы, которые нагружают колеса и ступицы изгибающим моментом, позволяя в короткий срок получить данные об их усталостной прочности. При определении прочностных качеств колес и ступиц широко применяется тензометрический метод, позволяющий подробно изучить напряженное состояние детали, выявить зоны концентрации напряжений, а также те области, в которых напряжения малы. На основании полученных материалов делают заключение о равнопрочности обода по сечению и диска, затем увеличивают, если это необходимо, напряжение соответствующей зоны и удаляют часть металла там, где напряжения незначительные. В результате таких мероприятий может быть повышена несущая способность детали и уменьшен ее вес. Возможность изучения напряженного состояния с помощью тензометрирования имеет особое значение для деталей, теоретические методы расчета которых отсутствуют или слабо разработаны. К таким деталям относятся диски колес и ступицы.
studopedia.net
Испытание сборных и соединительных шин
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Данная методика разработана электролабораторией в Краснодаре и Краснодарском крае ООО «Энерго Альянс» предназначена для проведения испытаний подвесных и опорных изоляторов в соответствии с требованиями п. 1.8.35 ПУЭ, раздел 1.
2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ.
2.1. При проведении испытаний используются следующие приборы:
• Мегаомметр 2500 В.
• Испытательная установка АИД-70.
•
3. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ.
3.1. Шины испытываются в следующем объеме:
• Измерение сопротивления изоляции подвесных, многоэлементных, опорных фарфоровых изоляторов.
• Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.
• Проверка качества болтовых контактных соединений.
• Проверка качества выполнения опрессованных контактных соединений.
• Контроль сварных контактных соединений.
• Испытание проходных изоляторов.
3.2. Для спорно-стержневых изоляторов испытание повышенным напряжением промышленной частоты не обязательно.
3.3. Электрические испытания стеклянных подвесных изоляторов не производится. Контроль их состояния осуществляется путем внешнего осмотра.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
4.1. Пусконаладочные работы по испытанию электрооборудования проводятся бригадой в составе не менее двух человек, которые должны иметь группу по электробезопасности не ниже IV, до и выше 1000 В.
4.2. К работам по измерениям и испытаниям должен привлекаться персонал, прошедший специальную подготовку и проверку знаний схем измерений и испытаний и имеющий практический опыт пусконаладочных работ в условиях действующих электроустановках в течение 1 месяца. Лица, допущенные к проведению испытаний, должны иметь при себе удостоверение по проверке знаний ПТБ с соответствующей в ней отметкой.
4.3. Установка приборов и сборка испытательных схем должна выполняться на специальных столах достаточной прочности и с площадью, дающей возможность удобно и свободно их разместить.
4.4. Провода , используемые для сборки временных испытательных схем, должны быть одножильными и многопроволочными с изоляцией , соответствующей напряжению цепей, и сечением, соответствующим пропускаемой величине тока, но не менее 4кв.мм. Применение алюминиевых проводов не допускается.
4.5. При сборке измерительных и испытательных схем прежде всего выполняются защитное и рабочее заземление испытательных аппаратов. Заземление должно быть выполнено медным проводом сечением не менее 4 мм’.
4.6. Питание временных испытательных схем для проверок и испытаний должно выполняться через закрытый автомат и штепсельный разъем (разъемную муфту). Автомат служит для защиты от короткого замыкания и перегрузок, а разъем — для видимого разрыва. При снятии напряжения первым отключается автомат, затем разбирается разъем. При подаче напряжения собирается разъемное соединение при отключенном автомате, затем включается автомат.
4.7. В электроустановках проверять отсутствие напряжения следует указателем напряжения только заводского изготовления , исправность которого перед применением должна быть установлена посредством предназначенных для этой цели специальных приборов или приближением к токоведущим частям, расположенным поблизости и заведомо находящимися под напряжением. В электроустановках напряжением выше 1000В пользоваться указателем напряжения необходимо в диэлектрических перчатках.
4. 8. Накладывать заземления на токоведущие части необходимо непосредственно после проверки отсутствия напряжения. Переносные заземления сначала нужно присоединить к земле, а затем, после проверки отсутствия напряжения, наложить на токоведущие части. Снимать заземления следует в последовательности (обратной наложению): с токоведущих частей, а затем от земли.
4.9. Измерения мегаомметром и испытание повышенным напряжением разрешается выполнять обученным лицам электротехнического персонала.
5. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА.
5.1. К проведению работ по испытанию допускаются лица, аттестованные на проведение данных работ, прошедшие проверку знаний по ПТБ и ТБ, обеспеченные средствами защиты.
5.2. Испытания и измерения проводит бригада из двух человек с квалификационной группой не ниже IV, до и выше 1000 В.
6. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ И НАЛАДКИ.
6.1. Характеристики окружающей среды: − Время года — в течение года.
− Время суток — с 8 до 17 часов. − Температура — не ниже +5° С. − Влажность — до 70%.
7. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ.
7.1. Измерение сопротивления изоляции подвесных, многоэлементных, опорных фарфоровых изоляторов.
7.1.1. Перед испытаниями изоляторы подвергают наружному осмотру , при котором проверяют целость фарфора и металлической арматуры, надежность армировки металлических деталей изоляторов, параллельность колпачка и фланца у опорных изоляторов и т.п.
7.1.2. Измерение сопротивления изоляции подвесных и многоэлементных изоляторов производится мегаомметром на напряжение 2,5 кВ только при положительных температурах окружающего воздуха.
7.1.3. Проверку изоляторов следует производить непосредственно перед их установкой в распределительных устройствах и на линиях электропередачи.
7.1.4. Измерение сопротивления изоляции проводят в соответствии со схемами на рис.1.
Рисунок 1
7.1.5. Измерение изоляции многоэлементных изоляторов проводят поочерёдно для каждого элемента.
7.1.6. Измерение изоляции шинопроводов проводят поочерёдно для каждой шины отдельно относительно земли и между фазами.
7.2. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты:
7.2.1. Опорных одноэлементных изоляторов.
Для этих изоляторов внутренней и наружной установок значения испытательного напряжения приводятся в таблице 1.
Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин.
Испытательное напряжение опорных одноэлементных изоляторов |
|
Таблица 1 |
|
||||||
|
|
|
|
||||||
|
Испытательное напряжение, кВ, для номинального |
|
|
||||||
Испытуемые изоляторы |
|
напряжения электроустановки, кВ. |
|
|
|
||||
|
3 |
6 |
10 |
15 |
|
20 |
35 |
|
|
Изоляторы, испытуемые отдельно |
25 |
32 |
42 |
57 |
|
68 |
100 |
|
|
Изоляторы, установленные в цепях шин и |
24 |
32 |
42 |
55 |
|
65 |
95 |
|
|
аппаратов |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.2.2. Опорных многоэлементных и подвесных изоляторов.
Вновь устанавливаемые штыревые и подвесные изоляторы следует испытывать напряжением 50 кВ, прикладываемым к каждому элементу изолятора.
7.2.3. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения для изоляторов, у которых основной изоляцией являются твердые органические материалы, 5 мин, для керамических изоляторов — 1 мин.
7.2.4. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты проводят в соответствии с рисунком 2, при этом все шины объединяют для проведения одного испытания относительно земли.
Рисунок 2
7.3. Проверка качества болтовых контактных соединений.
7.3.1. Производится выборочная проверка качества затяжки контактов и вскрытие 2-3% соединений.
7.3.2. Измерение переходного сопротивления контактных соединений следует производить выборочно на 2-3% соединений.
7.3.3. Контактные соединения на ток более 1000 А рекомендуется проверять в полном объеме.
7.3.4. Падение напряжения или сопротивление на участке шины (0,7-0,8м) в месте контактного соединения не должно превышать падения напряжения или сопротивления участка шин той же длины более чем в 1,2 раза.
7.3.5. Измерение переходного сопротивления контактных соединений шин проводится по схеме указанной на рисунке 3.
Рисунок 3. Схема измерения контактных соединений шин.
7.4. Проверка качества выполнения опрессованных контактных соединений.
7.4.1. Опрессованные контактные соединения бракуются, если:
а) их геометрические размеры (длина и диаметр спрессованной части) не соответствуют требованиям
инструкции по монтажу соединительных зажимов данного типа;
б) на поверхности соединителя или зажима имеются трещины, следы значительной коррозии и
механических повреждений;
в) кривизна опрессованного соединителя превышает 3% его длины;
г) стальной сердечник опрессованного соединителя смещен относительно симметричного положения более чем на 15% длины прессуемой части провода.
7.4.2. Следует произвести выборочное измерение переходного сопротивления 3-5% спрессованных контактных соединений.
7.4.3. Падение напряжения или сопротивление на участке соединения не должно превышать падения напряжения или сопротивления на участке провода той же длины более чем в 1,2 раза.
7.4.4. Измерение переходного сопротивления контактных соединений шин проводится по схеме указанной на рисунке 3.
7.5. Контроль сварных контактных соединений.
7.5.1. Сварные контактные соединения бракуются, если непосредственно после выполнения сварки будут обнаружены:
а) пережог провода наружного повива или нарушение сварки при перегибе соединительных
проводов;
б) усадочная раковина в месте сварки глубиной более 1/3 диаметра провода.
7.6. Испытание проходных изоляторов.
7.6.1. При наличии проходных изоляторов испытания проводятся в соответствии с требованиями методики «Методика проведения испытания вводов и проходных изоляторов».
8. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ.
8.1. Изоляторы считаются выдержавшими испытание при отсутствии пробоя, местных нагревов и трещин глазури и фарфора.
8.2. Сопротивление изоляции каждого подвесного изолятора или каждого элемента штыревого изолятора должно быть не менее 300 МОм.
8.3. При выполнении условий п.8.1;8.2 изоляторы считаются пригодными к эксплуатации.
8.4. По результатам испытаний и измерений электролабораторией в Краснодаре ООО «Энерго Альянс» составляется протокол.
el-lab-23.ru