История развития автомобильного транспорта кратко – — ,

1. История развития автомобильного транспорта

ремонт техобслуживание автомобиль транспортный

Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта – автомобильного. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного первые автомобили появились в самом конце XIX века. Хотя первые известные чертежи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат Леонардо да Винчи (Codex Atlanticus), однако ни действующего экземпляра, ни сведений о его существовании до наших дней не дошло. В 2004 году эксперты Музея истории науки из Флоренции смогли восстановить по чертежам этот автомобиль, доказав тем самым правильность идеи Леонардо. В эпоху Возрождения и позже в ряде европейских стран «самодвижущиеся» тележки и экипажи с пружинным двигателем строились в единичных количествах для участия в маскарадах и парадах. В 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец машины с паровым двигателем, известный как «малая телега Кюньо», а в 1770 году – «большую телегу Кюньо». Сам изобретатель назвал её «Огненная телега» – она предназначалась для буксировки артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара. В XIX веке дилижансы на паровой тяге и рутьеры (паровые тягачи, то есть безрельсовые паровозы) для обычных дорог строились в Англии, Франции и применялись в ряде европейских стран, включая Россию, однако они были тяжёлыми, прожорливыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили. В 1791 году русским изобретателем Иваном Кулибиным была изготовлена «самокатная повозка». Были отдельные случаи построения легковых автомобилей как предметов роскоши. Так, в историю вошёл La Marquise (официальное название – De Dion-Bouton et Trepardoux), построенный в 1884 году и работавший на паровой тяге. Появление лёгкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 году его соотечественник К Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 году К. Бенц изготовил первый автобус с ДВС. В 1896 году Г. Даймлер изготовил первое такси и грузовик. В последнем десятилетии XIX века в Германии, Франции и Англии зародилась автомобильная промышленность. В первой четверти XX века широкое распространение получили электромобили и автомобили с паровой машиной. В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу, в 1910-х в Нью-Йорке в такси работало до 70 тыс. электромобилей. В том же 1900 году Фердинанд Порше сконструировал электромобиль с четырьмя ведущими колёсами, в которых располагались приводящие их в движение электродвигатели. Через два года голландская фирма Spyker выпустила гоночный автомобиль с полным приводом, оснащённый межосевым дифференциалом. В 1906 году паровой автомобиль фирмы Stanley установил рекорд скорости – 203 км/ч. Модель 1907 года проезжала на одной заправке водой 50 миль. Необходимое для движения давление пара достигалось за 10-15 минут от запуска машины. Это были любимые машины полицейских и пожарных Новой Англии. 14 мая 1913 года в гонках по Санкт-Петербургу, на Волхонском шоссе, преодолена скорость 202,1 км/ч. Русская автогонщица Римская-Корсакова разогнала автомобиль до 110 км/ч. Иван Иванов разогнал автомобиль «Руссо-Балт» до 129,7 км/ч. Братья Стэнли производили около 1000 автомобилей в год. В 1909 году братья открыли первую в Колорадо гостиницу люкс-класса, и от железнодорожной станции до гостиницы гостей возил паровой автобус, что стало фактическим началом автомобильного туризма. Фирма Stanley выпускала автомобили на паровом ходу до 1927 года. Несмотря на ряд достоинств (хорошая тяга, многотопливность) паровые автомобили сошли со сцены к 1930-м из-за своей неэкономичности и сложностей при эксплуатации. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Автомобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. американский изобретатель и промышленник Генри Форд представил свою известную модель «Т». Этот относительно дешевый автомобиль революционизировал путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги. Генри Форд внёс немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта, внедрив в 1913 г. конвейерную систему сборки автомобилей. В 1923 году фирма Бенца изготовила первый грузовой автомобиль с двигателем Дизеля. В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы), которые впоследствии превратились в мотели. В России В России в 1780-е годы над проектом автомобиля работал известный русский изобретатель Иван Кулибин. В 1791 году им была изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения. Первый иностранный автомобиль в России появился в 1891 году, его привез из Франции на пароходе издатель и редактор газеты «Одесский листок» В. В. Навроцкий. Первый русский автомобиль был создан Яковлевым и Фрезе в 1896 году и показан на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Рекорды скорости Самая высокая скорость в мире – 1229,78 км/ч на наземном транспортном средстве – реактивном автомобиле Thrust SSC – была показана англичанином Энди Грином 15 октября 1997 г. А средняя скорость по двум заездам составила 1226,522 км/ч. Дорожка длиной 21 километр была размечена на дне высохшего озера в штате Невада (США). Экипаж Грина приводился в движение двумя реактивными двигателями «Роллс-Ройс» общей мощностью 110 тысяч лошадиных сил. Самую высокую скорость, которую развила на автомобиле женщина, равна 843,323 км/ч. Её показала в декабре 1976 г. американка Китти Хамблтон на трехколесном автомобиле S.М. Мотивейтор, мощностью 48 тыc. л.c. в пустыне Алвард, штат Орегон, США. По сумме двух заездов в двух направлениях её официальный рекорд равен 825,126 км/ч. Немецкое тюнинговое ателье 9ff представило новую информацию и новые фотографии доработанного Porsche GT9-R. Под капотом спорткара установили 1120-сильный мотор. Это официально мощнее, чем Bugatti Veyron с 1001 «лошадью». 4,0-литровый турбодвигатель с 6 цилиндрами позволяет разгоняться автомобилю до 100 км/ч за 2,9 секунды. Максимальная скорость 9ff GT9-R – 414 км/ч. Похоже, что это творение тюнеров может претендовать на звание самого быстрого серийного авто в мире, оставив позади SSC Ultimate Aero TT, чья «максималка» составляет 412, 28 км/ч. Правда, не стоит забывать о недавнем мировом рекорде скорости, который установил британский суперкар Keating TKR: под капотом стоит 7,0-литровый мотор мощностью 1800 л.с. Автомобиль разогнался до 416 км/ч. Для того, чтобы войти в Книгу рекордов Гиннесса, как самый быстрый серийный автомобиль в мире, ему нужно повторить собственный результат. Но в 2010 году Bugatti Veyron опять заняла нишу самого быстрого серийного автомобиля, создав Bugatti Veyron Super Sport увеличив мощность до 1200 сил, теперь её скорость более 431 км/ч.

studfile.net

История развития автотранспорта

Содержание

Введение......................................................................................................... 2

«Предки» автомобиля................................................................................... 3

Зарождение отечественного автотранспорта............................................... 5

Заключение................................................................................................... 11

Литература................................................................................................... 12

В красивых сказках и легендах выражена извечная мечта людей о средствах быстрого передвижения. Вспомним сказочные сапоги-самоходы, башмаки-самоступы, которые в одно мгновение переносили счастливого обладателя на большие расстояния: через высокие горы, дремучие леса, через моря и океаны. Но народ не только мечтал, он искал, изобретал чудесные машины для преодоления пространства. В настоящее время люди пользуются различными видами транспорта: речным, морским, грузовым, трубопроводным, воздушным, транспортом личного пользования.

Транспорт-перемещение людей и грузов (от латинского слова transporto – «перемещаю»), одна из важнейших областей общественного материального производства. Возникновением транспорта относится к древнейшим временам. В Древнем Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Для транспортировки грузов использовались рабы-носильщики которые переносили вьюки или тащили 2–4 колесные повозки. С ростом торговли появилось морское судоходство – гребные, а затем и парусные суда. Но народ не только мечтал, он искал, изобретал чудесные машины для преодоления пространства. Автомобильный вид транспорта является одним из более удобных и комфортабельных. Но не сразу автомобиль стал таким, каким как мы его знаем сейчас – с элегантным кузовом, мягкими сиденьями, эластичными рессорами и мощным двигателем. Много умельцев ломало голову над его созданием и совершенствованием.

От «Гамаксиона» до пневмопривода

Задолго до появления автомобиля люди уже изобретали разнообразные самодвижущиеся экипажи. Причем многие модели были не только действующими, но и весьма эффективными.

К примеру, рассказывает в книге «История автомобиля» А. Моравский, еще в середине IV века до н.э. для Дионисия младшего, тирана Сиракуского, был построен некий «Гамаксион» – машина, передвигавшаяся с помощью мускульной силы человека. Как уверяют предания, «Гамаксион» успешно состязался с конными колесницами. Деметрий Фалернский 308 году до н.э. соорудил трехколесную повозку, где в качестве двигателя использовалось беличье колесо. Вместо белки в колесе, естественно перебирал ногами человек. Мускулоходный экипаж имелся и у римского императора Коммода (176–192 гг. н.э.). В триумфальных шествиях римляне использовали также педальные колесницы (педали вертели, разумеется, рабы).

В XV веке мускулоходы заново изобретают в Европе. Они вызывают изумление и восхищение, их приобретают монархи. Скажем, император Священной Римской империи Максимиллиан I для торжественных выездов использовал роскошный экипаж с тем же беличьим, то бишь «ступальным» колесом вместо мотора. Внутри этого огромного колеса вышагивали пятеро дюжих мужчин… Шедевром считался мускулоход, построенный Иоганном Ха-утшем из Нюрнберга в 1469 году для короля Дании. А в 1688 году инвалид Стефан Фарфлер создал четырехколесную коляску с передним приводом. В движение ее приводил сам седок – вручную, через зубчатую передачу.

Затем пришла очередь пружиномобилей. Первая такая машина. созданная французом Жаком де Вокансоном (1709–1782), легко трогалась с места, двигалась и останавливалась. Швейцарский священник Жаневуа в 1760 году изобрел экипаж, в котором роль ключа для завода пружинных двигателей исполняли крылья наподобие тех, что имеются у ветряных мельниц. В Новом Орлеане в 1870 году построили пружинный омнибус мощностью около 16 л.с., который мог перевозить десяток пассажиров. Кстати, в конце ХК века в США было довольно много энтузиастов, полагавших, что пружиномобиль способен обогнать автомобиль…

Популярными тогда были и пневмомобили – машины, работающие на сжатом воздухе. Первую из них англичанин Ман построил еще в 1823 году, но широкое распространение пневмомобили получили лишь на исходе столетия, когда появились баллоны высокого давления для сжатого воздуха. Пневмогрузовики и пневмокары в немалых количествах строили в Великобритании, Франции, США. Слово «автомобиль» означает «самодвижущийся» – сам от латинского – движущийся». В наше время автомобиль – самое распространенное средство механического транспорта. В России в в ряду имен изобретателей одним из первых должен быть назван дворцовый крестьянин из Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687–1758), в 1752 г. создавший четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек. Интенсивные поиски новых видов транспорта велись в более развитых странах Запада.

Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735–1818) еще в 1791 г. изготовил педальную повозку-самокатку. В ней он использовал маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения, тормоза, рулевой механизм. Таким образом, повозка Кулибина, приводившаяся в движение человеком, стоявшим на запятках, содержала в себе ряд новых технических усовершенствований, впервые применявшихся в истории техники.

Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Опыты по созданию автомобилей, паромобилей и электромобилей проходили в разных странах в разных масштабах. Нельзя не отметить, что уже в 1899 г. русский инженер И.В. Романов разработал оригинальную конструкцию электробуса. И хотя в это время направление развития безрельсового сухопутного транспорта окончательно не определилось, а будущие автомобили еще занимали весьма скромное место в ряду с электро- и паромобилями, промышленное производство безрельсовых транспортных средств (БТС) неуклонно росло, а главное – повышалась экономическая потребность в них, особенно в таких территориально обширных странах как Россия и США .

Слово «автомобиль» означает «самодвижущийся» (от греческого autos – сам и латинского mobilis‑движущийся). В наше время автомобиль – самое распространенное средство механического транспорта. Во всем мире насчитывается более 300 млн. автомобилей.

Первые попытки создать самодвижущуюся повозку были сделаны еще два века назад.

В ряду имен изобретателей одним из первых должен быть назван дворцовый крестьянин из Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687–1758), в 1752 г. создавший четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек. Интенсивные поиски новых видов транспорта велись в более развитых странах Запада.

Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735–1818) еще в 1791 г. изготовил педальную повозку-самокатку. В ней он использовал маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения, тормоза, рулевой механизм. Таким образом, повозка Кулибина, приводившаяся в движение человеком, стоявшим на запятках, содержала в себе ряд новых технических усовершенствований, впервые применявшихся в истории техники.

Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Опыты по созданию автомобилей, паромобилей и электромобилей проходили в разных странах в разных масштабах. Нельзя не отметить, что уже в 1899 г. русский инженер И.В. Романов разработал оригинальную конструкцию электробуса. И хотя в это время направление развития безрельсового сухопутного транспорта окончательно не определилось, а будущие автомобили еще занимали весьма скромное место в ряду с электро- и паромобилями, промышленное производство безрельсовых транспортных средств (БТС) неуклонно росло, а главное – повышалась экономическая потребность в них, особенно в таких территориально обширных странах как

В 1769–1770 гг. французский изобретатель Ж. Кюньо построил трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в действие силой пара. Паровые тележки для обычных дорог строились также и в Англии, и в России, однако были они тяжелыми, неудобными для пользования и потому широкого распространения не получили.

Появление легкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 г. немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 г. его соотечественник К. Бенц начали производство первых самодвижущихся экипажей с бензиновыми двигателями. Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внес американский изобретатель и промышленник Г. Форд. В России автомобили появились в конце XIX в.

Первый советский автомобиль был выпущен в 1924 г. С этого времени начинается развитие автомобильной промышленности в СССР.

По своему назначению автомобили бывают транспортные (для перевозки пассажиров, грузов), специальные (санитарные, пожарные, автолавки, автокраны и др.) и гоночные (для спортивных соревнований). В свою очередь, транспортные автомобили делятся на легковые, грузовые и автобусы. В 1895 г. по улицам Санкт-Петербурга к Марсову полю проследовал первый автомобиль, приобретенный за границей. Началом зарождения автомобильного транспорта в России, как отрасли народного хозяйства, считается 11 сентября 1896 г., когда Министерство путей сообщения издало обязательное постановление «О порядке и условиях перевозки грузов и пассажиров по шоссе в самодвижущихся экипажах». 1 августа 1899 г. в Санкт-Петербурге на Марсовом поле состоялась проба автомобилей для перевозки пассажиров.

mirznanii.com

3. Краткая история развития видов транспорта

История развития отдельных видов транспорта и единой транс­портной системы уходит в далекие времена и тесно связана с на­учными достижениями.

С изобретением колеса стал развиваться сухопутный транспорт. До этого применялся лишь «волок». На водном транспорте долгие годы в качестве двигателя использовался парус, на суше – раз­личные животные.

Характерная черта транспорта – тесная связь с культурой и торговлей. Изобретение компаса, которое в конце XV в. привело к эпохе Великих географических открытий, значительно расшири­ло возможности общения между странами.

Формирование транспорта общего пользования в Европе в 60-е гг. XVIII в. совпадает с эпохой промышленного развития. Паровой двигатель дал транспорту невиданную доселе мощь и вызвал бур­ный рост экономики, позволяя осваивать новые территории для проживания населения и производства различной продукции и расширять связи между городами и странами. Рост экономики, в свою очередь, дал толчок развитию транспорта для обеспечения нужд производства и вывоза продукции. Здесь прослеживается причинно-следственная связь между транспортом, экономикой и структурой общества.

Появление транспортных средств, работающих на электротяге (в частности, электрического трамвая), изменило облик города, так как уменьшение времени передвижения позволило расширить территорию города.

Появление реактивных двигателей сократило время на транс­портировку грузов и пассажиров до минимальных значений, в связи с чем возросла, прежде всего, активность передвижения населения по странам и континентам. Развитие космического транспорта значительно расширило представления людей о космосе и предоставило возможности изучения других планет Солнечной системы.

Возникновение и развитие железнодорожного транспорта от­носится к первой половине XIX в. и напрямую связано с форми­рованием капиталистического способа производства, ростом круп­ной промышленности (в частности, горнодобывающей), образо­ванием национальных и мировых рынков, потребовавших быст­рой, массовой, недорогой и достаточно регулярной перевозки грузов.

Первые лежневые дороги5 были проложены на железоделатель­ных заводах, шахтах и рудниках (применялись в Великобритании с XIV в.). Лежни были деревянные, изнашивались быстро, повоз­ки часто сходили на землю. Тогда на дерево стали набивать желез­ные полосы. По лежням лошадь перевозила в 4 раза больше груза, чем на наземных повозках.

Первые металлические рельсы были изготовлены в Велико­британии в 1767 г. В 1776 г. их конструкцию изменили, введя чугунные уголковые рельсы.

Многие изобретатели в эту эпоху пытались построить локомотив, двигающийся по рельсам. Особенно большое значение для создания железнодорожного транспорта имели работы шотландского инженера и механика Ричарда Тревитика (1771–1833), который первым пришел к идее применения паровых локомотивов на специально устроенных рельсовых путях. В 1803 г. Тревитик сконструировал паровоз для рельсового пути, а в феврале 1804 г. провел первое его испытание. Впоследствии Тревитику удалось добиться еще большей скорости, причем паровоз тащил целый поезд из пяти вагонеток, общим весом около 25 т. Паровоз Тревитика был первым рельсовым паровозом в мире. Однако путь, состоявший из хрупких чугунных рельсов, был не приспособлен для передвижения столь тяжелого локомотива. Поэтому происходили частые задержки из-за ломки рельсов. Через три года упорной работы над усовершенствованием паровоза и рельсового пути Тревитик построил первую в мире опытную кольцевую дорогу в Лондоне.

В 1803 г. Джордж Стифенсон6 вместе со своим сыном Робертом построил первый парово­зостроительный завод, что позволило открыть междугородную железнодорожную линию общего пользования. А в 1814 г. он сконструировал и испытал свой первый паровоз, который в основном и решил проблему создания парового железнодорожного транспорта.

В 1811–1812 гг. в Англии создали паровоз с тремя парами колес: гладкие задние и передние катились по рельсам, а зубчатые средние цеплялись за рейки, проложенные рядом с рельсами. Это изобретение не на­шло применения на железной дороге, но было прообразом фуни­кулера.

В 1818 г. была построена первая железнодорожная линия протяженностью 61 км между городами Стоктоном и Дарлингтом, предназначенная для перевозки угля. В 1825 г. Стоктон-Дарлингтонская линия была открыта для публики.

Новая железная дорога быстро показала преимущества нового вида транспорта перед старыми способами передвижения, и популярность железнодорожного транспорта в Англии стала быстро расти.

Железные дороги коммерческого назна­чения были построены во Франции (1828), США (1829), Бель­гии и Германии (1835), Италии (1839), а также в Австралии, стра­нах Азии, Африки и Южной Америки (50-е гг. XIX в.).

Начало строительства рельсо­вых дорог в России относится к концу XVIII в. Чугунная рельсовая дорога в России была построена в 1788 г. инженером Ярцевым на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске, а затем – в 1808–1810 гг. на Алтае. Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 г. на Нижнетагильском заво­де Демидовых на Урале. Однако замечательные машины Черепановых не были использованы для развития железнодорожного транспорта в нашей стране.

Первая железная дорога общего пользования в России была проложена между Санкт-Петербургом и Царским Селом в 1837 г. Перевозки осуществлялись английскими паровозами со ско­ростью до 60 верст/ч7. В 1851 г. была построена двухпутная магист­раль Москва–Санкт-Петербург протяженностью 611 км.

Магистральные теп­ловозы в России были построены в 1924 г. Первые отечественные вагоны были построены в 1854 г. на Алек­сандровском заводе в Петербурге.

Мощность первых паровозов была 30–40 кВт, а к началу XX в. она достигла 600–1000 кВт. К этому же времени относятся первые попытки создания новых видов тяги: дизельной (тепловозной) и электрической. Впервые электротяга была применена в США в 1895 г., а в России – в 1926 г. В 1929 г. открыли сообщение на электротяге между Москвой и Мытищами. Электротяга является экономически выгодной, не загрязняет окру­жающую среду, что особенно важно, если железная дорога про­ходит в тоннелях (известны случаи отравления машинистов в тон­нелях паровозным дымом).

Применение электротяги способство­вало развитию метрополитена. Так, время появления первых ли­ний подземки в Лондоне – 1863 г., Нью-Йорке – 1868 г., Буда­пеште – 1896 г., Париже – 1900 г., Берлине – 1902 г., России – 1935 г..

Железные дороги со второй половины XX в. стали развиваться как межгосударственные и даже межконтинентальные. Примера­ми могут служить межгосударственная сеть железных дорог Евро­пы и железные дороги России, через которые осуществляются евро-азиатские связи.

Усиление международных торговых отношений, развитие науки, экологическая ситуация и энергетические проблемы потре­бовали модернизации и совершенствования железнодорожного транспорта, которому нет альтернативы в дешевых массовых и экологически чистых перевозках, что особенно заметно с 80-х гг. XX в., когда удалось значительно повысить скорости на железных дорогах мира.

Конец XIX – начало XX в. характеризуется появлением и развитием автомобильного транспорта (от греч. autos – сам и лат. Mobilis – подвижный, легко двигающийся).

В 1752 г. крестьянин Казанской губернии Л. Шамшуренков скон­струировал «самобеглую коляску», демонстрация которой прохо­дила в Санкт-Петербурге.

В 1791 г. талантливый самоучка Иван Кулибин продемонстрировал трехколесную «самокатку», в которой были коробка пере­дач, маховик и другие детали. Управление производилось педалями, скорость составляла до 10 км/ч.

Паровые автомобили появились в России в 1766 г., изобретатель Иван Ползунов, во Франции в 1769 г., изобретатель Ж.Кюньо, в Великобритании в 1800 г., изобретатель Эванс; 1801 г., изобретатель Тревитик и др., затем и в других странах.

Автомобиль на бензиновом двигателе создан в 1862 г., изобретатель Э.Ленуар8.

В 1801 г. крепостной слесарь Е.Артамонов построил первый двухколесный металлический велосипед. Затем создавались паро­вой, водяной, электрический, складной велосипеды. Многие узлы и конструкции велосипеда в дальнейшем стали деталями автомо­биля.

Первый электрический автомобиль был создан в 1842 г. в России (изобретатель И. Романов).

Можно сказать, что автомобиль не является изобретением одного челове­ка, так как каждый разработчик добавлял в него новые части. Так, германский инженер Бенц (основатель фирмы «Даймлер-Бенц») соединил уже изобретенную коляску и двигатель внутреннего сго­рания Даймлера и усовершенствовал их.

В 1885 году Даймлер поставил свой бензиновый двигатель на велосипед, а в 1886 году – на четырехколесный экипаж.

Позже появились разработки гибридных двигателей – элект­рических для работы в городе и бензиновых для перевозок на большие расстояния, двигателей на водородном топливе, двига­телей на различных видах растительного топлива. Так, с 1975 г. из-за энергетического мирового кризиса Бразилия использует многотопливные автомобили (более 80% вновь выпускаемых), работающие на спирте, получаемом из сахарного тростника, 90 % АЗС оборудованы спиртовыми колонками, США производит спирт для автомобилей из кукурузы, но из сахарного тростника в 8 раз больше энергии и производство на 60 % дешевле. В 2008 г. индий­ской компанией Tata намечен выпуск самого дешевого автомо­биля, работающего на сжатом воздухе с заправкой на специаль­ных АЗС в течение 3 мин или дома с помощью компрессора в течение 4 ч.

Официально первыми создателями отечественного автомоби­ля считаются Е.Яковлев и П. Фрезе (1896). Большой вклад в раз­витие грузового автомобиля внес Б.Луцкий.

Создание специализированных автомобилей позво­лило осуществлять связь между городами.

Водный (речной и морской) транспорт появился за 6–4 тыс. лет до н.э. Парус изобретен за 3 тыс. лет до н.э.

Первые суда представляли собой плоты, катамараны, бурдю­ки, выдолбленные или выжженные из стволов деревьев, челноки из шкур (калки), лодки из глины и т.д.

Необходимость увеличения грузоподъемности привела к пере­ходу к наборным судам (каркас – обшивка). Первыми движителя­ми служили шесты, весла (до трех ярусов, а на весле – до 12 греб­цов). Существовали универсальные суда – галеры. Гребные суда использовались до XVIII в. (в основном в военных целях).

На территории России в IX в. началось освоение Черного и Каспийского бассейнов, в начале XVII в. – освоение бассейна Се­верного Ледовитого океана, к середине века – освоение дальне­восточных морей. В конце XVII – начале XVIII в. Петр I построил порт в Архангельске, в 1703 г. – заложил Санкт-Петербург на Балтийском море. Позднее на Черном море были основаны порты Херсон (1778), Севастополь (1784), Одесса (1794).

Наивысший расцвет флота – вторая половина XIX в. (грузо­подъемность – 5–6 тыс. т, скорость – 33 км/ч и более). Желез­ный корпус судна появился в середине XVII в. Паровая машина стала применяться с 1807 г. в США, с 1815 г. в России. Морской колесный пароход был построен в Великобритании в 1818 г. В XIX в. применяли гребной винт, в XIX–XX вв. появились паровые турбины, дизели (тепловозы). В России в 1903 г. изобрели дизель-электроход. В 1899 г. построен русский ледокол «Ермак».

Относительно небольшая скорость движения морских судов требовала разработки новых принципов движения. Стали разраба­тываться две основные идеи: движение над водой и под водой.

Идея создания корабля, как бы висящего над волнами, была выдвинута шведом Э.Сведенборгом в 1716 г. Через 140 лет архи­тектор Архангельской губернской строительной и дорожной ко­миссии Иванов предложил проект судна на воздушной подушке, но паровая машина оказалась слишком тяжелой и проект откло­нили.

В России работы над судами на воздушной подушке начались в 1927 г. под руководством профессора В.И.Левкова. Построенные катера уже в 1937 г. развивали скорость около 120 км/ч. Построен­ное в 1953 г. в Англии судно на воздушной подушке проходило пролив Ла-Манш с 250 пассажирами и 30 автомобилями на борту за 40 мин вместо 1,5 ч, требующихся для обычного транспортного средства.

Недостатком судов, в которых применяют скэги9, в отличие от конструкций с так называемыми «юбками», т. е. устройствами, сдерживающими воздух под днищем корпуса, является невозможность их выхода на берег и необходимость стро­ительства пристани. Суда с «юбочной» конструкцией могут использоваться на воде, в том числе на мелководье, на суше и на льду.

Возможность применения атомных двигателей позволяет стро­ить суда и паромы даже для океанского плавания, где из-за ветроволнового режима высота судов должна быть не менее 3 м над поверхностью воды, что обуславливает увеличение мощности дви­гателей.

Другим видом конструкции явились суда на подводных крыль­ях. Первый патент на идею был получен во Франции в 1891 г. российским подданным Ш. де Ламбером. Скорость построенного им в 1897 г. катера заметно возросла, однако движение крыла в воде не обеспечивало устойчивости судна. Вплоть до 30-х гг. XX в. строительство кораблей на подводных крыльях шло без серьезных теоретических расчетов. Проблема была в том, что поведение подъемной силы крыла в жидкости и на границе раздела двух сред «воздух–вода» значительно сложнее, чем в воздухе (самолето­строение имело уже достаточно разработанную теорию поведе­ния крыла в воздушной среде). Эта проблема была решена в 1937 г. М.В.Келдышем и М.А.Лаврентьевым. В России разработкой судов на подводных крыльях занимался выдающийся конструктор Р.Е.Алексеев (1916–1980). В 1957 г. открылось регулярное пасса­жирское движение по линии Горький – Казань на крылатом ко­рабле «Ракета», разработанном под его руководством. Корабли на подводных крыльях движутся практически без качки. Опрос пассажиров показал, что суда на подводных крыльях пред­почтительнее в 99 случаях из 100 по сравнению с судами на воз­душной подушке.

Воздушная подушка и подводное крыло позволяют повысить скорость до 200 км/ч, в то время как авиация достигла средней скорости 1000 км/ч, а в отдельных случаях – 2500 км/ч. Рыночная конкуренция на транспорте потребовала и от водных его видов дальнейшего повышения скоростей, что привело к созданию экранопланов. Эта задача появилась более 50 лет назад, но пока не решена окончательно.

В 1-й четверти XX в. появился воздушный транспорт.

Механизм образования аэростатической подъемной силы был открыт Архимедом еще в III в. до н. э. Но подняться в воздух чело­век смог только через 2 тыс. лет.

Развитие летательных аппаратов, способных совершать полеты над Землей, шло по двум направлениям: создание аппаратов легче воздуха (воздушный шар, аэростат (от греч. аег – воздух и stator – стоящий, неподвижный), дирижабль (от франц. Dirigeable – управляемый), или управляемый аэростат) и создание аппаратов тяжелее воздуха (самолет, вертолет, или, по зарубежной терминологии, геликоптер, – основные средства авиации (от лат. avis – птица) и воздухоплавания).

Над осуществлением идеи полета работали многие ученые и изобретатели. Так, в 1475 г. Леонардо да Винчи, выдающийся художник, архитектор и талантливый инженер-механик, сделал эскизы вертолетов и планеров с мускульным приводом, один из которых имел вращающиеся винтовые поверхности, другой – машущие крылья. Эскизы появились как результат исследования скелетов птиц и человека.

Великий русский ученый М.В.Ломо­носов в 1754 г. построил аэродинамическую машину – действу­ющую модель вертолета. Это первая в мире разработка летательного аппарата тяжелее воздуха, подтвержденная документально.

В 1783 г. в Париже прошел испытания воздушный шар братьев Ж.-М. и Ж.-Э.Монгольфье, наполненный теплым воздухом от огромного костра. В том же году другой французский ученый Ж. Шарль разработал аэростат, наполняемый более легким газом – водородом.

В 1799 г. английский ученый Дж. Кейли предложил аппарат с неподвижным крылом, затем построил планеры для полета человека. В 1852 г. совершил первый полет дирижабль объемом 2,5 м3 с воздушным винтом, приводимым во вращение паровой машиной. Полеты на планере принесли известность немецкому ученому О. Лилиенталю (1881). В России в 1893 – 1894 гг. был спроектирован цельнометаллический дирижабль. В Германии в 1900 г. были продемонстрированы полет жесткого каркасного дирижабля конструктора Ф. Цеппелина. В 1883 г. знаменитый русский ученый А. Ф. Можайский построил самолет с паровой машиной для привода в действие воздушных винтов, однако ни его самолет, ни самолеты ученых других стран того времени с аналогичной силовой установкой успеха не имели.

Первый пилотируемый полет аэроплана с бензомоторной силовой установкой состоялся в 1903 г. в американском местечке Китти-Хок в Северной Каролине. Изобрели, построили и испы­тали воздушную машину американцы – братья У. и О.Райт.

В конце 1906 г. поднялся в воздух первый европейский аэроплан конструкции Альберто Сантос-Дюмона, и центр развития авиации переместился во Францию. Француз Л.Блерио впервые перелетел через пролив Ла-Манш за 37 мин. (ширина пролива 40 км) в 1909 г.

Авиация начала служить человеку, когда ей едва исполнилось 7 лет. В 1911 г. Г.Пекетт впервые перевез на самолете почту. Произошло это в Индии. Это можно считать открытием регулярной почтовой линии. 4 июля 1911 г. можно считать днем рождения гру­зовых воздушных перевозок. В этот день пилот доставил заказчику коробку с лампами от компании «Дженерал электрик».

В России первые полеты самолетов отечественных конструкто­ров И.И.Сикорского, А.С.Кудашева и Я.М.Гаккеля начались с 1910 г. В это время можно выделить три направления развития авиации: легкие самолеты, тяжелые самолеты и гидропланы – на по­плавках и лодочные гидросамолеты. Уже в 1913 г. русские конструк­торы во главе с И. И. Сикорским построили самолет с полетным весом 4,2 т. Знаменитый отечественный самолет «Илья Муромец» (1915) вмещал до 14 человек и имел скорость до 90 км/ч. В 1918 г. основоположник аэродинамики Н.Е.Жуковский создал лабора­торию, позднее реорганизованную в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е.Жуковского (ЦАГИ).

В историю вошел беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс, осуществленный экипажем под руководством В.П.Чкалова. Историческим стал рекордный по дальности перелет Москва–пос. Керби (Дальний Восток), осуществленный женским экипажем в составе В.С.Гризодубовой, М.М.Расковой и П.Д.Осипенко (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

Появилась целая плеяда отечественных конструкторов: С. В. Ильюшин (самолеты Ил), А.Н.Туполев (самолеты Ту), Антонов (самолеты Ан), П.О.Сухой (самолеты Су), А.С.Яковлев (самолеты Як), С.А.Лавочкин (самолеты Ла), А.И.Микоян и М.И.Гуревич (самолеты МиГ), М.Л. Миль (вертолеты Ми), Н.И.Камов (верто­леты Ка) и др.

Первые полёты гражданской авиации начались в 1924 г. но маршруту Москва–Нижний Новгород, а в 1925 г. в России была открыта первая международная линия Москва–Берлин.

После революции 1917 г. в России интенсивно развивалось дирижаблестроение. Начиная с 30-х г. XX в. воздушных гигантов ста­ли вытеснять самолеты. Интерес к дирижаблям резко упал, когда они один за другим начали сгорать при авариях. Однако к началу 70-х гг. вновь вспомнили о преимуществах дирижаблей:

– большая грузоподъемность;

– низкий расход топлива;

– практически неограниченные дальность и продолжительность полета.

Большое достоинство использования дирижаблей заключается также в том, что для них не нужны аэропорты со взлетно-посадочными полосами.

В 1950-х гг. начала развиваться реактивная авиация, позволившая достичь скорости 2500 км/ч (отечественный Ту-144 и зарубежный французско-английский «Конкорд»).

1980-е гг. характеризуются развитием воздушно-космических аппаратов многоразового использования, сочетающих достоинства авиационной и космической техники, например «Буран» (Рос­сия), «Шаттл» (США). Многоразовые корабли напоминают реак­тивный самолет с треугольным крылом. Кабина экипажа гермети­зирована. Грузовой отсек может открываться в космосе, «выпус­кая» спутник или выгружая конструкции орбитальной станции. «Шаттлы» имеют стыковочные узлы с переходными отсеками, которые позволяют им причаливать к международной космичес­кой станции.

Непрерывные виды транспорта, в частности трубопроводный транспорт, появились в глубокой древности (примерно 7000 лет назад) в виде водопровода, в котором вода передавалась по бамбуковым трубкам. В Древнем Египте и Китае использовались водо­подъемные устройства по типу современного ковшового элевато­ра, скребкового и винтового (архимедов винт) конвейера. В XV–XVI вв. деревянные винтовые конвейеры начали применять в му­комольном производстве. В 1764 г. механик Е. Г. Кузнецов в Ниж­нем Тагиле соорудил многоковшовый подъемник для подъема руды. В 1860 г. А. Лопатин на сибирских золотых приисках применил си­стему ленточных конвейеров из холста, а затем из кожи и стали – для транспортировки песка и гальки.

Первый нефтепровод был построен в США в 1865 г. В России в 1878 г. на нефтепромыслах Баку открыли трубопровод длиной 10 км с диаметром трубы 76 мм, который был разработан инженером В. Г. Шуховым. Патент передачи твердых грузов по трубопроводам был разработан в 1889 г.

Трубопроводный транспорт применяется в нашей стране для перекачки природного газа с конца 1940-х гг., так как до Второй мировой войны в России не было промышленного производства газа, существовали только местные небольшие газопроводы для перекачки газа, получаемого с помощью перегонки из древеси­ны, угля, нефти.

Трубопроводный транспорт способствует развитию внешнетор­говых связей с зарубежными странами, которым Россия продает нефть и газ (основной источник бюджета страны). Некоторые тру­бопроводы строятся на компенсационной основе, т.е. страны, покупающие в России сырье, участвуют в поставке труб и строи­тельных работах при прокладке трубопроводов.

Выработка и передача электроэнергии интенсивно началась в России в конце XIX в., а Единая энергетическая сеть стала обра­зовываться с 1920 г. по плану ГОЭЛРО. Основными источниками электроэнергии были тепловые станции, работающие на угле и торфе, гидроэлектростанции, вырабатывающие ток напряжени­ем 400–500 кВ, и лишь значительно позже появились атомные станции, вырабатывающие ток напряжением 750 кВ и более. Рос­сия продает электроэнергию за рубеж благодаря наличию круп­ных гидроэлектростанций: Красноярской, Саяно-Шушенской, Братской, Усть-Илимской и др.

studfile.net

Конспект занятия "История автомобильного транспорта"

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

города Иркутска

«Дом детского творчества №1»

hello_html_36ed9299.jpg

hello_html_31cf3c11.gif

Автор-составитель:

Пуляевская Н.П.,

педагог дополнительного образования

Иркутск, 2015

История автомобильного транспорта.

Цель: познакомить учащихся с историей развития автомобильного транспорта в России и зарубежом.

Интеллектуальная разминка

  1. Как вы думаете, какой транспорт сейчас наиболее популярен?

  2. Какие марки автомобилей вы знаете?

Новый материал

Автомобиль – пожалуй, одно из самых любимых и популярных изобретений человечества. В подтверждение этого сейчас по планете колесит более четырехсот миллионов автомобилей, и их количество увеличивается с каждым годом. Как любое великое изобретение, автомобиль родился не вдруг, к нему человечество шло несколько поколений, веков.

Как вы думаете, с чего все началось? Правильно, с колеса, которое было изобретено шумерами 5 000 лет назад. Историки и археологи пришли к выводу, что первые прообразы современных колес можно было увидеть около трех тысяч лет до нашей эры. У многих племен и народов колесо было даже определенным божественным символом, поскольку его часто сравнивали с Солнцем.

В древние времена человеку приходилось самостоятельно перетаскивать тяжести и грузы на большие расстояния. Как правило, груз волочили по земле. Вскоре люди заметили, что гораздо легче тащить, если на пути попадаются сучья и ветки. Некоторые начали сами подкладывать под тяжести круглые палки. Так родились своеобразные катки. Они применялись, например, при строительстве знаменитых египетских пирамид, когда огромные каменные блоки перетаскивали именно с помощью катков. Да и сейчас, несмотря на большой скачок в технологиях, часто для перетаскивания больших грузов используется этот старый, проверенный способ.

Вскоре бревна, использовавшиеся для катков, начали обжигать посередине, в то время как их концам оставляли прежний диаметр. Так появились по - существу первые грузовые телеги и повозки. Ими пользовались египтяне и скифы.

hello_html_21485b16.png

С приручением лошади и соответственно увеличением скорости движения повозок, старые сплошные колеса стали слишком тяжелы. Кроме того, они часто ломались при ударе о камни. Люди задумались над тем, как же «модернизировать» старые колеса, и начали выпиливать в них отверстия или сколачивать их из нескольких составных частей.

hello_html_m4d380d2f.png

А позже колеса стали насаживать на неподвижную ось – так появилась ступица. Можно сказать, что в этот момент (примерно две тысячи лет до н.э.) уже появился некий прообраз современного колеса. Появились деревянные жесткие повозки – телеги, которые успешно дожили до наших дней и до сих пор ими пользуются сельскими жителями. Преобразились они только в XV веке: появились первые рессоры, езда в них стала более удобной и спокойной.

Следующее полезное изобретение – кареты, но они были большой редкостью и пользовались ими только титулованные особы. Тяговой силой в них оставались лошади.

hello_html_1798cc6e.jpg

Но прошло время, и широко используемая на протяжении многих веков конная тяга перестала удовлетворять все нарастающие потребности в передвижении. Идея использовать другие силы при движении зарождалась в умах наиболее пытливых и смелых ученых, механиков, занятых изобретательством. Время от времени в разных странах кто-нибудь создавал различные механические диковинки, прообразы современных велосипедов, удивляя своих сограждан.

И вот в 1769 году французский инженер Николо - Жозеф Кюньо решил «запрячь» в телегу паровую машину и назвал ее «огненная повозка».

hello_html_me995fa3.jpg

Она имела 3 колеса, могла перевозить 4 пассажиров при средней скорости 3,5 и максимальной скорости 9,5 км/ч. Это был первый автомобиль, и в переводе на русский язык означает «самодвижущийся». Когда пар в автомобиле заканчивался, котел нужно было снова прогревать, разводя под ним костер. Поэтому водителя стали называть «шофером», что в переводе на русский означает «кочегар».

Но ездить на первых автомобилях было не только неудобно, но и опасно: от перегрева котел мог взорваться. И на смену паровому автомобилю пришел бензиновый, который начали производить немецкий изобретатель Готлиб Даймлер в 1885 году и его соотечественник Карл Бенц в 1886 году.

Сравните технические характеристики автомобилей:

Характеристики

Современный авто

Автомобиль Даймлера

Автомобиль Бенца

Объем двигателя (куб.см)

1300

469

984

Скорость (км/ч)

180

16

15

Мощьность (лошад. сил)

98

1,5

0,9

hello_html_482f002c.jpg

Автомобиль Даймлера имел одноцилиндровый двигатель 469 куб.см., 1,5 лошадиные силы и развивал скорость до 16 км/ч.

hello_html_6e79c945.jpg

Автомобиль Бенца имел следующие характеристики: одноцилиндровый двигатель 984 кб.см., мощность 0,9 лошадиных силы, скорость до 15 км/ч.

Современный автомобиль среднего класса имеет следующие характеристики: объем двигателя составляет 1300 куб.см., 98 лошадиных силы, максимальная скорость 180 км/ч.

В 1900 году Майбах конструирует первый «Мерседес» большой длины и колесами одинакового размера.

В 1908 году Генри Форд создал первый массовый автомобиль марки «Форд-Т». Это был идеальный автомобиль для массового покупателя. Машина не требовала регулировок, ее электропроводка не боялась сырости и загрязнений, коробку передач нельзя было сломать, даже специально нажимая на педали. Таких автомобилей было выпущено 15 178 888 штук.

С каждым годом менялся внешний вид автомобилей, улучшалась конструкция, возрастала скорость.

Первый автомобиль отечественного производства появился в 1896 году. Его сконструировали инженеры Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе.

hello_html_58de0df4.jpg

Машина не была просто копией немецкой модели, несмотря на то, что к 1896 году по Петербургу уже ездили четыре "бенца": два - модели "Вело" и два - "Виктория". Справедливости ради следует отметить разницу между русской и немецкой машинами: в двигателе рулевом управлении, в конструкции колес и других деталей.

Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел испытания в мае 1896 года, а в июне отделка машины была закончена и 1 июля она была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки. Тем не менее Яковлев и Фрезе настойчиво рекламировали свои изделия и продолжали работу над "самодвижущимися экипажами".

Два русских завода "Лесснер" в Петербурге и Русско-Балтийиский вагонный завод в Риге пытались наладить производство отечественных автомобилей.

Руководство завода «Лесснер» заключило с немецкой фирмой "Даймлер" договор постройки по лицензии двигателей внутреннего сгорания и автомобилей. Но не "Мерседесов", которые тогда выпускали в Германии, а сравнительно малоизвестных моделей, "2-х моторных телег", грузовиков сконструированных русским инженером Борисом Петровичем Луцким на предприятии в Берлине.

hello_html_m588a3298.jpg

Каждая из этих двух машин развивала при двигателе мощностью 12 л.с., скорость 11 км/ч и могла перевозить 5 тонн груза. Кроме того, "Лессер" выпускал и грузовики грузоподъемностью 1,2 и 2,0 тонн, а также пожарные машины, фургоны, автобусы (всего 13 разновидностей).

На Русско-Балтийском вагонный заводе в Риге первую машину собрали в 1909 года. Машины имели на радиаторе надпись "Русско-Балтийский", но в технической литературе в последующие годы за ними укоренилось наименование "Руссо-Балт".

hello_html_m6d5daa4a.jpg

Машины "Руссо-Балт" обладали исключительной выносливостью и прочностью. Так же на этом заводе в 1922 году собрали автомобиль «Промбронь».

После гражданской войны нашей стране досталось лишь 17 тысяч автомобилей зарубежного производства, многие из которых были неисправными. Появилась необходимость наладить производство отечественных автомобилей АМО-Ф-15.

hello_html_m2880fec2.jpg

С тех пор наша автомобильная промышленность стала стремительно развиваться. На месте бывших кустарных мастерских АМО был сооружён автомобильный завод (позднее он был назван именем Лихачёва). В Ярославле на месте бывших ремонтных мастерских построили завод по выпуску грузовиков.

В 1932 г. вошёл в строй один из крупнейших в Европе автомобилестроительный завод в Горьком (ГАЗ). Эти заводы заложили основу отечественного автомобилестроения.

В годы Великой Отечественной Войны за исключительно короткий срок на базе эвакуированных цехов ЗИСа в Ульяновске, Челябинске, Миассе и некоторых других городах Урала были созданы новые предприятия, которые сразу же развернули производство автомобилей для фронта.

После войны на смену устаревшим моделям пришли более современные, экономичные, удобные и безопасные. В 1946 г. вступил в строй завод по производству легковых автомобилей особо малого класса в Запорожье (ЗАЗ). Заводы в Минске, Кременчуге, Кутаиси стали выпускать мощные грузовики. В строй действующих предприятий вошли заводы в Ульяновске (УАЗ), автобусные заводы в городе Львове (ЛИАЗ), в Ликино Московской области, легковых автомобилей в Тольятти на Волге (ВАЗ), заводы грузовиков на реке Каме (выпускает КамАЗы). Кроме этих гигантских заводов, действует ряд ещё других, которые выпускают автомобильные краны, специальные машины и прицепы.

Задание

«Отгадай машину». Определите марку автомобиля по его логотипу. Ответы запишите в тетради.

«Цепочка». Выстроите в цепочку по мере изобретения следующие транспортные средства:

hello_html_2a07ef4a.jpg

«Поиски». Из разных источников узнайте, откуда, например, появилось слово «автомобиль».

«Сочинение». Напишите минисочинение (проза, стих) на тему «Если бы автомобилю не нужен был бензин…».

«Рисунок». Нарисуйте один из видов транспорта, которые появились до современного автомобиля.

«Фоторепортёр». Сфотографировать на дорогах района (города) автомобили необычных марок, цвета. Сделать стенгазету с фотографиями этих автомобилей.

infourok.ru

RealProJoe – вся правда об истории развития человека

История развития автомобильного транспорта напрямую связано с прогрессом, который, как известно, никогда не стоит на месте. Постоянно развивающиеся технологии прямо влияют на совершенствование автомобилей. Сегодня нам уже трудно представить тот “нерасторопный” мир, где со скоростью 20 километров в час колесят по мостовым безумно красивые Кадиллаки, Форды и Мерседесы.

Еще 200 лет назад любой рассмеялся бы в лицо, услышав, что даже малотоннажные шасси смогут перевозить любые грузы весом 6-7 тонн на любые расстояния.  А грузовик Hyundai HD 65, например, который может позволить себе любой частный предприниматель, будет иметь аудиомагнитолу в штатной комплектации. Впрочем, это еще 30 лет назад никто не мог себе представить подобной роскоши даже в легковом автомобиле.

Сегодня обилие автотранспорта поражает воображение: постоянно идет строительство новых дорог и паркингов, территории новых домов уже не проектируются без автостоянок, а добраться до работы пешком и вовсе зачастую невозможно, поэтому мы изо дня в день садимся в салон автомобилей, даже не задумываясь о том, с чего же все это началось.

Начало истории развития автомобильного транспорта

История развития автомобильного транспорта началась с чертежей великого Леонардо да Винчи, который изобразил автомобиль с пружинным приводом. С тех времен ни макета, ни действующей модели до нас не дошло, но ровно 10 лет назад флорентийские ученые попытались собрать автомобиль Леонардо по чертежам, и у них… получилось! Кроме того, те же ученые утверждают, что в период эпохи Возрождения в некоторых странах Европы можно было увидеть такие повозки с пружинным двигателем во время маскарадных шествий.

Иван Кулибин – русский Леонардо да Винчи – изготовил в 1791 году “повозку-самокатку”, благодаря чему вошел в мировую историю. Благодаря этому изобретению мир узнал о маховом колесе, подшипниках качения, коробке скоростей и тормозе.

20ю годами ранее, в 1769 году, француз Ж. Кюньо представил миру первый автомобиль с паровым двигателем, который был назван “Тележка Кюньо”. Через год изобретатель продемонстрировал уже вторую модель своей “тележки”, которую сам назвал “Огненная телега”. Это изобретение стало предшественником не только автомобиля как такового, но и паровоза.

Один из первых действительно роскошных легковых автомобилей появился в 1884 году. Он также работал на паровой тяге и носил гордое название De Dion-Bouton et Trepardoux, а народ прозвал его La Marquise.

Появление двигателя внутреннего сгорания открыло новые горизонты и стало началом новейшей истории развития автомобильного транспорта. Немец Г. Даймлер совершил этот прорыв в 1886 году вместе со знаменитым К. Бенцом. Вскоре появились первые такси и грузовики. Но об этом мы расскажем во второй части нашего обзора.

realprojoe.com

Урок по ОБЖ «История развития автомототранспорта»

Тема: «История развития автомототранспорта»

Цели урока: знакомство учащихся с историей развития автомобильного и мототранспорта и автомобильной безопасностью.

Материалы к уроку:

В настоящее время люди пользуются различными видами транспорта.: речным, морским, грузовым, трубопроводным, воздушным, транспортом личного пользования .

Транспорт-перемещение людей и грузов (от латинского слова transporto-« перемещаю» ), одна из важнейших областей общественного материального производства .Возникновением транспорта относится к древнейшим временам. В Древнем Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Для транспортировки грузов использовались рабы-носильщики которые переносили вьюки или тащили 2-4 колесные повозки .С ростом торговли появилось морское судоходство - гребные, а затем и парусные суда. Но народ не только мечтал, он искал, изобретал чудесные машины для преодоления пространства .Автомобильный вид транспорта является одним из более удобных и комфортабельных. Но не сразу автомобиль таким каким как мы его знаем сейчас - с элегантным кузовом ,мягкими сиденьями ,эластичными рессорами и мощным двигателем. Много умельцев ломало голову над его созданием и совершенствованием.

Мечты о самодвижущихся средствах передвижения издавна были присущи человеческому сознанию. Уже в эпоху средневековья появились транспортные средства, управляемые спрятанными внутри людьми. В 1490 году Леонардо да Винчи сконструировал повозку ... Остальная часть введения вырезана для уменьшения объема.

Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735-1818) еще в 1791 г. изготовил педальную повозку-самокатку. В ней он использовал маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения, тормоза, рулевой механизм. Таким образом, повозка Кулибина, приводившаяся в движение человеком, стоявшим на запятках, содержала в себе ряд новых технических усовершенствований, впервые применявшихся в истории техники.

Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Опыты по созданию автомобилей, паромобилей и электромобилей проходили в разных странах в разных масштабах. Нельзя не отметить, что уже в 1899 г. русский инженер И. В. Романов разработал оригинальную конструкцию электробуса. И хотя в это время направление развития безрельсового сухопутного транспорта окончательно не определилось, а будущие автомобили еще занимали весьма скромное место в ряду с электро- и паромобилями, промышленное производство безрельсовых транспортных средств (БТС) неуклонно росло, а главное — повышалась экономическая потребность в них, особенно в таких территориально обширных странах как

В 1769—1770 гг. французский изобретатель Ж. Кюньо построил трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в действие силой пара. Паровые тележки для обычных дорог строились также и в Англии, и в России, однако были они тяжелыми, неудобными для пользования и потому широкого распространения не получили.hello_html_605923c8.png

Далее появились почтовая карета Тревитика (1801), легковой паровой автомобиль Ханкока (1822), французский паровой омнибус (1873). Таким образом, тот факт, что пар является вполне подходящей движущей силой для транспортных самодвижущихся средств, получил всеобщее признание.

Между тем развивалось и другое направление в конструировании. В 1806 году в одном из швейцарских кантонов, мастерской Исаака де Ривазо было создано транспортное средство, которое могло продвинуться на несколько метров за счет двигателя внутреннего сгорания. Французу Ленуару пришла мысль соединить пары бензина с воздухом и использовать эту смесь как движущую силу. Такой примитивный двигатель дал возможность машине, на которую он был поставлен, преодолеть расстояние от Парижа до Жуэнвиля - Ле - Пон.

hello_html_m4c32228e.png

В Кельне Рейне Николаус Отто устроил небольшую мастерскую, в которой работал над усовершенствованием газолинового двигателя Ленуара. Во время одного из экспериментов родилась идея, которая оказалась решающей для дальнейшего развития двигателя - сжатие газовоздушной смеси в камере внутреннего сгорания и четырехтактный рабочий цикл. Отто запатентовал свое изобретение в 1876 году, не зная, что французский инженер Бo де Роща еще в 1862 году теоретически обосновал принцип четырехтактного двигателя. Поэтому после жалобы, поданной наследниками Роща, имперский суд отменил в феврале 1886 года патент Отто. С этих пор каждый, у кого было желание и возможности, мог заняться изготовлением четырехтактных двигателей.

hello_html_m4687d78c.png

Следующим после создателя газолинового двигателя Отто следует упомянуть Готлиба Даймлера, который поставил себе целью разработать легкий бензиновый двигатель, пригодный для экипажа. В результате был создан скоростной одноцилиндровый мотор объемом 460 куб.см. Он делал 700 оборотов в минуту и достигал мощности в 1.1 кВт (1.5 л.с.). Этот двигатель был снабжен системой зажигания и испарительным карбюратором.

Затем Карл Бенц в Мангейме сконструировал в 1885 году моторизованный трехколесный экипаж, а Даймлер создал первый на свете мотоцикл, у которого были деревянные окованные колеса и деревянная рама. Его масса составляла 90 кг, а максимальная скорость - 12 км/ч. Двигатель охлаждался вентилятором и крепился на раме на сайлентблоках из специальной резины. hello_html_m96eba80.png

Осенью 1886 года Даймлер поразил своих соотечественников конструкцией первого скоростного четырехколесного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Автомобиль развивал скорость до 18 км/ч. После всемирной выставки 1889-ого года успех машин Бенца и Даймлера не заставил себя ждать.

В последующие годы мощность двигателя возрастала на 15, 20, даже на 45 кВт (20, 30, 60 л.с.). Ременная передача не получила дальнейшего применения. Был разработан автомобиль современного типа: спереди - двигатель, затем сцепление, коробка передач, карданный вал, дифференциал с распределителем и жесткая задняя ось. Укрепила свои позиции четырехступенчатая коробка передач с зубчатыми колесами и кулисным механизмом. Конструкторы уже принимали в расчет соотношение между диаметром и ходом цилиндров, проблему наполнения цилиндров и многие другие проблемы, существенные для конструирования более мощных и в то же время экономичных двигателей. На рубеже столетий появилось зажигание от магнето системы Боша.

А вот тормоза у все более быстроходных автомобилей оставались относительно слабыми. Для усиления ручного тормоза машины были укомплектованы упорами, которые быстро опускались, если нужно было остановить автомобиль на подъеме. Уже в 1900 году начал действовать принцип, согласно которому каждый автомобиль должен был иметь две независимые системы тормозов. Ножной тормоз, сконструированный как "челюстной", блокировал передние либо задние колеса, ручной тормоз получил функцию вспомогательного.

В то время еще не практиковалось электрическое освещение автомобиля - достаточно широко было распространено карбидное.

Первые состязания и соревнования дали дальнейший импульс техническому совершенствованию автомобилей. В соревнованиях на кубок Гордона - Беннета в 1900 году впервые определились четкие правила: к участию допускались автомобили не легче 400 кг и не тяжелее 1000.

В Херкомеровых гонках, которые проводились с 1905 по 1907 год, имели право участвовать только четырехместные автомобили. Их оборудование должно было находиться в полном соответствии с тогдашними требованиями к автотуризму. Впервые машины стали подразделяться на классы, в зависимости от мощности двигателя. Аналогично дело обстояло и в последующих гонках принца Генриха. Результатом установления определенного регламента в соревнованиях был тот факт, что при производстве машин стали использоваться материалы более высокого качества. К примеру, легкие металлы. К прогрессивным элементам можно отнести шарикоподшипники, управляемые механические клапаны, многоступенчатые коробки передач, улучшенные карбюраторы и многие другие детали, способные увеличивать мощность двигателя и скорость движения.

С 1906 года известны так называемые состязания "Гран-При". Они продолжались и после первой мировой войны вплоть до 1921 года. Именно в этот период стали применяться двигатели с компрессором, мощность которых позволяла гоночным машинам развивать огромные скорости. Кроме того, различными автомобильными заводами выпускались автомашины самых разнообразных конструкций.

История известных марок

"Паккард" ("Packard Motor Car Company")

Это американская автомобильная компания, производящая дорогие представительские автомобили. Основана Дж.Паккардом в 1899 году и первоначально называлась "Ohio Automobile Company". Вначале выпускались моторные повозки-багги. В 1901 году Паккард представил небольшой двухместный автомобиль на выставке, где на него обратил внимание богатый бизнесмен Генри Джой. Ходовые качества автомобиля настолько поразили Джоя, что он сначала предложил финансировать проекты Паккарда безвозмездно, а затем и купил всю компанию и перевел ее в Детройт, переименовав в "Паккард Мотор Кар". Впоследствии на заводе стали выпускать все более мощные и дорогие автомобили.

"Альфа Ромео" ("Alfa Romeo")

История компании началась с того, что в 1906 в местечке Портелло недалеко от Милана было создано "Общество", намеревавшееся собирать французские легкие автомобили "Darracq". Во главе его стоял Уго Стелла. Легкие автомобили в Италии не пользовались популярностью и Стелла решил реорганизовать единственный завод "Общества" в оригинальное производство итальянских машин. Так, в 1910 году появилась компания A.L.F.A. (Anonima Lombarda, Fabbrica di Automobili), т.е. "Ломбардское акционерное общество по производству автомобилей". В 1915 году фирма перешла к Никола Ромео, который возобновил выпуск легковых автомобилей на базе нового 4-цилиндрового двигателя. Ромео дал компании свое благозвучное и легко запоминающееся имя. С 1986 года компания вошла в состав концерна "ФИАТ".

"Бентли" ("Bentley")

Уолтер Оуэн Бентли, создатель знаменитой марки спортивных автомобилей "Бентли", начинал как ученик мастера-железнодорожника, но вскоре увлекся гонками на мотоциклах, затем занялся продажей французских автомобилей в Лондоне. В 1919 году Бентли на основе своих идей разработал автомобиль. Он был задуман как скоростной спортивный автомобиль и вскоре стал одним из самых популярных машин века. Впервые в истории автогонок было заявлено, что автомобиль будет выступать под именем хозяина, капитана Уолтера Оуэна Бентли. Многочисленные победы в различных гонках поднимали и без того огромный престиж "Bentley". Экономическая депрессия 1931 привела к тому, что Бентли пришлось продать фирму. В 1931 году ее купила компания "Rolls-Royce", а в 1998 году она была продана концерну "Volkswagen".

БМВ (BMW)

В 1913 году на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Затем они решают объединиться в один авиамоторный завод, который в 1917 году регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke ("Баварские моторные заводы") - BMW. Впоследствии завод перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов. В 1928 году фирма приобретает автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними и лицензию на производство малолитражного автомобиля "Dixi". Его производство начинается с 1929 года. "Dixi" стал первым автомобилем БМВ.

"Форд" ("Ford Motors")

Эта Компания была основана Генри Фордом в 1903 году и, по мысли своего создателя, сразу предназначалась для выпуска массового дешевого автомобиля. Первоначально такой была модель "A", в 1908 году ее сменила модель "T". Успех новой модели были столь велик, что постоянно расширяющиеся предприятия Форда не справлялись с заказами. В "Форд Моторс" в 1913 году впервые в мире на производстве был введен метод стандартизации взаимозаменяемых частей изделий и конвейерная технология сборки автомобилей, что позволило всего за один год поднять в полтора раза производительность труда. К 1923 году каждый второй автомобиль в Америке делался на заводах "Форд Моторс".

"ФИАТ" ("FIAT")

Компания была основана в 1899 году Дж.Аньелли для сборки автомобилей по лицензии "Рено" с двигателями "Де Дион". К началу 1920-х годов ФИАТ уже становится крупнейшей компанией Италии.

"Ягуар" ("Jaguar")

Свое начало компания ведет от основанной в 1925 году двумя тезками - Уильямом Лайонсом (Lyons) и Уильямом Уолмсли (Walmsley) фирмы под названием Swallow Sidecar (сокращенно SS), первоначально специализировавшейся на производстве колясок для мотоциклов. Пробовал Лайонс проектировать и свои собственные автомобили, питая пристрастие к двухместным спортивным моделям. Выставив летом 1931 на Лондонской автомобильной выставке две модели SSI и SSII компания добилась серьезного успеха. В 1945 году компания стала называться "Ягуар", так как аббревиатура SS вызывала нежелательные ассоциации с нацистами.

"Мерседес-Бенц" ("Mercedes-Benz")

После смерти в 1900 году Готлиба Даймлера дело по производству автомобилей продолжили его сын Пауль и инженер Майбах. Все управление фирмой взял на себя Вильгельм Майбах, верный помощник Готлиба Даймлера. В 1900 году он начал разрабатывать новый автомобиль. Первый образец был выполнен в виде двухместной гоночной машины, которая была названа "Мерседес" в честь дочери одного из совладельцев компании - австрийского предпринимателя, дипломата и заядлого автогонщика Эмиля Еллинека. Компания по производству легковых автомобилей и двигателей с именем "Мерседес-Бенц" была основана в 1926 году.

Об отечественном автомобилестроении

Выход нашего автомобилестроения на новый технический уровень с созданием инфраструктуры смежных производств состоялся в 70-80 годы, когда начали работать новые и кардинально реконструированные заводы ВАЗ, Иж-маш, КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ.

hello_html_7469274a.pnghello_html_m6d3aa63a.png

Несмотря на экономические трудности последних лет, автомобилестроение России удерживает производство на достаточно высоком уровне.

В 1995 г. было выпущено свыше одного миллиона автобусов, легковых и грузовых автомобилей. Если вести отсчет от автомобиля Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе, то за 100 лет заводами России и Украины только легковых автомобилей изготовлено свыше 23 млн.

Развитие автомобильной безопасности

Безопасность автомобиля это первое на что надо обращать внимание при покупке автомобиля. На первом этапе развития автомобилестроения безопасности приделали минимум внимания, поскольку количество авто в мире было минимальным.

Только со временем когда мир авто значительно заполнился, перед автоконцернами встала такая проблема как – уровень безопасности автомобиля. Первым шагом к решению этой проблемы было введение такой новации как ремни безопасности. Их обязательное наличие в автомобиле сохранилось и сейчас.

Сейчас из-за большой загрузки автомобильных путей, высокой стоимости на топливо люди при покупке автомобиля смотрят не так на безопасность, как на то, чтоб он был поменьше и экономичней. Но статистика показывает что при авариях люди которые находились в больших автомобилях травмируются на много меньше чем в маленьких.

Во избежание травмирования людей при авариях, а так же и самих аварий изготовители автомобилей устанавливают на свою продукцию различные системы безопасности. Так проблему с потерей управления автомобилем при экстренном торможении было решено такой новацией как система АВС. Также есть и многие другие системы безопасности авто, такие как ESP, EBD, ESR, AST и ост., которые исключили такие проблемы как занос автомобиля, буксование, понижения сцепления колёс с дорожным покрытием, потеря управления, низкий уровень курсовой устойчивости. Также достаточно эффективной системой безопасности являются подушки безопасности, но эффективность от этой системы есть только при использовании ремней безопасности. В противном случае они могут даже навредить человеку.

Также увеличения уровня безопасности автомобилестроители добиваются способом специального конструирования кузова автомобиля. Так при лобовых авариях двигатель автомобиля смещается не на зад , в сторону салона, а падает под сам автомобиль, чем значительно уменьшает шанс травмировать пассажиров автомобиля. Также используются специальные материалы при изготовлении кузовщины из-за которых при авариях они имеют достаточно высокий уровень деформации и этим самим они значительно смягчают удар. Но этот способ увеличения безопасности автомобиля касается только тыловой и фронтальной части автомобиля, так как боковые стороны максимально усиляются с помощью различных лонжеронов, стоек.

Сейчас даже есть специальная шкала безопасности, по которой судят годен автомобиль для эксплуатации или нет. Также перед выпуском определённого автомобиля проводятся краш-тесты что узнать о последствии аварии на этом автомобиле.

В итоге если сделать оценку всей истории развития систем безопасности автомобилей можно сказать что прогресс в этой сфере значительно вырос и продолжает расти.

Вопросы для закрепления:

1. Что вызвало необходимость появления автомобилей?

2. Отличаются ли требования безопасности для авто и гужевых повозок?

3. Какие функции выполняет паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания?

4. Зачем нужны усовершенствования в безопасности автомобилей?

infourok.ru

Краткая история развития транспорта

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 23Следующая ⇒

Возникновение в первой половине XIX в. железнодорожного транспорта связано с развитием капиталистического способа про­изводства, ростом добывающих отраслей промышленности и обра­зованием мировых рынков, требованием которых были регулярные перевозки определенной номенклатуры грузов, характерных для раз­ных стран. Таким образом, происходил обмен необходимой продук­ции для каждой страны.

Первое подобие сегодняшних железных дорог — лежневые доро­ги, представляющие собой выступающие или врытые вровень с грун­том деревянные брусья (лежни) стали применять в Англии еще в XVI в. В России чугунные рельсовые дороги строились в конце XVIII в. на предприятиях, добывающих полезные ископаемые (уголь, руду и т.д.).

В 1803 г. в Англии построили первый паровозостроительный за­вод. В России отец и сын Черепановы построили первый паровоз в 1834 г. в Нижнем Тагиле. Железные дороги коммерческого назначе­ния построены во Франции в 1828 г., в США в 1929 г., Бельгии и Германии в 1835 г., Италии в 1839 г., в Австралии, странах Азии, Аф­рики и Южной Америке в 1950-е гг. Как видим, исторически было последовательное развитие железнодорожного транспорта в мире.

Первая железная дорога общего пользования в России начала ра­боту между Санкт-Петербургом и Царским Селом в 1837 г. В 1851 г. между Москвой и Санкт-Петербургом по железной дороге длиной 611 км со скоростью 60 км/ч стали ходить поезда.

Магистральные тепловозы появились в нашей стране в 1924 г.

Электротяга на железных дорогах стала применяться с 1895 г. (США), в СССР с 1926 г. Электротяга дает возможность рассматри­вать железнодорожный транспорт как экологически чистый. Кроме того, она позволила начать широкое строительство метрополитенов. Первый метрополитен (на паровой тяге) был построен в 1863 г. в Ан­глии. В нашей стране метрополитен начали строить с 1935 г.

Железные дороги со второй половины XX в. стали обслуживать не только перевозки собственной страны, но стали развиваться как межгосударственные и межконтинентальные.

Появление и развитие автомобильного транспорта относится к концу XIX — началу XX в. В 1752 г. сконструирована «самобеглая коляска» Л. Шамшуренковым, в 1791 г. И. Кулибин продемонстри­ровал трехколесную «самокатку» с педалями и со скоростью до 10 км/ч. В 1769 г. во Франции Ж. Кюньо сделал паровой автомобиль. В 1801 г. появился ряд изобретателей автомобиля в Великобритании. От двухцилиндровой паровой машины И. Ползунова до автомобиля с бензиновым двигателем, изобретенным Э.Ленуаром в 1862 г., про­шло 100 лет. Официальными конструкторами автомобиля в России считаются Е.Яковлев и П. Фрезе (1896). Первые электромобили в России демонстрировались в 1899 г.

В 1913 г. создан автомобиль для перевозок между городами (рис. 2.1).

Началом массового производства легковых автомобилей в России можно считать постройку в 1915 г. завода «Руссо-Балт», а грузовых — завод AMО в 1924 г.

Водный {речной и морской) транспорт появился 6... 4 тыс. лет до н.э. Около 3 тыс. лет до н.э. изобретен парус.

Первыми «судами» стали плоты, катамараны, бурдюки из шкур, выдолбленные или выжженные из стволов деревьев челноки. Пер­выми движителями были шесты, весла (до трех ярусов, а на весле до 12 гребцов). Гребные суда использовались до XVIII в.

Парусные суда появились еще в Древнем мире. Суда-расшивы (с XVII по XIX в.) имели паруса, но в безветренную погоду их тянули вдоль берега бурлаки.

Россия в 1903 г. впервые начала перевозку нефти наливом в теплоходе-нефтевозе (получил в мире название «русский способ»).

Наивысший расцвет флота — вторая половина XIX в. (грузоподъ­емность судов 5... 6 тыс. т, длина до 90 м, ширина 15... 17 м, скорость 33 км/ч и более). Железный корпус судна появился в середине XVII в. Паровая машина стала применяться с начала XIX в., в XIX—XX вв. появились паровые турбины, дизели (теплоход), в России в 1903 г. дизель-электроход. В 1899 г. в России построен ледокол «Ермак».

Рис. 2.1. Междугородный автобус, 1913 г.

 

Для повышения скоростей на водном транспорте стали разраба­тывать два основных направления: движение над водой (с 1716 г.) и на воздушной подушке (через сто лет).

Первым скоростным судном, развившим скорость около 70 км/ч, стал появившийся в годы Первой мировой войны торпедный катер.

В нашей стране работы над судами на воздушной подушке нача­лись в 1927 г. под руководством профессора В.И.Левкова. В 1937 г. катера развивали скорость около 120 км/ч. Недостатком судов, в основе которых было удержание воздуха под днищем скегов[11], в от­личие от конструкций с гибким ограждением («юбкой»), стала не­возможность их выхода на поверхность и необходимость строитель­ства для них пристани. Суда с с гибким ограждением могут исполь­зоваться на воде, в том числе на мелководье, суше и на льду.

Другим видом скоростных судов стали суда на подводных кры­льях, первый патент на идею был получен во Франции в 1891 г. русским подданным де Ламбертом. Вплоть до 1930-х гг. строитель­ство крылатых кораблей шло без серьезных теоретических расче­тов. Проблема была в том, что поведение подъемной силы крыла в жидкости и на границе раздела «воздух — вода» значительно сложнее, чем поведение крыла в воздухе (самолетостроение имело уже достаточно разработанную теорию поведения крыла в воздуш­ной среде). И лишь в 1957 г. было открыто регулярное пассажир­ское движение на крылатом корабле «Ракета» по линии Горький — Казань.

Использование воздушной подушки и подводных крыльев позво­лило поднять скорость движения судов до 200 км/ч. Рыночная кон­куренция между видами транспорта требовала и от водных видов дальнейшего повышения скоростей, что привело к созданию экра- нопланов.

Продолжаются работы и в другом направлении — создание под­водных пассажирских и грузовых судов. Уже работают туристические подводные суда. Здесь также существует целый ряд проблем.

Возможность применения атомных силовых установок позволяет строить суда и в том числе паромы даже для океанского плавания.

Трубопроводный транспорт активно развился за последние 50 лет. Это связано с изменением топливно-энергетического балан­са: доля угля, древесины и торфа снизилась с 80 до 22 %, доля нефти и газа увеличилась до 78 %. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. По тепловому эквиваленту себестоимость добычи газа в 13 раз ниже угольной и в 3 раза ниже нефтяной. Производительность труда при добыче газа в 25 раз выше, чем при добыче угля и в 3 раза выше, чем при добыче нефти.




infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о