Из чего состоит шрус: ШРУС: зачем в машине граната?

Роль гранаты в легковом автомобиле

  • Главная
  • /
  • Ремонт и ТО
  • /
  • Что такое ШРУС в автомобиле и где он находится

13 февраля 2023

«Граната» — это устоявшееся жаргонное название стержня равных угловых скоростей (ШРУС), он же — гомокинетический шарнир в машине. Этот элемент трансмиссии позволяет стабильно передавать крутящий момент между подвижным валами под постоянно меняющимися углами. Востребованность на рынке передне и полноприводных автомобилей сделала такой элемент, как «граната» практически обязательным для трансмиссии современного легкового автомобиля. «Граната» в машине бывает наружной и внутренней.

Есть много конструктивных решений трансмиссии, но роль ШРУСА в машине неизменна — надёжная передача вращающего момента под углами до 70 градусов, что недостижимо для кардана.

Устройство ШРУС

Внутренний ШРУС состоит из следующих элементов:

  • Корпуса-стакана с тремя канавками, совмещённого с ведущим валом.
  • Трёхлучевой вилки, которая находится в корпусе и надевается на шлицы ведомого вала.
  • Трёх роликов, вращающихся на игольчатых подшипниках.
  • Герметичного пыльника со смазкой.

Наружный ШРУС состоит из следующих элементов:

  • Совмещённого с ведомым валом сферообразного корпуса.
  • Шароподобной обоймы, соединённой с ведущим валом.
  • Шести шариков, они находятся в обойме.
  • Сепаратора, удерживающего шарики.
  • Герметичного пыльника, наполненного смазкой.

ШРУС: преимущества перед карданами

Ряд уникальных функций, которые обеспечивает ШРУС:

  • На сегодняшний день, гомокинетический стержень — это лучший вариант непрерывного привода для колёс машины, постоянно изменяющих своё положение относительно КПП и редуктора.
  • Подвеска и рулевое управление получают большую свободу.
  • ШРУС снижает нагрузку на трансмиссию машины и паразитные вибрации.

Типы ШРУСов в машине

В зависимости от типов техники и решаемых задач, конструктивно выделяют основных 4 типа:

  • Шариковые. Это конструктивное решение применяется в автомобилях для наружных «ШРУСов». Устроен шариковый ШРУС следующим образом. Во внешнем корпусе с канавками находится обойма и сепаратор с шариками, которые, в свою очередь, перекатываются между корпусом и обоймой. Шарики позволяют постоянно передавать крутящий момент под углом до 70 градусов. Вне зависимости от того, в каком положении находится колесо машины, момент передаётся без разрывов и биений, что практически оптимально, для постоянно меняющего своё положение колеса.
  • Трипоидные. Для внутреннего ШРУСа нет нужды в передачи момента под углом свыше 20 градусов. Этот тип отличается повышенной надёжностью. Конструктивно, трипоидная «граната» — это трёхлучевая вилка с тремя роликами на игольчатых подшипниках, надетая на шлицы оси и способная перемещаться по пазам в стакане. Такое техническое решение обеспечивает значительный свободный осевой ход, который позволяет увеличивать и уменьшать длину осей при артикуляции подвески машины. Такой ШРУС в автомобиле очень долговечен и выдерживает большие ударные нагрузки.
  • Спаренные карданные. Громоздкая конструкция, применяемая в основном на спецтехнике.
  • Кулачковые (сухариковые) и кулачково-дисковые. Они способны выдерживать колоссальные нагрузки, но не переносит высоких скоростей автомобиля. Такие ШРУСы склонны к перегреву и применяются преимущественно на грузовых машинах.

Признаки поломки ШРУС

  • Хруст. Начнём с самого плохого. Хруст в «гранате», это почти 100% -й признак того, что поздно пить “Боржоми” и придётся менять весь узел в сборе. На подъёмнике пред взором, скорее всего, предстанет печальная картина давно разорванного пыльника, свидетельствующая об ушедшей смазке, а значит критическом износе шарнира. Хруст сначала возникает при вывернутых колёсах, а когда он слышен при прямолинейном движении, то привод колеса может заклинить в любой момент. Остаётся прямолинейно двигать до ближайшего СТО, а разумнее воспользоваться эвакуатором.
  • Щелчки. Ещё один акустический признак смерти ШРУСа в автомобиле. Зависающие в изношенных обоймах шарики издают единичные или множественные звуки, входящие в “гармоничную” симфонию с хрустом. На высокой скорости шумовые эффекты исчезают, что отнюдь не свидетельствует о самоизлечении, а является лишь дополнительным диагностическим признаком. Вердикт такой же — менять «гранату» или полуось в сборе.
  • Свист. Насвистывания характерны для многих механических неполадок, вот и шарнир не является исключением.
  • Рывки и вибрации при движении. Во время трогания с места, при неисправном ШРУСе, можно ощутить едва заметные толчки — машина будто движется рывками. Рывки нередко наблюдаются при сильном износе канавок внешних ШРУСов. Вибрации говорят о поломке внутреннего, трипоидного ШРУСа.

Диагностика поломки не составляет труда (слишком уж характерны, исчезающие на скорости звуки). А вот определить с какой стороны находится проблема — достаточно просто. Если звук слышен при движении с вывернутыми направо колёсами — это правая внешняя «граната», если с вывернутыми влево — левая.

Профилактика. Сама по себе «граната» — конструкция прочная и надёжная, а заводской брак шарнира в машине встречается крайне редко. Уязвимым местом находится в резиновом пыльнике, подверженном суровым испытаниям. Именно разрывы пыльника запускают порочный круг поломки, поэтому за его состоянием желательно пристально следить.

Лечение. К сожалению, очень редко помогает замена пыльника и смазки, но в подавляющем большинстве случаев приходится менять весь узел.

Здоровья вам и вашей машине и удачи на дорогах.

Комментарии

Рекомендованные статьи

Смазка ШРУС 4: особенности, применение, современные аналоги


ШРУС – одна из важнейших деталей ходовой части автомобилей. Этот механизм служит для передачи вращательного движения от одной оси к другой.

В целом данный узел считается достаточно надежным, но, как и любой другой нагруженный элемент, он нуждается в своевременном смазывании.

Смазка ШРУС 4 – является одним из популярных материалов, который используется для обслуживания шарниров равных угловых скоростей. В данной статье мы подробнее рассмотрим особенности данного состава, а также сравним его с современными аналогами.

Что такое ШРУС?

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) представляет собой подвижный узел ходовой части, используемая в автомобилях с передним и полным приводом. Данный механизм был изобретен Альфредом Рцеппом в 20 годах XX века, а уже к середине столетия он получил широкое распространение в различной автомобильной технике.

ШРУС служит для передачи крутящего момента к направляющему колесу от коробки передач, а также передачи вращательного движения от одной полуоси к другой. Угол поворота данной детали составляет до 70°, но, чаще всего, это значение не выходит за рамки 20°.

Данный узел отличается огромным запасом прочности, зачастую превышающим срок эксплуатации транспортного средства, небольшой, по сравнению с карданным сцеплением массой, а также существенно снижает износ шин.

Существуют следующие разновидности таких шарниров:

  • Триподный (используется в качестве внутреннего ШРУСа)
  • Сухариковый (используется на грузовых автомобилях)
  • Спаренный шарнир (практически не применяется из-за сложной конструкции)
  • Шариковый / ШРУС Рцеппа (применяется в легковых автомобилях на осях)


Триподный ШРУС служит для компенсации осевых перемещений. Данный узел состоит из корпуса, внутри которого расположена трехлучевая вилка, работу которой обеспечивают ролики на основе игольчатых подшипников. Такая конструкция допускает как угловые, так и осевые перемещения. Во время поворота или при осевых ударах перемещение роликов происходит в направляющих канавках корпуса.


Этот вид шарниров используется в качестве внутренних ШРУСов привода колес.

Сухариковые (кулачковые) шарниры используются только в грузовых автомобилях. Обусловлено это тем, что в такой технике невысокая угловая скорость вращения, поэтому ШРУС не будет перегреваться.

Спаренные шарниры представляют собой два кардана, скрепленных между собой. Такая конструкция позволяет компенсировать их неравномерное вращение. Эти ШРУСы ставили на американские автомобили 20 годов XX века, а позже – на американские внедорожники. Сегодня их можно встретить в некоторых моделях тракторов, строительной техники и грузовиках.


Шариковый ШРУС служит для передачи вращения при помощи металлических шариков, скользящих в специальных канавках в корпусе узла. Данный тип деталей используется в качестве наружного шарнира колеса в современных переднеприводных автомобилях. Это обусловлено способности ШРУСа передавать большой крутящий момент, большим углом поворота и минимальным люфтом между элементами.


Ввиду конструкционных особенностей шариковый ШРУС не способен компенсировать осевых перемещений агрегатов подвески и трансмиссии. Для этих целей служат другие детали.


Правильное функционирование всего привода обеспечивают два ШРУСа: внутренний и наружный. Первый по размерам больше, чем второй. Внутренний ШРУС служит для передачи движения от трансмиссии к валу. Наружный шарнир приводит в движение ступицу колеса, для чего на нем предусмотрены посадочные шлицы.

Неисправности

Современные ШРУСы, используемые в автомобильной технике обладают очень большим ресурсом, сопоставимым со сроком службы транспортного средства. Однако и они могут выйти из строя, зачастую, совершенно неожиданно для автовладельца.

Чаще всего причиной поломки ШРУСа служит негерметичный пыльник. Причиной его износа являются плохие дороги и частая езда по пересеченной местности.

В процессе эксплуатации через поврежденный кожух внутрь узла проникает дорожная грязь, влага, реагенты и другие загрязнения. Смешиваясь со смазкой, заложенной в деталь, образуется абразивная паста, которая вызывает сильный износ. Сначала возникает хруст при поворачивании, а затем происходит заклинивание или потеря роликов подшипников.

Следующей причиной поломки является агрессивный стиль вождения и неграмотное вмешательство в конструкцию транспортного средства. Следует помнить, что гражданский автомобиль не рассчитан на частые торможения трансмиссией и резкие старты с пробуксовками. При трогании с вывернутыми колесами, когда ШРУСы частично заблокированы, возникают очень высокие нагрузки на элементы шарниров.

Владельцы тюнингованых автомобилей также попадают в группу риска. Это связанно с тем, что при разгоне двигателя банально забывают о модернизации штатных приводов и ШРУСов, которые не рассчитаны на передачу дополнительного крутящего момента и нагрузки.

Последней причиной, по которой шарниры выходят из строя, является старение смазочного материала внутри узла. Это естественный процесс, от которого никто не застрахован. Поэтому в целях профилактики неисправностей, наряду с осмотром состояния пыльников, нужно производить замену смазки.

Особенности смазки ШРУС-4


Смазка ШРУС-4 производится по ТУ 38 УССР 201312-81. Для ее изготовления применяется минеральное масло, загущенное литиевым мылом, комплекс антифрикционных и антикоррозионных присадок. Существуют разновидности, где дополнительно добавляется дисульфид молибдена, увеличивающий несущую способность материала и придающий ему высокие противозадирные свойства.

Данный материал применяется исключительно для обслуживания внешних шарниров равных угловых скоростей. Помните, что для этих узлов нельзя использовать углеводородные и графитовые смазки.

Свойства:

  • Диапазон рабочих температур от -40 до +120 °C

  • Хорошая водостойкость

  • Высокая адгезия

  • Хорошие антиокислительные свойства

  • Сохраняет консистенцию при высоких температурах

  • Хорошие противозадирные свойства

  • Малая испаряемость

Качественная смазка ШРУС-4 должна снижать нагрузку и трение в узлах, а также защищать металлические поверхности от корррозии, что увеличит срок службы деталей и повысит надежность эксплуатации.

Существует две разновидности такой смазки: литиевая и с добавлением дисульфида молибдена.

Первые широко распространены в России и странах СНГ. Они обладают высокими антифрикционными свойствами и значительно снижают нагрузки в узлах детали. Срок службы таких материалов зависит от качества, но, как показывает практика, замена смазки производится каждые 50-60 тыс. км пробега.

Второй вид смазки распространен за рубежом. Большинство производителей используют дисульфид молибдена в качестве основы. Такие матерые обладают более сильными антикоррозионными и противозадирными свойствами. Но, вместе с этим, у них есть одна отрицательная особенность – гидрофобия. При попадании влаги в смазочный материал происходит ухудшение рабочих характеристик. Срок службы таких смазок в среднем составляет 100 тыс. км пробега.

Смазка ШРУС-4 – не самый плохой вариант для обслуживания внешних шарниров. Она проверена временем и имеет не самые плохие отзывы. Но, зачастую бывает так, что в руки автовладельцев попадает некачественный материал, который очень быстро теряет свои характеристики и способствует выходу шарниров из строя.

Ниже рассмотрим популярные виды смазок, которые можно применять в качестве альтернативы смазке ШРУС-4.

Современная альтернатива смазке ШРУС-4.

ТОП-5

История пращи — Опасные товары

Метательная праща — одно из древнейших видов метательного оружия. Он известен как минимум с периода неолита (12 000 лет до н. э.), а возможно, и намного раньше. Многие считают, что его происхождение относится к эпохе верхнего палеолита целых 50 000 лет назад. Использование пращи задокументировано на всех заселенных континентах, кроме Австралии. «Простая, дешевая, легкая в изготовлении и смертельно эффективная на удивительно большом расстоянии, праща встречается почти повсюду в мире». ( Дохренвенд ) Индейские пращники включали племена мивок , помо , нуу-ча-нулт , квакиутль , зуни , виннебаго , папаго , апачи и эскимосы . Слинги до сих пор используются во многих частях мира для выпаса овец и защиты их от хищников.

Праща является одним из примеров простого механизма — рычага. В самом простом виде праща представляет собой устройство, удлиняющее метательную руку пользователя для обеспечения большей скорости, дальности и мощности метаемого снаряда. Вся система состоит всего из трех компонентов: стропа, стропа и опытный пользователь.

«Простая, дешевая, легкая в изготовлении и смертельно эффективная на удивительно большом расстоянии, эта праща встречается почти повсюду в мире».
— Роберт Э. Доренвенд, доктор философии.

Хотя останки трудно найти из-за их биоразлагаемой конструкции, образцы древних пращей были найдены в Европе, Южной Америке и в гробницах египетских фараонов. Эти данные говорят нам о том, что пращи традиционно изготавливались из различных природных материалов, включая скрученные, плетеные или завязанные волокна как растительного, так и животного происхождения. Образцы коренных американцев часто изготавливались из кожаных ремешков. Пращи инков были сделаны из замысловатой пряжи ламы. Сегодня стропы по-прежнему производятся традиционными способами во многих частях мира, в том числе в Перу, где красивые тканые стропы изготавливаются с использованием традиционных методов ручного плетения из местной шерсти. Современные энтузиасты строят стропы из натуральных и синтетических канатов, используя множество методов изготовления.

Традиционные андские пращи замысловато сплетены вручную из местной шерсти.

Исторические снаряды для пращи были сферическими, биконическими или овальными и изготавливались из различных материалов, включая камень, формованную глину и литой свинец. Многие патроны для пращи были обнаружены в местах сражений и захоронений по всему миру. В древнегреческих памятниках были найдены снаряды для пращи с такими надписями, как «ΔΕΞΑΙ» (Dexai), что означает «возьми это» или «поймай».

Вес этих ракет сильно варьировался. По оценкам, самые большие из них весили примерно 15,7 унции. (445 г), но большинство восстановленных патронов для ремня имеют вес от 0,7 унции. (19,8 г) и 1,75 унции. (50г). Размер, вес и форма пращи оказывают большое влияние на ее дальность и точность стрельбы. И, как и в случае с другими видами боеприпасов, постоянство является ключевым фактором. «Хотя конструкция пращи оставалась относительно неизменной на протяжении тысячелетий, разные размеры используемых камней снижали общую точность пращи… К концу 7000 г. до н.э. пращники Ближнего Востока начали использовать резные камни. или обожженной глины, которой придавали однородную сферическую форму, что значительно повышало точность ракет».

римских пращника (funditores) в действии в дакийских войнах. Фрагмент колонны Траяна, Рим

Согласно историческим военным свидетельствам, пращи использовались в войнах на протяжении десятков тысяч лет. Древние авторы, такие как Гомер, Ксенофонт и Ливий, описывают страх, внушаемый пращникам их дальностью действия, смертоносностью и скорострельностью. Метательная праща регулярно использовалась в армиях Египта, Ассирии, Персии, Греции и Рима. Самые известные пращники в истории прибыли с греческих островов, включая Родос и Балеарские острова. В греческих войсках 6-го и 5-го веков до н. э. наемные пращники с Родоса служили стрелками для поддержки своих более тяжеловооруженных войск.0019 гоплиты . В римских армиях балеарские пращники были развернуты в смешанных стрелковых подразделениях с лучниками или организованы в свои собственные подразделения легкой пехоты под названием funditores . В 15 веке вернувшиеся конкистадоры писали с завистливым восхищением о карающем эффекте пращей в руках инков, сопротивлявшихся их вторжению. Только в начале 16 века праща окончательно исчезла с поля боя, когда появление раннего огнестрельного оружия сделало его и другое примитивное оружие устаревшим.

Исторические отчеты неизменно подчеркивают наемнический характер отрядов пращников. Вопреки интуиции, это связано с уникальной задачей освоения такого простого устройства. «Основная причина того, что пращники встречались только среди определенных групп и сражались в качестве специализированных отрядов в древнем мире, заключалась в том, что праща требовала гораздо более высокого уровня интенсивной подготовки, чем любое другое оружие. Даже стрельбу из лука с его стрельбой «наведи и стреляй» можно освоить за несколько лет практически в любом возрасте, тогда как пращу нужно было практиковать с детства, чтобы достичь надлежащего уровня мастерства. Без надлежащей подготовки крайне сложно даже запустить ракету в нужном направлении». (Андерсон)

Исторические и библейские рассказы говорят об оружии, которое было гораздо более грозным, чем думает большинство людей. Подобно длинному луку, праща была демократизирующей силой, которая позволяла относительно слабо экипированным пехотинцам сражаться с более тяжеловооруженными и бронированными противниками. Но в отличие от лука мало кто сегодня видел пращу в руках умелого пользователя. Задача освоения пращи мешает большинству из нас понять мощность и точность этой простой машины. Сегодня небольшое, но растущее сообщество пращников не только проверяет исторические отчеты; они вновь вводят пращу как международный целевой вид спорта.

«Основная причина того, что пращники встречались только среди определенных групп и сражались в качестве специализированных войск в древнем мире, заключалась в том, что праща требовала гораздо более высокого уровня интенсивной подготовки, чем любое другое оружие. Даже стрельбу из лука с его стрельбой «наведи и стреляй» можно освоить за несколько лет практически в любом возрасте, тогда как пращу нужно было практиковать с детства, чтобы достичь надлежащего уровня мастерства. Без должной подготовки крайне сложно даже запустить ракету в нужном направлении.
— Э. Б. Андерсон, Обучение у Давида и Голиафа: истинное происхождение пращного оружия. Военное наследие.

Метательная праща регулярно использовалась в армиях древности, в том числе в армиях Ассирии, Персии, Греции и Рима. Древних пращников боялись из-за их дальности, смертоносности и скорострельности. Многие исторические отчеты, в том числе Гомера, Ксенофонта и Ливия, описывают смертоносное мастерство и разрушительный диапазон древних пращников, в том числе родосцев и жителей Балеарских островов. В Америке инки использовали пращи во время их сопротивления испанским конкистадорам в 15 веке.

Пращи были легкими, маленькими и недорогими в производстве. Их боеприпасы были легко доступны и недороги или бесплатны. В сочетании с их дальностью действия и смертоносностью это делало пращу идеальным метательным оружием, с помощью которого можно было увеличить досягаемость пехотинцев до того, как начнется рукопашный бой.

С появлением огнестрельного оружия луки и пращи были в значительной степени заброшены для использования в современной войне примерно в 16 веке. Сегодня пастухи по-прежнему используют пращу для отпугивания хищников от своих стад, а коренные народы — для охоты на мелкую дичь и охоты на более крупную дичь. В районах беспорядков праща также используется ополченцами и протестующими в качестве недорогого и доступного устройства для метания гранат и других зажигательных устройств через баррикады и укрепления.

Праща и камни Давида: игрушки или серьезное оружие? • KidExplorers

Археологи находят новые доказательства, подтверждающие Библию

Представление художника о Давиде и великане Голиафе

Вот как выглядела древняя праща. Он был сделан из шерсти животных.

Многие считают древние пращи не более чем игрушками. Однако Библия говорит нам, что молодой пастух по имени Давид убил гигантского филистимлянина Голиафа очень точно брошенным камнем (1 Царств 17:40, 49).). В Библии говорится, что израильтяне использовали пращи в качестве оружия войны (4 Царств 3:25).

Археологи находят доказательства, подтверждающие эти библейские истории. Пращи были важным оружием в арсенале древней армии.

На одном из раскопок в Израиле, в 10 милях к северу от Иерусалима, пращи были найдены почти на каждом участке раскопок. Интересно, что памятник находится на территории, отданной колену Вениамина. Это племя было известно элитным отрядом пращников (Судей 20:15–16; 1 Паралипоменон 12:2), многие из которых были пращниками-левшами. Каждый из 700 из них мог «метнуть камень в волос и не промахнуться».

Пращи бронзового века из Хирбет-эль-Макатир (Западный берег, Израиль)

Не закругленные естественным образом, все они имеют признаки того, что они были созданы человеком. Эти камни не разговаривают, но рассказывают истории о людях, которые когда-то там жили.

«После трех сезонов раскопок мы нашли почти три дюжины пращей. Большинство из них примерно круглые и чуть более двух дюймов в диаметре, размером от бильярдного до теннисного мяча». — археолог доктор Брайант Вуд, Associates for Biblical Research

Наилучший способ высвобождения камня из пращи — это движение снизу.

Искусство метания камней

Праща, которую, возможно, использовал Дэвид.

Неясно, когда мужчины впервые начали метать камни, а не бросать их. Тем не менее, однажды узнав, что камни можно бросать быстрее, дальше и точнее, чем их бросать, не потребовалось много времени. Ранние пращники также обнаружили, что более гладкие, округлые камни были гораздо более эффективными, чем камни любой другой формы.

Древние ручные пращи обычно состояли из одной длинной полосы кожи или тканой шерсти с центральным «карманом» для камня. Чем длиннее праща, тем больше ее радиус действия. Пращи дальнего действия были длиной около 3 футов (0,9 метра).

«Стропальщики часто визуализируются как выпускающие пращу над головой, но лучший способ использовать пращу — это движение снизу, как питчер для софтбола», — сказала археолог Грейс Келлнер. «Тщательно продуманные заводные схемы были напрасным движением. Одного удара, как у хорошего питчера в софтболе, было достаточно».

До разработки современного составного лука древние пращники были столь же эффективны, как и лучники, и служили важной частью любой военной силы.

Быстрое, точное и смертоносное оружие

Две большие пращи бронзового века и маленькая эллинистическая праща по сравнению с теннисным мячом.

Удивительно, но хороший пращник метнул камень так же далеко и точно, как хороший лучник. Римские военные тексты рекомендовали стрелять из лука на расстоянии около 200 ярдов (183 метра). Известно, что пращники бросают свои снаряды еще дальше, на целых 440 ярдов (402 метра) (9).0055 четверть мили /0,40 км).

Что касается меткости, то один древний писатель заметил, что лучшие пращники «ранили бы не только головы своих врагов, но и любую часть лица, в которую они могли целиться». Эксперименты показывают, что ракеты покидают пращу со скоростью, превышающей 60 миль в час (97 км/ч).

Один римский писатель заметил, что противники в кожаных доспехах подвергались гораздо большей опасности от метательных снарядов, чем от стрел. Даже если камень не пробивал броню, он был способен нанести смертельную внутреннюю травму.

Небронированные тела легко пробивались пращными камнями. Древняя медицинская книга содержала инструкции по извлечению свинцовых и каменных снарядов из тел раненых солдат.

В то время как типичные пращи, использовавшиеся греческой и римской армиями, были размером с мяч для гольфа, в разных культурах предпочитали разные размеры. Фактически, археологи считают, что на некоторых древнегреческих и римских местах сражений они могут различать, какие пращи были стандартным снаряжением для той или иной армии.

Во все периоды для снарядов армии было важно, чтобы они были одинаковыми по размеру и весу. В противном случае пращнику пришлось бы компенсировать каждый бросок. Каждая армия стандартизировала размер и форму для максимальной точности, скорости и дальности.

Не все пращи были камнями

Многие пращи греческого и римского периодов не были каменными. Из высушенной на солнце керамики и свинца получались маленькие тяжелые шары. Свинцовые шары часто изготавливались с надписями на их поверхности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *