замена мотора, установка дополнительного насоса
16.02.20222 981 1 1 ГАЗ Газель
Автор:Иван Баранов
Ни один водитель не может отрицать важность использования печки в транспортном средстве, особенно, в холодное время года. Если система отопления по каким-то причинам отказывается работать, это значительно повлияет на комфорт при управлении автомобилем. Из этого материала вы сможете узнать, как отремонтировать отопитель салона Газель и как его можно доработать.
Содержание
- 1 Инструкция по замене мотора печки
- 2 Как сделать, чтобы печка работала теплее?
- 3 Особенности установки дополнительного электронасоса на печку
- 3.1 Фотогалерея «Пошаговая установка дополнительного насоса»
- 4 Видео «Подробная инструкция по ремонту отопительной системы в Газели»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Инструкция по замене мотора печки
Устройство и обозначение элементов отопительного узла ГазелиО работе и особенностях отопительной системы мы рассказывать не будем, поскольку и так понятно, как она функционирует и в каких режимах может работать. Если печка Газель не работает, то вполне возможно, что причиной тому является электрический мотор отопителя.
Как отремонтировать систему отопления с такой проблемой:
- Сначала приступаем к демонтажу центральной консоли. Когда она будет демонтирована полностью, вы сможете увидеть резистор регулятор скорости движения электродвигателя. Даже если резистор выгорел, не факт, что проблему решит его замена.
- Чтобы получить доступ к электродвигателю, необходимо демонтировать железный фиксатор самого отопителя и центральной консоли. Разумеется, для этого потребуется также отключить все провода от блока управления отопителем.
- Сделав это, вы сможете снять отопительный узел. Чтобы получить доступ непосредственно к электродвигателю, нужно разобрать корпус печки.
- Когда вы увидите электромотор, просто отключите его и отсоедините от всех креплений, поменяйте на новый. При демонтаже отопителя вы можете столкнуться с проблемой заводского брака — патрубок, к которому подключен радиатор отопителя, может быть наглухо перетянут фиксатором. Из-за этого антифриз будет с трудом поступать в радиатор. Исправьте проблему.
- Если в процессе ремонта вы заметили другие проблемы, к примеру, электрокран отопителя протекает, то сам краник необходимо будет заменить (автор видео о замене электродвигателя отопительной системы газели — Дмитрий Кутин).
Как сделать, чтобы печка работала теплее?
Если вы заметили, что отопительная система стала не так эффективно работать, как раньше, то есть несколько вариантов решения такой проблемы:
- Для начала необходимо проверить работоспособность термостата. Как показывает практика, зачастую именно по причине вышедшего из строя термостата автовладельцы сталкиваются с проблемой неработающего отопителя.
- Проверьте работоспособность радиаторного узла. Демонтируйте его, если вы никогда ранее радиатор не промывали, то его нужно также прочистить и промыть. Если устройство протекает, то, как правило, его ремонт не позволяет решить проблему, поэтому лучше сразу же поменяйте узел.
- Проверьте магистрали, то есть шланги и патрубки. Они могут быть изношены, в результате чего через повреждения в конструкции через патрубки может выходить расходный материал. А при отсутствии антифриза в системе, как вы понимаете, отопитель работать не будет. Кроме того, проблема может заключаться в воздушной пробке.
- Установите дополнительный насос. Подробнее об этом мы расскажем ниже (автор видео о замене радиаторного устройства на Газели — Denis Legostaev).
Особенности установки дополнительного электронасоса на печку
Сам радиаторный узел в отопительной системы Газели расположен чуть выше, чем находится расширительный бачок. Из-за этого в системе могут образовываться воздушные пробки, соответственно, печка будет греть либо неэффективно, либо вообще не греть. Чтобы предотвратить образование воздушных пробок, можно дополнительно установить еще один насос отопителя. Дополнительная помпа при правильной установке и подключении позволит прогнать воздушную пробку и нагнать расходный материал, в данном случае антифриз, в отопитель.
- Перед тем, как произвести монтаж новой помпы, рекомендуется разобрать устройство и обработать его герметиком.
- Откройте моторный отсек и определитесь с местом монтажа устройства. Многие владельца Газелей ставят насос на раму, по стороне впускного коллектора. В принципе, на это место устройство должно стать без проблем — в зависимости от спецификации авто, даже технологические отверстия для установки могут совпасть.
- Подключать насос следует на вход отопительного узла и газового редуктора, который установлен параллельно печке. Вероятнее всего, вам потребуется дополнительно приобрести около полуметра шланга, провод для подключения и гофру, также потребуется кнопка для активации устройства с колодкой.
- Подключите всю проводку. Если вы монтируете дополнительный насос, то для него должен быть предусмотрен соответствующий штекер, расположенный у правой фары авто. Что касается непосредственно подключения питания, то для этого можно использовать предохранительный монтажный блок отопительного узла, в данном случае плюс будет подаваться при активации зажигания. Также питание следует подключить на кнопку управления, к ней же можно подсоединить и габариты.
- Выполнив все эти действия, нужно произвести диагностику работоспособности отопительной системы. Если все работает правильно, то помпа позволит сразу же прогнать воздушную пробку по магистралям, таким образом, температура в салоне автомобиля при включении печки будет очень высокой. Как показывает практика, горячий воздушный поток при правильном подключении помпы будет дуть из воздуховодов уже тогда, когда двигатель прогреется до 50 градусов. Что касается недостатков такого решения, то при активации отопителя на не прогретом двигателе, силовой агрегат придется прогревать значительно дольше.
В том случае, если в работе системы после установки дополнительного насоса начались проблемы, проверьте все выполненные действия, каждый этап. Возможно, проблема кроется просто в плохом питании кнопки или помпы, поэтому не лишним будет проверить качество контактов.
Фотогалерея «Пошаговая установка дополнительного насоса»
1. Установите помпу — место для монтажа можно выбрать на раме со стороны впускного коллектора. 2. После установки узла подключите его к питанию и выведите кнопку управления в салон.Видео «Подробная инструкция по ремонту отопительной системы в Газели»
Пошаговая инструкция по проведению ремонта системы отопления в Газелях приведена на видео ниже (автор видео — Санек ХХХ).
Загрузка …
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (50. 00%)
Нет (50.00%)
Система отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, отопители, работа
Система отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 рассчитана на непрерывную работу в течение длительного времени. Она обеспечивает многократный обмен воздуха в кабине, и необходимую температуру воздуха в холодное время года.
Системы вентиляции и отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, основной и дополнительный отопитель, особенности конструкции и работы.
Система отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 состоит из основного и дополнительного (на автомобилях с двумя рядами сидений и автобусах) отопителей. В ней используется охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Система отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 начнет эффективно работать только после того, как температура
охлаждающей жидкости в двигателе станет выше 80 градусов.
Схема системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
Отопление обеспечивается воздухом, подогретым в радиаторах отопителей. Наружный воздух проходит в основной отопитель через решетку, расположенную между ветровым стеклом и капотом. Он меняет направление и отделяется от дождевой воды, которая по пластмассовому желобку, расположенному в подкапотном пространстве, сливается на дорогу.
Основной отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до 2003 года.
Затем воздух из короба воздухозаборника попадает в кожух отопителя, а затем в зависимости от положения заслонок подмешивания поступает или через радиатор отопителя, или через левый и правый воздухораспределители в воздуховоды и далее распределяется по схеме распределения потоков воздуха в кабине автомобиля.
Для повышения эффективности отопления и, особенно ускорения прогрева кабины в холодное время года, используется рециркуляция воздуха кабины через радиатор отопителя. Постоянная циркуляция «салонного» воздуха через радиатор отопителя способствует его интенсивному прогреву.
Схема распределения потоков воздуха в кабине автомобиля ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до 2003 года.
Основной отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 состоит из:
— Пластмассового кожуха, в котором установлены радиатор и два вентилятора, закрепленные на валу электродвигателя.
— Верхней, центральной и нижней заслонок.
— Панели управления с тремя рычагами и выключателями.
На левой стороне отопителя установлен добавочный резистор. Он обеспечивает пониженные скорости вращения электровентилятора. К радиатору отопителя подходят подводящий и отводящий резиновые шланги. Забор жидкости в радиатор при открытом кране отопителя, производится из головки блока цилиндров. Отвод — в насос системы охлаждения двигателя.
Дополнительный отопитель системы отопления на Газель с двумя рядами сидений, автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи.
В системе отопления на ГАЗель с двумя рядами сидений, автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи установлен дополнительный отопитель. При включении его электровентилятора происходит циркуляция воздуха салона через радиатор дополнительного отопителя. Это обеспечивает высокую интенсивность прогрева кабины (салона).
Вентилятор дополнительного отопителя имеет минимальную и максимальную скорости вращения. Радиатор дополнительного отопителя соединен с радиатором основного отопителя шлангами. Они проложены по полу и защищены пластмассовым кожухом.
Второй радиатор вызывает снижение скорости циркуляции жидкости в системе отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705. Поэтому вместе с дополнительным отопителем устанавливается электронасос. Он увеличивает расход жидкости в системе, что улучшает нагрев воздуха, проходящего через радиаторы отопителей. Электронасос включен в сливную магистраль системы отопления и установлен в моторном отсеке на правом лонжероне.
Пользоваться электронасосом рекомендуется на стоянке и при малой частоте вращения коленчатого вала (скорость движения до 50 км/ч). На больших оборотах насос системы охлаждения двигателя развивает достаточную производительность для циркуляции жидкости через дополнительный отопитель.
Дополнительный отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 устанавливается:
— В автобусах (вместимостью до 9 мест), фургонах с двумя рядами сидений и в автомобиле ГАЗ-32214 — на полу, за пассажирским сиденьем кабины.
— В автобусах на 12 (13) мест — на полу, в передней части пассажирского салона.
Для отопления салона микроавтобусов медицинских модификаций дополнительно установлен независимый отопитель пламенного типа, работающий на бензине, подаваемом из бака автомобиля. Отопитель может работать на стоянке и в движении, независимо от работы двигателя.
Основные отличия системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска до и после 2003 года.
С 2003 года, вместе с модернизированной панелью приборов на автомобили ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 устанавливают основной отопитель новой конструкции. Новый отопитель отличается горизонтальным расположением радиатора и иным распределением воздушных потоков. Кожух отопителя состоит из трех пластмассовых частей, соединенных металлическими скобами и саморезами.
В кожух установлены радиатор, электровентилятор и две центральные заслонки, связанные между собой пластмассовой тягой. Снаружи на кожухе отопителя закреплены блоки заслонок с воздуховодами, а также панель управления отоплением и вентиляцией.
Основной отопитель системы отопления на ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска с 2003 года.
Детали основного отопителя автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска с 2003 года.
Охлаждающая жидкость подводится к радиатору отопителя через кран с электроприводом. Выключатель крана совмещен с регулятором температуры воздуха. Если рукоятка регулятора повернута в крайнее положение синего сектора — кран закрыт. Весь воздух, поступающий в отопитель, проходит в салон, минуя радиатор. Отопитель при этом работает в режиме вентиляции. А при нахождении рукоятки регулятора в крайнем положении красного сектора и в промежуточных положениях — кран открыт, режим отопления включен.
Схема распределения потоков воздуха в кабине автомобиля ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 выпуска после 2003 года.
Плавную регулировку температуры воздуха обеспечивают центральные заслонки. Они соединены тросом с рукояткой регулятора температуры воздуха. Заслонки направляют одну часть воздушного потока, поступающего в отопитель, через радиатор, а другую часть — в обход радиатора. Чем больше воздуха поступает через радиатор, тем выше температура воздуха. Когда рукоятка регулятора температуры находится в крайнем положении красного сектора, весь воздушный поток направляется через радиатор.
Два блока заслонок распределяют воздушные потоки по воздуховодам панели приборов. Наружные заслонки регулируют потоки, направленные на обдув ветрового стекла, стекол передних дверей, в ноги водителя и пассажиров переднего ряда сидений. Внутренние заслонки блоков регулируют потоки, направленные к центральным и боковым вентиляционным решетками панели приборов (дефлекторам). Аналогичные заслонки правого и левого блоков попарно соединены между собой двумя тягами.
Длина тяг может быть изменена перемещением пластмассовых резьбовых втулок, навернутых на концы тяг. Это необходимо для синхронизации работы заслонок правого и левого блоков. Управление заслонками блоков выполняется регулятором распределения воздушного потока. С ним заслонки связаны двумя тросами.
Конструкция дополнительного отопителя системы отопления ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 не претерпела изменений. Шланги подвода охлаждающей жидкости к радиатору дополнительного отопителя перенесены с пола под днище кабины.
Система вентиляции автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
Система вентиляции предназначена для создания нормального микроклимата в кабине при эксплуатации автомобиля в летнее время года. В кабине автомобилей ГАЗель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 предусмотрены системы приточной и вытяжной вентиляции. При естественной вентиляции воздух в салон автомобиля попадает через опущенные стекла дверей. А выходит через щели внутренних панелей передних дверей, люк крыши, а также вентиляционные окна на задних стойках боковин и задние окна автобусов.
Принудительная приточная вентиляция осуществляется через систему отопления при закрытом кране отопителя и поднятых стеклах дверей кабины. Используется в жаркую погоду при малых скоростях движения автомобиля, на стоянке или во время движении по пыльной дороге при включенном вентиляторе отопителя.
Приточная вентиляция осуществляется за счет скоростного напора воздуха. При скорости движения автомобиля более 50 км/ч. Вытяжная вентиляция осуществляется через щели, расположенные на внутренних панелях и в нижней части дверей кабины. А также через вентиляционные окна на задних стойках боковин.
ГАЗЕЛЬ ЭВО | Плита газовая конвективная
ГАЗЕЛЬ EVO | Конвективные газовые плиты | Английский сайт Fondital- Африка
- Азия
- Европа
- Латинская Америка
- Ближний Восток
- Северная Америка
- Океания
Газель конвекционная с герметичной камерой, принудительной тягой и предварительным смешиванием
- Класс сезонной энергоэффективности А
- Центробежный вентилятор внутреннего сгорания с высокоэффективным бесщеточным двигателем
- Тангенциальный конвекционный вентилятор с высокоэффективным бесщеточным двигателем
- Пользовательский интерфейс с энкодером, четырьмя кнопками, большим ЖК-дисплеем с подсветкой
- Горелка с предварительным смешиванием с электронным розжигом
- Возможность подключения пульта дистанционного управления (опционально)
- Дополнительный датчик температуры (дополнительно)
Найти дилераЗапросить информацию
- Описание
- Технические характеристики
- Документация
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Высокоэффективный ребристый теплообменник из литого под давлением алюминия
- Электронное зажигание
- Ионизационный контроль пламени
- Электроника с микропроцессорным управлением
- Предохранительный термостат
- Предохранительное реле давления
- Тип C13, C53
- Внешний диаметр разъемных труб мм Ø 35 или Ø 60
- Диаметр газовой муфты G 1/2 Maschio
- Напряжение и частота В-Гц 230-50
- № сертификата CE 51BP2706
Модели | Питание | Тепловая мощность [кВт] | Номинальная тепловая мощность [кВт] | Размеры Д x В x Г [мм] |
---|---|---|---|---|
3000 | ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ПРОПАН | 2,7 | 2900 | 547x550x195 |
5000 | ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ПРОПАН | 4,5 | 4900 | 667x550x195 |
7000 | ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ПРОПАН | 5,9 | 772x550x195 |
Сеть продаж
Ознакомьтесь с нашей сетью продаж
Помощь
Нужна помощь?
н. Рег. Imprese: 01963300171 — EORI/P. ИВА: IT00667490981 — Р.Е.А. BS — 280789 — Capitale sociale: € 60.000.000 i.v. «Soggetta all’attività di rezione e coordinamento ex art. 2497 bis C.C. от SILMAR GROUP S.p.A. — Cod. Фиск. 02075160172”
Доп насос на печку «Газель». Дополнительный насос печки «Газель»: описание, цена, отзывы
Отечественные автомобили российской зимой не очень комфортны. И Газель не является исключением из этого правила. В основном водители жалуются на теплоснабжение салона. Если говорить проще, то в этой машине зимой довольно холодно, а печка не создает комфортной температуры в салоне. Для того чтобы решить эту проблему, на печку «Газель» стоит дополнительный насос.
Лето — лучшее время, чтобы подумать о зиме
Жизнь идет своим чередом. А если на улице еще тепло, то зима рано или поздно придет. Много страниц написано о том, как все-таки сделать «Газель» теплой, но, похоже, нет лучшего выхода, чем установка дополнительной помпы.
Итак, этот дополнительный насос необходим для того, чтобы улучшить процессы циркуляции теплоносителя в системе отопления и системе охлаждения. Что касается принципов работы с этой системой, то здесь дополнительная помпа на Газели крепится на участке шланга к радиатору после термостата. Таким образом, скорость, с которой горячая охлаждающая смесь проходит через нагреватель, может быть значительно увеличена.
Какие дополнительные насосы на Газель?
Есть несколько типов таких насосов. Это насос непосредственно от «Газели», который стоит около 800 рублей, а также насос производства Bosh. Цена на такое устройство около 2500. Стоимость зависит от того, какая производительность устройства. Продается отечественный и импортный дополнительный насос для печки Газель. Казань, Москва, Орел и т.д. — эти запчасти от разных производителей можно купить в любом городе.
Недостаток «Газельвского» насоса
У данного устройства есть один существенный недостаток. Так как его конструкция не продумана до конца, через некоторое время помпа даст течь. Он течет через прокладку. Эту проблему можно решить, но потребуется демонтировать и разобрать устройство. Лечение заключается в смазывании накладок силиконом или термоклеем. А затем фиксируется крышка с прокладками.
В насосах от Bosh таких недостатков не было. Это устройство сконструировано почти идеально, и в нем нет никаких прокладок. Утечек нет.
Насосная установка не является современным нововведением
Если кто-то думает, что насос дополнительного отопителя печки «Газель» — это новый и современный способ решения проблем с отоплением в салоне, то он глубоко ошибается. Давно уже и успешно с помощью этого метода греются на «Ланосах» и других автомобилях. Это уникальное решение широко используется. Чтобы зима была теплой, не нужно менять радиатор. В некоторых автомобилях немецкого производства вообще такая система установлена с завода.
Установка дополнительной помпы
Итак, давайте посмотрим, как правильно установить доп. Насос к печке «Газель». Опытным автолюбителям эта информация покажется бесполезной, а вот для новичков это будет хорошей инструкцией по модернизации.
Что потребуется для его усовершенствования?
Естественно сам насос. Пусть это будет устройство от Газели. Возможно, он протекает, но он недорогой и сослужит хорошую службу в качестве дополнительного теплового насоса. Также нужно реле. Лучше всего подойдет реле зажигания или стартер. Реле нужно подобрать так, чтобы контакты лучше размыкались. Кроме того, вам понадобятся куски алюминиевого армированного шланга, два литра охлаждающей жидкости и шесть хомутов.
Где лучше установить?
Часто можно встретить вопросы о том, куда крепить насос. В обрыве подводящего патрубка ТЭНа или в щели выпускного? По сути, не важно куда, лишь бы течь по основному потоку теплоносителя.
Непосредственная установка
Перед началом установки необходимо дать двигателю остыть. Лучше, чтобы он охлаждался естественным путем. Затем необходимо слить охлаждающую жидкость в заранее подготовленную и чистую емкость. Он по-прежнему будет полезен, поэтому лучше побеспокоиться о том, чтобы сохранить его как можно более чистым.
Далее берем новый дополнительный насос на печку «Газель» и со стороны крыльчатки закручиваем винты. Резиновую прокладку, которую вы обязательно там найдете, для предотвращения протечки следует смазать герметиком на силиконовой основе. Затем собрать эту конструкцию обратно, правда, винты выбросить, а вместо обычных гаек установить тонкие длинные болты. Так вы сможете сделать соединение максимально плотным.
Теперь перейдите к следующему шагу. Это чтобы найти местоположение устройства. Есть несколько вариантов. Это может быть место на шпильке, на которой крепится бачок омывателя, на шпильке возле аккумулятора.
Большинство автомобилистов, когда устанавливали себе дополнительный насос на печку «Газель», использовали второй способ. Это описано в инструкции к насосу. Именно поэтому необходимо расположить устройства так, чтобы патрубок насоса был направлен в сторону блока. Для этого необходимо открыть железный зажим.
Готовы? Затем закрепите насос и приступайте к установке шлангов. Для этого нужно снять их с печки и трубки, которая выходит из-под коллектора. Теперь возьмите кусок заранее подготовленного армированного шланга. Он должен быть такой длины, чтобы от латунной трубы коллектора можно было дотянуться до насоса без лишних перегибов.
Для крепления шланга пригодится переходник. В этой роли успешно работает уголок. Закрепить деталь на угол можно с помощью хомутов.
Соединение насоса и шланга от штатного отопителя значительно проще. Здесь не нужно монтировать переходники. Нужно просто растянуть нужные размеры, а потом все это соединить. Он также фиксируется хомутами. Чтобы все крепления были окончательными, на смонтированные шланги можно надеть гофрированную алюминиевую трубу. Это делается для того, чтобы шланги не плавились. Теперь вы можете надежно закрепить все. Далее займемся электрической частью.
Электричество
Перед подключением дополнительного насоса к печке «Газель» следует ознакомиться со схемой подключения для проверки. Есть несколько вариантов. Один из самых простых способов — вывести кнопку на два положения в салоне автомобиля. Все просто: вкл/выкл. Например, холодно — можно включить, тепло — выключил.
Это простой способ, и у него есть минус. Если вы забудете выключить дополнительный насос, то при следующем запуске машины насос начнет прогреваться от передатчика сигнализации и заберет тепло от холодного мотора. Это увеличит время прогрева двигателя.
Профессионалы рекомендуют использовать сложный, но более эффективный способ. Будет двойная система управления. Эта кнопка только для включения и выключения зимой и приходом весны. Это делается для того, чтобы насос не работал чрезмерно.
При включении кнопки насос отопителя дополнительного отопителя «Газель» будет включаться/выключаться полностью автоматически при запуске двигателя и движении автомобиля. Для этой схемы требуется двухпозиционное реле. Насос имеет определенную мощность, поэтому реле нужен ток 3А.
Насосы: описание и технические характеристики
Среди отечественных производителей можно выделить продукцию компании «Элара». Эта компания уже давно занимается производством насосов. Среди продукции — устройства для «Газели» и модификации.
Для «Газелей» компания предлагает серию устройств на базе насоса НО 47,3780. Это отечественный дополнительный насос на печку «Газель». Технические характеристики позволяют эффективно работать в системе отопления. Устройство питается от сети 12 В. Рабочий ток, который необходим этому насосу, составляет 4,2 А. Насос работает с антифризом или антифризом. Подключите устройство к сети с помощью однопроводной площадки. Размер насадки 20 мм.
Вы можете увидеть еще один насос того же производителя. Имеет меньший диаметр сопла. Здесь этот размер равен 18 мм.
Дополнительный насос к печке Газель Бизнес отличается от обычного наличием двух проводов вместо одного.
Зарубежный насос
Импортные устройства имеют ряд преимуществ перед отечественными. Один из них вес. Например, устройство от компании Bosch имеет малый вес, поэтому его можно свободно крепить прямо к шлангам.