Как проверить выпрямитель: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Содержание

как определить неисправность не выпаивая из платы

На чтение 10 мин Просмотров 2.4к. Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Внешний вид диодного моста и обозначение на схеме
  2. Способы проверки диодного моста
  3. Мультиметром
  4. Быстрая прозвонка не выпаивая из платы
  5. Полная проверка демонтированной сборки
  6. Индикаторной отверткой
  7. Лампочкой и батарейкой
  8. Наглядные примеры проверки диодного моста
  9. Для генератора автомобиля
  10. Для блока питания

Для выпрямления переменного напряжения (а также для детектирования и модулирования сигналов и т.п.) рациональнее всего использовать двухполупериодную схему выпрямления. Она позволяет оптимально использовать мощность источника переменного напряжения. Такие схемы выпрямления чаще всего выполняют в виде диодного моста.

Внешний вид диодного моста и обозначение на схеме

Однофазный диодный мост состоит из четырех диодов и на схеме обозначается двумя способами.

Два варианта условно-графического обозначения диодного моста

Первый способ (на рисунке справа) показывает включение каждого диода. Так как схема давно стала устоявшейся, стандартной, применяется и другое, упрощенное обозначение однофазного моста (на рисунке слева).

Мнение эксперта

Панков Алексей

Инженер-электрик.

Специальность: Проектирование и монтаж изделий электротехники.

Задать вопрос

Так как схема мостового однофазного выпрямителя является широко распространенной, многие стандарты выполнения схем, требующие располагать элементы вертикально или горизонтально, для диодного моста делают исключение. Элементы в его обозначении располагаются под углом 45 градусов.

Существует и трехфазный диодный мост. Он применяется при выпрямлении трехфазного напряжения (в промышленных устройствах, в автомобильных генераторах и т.

п.). Он состоит из 6 диодов и является еще более энергоэффективным.

Трехфазный диодный мост

Исполнение подобной выпрямительной схемы может быть различным:

  1. На четырех (шести) отдельных диодах.
  2. На готовой сборке.

Широкое распространение получили сборки отечественного производства КЦ405. Они выглядят в виде залитого компаундом блока и содержат 4 диода. Их выводы отмаркированы в соответствии с назначением:

  • два вывода имеют обозначение «~» — на них подается переменное напряжение от источника;
  • два вывода маркируются, как + и (с них снимается выпрямленное напряжение).
Сборки КЦ405

В связи с широким распространением поверхностного монтажа, многие зарубежные фирмы выпускают диодные мосты в исполнении SMD. Популярностью пользуются сборки серии MBS (производства Kingtronics, Hottech и т.п.). При небольших размерах они имеют достаточно высокие эксплуатационные параметры, и рассчитаны на ток до 0,8 А (при данных габаритах – неплохо).

Дополнительная буква в обозначении характеризует рабочее напряжение. Так, сборка MB6S рассчитана на работу в цепях до 600 вольт, а MB10S – на 1000 В.

Диодная сборка MBS

Компания Fairchild Semiconductor выпускает серию СМД-сборок DFxxS. Они помощнее – рассчитаны на ток до 1 А. Цифра в индексе также означает наибольшее рабочее напряжение – 600 вольт для DF06S, 1000 вольт для DF10S и т.п.

Выпрямительный модуль DF10S

Широко применяются в блоках питания и модули серии DB101..DB107. Они имеют примерно те же параметры – рабочий ток в 1 А и максимальное напряжение в зависимости от индекса 50..1000 вольт. Эти сборки выпускаются и в исполнении для традиционного монтажа в отверстия (True Hole).

Сборка DB107

Перечисленными моделями мировая номенклатура диодных сборок не ограничивается. Но все остальные выглядят примерно так же и маркируются тем же методом.

Способы проверки диодного моста

При наличии осциллографа можно проверить осциллограммы напряжения на выходе и входе диодного моста. Они должны иметь соответствующий вид.

Осцилограммы напряжения на входе (сверху) и на выходе (снизу) двухполупериодного однофазного выпрямителя

Мультиметром

Если осциллографа нет, или подобная поверка невозможна, придется тестировать каждый вентиль отдельно. Лучше всего делать это мультиметром.

Быстрая прозвонка не выпаивая из платы

В блоках питания наиболее распространена схема включения диодного моста после трансформатора. На выходе обычно ставят оксидный конденсатор.

Стандартная схема включения моста

Первое, что надо измерить это входное напряжение. Оно проверяется мультиметром в режиме измерения переменного напряжения. Далее мультиметр переключается в режим постоянного напряжения, и измеряется напряжение на выходе диодного моста (на конденсаторе фильтра). Без нагрузки оно должно составлять около 1,4 от входного. В этом случае исправность моста можно считать вне подозрений.

Если выпрямитель нагружен, то мультиметр должен показать меньшее значение (в зависимости от нагрузки). Если уровень для данной схемы нормальный, то выпрямительная часть исправна. Если этот уровень неизвестен, или вызывает подозрения, то надо проверить каждый диод.

В стандартной схеме если все вентили исправны, то трансформатор и выходной конденсатор на проверку влияния не окажут. Можно прозванивать элементы моста поодиночке, не выпаивая из схемы. Если выводы диода доступны со стороны деталей, то можно подключать щупы тестера со стороны деталей. Если нет – надо подключиться со стороны паек. Сначала надо измерить сопротивление диода в одну сторону, а затем изменить полярность подключения на противоположную.

Если при замере на всех элементах моста получен такой результат, выпрямитель можно считать проверенным. Если что-то не так, придется выпаивать каждый элемент и проверять отдельно.

Выпаивать и проверять надо все вентили, а не только те, на которых получен отрицательный результат. Неверные показания могут быть вызваны выходом из строя соседних диодов, а также элементов обвязки.

Полная проверка демонтированной сборки

Проверка демонтированной сборки производится мультиметром. Проверяется каждый элемент. Если тестера нет, можно воспользоваться и другими способами, но они или менее достоверные, или менее удобные (либо и то, и другое).

Индикаторной отверткой

Этот метод проверки не относится к достоверным, но если под рукой нет ничего, можно применить для первоначального тестирования и индикаторную отвертку. Сначала при включенном питании проверяется наличие напряжения на входе моста (в двух точках). Затем проверяется напряжение на выходе. Достоверно судить о неисправности можно только по полному отсутствию напряжения на выходе, а это возможно только при выгорании (обрыве) не менее двух вентилей. Поэтому этот способ применяют лишь в крайних случаях. К тому же его область применения ограничивается диапазоном рабочих напряжений индикатора-отвертки.

Лампочкой и батарейкой

При отсутствии мультиметра можно собрать несложную схему проверки диодов из лампочки и источника напряжения (батарейки, сетевого адаптера и т. п.). Лампочка служит индикатором и ограничителем тока. Напряжение источника выбирается из следующих критериев:

  • оно должно быть достаточным для открывания диода;
  • оно не должно превышать наибольшее напряжение диода.

Первое условие выполняется практически всегда (чтобы открыть кремниевый диод, достаточно 0,6 вольт). Второе выбирается из справочника, но для подавляющего большинства случаев 9..12 вольт будет нормально. Лампочка выбирается на такое напряжение, чтобы она уверенно загоралась при выбранном источнике.

Схема проверки диода с помощью лампочки

При прямом включении исправного диода лампочка вспыхнет. Если диод в обрыве или включен обратно, свечения не будет.

Мнение эксперта

Панков Алексей

Инженер-электрик.

Специальность: Проектирование и монтаж изделий электротехники.

Задать вопрос

Светодиод в данном случае использовать принципиально можно, но нежелательно. Во-первых, он сам требует определения полярности и верного включения. Во-вторых, светодиоды не любят обратного напряжения и легко выходят из строя при ошибочном подключении. Если нет лампы, можно соединить два светодиода встречно-параллельно. Но в этом случае понадобится дополнительный резистор для ограничения тока в цепи.

Схема тестера на светодиодах

Наглядные примеры проверки диодного моста

Пара примеров проверки выпрямительных узлов реальных устройств.

Для генератора автомобиля

Если возникла необходимость проверки диодного моста, то этап тестирования без выпаивания можно пропустить. Ведь если дошло до определения неисправности выпрямительной части генератора, значит, в автомобиле обнаружена проблема (сниженное напряжение бортсети, мерцание фар и т.п.).

Схема автомобильного генератора

Анализируя схему генератора, можно понять, что в ней содержится:

  • один полный трехфазный мост для выпрямления напряжения питания бортсети;
  • три однополупериодных выпрямителя, соединенных параллельно, для питания цепи возбуждения.

В быту диоды моста иногда называют силовыми диодами, а диоды выпрямителя возбуждения – вспомогательными.

Пластина с диодами выпрямителей генератора

Чтобы определить исправность элементов моста, плату с диодами надо демонтировать с генератора. Далее проверяется каждый вентиль с помощью мультиметра по обычной методике:

  • полупроводниковый прибор при одной полярности приложенного проверочного напряжения должен быть открыт;
  • при противоположной полярности – заперт.

Видео: Простой способ проверки диодного моста любого генератора без разбора и снятия.

Если результат проверки иной – элемент подлежит замене.

Для блока питания

Четыре диода, составляющие мост, на плате компьютерного блока питания

Для проверки моста блока питания, сначала надо найти его местонахождение. Если он собран на дискретных диодах, надо искать четыре диода, расположенные рядом. Искать их надо рядом со входными цепями. Недалеко могут находиться:

  • плавкий предохранитель;
  • конденсаторы большой емкости;
  • дроссель;
  • другие элементы, по которым можно определить расположение выпрямителя.
Показания тестера при проверке исправного вентиля в прямом направлении

После того, как мост обнаружен, можно приступать к его проверке. Проверить диодный мост удобнее мультиметром, каждый диод проверяется отдельно. В одну сторону он должен прозваниваться, в другую – нет.

Прозвонка диода в обратном направлении

Возможно, мост выполнен в виде сборки. В этом случае также надо определить ее местоположение и прозвонить каждый диод отдельно.

Сборка КЦ405 на плате блока питания

Для модуля КЦ405 диоды расположены:

  • между выводами ~ и +;
  • между выводами ~ и ;
  • между другим выводом ~ и +;
  • между другим выводом ~
    и .

Всего надо прозвонить 4 элемента.

Для наглядности видео-пример.

Если обнаружена неисправность, модуль ремонту не подлежит, а заменяется на исправный.

В целом проверка диодного моста несложна. Но достоверные данные об исправности удобнее всего получать с помощью мультиметра. Если предстоят регулярные проверки выпрямительных устройств, лучше приобрести тестер – он стоит не так дорого.

Как проверить диодный мост мультиметром

Обновлена: 24 Ноября 2022 16071 0

Поделиться с друзьями

Диодный мост – электрическое устройство, используемое в современной электронике, люминесцентных лампах, сварочных аппаратах, автомобильных генераторах для выпрямления переменного тока, поступающего от источника, и получения постоянного.

Содержание статьи

  • Как прозвонить диодный мост из дискретно расположенных диодов
  • Как проверить диодный мост с помощью лампочки
  • Простая проверка целостности диодного моста
  • Точная проверка работоспособности диодной сборки
  • Как проверить диодный мост генератора
  • Видео: как проверить диодный мост мультиметром

В однофазной электрической сети в состав мостовой схемы входят 4 кремниевых выпрямительных или 4 диода Шоттки. В трехфазной сети в мост соединяют 6 полупроводников. Эти элементы часто выходят из строя, провоцируя сгорание предохранителя. После замены предохранителя необходимо проверить работоспособность полупроводников. Существует несколько вариантов того, как проверить диодный мост, выбор зависит от вида схемы. Диоды могут располагаться дискретно или представлять собой заводскую сборку, в которой все элементы находятся в одном корпусе.

Как прозвонить диодный мост из дискретно расположенных диодов

Все детали мостовой схемы можно прозвонить без выпайки. Для этого необходим мультиметр, в котором есть режим проверки диодов, обычно совмещаемый со звуковой прозвонкой. Суть проверки заключается в измерении разности напряжений между щупами.

Как правильно проверить исправность диодного моста тестером:

Если в результате проверки в обоих направлениях наблюдаются высокие значения или срабатывает звуковой сигнал, то диодный мост оборван.

Как проверить диодный мост в трансформаторном блоке питания с помощью лампочки

Для этого способа понадобится лампа накаливания мощностью до 100 Вт, вкрученная в патрон. Лампу подключают в разрыв силового фазного провода. Если на плате произошло короткое замыкание, то при включении устройства в сеть перегорит предохранитель, сам провод или выбьют автоматические выключатели. Если провести проверку с использованием лампочки накаливания, то подобных неприятностей можно избежать. При наличии короткого замыкания лампочка, включенная в сеть, загорится ярким светом. Она не сгорит, поскольку сопротивление спирали ограничит ток. Если же электронные компоненты платы исправны, то лампочка не загорится совсем или будет наблюдаться слабое свечение.

Пробой диодного моста

Простая проверка целостности диодного моста трансформаторного блока питания

Если мы выяснили с помощью лампочки, что на плате существуют проблемы, с помощью индикаторной отвертки можно выяснить, есть ли обрыв на диодном мосту. Если на входе в выпрямитель на фазном проводе загорается индикатор, проводим дальнейшую проверку. Если же индикатор не загорелся, то проблема не в диодной схеме, а в силовом кабеле. Индикатором проверяют наличие напряжения на плюсовом выходе выпрямителя. Если оно присутствует, то диодный мост не оборван. Большего количества информации при такой проверке мы не получим.

Пробоя диодного моста нет

Как точно проверить диодную сборку: подробный анализ

Для проверки понадобится мультиметр, имеющий режим проверки диодов.

Этапы проверки:

  • Тестирование начинают с диодов 1 и 2. Для этого красный щуп тестера подключают к выводу со знаком «-». Над двумя центральными выводами имеется маркировка AC или ̴. Черный щуп по очереди подключают сначала к одному такому выводу, а затем ко второму. Это прямое включение, при котором ток протекает свободно. На дисплее цифрового мультиметра отобразится значение падение напряжения на переходе p-n при прямом включении. В зарубежных даташитах эта величина обозначается как Vf. Для кремниевых диодов она находится в пределах 0,4-0,7 В. Для полупроводников Шоттки она ниже, и равна примерно 0,3 В. Если на измерительном приборе отобразились эти значения, то диодная сборка исправна.
  • Для уточнения результатов проверки диодов 1 и 2 проводят обратное подключение. Для этого к выводу «-» подключают черный щуп (минусовый). Красный щуп поочередно подводят к выводам, промаркированным AC или ̴. На дисплее должна быть единица, свидетельствующая о высоком сопротивлении и отсутствии обратного тока. Если это так, то исправность диодов 1 и 2 подтверждена.
  • Далее проверяют проверку диодов 3 и 4 при условии прямого подсоединения. Для этого к плюсу подключают черный щуп, а красный по очереди подводят к выводам AC. На дисплее должно отображаться падение напряжения на p-n переходе, о котором подробно было рассказано в первом пункте.
  • Для подтверждения результата к плюсу подключают красный щуп, а черный – к выводам AC. На дисплее должна быть единица.

Если диодная сборка благополучно пройдет эту проверку, можно с уверенностью сказать, что все элементы исправны.

Как проверить диодный мост генератора

Диодный мост генератора

Диодный мост генератора автомобиля или мотоцикла предназначен для выпрямления переменного тока, вырабатываемого генератором, и получения постоянного тока для зарядки АКБ и других потребителей электропитания. Неисправность диодного моста приводит к полному исчезновению или значительному уменьшению количества тока, вырабатываемого генератором. Наиболее точные результаты можно получить на СТО – на стенде с использованием осциллографа.

Один из вариантов простой проверки полупроводников – прозвонка с помощью мультиметра. Однако это ненадежный способ, поскольку нагрузка у прибора совсем небольшая, поэтому неисправность может быть не выявлена.

Для проверки диодного моста генератора под нагрузкой используют контрольную лампочку, это может быть обычная автомобильная лампа 12 В.

Выпрямительный блок состоит из двух алюминиевых пластин, объединенных в единую конструкцию. В каждую из них впаяны по 3 диода. Положительные и отрицательные диоды спаяны попарно. Проверка мостовой схемы на короткое замыкание (КЗ) между пластинами производится следующим способом:

  • Положительный провод от лампы подсоединяют к верхней пластине, а отрицательный – к нижней. Если лампочка не загорелась, то КЗ отсутствует.
  • Полярность меняют. При отсутствии КЗ лампочка загорается.
  • Положительные полупроводники на пробой и обрыв проверяют прижатием плюсового провода от лампочки к верхней пластине. Минус поочередно подсоединяют к точкам соединения полупроводников. Если схема исправна, лампочка не горит. При смене полярности лампочка должна гореть.
  • Проверку отрицательных диодов проводят прижатием отрицательного провода к нижней пластине, а положительного – к точкам соединения полупроводников. При исправной схеме лампочка не горит, при смене полярности она должна загореться.

Видео: как проверить диодный мост мультиметром


Была ли статья полезна?

Да

Нет

Оцените статью

Что вам не понравилось?


Другие материалы по теме


Анатолий Мельник

Специалист в области радиоэлектроники и электронных компонентов. Консультант по подбору деталей в компании РадиоЭлемент.


Как проверить выпрямитель с помощью мультиметра — Краткое руководство

Выпрямитель — это электрическое устройство, которое преобразует переменный ток (AC) в постоянный ток (DC). Этот процесс известен как выпрямление. Выпрямители используются в различных приложениях, от источников питания до аудиоаппаратуры. Мы можем использовать мультиметр для проверки выпрямителя, чтобы убедиться, что он работает правильно.

Выпрямители используются в различных приложениях, от источников питания до звукового оборудования. Чтобы проверить выпрямитель с помощью мультиметра, вам нужно установить мультиметр на настройку напряжения постоянного тока. Если выпрямитель неисправен, его необходимо заменить.

Давайте узнаем об этом подробнее.

Содержание

Если необходимо проверить выпрямитель, установленный в двигателе, установите мультиметр на настройку напряжения постоянного тока. Включите питание выпрямителя и снимите показания мультиметра. Подключите красный щуп к катоду, а черный щуп к аноду выпрямителя.

Если выпрямитель работает правильно, мультиметр покажет значение напряжения постоянного тока в рекомендуемом диапазоне. Если вы не видите показания напряжения постоянного тока, выпрямитель работает неправильно и его необходимо заменить.

Однако, если выпрямитель не подключен к двигателю, проверьте целостность цепи между его клеммами, так как отсутствует источник питания постоянного тока.

Давайте подробно рассмотрим эти шаги.

  1. Необходимые инструменты

  • Цифровой или аналоговый мультиметр
  • Выпрямитель для проверки
  1. положительные клеммы
  • Если вы не знаете, как определить положительные и отрицательные клеммы выпрямителя. В таблице данных обычно есть схема, показывающая, какой терминал какой.
  • В качестве альтернативы цифровой мультиметр также может проверить целостность цепи между двумя клеммами. Положительная клемма имеет знак «+», а отрицательная клемма имеет символ «-».
  1. Подключите выпрямитель к мультиметру.

  • Определив клеммы, вы можете подключить к ним провода мультиметра. Убедитесь, что вы настроили мультиметр на измерение напряжения постоянного тока, а не напряжения переменного тока.
  • Затем снимите показания и сравните их с рекомендуемым значением для вашего выпрямителя.
  1. Сравните измеренное значение с идеальным диапазоном.

  • Если вы не уверены, каким должно быть ожидаемое значение, вы можете обратиться к техническому описанию вашего выпрямителя. Если значение, измеренное с помощью мультиметра, находится в пределах диапазона, указанного в техническом описании, ваш выпрямитель, вероятно, работает правильно.
  • Однако, если измеренное значение выходит за пределы этого диапазона, возможно, ваш выпрямитель неисправен и его необходимо заменить. В техническом описании обычно указывается максимальное и минимальное напряжение, которое может выдать выпрямитель.
Часто задаваемые вопросы

С какими проблемами сталкиваются пользователи при проверке выпрямителя с помощью мультиметра?

Одна из проблем, с которой могут столкнуться пользователи при проверке выпрямителя с помощью мультиметра, — определение положительной и отрицательной клемм выпрямителя. Другая проблема, с которой могут столкнуться пользователи, — настройка мультиметра для измерения напряжения постоянного тока вместо напряжения переменного тока.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться пользователи, заключается в знании того, каким должно быть ожидаемое значение для выпрямителя. Эти проблемы можно решить, ознакомившись с техническим описанием выпрямителя или используя цифровой мультиметр для проверки непрерывности между двумя клеммами.

Каковы распространенные причины неисправности выпрямителей?

Существует несколько распространенных причин неисправности выпрямителей, например, старый или просроченный выпрямитель. Другой распространенной причиной является то, что скачок напряжения повредил выпрямитель.

Если вы подозреваете, что ваш выпрямитель неисправен, всегда лучше обратиться к квалифицированному электрику для диагностики проблемы.

Заключение

Проверка выпрямителя с помощью мультиметра — простой процесс. Убедитесь, что вы правильно определили положительные и отрицательные клеммы, и настройте мультиметр на измерение напряжения постоянного тока. С некоторой практикой пользователи могут научиться получать точные показания каждый раз.

Чтобы проверить выпрямитель с помощью мультиметра, сначала необходимо определить положительный и отрицательный выводы выпрямителя. Как только это будет сделано, вы можете подключить выводы мультиметра к соответствующим клеммам и настроить мультиметр на измерение напряжения постоянного тока.

Наконец, сравните показания мультиметра с отличным значением корпуса.

Связанные руководства:

Как проверить статор с помощью мультиметра?

Как проверить катушку магнето с помощью мультиметра?

Как проверить диодный выпрямитель

Обновлено 26 ноября 2018 г.

Автор Chris Deziel

Диод — это полупроводниковое устройство, пропускающее ток только в одном направлении. Его часто называют выпрямителем, потому что он «выпрямляет» переменный ток, превращая его в пульсирующий постоянный ток. Диоды распространены в схемах бытовой техники, например, микроволновых печей. Микроволновый диод работает вместе с конденсатором, чтобы удвоить напряжение трансформатора, который питает магнетрон, который является компонентом, генерирующим микроволновое излучение.

На принципиальных схемах символ диода представляет собой треугольник, наложенный на линию, причем вершина треугольника указывает направление тока. Если диод работает, очень небольшой ток, а в идеале вообще никакой, течет в противоположном направлении. Конец диода, на который указывает треугольник, является отрицательным выводом или катодом, а противоположный конец — положительным выводом или анодом. Важно обращать внимание на полярность диода, потому что он не будет работать, если он установлен в цепи задом наперёд.

Когда ток, проходящий через диод, превышает номинал диода, он может закоротиться, и диод больше не будет блокировать ток, протекающий в обратном направлении. Цепь внутри диода также может размыкаться из-за старения или износа, и когда это происходит, диод не пропускает ток ни в одном направлении. В обоих случаях диод неисправен и требует замены. Проверить можно мультиметром.

TL;DR (слишком длинный; не читал)

Для проверки диода можно использовать один из двух методов. Если у вас есть измеритель с функцией проверки диодов, вы можете использовать ее. В противном случае вы можете настроить мультиметр на измерение сопротивления.

Проверка выпрямителя с функцией диода

Если ваш мультиметр имеет функцию диода, одна из настроек шкалы будет иметь маркировку, аналогичную символу диода. Когда вы выбираете эту настройку, между выводами измерителя существует напряжение, и когда вы прикасаетесь к выводам диода, измеритель регистрирует падение напряжения. В прямом направлении падение напряжения обычно составляет от 0,5 до 0,8 вольт. В обратном направлении ток не течет, поэтому счетчик записывает либо 0, либо OL, что означает разомкнутый контур.

Для проведения проверки необходимо сначала убедиться, что цепь отключена и все конденсаторы в цепи разряжены. Пока вы это делаете, вам не нужно удалять диод из цепи. Начните с прикосновения отрицательного вывода измерителя, который обычно черный, к катоду диода, а положительного вывода (красного) к аноду. Обратите внимание на показания счетчика, которые должны быть между 0,5 и 0,8 вольт. Если он близок к 0, диод неисправен. Теперь поменяйте местами провода. Диод исправен, если вы получаете показания 0 или OL. Если вы получите примерно такое же значение напряжения, диод закоротил и не работает.

Проведение проверки диода с помощью омметра

При проведении проверки сопротивления необходимо удалить диод из цепи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *