Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора
Если замкнуть плюс и минус аккумулятора, то получим ток короткого замыкания Ie = U / Re , как будто внутри есть сопротивление Re . Внутреннее сопротивление зависит от электрохимических процессов внутри элемента, в том числе и от тока.
При слишком большом токе аккумулятор испортится, и даже может взорваться. Поэтому не замыкайте плюс и минус. Достаточно мысленного эксперимента.
Величину Re можно оценить косвенно по изменению тока и напряжения на нагрузке Ra . При небольшом уменьшении сопротивления нагрузки Ra до Ra‑dR ток увеличивается от Ia до Ia+dI. Напряжение на выходе элемента Ua=Ra×Ia при этом уменьшается на величину dU = Re × dI . Внутреннее сопротивление определяется по формуле Re = dU / dI
Для оценки внутреннего сопротивления аккумулятора или батарейки я добавил в схему измерителя ёмкости резистор 12ом и тумблер (ниже на схеме показана кнопка), чтобы изменять ток на величину dI = 1.
Можно сделать простую схему только для измерения внутреннего сопротивления по образцу, показанному на рисунке внизу. Но всё же лучше сначала немного разрядить аккумулятор, и после этого измерить внутреннее сопротивление. В середине разрядная характеристика более пологая, и измерение будет более точным. Получится «среднее» значение внутреннего сопротивления, которое остаётся стабильным достаточно большое время.
(Описание схемы)
Пример определения внутреннего сопротивления
Подключаем аккумулятор и вольтметр. Вольтметр показывает 1.227V . Нажимаем кнопку: вольтметр показывает 1.200V .dU = 1.227V — 1.200V = 0.027V
Re = dU / dI = 0. 027V / 0.1A = 0.27 Ohm
Это внутреннее сопротивление элемента при токе разряда 0.5А
Тестер показывает не dU, а просто U. Чтобы не ошибиться в
устном счёте, я делаю так.
(1) Нажимаю кнопку. Аккумулятор начинает разряжаться, и
напряжение U начинает уменьшаться.
(2) В момент, когда напряжение U достигнет круглой величины,
например 1.200V, я отжимаю кнопку, и сразу вижу величину U+dU,
например 1.227V
(3) Новые цифры 0.027V — и есть нужная разница dU.
По мере старения аккумуляторов их внутреннее сопротивление увеличивается. В какой-то момент вы обнаружите, что ёмкость даже свежезаряженного аккумулятора невозможно измерить, так как при нажатии кнопки
Внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора
Для оценки внутреннего сопротивления АКБ можно использовать лампу от фары. Это должна быть лампа накаливания, например, галогеновая, но не светодиодная. Лампа 60вт потребляет ток 5А.
При токе 100А на внутреннем сопротивлении АКБ не должно теряться более 1 Вольта. Соответственно, при токе 5А не должно теряться более 0.05 Вольта (1В * 5А / 100А). То есть, внутреннее сопротивление не должно превышать 0.05В / 5А = 0.01 Ома.
Подключите параллельно аккумулятору вольтметр и лампу. Запомните величину напряжения. Отключите лампу. Обратите внимание, насколько увеличилось напряжение. Если, допустим, напряжение возросло на 0.2 Вольта (Re = 0.04 Ома), то аккумулятор испорчен, а если на 0.02 Вольта (Re = 0.004 Ома), то он исправен. При токе 100А потеря напряжения будет всего 0.02В * 100А / 5А = 0.4В
С помощью лампочки можно также оценить ёмкость автомобильной батареи .
внутреннее сопротивление аккумулятора как измерить
Внутреннее сопротивление это одна из важнейших характеристик аккумулятора. Чем меньше этот показатель, тем больший ток аккумулятор способен отдавать в нагрузку.
Если взять два аккумулятора одинаковой ёмкости с разным внутренним сопротивлением и разрядить их на нагрузку одинаковой мощности, энергии на нагрузке выделится не одинаковое количество. Часть энергии выделится на аккумуляторе в виде тепла. Аккумулятор с бОльшим внутренним сопротивлением будет греться больше и отдаст меньше энергии. При сборке аккумуляторной батареи также важно подобрать элементы по внутреннему сопротивлению, как и по ёмкости, чтобы добиться максимально эффективной работы.
Как внутреннее сопротивление влияет на производительность аккумулятора.
Схема из аккумулятора и резистора, как на рисунке выше поможет объяснить то, для чего мы здесь собрались.
Напряжение аккумулятора U=3,7 В, ёмкость 3 А/ч (для упрощения расчетов аккумулятор будет выдавать на всём протяжении разряда одинаковое напряжение), сопротивление резистора Rнагр=1 Ом. Условно представим что они соединены идеальными проводами с нулевым сопротивлением. Сопротивление амперметра также нулевое. Сопротивление вольтметра бесконечно велико. То есть амперметр, вольтметр и провода никаких влияний на нашу цепь не оказывают. Ток течет только через аккумулятор и нагрузку.
По закону Ома сила тока в цепи должна быть I=U/Rнагр, то есть 3,7/1=3,7А, но амперметр покажет меньший ток, к примеру 3 ампера. Это произошло из-за того, что в цепи есть ещё одно сопротивление – сопротивление аккумулятора. Идеальных источников тока, как и идеальных проводов, амперметров и других вещей в реальности не бывает.
Мы можем найти это сопротивление используя тот же закон Ома:
Rвн=U/I-Rнагр=3,7/3-1=0,23 Ом
А теперь посчитаем сколько мощности выделится на аккумуляторе в виде тепла за 1 час (за такое время он отдаст весь заряд):
P=I2 *Rвн=3*3*0,23=2,07 Вт
На резисторе в то же время выделится:
3*3*1=9 Вт, (а могло бы быть, в случае с идеальным аккумулятором – 3,7*3,7*1=13,69 Вт)
Общий выход мощности на аккумуляторе и нагрузке составит Pобщ=2,07+9=11,07 Вт
Учитывая то, что в ячейке 18650 может быть запасено около 9 – 12,5 Вт энергии, из которых 2 Вт уйдут в нагрев, перспектива использования оказывается непривлекательной. Аккумулятор будет перегреваться. В реальных условиях аккумулятор с таким большим внутренним сопротивлением уже пора отправить на покой, либо разряжать низким током. Например при разряде током 1А картина будет немного лучше:
P=I2 *Rвн=1*1*0,23=0,23 Вт, за время полного разряда (3А/ч израсходуется за 3 часа) 0,23*3=0,69 Вт
Такой ток будет в цепи с нагрузкой сопротивлением Rнагр=3,47 Ом и на нагрузке мощности выделится уже больше:
P=I2 *Rнагр=1*1*3,47=3,47 Вт, за 3 часа – 3,47*3=10,41 Вт (вместо 9 как прошлый раз)
В сумме получим такую же общую мощность Pобщ=0,69+10,41=11,1 Вт (погрешность в 0,03 Вт получилась из-за округления при расчетах)
Именно поэтому необходимо учитывать внутреннее сопротивление аккумулятора и чем мощней нагрузка, тем оно должно быть ниже для эффективной и безопасной работы.
Более реалистичные сопротивления у современных среднетоковых литий ионных аккумуляторов, например формата 18650 составляет порядка 40 мОм (милли Ом), у высокотоковых – менее 30 мОм.
Измерение внутреннего сопротивления.
Существует несколько методик измерения внутреннего сопротивления. Две из них прописаны в ГОСТ Р МЭК 61960-2007. Перед замером любым из приведенных ниже методов аккумулятор должен быть полностью заряжен. Испытания проводятся при температуре 20±5ºC.
Измерение внутреннего сопротивления методом переменного тока (а.с.)С помощью этого метода измеряется импеданс, который на частоте 1000 Гц приблизительно равен сопротивлению.
Электрический импеданс (комплексное электрическое сопротивление) (англ. impedance от лат. impedio «препятствовать») — комплексное сопротивление между двумя узлами цепи или двухполюсника для гармонического сигнала.
Описание методики из ГОСТВ течение одной – пяти секунд измеряем среднеквадратичное значение переменного напряжения Urms, возникающего при прохождении через аккумулятор переменного тока со среднеквадратичным значением Irms , следующего с частотой 1000 Гц. Внутреннее сопротивление Ra.c., Ом рассчитываем по формуле Ra.c.= Urms / Irms .
Irms (rms – Root Mean Square – среднеквадратичное значение).
Переменный ток должен иметь такое значение, чтобы пиковое напряжение не превышало 20 мВ.
Этот метод сложно воплотить в домашних условиях без специального оборудования. Популярный прибор YR1035 отлично справляется с измерениями с точностью 0,01 мОм. Зарядные устройства SKYRC MC3000 ,Opus BT-C3100V2.2, Liitokala Lii-500 также измеряют методом АС, но весьма с посредственной точностью.
Измерение внутреннего сопротивления методом постоянного тока (d.c.)Этот метод возможно выполнить в домашних условиях с помощью обычных вольтметра и амперметра и пары подходящих нагрузочных сопротивлений. В качестве сопротивлений вполне можно использовать несколько автомобильных ламп накаливания или импровизированный резистор из нихромовой проволоки.
Описание метода из ГОСТ- Разряжаем аккумулятор постоянным током I1= 0,2 Iн. На десятой секунде измеряем значение напряжения U1 на клеммах аккумулятора.
- Увеличиваем разрядный ток до значения I2=Iн. На следующей секунде измеряем значение напряжения U2 на клеммах аккумулятора.
Внутреннее сопротивление Rd.c., Ом рассчитываем по формуле Rd.c. = (U1-U2)/(I2-I1)
- Iн – номинальный ток разряда аккумулятора.
Сопротивление R1 и R2 подбирается таким образом, чтобы протекали токи I1 и I2 нужной величины. Ориентироваться нужно на номинальный разрядный ток аккумулятора.
Вольтметр необходимо подключать непосредственно на полюса источника, чтобы исключить влияние от падения напряжения на проводах .
От чего зависит внутреннее сопротивление аккумуляторов.
Производство.Изначально, на этапе производства аккумуляторов этот параметр конечно заложен в “рецепт”. Ячейка может быть либо мощной и отдавать большой ток (низкое внутреннее сопротивление), либо более энергоёмкой. При условии одинаковых прочих составляющих (компонентов электродов, химии электролита итд.) в более ёмких ячейках необходима бОльшая площадь обкладок. И для того, чтобы эта конструкция уместилась в предоставленный объём, необходимо эти обкладки сделать тоньше. И наоборот. Тонкие обкладки естественно имеют большее сопротивление.
Также влияют и расстояние между электродами, толщина и вещество их обмазки, толщина сепаратора, химия электролита и множество других факторов. Из-за производственного брака ячейки, сделанные по одному “рецепту” могут отличаться как по внутреннему сопротивлению, так и по ёмкости, сроку жизни итд. Из-за длительного и неправильного хранения по пути к потребителю качество также страдает.
Эксплуатация.Rвн изменяется в зависимости от степени заряженности аккумулятора. При низком и высоком уровне заряда растёт, в среднем – минимально.
Температура электролита (чем холоднее тем выше сопротивление). При отрицательных температурах большинство литий-ионных и литий-полимерных ячеек на столько увеличивают внутреннее сопротивление, что использовать их становится невозможно. Литий-железо-фосфатные и литий-титанатные при таких условиях ведут себя гораздо лучше.
Также в процессе эксплуатации, по мере износа элемента Rвн будет увеличиваться.
Измерение внутреннего сопротивления батарей
Авторы: Шон Хаймел
Избранное Любимый 7
При проектировании схемы с батареей мы часто предполагаем, что батарея является идеальным источником напряжения. Это означает, что независимо от того, насколько большую или маленькую нагрузку мы подключаем к аккумулятору, напряжение на клеммах источника всегда будет оставаться одним и тем же.
Если мы смоделируем эту батарею как идеальный источник напряжения, изменив значение R L не влияет на напряжение между клеммами батареи
В действительности несколько факторов могут ограничивать способность батареи выступать в качестве идеального источника напряжения. Размер батареи, химические свойства, возраст и температура — все это влияет на величину тока, которую батарея может вырабатывать. В результате мы можем создать более совершенную модель батареи с идеальным источником напряжения и последовательно соединенным резистором .
Батареи можно смоделировать как идеальный источник напряжения с последовательным резистором (обозначен R I )
Мы можем измерить напряжение батареи на ее клеммах без подключенной нагрузки. Это известно как напряжение холостого хода (V OC ).
Измерение напряжения щелочного элемента AA без нагрузки
Обратите внимание, что, поскольку через внутренний резистор не протекает ток, падение напряжения на нем равно 0 В.
Если мы подключим нагрузку к аккумулятору, напряжение на клеммах упадет.
Здесь мы измеряем падение напряжения на резисторе 4 Ом
Это падение напряжения вызвано внутренним сопротивлением батареи. Мы можем рассчитать внутреннее сопротивление, если снимем показания напряжения холостого хода и напряжения на клеммах батареи с подключенной нагрузкой.
Для начала создадим схему, показывающую нашу схему.
Вот наша схема. Мы хотим вычислить R I .
Мы можем подставить измеренное нами напряжение на нагрузке (V L ) и номинал резистора (R L ) в закон Ома, чтобы получить ток, протекающий через цепь (I).
Нам также нужно получить напряжение на внутреннем резисторе. Мы можем сделать это, используя закон Кирхгофа о напряжении. Упрощенно для этой схемы можно сказать, что падение напряжения на обоих резисторах должно составлять в сумме напряжение идеального источника напряжения.
Теперь, когда мы знаем падение напряжения на внутреннем резисторе и ток через него, мы можем снова использовать закон Ома, чтобы найти его сопротивление.
Отсюда видно, что внутреннее сопротивление (на данный момент) элемента АА составляет 0,273 Ом .
ПРИМЕЧАНИЕ : С помощью этого метода мы можем сделать снимок только внутреннего сопротивления. Внутреннее сопротивление может варьироваться в зависимости от таких факторов, как возраст батареи и температура. Через 10 минут значение сопротивления может измениться! Обычная щелочная батарея типа АА может иметь сопротивление от 0,1 Ом до 0,9 Ом.Внутреннее сопротивление Ом.
батареи – измерение внутреннего сопротивления батареи
спросил
Изменено 2 года, 3 месяца назад
Просмотрено 469 раз
\$\начало группы\$
Я нашел в сети две схемы с почти одинаковым подходом к измерению внутреннего сопротивления батареи. Оба метода возбуждают батарею на частоте 50 Гц, используя прямоугольную волну, и падение напряжения переменного тока измеряется на батарее (насколько я понимаю). И судя по всему, это падение напряжения соответствует внутреннему сопротивлению аккумулятора
Способ 1: https://www.eeweb.com/internal-resistance-tester-for-batteries/
Способ 2: http://www.next.gr/meter-counter/Checker-Circuits/Internal-Resistance-Battery-Tester-l13989.html
В методе 1 упоминается, что измеренное напряжение, деленное на 10, дает внутреннее сопротивление аккумулятора. И метод 2 говорит, что внутреннее сопротивление в 10 раз превышает измеренное напряжение. Прошу кого-нибудь разбить, почему так? Что происходит в этих цепях и в чем между ними разница? И насколько надежны эти методы?
- аккумуляторы
- литий-ионные
- для измерения напряжения
- nimh
- внутреннее сопротивление
\$\конечная группа\$
\$\начало группы\$
Во-первых, мы предполагаем, что 18A является точным, размах напряжения составляет 18 мВ/м\$\Omega\$, среднее значение составляет половину от этого. Мультиметр со средними показаниями (не тип истинного среднеквадратичного значения) покажет около 11% (всего \$\pi\$/\$\sqrt{8}\$) высокого уровня, поэтому вы получите около 10 мВ/м\$\ Омега\$. Разделите показание в мВ на 10, чтобы получить m\$\Omega\$. Точность 18А зависит от фактического сопротивления и напряжения батареи и предполагает, что батарея не слишком нагружена.
Второй использует примерно 1/100 изменения тока (170 мА, а не 18 А), использует фактический сток тока, а не простые резисторы (поэтому напряжение батареи не так важно). Та же идея, так что вы получаете около 100 мВ на ом на цифровом мультиметре. Умножьте показания напряжения на 10, чтобы получить омы. Они также предварительно заряжают батарею, чего не делает первая схема.
смоделируйте эту схему — схема создана с помощью CircuitLab0025 блокирует напряжение постоянного тока , поступающее от батареи, и отображает только среднее значение измеренного отклонения прямоугольной волны, скорректированное в сторону увеличения на 11,1%, как характеристика измерителя. Другими словами, в идеализированной схеме, показанной выше, показание напряжения идентично тому, которое вы бы измерили, если бы вы могли приложить измеритель непосредственно к внутреннему сопротивлению.
На практике сопротивление выводов и контактное сопротивление могут увеличить показания, поэтому рекомендуется измерять напряжение непосредственно на аккумуляторе клеммы не на зажимах и не на цепи. Это тип 4-проводного измерения сопротивления переменному току, и он жизненно важен, если вам нужны точные показания низких сопротивлений.
Аккумуляторы — злобные существа, и внутреннее сопротивление будет меняться в зависимости от состояния заряда, нагрузки из-за эффектов поляризации, температуры (включая самонагрев) и, возможно, множества других факторов.
\$\конечная группа\$
\$\начало группы\$
Внутреннее сопротивление батареи обычно рассчитывается по напряжению холостого хода Vo, напряжению нагрузки Vl и сопротивлению нагрузки Rl:
Ri = (Vo/Vl — 1) * Rl.