Марки советских автомобилей: какие автомобили производили в СССР и как их можно было приобрести?

Названия советских авто – кто давал: система наименований

Говорят, раньше автомобили создавали не маркетологи (как теперь), а инженеры. Вот вам настоящий переворот сознания: в СССР инженеры не только создавали автомобили, но и … давали им имена. Причем один инженер – сразу всем моделям.

Имена автомобилям обычно дают маркетологи – специалисты по автомобильному рынку и человеческой психологии. Но так случилось, что в СССР, где рынка не было как такового, все автомобили вместе назвал один человек – причем никакой не менеджер, а инженер по профессии и роду деятельности. Причем делал он это дважды – в 1943-м и 1964-м годах. Звали его Самуил Челов, он был работником завода ГАЗ и одним из руководителей созданного в 1943 г. бюро технической документации.

Длинный индекс, который советским моделям давали на заводах, не годился как рыночное имя. Но для “десятого” семейства использовали его часть

Поскольку в стране рыночных отношений не было, государству приходилось вмешиваться даже в мелкие технические моменты.

Поэтому для упрощения управления автопромом была разработана система наименований автомобилей и автокомплектующих.

Читайте также: Каким был первый украинский автомобиль

Система наименования автомобилей 1943 г.

Каждый советский автозавод получил свою группу цифр, которыми он мог называть свои модели, добавляя их к буквенной аббревиатуре. Например, ГАЗу как крупнейшему заводу выделили почетную первую сотню – нумерацию от 1 до 99. Горьковские (теперь это Нижний Новгород) автомобили назывались ГАЗ-51, ГАЗ-12, ГАЗ-21 и др.

С соответствующего индекса начинались и номера запчастей к каждой модели в каталогах. Это упрощало подбор деталей и использование их на машинах других поколений и заводов. Например, резиновая втулка под каталожным номером 11-18081 от легкового седана ГАЗ-11 (1940 г.) выпускается до сих пор, поскольку она используется на легковых “Волгах” и грузовых “ГАЗонах”, и даже на новой нижегородской модели “ГАЗель Next” (2013 г.)

У деталей советских авто каталожные номера начинаются с индекса модели – для удобства модернизаций и логистики. У ГАЗ-11, «Волг» обоих поколений и современной «Газели» есть одинаковые детали

Группы цифр из следующих сотен отдали другим автозаводам. Так, вторая сотня досталась ЗИЛу: ЗИС-101, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и т.д.

Производителям, которые выпускали машины меньшими тиражами, дали не полные сотни, а “половинки”. Завод МЗМА (позже – АЗЛК), который выпускал “Москвичи”, получил первую половину пятой сотни, благодаря чему появился, например, суперпопулярный “412-й”.

Персональную группу индексов имел и Днепропетровский автомобильный завод, во второй половине той же пятой сотни. Плавающий грузовик-амфибия, который разработали и выпускали в Днепропетровске (теперь Днепр), назывался ДАЗ-485, а запланированный к выпуску обычный гражданский тяжеловоз должен был носить индекс ДАЗ-451.

Модели Днепропетровского автозавода должны были называться цифрами со второй половины пятой сотни: ДАЗ-485, ДАЗ-451.

ЧИТАЙТЕ NFR:T: Сделано в Украине: почему мы можем гордиться “горбатым”

Цифровая индексация покрывала не только модели автомобилей, но и двигателей: отдельные моторы производства завода, например, ЯАЗ, тоже имели выделенную ярославским грузовикам нумерацию: ЯАЗ-236, ЯАЗ-240 и тому подобное.

Система наименования автомобилей 1966 г.

Указанную систему названий советских автомобилей задумали обновить, и в 1966 году вышел новый ГОСТ, которым вводилась базовая четырехзначная индексация – ЗАЗ-1102, ВАЗ-2101, КамАЗ-5320 и тому подобное.

Введенная в 1966 г. четырехзначная система наименования легковых и грузовых авто использовалась и в XXI веке, в том числе и в Украине.

Первая цифра означает класс автомобиля (для легковых и грузовых отдельно), который определялся по объему двигателя и сухой массе: 1 – особо малый (двигатель до 1,1 л, масса до 0,8 т), 2 – малый (1,1 – 1,8 л и 0,8 – 1,2 т), 3 – средний (1,8 – 3,5 л и 1,2 – 1,5 т), 4 — большой (от 3,5 л, от 1,5 т).

Вторая цифра шифрует тип автомобиля: 1 – легковой, 2 – автобус, 3 – грузовик, 4 – тягач, 5 – самосвал и тому подобное.

Третья и четвертые цифры – индекс модели, присвоенный машине заводом-изготовителем.

Пятая и шестая цифры – номера модификаций модели.

В конце концов название автомобиля иногда получалось довольно громоздким, но оно позволяло избегать повторов в пределах одного автопрома. Также благодаря этим индексам автомобилистам можно уже по названию понять, что представляет собой та или иная модель.

«Ноль тридцать седьмая“ – под таким именем известна среди фанатов канадская версия ”шестерки». На самом деле это часть заводского индекса ВАЗ-21061-037

Например, название ВАЗ-21061-037 следует прочитать как легковая модель собственной массой до 1,2 т с двигателем 1,5 л в комплектации для рынка Канады. Между прочим, “шестерок” в такой версии в Северной Америке в 1978 – 1983 гг. продали почти 13 000.

Интересно, что при этом никто не мешал к такому нагромождению цифр добавить еще и собственное имя – но это уже тема следующего рассказа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие автомобили производились в Украине за 28 лет независимости

Фото: Каким был советский «Москвич»

ЗАО «Рено Россия» переименовано в АО «Московский автомобильный завод „Москвич“» после перехода завода в собственность правительства Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин заявил, что история советского автомобиля продолжится.

Во времена СССР разные заводы страны выпускали немало достойных моделей автомобилей. «Москвич» был одной из машин, о которой мечтали миллионы. В материале 5-tv.ru вспоминаем историю легендарных советских машин.

Как появился «Москвич»

История данного бренда неразрывно связана с Московским автосборочным заводом имени Коммунистического Интернационала Молодежи. В 30-е на нем производились по лицензии американские автомобили Ford Model A и его грузовая версия Ford Model AA.

Renault официально переименован в «Москвич»: каким будет автомобиль после ухода

СССР отчаянно нуждался в разных машинах во времена индустриализации, но отечественное машиностроение еще только вставало на ноги. Поэтому страна широко применяла иностранные технологии и специалистов для развития народного хозяйства.

© РИА Новости / Евгений Биятов

Первое авто под брендом «Москвич» завод выпустил только в конце 1946 года. Такое название выбрали в честь 800-летия столицы. Старт производства произошел всего через полтора года после окончания Великой Отечественной войны.

Знаменитая ГАЗ М-20 «Победа» появилась тогда же, но была дороже — не каждый мог позволить себе такую покупку. А более доступный «Москвич-400» стал первым советским легковым автомобилем для индивидуального пользования. По своей конструкции он был идентичен Opel Kadett K38. Еще примерно через два года начался экспорт машин советской марки в другие страны.

Уже в первой половине 50-х с завод начал выпуск модернизированной версии своего первого «Москвича». В 1956-м произошло очередное историческое событие. С конвейера сошел «Москвич-402», который стал первым автомобилем собственной конструкции.

«Москвич» — народный автомобиль

В дальнейшем продукция завода продолжала активно совершенствоваться и распространяться среди потребителей. Например, в 1958-м появился «Москвич-407», который советские граждане полюбили не меньше 21-й «Волги». Обилие хрома, молдинги вдоль боковины, удобный багажник, мощный двигатель и четырехступенчатая коробка передач вызывали восторг.

В салоне были часы, радиоприемник и отопитель. Это была мечта, а не машина для того времени. Вскоре после выпуска новинку оценили и за границей. На Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе «Москвич-407» получил золотую медаль. СССР наладил активный экспорт этой модели не только в страны социалистического лагеря, но и в Западную Европу.

© РИА Новости

По-настоящему народным автомобилем стал «Москвич-412», выпускавшийся со второй половины 60-х. Советские специалисты очень хорошо потрудились над новой машиной, сделали ее в модном тогда плавниковом стиле с маленькими выступами сзади и угловатыми формами спереди. Она обладала широкой и вместительной кабиной и довольно мощным мотором в 75 лошадиных сил, о котором многие мечтали.

«Москвич-412» сочетал в себе собственные изобретения и наработки французов. Это позволило создать идеальную для конца 60-х машину. Она стала настоящим долгожителем и выпускалась 36 лет вплоть до 2003 года.

В целом для многих моделей марки «Москвич» была характерна хорошая выносливость, неприхотливость в эксплуатации и относительно невысокая цена, что делало эти автомобили любимыми среди советских и российских водителей.

Причины исчезновения «Москвича»

Проблемы начались с распадом СССР. Завод столкнулся с серьезными финансовыми вызовами, как и многие другие предприятия страны. При этом ранее закрытый рынок сбыта быстро заполнялся автомобилями иностранных компаний, с которыми отечественному производителю сложно было конкурировать из-за все более выраженной технологической отсталости. К тому же Россию лихорадило из-за трудностей перехода на капиталистические рельсы.

Новые разработки, среди которых были даже электрокары на базе «Москвич-2141» и «Москвич-2335», не помогли с улучшением ситуации. В 2001-м производство комплектных автомобилей остановили, а в 2003-м запустили процедуру банкротства. В 2010 году ОАО «Москвич» было официально ликвидировано.

Возрождение бренда «Москвич»

В информационное пространство уже слегка позабытое название ворвалось совсем недавно, когда стало известно о передаче завода французской Renault правительству Москвы.

«Автоваз» будет производить Renault Duster под брендом Lada

Думать общественности над вариантами дальнейшей судьбы предприятия долго не пришлось.

«Я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич“», — написал Сергей Собянин в своем блоге.

Новое руководство планирует сохранить большую часть работников и организовать производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а позднее перейти на выпуск электромобилей.

10 автомобилей советского производства, за езду которых вы не могли заплатить нам достаточно

Смотреть на советские автомобили может быть своего рода чувством вины. Да, стереотип в основном верен, это, как правило, низкокачественные, простые автомобили, которые предлагают очень мало производительности, безопасности или комфорта. Но если смотреть со стороны, то множество откровенно странных автомобилей, выпущенных в СССР, весьма занимательно, включая все, начиная от крутых полноценных гоночных автомобилей и заканчивая смертельными ловушками, в которых люди должны были везти свою семью.0003

В то время как некоторые советские автомобили, такие как Lada Niva, выдержали испытание временем и искупили свою скудную природу почти непобедимой долговечностью, причудливым характером и впечатляющими возможностями, многие автомобили, произведенные в Советском Союзе, были просто ужасными транспортными средствами насквозь.

Некоторые из них, такие как Lada Niva, имеют компенсирующие функции, которые делают их интересной диковинкой, которой было бы весело управлять, но эти 10 настолько плохи, что вы не можете заплатить нам достаточно, чтобы сесть за руль и проехать хотя бы одну :

10/10 Лада Ока

Via Wikimedia Commons

По нику, который он получает, можно многое сказать о характере автомобиля. В то время как многим даются прозвища из-за желаемых характеристик, ВАЗ-1111, также известная как Лада Ока, с другой стороны, имеет прозвище, отражающее, насколько она ужасна. несчастье вождения одного.

через Викисклад

О «приятных» моментах здесь говорить не приходится, «Лада Ока» — просто ужасная машина, как внутри, так и снаружи. Построенная с ужасающей хрупкостью, «Лада Окас» рухнула бы сама на себя при любом реальном ударе, представляя смертельную угрозу для любых пассажиров.

Первоначально разрабатывавшаяся как дешевый автомобиль для людей с ограниченными физическими возможностями, «Лада Ока», к сожалению, стала популярным транспортным средством среди многих советских граждан, а также стала одной из последних автомобилей, построенных до распада СССР.

9/10 СМЗ S3D

Через NewsBeezer

С 1952 года автозавод СМЗ начал выпускать «Инвакары» — крайне простые и дешевые автомобили, которые бесплатно раздавались советским гражданам с ограниченными физическими возможностями в рамках программы социального обеспечения.

через Reddit

Никогда не распространяемый вне программы социального обеспечения, СМЗ С3Д не вызывал зависти. СМЗ С3Д с двигателем мощностью 18 л.с. был впервые выпущен в 1970 году и был просто ужасен. Построенный без учета аэродинамической эффективности, S3D также имел шокирующе тяжелый стальной корпус, который ограничивал скорость автомобиля до 37 миль в час. Даже со стальным кузовом эти автомобили представляли собой неудобную смертельную ловушку, в которой не было ничего хорошего.

8/10 СМЗ С1Л

Через Facebook

Еще один СМЗ «Инвакар», созданный для советских программ социального обеспечения, S1L сумел сделать ранее упомянутый S3D желанным и изысканным автомобилем.

Через somanyhorses.ru

Первый автомобиль СМЗ в классе «Инвакар», S1L максимально простой автомобиль, с жалким качеством сборки и дизайном, который выглядит просто как унылый ботинок. Даже в этом случае у S1L всего 4 л.с., а максимальная скорость составляет около 18 миль в час, что не является обнадеживающим уровнем производительности при вождении того, что в основном представляет собой консервную банку на колесах.

Даже предлагаемый бесплатно, S1L — жалкое транспортное средство без каких-либо преимуществ.

7/10 СМЗ S3A

через Pinterest

Еще один представитель серии СМЗ Invacar, S3A был таким же плохим, как и его собратья, но, по крайней мере, имел несколько очаровательный внешний вид.

Через Diamond Tuning – Facebook

Как и другие SMZ, S3A патетически слаб, всего 8 л.с. и максимальная скорость 25 миль в час (что должно быть втрое больше, чем в таком маленьком автомобиле). Несмотря на слабость, S3A был представлен в 1958 году и предлагал значительное улучшение по сравнению с S1L, поскольку было обнаружено, что трехколесный автомобиль не может справиться с неблагоприятной погодой, с которой они столкнутся на российских дорогах. Но это все, S3A маленький, простой, и страшно подумать о вождении по настоящим дорогам.

СВЯЗАННО: Рейтинг: 10 самых дешевых российских автомобилей

6/10 ЛуАЗ 969

Через Wikimedia Commons

Впервые выпущенный в 1966 году на заводе ЗАЗ, ЛуАЗ 969 представляет собой шокирующе необработанную и опасную смертельную ловушку внедорожника, который выглядит так же ужасно, как и качество его сборки.

Через Guns.ru Talks

Начиная с мощности, ЛуАЗ 969 патетически слаб, развивая всего 40 л.с. в более позднем «улучшенном» виде. Несмотря на то, что он был способен преодолевать бездорожье, это было единственной положительной чертой этого автомобиля, так как весь опыт вождения был кошмаром. Медленный, неудобный, ужасно шумный и совершенно опасный — в случае аварии водитель вылетает из машины, и было зарегистрировано более 60 смертей из-за утечки угарного газа через вентиляционные отверстия кабины.

5/10 ЗАЗ Запорожец 965

Через GoMotors.net

Разделяя дух Volkswagen Beetle и Fiat 500, ЗАЗ-965 был разработан как сверхдоступный, основной «народный автомобиль» для Советского Союза.

Через GoMotors.net

К сожалению, советские заводы, умышленно удешевляющие автомобиль, дали совершенно ужасные результаты. Впервые выпущенный в 1960 году, ЗАЗ 965 был настолько простым, насколько это возможно, без средств безопасности, без комфорта, всего с 23 л.с., без каких-либо полезных характеристик. Хотя он и достиг своей цели — обеспечить советских граждан дешевым транспортом, больше ничего не сделал.

по теме: 10 русских автомобилей, о которых вы, вероятно, никогда не слышали

4/10 ЗАЗ Запорожец 968

Через Wikipedia.ru

Продолжение линейки «народных автомобилей» ЗАЗ Запорожец, ЗАЗ 968 был представлен в 1971 году и продолжал продаваться до 1994 года, через несколько лет после распада Советского Союза.

Через Motor1.com

Такой же базовый и необработанный, как и предшествовавший ему ЗАЗ 965, ЗАЗ 968 получил мощность до 41 л.с. и более «современный» стиль. Несмотря на изменения, эти машины по-прежнему были неприятными и опасными в управлении. Даже при поразительно малом весе всего 1650 фунтов ЗАЗ 968 не мог разогнаться до 60 миль в час и был таким же небезопасным, как и его предшественник.

3/10 ЗАЗ-1102 Таврия

Via Wikimedia Commons

Преемник ЗАЗ-968, ЗАЗ-1102 был таким же дешевым, маломощным, медленным и маломощным, но предлагал очень мало, кроме способа добраться из пункта А в пункт Б.

Источник из Википедии

Представленный в 1988 году ЗАЗ-1102 имел удивительный экспортный успех, где он был известен как «Таврия». Двигатель мощностью 51 л.с., всего на 10 л.с. больше, чем у предыдущего ЗАЗ-9.68, ЗАЗ-1102 также имел дешевый пластиковый салон и столь же опасную конструкцию из тонкого металла. С очень малой мощностью, отсутствием чего-либо, что можно было бы назвать даже отдаленно «роскошным», и никакой безопасности, о которой можно было бы говорить, эти автомобили были просто ужасны.

СВЯЗАННЫЙ: Сделано в России: 19 худших автомобилей, которые когда-либо производили русские

2/10 Лада Самара

Via Wikimedia Commons

Предназначенная для того, чтобы подтолкнуть АвтоВАЗ (также известный как Lada) вперед благодаря современному дизайну и конструкции, Lada Samara была небольшим шагом в правильном направлении, но по-прежнему оставалась довольно жалкой машиной.

Из Википедии

Представленная в 1984 году Lada Samara носила несколько разных названий (например, «Спутник») и экспортировалась во многие страны. Несмотря на это, его мощность составляла всего 65 л.с., а интерьер был максимально скудным и дешевым. Одной из положительных черт Samara является хорошая долговечность, но это достигается за счет любого комфорта, безопасности или производительности, о которых можно говорить.

1/10 Москвич 402

Через Youtube

Серийный автомобиль, который видел множество модификаций и огромное количество серий, Москвич 402 был на удивление хорош собой, но на этом приятности заканчивались.

через Викисклад

Представленный в 1956 году Москвич 402 имел дизайн, вдохновленный хромированными американскими автомобилями того времени, и выглядел на удивление хорошо. Но под капотом предлагалась максимальная мощность 45 л.с. через базовую 4-ступенчатую механическую коробку передач, что делало езду ужасно медленной и шумной. Некоторые варианты поставлялись с такой невероятной роскошью, как обогреватель и радио, но это был предел любого комфорта, который предлагал Москвич 402.

NEXT: 25 вещей, которые нас смущают при вождении в России

Россия планирует перезапустить автомобильный бренд советских времен

Последние новости

Питер Вальдес-Дапена | CNN

После того, как Renault объявила об уходе с российского автомобильного рынка на этой неделе из-за войны страны с Украиной, мэр Москвы объявил, что его завод будет использоваться для перезапуска несуществующей марки автомобилей Москвич советской эпохи.

Малоизвестная за пределами бывшего Советского Союза и стран-сателлитов компания «Москвич» была основана около 1930 и эксплуатировался до 1991 года. Как и многие марки автомобилей из стран коммунистического блока, «Москвич» боролся с проблемами качества. Согласно книге Льюиса Зигельбаума «Автомобили для товарищей», «Мускович 408» 1960-х годов, имевший 50-сильный двигатель, даже цитировался советскими чиновниками за многочисленные дефекты.

Автор описывает ее просто как «ужасную машину».

Несмотря на эти постоянные проблемы, советское правительство заключило соглашение с французским автопроизводителем Renault о модернизации завода и увеличении производства до 200 000 автомобилей на 1975, согласно книге. Производство прекратилось, когда Советский Союз распался, и западные автопроизводители, такие как Renault, переехали. Часть бывшего завода «Москвич» вновь открылась в 2005 году как совместное предприятие Renault и города Москвы.

Renault также владел контрольным пакетом акций АвтоВАЗа, материнской компании популярной российской автомобильной марки Lada. В своем заявлении на этой неделе Renault заявила, что контрольный пакет акций был продан правительству России, а контрольный пакет акций московского завода, где производятся автомобили Renault, был продан городу Москве. Renault оставил открытой возможность возвращения на российский рынок позже.

«Иностранный владелец решил закрыть московский завод Renault. Это их право, однако мы не можем допустить, чтобы несколько тысяч человек остались без работы», — написал мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге, который был переведен CNN Business. «Поэтому я принял решение записать завод в актив города и возобновить производство легковых автомобилей под исторической маркой «Москвич».

«В 2022 году мы открываем новую страницу в истории Москвича», — добавил Собянин.

Компания постарается оставить на работе всех нынешних сотрудников завода, написал мэр. Завод также постарается получить большую часть деталей для автомобилей от российских фирм. Согласно сообщению в блоге Собянина, завод начнет с производства обычных автомобилей с бензиновым двигателем, но в какой-то момент переключится на выпуск электромобилей.

Собянин не уточнил, однако, какие модели автомобилей будут выпускаться под маркой «Москвич» на бывшем заводе Renault в ближайшее время.

Москвич ведет свою историю от автомобилей, которые считаются одними из первых советских автомобилей 1920-х и 30-х годов. После Великой Отечественной войны компания начала выпускать автомобили под названием «Москвич», что означает «москвич» или уроженец Москвы.

На сегодняшний день в России по-прежнему зарегистрировано около 200 000 автомобилей «Москвич», по данным аналитического агентства «Автостат».

Вообще говоря, автомобили, произведенные в централизованно управляемой экономике Советского Союза и его сателлитов, не славились своим качеством.

Некоторые автомобили, произведенные в странах коммунистического блока, такие как восточногерманский Trabant, стали культовыми на Западе. Корпус Trabant был изготовлен из материала под названием дюропласт, который напоминал пластик, но был сделан из смеси древесной массы, хлопкового волокна и смолы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *