Замена ремня ГРМ на двигатели Toyota серии A 5a-fe, 4a-fe, 7a-fe
не допускайте попадания воды или масла на зубчатые шкивы распределительного и коленчатого валов и держите их в чистоте.
1. Установите зубчатый шкив распределительного вала (если был снят).
а) Совместите установочный штифт на носке распределительного вала с канавкой зубчатого шкива и насадите шкив на распределительный вал.
б) Временно установите болт крепления шкива.
в) Удерживая распределительный вал за его шестигранную часть раз-водным ключом, затяните болт крепления шкива распределительного вала.
Момент затяжки…………………..59 Н м
2. Установите зубчатый шкив коленчатого вала (если был снят).
а) Совместите шпонку на коленчатом валу со шпоночной канавкой зубчатого шкива.
б) Насадите шкив на носок коленчатого вала до упора отбортовкой вовнутрь.
3. Временно установите ролик-натяжитель с пружиной.
а) Закрепите ролик болтом, не затягивая его.
б) Установите пружину.
в) Оттяните ролик влево до упора и затяните болт;
4. Установите ремень привода ГРМ.
Двигатель 5A-FE
а)Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМI в конце такта сжатия.
— Установив разводной ключ на шестигранный участок распределительного вала, поверните его и совместите метку на крышке подшипника распределительного вала с центром малого отверстия на шкиве распределительного вала.
— Используя болт крепления зубчатого шкива коленчатого вала, поверните коленчатый вал ‘и совместите синхронизирующие метки на зубчатом шкиве и на корпусе масляного насоса
б) Установите зубчатый ремень ГРМ.
Предупреждение: двигатель должен быть холодным.
Примечание: в случае повторного использования ремня совместите нанесенные ранее метки на шкивах и ремне и учитывайте направление вращения ремня.
Установите зубчатый ремень ГРМ, соблюдая метки и обеспечивая необходимое натяжение на участке между зубчатыми шкивами коленчатого и распределительного валов.
в) Проверьте правильность установки ремня (фазы газораспределения).
— Медленно отпустите болт крепления натяжного ролика.
— Медленно по часовой стрелке поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ, предварительно установив болт крепления зубчатого шкива.
— Убедитесь, что синхронизирующие метки на каждом шкиве совпадают с соответствующими метками на корпусе масляного насоса (для > шкива коленчатого вала) и на крышке подшипника распределительного вала, как показано на рисунке
— Затяните болт крепления ролика-натяжителя.
Момент затяжки……………………38 Н-м
г) Установите направляющую зубчатого ремня отбортовкой наружу, как показано на рисунке
д) Установите защитную крышку №1.
Момент затяжки болтов. ……….8 Н-м
Двигатель 4A-FE
а) Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия.
— Установив разводной ключ на шестигранный участок распределительного вала, поверните его и совместите метку на крышке подшипника распределительного вала с центром малого отверстия на шкиве распределительного вала.
— Временно установите ремень привода ГРМ.
— Установите направляющую ремня привода ГРМ лицевой стороной на-ружу.
— Установите крышку ремня привода ГРМ №1.
Момент затяжки…………………….8 Н-м
— Установите шкив коленчатого вала.
— Поверните шкив коленчатого вала, и совместите его риску с установочной меткой «О” на крышке №1 ремня привода ГРМ.
б) Установите зубчатый ремень ГРМ.
двигатель должен быть холодным.
в случае повторного использования ремня совместите нанесенные ранее метки на шкивах и ремне и учитывайте направление вращения ремня.
Установите зубчатый ремень ГРМ, соблюдая метки и обеспечивая необходимое натяжение на участке между зубчатыми шкивами коленчатого и распределительного валов,
в) Проверьте правильность установки ремня (фазы газораспределения).
— Медленно отпустите болт крепления натяжного ролика
Медленно по часовой стрелке поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ, предварительно установив болт крепления зубчатого шкива.
— Убедитесь, что синхронизирующие метки на каждом шкиве совпадают с соответствующими метками, как показано на рисунке.
— Затяните болт крепления ролика-натяжителя.
Момент затяжки…………………..38 Н м
5. Установите правую опору двигателя, завернув 3 болта и 3 гайки крепления.
Момент затяжки:
гайка…………………………………..53 Н-м
болт…………………•….. ……………74 Н м
6. Опустите двигатель подъемником.
7. Установите шкив коленчатого вала.
а) Совместите шпонку на коленчатом валу с пазом шкива и насадите шкив на вал.
б) Используя подходящее приспособление заверните и затяните крепежный болт шкива коленчатого вала.
Момент затяжки …………….120 Н-м
8. Установите шкив насоса охлаждающей жидкости.
9. Установите кронштейн компрессора кондиционера, завернув 4 болта крепления.
момент затяжки……………………48 Н-м
10. Установите компрессор кондиционера, завернув 4 болта крепления. Момент затяжки…………………..25 Н-м
11. (4A-FE, 7A-FE) Установите провод датчика давления в камере сгорания.
12. Установите крышку ремня привода ГРМ №3.
Момент затяжки…………………….8 Н-м
13. Установите крышку головки блока цилиндров.
а) Удалите старый герметик.
б) Нанесите слой свежего герметика в местах, показанных на рисунке.
в) Установите прокладку под крышку головки блока цилиндров.
г) Установите крышку головки блока, закрепив ее 4-мя гайками, установленными на уплотняющие шайбы.
Момент затяжки гаек……………..6 Н-м
14. Подсоедините шланги системы вентиляции картера.
15. Подсоедините высоковольтные провода.
16. Подсоедините жгут проводки и установите защиту жгута проводов.
17. Установите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления.
18. Установите ремень привода компрессора кондиционера.
19. Установите бачок омывателя,
20. Установите ремень привода генератора.
21. Затяните болты крепления шкива
насоса охлаждающей жидкости. Момент затяжки……………………10 Н м
22. Установите правую часть защиты двигателя.
23. Подсоедините отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
Замена ремня ГРМ на двигателе 5А-FE. Как поменять ремень ГРМ и масло в АКПП
В этой статье пойдет речь о том, как произвести замену ремня ГРМ и жидкости в Тойотовском двигателе 1. 5 л 5А-FE. Вам примерно понадобится 6 часов.
Первое, что Вам нужно будет сделать, это снять правое колесо, потом, снимаем грязезащитный кожух. Все, можно приступить к наиболее сложной процедуре, наша задача, это открутить болт шкива коленвала. Как только доберетесь до шкива, заметите, что на нем есть отверстия, предназначенные для специального инструмента. Мы воспользуемся простой выколоткой из обычного советского набора ключей.
Понадобится хорошая головка на 17, ручку длинна которой не короче 0.5 метра, так же понадобится монтировка. Эту монтировку нужно приложить промеж выколотки, рычагом подвески и головки, поставьте ее так, что бы она не вылетела, найдите хорошую точку опоры, запомните, что монтировкой в привод упираться нельзя. Теперь откручивается ручка ключа, крутить нужно против часовой стрелки. Вам понадобиться много сил, для того, что бы суметь открутить этот болт. Как только болт откручен, самая сложная работа закончилась. Можно снимать ремни генератора.
Чтобы сделать это, понадобится ослабить «осевой» болт, стопорный болт, натяжной болт и ослабить регулировочный болт.
Все, когда уже ничего не мешает, можно снять ремень ГРМ, для этого снимается клапанная крышка, а так же грязезащитные крышки ремня ГРМ. Болт ролика натяжителя нужно приоткрутить, он откручивается против часовой стрелки.
Приступаем к снятию ремня ГРМ
После того, как натяжение ремня ослабится, аккуратно снимаем ремень. Не дергайте и не крутите ремень.
Как только ремень снят, начинаем снимать ролик-натяжитель. Пружинку-натяжитель откручиваем в первую очередь.
Что бы снять ремень его нужно протащить между опорой и мотором, что бы сделать это нужно приподнять двигатель.
Перед тем, как поставить новый ремень, его нужно сравнить его со старым, новый ремень нужно ставить аккуратно, не крутя шестерни.
Защитные кожухи ремня ГРМ должны устанавливаться снизу вверх.
Замена масла в АКПП
В этой части статьи будет рассказано о том, как произвести замену жидкости в АКПП. Из инструментов нам понадобится шприц на 100-150 мл. и ручной масляный насос.
Покупаем жидкость (Dextron III нам понадобятся 6.5л).
Сливается она так: — нужно всего лишь из картера АКПП вывернуть болт-пробку;- взять шприц, одеть на него завернутую трубочку, это для того, что бы удалить остатки масла из картера;- все, болт можно завернуть.
Ручной масленый насос нам понадобится что бы произвести закачку масла. Жидкости нужно залить ровно столько, сколько было выкачено. Теперь нужно снять левый фартук двигателя (там увидите два шланга, которые идут от АКПП к радиатору), нужно разъединить трубку (вытечет не много жидкости). Теперь запускаем двигатель, после наблюдаем за цветом жидкости, которая выходит.
Как только пойдет воздух, то глушите двигатель и заливайте масло снова. И когда начнет идти светлая жидкость, ждите 10 сек, после глушите двигатель.
Теперь соединяем трубки и закачиваем новую жидкость — примерно 3 литра. Ждем пять минут, выставляем уровень, max по шкале Cold. Запускаем автомобиль, и еще раз проверяем уровень жидкости.
Теперь нужно погонять коробку в разных режимах, но нужно стоять на месте P-R-N-D примерно по четыре раза, задержка на каждом положении должна быть примерно 3 сек. Так же можно покататься, что бы нагреть жидкость до рабочей температуры, после проверить уровень еще раз.
Toyota/Lexus Обслуживание ремня ГРМ на двигателях 3,3 л V6 – UnderhoodService
Конструкция автомобильного двигателя изменилась за последние 40 лет с тех пор, как ремни ГРМ впервые стали широко использоваться. Ранние конструкции ремней ГРМ продемонстрировали сильные и слабые стороны привода распределительных валов с помощью резинового ремня, что часто приводило к катастрофическим результатам. Многие производители автомобилей заслужили репутацию производителей мусора, когда их двигатели преждевременно выходили из строя из-за отказа ремня.
За прошедшие годы почти каждый производитель построил модель или несколько моделей, которые раньше времени стали лимонами только потому, что у них был ремень вместо цепной или зубчатой передачи. Конечно, некоторые производители используют и то, и другое, даже на одном двигателе.
Поскольку DOHC и многоклапанные конструкции сегодня стали нормой, многие производители вернулись к цепям из-за их долговечности, снижения затрат на техническое обслуживание и согласованности при разработке более эффективных и мощных двигателей.
Toyota и ее подразделение класса люкс Lexus преобразовали почти все свои нынешние автомобили в конструкции с цепным приводом. Исторически Toyota производила гораздо больше двигателей с цепным приводом, чем с ременным приводом, и их индекс долговечности оставался неизменно высоким из-за использования цепей.
Я не стал складывать цифры, но достаточно сказать, что миллионы автомобилей Toyota и Lexus все еще нуждаются в плановой замене ремня ГРМ. Поскольку эти автомобили имеют высокую стоимость и популярность, а также тот факт, что большинство моделей не страдают серьезными последствиями из-за выхода из строя ремня, замена ремня ГРМ может обеспечить дополнительные годы и мили службы.
Тем не менее, некоторые из более поздних моделей с интеллектуальным регулированием фаз газораспределения (VVT-i) могли получить серьезные и дорогостоящие повреждения при отказе ремня ГРМ. Как и во всех конструкциях с несколькими клапанами, при правильном стечении обстоятельств риск отложить это обслуживание может быть дорогостоящим.
Эта статья основана на замене ремня ГРМ в автомобиле Lexus ES 330 2005 года выпуска (см. Фото 1 ). Двигатель 3MZ-FE — полностью алюминиевый 3,3-литровый V6 с полностью алюминиевой конструкцией с использованием чугунных гильз цилиндров для долговечности и VVT-i. Этот двигатель используется в нескольких моделях Toyota и Lexus; моделей автомобилей от минивэнов до внедорожников на платформе Camry. Более ранние версии этого двигателя серии MZ имеют разгрузки клапанов, которые снижают вероятность контакта поршня с клапаном, но с VVT-i все ставки сняты.
Я не могу охватить все аспекты этого ремонта в одной статье. Вам нужно будет выполнить некоторую домашнюю работу и получить доступ к полной процедуре либо в печатной форме, либо через онлайн-источник. Я расскажу о некоторых вещах, на которые следует обратить внимание во время процедуры, о некоторых советах, которые помогут сэкономить время и нервы, а также о некоторых предостережениях, которые уберегут вас от неприятностей.
Toyota и Lexus рекомендуют замену ремня ГРМ на этом двигателе через 90 000 миль или девять лет. Ремень ГРМ довольно прочный, но, в конце концов, это резиновый ремень, и фактический срок службы во многом зависит от условий окружающей среды и использования.
Обычно я внимательно осматриваю ремни вспомогательных агрегатов и делаю вывод о рекомендации провести осмотр ремня ГРМ. Поскольку на этом двигателе водяной насос приводится в действие ремнем ГРМ, семь лет, вероятно, являются разумным сроком, чтобы рассматривать эту работу как общее техническое обслуживание. В данном случае машине было ровно семь лет, и пробег составлял чуть менее 90 000 миль.
РАЗБОРКА
Во всех моделях с этим двигателем используется трансмиссия с поперечным расположением. Хотя двигатель находится достаточно близко к правому внутреннему крылу, рабочее пространство лучше, чем у некоторых других автомобилей. Несколько мелких деталей облегчат снятие крышек двигателя и компонентов.
1. Снимите правое переднее колесо и панель подкрылка (см. Фото 2 ). Небольшая панель, которая обеспечивает доступ к шкиву коленчатого вала, удерживается на месте двумя болтами и канцелярской кнопкой, которая не видна на всех моделях.
2. Снимите ремни вспомогательного оборудования, ослабив их регулировочные болты и кронштейны. Сняв регулировочную скобу насоса гидроусилителя и ослабив верхний шарнирный болт насоса (его снимать не нужно, достаточно вытянуть примерно на полдюйма), прорезь в скобе насоса позволит опустить насос в сторону.
3. Снимите стойку двигателя, передний монтажный кронштейн и опорный кронштейн к болту генератора (см. Фото 3 ). Опять же, болт генератора не нужно снимать, просто ослабьте и вытяните его настолько, чтобы выкрутить опорный кронштейн. Также имеется короткая скоба, идущая к основанию корпуса, на котором крепится крышка системы охлаждения.
Примечание: Это не место, где живет термостат.
4. Ослабьте болт крепления шкива коленчатого вала. Мы все знаем, что вы можете использовать инструмент для удержания шкива и ломаную планку, но в большинстве случаев ударный гайковерт легко выкрутит болт.
5. Распылите немного проникающего масла на конец вала и шкив и либо снимите шкив с кривошипа, либо осторожно снимите шкив коленчатого вала с помощью подходящего съемника. Мне нравится совмещать установочные метки шкива с установочным язычком на передней крышке (см. , фото 4 ), прежде чем что-либо снимать, просто чтобы иметь хорошее представление о установочных метках.
6. Сняв шкив, вы можете снять верхнюю и нижнюю передние крышки. Освободив зажимы и потянув за жгут двигателя, вы получите немного больше места для снятия верхней крышки. Снятие кронштейна гидроусилителя руля, как отмечалось ранее, также облегчает снятие нижней крышки. Также снимите внешнюю направляющую шайбу с коленчатого вала и обратите внимание на то, как она держится (вогнутой стороной наружу).
7. Проверьте установочные метки на коленчатом валу. На лицевой стороне колеса датчика коленчатого вала имеется небольшой штифт, а на корпусе масляного насоса имеется выступ (см. , фото 5а ) и на обоих распределительных валах (метка на лицевой стороне звездочек, небольшие углубления на внутренней передней крышке). См. . Фото 5б . Если метки не совпадают, вставьте болт кривошипа обратно и проверните двигатель на один оборот, чтобы они совпали.
8. Снимите скобу, удерживающую правый монтажный узел. Болты могут не вывернуться полностью, но длина шпилек должна позволять вам вытащить скобу с болтами, все еще находящимися в скобе.
9. На этом этапе, если все выровнено, отверните два болта натяжителя (обратитесь к Фото 5a ). Поскольку они установлены горизонтально, они будут натянуты до тех пор, пока один из них не выйдет из строя, и натяжитель не будет вращаться от ремня. Если вы снимаете натяжной ролик, убедитесь, что вы не потеряли шайбу, которая идет между корпусом и блоком двигателя (см. Фото 6 ).
Примечание: После снятия натяжителя остается достаточный провис, чтобы аккуратно провернуть коленчатый вал против часовой стрелки примерно на 60 градусов. Это обеспечит достаточный зазор для предотвращения контакта поршня с клапаном, если распредвалы будут вращаться при снятом ремне. Снимите ремень ГРМ, начиная с натяжного ролика по часовой стрелке и заканчивая шкивом коленчатого вала.
ОСМОТР
На этом этапе у вас есть доступ к шкиву водяного насоса и направляющим роликам, а также визуальный доступ к уплотнениям валов. Ищите утечки, следы контакта между ремнем и кожухами или передней частью двигателя, а также неравномерность вращения водяного насоса или роликов. Через 90 000 миль любой подшипник будет иметь некоторый износ, и вам нужно будет использовать свое суждение относительно того, стоит ли рисковать и оставить все там еще на 9. 0,000.
Я пошел в этот ремонт с намерением заменить ремень ГРМ, ролики и водяной насос, а также охлаждающую жидкость, термостат и вспомогательные ремни. Я заказал комплект ГРМ (см. Фото 7 ) у OEM-поставщика Toyota, который включал ремень ГРМ, водяной насос и оба ролика, а также правильную прокладку/опорную пластину водяного насоса со встроенным уплотнением.
Чтобы заменить водяной насос на этом этапе, необходимо снять шкивы распределительных валов (см. предостережение, упомянутое ранее при вращении распределительных валов со снятым ремнем), чтобы вы могли снять внутреннюю крышку ГРМ. Водяной насос частично закрыт внутренней крышкой.
Если не нужно менять сальники распредвалов (я не делал), можно снять только передний (правый) распредвал. Осторожно переместите задний распределительный вал (он подпружинен!), чтобы получить доступ к болтам крепления крышки. И, сняв две шпильки кронштейна двигателя, которые проходят через водяной насос, внутреннюю крышку можно вытянуть и поднять достаточно далеко, чтобы вынуть водяной насос и установить новый.
Или можно просто снять шкив заднего распредвала и полностью снять внутреннюю крышку. Задний шкив (левый) на некоторых моделях с этим двигателем скрыт.
Если на сальниках распределительных валов есть утечки или что-то, что вы обычно делаете в этой работе, вам все равно придется снять внутреннюю крышку. Будьте очень осторожны при снятии шкива и при удалении уплотнения. Любые царапины на уплотняющей поверхности распределительного вала могут вызвать утечку; распредвалы отливки и несколько мягкие. Используйте приспособление для установки уплотнения (см. , фото 8 ), чтобы убедиться, что уплотнение входит прямо. Опять же, на некоторых из этих моделей трудно добраться до заднего распределительного вала.
ПОВТОРНАЯ СБОРКА
Моя первая рекомендация — вытащить динамометрические ключи. Поскольку этот двигатель полностью алюминиевый, вероятность вытягивания резьбы из-за чрезмерного затягивания увеличивается. Внимательно следуйте спецификациям по крутящему моменту; Toyota перечисляет их в трех разных формах (Нм, кгс. см и фут-фунт), поэтому убедитесь, что вы читаете правильное значение.
Так как я заменял водяной насос в качестве элемента обслуживания, система охлаждения была слита, и я решил заменить термостат. На этом двигателе термостат расположен там, где патрубок подачи воды от радиатора соединяется сзади (с левой стороны блока). Несколько вещей нужно удалить, чтобы увидеть, где он находится. Здесь нет ярлыка. Необходимо снять корпуса воздушного фильтра (верхний и нижний) и использовать длинный удлинитель и головку на 10 мм, чтобы добраться до гаек крышки корпуса (см.0015 Фото 9 ). Установите новый «стат» вместе с новым уплотнением, совместив «порошкообразный» клапан со шпилькой в положении «10 часов».
Я использовал вакуумный наполнитель системы охлаждения (см. Фото 10 ), чтобы протестировать и заполнить систему новой охлаждающей жидкостью перед завершением установки ремня привода ГРМ, чтобы убедиться в герметичности водяного насоса. Было бы слишком много работы, чтобы вернуться после того, как все это было установлено, только для того, чтобы найти утечку.
После очистки передних крышек и выжимания натяжителя ремня ГРМ на заводском прессе (используйте штифт или маленький шестигранный ключ, чтобы удерживать вал в нажатом положении), я приступил к повторной установке ремня ГРМ. Установите натяжной и натяжной ролики вместе с нажатым натяжителем.
Убедитесь, что установочные метки распределительных валов совмещены с местами на внутренней крышке газораспределительного механизма (я всегда крашу их, чтобы они лучше выделялись). Медленно поверните коленчатый вал, чтобы совместить метки на звездочке кривошипа и корпусе масляного насоса. Не используйте какой-либо инструмент на тональном кольце датчика положения коленчатого вала, чтобы провернуть коленчатый вал; даже небольшая царапина может вызвать коды или ошибки синхронизации.
Установите ремень ГРМ, работая в обратном порядке, от звездочки коленчатого вала, против часовой стрелки вокруг водяного насоса и так далее. Возможно, вам придется слегка повернуть передний шкив распределительного вала, чтобы немного натянуть ремень, чтобы удерживать его на месте, в то время как вы ловите ремень вокруг других положений. У вас провиснет ролик натяжителя.
Убедившись, что установочные метки совмещены, отпустите натяжитель, потянув за штифт или шестигранный ключ, и подождите пару минут, пока натяжитель сделает свое дело, прежде чем провернуть коленчатый вал на два полных оборота. Перепроверьте временные метки. Если они неверны, повторите процедуру, сняв натяжитель и начав сначала. Помните, что нельзя проворачивать коленчатый вал по часовой стрелке при снятом ремне.
Оставшаяся часть работы заключается в том, чтобы снова установить снятые детали. Нижняя направляющая ремня ГРМ надевается на коленчатый вал вогнутой стороной наружу. Болт шкива коленчатого вала затянут с усилием 162 футо-фунта. Не забудьте переустановить внутреннюю панель крыла, чтобы вода и мусор не попадали на ремни аксессуаров.
ЗАВЕРШЕНИЕ
Эти автомобили и внедорожники будут существовать еще долгое время. Знакомство с различными тонкостями замены ремня ГРМ может принести дополнительные деньги в будущем, поскольку процесс будет становиться проще с каждой процедурой. Поскольку ошибка может стоить очень дорого, чтение руководства по обслуживанию перед его разборкой может сэкономить время и массу душевных страданий.
При увеличенных интервалах обслуживания и неправильном обслуживании проблемы с масляным нагаром могут привести к заклиниванию распределительных валов и разрыву ремней. По мере того, как ремонт двигателей становится все более сложным и дорогим, информирование вашего клиента о необходимости профилактического обслуживания становится еще более важным.
Toyota Corolla 3zz Настройки синхронизации двигателя Двигатель не запускается
Последнее обновление: четверг, 03 ноября 2022 г. | Toyota Corolla E11
Примечание: Следующая процедура применима только к двигателям 4E-FE и 4A-FEN без VVT. Двигатели 4ZZ-FE и 3ZZ-FE VVT-i оснащены цепью ГРМ (см. раздел 6)
Снятие
1 Заблокируйте задние колеса и установите ручной тормоз.
2 Ослабьте гайки на правом переднем колесе и поднимите автомобиль. Надежно закрепите переднюю часть автомобиля на осевых подставках (см. Поддомкрачивание и поддержка автомобиля). Снимите правое переднее опорное колесо.
3 Снимите ремень (ремни) привода вспомогательных агрегатов, как описано в Главе 1. Для облегчения доступа отверните винты и снимите правый нижний кожух двигателя (если имеется).
4 Установите двигатель в положение ВМТ на цилиндре № 1, как описано в разделе 3. под сливной пробкой масляного поддона). Примечание. Если вы планируете снять масляный поддон в дополнение к ремню ГРМ, поддержите двигатель подъемником сверху.
6 Отверните четыре болта и снимите шкив насоса охлаждающей жидкости.
Все двигатели
7 Для предотвращения вращения коленчатого вала при ослабленном центральном болте шкива коленчатого вала включите высшую передачу и попросите помощника сильно нажать на педаль тормоза. Ослабьте болт шкива. На моделях с автоматической коробкой передач необходимо будет снять стартер (глава 5A) и попросить помощника вставить большую плоскую отвертку между зубьями ведущего диска и картером коробки передач — убедитесь, что отвертка не соскальзывает.
8 Убедитесь, что установочные метки все еще совмещены, как описано в Разделе 3, затем снимите шкив коленчатого вала с коленчатого вала (см. рисунок).
9 Снимите две (двигатель 1,3 л) или три (двигатель 1,6 л) крышки ремня ГРМ (см. рисунок).
10 Снимите направляющую ремня привода ГРМ с коленчатого вала, обратив внимание на то, чтобы чашеобразная сторона была обращена наружу, а гладкая сторона находилась рядом с ремнем.
11 Если вы планируете повторно использовать ремень ГРМ, нанесите метки совмещения на звездочку и ремень и стрелку, указывающую направление вращения на ремне. Примечание. Мы рекомендуем заменять ремень каждый раз, когда он был снят, независимо от пробега.
12 Ослабьте регулировочный болт натяжителя ремня, отведите натяжитель назад и снова затяните болт в этом положении (см. рисунок). Снимите ремень ГРМ со звездочки. Если вы снимаете ремень для замены сальника распределительного вала или снятия головки блока цилиндров, нет необходимости отсоединять ремень от звездочки коленчатого вала или, на двигателях 1,6 л, отвинчивать правую опору двигателя. На двигателях 1,6 л, если вы полностью снимаете ремень, поддержите правую опору двигателя домкратом, затем снимите две гайки с опоры двигателя (снизу) и
5.9 Детали крышки ремня привода ГРМ двигателя объемом 1,6 л. На двигателе 1,3 л имеется только две крышки
5.12b Поддерживая подушку двигателя домкратом, снимите две гайки (указаны стрелкой) с правой подушки двигателя…
5.12a Снова затяните болт, натяжение ремня для снятия/установки
5.12b Поддерживая подушку двигателя домкратом, снимите две гайки (указаны стрелкой) с правой подушки двигателя …
5.12c … и снимите верхнюю часть двигателя крепежный болт (указанный стрелкой)
болт сверху (см. иллюстрации). Опустите двигатель, затем потяните верхнюю часть опоры вверх (резина позволит двигаться) до тех пор, пока ремень не будет проскальзывать между верхней и нижней частями опоры – это избавит от необходимости полностью снимать опору
13 Если звездочка распределительного вала изношена или повреждена, удерживайте передний (выпускной) распределительный вал большим гаечным ключом и отверните болт, затем снимите звездочку (см. раздел 10).
14 Снимите ремень ГРМ со звездочки коленчатого вала и снимите его. Если звездочка изношена или повреждена, или если вам необходимо заменить сальник коленчатого вала, снимите звездочку с коленчатого вала. Перед его снятием нанесите метки соответствия на звездочку коленчатого вала и корпус масляного насоса, чтобы можно было найти положение ВМТ без установленного шкива коленчатого вала (см. рисунок).
Осмотр
Внимание! Не сгибайте, не скручивайте и не выворачивайте ремень ГРМ наизнанку. Не допускайте его контакта с маслом, охлаждающей жидкостью или топливом. Не используйте натяжение ремня привода ГРМ, чтобы распредвал или коленчатый вал не вращались при установке болтов звездочки. Не поворачивайте коленчатый или распределительный вал более чем на несколько градусов (если это необходимо для совмещения зубьев) при снятом ремне ГРМ.
15 Если ремень ГРМ порвался во время работы двигателя, возможно, он был загрязнен или перетянут.
Внимание! Если ремень ГРМ порвется во время работы двигателя, клапаны могут соприкоснуться с поршнями, что приведет к их повреждению. Проверьте зазоры клапанов (см. главу 1) – погнутые клапаны обычно имеют чрезмерный зазор, что указывает на повреждение, требующее снятия головки блока цилиндров для ремонта.
16 Если зубья ремня треснуты или отсутствуют (см. рисунок), возможно, заклинило распределитель (где применимо), масляный насос или распределительные валы.
17 Если есть заметный износ или трещины на лицевой стороне ремня, проверьте, нет ли зазубрин или заусенцев на промежуточных шкивах (см. рисунок).
18 Если износ или повреждение есть только на одной стороне ремня, проверьте направляющую ремня и выравнивание звездочек (см. рисунок).
19 Замените ремень привода ГРМ в случае явного износа
5.14 Покрасьте метки (указаны стрелкой) на звездочке коленчатого вала и корпусе масляного насоса, чтобы можно было найти ВМТ
5.17 Если поверхность ремня потрескалась или изношена, проверьте натяжные шкивы зазубрины или заусенцы или повреждения отмечены, или если это по крайней мере сомнительно. Устраните любые проблемы, которые привели к отказу ремня, до его повторной установки. Примечание: Профессионалы рекомендуют заменять ремень каждый раз, когда он снимается, так как выход из строя ремня может привести к дорогостоящему повреждению двигателя.
20 Ослабьте болт на натяжителе ремня, затем снимите натяжитель и его пружину. Проверьте натяжитель на свободное вращение и измерьте длину пружины в свободном состоянии (см. рисунок). Замените пружину, если она не соответствует спецификациям. Установите натяжитель и пружину. На двигателях объемом 1,3 л также проверьте состояние верхнего промежуточного шкива и замените его, сняв центральный крепежный болт, если обнаружен явный износ или повреждение. Установите новый натяжной ролик и затяните крепежный болт с моментом, указанным в Спецификациях этой главы.
Установка на место
21 Удалите всю грязь, масло и смазку из области ремня ГРМ в передней части двигателя.
22 Еще раз проверьте установочные метки распределительного вала и коленчатого вала, чтобы убедиться, что они правильно совмещены (см. рис. 3.7a). Если звездочка распределительного вала была снята, установите ее на место, совместив отверстие для установочной метки на звездочке с выемкой в крышке подшипника распределительного вала выпускных клапанов, а установочный штифт на конце распределительного вала совместите с меткой 4E (двигатель 1,3 л). ) или A (двигатель 1,6 л) прорезь на звездочке. Убедитесь, что звездочка коленчатого вала все еще совмещена с отметками ВМТ, которые вы сделали на шаге 14.
23 Установите ремень ГРМ на коленчатый вал, масляный насос (двигатели 1,3 л) и звездочки распределительных валов. Если оригинальный ремень переустанавливается, совместите метки, сделанные при снятии.
24 Наденьте направляющую ремня на коленчатый вал чашеобразной стороной наружу.
5.16 Проверка ремня ГРМ на предмет трещин и отсутствия зубьев
5.18 Износ на одной стороне ремня указывает на проблемы соосности звездочек
25 Установите на место нижнюю крышку ремня ГРМ и шкив коленчатого вала и еще раз проверьте метки ВМТ.
26 Сохраняя натяжение со стороны ремня, ближайшей к передней части автомобиля, ослабьте болт натяжного ролика на 1/2 оборота, позволяя пружине оказывать давление на натяжной ролик.
27 Медленно проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два полных оборота (720 градусов), затем затяните болт крепления промежуточного шкива с моментом, указанным в технических характеристиках этой главы. Измерьте прогиб ремня со стороны радиатора, на полпути между звездочками распределительного вала и коленчатого вала, и сравните его со спецификациями этой главы.
28 Еще раз проверьте установочные метки. Когда коленчатый вал находится в ВМТ первого цилиндра, отверстие в звездочке распределительного вала должно совпадать с установочной меткой (см. рис. 3.7а). Если метки не совпадают точно, повторите процедуру установки ремня.
Внимание: НЕ ЗАПУСКАЙТЕ двигатель, пока не убедитесь, что ремень ГРМ установлен правильно. Неправильная установка ремня может привести к серьезному и дорогостоящему повреждению двигателя.
5.20 Проверить плавность хода подшипника промежуточного шкива и измерить длину натяжной пружины в свободном состоянии 9
Примечание. Следующая процедура применима только к двигателям 4ZZ-FE и 3ZZ-FE VVT-i. Двигатели без VVT-i оснащены зубчатым ремнем (раздел 5).
Снятие
1 Слейте охлаждающую жидкость, как описано в Главе 1.
2 Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов, как описано в Главе 1.
3 Снимите генератор (Глава 5A).
4 Открутите насос гидроусилителя рулевого управления (глава 10).
6.8 Отверните гайку и болт (указано стрелкой) и снимите узел натяжителя ремня вспомогательных агрегатов
Нет необходимости отсоединять трубопроводы жидкости от насоса, подвешивая его к передней панели/капоту с помощью кабельных стяжек/проволоки.
5 Установите двигатель в положение ВМТ на цилиндре № 1, как описано в разделе 3.
6 Чтобы предотвратить вращение коленчатого вала при ослабленном центральном болте шкива коленчатого вала, включите высшую передачу и попросите помощника сильно нажать на педаль тормоза. Ослабьте болт шкива. На моделях с автоматической коробкой передач необходимо будет снять стартер (глава 5A) и попросить помощника вставить большую плоскую отвертку между зубьями ведущего диска и картером коробки передач — убедитесь, что отвертка не соскальзывает.
7 Убедитесь, что установочные метки все еще совмещены, как описано в Разделе 3, затем снимите шкив коленчатого вала с коленчатого вала (см. рисунок).
8 Отверните болт/гайку и снимите
6.11 Отверните две гайки и снимите узел натяжителя цепи
6.12 Отверните 6 болтов (указаны стрелкой) и снимите насос охлаждающей жидкости
6.15 Вставьте плоскую отвертку в предусмотрена точка рычага (указано стрелкой)
6.17 Отверните болт (указано стрелкой) и снимите башмак натяжителя
6.10 Отверните болты/гайки и снимите правый кронштейн крепления двигателя с узла натяжителя вспомогательного ремня привода блока цилиндров (см. рисунок).
9 Подоприте двигатель домкратом снизу (используйте деревянный брусок для домкрата, но не подкладывайте брусок под сливную пробку масляного поддона). Примечание. Если вы планируете снять масляный поддон в дополнение к цепи привода ГРМ, поддержите двигатель подъемником сверху.
10 Отверните болты и снимите правый кронштейн крепления двигателя с блока цилиндров (см. рисунок). Если применимо, отсоедините заземляющий провод от монтажного кронштейна.
11 Отверните две гайки и снимите узел натяжителя цепи (см. рисунок).
12 Отверните 6 болтов и снимите насос охлаждающей жидкости (см. рисунок). Выбросьте уплотнительное кольцо насоса охлаждающей жидкости, необходимо установить новое.
13 Отверните болт и снимите датчик положения коленчатого вала с крышки привода ГРМ, затем отверните болт крепления зажима кронштейна жгута проводов и отодвиньте датчик в сторону.
14 Отверните болты/гайки, крепящие крышку ГРМ к двигателю, затем с помощью торцевой головки снимите шпильку в верхнем левом углу.
15 С помощью отвертки с плоским жалом осторожно отогните крышку ГРМ (см. рисунок). Соблюдайте особую осторожность, чтобы не повредить уплотнительные поверхности.
16 Отметьте, с какой стороны он установлен, затем снимите пластину датчика угла поворота коленчатого вала с места.
17 Отверните болт и снимите башмак натяжителя цепи (см. рисунок).
18 Снимите звездочку (с установленной цепью) с коленчатого вала. Если она тугая, используйте две плоские отвертки, чтобы снять звездочку с места, затем снимите цепь со звездочек распределительных валов.
19 Отверните болты и снимите направляющую цепи (см. рисунок).
20 Отверните центральный болт и снимите звездочку впускного распределительного вала. Используйте гаечный ключ на шестигранной части распределительного вала, чтобы предотвратить его вращение (см. рисунок). Повторите эту процедуру на звездочке выпускного распределительного вала. Примечание: Впускная звездочка с механизмом VVT-i будет заблокирована в положении «замедление».
Осмотр
21 Натяните рукой цепь ГРМ и измерьте длину 16 штифтов (см.
6.19 Отверните болты (указаны стрелками) и снимите направляющую цепи (рис. ). Повторите эту процедуру на 3 или более участках цепочки. Если какие-либо из полученных измерений превышают указанные в Спецификациях, цепь необходимо заменить.
22 Оберните цепь вокруг звездочки коленчатого вала и используйте пару штангенциркулей для измерения диаметра узла (см. рисунок). Если полученное значение меньше значения, указанного в Спецификациях, замените цепь и все звездочки. Повторите эту процедуру на обеих звездочках распределительных валов.
23 Проверьте состояние направляющей цепи и башмака натяжителя. Не должно быть никаких признаков трещин или повреждений. Когда цепь проходит вдоль направляющей/направляющей, она образует две канавки по всей длине тапочка/направляющей. Максимальная глубина этих канавок составляет 1,0 мм. Если их глубина превышает это значение, замените башмак/направляющую.
24 Нажмите на верхнюю часть стопорной собачки на узле натяжителя, чтобы отсоединить собачку от плунжера, и убедитесь, что плунжер плавно входит и выходит из корпуса (см. рисунок). Отпустите защелку и убедитесь, что поршень нельзя протолкнуть в корпус пальцем.
Установка на место
25 Совместите установочное отверстие на блоке VVT-i/звездочке с установочным штифтом на впускном распределительном валу, затем удерживайте распределительный вал в этом положении с помощью гаечного ключа за шестигранную часть и попытайтесь осторожно повернуть звездочку против часовой стрелки. прижимая его к распределительному валу. Это необходимо для того, чтобы он зафиксировался в положении «замедление». Если блок VVT-i уже находится в положении «замедление» (как и должно быть), звездочка не будет двигаться. Если это не так, звездочка будет немного вращаться против часовой стрелки до тех пор, пока установочный штифт на конце распределительного вала не совместится с дополнительным установочным пазом внутри узла VVT-i (см. рисунок). Установите болт крепления звездочки и затяните его с указанным крутящим моментом, используя гаечный ключ на шестигранной части распределительного вала, чтобы предотвратить его вращение.
26 Совместите установочное отверстие в звездочке выпускных клапанов с установочным штифтом на выпускном распределительном валу, затем установите болт и затяните его с указанным моментом, используя гаечный ключ на шестигранной части распределительного вала, чтобы предотвратить это
6.20 С гаечным ключом шестигранной части, ослабьте болт звездочки
6.21 Натяните цепь и измерьте длину по 16 штифтам, как показано на рисунке длина более 16 контактов, как показано на рисунке
- 6.22 Оберните цепь вокруг звездочки 6.24 Нажмите на верхнюю часть стопорной собачки, измерьте диаметр и проверьте, чтобы плунжер свободно перемещался
от вращения. Обратите внимание, что звездочка должна быть установлена установочной меткой наружу (см. рисунки).
27 Убедитесь, что звездочки распределительных валов выровнены (см. рисунок). При необходимости, используя гаечный ключ
на шестигранной части, слегка поверните распредвал(ы), чтобы привести их в соосность.
28 Убедитесь, что установочная шпонка на конце коленчатого вала находится в положении «12 часов». стрелками) с верхней поверхностью головки блока цилиндров
6.25 Совместите штифт на распредвале с установочным отверстием в блоке VVT-i
- 6.26b … затем затяните болт, удерживая распредвал гаечным ключом в его шестигранном сечении
6.28 Установите шпонку коленчатого вала в положение на 12 часов (шпонка совмещена с меткой на корпусе масляного насоса — стрелка)
6.29 Совместите желтое звено цепи ГРМ с меткой на звездочке коленчатого вала (стрелка )
6.28 Установите шпонку коленчатого вала в положение на 12 часов (шпонка совмещена с меткой на корпусе масляного насоса — стрелка)
6.29 Совместите желтое звено цепи ГРМ с меткой на звездочке коленчатого вала (стрелка )
6.30 Совместите метки на звездочках (стрелки) с желтыми звеньями на цепи ГРМ
6.35 Нанесите каплю герметика на крышку цепи привода ГРМ
6. 33 Установите пластину датчика угла поворота коленчатого вала меткой B (4ZZ-FE) или меткой F (3ZZ-FE) наружу (стрелка)
(вертикально). При необходимости временно вставьте болт шкива коленчатого вала и слегка поверните коленчатый вал в это положение (см. рисунок).
29 Цепь привода ГРМ имеет три желтых звена – два близко расположенных, соответствующих звездочкам распределительного вала, и одно, соответствующее звездочке коленчатого вала. Соедините звездочку коленчатого вала с цепью ГРМ, совместив метку на звездочке с желтым звеном, затем наденьте звездочку на конец коленчатого вала, убедившись, что установочная шпонка на коленчатом валу совмещена с соответствующим пазом на звездочке (см. иллюстрацию). При необходимости, используя трубчатую прокладку (глубокую головку) и молоток, полностью вбейте звездочку в нужное положение.
30 Соедините цепь привода ГРМ со звездочками распределительного вала, убедившись, что звенья желтого цвета
6.35 Нанесите каплю герметика на крышку цепи привода ГРМ
- 6. 36a Высвободите стопорную собачку и вдавите плунжер …
совместите с метками на звездочках (см. рисунок).
31 Установите на место направляющую цепи ГРМ и затяните болты до указанного момента затяжки.
32 Установите на место башмак натяжителя и затяните стопорный болт с указанным моментом.
33 Установите пластину датчика угла поворота коленчатого вала меткой B (4ZZ-FE) или меткой F (3ZZ-FE) наружу (см. рисунок).
34 Тщательно очистите крышку цепи привода ГРМ и поверхность прокладки блока цилиндров/блока цилиндров, удалив все следы старого герметика. Воспользуйтесь возможностью, чтобы заменить сальник коленчатого вала в крышке цепи привода ГРМ, как описано в разделе 8.
35 Нанесите тонкий слой герметика (номер детали Toyota 08826-00080 или аналогичный) на поверхности прокладки крышки привода ГРМ, как показано, затем установите крышку цепи привода ГРМ и затяните болты/гайки с указанным моментом затяжки (см. рисунок).
36 Нажмите на верхнюю часть стопорной собачки, чтобы отсоединить ее от плунжера натяжителя цепи, затем пальцем полностью вдавите плунжер в корпус натяжителя и зафиксируйте его на месте с помощью крючка (см. рисунки).
bПроверьте состояние уплотнительного кольца корпуса натяжителя и при необходимости замените его. Установите корпус на крышку цепи привода ГРМ, стараясь не повредить крючок плунжера. Если крючок потревожен, а поршень отпущен, снимите корпус и переустановите поршень, как описано выше. Затяните болты крепления корпуса с указанным моментом.
38 Установите на место шкив коленчатого вала и затяните стопорный болт до указанного момента затяжки. Предотвратите вращение коленчатого вала, используя тот же метод, что и при снятии.
39 Поверните коленчатый вал против часовой стрелки на несколько градусов, чтобы освободить крючок, удерживающий плунжер натяжителя, затем поверните его по часовой стрелке и убедитесь, что башмак натяжителя прижимается плунжером к цепи. Если это не так, пальцем или отверткой прижмите язычок к плунжеру натяжителя и освободите крючок (см. рисунок).
40 Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока насечка на шкиве коленчатого вала не совместится с 0 на пластине газораспределительного механизма, расположенной в передней части двигателя, и убедитесь, что метки на звездочках распределительных валов совпадают с верхней частью головки блока цилиндров (см. иллюстрации 3.6 и 3.7b).
41 Установите новое уплотнительное кольцо на насос охлаждающей жидкости
- 6.36b … затем закрепите его с помощью крюка
6.39 При необходимости используйте отвертку, чтобы прижать цепь к башмаку, чтобы освободить плунжер натяжителя и установите его на место, затянув болты с указанным моментом.
42 Оставшаяся часть установки производится в порядке, обратном снятию.
7 Компоненты VVT-i (система изменения фаз газораспределения) v – снятие, проверка и установка
Снятие
Блок VVT-i распределительного вала
1 Блок VVT-i встроен в впускную звездочку (см. Раздел 6) – нет рекомендуется демонтаж.
Масляный регулирующий клапан
2 Отсоедините разъем проводки от масляного регулирующего клапана на конце цепи привода ГРМ головки блока цилиндров.
3 Отверните болт и снимите клапан с головки блока цилиндров (см. рисунок). Будьте готовы к разливу масла.
Фильтр клапана управления маслом
4 Фильтр расположен на конце цепи привода ГРМ в головке блока цилиндров. Открутите заглушку и снимите фильтр с места (см. рисунок).
Проверка блока VVT-i распределительного вала
5 Проверка блока VVT-i не входит в обязанности механика-любителя. Если блок неисправен, ECM управления двигателем должен сохранить соответствующий код неисправности. Обратитесь к дилеру Toyota или в ремонтную мастерскую, оснащенную соответствующим оборудованием, для проверки системы самодиагностики системы.
Клапан управления маслом
6 Отсоедините разъем проводки от клапана управления и подсоедините омметр к клеммам клапана. Сопротивление должно быть от 6,9 до 7,9 Ом. Если сопротивление не соответствует указанному, клапан может быть неисправен.
Фильтр клапана управления маслом
7 Очистите фильтр и убедитесь, что на нем нет мусора и повреждений.
Установка на место
Блок VVT-i распредвала
8 Поскольку блок VVT-i составляет одно целое с впускным клапаном
7.3 Отверните болт и снимите масляный клапан со звездочки распределительного вала головки блока цилиндров, установка описана в разделе 6.