Нужен ли катализатор в машине: что это, штраф за езду без него, прохождение техосмотра :: Autonews

Содержание

Для чего нужен катализатор в автомобиле и зачем его удалять

Для чего нужен катализатор в автомобиле и зачем его удалять

27 мая, 2022 11:18 дп

Нейтрализатор выхлопных газов в автомобиле — что это такое? Для чего устанавливаются и где находятся катализаторы, что будет, если удалить катализатор в автомобиле? Это серьезные вопросы, от ответов на которые зависит возможность грамотно эксплуатировать машину, уберечь двигатель от преждевременного износа, а иногда и сохранить гарантию. 

Содержание статьи:

  • 1 Назначение катализатора в автомобиле
  • 2 Где находится катализатор в автомобиле 
  • 3 Как устроен катализатор для автомобиля 
  • 4 Что происходит с каталитическим нейтрализатором со временем 
  • 5 Что будет если удалить катализатор в автомобиле?
  • 6 Что делать если катализатор пришел в негодность? 

Назначение катализатора в автомобиле

Каталитический нейтрализатор выхлопа — это блок, установленный перед глушителем, и выполняющий роль очищения выхлопных газов от вредных примесей. Начиная с момента введения экологического стандарта ЕВРО-3 катализаторы должны быть установлены на все автомобили с бензиновыми двигателями. 

Никакой другой функции у нейтрализатора нет, хотя, если его снять, то это сразу станет заметно — вероятнее всего, усилится шум выхлопа в салоне, может появиться вибрация, возможен перегрев трубы перед глушителем. Это вторичные эффекты, так как при прохождении потока через керамические соты частично снижается температура и давление выхлопных газов на выходе из катализатора . Вопреки легендам, топливо он не экономит, мощность и крутящий момент не снижает, пока не разрушится внутри. 

На что влияет катализатор в машине? — его роль экологическая. Чем отличается катализатор от нейтрализатора? — это один блок, каталитический нейтрализатор. Иногда катализатор называют дожигателем выхлопных газов, но это не совсем правильное определение.

Где находится катализатор в автомобиле 

В подавляющем большинстве случаев каталитический нейтрализатор установлен сразу после выпускного коллектора, на участке трубы перед резонатором. Найти бачок катализатора можно, посмотрев на днище авто — вы увидите гофру выхлопной трубы и после нее нейтрализатор. Это неразборный блок, вскрыть его можно только болгаркой. В поперечном сечении блок катализатора цилиндрический, овальный или эллипсовидный. 

Как устроен катализатор для автомобиля 

Наиболее распространенный вариант конструкции катализатора — установленный на выхлопной трубе блок в виде металлического бачка с двумя фланцами и трубкой лямбда зонда. Более сложные и редкие системы могут быть встроены в систему рециркуляции выхлопных газов, но это редкие конструкции для двигателей с очень высокой мощностью и крутящим моментом. 

Если посмотреть на катализатор в разрезе, то внутри блока можно найти две секции из цериевой керамики. Они пронизаны лабиринтами каналов с напылением на стенках. Обычно это слой палладия, платины и золота. При прохождении потока газов через первую секцию происходит каталитическая реакция восстановления, в результате которой из выхлопа удаляются вредные оксиды азота. Вторая секция после промежутка обеспечивает удаление окиси углерода и несгоревших углеводородов. Иногда в катализаторе могут стоять металлические решетки с металлическим напылением. 

Сразу после входного фланца имеется тепловой экран для защиты днища от перегрева. С двух сторон от активной зоны расположены датчики кислорода — они подают на ЭБУ двигателя информацию о разнице в составе выхлопных газов. Если на втором (выходном) датчике резко снизится количество кислорода, ЭБУ посчитает катализатор неисправным, включит на панели чек ошибки Р030 (Р040) и переведет мотор в аварийный режим с пониженной мощностью. 

Что происходит с каталитическим нейтрализатором со временем 

Катализатор не вечен, хотя служит в целом довольно долго. На новой машине его пробег должен составлять примерно 120 тысяч километров, но чаще его хватает на 100 тысяч, иногда чуть меньше. На состояние катализатора влияет:

  • качество и чистота топлива, особенно присутствие плохо сгорающих частиц и избыточных углеводородов, парафинов, вязких примесей;
  • стиль вождения, если он агрессивный, с превышением мощности, резкими разгонами, гоночной динамикой;
  • буксировка тяжелых прицепов, связанная с повышенной мощностью;
  • состояние системы зажигания, полнота сгорания топлива, наличие и качество работы системы дожигания и рециркуляции выхлопных газов, в частности, исправность клапана ЕГР.  

Внутри блока происходит каталитический процесс. Это означает, что напыление из активных редкоземельных металлов постепенно истончается, и очистка газов ухудшается. На лямбда зонд поступает меньше кислорода. Кроме того, каталитическая реакция идет только при значительных температурах, поэтому сотовая керамика рано или поздно разрушается, начинает препятствовать прохождению газов. 

Известно три наиболее распространенных проблемы автомобильного катализатора:

  • истощение активного слоя, появление чека ошибки, загрязнение воздуха продуктами сгорания топлива;
  • оплавление металлического напыления и решеток, снижение или полная потеря эффективности;
  • разрушение керамических блоков со снижением пропускной способности, возникновением противодавления на входе. 

При потере способности у каталитической реакции нейтрализатор нужно либо заменить, либо снять, но у этого решения есть свои особенности.  

Что будет если удалить катализатор в автомобиле?

Давайте поставим вопрос правильно: нужно ли удалять катализатор, когда это делать, как понять, что катализатор вырезан?

Удалять катализатор нужно только при признаках его неисправности, не раньше. Пока он работает, пусть остается на своем месте, потому что это штатный элемент конструкции автомобиля. Если вырезать его просто так, то можно потерять гарантии на двигатель. Пока он не прошел свои 100 тысяч км и не начал создавать проблемы, не нужно ничего трогать. 

Если вы купили авто с пробегом, то следует уточнить или проверить, был ли вырезан катализатор. Понять это можно по внешнему виду выхлопного тракта, признакам замены на пламегаситель, установленным эмуляторам лямбда зондов, прошивке мотора под ЕВРО-2. 

Что делать если катализатор пришел в негодность? 

Главные признаки неисправности катализатора:

  • чек ошибки Р030, Р040 не гаснет;
  • потеря мощности и динамики разгона;
  • нестабильность холостых оборотов;
  • возможен шум под днищем, запах сероводорода в салоне;
  • прирост расхода топлива при отсутствии прироста мощности.  

Проблема в том, что перечисленные проблемы возникают не только от нейтрализатора. Поэтому мы предлагаем провести диагностику катализатора эндоскопом (заглянуть в него без снятия), замерить противодавление на входе (без снятия), проверить работу лямбда-зонда, который может выдавать ошибочный чек. После этого у вас есть варианты — поставить новый оригинальный нейтрализатор, подобрать ремонтный или универсальный блок по размерам и пропускной способности, вырезать нейтрализатор и установить пламегаситель с эмуляторами датчиков. Можно прошить ЭБУ под ЕВРО-2 — это зависит от модели автомобиля. Обратите внимание, что при снятии катализатора его не нужно просто выбрасывать, мы готовы принять его на утилизацию и засчитать стоимость в цену ремонта.  

Можно ли ездить с неисправным оплавленным катализатором?

Недолго. Вы не просто теряете мощность, расходуете топливо и постоянно видите чек на панели. Из-за противодавления возникает риск повреждения двигателя, а это чревато большими затратами на ремонт. Рекомендуем после 100 тысяч километров пробега проверить катализатор в нашем сервисе, а если проблемы уже есть, приехать на его замену или удаление. 

Нужно ли удалять катализатор и как правильно это сделать

Что это за штука – катализатор? И для чего он в машине? Большинство знают, что это «где-то под днищем» и что после его удаления нужна некая «обманка катализатора». И каким бы ни было развитие автомобильных технологий, удаление катализатора – вопрос из серии вечнозеленых. Разберем его подробно.

Сначала немного теории для общего понимания, а потом перейдём к практике.

Что такое катализатор и зачем он нужен?

Вообще, эта деталь называется каталитический нейтрализатор. Но все мы говорим просто: катализатор. Так вот, назначение катализатора – очищать выхлоп от множества вредных примесей и делать его чище. Сам катализатор представляет собой ёмкость, похожую на глушитель, только поменьше. Внутри ёмкости находится огромное количество мелких металлических или керамических (что чаще) сот. Соты покрыты тончайшим слоем специального сплава из ценных материалов, в том числе золота и платины. Проходя через такой фильтр при высокой температуре, выхлопные газы вступают в несколько химических реакций, выходя на улицу уже значительно более безвредным для природы и человека составом.

Типичный катализатор в разрезе с примерной схемой работы

Конечно, катализатор не является той деталью, без которой машина не поедет или не заведётся. Но так как она внедрена в конструкцию ещё на этапе проектирования, вот так просто взять и отрезать её без последствий не получится.

Зачем удалять катализатор на автомобиле?

Всё банально: как любая деталь или узел, он изнашивается. За десятки и сотни тысяч пробега соты внутренней структуры забиваются несгоревшими твёрдыми фракциями, содержащимися в любом выхлопе, даже у суперсовременного автомобиля. А для двигателя отсутствие препятствий на выпуске не менее важно, чем на впуске. Соответственно, когда оседание «грязи» на сотах достигает определённого уровня, это сказывается на эффективности работы двигателя: он начинает хуже ехать и потреблять больше топлива. И вот тогда катализатор решают удалять из выпускного тракта.

Вообще, по любой заводской технологии ремонта и обслуживания, при выходе из строя катализатор не удаляют, а меняют на новый. Но деталь эта стоит очень больших денег, и в странах СНГ подобная практика практически не встречается.

Как понять, что катализатор неисправен?

В общем случае, как я уже упомянул выше, падает динамика и повышается расход. Кроме того, компьютер тоже видит снижение эффективности работы катализатора. Он диагностирует его состояние, сравнивая содержание кислорода в выхлопе до катализатора и после. Этим занимаются всем известные «лямбда-зонды», они же – кислородные датчики.

Сказать, на каком пробеге удалять катализатор, решительно невозможно. Это очень сильно зависит прежде всего от качества топлива, которое заливается в автомобиль. И если в один современный высокотехнологичный двигатель лить 92-й из сельских АЗС, а во второй такой же – 98-й из крупной брендовой сети, очевидно, что разница в сроке жизни катализаторов может измеряться и 50, и 100, и даже 150 тысячами километров.

Как удалить катализатор и что делать дальше

Несмотря на формальное несоблюдение заводских технологий ремонта, давно прижился вполне «цивилизованный» и несравнимо более дешёвый вариант решения проблемы забитого катализатора: вместо него вваривается пламегаситель. Эта штука представляет собой ту же металлическую банку, только внутри содержащую не плотно расположенные соты, а прямоточную трубу с заужением и частой перфорацией. Принцип работы заключается в замедлении и частичном остужении выхлопного потока, для дальнейшего его течения по выпускному тракту – к резонатору и затем глушителю. Разумеется, ни о каком очищении газов в данном случае речи уже не идёт.

Принцип работы пламегасителя

Вариацией пламегасителя является стронгер. Суть та же, но реализация отличается – внутри вместо трубы с перфорацией устанавливается спиральный «лабиринт» из некого подобия металлических чешуек. Преимущества стронгера перед пламегасителем заключаются в отсутствии заужения (см.

картинку выше), что положительно сказывается на сопротивлении потоку газов. Минус состоит в более шумной работе.

Стронгер. Видны чешуйки, тормозящие газы и отводящие их во внешнюю полость корпуса

Поставили пламегаситель – на этом всё?..

Нет, не всё. Так как ЭБУ автомобиля рассчитан на работу именно с катализатором, а теперь очищения выхлопа не будет – у «мозгов» двигателя начнётся лёгкая паника. Лямбда-зонды будут беспрерывно регистрировать несоответствие состава газов заложенному в программу. Как минимум, загорится всем известный check engine. Крайне вероятен и вариант, при котором возникнет неровная работа на холостых. А в самых запущенных случаях – и при ускорениях тоже. Ведь так как катализатора теперь нет, ЭБУ будет управлять двигателем по аварийной программе. Ну а вероятность, что расход топлива станет ещё больше, практически стопроцентная. Короче говоря, одно вылечили, другому навредили. Поэтому грамотно удалённый катализатор обязательно подразумевает установку так называемой «обманки лямбды».

Вот так выглядит частично выбитый катализатор. Хорошо видны наслоения нагара, который и мешает проходу выхлопных газов

Куда ставится обманка катализатора и что это такое?

В самом простом варианте это обычное сопротивление и конденсатор, установленные определённым образом в проводку кислородного датчика. Да, «чек» такая схема погасит. Но так как по факту, в зависимости от режимов езды, состав выхлопных газов постоянно меняется, то показания с реального катализатора тоже меняются – и лямбды вносят свои коррекции в приготовление смеси. Теперь же электроника будет всегда готовить топливовоздушную смесь исходя из некого средне-идеального значения, которое мы задали обманкой. Следовательно, всё равно имеем потери в расходе и динамике – пусть и не такие критичные, как без обманки.

Первый «правильный» вариант обманки катализатора (как бы ни комично это звучало) – электронная эмуляция работы лямбда-зонда внешним электронным блоком. То есть, катализатора по факту нет, но от лямбды на ЭБУ приходят сигналы, наиболее достоверно отражающие значения при реальном катализаторе. Стоит ли говорить, что внедрение такой схемы значительно дороже пары простейших электронных элементов.

Но и эффект не в пример лучше: фактически это грамотный обман блока управления двигателем без негативных последствий. По итогу, и выпуску ничего не мешает, и факт удаления катализатора не влечёт за собой негативных для динамики и расхода последствий. Но скажем откровенно, этот способ у нас не сильно распространён.

При сегодняшнем уровне цифровизации подключиться к «мозгам» машины может любой студент. Вопрос лишь в том, что он будет делать дальше

Альтернативой внешнему «чипу» для пламегасителя служит перепрошивка самого ЭБУ. Однако многие гаражные конторы не сильно волнуются по поводу эффективности работы мотора после их процедур. И фактически делают ту же самую простейшую обманку из первого варианта, только заложенную программно. Тем не менее, есть и правильные сервисы с понимающими специалистами – в этом случае корректировка программы управления после установки пламегасителя принесёт только плюсы, как и в вышеописанном варианте с внешним блоком эмуляции. Кроме вреда природе, разумеется. Но в этом аспекте к природозащитникам тоже есть огромное количество вопросов…

А ещё многие гаражные умельцы проводят операцию по удалению катализатора на своих машинах самостоятельно. Снимается часть выпуска, а далее забитые соты просто варварски выбиваются ломом и убираются из корпуса. В результате «дышать» машине становится значительно легче, динамика разгона возвращается. Но, пожалуй, это единственный плюс такого рабоче-крестьянского метода. По причинам уже названным.

Пламегаситель, вваренный вместо катализатора

Выводы. Стоит ли удалять катализатор

Давайте начистоту: удаление катализатора – не просто пожелание владельца, а вынужденная мера на определённом этапе эксплуатации машины. Конечно, есть те, кто делает это намеренно даже на свежих машинах, но «гонщики» в тему сегодняшнего обсуждения не входят. Ну а обманка после удаления катализатора однозначно необходима. В заключение давайте кратко про плюсы и минусы пламегасителя.

Плюсы:
  • к машине возвращается динамика
  • приходит в норму расход топлива
Минусы:
  • пламегаситель (тем более стронгер) по определению чуть более шумный; запах выхлопа становится более резким
  • необходим профессиональный подход к адаптации блока управления (что, увы, не такое частое явление)
  • вред экологии от неочищенных выхлопных газов

Одним словом, учитывая неподъёмный ценник на оригинальную деталь и непредсказуемое качество неоригинальных, замена катализатора на пламегаситель является оправданным решением. Главное, чтобы машина попала к настоящим специалистам, а не просто дядям из гаража, которые научились пользоваться ноутбуком.

Можно ли водить машину без катализатора? Читайте дальше, чтобы узнать больше.

Распространяйте любовь

Можно ли водить машину без каталитического нейтрализатора? Знаете ли вы, что удаление кошачьих ворот является незаконным в каждом штате, в том числе в тех, где не соблюдаются правила выбросов? Если вы снимаете нейтрализатор самостоятельно (надежный сервис обычно этим не занимается), считайте, что умышленное отключение выхлопной системы автомобиля является уголовным преступлением. Правительство имеет законные полномочия оштрафовать вас на десятки тысяч долларов, если вы это сделаете.

Содержание

Можно ли ездить без катализатора?

Да, как правило, можно ездить без каталитического нейтрализатора. Следующий вопрос, который вы должны задать себе: «Запрещено ли вождение без каталитического нейтрализатора?» Вы живете в районе, где запрещено вождение без каталитического нейтрализатора? Тогда вы, скорее всего, провалите тест на выбросы, если у вас его нет.

Являясь частью выхлопной системы автомобиля, каталитический нейтрализатор помогает уменьшить загрязнение воздуха. Вы не нанесете никакого вреда своему двигателю или машине, если будете ездить без каталитического нейтрализатора. Ездить без него не всегда хорошая идея, даже если он работает.

Может ли автомобиль работать без катализатора?

Вождение без каталитического нейтрализатора, как правило, не проблема. Даже если вам нужно проехать без каталитического нейтрализатора только в течение короткого времени, для этого есть множество веских причин. Обычно каталитические нейтрализаторы рассчитаны на весь срок службы автомобиля.

Все ли автомобили оснащены каталитическим нейтрализатором?

В каталитических нейтрализаторах обычно есть платина, палладий и родий. Затем эти металлы окисляются и отфильтровывают углеводороды и монооксид углерода. Воры нацеливаются на каталитические нейтрализаторы своих драгоценных металлов, которые в некоторых случаях могут стоить больших денег при переплавке. Кража каталитического нейтрализатора из припаркованного у подъезда автомобиля не редкость для этих воров. Каталитический нейтрализатор вашего автомобиля должен быть заменен новым или куском выхлопной трубы, прежде чем вы сможете снова запустить его, если он был украден.

через GIPHY

Вы ездите без катализатора? Знайте, что происходит

Без каталитического нейтрализатора ваш автомобиль не будет работать так же хорошо, как если бы он был им оснащен. Без кота датчики кислорода, установленные до и после кота, не будут работать в пределах допустимого диапазона. Будут генерироваться коды неисправности двигателя, в результате чего пострадает производительность двигателя. Хотя удаление каталитического нейтрализатора не повредит двигателю, вы можете ожидать снижения мощности двигателя, а также снижения расхода топлива.

Вот некоторые вещи, которые следует ожидать, если вы ездите без каталитического нейтрализатора:

Индикатор двигателя и код ошибки двигателя P0420

Кислородные датчики после каталитического нейтрализатора, прикрепленные к выхлопной трубе, измеряют, насколько эффективно каталитический нейтрализатор снижает выбросы. ЭБУ получит сигнал от кислородных датчиков после каталитического нейтрализатора, чтобы изменить топливную смесь в связи с этим изменением. Каталитический нейтрализатор, вероятно, является источником этого индикатора проверки двигателя и кода неисправности двигателя P0420.

Изменение звука выхлопа 

Без него шум выхлопа будет намного громче и хриплое, и шума будет меньше, но он все равно будет громче, чем раньше, если вместо кота используется правильно подогнанная выхлопная труба или аналогичная труба. .

Влияет на расход топлива и мощность двигателя

ECU контролирует выбросы. Когда ECU обнаруживает изменения, он регулирует топливную смесь в каждом цилиндре. Снижение выбросов углеводородов и угарного газа невозможно путем изменения топливной смеси в большинстве современных автомобилей без удаления каталитического нейтрализатора. Когда электронный блок управления получает сигналы от датчика кислорода, выходящие за пределы допустимого диапазона, он вынужден использовать топливно-воздушную смесь по умолчанию, что снижает общую экономию топлива. ECU ограничит количество доступной мощности, пока проблема будет устранена.

Via Giphy


Вот дополнительная информация о парковке . лучших автомоек рядом с вами .


 

Можно ли водить машину без катализатора?

Я припарковал свою машину в гараже аэропорта на несколько дней, пока был в отпуске. Когда я вернулся, я понял, что мой каталитический нейтрализатор был украден. Могу ли я по-прежнему ездить на машине без каталитического нейтрализатора, или это повредит мой двигатель?

Меган Леброн · Ответ дан 28 апреля 2022 г.

Отзыв от Шеннон Мартин, лицензированного страхового агента.

Нет ничего более неприятного, чем оставить машину (особенно в месте, которое должно быть довольно безопасным) и вернуться только для того, чтобы понять, что что-то украли. Если здесь и есть положительная сторона, так это то, что вы можете водить машину без каталитического нейтрализатора, но это не долгосрочное решение.

Без каталитического нейтрализатора двигатель вашего автомобиля будет работать заметно грубее (и громче), а также будут выделяться вредные выбросы без нейтрализатора для их фильтрации. Ваш автомобиль может даже не пройти ежегодный техосмотр, если вы живете в штате, где требуются определенные стандарты выбросов, поэтому лучше заменить каталитический нейтрализатор как можно скорее.

Если у вас украли каталитический нейтрализатор, выполните следующие действия, чтобы заменить его с наименьшими затратами:

  • Позвоните в правоохранительные органы. Правоохранительные органы могут проверить близлежащие системы безопасности, чтобы узнать, кто мог вмешаться в вашу машину, и большинство страховых агентств требуют отчет полиции, когда вы подаете иск.
  • Свяжитесь со своим страховым агентством, чтобы сообщить о краже и подать иск.
  • Отвезите свой автомобиль к механику, чтобы обсудить варианты ремонта.

Если у вас есть полное страховое покрытие для вашего автомобиля, оно должно покрывать расходы на замену преобразователя. Но если ваша страховка немного тусклая, позвольте Джерри помочь вам найти лучший полис и в то же время сэкономить деньги.

После того, как вы загрузите Jerry, просто ответьте на несколько вопросов, на выполнение которых у вас уйдет примерно 45 секунд, и вы сразу же получите расценки на страхование автомобиля с покрытием, аналогичным вашему текущему плану. Клиенты Jerry экономят в среднем более 800 долларов в год.

ПОДРОБНЕЕ : Как пройти тест на выбросы

Car KnowledgeCar ​​Parts

ПОЧЕМУ ВЫ МОЖЕТЕ ДОВЕРЯТЬ JERRY

Jerry сотрудничает с более чем 50 страховыми компаниями, но наш контент независимо исследуется, пишется и проверяется нашей командой редакторов и агентов. Нам не платят за обзоры или другой контент.

Просмотреть больше контента

Ресурсы по ремонту автомобилей
  • Стоимость замены лампы указателя поворота

  • Unresponsive Gas Pedal Inspection

  • Pitman Arm Replacement Cost

  • What To Do If Your Engine Hesitates During Acceleration

  • Clutch Master and Slave Cylinder: Replacement Cost

Insurance for Your Car
  • Стоимость страховки Porsche Macan S

  • Стоимость страховки Mercedes-Benz C 350E

  • Стоимость страховки Toyota Sienna Le

  • Toyota Camry Solara Se Insurance Cost

  • Suzuki Sx4 Le Insurance Cost

Insurance in Your State
    Insurance In Your City
    • Crested Butte Car Insurance

    • Carthage Car Insurance

    • Страхование автомобилей Woodbury

    • Страхование автомобилей Saint Johns

    • Страхование автомобилей Buxton

    Что спрашивают другие
    Какой Ниссан самый дорогой?

    Моей первой машиной был Datsun 280Z, и, наверное, это была моя самая любимая машина. Недавно у меня появились дополнительные деньги, поэтому я подумал о том, чтобы купить хороший Nissan, так как они объединились с Datsun. Какой самый дорогой автомобиль Nissan?

    Эрик Шад

    12 апреля 2022 г.

    Как повторно прикрепить эмблему автомобиля?

    Прошлой ночью я воспользовался «ягуаром» моего отца, так как его не было в городе. Скажем, я позаимствовал его, точно не получив его разрешения. Все было хорошо, но тут моя девушка сорвала эмблему с капота машины. Как я могу снова прикрепить эмблему автомобиля до того, как он вернется домой?

    Shannon Martin

    10 ноября 2021 г.

    Законно ли строить собственную машину?

    Я ремонтирую битеры уже много лет, но у меня всегда было желание построить свой собственный автомобиль. Хотя я читал о кит-карах, я не уверен, что они законны. Могу ли я законно построить свой собственный автомобиль?

    Эрик Шад

    04 апреля 2022 г.

    Просмотреть все вопросы

    Прочитайте советы автомобильных экспертов в Джерри

    5 лучших транспортных компаний в Тампе

    В Тампе есть отличные варианты, когда нужно найти транспортную компанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *