Что такое полярность аккумулятора и как ее определить
Автомобильные аккумуляторы рассчитаны на напряжение – 12 В и постоянный ток. Они подключаются с помощью клемм, одна из которых имеет плюсовой заряд, а другая – минусовой. Плюс подключается к электрической система авто, а минус соединяют с кузовом (массой). Полярность – это взаимное размещение клемм. Неправильное подключение АКБ грозит поломкой электрооборудования. Но проблема в том, что выводы на разных батареях и расположены может быть по-разному.
Разница между прямой и обратной полярностью
Различают следующие виды полярности аккумуляторов:
- прямая – используется в РФ;
- обратная – обратная полярность аккумулятора характерна для машин европейской сборки, причём авто, собираемые в странах СНГ, чаще комплектуются прямополярными АКБ.
По компоновке элементов различают четыре типа полярности: по 2 вида для грузовиков и легковушек, хотя встречаются и ещё несколько, менее распространённых.
Аккумулятор прямой полярности отличается от АКБ обратной полярности размещением токовыводов. Но различий в принципе работы нет. Технические характеристики могут быть совершенно идентичными.
Есть ещё модели азиатского типа и американского. В некоторых источниках они указываются как дополнительные виды. Однако это неверно, потому что различия относятся к типоразмеру. АКБ азиатского производства больше высоту, но меньше в ширину. Кроме того, клеммы у таких приборов тоньше. Аккумуляторы американского производства чаще имеют выводы на боковой стороне, которые сделаны под крепление болтом. Причём азиатские модели относятся к обратнополярным, а американские – к прямополярным.
Подробнее разобраться, что такое обратная и прямая полярность автомобильного аккумулятора, поможет анализ разных вариантов АКБ.
Как определить полярность аккумулятора
Способ определения будет частично отличаться для легковых и грузовых автомобилей.
Легковые автомобили
Чтобы определить, какая полярность аккумулятора – прямая или обратная, нужно развернуть прибор выводящими элементами к себе, этикетка будет располагаться перед глазами. Прямополярной считается батарея, если слева направо размещён сначала «+», потом «–». Такие аккумуляторы маркируются цифрой «1» и устанавливают преимущественно на отечественные авто и на отдельные машины зарубежного производства.
У обратнополярных АКБ все наоборот: сначала идёт «минус», затем «плюс». Такая батарея маркируется цифрой «0». Но, несмотря на разницу, не понять, какая полярность у аккумулятора, можно только по незнанию или в спешке.
Грузовые автомобили
Чтобы узнать полярность аккумулятора для грузовой машины, нужно посмотреть на клеммы, развернув прибор этой стороной к себе. Выводы часто расположены на короткой стороне. Если плюсовой вывод находится слева, а минусовой – справа, то это обратнополярная АКБ, и она обозначается цифрой «3».
Минус, размещающийся справа, и плюс слева определяют прямополярный аккумулятор для грузового автомобиля, который обозначается цифрой «4».
В редких случаях встречаются ещё другие варианты компоновки батареи:
- «2» – выводы расположены по диагонали.
- «6» – стороны батареи одинаковые ширины, и выводы расположены с одной стороны, слева направо «-», затем «+».
- «9» – токовыводящие элементы размещены по центру коротких сторон.
Дополнительные способы определения полярности
Определение полярности аккумулятора возможно и по внешнему виду отдельных элементов. У прямополярной АКБ:
- плюсовая клемма больше минусовой;
- клеммные выводы в целом толще.
Толщина клемм (мм.)
Прямополярный | Обратнополярный | |
Плюс | 19,5 | 12,7 |
Минус | 17,9 | 11,1 |
Затруднений с определением не должно возникать ещё и по той причине, что производитель выбивает на корпусе рядом с клеммами или непосредственно на клеммах «+» и «–».
Кроме того, маркируются цветами, соответственно, «+» – красный, «–» – синий или чёрный:
- защитные колпачки на клеммных проводах;
- наклеммные колпачки.
На сам аккумулятор может быть нанесена маркировка в виде букв «L» или «R». Первая указывает на обратную полярность, вторая – на прямую.
Обратите внимание! В случае затруднений производители предлагают воспользоваться онлайн каталогом для подбора оптимальной модели аккумулятора.
Если никаких обозначений на аккумуляторе нет, то полярность определяют с помощью:
- мультиметра – в режиме измерения постоянного напряжения тока (U) чёрный щуп подсоединяют к предполагаемому минусу, а красный – к плюсу. Если проверяющий угадал расположение полюсов, то прибор покажет напряжение «12 В». Если полярность не совпала, то напряжение будет « -12 В»;
- слабого раствора кислоты, например, лимонной. К выводам аккумулятора нужно подсоединить медные провода, одним концом прикрутить по одному проводу к выводам, а другим опустить их в раствор. Важно, чтобы провода не соприкасались. Там, где будет минусовой провод, образуются пузырьки воздуха;
- сырого картофеля. Также используются медные провода, только их нужно воткнуть в разрезанную пополам картофелину на расстоянии 5-10 мм друг от друга. Там, где «+», картофель позеленеет;
- осмотра клемм. Кроме того, что плюсовой вывод толще, чем минусовой, у б/у АКБ есть ещё одно отличие – плюсовая клемма имеет белый или зелёный налёт – оксидное загрязнение.
Что будет, если перепутать полярность
Чаще путаница происходит при подзарядке АКБ, но неопытные водители неправильно подключают аккумулятор и к бортовой сети. При этом наблюдается искрение, и все элементы подвергаются серьёзной опасности. Перегоревший предохранитель – самое малое, чем грозит ошибка. Сначала проверяют все предохранители, начиная с распределительных элементов под капотом. Перегоревшие заменяют, подбирая по амперажу.
Вот что будет, если перепутать полярность аккумулятора. Наряду с перегоревшим предохранителем, возможно повреждение:
- подсветки и электроники приборной панели;
- сигнализации;
- проводов;
- бортового компьютера – электроника очень чувствительна к смене полярности, и если двигатель начинает вращаться в обратном направлении, то электроника выходит из строя;
- АКБ;
- блока управления двигателем – мотор перестаёт заводиться либо осложняется управление. В блоке управления может быть установлена защита – так называемый стабилитрон. Его параллельно подключают к питающей шине. Если он пробит и нет запасной детали, можно выполнить подключение напрямую, убрав стабилитрон;
- генератора – из строя выходят 1 и 2 диод выпрямительного моста. пробой образуется из-за того, что через соединение проходит максимальный ток и он возрастает, поскольку сопротивление диодов нулевое. В результате растёт вероятность воспламенения проводки и повреждения других элементов бортовой сети.
После замены предохранителей необходимо проверить исправность генератора. Двигатель заводят и дают ему проработать на холостых оборотах 10-15 минут, затем определяют температуру генератора. Если он перегрелся, значит, вышел из строя диодный мост. После того, проверяют остальные элементы электрической системы.
Диодный мостик генератораВажно! Особенно фатальна ошибка на машинах японского производства.
Однако перепутать прямую или обратную полярность АКБ сложно, и вот по каким причинам:
- зафиксировать минусовой провод на плюсовом выводе не получается, потому что он слишком толстый;
- плюсовой провод слишком короткий.
Однако некоторым всё-таки удается поставить аккумулятор неправильно. Первый сигнал при этом – сильное искрение, что свидетельствует о коротком замыкании в цепи.
Гораздо чаще путают полярность при зарядке аккумулятора. Если оплошность была замечена сразу, нужно проверить работоспособность АКБ и подключить зарядку правильно. Если же аккумулятор успел зарядиться и работает, устанавливать его на автомобиль нельзя, потому что его полярность изменилась. Чтобы избежать поломки бортовой системы автомобиля, необходимо полностью разрядить аккумулятор, а потом зарядить его правильно.
Можно ли установить другой полярности
Автомобилистов, которые по неопытности приобрели неподходящий аккумулятор, интересует можно ли как-то поставить его в автомобиль. Теоретически можно. Естественно просто подключить аккумулятор как обычно не получится. Придётся перевернуть АКБ и тянуть провод к соответствующему выводу. Провод иногда коротковат, поэтому его нужно будет наращивать. Кое-как к этому делу не подойти, поскольку нужно тщательно подобрать провод, рассчитав необходимое сечение. И такое подключение уже будет халтурой. Вместо рискованного мероприятия по подключению аккумулятора с неправильной полярностью, опытные водители рекомендуют продать прибор и купить тот, который нужно.
Чтобы избежать неправильного подключения АКБ, опытные водители советуют новичкам покупать точно такой же аккумулятор, что и был установлен. Однако этот способ не спасает от неправильной установки на подзарядку, поэтому будьте внимательны при покупке и установке батареи.
Определение полярности аккумулятора | AKBPUSK
Аккумуляторы для транспортных средств имеют такой параметр, как полярность. Прежде чем купить аккумулятор, следует верно узнать необходимую полярность, чтобы потом не возникали трудности с его установкой. В этом материале вы узнаете о том, как определяется полярность аккумулятора машины.
Простой автомобильный аккумулятор имеет чаще всего встречаемые схемы токовыводов: прямая и обратная полярность. Есть специфические, однако у нас в стране их почти нет, поэтому рассматривать подобные схемы не будем. Сразу хотим обратить ваше внимание на то, что если вы ошибетесь при выборе полярности, то не сможете применить аккумулятор – полюсные провода не дотянутся до клемм.
Сейчас продажа автомобильных аккумуляторов растет с каждым годом и количество моделей велико. Поэтому, чтобы не тратить силы и деньги зря, нужно знать, как определять полярность в своем авто. В этом нет ничего сложного. Аккумуляторы, у которых емкость составляет до 110 а/ч, токовыводы находятся на длинной стороне. Тут есть один нюанс –у АКБ две длинные стороны, и к краю одной из них клеммы расположены чуть ближе. Именно этой стороной нужно повернуть батарею к себе.
На выводах или около них есть обозначения «+» и «-», показывающие соответствующие полюса. Если справа оказался + вывод, значит это батарея обратной полярности. Если «+» расположился слева, аккумулятор с прямой полярностью.
Прямая и обратная полярность батареи легкового авто
На произведенных у нас в стране транспортных средствах, устанавливают аккумуляторные батареи, полярность у которых прямая. Кроме этого прямая полярность у многих китайских авто и на некоторых машинах, сделанных в Японии. Европейские машины почти все идут с обратной полярностью.
Для определения полярности батареи у грузового транспорта нужно повернуть ее стороной с токовыводами от себя и посмотреть, где находятся «+» и «-». Если клемма «+» справа, — обратная полярность. Если клемма «+» слева, — прямая полярность.
Слева — ЕС (обратная), справа — РФ (прямая).
Иногда складывается ситуация, когда невозможно узнать полярность по причине того, что на АКБ нет обозначения «+» и «-». Посмотрите, какая толщина у токовыводящих клемм. Почти у всех устройств, производимых в ЕС и РФ толщина клеммы «+» – 19,5 миллиметров, «-» – 17,9 –миллиметров. Это заметно даже визуально или можете взять штангенциркуль для измерения.
Кроме этого можно использовать мультиметр и включить его на замер напряжения. Щупом коснитесь выводов АКБ, если напряжение будет иметь знак плюс, тогда под красным щупом вывод «+», а под черным «-», если напряжение будет иметь знак минус, тогда наоборот.
Рекомендуем вам придерживаться следующих правил, чтобы не испытывать трудностей при определении полярности:
-
перед подключением батареи обязательно сверьтесь с полярностью;
-
приклейте около «+» дополнительный стикер, если заводской стерся и плохо виден;
-
устанавливайте аккумуляторы от надежного производителя.
Таким образом, теперь вам известно о том, как определить полярность для своего транспортного средства и выбор автомобильного аккумулятора перестанет быть сложным делом.
Аккумуляторы— Как можно зарядить аккумулятор обратно? (кроме обратного списания)
По запросуИзменено 8 месяцев назад
Просмотрено 2к раз
\$\начало группы\$
У меня есть старый свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор, который ААА снял с моей машины 5-10 лет назад, когда он умер холодной зимой. Я спрятал аккумулятор и забыл о нем.
Недавно смахнул пыль и замерил мультиметром. Было зарегистрировано -0,189 вольта. Немного странно.
Я подключил к нему зарядное устройство, и зарядное устройство выдало сигнал об ошибке: перепутана полярность, хотя провода были подключены правильно. Итак, видимо, зарядное устройство сделало то же самое, что и я: проверило напряжение. Когда он узнал, что он был задом наперёд, он отказался заряжать его в правильном направлении.
Почему аккумулятор имеет обратный заряд? Он просто становится отрицательным, когда сульфируется или что-то в этом роде? Или это последствия сильного холода?
- батареи
- полярность
\$\конечная группа\$
4
\$\начало группы\$
В частности, когда элементы соединены последовательно, элемент (элементы) с наименьшей текущей емкостью (из-за дисбаланса во время производства или неравномерного износа) будут обратно заряжаться оставшимися элементами по мере того, как из них изымаются последние несколько кулонов. В этом состоянии батарея в целом по-прежнему будет иметь небольшой чистый заряд, в отличие от обратного заряда… но затем, со временем, все клетки деградируют. Возможно, те, у кого осталось немного заряда, деградировали быстрее, оставляя чистый обратный заряд.
Интересная вещь о свинцово-кислотных элементах Planté заключается в том, что технически химический состав обратим, хотя современные элементы физически спроектированы с карманами для удержания оксида свинца, поэтому обеспечивают полный ток только в прямом направлении.
\$\конечная группа\$
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.Почему в smartsolar нет ЗАЩИТЫ БАТАРЕИ ОТ ОБРАТНОЙ ПОЛЯРНОСТИ?
Почему в smartsolar нет ЗАЩИТЫ БАТАРЕИ ОТ ОБРАТНОЙ ПОЛЯРНОСТИ? — Сообщество Виктрон- Дом
- Вопросы и ответы
Фра спросил •
Я был немного разочарован, обнаружив, что мой новый mppt smartsolar 100/30 НЕ ИМЕЕТ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕПОЛНЕНИЯ ПОЛЯРНОСТИ АККУМУЛЯТОРА.
Это очень странно на самом деле Китайские контроллеры среднего качества (типа epever или helios и т.д..) имеют эту защиту и стоят вдвое дешевле victron.
Даже самые качественные американские mppt-контроллеры MORNINGSTAR имеют эту защиту. (Только в моделях средней мощности 25/40 А, но не в моделях 60 А)
Интересно, почему Victron решила не интегрировать эту базовую защиту. Какой смысл ставить защиту от ОБРАТНОЙ ПОЛЯРНОСТИ PV и не ставить БАТАРЕЮ ОБРАТНОЙ ПОЛЯРНОСТИ?
Также хотелось бы понять, почему в младших версиях smartsolar есть сменный предохранитель, а в больших версиях его нет и они безвозвратно повреждены.
Контроллеры MPPT
Александра ответил ·
@FRA
Вы можете подключить аккумулятор в обратной полярности, если вы не подключили фотоэлектрический модуль и не включили его.
Все, что произойдет, ничего не включится. В этот момент вы должны увидеть, что есть проблема, и исправить ее. Также одной из причин, по которой руководство указывает правильную процедуру, является подключение аккумулятора в первую очередь.
Если потом перевернуть пв (и батарея правильная) тоже ничего не сдует. Зарядное устройство просто немного нагревается, и зарядка не происходит. Опять же, вы должны проверить, и это тоже можно исправить без проблем.
· 3 Комментарии
Тревор Берд ответил ·
Я не проектировал контроллер MPPT, но могу представить, как будет выглядеть обратная полярность. Для меня это был бы сильноточный диод на входе PV, чтобы гарантировать, что обратная полярность никогда не применялась к схеме переключения. Это означает, что на протяжении всего срока службы устройства у вас есть потеря напряжения на входе 0,7 вольта. Вы можете возразить, что потери минимальны и не вызывают беспокойства. Другие, как я, предпочли бы не иметь потери напряжения прямого смещения диода и просто установить его правильно. Это компромисс между потерями и защитой от идиотов. Возможно, более дешевые устройства считают свою целевую аудиторию и предпочитают потери.
вкирби ответил ·
Как сказал trevor-bird, защита от обратной полярности приводит к потерям. Простая защита диодного типа имеет очень большие потери, и тепло нужно будет куда-то сбрасывать, ваш контроллер сильно нагреется, и примерно 30 Вт будут потрачены впустую при токе заряда 30 А.
Защита от обратной полярности полевого МОП-транзистора обеспечивает гораздо меньшие потери, но намного дороже. Хотя потери все же есть. Кажется расточительным включать дополнительные дорогие схемы для защиты от некачественных методов монтажа. Тогда однажды установленная схема защиты никогда не будет задействована и будет просто тратить энергию.
Чем выше ток, тем выше экспоненциальные потери. Это объясняет, почему в устройствах с большим током других марок отсутствует схема защиты.
Вход PV не имеет защиты от обратной полярности. Это просто из-за того, что ток короткого замыкания PV (обычно 8 А на цепочку) недостаточен для повреждения контроллера, контроллер просто нагревается.
Предохранитель не защитит контроллер. Предохранителю не хватает способности считывать будущее и размыкаться до возникновения неисправности. Предохранитель срабатывает после того, как неисправность уже произошла, и предотвращает плавление проводки.
· 1 комментарий
Фра ответил ·
Спасибо за подробное объяснение.
В любом случае, я открываю много контроллеров epever tracer и, похоже, у них мосфет, а не диод. Я. Не уверен, что это для обратной полярности, но я уверен, что у них много мосфетов. А падение напряжения на клемме аккумулятора 0,04В при токе 15А.