«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»
Общероссийская общественно-государственная организация “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России”
=========================================================
ЛЕКЦИЯ
по дисциплине
Тема № 1. Общее устройство транспортного средства
Занятие № 1.1. Общее устройство грузовых автомобилей
по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»
Москва 2011
Тема № 1. Общее устройство транспортного средства (слайд № 1). Занятие № 1.1 Общее устройство грузовых автомобилей
Учебные вопросы (СЛАЙД № 2).
1. Назначение и классификация грузовых автомобилей.
2. Общее устройство.
Назначение, расположение и взаимодействие
основных агрегатов, узлов, механизмов
и систем.
3. Краткие технические характеристики грузовых автомобилей.
Время: 2 часа.
Место проведения: аудитория.
Вид занятия: лекция.
Методические указания.
Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.
Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.
Обратить внимание на правильность ведения конспектов.
Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.
Поддерживать связь с аудиторией.
Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.
Подводить итог
рассмотренного вопроса и приступать к
изложению следующего учебного вопроса.
Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.
Введение
Сегодня насыщенность автомобильной техникой всех отраслей народного хозяйства увеличивается буквально каждый день. Не являются и исключением и Вооруженные Силы Российской Федерации, где автомобиль используется не только как транспортное средство, но и как средство обеспечения подвижности вооружения и военной техники, что в конечном итоге имеет большое значение в поддержании боевой готовности соединений и частей всех родов войск. Трудно переоценить роль автомобильного транспорта в современной доставке личного состава, боеприпасов, горючего, продовольствия, осуществляемых частями и подразделениями тыла.
На укомплектование
Вооруженных Сил поступает новая, в
конструктивном отношении более
совершенная и надежная автомобильная
техника, отвечающая всем современным
требованиям. Вместе с тем состояние
автомобильной техники находится в
прямой связи с тем, кто ей управляет.
Раб. программа «Устройство ТС кат «В» как объектов управления»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель МО ДОСААФ России
Мамонтовского р-на Алтайского края
_________________С.В. Ячменев
«_09_» _января_ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В» КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ»
с.
Мамонтово
2019г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА:
Рабочая программа учебного предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления» предназначена для реализации требований учебной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В».
Целями и задачами изучения предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления» является формирование профессионала с определенными знаниями и умениями в области управления транспортными средствами, необходимыми в повседневной деятельности водителя.
Занятия по учебной дисциплине проводятся в учебном кабинете. В ходе изучения применяются стенды, комплекты плакатов, а также компьютерные технологии, видеофильмы.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Устройство транспортных средств | |||
Общее устройство транспортных средств категории «В». | 1 | 1 | — |
Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности. | 1 | 1 | — |
Общее устройство и работа двигателя. | 2 | 2 | — |
Общее устройство трансмиссии. | 2 | 2 | — |
Назначение и состав ходовой части. | 2 | 2 | — |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем. | 2 | 2 | — |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления. | 2 | 2 | — |
Электронные системы помощи водителю. | 2 | 2 | — |
Источники и потребители электрической энергии. | 1 | 1 | — |
Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств. | 1 | 1 | — |
Итого по разделу | 16 | 16 | — |
Техническое обслуживание | |||
Система технического обслуживания | 1 | 1 | — |
Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства. | 1 | 1 | — |
Устранение неисправностей. [1]Зачет. | 2 | — | 2 |
Итого по разделу | 4 | 2 | 2 |
Всего | 20 | 2 | |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
«УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ
«В» КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ»
РАЗДЕЛ I. Устройство транспортных средств
Тема 1.
«Общее устройство автомобилей»
Системы классификации автомобилей. Классификация автомобилей по типу двигателя, общей компоновке и типу кузова. Европейская классификация автомобилей.
Назначение и общее устройство автомобилей.
Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики автомобилей.
Тема 2.
«Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности»
Общее устройство кузова. Основные типы кузовов. Компоненты кузова, шумоизоляция, остекление, люки, противосолнечные козырьки, замки дверей, стеклоподъемники, сцепное устройство.
Системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров. Системы очистки и обогрева стёкол. Очистители и омыватели фар головного света.
Системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида. Низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей.
Рабочее место водителя. Назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов, и сигнальных ламп.
Порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой. Системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем.
Системы пассивной безопасности. Ремни безопасности: назначение, разновидности и принцип работы. Подголовники: назначение и основные виды. Система подушек безопасности. Конструктивные элементы кузова, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.
Защита пешеходов. Электронное управление системами пассивной безопасности.
Неисправности элементов кузова и систем пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
Тема 3.
«Общее устройство и работа двигателя»
Разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении. Двигатели внутреннего сгорания. Электродвигатели. Комбинированные двигательные установки.
Назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.
Назначение, устройство и принцип работы кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения.
Назначение, устройство и принцип работы системы охлаждения. Тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости.
Марки охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства. Ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей. Назначение и принцип работы предпускового подогревателя.
Назначение, устройство и принцип работы системы смазки двигателя. Контроль давления масла. Классификация, основные свойства и правила применения моторных масел. Ограничения по смешиванию различных типов масел.
Назначение, устройство и принцип работы систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе). Марки и сорта автомобильного топлива. Понятие об октановом и цетановом числе. Зимние и летние сорта дизельного топлива.
Электронная система управления двигателем.
Неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
Тема 4.
«Общее устройство трансмиссии»
Схемы трансмиссии трансмиссии транспортных средств категории»В» с различными приводами.
Назначение, общее устройство и принцип работы сцепления с гидравлическим и механическим приводом.
Правила эксплуатации сцепления, обеспечивающие его длительную и надежную работу.
Назначение, общее устройство и принцип работы коробки передач. Понятие о передаточном числе и крутящем моменте. Схемы управления механическими коробками передач.
Автоматизированные (роботизированные) коробки передач. Гидромеханические и бесступенчатые автоматические коробки передач. Особенности эксплуатации автомобилей с автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробками передач.
Назначение и общее устройство раздаточной коробки. Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство механизмов включения и коробки отбора мощности. Главная передача, карданная передача и приводы управляемых колес.
Маркировка и правила применения трансмиссионных масел и пластичных смазок.
Тема 5.
«Назначение и состав ходовой части»
Назначение и общее устройство ходовой части автомобиля. Основные элементы рамы, тягово-сцепное устройство, лебедка.
Несущая система. Мосты. Система регулирования высоты кузова автомобиля.
Передняя и задняя подвески, их назначение, основные виды, устройство и принцип работы. Влияние неисправностей подвесок на безопасность движения автомобиля.
Конструкции автомобильных шин, их устройство и маркировка. Летние и зимние автомобильные шины. Условия эксплуатации, обеспечивающие надежность автомобильных шин. Виды и маркировка дисков колес. Крепление колес.
Неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
Тема 6.
«Общее устройство и принцип работы тормозных систем»
Рабочая и стояночная тормозные системы, их назначение, общее устройство и принцип работы. Тормозные механизмы и тормозные приводы. Запасная тормозная система. Электромеханический стояночный тормоз.
Общее устройство тормозной системы с гидравлическим приводом. Работа вакуумного усилителя и тормозных и тормозных механизмов.
Тормозные жидкости, их марки, состав и правила применения.
Ограничения по смешиванию различных типов тормозных жидкостей.
Неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
Тема 7.
«Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления»
Назначение систем рулевого управления, их разновидности и принципиальные схемы. Требования, предъявляемые к рулевому управлению.
Общее устройство и принцип работы систем рулевого управления с гидравлическим и электрическим усилителем. Масло, применяемое в гидравлических усилителях рулевого управления. Система управления электрическим усилителем руля.
Неисправности систем рулевого управления, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
Тема 8.
«Электронные системы помощи водителю»
Системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.
Система курсовой устойчивости (ESP) и ее компоненты: антиблокировочная система тормозов, антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала.
Дополнительные функции системы курсовой устойчивости.
Системы – ассистенты водителя: ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, динамический ассистент трогания, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед автомобилем, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки (парктроник, «парковочный автопилот»).
Тема 9.
«Источники и потребители электрической энергии»
Аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка.
Правила эксплуатации аккумуляторных батарей. Состав электролита и меры безопасности при его приготовлении.
Назначение, общее устройство и принцип работы генератора. Признаки неисправности генератора.
Назначение, общее устройство и принцип работы стартера. Признаки неисправности стартера.
Назначение системы зажигания.
Разновидности систем зажигания, их электрические схемы. Устройство и принцип работы приборов бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания. Электронные системы управления микропроцессорной системой зажигания.
Общее устройство и принцип работы, внешних световых приборов и звуковых сигналов. Корректор направления света фар. Система активного головного света. Ассистент дальнего света.
Неисправности электрооборудования, при наличии которых запрещается эксплуатация автомобиля.
Тема 10.
«Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств»
Классификация прицепов. Краткие технические характеристики прицепов категории О1.
Общее устройство узла сцепки. Способы фиксации страховочных тросов (цепей).
Назначение, устройство и разновидности тягово-сцепных устройств тягачей.
Неисправности, при которых запрещается эксплуатация прицепа.
РАЗДЕЛ II. Техническое обслуживание
Тема 1.
«Система технического обслуживания»
Сущность и общая характеристика системы технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей. Предприятия, осуществляющие техническое обслуживание автомобилей. Назначение и содержание сервисной книжки. Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля.
Технический осмотр транспортных средств, его назначение, периодичность и порядок проведения. Предприятия, осуществляющие технический осмотр транспортных средств. Подготовка транспортного средства к техническому осмотру. Содержание диагностической карты.
Тема 2.
«Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации автомобиля»
Меры безопасности при выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию автомобиля. Противопожарная безопасность на автозаправочных станциях.
Меры по защите окружающей природной среды при эксплуатации автомобиля.
Тема 3.
«Устранение мелких неисправностей»
Устранение мелких неисправностей автомобиля с использованием штатного водительского инструмента:
проверка и доведение до нормы уровня масла в системе смазки двигателя проверка и доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя проверка и доведение до нормы уровня жидкости в бачке стеклоомывателя проверка и доведение до нормы уровня тормозной жидкости в гидроприводе сцепления и тормозной системы проверка состояния аккумуляторной батареи проверка и доведение до нормы давления воздуха в шинах колес снятие и установка щетки стеклоочистителя снятие и установка колеса снятие и установка аккумуляторной батареи снятие и установка электроламп снятие и установка плавкого предохранителя
Занятие проводится на транспортном средстве.
ЗАЧЕТ
Закрепить работы по техническому обслуживанию транспортных средств категории «В». Общее устройство транспортных средств и техника безопасности.
Метод вопрос-ответ.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА
При изучении предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления» за основу изучение берется автомобиль ВАЗ 2107, ВАЗ2108, ВАЗ 2109. Занятия должны проходить в учебных кабинетах, максимально оборудованными плакатами, с применением просмотра учебных фильмов, диафильмов и других технических средств обучения (проектор/телевизор, экран, компьютер с программным обеспечением).
Изложение материала проводить в следующей последовательности: название системы (механизма, сборочной единицы, прибора), назначение, принцип действия, основные характеристики, конструкция, параметры регулирования и контроля, характерные неисправности. Практическое занятие по «устранению мелких неисправностей» проводить на учебном автомобиле.
Форма обучения очно-заочная. Продолжительность учебного часа теоретического занятия составляет 45 минут (академический час).
Преподаватели учебного предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля, свидетельство о повышении квалификации (проходить переподготовку не реже 1 раза в 3 года).
Перечень учебного оборудования
Наименование учебного оборудования | Единица измерения | Количество |
Оборудование и технические средства обучения | ||
Детское удерживающее устройство | комплект | 1 |
Гибкое связующее звено (буксировочный трос) | комплект | 1 |
Компьютер с соответствующим программным обеспечением | комплект | 1 |
Мультимедийный проектор | комплект | 1 |
Экран (монитор, электронная доска) | комплект | 1 |
Магнитная доска со схемой населенного пункта <3> | комплект | 1 |
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления | ||
Классификация автомобилей | шт | 1 |
Общее устройство автомобиля | шт | 1 |
Кузов автомобиля, системы пассивной безопасности | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы двигателя | шт | 1 |
Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости | шт | 1 |
Схемы трансмиссии автомобилей с различными приводами | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы сцепления | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы механической коробки переключения передач | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы автоматической коробки переключения передач | шт | 1 |
Передняя и задняя подвески | шт | 1 |
Конструкции и маркировка автомобильных шин | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления | шт | 1 |
Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы генератора | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы стартера | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания | шт | 1 |
Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов | шт | 1 |
Классификация прицепов | шт | 1 |
Общее устройство прицепа | шт | 1 |
Виды подвесок, применяемых на прицепах | шт | 1 |
Электрооборудование прицепа | шт | 1 |
Устройство узла сцепки и тягово-сцепного устройства | шт | 1 |
Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа | шт | 1 |
**Учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, диофильма, мультимедийных слайдов.
5. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Предмет «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления». По окончании пройденных тем по предмету проводится форма контроля – ЗАЧЕТ. Место проведения учебный класс. Время проведения 1 час. Метод вопрос-ответ. Форма — устная. Средства для проведения – вопросы. Курсант должен ответить на 3 вопроса и получить результат. Оценка «зачет», «не зачет».
«зачет» — полностью раскрыты все 3 вопроса в ответе; полностью раскрыты 2 вопроса и 1 раскрыт не полностью; полностью раскрыт 1 вопрос и 2 не полностью;
«не зачет» — полностью не раскрыт ни 1 вопрос.
Ответственное лицо за проведение
Зачета – преподаватель по изучаемой дисциплине. Метод фиксации – зачетная ведомость. Вопросы к Зачету разрабатываются автошколой и утверждаются руководителем.
6. ИТОГИ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать:
Устройство автомобиля категории «В»
Учащиеся должны уметь:
Выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства; устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства.
7. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: издательство «За рулем», 2007. – 160 с.: ил.. Учебник по устройству легкового автомобиля. – М.: Мир Автокниг, 2013. – 80 с.: ил. Методические рекомендации, разработанные Автошколой, Видео фильмы Презентация слайдов
[1] Практическое занятие проводится на учебном транспортном средстве МО.
232 Компоновка ремоторных автомобилей с ведущими мостами
Последнее обновление: понедельник, 14 ноября 2022 г. | Электронное управление
Расположение двигателя сзади и ведущего моста имеет преимущества для городских и междугородных автобусов, прежде всего потому, что оно позволяет устанавливать пол на низком уровне и быть ровным и чистым практически по всей длине шасси. На рис. 23.2 двигатель и коробка передач выполнены как единый блок, который установлен поперечно за задней осью.
Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач, а на другом конце этой коробки находится коническая зубчатая пара, называемая раздаточной передачей.
Для передачи привода на задний мост ведомая шестерня конической зубчатой пары соединена карданным шарниром с относительно коротким карданным валом, который аналогичным образом соединен другим своим концом с валом-шестерней узла главной передачи. Очевидно, что чем короче карданный вал, тем на больший угол он должен поворачиваться, чтобы приспособиться к относительным движениям как двигателя на его креплениях, так и оси на ее рессорах. Поэтому блок главной передачи встроен с одной стороны оси, а не ближе к ее центру. Диск крутится намного меньше 90° от карданного вала как со стороны его главной передачи, так и со стороны раздаточной, что упрощает конструкцию обеих пар шестерен. Сложность такой компоновки заключается в размещении длинного двигателя, коробки передач и раздаточной коробки в пределах общей ширины автомобиля.
По этой причине некоторые производители устанавливают двигатели продольно за задней осью. Эта компоновка была принята на рис. 23.3, где редуктор установлен отдельно перед осью. Поскольку универсальные шарниры на соединительном валу между двигателем и коробкой передач должны компенсировать только относительные перемещения из-за отклонений креплений и рамы или конструкции автомобиля, вместо перемещений осей они могут 91
вал/
Главная передача и
дифференциал
Двигатель (на боку)
быть простого типа. Однако на коротком карданном валу нужны шарниры равных угловых скоростей.
На рис. 23.4 снова используются отдельно установленные поперечно двигатель и коробка передач, но дифференциал может быть ближе к центру оси. К недостаткам всех заднемоторных установок можно отнести длину контрольных пробегов с места водителя и тот факт, что водитель может не слышать двигатель и оценивать его скорость для переключения передач, особенно в шумном городском потоке.
Однако последней проблемы не возникает, если используется автоматическая коробка передач.
Поперечные установки с задним расположением двигателя, очевидно, требуют углового привода, и несколько производителей трансмиссии производят такой узел. Как правило, он состоит из пары конических зубчатых колес в корпусе, который можно привинтить к коробке передач или двигателю, а также сцепления или гидротрансформатора в сборе. На рис. 23.5 ретардер — трансмиссионный тормоз — встроен в коробку передач, которая крепится болтами к кожуху углового привода. Муфта соединяет угловой карданный вал с двигателем и сцеплением в этой установке Metrobus MCW. Некоторые дополнительные комментарии по установке двигателя спереди, сзади и посередине для автомобилей приведены в разделе 3.64.
Продолжить чтение здесь: 233 Коробчатая и безосевая трансмиссия
Была ли эта статья полезной?
231 Коробка передач сцепления и трансмиссия ведущего моста, общее расположение
Последнее обновление: вс, 19 февраля 2023 г.
|
Электронное управление
Схематично эта система показана на рис. 23.1. Двигатель расположен спереди, его коленчатый вал параллелен оси автомобиля. От двигателя привод передается через сцепление и короткий вал (с) на коробку передач. В автомобилях этот короткий вал почти всегда составляет единое целое с первичной шестерней коробки передач, но в некоторых грузовых автомобилях он представляет собой отдельный компонент, как правило, с гибкими или универсальными шарнирами на каждом конце и, в некоторых случаях, со скользящим шарниром на конце. один конец. От коробки передач «карданный вал» или «карданный вал» — также со скользящим шарниром на одном конце и универсальным шарниром на обоих концах — передает привод на ведущую заднюю ось. Ведущая ось — это та, через которую передается привод, а мертвая ось — это та, которая не передает привод. Коническая или червячная передача (g) внутри оси поворачивает привод на 90°, и дифференциалы делят его поровну между двумя ведущими валами или полуосями (j), которые передают его на колеса.
Компоненты выполняют следующие функции. Сцепление используется для
- Рис. 23.1
отсоединения двигателя от ведущих колес, оно также должно позволять водителю подключать работающий двигатель без ударов по ведущим колесам. Поскольку сцепление удерживается в зацеплении подпружиненным механизмом и выключается нажатием ноги на педаль, его нельзя выключать, за исключением случаев, когда водитель находится в транспортном средстве. Поэтому, когда водитель хочет покинуть автомобиль с работающим двигателем, а желательно и для запуска двигателя, он должен отсоединить двигатель от ведущих колес с помощью рычага переключения передач, который он устанавливает в нейтральное положение. ‘, или положение выключения передач.
Основная функция коробки передач — дать водителю возможность изменять передаточное отношение между двигателем и ведущими колесами в соответствии с преобладающими условиями — уклоном, нагрузкой, требуемой скоростью и т. д. Поскольку карданный вал передает крутящий момент на заднюю ось универсальные шарниры на его концах позволяют двигателю и коробке передач в сборе, а также заднему мосту перемещаться друг относительно друга при отклонении их пружинных элементов.
Скользящее соединение, обычно встроенное в один из универсальных шарниров, компенсирует изменения длины карданного вала, поскольку его задний конец поднимается и опускается вертикально вместе с задней осью, а его передний конец поворачивается вокруг универсального шарнира сразу за коробкой передач. Зубчатая передача (g) в так называемом узле главной передачи поворачивает привод на 90° и снижает скорость в соотношении примерно 4:1, так как ведущие колеса должны вращаться гораздо медленнее, чем двигатель. В блоке главной передачи также находится дифференциальная передача, которая распределяет крутящий момент поровну между двумя опорными катками, позволяя им, тем не менее, одновременно вращаться с разными скоростями, когда автомобиль движется в повороте.
На рис. 23.1 коробка передач показана как отдельный узел, но используются два других варианта этой компоновки с передним расположением двигателя и задним приводом. Одна из них представляет собой «блочную конструкцию» — почти универсальную для автомобилей — в которой картер коробки передач либо составляет единое целое, либо жестко крепится болтами к «колоколу» сцепления, который, в свою очередь, аналогичным образом крепится к картеру двигателя.
Это имеет преимущества чистоты, меньшего веса, аккуратного внешнего вида и более низких производственных затрат. Его главный недостаток — относительная труднодоступность сцепления. В дополнение к доступности сцепления и коробки передач схема на рис. 23.1 позволяет использовать более короткий и, следовательно, более легкий карданный вал главной передачи, что устраняет возможные проблемы, связанные с вращением и другими вибрациями.
Второй вариант предусматривает включение коробки передач в заднюю ось, чтобы сформировать то, что сейчас широко называют блоком трансмиссии. По трем основным причинам эта схема используется очень редко: во-первых, она, как правило, значительно дороже, чем другие; во-вторых, это влечет за собой использование мертвой оси или безосевой передачи, как описано в разделе 5.3; в-третьих, чрезвычайно сложно установить тяжелую коробку передач таким образом, чтобы она могла выдерживать движения, крутящие моменты и усилия входного и выходного карданных валов, но при этом изолировать ее, чтобы предотвратить передачу шума и вибрации на конструкцию автомобиля.



