Раму – РАМУ

О раму

Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг (РАМУ) основана в 2001 году. На сегодняшний день объединяет около 100 столичных и региональных агентств, специализирующихся на:

  • Сonsumer Promotion,
  • Sales Promotion,
  • Event Marketing,
  • Trade Marketing (Merchandising),
  • Direct Marketing/CRM,
  • Sport Marketing,
  • Digital Marketing

Подробнее об Ассоциации (ver.2018)

Миссия РАМУ

Миссия РАМУ – защита интересов индустрии маркетинговых услуг и ее развитие. Создание прозрачных и партнерских отношений между представителями отрасли. Прозрачный маркетинг — высокие стандарты.

Философия РАМУ

Прозрачность – это новый уровень развития сферы маркетинговых услуг. В наших силах сформировать ответственное сообщество профессионалов, готовых менять ситуацию на рынке к лучшему.

Прозрачность – это высокие стандарты, которые определяют качество маркетинговых услуг и эффективность маркетинговых кампаний как для клиента, так и для агентства.

Прозрачность – это честное сотрудничество и залог честной конкуренции.

Прозрачность – это безопасность бизнеса и хорошая репутация.

РАМУ выстраивает новую систему взаимодействия между участниками рынка маркетинговых услуг.

Мы за прозрачный маркетинг!

Наши направления

Приоритетными направлениями деятельности РАМУ являются:

  • Разработка и внедрение в практику отраслевых стандартов профессиональной деятельности;
  • Инициация и проведение отраслевых  исследований, мониторингов, составление рейтингов;
  • Внедрение, популяризация и закрепление стандартов  РАМУ в вузах. Создание собственных программ профильного обучения на базе ассоциации;
  • Поддержка и содействие развитию сферы маркетинговых услуг в регионах России. Повышение деловой репутации и уровня доверия к региональным участникам рынка;
  • Долгосрочное партнерство с ключевыми мероприятиями в области маркетинговых коммуникаций и смежных рынков. Индустриальный патронаж  фестиваля рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий»;
  • Выстраивание профессиональных отношений с коммуникационными агентствами, государством, рекламодателями. Привлечение  инвестиций в индустрию маркетинговых коммуникаций.

С 2010 года РАМУ работает на основе объединенной исполнительной дирекции с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), с 2011 – с Некоммерческим партнерством содействия развитию интерактивной рекламы IAB Russia, с 2015 — с Ассоциацией ООН рекламы IN+OUT, Национальной ассоциацией рекламно-сувенирной индустрии (НАРСИ), Клубом арт-директоров России ADCR.

Скачать устав РАМУ

www.ramu.ru

Совет

Щербакова Татьяна

президент РАМУ
управляющий партнер Ark Group
комитет РАМУ:

  • по индустриальным стандартам и этике
  • по фестивально-конкурсной деятельности

Осипова Наталья

вице-президент РАМУ
вице-президент по маркетинговым коммуникациям ГК АДВ
комитет РАМУ:

  • по GR и PR продвижению

Леонова Елена

вице-президент РАМУ 
генеральный директор Seven
комитет РАМУ:

  • по индустриальным стандартам и этике;

Симонов Михаил

вице-президент РАМУ президент фестиваля “Серебряный Меркурий”
комитет РАМУ:

  • по фестивально-конкурсной деятельности

Соколов Андрей

вице-президент РАМУ
президент ГК E:MG
комитет РАМУ:

  • по исследованиям

Фортуна Лариса

вице-президент РАМУ
президент ГК BeeTL
комитет РАМУ:

  • по GR и PR продвижению
  • по фестивально-конкурсной деятельности

Архипова Инна

президент ГК TVIN
комитет РАМУ:

  • по индустриальным стандартам и этике;

Ивачкина Наталья

генеральный директор ICON
комитет РАМУ:

  • РАМУ по GR и PR продвижению

Королева Ольга

директор Ace Target

Галимуллин Марат

генеральный директор NMT

Куценко Игорь

президент Orange
комитет РАМУ:

  • по исследованиям

Попов Александр

управляющий партнер Action Group
комитет РАМУ:

  • по индустриальным стандартам и этике;
  • по исследованиям

Мироненко Андрей

генеральный директор Intensive
комитет РАМУ:

  • по индустриальным стандартам и этике

Моисеев Сергей

президент ГК Market Group
комитет РАМУ:

  • по образованию и развитию

Панченко Надежда

генеральный директор SCG
комитет РАМУ:

  • по образованию и развитию

Лобачева Елена

директор по работе с регионами Action
сопредседатель Регионального комитета РАМУ

Польгерт Ксения

генеральный директор Promo Republic
сопредседатель Регионального комитета РАМУ

www.ramu.ru

Рама — это… Что такое Рама?

Ра́ма (санскр. राम, rāma IAST) или Рамача́ндра — аватара Вишну, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи. Рама почитается в индуизме как седьмая аватара Вишну, сошедшая в мир в последнюю четверть Трета-юги около 1,2 млн лет тому назад.[1][2][3] Когда Парашурама занят творением и сохранением мирового порядка, то в этом случае Рама в качестве его аватары «призван остоять достоинство брака, как выражения вечной и неразрывной связи между мужем и женой».[4] Большинство индуистов считают Раму реально существовавшей исторической фигурой, царём, правившим бо́льшей частью современной Индии из своей столицы Айодхьи. Наряду с Кришной, Рама является одной из самых популярных аватар Бога в индуизме. Культ Рамы особенно характерен для последователей вайшнавизма — преобладающего направления в индуизме.[5]

Подробное жизнеописание Рамы содержится в «Рамаяне» — одном из двух величайших древнеиндийских эпосов наряду с «Махабхаратой».[6] Рама был старшим сыном в семье императора Айодхьи Дашаратхи и его жены Каушальи. В традиции индуизма Раму именуют «Марьяда Пурушоттама»,[7] что в буквальном переводе с санскрита означает «совершенный высочайший из мужей».[8] Рама — муж Ситы, которая почитается в индуизме как аватара Лакшми и олицетворение совершенной женщины.[7][9]

Жизнь и деяния Рамы являются совершенным примером строгого следования принципам дхармы, несмотря на тяжёлые жизненные испытания. Ради сохранения чести своего отца, Рама отказывается от своих претензий на престол царства Кошалы и соглашается добровольно уйти в изгнание в лес на период в 14 лет.[10] В изгнании Раму сопровождают его жена Сита и брат Лакшмана, которые принимают решение присоединиться к нему, будучи не в состоянии жить в разлуке. Когда Ситу похищает Равана, — могущественный демонический правитель-ракшаса Ланки, — Рама отправляется в долгий и трудный поиск своей супруги, в ходе которого подвергаются испытанию его сила и добродетель. Определив местонахождение Ситы, Рама сражается в огромной битве с многочисленной армией Раваны. В войне принимают участие могущественные чудесные существа и применяются сверхъестественные виды оружия, обладающие огромной разрушительной силой. В конце концов Рама убивает Равану и освобождает свою жену из его плена. После завершения периода изгнания Рама возвращается в Айодхью и становится царём, а впоследствии и императором всего мира.[10] Правление Рамы продолжается 11 тыс. лет, в течение которых на всей планете царит эпоха совершенного счастья, мира, благосостояния и справедливости, известная как «Рама-раджья».

В поисках Ситы Рама проявляет огромное мужество и доблесть, сражаясь в ужасной войне ради её освобождения. Сита в свою очередь показывает совершенный пример добродетельной жены, демонстрируя абсолютную преданность своему мужу и совершенное целомудрие, несмотря на пребывание в плену у демонического Раваны. Подобно самому Раме, его младшие братья — Лакшмана, Шатругхна и Бхарата — также проявляют доблесть, силу и добродетель.[10] Раме оказывают содействие такие могучие последователи, как Хануман и ванары Кишкинды, с помощью которых Рама освобождает Ситу из плена Раваны.[10] Легенда о Раме оказала огромное историческое влияние на население Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии. Рама и истории о нём продолжают пользоваться огромной популярностью в современной индийской культуре и индуизме. Рама почитается индуистами за проявленные им качества безграничного сострадания,[11] доблести, верности долгу и религиозным принципам.

Этимология

«Рама» Rāmá IAST в «Риг-веде» и «Атхарва-веде» — прилагательное, означающее «тёмный, чёрный», или существительное «тьма» или «темнота»[12][13], например, в «Риг-веде» 10.3.3 (в переводе Т. Я. Елизаренковой): «Распространяясь вместе с прекрасно выглядящими днями, Агни (Своими) светлыми красками одолел темноту». В значении имени собственного, Рама упоминается в «Риг-веде» 10.93.14: «Я воспеваю Духсиму Притхавану, Вену, Раму, всемогущих и Царя!»

В женском роде, прилагательное «рами» rāmīˊ IAST является эпитетом ночи (ратри)[13], подобно «кришни» kṛṣṇīˊ IAST, — прилагательного «кришна» kṛṣṇa IAST в женском роде «тёмный; чёрный»[12]. Манфред Майрхофер предположил, что слово произошло от праиндоевропейского (H)reh1-mo-, однокорневого с древневерхненемецким rāmac «грязный»[12].

В Ведах упоминаются двое Рам с отчествами Маргавея и Аупаташвини; другой Рама с отчеством Джамадагнья является предполагаемым автором одного из ригведийских гимнов. Согласно Монье-Уильямсу, в послеведийский период получили известность три Рамы,

  1. Рама-чандра («лунный Рама»), сын Дашаратхи, потомок Рагху (Рама, описываемый в данной статье).
  2. Парашу-рама («Рама с топором»), шестая аватара Вишну. Его также называют Джамадагнья, Бхаргава Рама (потомок Бхригу), или Чирандживи (Бессмертный).
  3. Бала-рама («сильный Рама»), также известен как Халаюдха («владеющий плугом в битве»), старший брат и близкий спутник Кришны, описываемый в «Бхагавата-пуране» и «Брахма-самхите».

В «Вишну-сахасранаме», Рама — это 394-е имя Вишну. Согласно комментарию Шанкары, Рама имеет два значения: Верховный Брахман, вечно-блаженная духовная сущность, в которой обретают духовное блаженство йогины, или Бог, который согласно своей воле принял прекрасную форму Рамы, сына Дашаратхи.

Литературные источники

Основным источником о жизни и деяниях Рамы является древнеиндийский санскритский эпос «Рамаяна», составление которого приписывается ведийскому риши Валмики. В «Вишну-пуране» излагается история Рамы как седьмой аватары Вишну. Жизнь Рамы вкратце описывается в «Шримад-Бхагаватам» (Девятая песнь, Главы 10-11), включая убийство Раваны и возвращение Рамы в Айодхью. В добавок к этому, истории о Раме также содержатся в эпосе «Махабхарата».

В разных регионах Индии существуют различные версии «Рамаяны». Последователи Мадхвачарьи полагают, что ранее существовала древняя версия «Рамаяны», так называемая «Мула-Рамаяна», которая была утеряна. Они считают, что она была более авторитетна, чем версия Валмики. Одной из важных сокращённых версий эпоса на санскрите является «Адхьятма-Рамаяна». Санскритская южноиндийская поэма VII века «Бхатти-кавья» («Поэма Бхатти»), авторства Бхатти, представляет собой пересказ эпоса, в котором параллельно иллюстрируются грамматические примеры из «Аштадхьяйи» Панини, а также основные риторические фигуры и пракрит.[14] Позже возникли версии «Рамаяны» на народных языках полуострова Индостан, в которых описывались жизнь, деяния и божественная философия Рамы. К ним принадлежат поэма на тамильском «Камбарамаянам» авторства поэта XII века Камбара, и «Рамачаритаманаса», — версия «Рамаяны» на хинди святого XVI века Тулсидаса. Свои версии «Рамаяны» существует практически на всех современных индийских языках. К современным версиям «Рамаяны» принадлежат «Шри Рамаяна Даршанам» авторства Кувемпу на языке каннада и «Рамаяна-калпаврикшаму» Вишванатхи Сатьянараяны на телугу. В разнообразных регионах Индии, каждый из которых обладает своими неповторимыми языковыми и культурными традициями, эпос претерпел определённые изменения.[15]

Истории из «Рамаяны» также распространились по всей Юго-Восточной Азии, в результате на свет появились уникальные версии эпоса, включившие в себя эпизоды из местной истории, фольклор, религиозные ценности, а также особые черты местных языков и литературы. К великим произведениям с уникальными характеристиками и повествовательными отличиями в изложении легенда Рамы принадлежат «Какавин Рамаяна» с острова Ява, Индонезия, «Рамакавача» с острова Бали, «Хикаят Сери Рама» из Малайзии, «Марадия Лавана» с Филиппин, «Рамакиан» из Таиланда (в котором Раму называют «Пхра Рам»). Изображения эпизодов из жизни Рамы можно встретить на стенах храмового комплекса в Ват Пхра Кео в Бангкоке. В бирманском варианте «Рамаяны», который является национальным эпосом страны, Раму именуют «Яма». В кхмерской версии «Рамаяны», «Реамкере», Рама известен как «Преах Реам». В лаосском «Пха Лак Пха Лам» Будда описывается как воплощение Рамы.

Жизнеописание Рамы

Рождение и детство

Намереваясь удовлетворить девов и получить достойного сына, царь Дашаратха совершил ведийское жертвоприношение путракамешти. Полученную в ходе ритуала священную пищу Дашаратха распределил между своими тремя жёнами. Согласно принципу старшинства, напиток первой приняла Каушалья, а затем — Сумитра и Кайкейи. В результате у Каушальи родился Рама, у Кайкейи — Бхарата, а у Сумитры — Лакшмана и Шатругхна. Рама родился в городе Айодхья (что в современном индийском штате Уттар-Прадеш), столице древнего царства Кошалы, в ночь девятого дня после новолуния, под накшатрой Пунарвасу и при восходящем знаке Рака. Он явился в династии Сурья-вамша («Солнечной династии») и был потомком таких великих личностей, как Икшваку (сын бога солнца Вивасвана), Рагху и Бхагиратха. Тело Рамы было тёмно-голубого цвета, что говорило о его божественном происхождении.[16]

В «Рамаяне» описывается, что с самого детства всех четырёх братьев связывали узы дружбы и братской любви. Особо сильная привязанность существовала между Рамой и Лакшманой, и между Бхаратой и Шатругхной. Царь и его три жены очень любили всех четверых братьев, но особое предпочтение Дашаратха и придворные отдавали именно Раме. Обучение Рамы и его трёх братьев проходило в ашраме мудреца Васиштхи, который преподавал им философию Вед, законы дхармы, и другие науки. Так как мальчики родились в царской семье кшатриев, они хотели стать великими воинами. Их военное обучение было поручено мудрецу Вишвамитре. Мальчиков отправили в его лесной ашрам, где они обучились военному искусству и отличились, убив множество ракшасов, наводивших ужас на лесных жителей и осквернявших ведийские жертвоприношения брахманов. Описывается, что Рама и его братья были огромного роста, заметно выше самых высоких людей своего времени. Они обладали необыкновенной проницательностью, сообразительностью и непревзойдённым мастерством в военном деле.[17]

Рама начинает выполнять свою божественную миссию

Когда было объявлено о церемонии выбора жениха для Ситы, мудрец Вишвамитра привёл молодых принцев Раму и Лакшману на место проведения обряда. Для того, чтобы выиграть в состязании и получить руку Ситы, претенденту необходимо было натянуть огромный лук Шивы и выпустить из него стрелу. Считалось, что эта задача была не по силам человеку, так как лук этот был личным оружием могущественного Шивы, с которым никто не мог сравнится по силе во вселенной. Пытавшие удачу до Рамы претенденты даже не смогли сдвинуть лук с места, но когда подошёл черёд Рамы, он, натягивая лук, разломал его на две части. Слава о невероятной силе Рамы облетела весь мир и гарантировала ему женитьбу на Сите.[18]

После пышного празднования свадьбы Рамы и Ситы, вся царская семья и армия Айодхьи начали своё путешествие домой. На их пути им повстречался спустившийся из своего ашрама в Гималаях Парашурама. Парашурама — это обладающий необычайным могуществом мудрец. Он — шестая аватара Вишну, ранее в гневе уничтоживший 21 раз всех кшатриев на планете. Парашурама не мог поверить в то, что кто-то был способен сломать лук Шивы. Считая себя всё ещё самым сильным воином на земле, он принёс с собой лук Вишну, намереваясь потребовать от Рамы натянуть его и продемонстрировать свою силу или сразится с ним в битве.[19] Несмотря на то, что всё войско Рамы было не в состоянии вступить в битву, будучи парализованым влиянием мистической силы Парашурамы, Рама отдал Парашураме почтительный поклон, и за долю секунды, выхватил лук Вишну из его рук, вложил в него стрелу и нацелил её прямо на сердце Парашурамы. Рама пообещал сохранить Парашураме жизнь, если тот укажет какую-либо другую цель для его стрелы. В этот момент Парашурама почувствовал, что лишился всей той необыкновенной мистической силы, которой он обладал на протяжении столь многих лет. Он осознал, что Рама является воплощением всевышнего Вишну, которого никто не может превзойти. Парашурама принял возвышенное положение Рамы, посвятил ему результаты всей своей тапасьи, отдал ему почтительный поклон и пообещал, вернувшись в свою обитель, оставить человеческое общество.[20]

После этого Рама выпустил стрелу из лука Вишну в небо, совершив другое сверхчеловеческое действо, которое было для него простым использованием своего вечного личного оружия. Произошедшие события сильно поразили всех присутствующих. Однако даже после того как Рама с такой лёгкостью и мастерством воспользовался луком Вишну, никто кроме Васиштхи и Парашурамы не осознал его божественного положения. Говорится, что выпущенная Рамой стрела продолжает лететь в космосе и по сей день, прокладывая свой путь через всю вселенную. Возвратившись назад, она должна будет принести с собой разрушение мира.[20]

Изгнание Рамы и смерть Дашаратхи

Чувствуя приближение старости, Дашаратха решил возвести Раму на трон. Для церемонии был выбран благоприятный день, о чём и было официально объявлено. Новость обрадовала всех жителей царства, в особенности мать Рамы, Каушалью. Однако, у второй жены Дашаратхи, Кайкейи, была служанка по имени Мантхара, которая описывается как «кривая душой и телом». Она пришла к Кайкейи и стала убеждать её в том, что Дашаратха коварен, нечестен сердцем и желает зла для свой жены. Он хочет блага только для Каушальи, — в то время как Бхарата унижен, Рама скоро будет возведён на трон. Мантхара призвала Кайкейи действовать немедля, спасти Бхарату и саму себя. Одолеваемая ревностью, Кайкейи поспешила встретиться со своим мужем и попросила у него обещанного им ранее дара. Царь поклялся выполнить всё, что она пожелает, после чего Кайкейи попросила возвести на трон Бхарату, а Раму на четырнадцать лет изгнать в лес Дандака. Дашаратха не мог отказать своей жене в её просьбе, так как много лет назад Кайкейи спасла его от верной смерти и в награду за это получила благословение, которым она теперь и воспользовалась.[21] Сражённый горем Дашаратха затворился в своих покоях и Кайкейи сама объявила Раме о случившемся. Рама без колебания согласился отправиться в изгнание. Придворные и жители Айодхьи, узнав о случившемся, пришли в великое горе. Особо тяжко пришлось Дашаратхе, питавшем особую привязанность к своему старшему сыну. Возненавидев свою младшую жену, Дашаратха никак не мог примирится с идеей столь долгой разлуки с Рамой. Рама, однако, ясно осознавал, что царь-кшатрия не имеет права ни при каких обстоятельствах нарушить своё обещание, так же как и сын не должен нарушать приказа своего отца.

Когда Рама рассказал обо всём Сите, он постарался в самых мрачных красках описать ей все ужасы жизни в лесу, непривычной для нежной женщины вроде неё. Рама просил её остаться в Айодхье и утешать его родителей. Сита ответила на это, что она готова перенести любые трудности, так как её долг заключается в том, чтобы служить своему мужу и везде следовать за ним. Лакшмана также последовал вслед за Рамой и все трое отправились в лес Дандаку.[22] Жители Айодхьи были глубоко опечалены уходом Рамы и осуждали царицу Кайкейи. Сердце Дашаратхи было разбито горем и через неделю после отбытия Рамы он умер от разлуки с ним.

Во время всех этих происходивших в Айодхье событий, Бхарата был в отъезде в Гиривридже, столице царства своего дяди по матери. Когда гонцы принесли ему весть об уходе Рамы в изгнание, он поспешил обратно в Айодхью. Разгневанный поведением своей матери, Бхарата обвинил её в смерти Дашаратхи. Он заявил, что готов отречься от неё, но не будет делать этого только потому, что Рама называет её своей матерью. Желая исправить ошибку, содеянную Кайкейи, Бхарата отправился на поиски Рамы. Обнаружив своего брата скитающимся по лесам в одежде отшельника, Бхарата поведал ему о смерти Дашаратхи и стал упрашивать его вернуться в Айодхью и править по праву принадлежащим ему царством. Рама отказался и заявил, что намерен провести все четырнадцать лет в изгнании, так как к этому его обязывает долг чести: для него не представлялось возможным нарушить данное Дашаратхе слово. Поняв, что дальнейшие уговоры бессмысленны, Бхарата вернулся в Айодхью, принеся с собой пару сандалий Рамы, которые он поместил на троне в знак того, что правит всего лишь как наместник своего брата.

Непоколебимо веруя в силу судьбы, Рама не питал какого-либо чувства обиды или неприязни по отношению к Кайкейи.[23] Согласно классическому объяснению, это изгнание на самом деле предоставило Раме возможность исполнить свою миссию: сразиться с Раваной и сокрушить его могучую империю зла.

Похищение Ситы Раваной

Равана — десятиглавый царь Ланки.

Рама и Сита являются протагонистами одной из самых известных любовных историй всех времён. Описывается, что они были очень сильно влюблены друг в друга. В индуистском богословии они рассматриваются как воплощения Вишну и его вечной супруги и женской ипостаси Лакшми. Сита без колебаний последовала за своим мужем, намереваясь перенести все трудности жизни в изгнании.[22] Рама, в свою очередь, постоянно защищал её и заботился о ней.

Однажды сестра Раваны ракшаси Шурпанакха, отправившись в лес Дандаку на прогулку, увидела там Раму и без памяти влюбилась в него. Она выразила свои чувства Раме, который отказал ей, сославшись на то, что уже был женат. В шутку Рама предложил ей попытать счастья с Лакшманой, который был холостым, и, возможно, нуждался в подруге. Шурпанакха сделала предложение Лакшмане, но тот также отверг её любовь. Разозлившись, Шурпанакха обрушила свой гнев на Ситу и попыталась убить и съесть её. Лакшмана заступился за жену своего брата и отрубил Шурпанакхе нос и уши. В таком виде Шурпанакха пошла жаловаться к своему младшему брату Кхаре. Дабы отомстить за свою сестру, Кхара послал четырнадцать ракшасов с заданием убить Ситу вместе с Рамой и Лакшманой и принести их кровь, чтобы утолить жажду Шурпанакхи. Рама однако с лёгкостью убил всех ракшасов. Тогда сам Кхара выступил с четырнадцатитысячным войском, намереваясь наказать Раму.

Рама сразился с войском ракшасов и, разгромив его, в поединке убил самого Кхару. После этого Шурпанакха отправилась к Раване и рассказала ему о случившемся. Она также рассказала ему о необычайной красоте Ситы, предположив, что ей более пристало бы быть женой Раваны, чем Рамы. Этим Шурпанакха пробудила интерес Раваны, который охотно согласился отомстить за неё.

Равана был хорошо осведомлён о могуществе Рамы и Лакшманы, и посему прибег к хитрости. Он попросил своего дядю чародея Маричи принять обличье золотого оленя. Маричи в образе оленя начал резвиться около хижины, в которой жили Сита и Рама. Сита, увидев красивого оленя, попросила Раму поймать его для неё. Рама устремился в погоню за оленем, но, не будучи в силах поймать его, выстрелил в него из лука. Раненое животное громко крикнуло голосом Рамы, взывая к Лакшмане о помощи, и Сите показалось, будто Рама попал в беду и звал их на помощь. Сита попросила Лакшману немедленно отправиться на поиски своего супруга. Перед тем как оставить Ситу в одиночестве, Лакшмана провёл вокруг хижины магический круг. Оставаясь внутри этого круга, Сита была полностью защищена от любой опасности. Когда Лакшмана удалился, Равана, скрывавшийся неподалёку, вышел из кустов в облике старика санньясина и попросил у Ситы еды и питья. Ничего не подозревавшая Сита перешагнула за пределы защитного круга и Равана в ту же секунду принял свой настоящий облик, схватил Ситу, посадил её на свою летающую колесницу и полетел на Ланку. По пути Равану попытался остановить своими когтями и клювом царь грифов Джатаю (аватара Гаруды, ваханы Вишну), но потерпел поражение и был смертельно ранен Раваной. Сита благословила Джатаю, сказав, что он проживёт достаточно долго для того, чтобы поведать Раме о случившемся. Сита также попросила лесные деревья, лесных оленей, травы и реку Годавари, если они увидят Раму, рассказать ему о произошедшем.

Рама и Лакшмана убили золотого оленя и вернулись в свою хижину. Не найдя там Ситы, они очень встревожились и немедля отправились на её поиски. Наконец они набрели на тяжело раненого в схватке с Раваной Джатаю, который рассказал им обо всём, что произошло, и, закончив рассказ, умер. Рама, глубоко опечаленный смертью птицы, кремировал её тело.

Тем временем Равана привёз Ситу на Ланку и начал делать попытки добиться её благосклонности. На все его поползновения Сита ответила решительным отпором, называя его проклятым демоном и похитителем целомудренных женщин. Равана не мог прибегнуть к насилию, потому как много лет назад он насильно заключил в объятья жену другого мужчины, который проклял его, сказав, что он умрёт в тот же самый миг, когда попытается сделать это ещё раз. Таким образом Раване пришлось ограничиться запугиванием и угрозами, а когда те не помогли, просто дожидаться, пока время не сделает её сердце более благосклонным.

Рама, Сугрива и Хануман

С целью собрать войско и освободить Ситу из плена Раваны, Рама и Лакшмана заключили союз с обезьяньим царём Сугривой, который пообещал Раме свою помощь в борьбе против Раваны в обмен на помощь Рамы в возвращении его царства, которое захватил его сводный брат Вали (тж. Бали). Рама убил Бали и передал власть над царством обратно в руки Сугривы. После этого Сугрива собрал огромное войско обезьян (ванаров), и с ними Рама и Лакшмана пустились в поход к Ланке.

Когда армия подошла к морю, Рама, не видя иного способа переправиться через отделявший остров Ланку от континента пролив шириной сто (йоджан), решил построить мост. В это время великий преданный Рамы Хануман, обладавший необыкновенной силой, перепрыгнул через пролив и отправился на поиски Ситы. Обнаружив её в саду дворца Раваны, он рассказал ей о том, что Рама готовился освободить её. Он также вручил ей перстень, полученный им от Рамы. После этого Хануман начал резвится в дворцовом парке, уничтожая растения и цветы. Ракшасы-стражники схватили его и привели его к Раване. В присутствии Раваны, Хануман свернул свой длинный хвост в спираль и сделал из него подобие сиденья, которое оказалось заметно выше трона Раваны. Когда Хануман уселся таким образом, разгневанный Равана хотел было приказать убить дерзкую обезьяну, но Хануман представился как посол, чья жизнь, по законам дипломатии, была неприкосновенна. Тогда Равана приказал своим стражам подпалить Хануману хвост. Они обернули его хвост пропитанной маслом тканью, подожгли её, и отпустили Ханумана на свободу. Хануман с горящим хвостом начал прыгать со здания на здание, распространив огонь по всей столице Раваны. После этого Хануман перепрыгнул обратно на континент и рассказал Раме обо всём случившемся.

Рама побеждает Равану

Когда строительство моста было завершено и Рама переправился на Ланку, брат Раваны Вибхишана, перешедший на сторону Рамы, выдал ему много ценной информации о воинских силах Раваны и об укреплениях острова. Периодически ракшасы выходили из города, что приводило к яростным схваткам, заканчивавшимся переменным успехом. Рама и Лакшмана дважды были ранены в схватке с сыном Раваны Индраджитом, который некогда одержал победу над самим Индрой. Другой брат Раваны, гигант Кумбхакарна, хватал и пожирал обезьян сотнями. Рама и Лакшмана вылечились волшебной травой, которую в очень короткие сроки принёс из Гималаев Хануман вместе с горой, на которой она росла. Несмотря на огромные потери, обезьянье войско начало одерживать вверх над ракшасами, которые гибли в огромном количестве. На поле битвы полегли Индраджит, Кумбхакарна и другие военачальники армии Раваны. Наконец, сам Равана вступил в единоборство с Рамой. Наблюдать за ходом этого поединка явились многие девы. Рассказывается, что сражались они друг с другом как разъярённые львы. Своими стрелами Рама одну за другой отсекал головы десятиглавого Раваны, но каждый раз на место отсечённой головы мистическим образом вырастала новая. Стрелы, до того смертельно поразившие Маричи, Кхару и Бали, не могли лишить жизни могучего царя Ланки. Тогда Рама решил применить оружие Брахмы, стрелу, дарованную ему мудрецом Агастьей, обладавшим способностью управлять ветром. В наконечнике этой стрелы находилась огромная сила огня, а весом она равнялась горе Меру. Рама пустил в ход эту стрелу особыми ведийскими мантрами и пустил её в Равану. Стрела, пронзив грудь Раваны и омывшись в его крови, вернулась в колчан Рамы. После смерти Раваны на небесных планетах началось великое ликование, и благодарные девы осыпали Раму дождём из небесных цветов.

Испытание Ситы огнём и её уход в изгнание

После смерти Раваны Вибхишана доставил Ситу к Раме на красиво разукрашенной колеснице. Но ко всеобщему удивлению Рама фактически отказался её принять, считая её осквернённой пребыванием во дворце ракшасы. Сита была глубоко уязвлена таким отношением Рамы, и, чтобы доказать свою невинность, решилась пройти испытание огнём. Лакшмана приготовил костёр и Сита вошла в него. Сам бог огня Агни вывел её из огня невредимой, отвёл её к Раме и попросил принять её назад. Рама заявил, что и без всякого испытания он был уверен в чистоте своей супруги, но хотел доказать её невинность другим.

Когда срок изгнания закончился, Рама, Сита и Лакшмана вместе с обезьяньими предводителями и их жёнами с большой торжественностью вступили в город, где Рама был помазан на царство. За этим последовала эпоха правления Рамы (Рама-раджья), продолжавшаяся 10 000 лет — век процветания, равного которому не было в истории. Говорится, что в это время по всей земле царил мир, дети не плакали, не было засух и земля давала обильные плоды, не существовало болезней, бедности и преступности.

Однажды Рама переоделся в простого человека и пошёл в город с целью разузнать, какого мнения о нём были его подданные. Рама стал свидетелем того, как один стиральщик побил свою жену, подозреваемую в прелюбодеянии, и заявил, что он не такой глупец как Рама, чтобы поверить в чистоту жены, которая провела годы в плену у другого мужчины. Чтобы избавить Ситу и самого себя от клеветы, он отослал её жить в хижину в лесу. В то время Сита была беременна и, находясь в изгнании, родила двух мальчиков-близнецов — Лаву и Кушу. Как только дети вышли из младенческого возраста, их послали к Раме. При виде своих сыновей, Раму одолели воспоминания счастливого прошлого, и он принял Ситу обратно во дворец. Но при полном собрании придворных, её снова попросили доказать свою невинность. Сита пришла в отчаяние и взмолилась к матери-Земле Бхуми, тж. Притхиви, давшей ей жизнь, чтобы она приняла её обратно. В ответ на молитвы Ситы, Земля разверзлась и приняла её в свои объятия.

После этого миссия аватары Рамы была выполнена. Рама пошёл на берега священной реки, и, оставив тело, вернулся в свою вечную духовную обитель.

Рама как аватара Вишну

В «Рамаяне» рассказывается, как олицетворение Земли богиня Бхуми пришла к творцу вселенной Брахме, моля спасти её от неправедных царей, которые нещадно эксплуатировали её ресурсы и были повинны в смерти множества людей в кровавых войнах. К Брахме также пришли просить прибежища многие девы, испуганные огромным могуществом десятиглавого демонического правителя Ланки Раваны. В результате полученных благословений, Равана обладал непревзойдённой силой и был неуязвим для девов и всех видов живых существ во вселенной, кроме животных и людей.[24] Равана одержал вверх над девами и взял под свой контроль все три мира вселенной. Описывается, что Равана был гордым, воинственным и покровительствовал всякого рода демонам и негодяям.

Брахма вместе с Бхуми и другими девами начали поклонятся хранителю вселенной Вишну, моля его низойти и освободить их от тирании Раваны. В ответ Вишну пообещал убить Равану, явившись на земле как царь Рама — старший сын правителя Кошалы Дашартхи.[24]Лакшми, вечная супруга и женская ипостась Вишну, родилась на земле как Сита. Её приёмным отцом стал царь Митхилы Джанака. Родила Ситу не женщина, а сама Мать-Земля Бхуми, Джанака же обнаружил её в борозде на поле. Вечный спутник и одна из ипостасей Вишну, Ананта-шеша, воплотился как Лакшмана и оставался вместе с Рамой во всех его испытаниях. Во время пребывания Рамы на земле никто, за исключением его самого и группы избранных мудрецов (среди которых были Васиштха, Шарабханга, Агастья и Вишвамитра) не знали о его божественном происхождении. Хотя Раме оказывали почтение и поклонение множество мудрецов, которых он встречал на протяжении своей жизни, только наиболее возвышенные и учёные из них осознавали его настоящее положение как аватара Всевышнего. После победы Рамы в войне с Раваной, сразу же после того, как Сита выдержала проверку её целомудрия, пройдя сквозь огонь, Брахма, Индра и другие девы вместе с небесными мудрецами и Шивой спустились с небес. Они подтвердили непорочность Ситы и, поблагодарив Раму за освобождения вселенной от сил зла, открыли божественное положение Рамы и объявили о завершении того этапа его миссии.[25]

Образ в искусстве

Рама обычно изображается в виде воина с большим луком, колчаном стрел и короне вишнуитского типа. Его спутником нередко бывает брат — Лакшман. Также вместе с Рамой может находиться изваяние его жены — Ситы — представленной в позе трёх наклонов. Ещё одним спутником Рамы может быть предводитель обезьян — Хануман. Причём бронзовые статуэтки Рамы, Ситы, Лакшмана и Ханумана всегда являются изваяниями в положении стоя. Сита располагается справа от Рамы, а Лакшман — слева.[4]

См. также

Примечания

  1. Zimmer & Campbell 1972, p. 18
  2. Gupta, S.M. Vishnu and His Incarnations. — South Asia Books, 1993.
  3. Ganguly, S. (2003). «The Crisis of Indian Secularism». Journal of Democracy 14 (4): 11–25. Проверено 2008-04-12.
  4. 1 2 Жуковский, Копцева, 2005, с. 291
  5. Dimock Jr, E.C. (1963). «Doctrine and Practice among the Vaisnavas of Bengal». History of Religions 3 (1): 106–127.
  6. Rosen, S. Vaisnavism: Contemporary Scholars Discuss the Gaudiya Tradition. — Motilal Banarsidass Publ., 1994.
  7. 1 2 Hess, L. (2001). «Rejecting Sita: Indian Responses to the Ideal Man’s Cruel Treatment of His Ideal Wife*». Journal of the American Academy of Religion 67 (1): 1–32. Проверено 2008-04-12.
  8. Van Der Veer, P. (1989). «The Power of Detachment: Disciplines of Body and Mind in the Ramanandi Order». American Ethnologist 16 (3): 458–470.
  9. Kanungo, H.. «The Distinct Speciality of Lord Jagannath». ORISSA REVIEW. Проверено 2008-04-12.
  10. 1 2 3 4 Griffith, R.T.H. The Ramayan of Valmiki. — Chowkhamba Sanskrit Series Office, 1963.
  11. Goswami, S.D. Vaisnava Compassion. — La Crosse, Florida: GN Press, 2001.
  12. 1 2 3 Mayrhofer M. Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen — Bd. II — Heidelberg, 1996. — S. 449.
  13. 1 2 Mayrhofer M. Kurzgefasstes etymologisches Wörterbuch des Altindischen — Bd. III — Heidelberg, 1964. — S. 54.
  14. Fallon, Oliver. 2009. Bhatti’s Poem: The Death of Rávana (Bhaṭṭikāvya). New York: Clay Sanskrit Library [1]. ISBN 978-0-8147-2778-2 | ISBN 0-8147-2778-6 |
  15. Regional Ramayanas
  16. R. Menon, The Ramayana, pp. 12-13
  17. R. Menon, The Ramayana, pp. 14
  18. R. Menon, The Ramayana, pp. 50
  19. R. Menon, The Ramayana, pp. 57
  20. 1 2 R. Menon, The Ramayana, pp. 59
  21. R. Menon, The Ramayana, pp. 77
  22. 1 2 R. Menon, The Ramayana, pp. 91
  23. R. Menon, The Ramayana, pp. 87-88
  24. 1 2 R. Menon, The Ramayana, pp. 10-11
  25. R. Menon, The Ramayana, pp. 496—500

Литература

  • Zimmer, Heinrich Robert & Joseph Campbell (1972), Myths and symbols in Indian art and civilization, Princeton University Press, ISBN 0691017786, <http://books.google.com/books?id=PTfNMQP81nAC>
  • Blank, Jonah (2000), Arrow of the Blue-Skinned God: Retracing the Ramayana Through India, Grove Press, ISBN 0802137334, <http://books.google.com/books?id=FXRZ1X8BANIC>
  • Menon, Ramesh & Valmiki (2004), The Ramayana: A Modern Retelling of the Great Indian Epic, Farrar, Straus and Giroux, ISBN 0865476950, <http://books.google.com/books?id=OcZpUf8tcwEC>
  • Pattanaik, Devdutt (2003), Indian mythology: tales, symbols, and rituals from the heart of the Subcontinent, Inner Traditions / Bear & Company, ISBN 0892818700, <http://books.google.com/books?id=zdkswFlJtjQC>
  • Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5

Ссылки

dic.academic.ru

Значение слова РАМА. Что такое РАМА?

Ра́ма (санскр. राम, rāma IAST) или Рамача́ндра — аватара Вишну, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи. Рама почитается в индуизме как седьмая аватара Вишну, сошедшая в мир в последнюю четверть Трета-юги около 1,2 млн лет тому назад. Когда Парашурама занят творением и сохранением мирового порядка, то в этом случае Рама в качестве его аватары «призван отстоять достоинство брака, как выражения вечной и неразрывной связи между мужем и женой». Большинство индуистов считают Раму реально существовавшей исторической фигурой, царём, правившим бо́льшей частью современной Индии из своей столицы Айодхьи. Наряду с Кришной, Рама является одной из самых популярных аватар Бога в индуизме. Культ Рамы особенно характерен для последователей вайшнавизма — преобладающего направления в индуизме.

Подробное жизнеописание Рамы содержится в «Рамаяне» — одном из двух величайших древнеиндийских эпосов наряду с «Махабхаратой». Рама был старшим сыном в семье императора Айодхьи Дашаратхи и его жены Каушальи. В традиции индуизма Раму именуют «Марьяда Пурушоттама», что в буквальном переводе с санскрита означает «совершенный высочайший из мужей». Рама — муж Ситы, которая почитается в индуизме как аватара Лакшми и олицетворение совершенной женщины.

Жизнь и деяния Рамы являются совершенным примером строгого следования принципам дхармы, несмотря на тяжёлые жизненные испытания. Ради сохранения чести своего отца, Рама отказывается от своих претензий на престол царства Кошалы и соглашается добровольно уйти в изгнание в лес на период в 14 лет. В изгнании Раму сопровождают его жена Сита и брат Лакшмана, которые принимают решение присоединиться к нему, будучи не в состоянии жить в разлуке. Когда Ситу похищает Равана, — могущественный демонический правитель-ракшаса Ланки, — Рама отправляется в долгий и трудный поиск своей супруги, в ходе которого подвергаются испытанию его сила и добродетель. Определив местонахождение Ситы, Рама сражается в огромной битве с многочисленной армией Раваны. В войне принимают участие могущественные чудесные существа и применяются сверхъестественные виды оружия, обладающие огромной разрушительной силой. В конце концов Рама убивает Равану и освобождает свою жену из его плена. После завершения периода изгнания Рама возвращается в Айодхью и становится царём, а впоследствии и императором всего мира. Правление Рамы продолжается 11 тыс. лет, в течение которых на всей планете царит эпоха совершенного счастья, мира, благосостояния и справедливости, известная как «Рама-раджья».

В поисках Ситы Рама проявляет огромное мужество и доблесть, сражаясь в ужасной войне ради её освобождения. Сита в свою очередь показывает совершенный пример добродетельной жены, демонстрируя абсолютную преданность своему мужу и совершенное целомудрие, несмотря на пребывание в плену у демонического Раваны. Подобно самому Раме, его младшие братья — Лакшмана, Шатругхна и Бхарата — также проявляют доблесть, силу и добродетель. Раме оказывают содействие такие могучие последователи, как Хануман и ванары Кишкинды, с помощью которых Рама освобождает Ситу из плена Раваны. Легенда о Раме оказала огромное историческое влияние на население Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии. Рама и истории о нём продолжают пользоваться огромной популярностью в современной индийской культуре и индуизме. Рама почитается индуистами за проявленные им качества безграничного сострадания, доблести, верности долгу и религиозным принципам.

kartaslov.ru

РАМА — Энциклопедия литературных героев

РАМА — центральный персонаж древнеиндийской эпопеи «Рамаяна» (ок. IV в. до н.э.), авторство которой приписывается древнему мудрецу Вальмики. Содержание эпопеи сводится к следующему. У царя Дашаратхи долгое время не было наследника; после многих жертвоприношений супруги царя — Кауша-лья, Кайкейи и Сумитра родили ему четырех сыновей: Раму, Лакшману, Бхарату и Шатругх-ну. Братья росли вместе и нежно любили друг друга. Р. превосходил их силой, умом и красотой. Уже в юности он совершает великие подвиги, побеждая могучих демонов. Во время сваямвары — обряда избрания женихов — Си-той, дочерью царя Джанаки, устраивается состязание в стрельбе из лука. Никто из прибывших на сваямвару не может даже поднять лук, а Р. не только поднял его, но с такой силой натянул, что лук сломался. Сита избирает его в мужья.

Дашаратха горячо любил своего первенца Р. и готов был передать ему царство, чтобы самому уйти в отшельничество. Но Кайкейи, младшая жена Дашаратхи, напоминает супругу о том, что он обещал исполнить несколько ее желаний. Она требует, чтобы он передал трон ее сыну Бхарате, а Р. отправил на четырнадцать лет в лес. Бхарата возмущен поступком матери и отказывается от царства. Он ставит на трон сандалии Р. в знак того, что трон занят. Но Р. вместе с Лакшманом и Ситой, повинуясь воле Дашаратхи, уходят в лес. В ту пору свирепый ракшас (демон), десятиглавый Равана, подчинивший себе всю землю, похищает Ситу. После долгих поисков Р. с помощью царя обезьян Сугривы переправляется в царство ракшаса на остров Ланка, одолевает Равану и возвращает Ситу. Герой возвращается на родину, вступает на престол и справедливо правит, заботясь о народе.

Такова сюжетная канва эпопеи, объем которой составляет около двадцати четырех тысяч шлок (двустрочных строф). Ее персонажи, судьбы которых так или иначе связаны с самим Р., и он сам стали героями разножанровых произведений, как фольклорных, так и собственно литературных. Уже в ранней буддийской литературе, в т.н. «Дашаратхаджанаке», присутствуют практически все основные герои «Рамаяны». Воздействие «Рамаяны» просматривается в поэмах Ашвагхоши «Житие Будды» и «Сундари и Нанда» (II в.), у Бхасы (III в.) использованы эпизоды о помазании Р. («На-така о помазании» и «Натака о статуях»). Ка-лидаса (V в.) посвятил самую значительную из своих поэм «Потомки Рагху» генеалогии династии Икшваку, переложив содержание эпопеи в пяти песнях. Многие позднейшие авторы обращались к разработке отдельных эпизодов или всего сюжета: например, Кумарадаса (VI в.) написал поэму «Похищение Джанаки».

Драматург индийского средневековья Бха-вабхути (VIII в.) дважды обращался к образу Р.- в драмах «Деяния великого героя» и «Дальнейшая жизнь Рамы». Если в «Деяниях» изложена основная канва первой части эпо пей, то в «Дальнейшей жизни Рамы» он обращается к VII книге, содержащей трагическое начало. Р. воцаряется и справедливо правит народом. До него, однако, доходят слухи, что Сита за время пребывания в плену у Раваны оказалась неверна. Р. стоит перед дилеммой — как примирить личное чувство любви к Сите с его долгом правителя, обязанного блюсти моральные устои. Долг торжествует, и Р. решает изгнать Ситу. Когда человек из свиты пытается удержать Р. от опрометчивого решения, он обрывает его: «Молчи! Не может подлым быть народ моей столицы и страны!» На протяжении семи действий Бхавабхути оригинально интерпретирует материал эпопеи, вводя как активных участников действия сыновей Р. Лаву и Кушу и даже самого Вальмики, мудреца, уже успевшего сочинить «Рамаяну» до эпизода воцарения. Седьмое действие натаки (драмы) Бхавабхути открывается представлением пьесы, основанной на седьмой песне самой эпопеи. На сцене разыгрывается действие — теми же персонажами, что и у самого Бхавабхути. Из пьесы Р. узнает о том, что Сита в приступе отчаяния бросилась в Ганг. Р. теряет сознание. Далее действие вставной пьесы неразрывно сливается с сюжетом самой «Дальнейшей жизни Рамы». Финалы обеих пьес сливаются воедино, но конфликт остается неразрешенным. Супруга Васиштхи обращается к народу с вопросом: может ли Сита вернуться к супругу? И только с согласия народа Сита возвращается к Р.

Во второй половине первого тысячелетия в процессе религиозного синтеза Р. обожествляется и даже становится одной из земных ипостасей бога Вишну. Наряду с этим «Рамаяна» проявилась и в различных местных литературах народов Индии. Наиболее значительны «Деяния Рамы» (XII в.) Сандхьякара Нандина, «Океан деяний» (XVI в.) Тулсидаса, «Бачит-тарнатак» (XVII в.) Гуру Говинда.

В народной традиции практически по всей Индии в сентябре-октябре каждый год празднуется дассера, народное пантомимическое представление Рам-лила. «Рамаяна» была воспринята в странах буддийской культуры — Бирме, Тибете, Монголии, Таиланде, Лаосе, Индонезии. В 1959 году в Центральном детском театре была поставлена пьеса видного российского индолога Н.Р.Гусевой «Рамаяна», впоследствии показанная с успехом в Индии.

Лит.: Гринцер П.А. «Махабхарата» и «Рамаяна». М., 1970; Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971. С. 257-269; Warder A.K. Indian Kavya Literature. v.IV, P.271-372.

И.Д.Серебряков


Источник: Энциклопедия литературных героев на Gufo.me

gufo.me

рама — это… Что такое рама?

  • Рама IV — Монкут พระบาทสมเด็จพระจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว …   Википедия

  • РАМА — РАМА, рамы, жен. 1. Четырехугольное, овальное или иной формы скрепление из брусьев, планок для вставки в него чего нибудь или для обрамления чего нибудь. Оконная рама. Дверная рама. Позолоченная рама картины. 2. Название многих технических… …   Толковый словарь Ушакова

  • РАМА — (др. инд. Râma, «тёмный»), Рамачандра [Râmacandra, «Рама (прекрасный, как) месяц»], в индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земными родителями Р. были царь Айодхьи… …   Энциклопедия мифологии

  • Рама II — Буддха Лоетла Нафалай พระบาทสมเด็จพระพุทธเลิศหล้านภาลัย …   Википедия

  • Рама V — Чулалонгкорн พระบาทสมเด็จพระจุลจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว …   Википедия

  • Рама VI — Вачиравудх พระบาทสมเด็จพระรามาธิบดีศรีสินทรมหาวชิราวุธฯ พระมงกุฎเกล้าเจ้าอยู่หัว …   Википедия

  • РАМА — 1) одно из воплощении индийского бога Вишну; 2) ободок, ограничение; основа. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. РАМА Седьмое воплощение Вишну, по инд. мифологии. Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Рама — Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама в древнеиндийском эпосе “Рамаяна” и “Махабхарата” герой, совершивший поход из Северной Индии на остров… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • РАМА — (самоназвание рама) индейский народ общей численностью 2 тыс. чел., проживающий на территории Никарагуа. Язык рама. Религиозная принадлежность верующих: протестанты ( моравские братья ), часть традиционные верования …   Современная энциклопедия

  • рама — Обод, ободок, обшивка, оторочка, бордюр, шина, оправа. Очки в золотой оправе… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рама опора; обод, ободок, обшивка, оторочка, бордюр, шина,… …   Словарь синонимов

  • Рама — Рама – стержневая система, стержни которой во всех или в некоторых узлах жестко соединены между собой. [Отраслевой руководящий документ. Техническая эксплуатация железобетонных конструкций производственных зданий. Часть1.г. Москва 1993 г.]… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • dic.academic.ru

    Рама и кузов: на чем все держится


    Все знают, что настоящий крутой внедорожник должен быть рамным, иначе это не внедорожник вовсе, а кроссовер. А, собственно, почему? Мы выяснили, по какой причине конструкторы автомобилей пришли к рамным схемам и как такие конструкции развивались с годами.

     

    Как собрать воедино все агрегаты самобеглой коляски, обеспечив их точное взаиморасположение при любых условиях движения? Первые автоинженеры об этом долго не думали. Все было уже придумано до них, и варианты были перед глазами: или несущий «кузов» телеги и кареты, или рамная конструкция паровоза и прочего железнодорожного транспорта. Тогда вопрос был решен в пользу рам, а сегодня автомобили с традиционной рамной конструкцией встречаются довольно редко. Хотя элементы рамной схемы использует большинство современных серийных машин.

    Что такое рама?

    В общем понимании рама (в терминологии первой половины прошлого века — остов) — это пара лонжеронов из металлического профиля, соединенных несколькими поперечинами. Рама служит основой, силовым каркасом, на который «навешиваются» кузов, силовой агрегат, элементы подвески и т.д.

    «Остов» автомобиля начала века, фото: Wikipedia.org


    Почему конструкторы выбирали раму?

    1. Несущий кузов был или недостаточно жестким, или слишком тяжелым — сказывался тогдашний низкий уровень технологий.

    Важная особенность рамной конструкции, плоской по сути, заключается в низком сопротивлении кручению по сравнению с несущей конструкцией коробчатого по своей сути кузова. На протяжении всей «рамной эпохи» этот вопрос решали двумя способами — увеличивая толщину металла и количество поперечин или меняя характеристики самого металла.

    Проблема в принципе оказалась решаемой, тем более не всегда низкая сопротивляемость кручению вредила автомобилям. Так, в массовом советском грузовике ЗИС-5 «эластичная» рама («перепады» между диагонально противоположными концами рамы могли достигать 3-4 см) значительно повышала проходимость трехтонки, не позволяя на ухабах колесам вывешиваться. Потеря контакта колеса ведущего моста с дорогой чревата остановкой машины из-за «ухода» крутящего момента на поднявшееся колесо, поэтому трехтонка ЗИС ценилась на фронтовом бездорожье в период Великой Отечественной.


    ЗИС-5


    2. На одной и той же платформе можно было продавать множество моделей автомобилей под разные запросы клиентов.

    Это сейчас термин «платформа» понимают как некую общность деталей двух разных авто. В первой половине ХХ века технология работала буквально.

    Многие автомобили продавались в виде шасси — рамы со всеми агрегатами ходовой части вплоть до руля и педалей, а кузов клиент уже сам заказывал специализированному ателье. В итоге покупатель, обладая достаточным количеством финансов, мог позволить себе абсолютно эксклюзивный авто с полностью серийной агрегатной базой. Сейчас такое уже, увы, невозможно.


    «Остов» автомобиля начала века, фото: Wikipedia.org


    Эволюция рамы

    Изначально для изготовления остова применялись твердые породы дерева, реже —металлические трубы. В 1910-х годах на грузовых автомобилях уже стали внедрятся рамы с привычным нам открытым профилем.

    Лонжеронные рамы

    В английской терминологии этот вид рам часто называют лестничным из-за внешней схожести с одноименным предметом. Два продольных лонжерона чаще всего выполнены из открытого профиля. Форма поперечных балок бывает разной (К-образные, Х-образные, перпендикулярные), а фрагменты рам могут соединяться между собой при помощи сварки (преимущественно легковые автомобили), заклепок (грузовики) или даже болтов (штучные экземпляры).


    Лонжеронная рама, фото: Wikipedia.org


    Сегодня клепаные рамы чаще всего применяются на пикапах и грузовых автомобилях. К лонжеронным рамам некоторые инженеры также относят и Х-образные рамы, которые значительно легче (на них построена вся американская классика 50-х, а также советские «Чайки» — ГАЗ-13 и ГАЗ-14). Главное преимущество лонжеронной рамы — простота конструкции и технологичность. Главные же недостатки — большой вес и громоздкость, что отрицательно сказывалось на полезном пространстве внутри машины.


    «Чайка» ГАЗ-13

    Хребтовые рамы

    История хребтовых (центральных) рам началась в 20-х годах ХХ века в Чехии. Конструкторы автомобилей марки «Татра» первыми разработали и внедрили новую схему в свои автомобили. Главный элемент конструкции — труба, соединяющая картер заднего ведущего моста с силовым агрегатом и трансмиссией. Внутри этой несущей на себе всю нагрузку трубы расположен вал без карданного шарнира, передающий крутящий момент с двигателя на колеса. То есть соединение, в отличие от всех современных задне- и полноприводных автомобилей, было жестким.

    Как показал опыт эксплуатации, основными преимуществами хребтовой рамы являются высокая крутильная жесткость и возможность легко создавать многоосные полноприводные конструкции. Основным недостатком считается трудный доступ к встроенным в раму агрегатам.

    Хребтовые рамы в свое время применялись на легковушках, а сегодня успешно применяются как раз на грузовиках-вездеходах марки «Татра». Достаточно сказать, что на такой машине «Татра» Карел Лопрайс, выступая в марафоне Париж — Дакар, за 14 лет (с 1988 по 2002 год) шесть раз становился чемпионом в классе грузовиков и четырежды завоевывал серебро.


    Грузовой автомобиль «Татра»


    Вильчато-хребтовые рамы

    И снова Чехия… Вильчато-хребтовые рамы появились впервые перед Второй мировой на автомобилях родом из этой страны — «Шкодах» и «Татрах». Иногда вильчато-хребтовые рамы называют видом хребтовых рам. Главная особенность данного вида в том, что передняя и задняя части представляют собой трезубцы, образованные центральной трубой каркаса и отходящими от нее двумя лонжеронами, которые используются для крепления узлов и агрегатов.

    В отличие от автомобилей с хребтовой рамой, в машинах с вильчатой конструкцией используется обычный карданный вал, а картеры мостов и двигателя не являются единым целым с центральной трубой. Яркими носителями этой конструкции являются довоенные «Татра-77» и «Татра-87». Это были революционные для своего времени комфортабельные автомобили: они отличались одновременно крайне низким для 30-х годов прошлого века коэффициентом лобового сопротивления (0,34), умеренным «аппетитом» и неважной управляемостью, вызванной заднемоторной компоновкой. Сегодня вильчато-хребтовые рамы в автомобильной промышленности не используются.


    «Татра-87»

    Периферийные рамы

    Они являются следующим витком эволюции лонжеронных рам и нашли массовое применяться на американских «дредноутах» и крупных европейских легковых авто (к примеру, Opel Admiral) первой половины 60-х, по этому же принципу созданы все советские представительские лимузины, начиная с ЗИЛ-114.

    Лонжероны в данной конструкции разнесены так широко, что при установке кузова они оказываются возле самых порогов. Вывод массивных элементов рамы к бортам автомобиля позволил конструкторам заметно понизить уровень пола в машине и уменьшить высоту самого автомобиля.


    Периферийная рама


    Главными плюсами периферийной рамы считаются высокая стойкость конструкции к боковым ударам, а также лучшая приспособленность к конвейерной сборке. Главный же ее недостаток заключается в том, что такая рама не может сама воспринимать все нагрузки, поэтому кузов автомобиля должен быть более прочным, жестким, что сказывается на его весе.

    До недавних пор (до 2012 года) с таким типом рамы выпускался комфортабельный седан Ford Crown Victoria, ставший символом американского такси и полицейского автомобиля 1990-2000-х годов. Инженерам удалось достигнуть удивительных показателей комфорта, в том числе благодаря применению особых резиновых демпферов, через которые кузов крепился к раме.


    Ford Crown Victoria

    Пространственные рамы

    Пространственные или трехмерные рамы впервые появились в большом автоспорте в 20-х годах прошлого века. Они чаще всего создавались из тонких труб (изготавливавшихся с применением легированных сталей, изделиям из которых несвойственно кручение).

    Вообще, трубные конструкции с трудом переносят нагрузки на изгиб. Поэтому, конструкторы стремились всегда к тому, чтобы трубы нагружались только на сжатие или растяжение, но не «на излом». Сегодня в автоспорте пространственные рамы уступили место монококам, но обрели вторую жизнь в автобусостроении. Кстати, до начала 2000-х годов все минивэны Renault Espace были построены именно на пространственной раме — трубчатый каркас обшивали кузовными панелями. Ради безопасности и удешевления производства от этой схемы отказались.


    Пространственная рама Mercedes-Benz 300SL Coupe (Gullwing) W198 (1954)


    Несущее днище

    Несущее основание автомобиля — это промежуточный этап между рамной конструкцией и несущим кузовом. В этом варианте рама объединяется с полом кузова. Самым массовым и самым известным обладателем несущего днища является германский «Фолькваген Жук», у которого кузов крепился к плоской панели пола на болтах. Также по схожему принципу выполнен другой массовый автомобильчик из соседней Франции — Renault 4СV аналогичной с «Жуком» заднеприводной компоновки.

    Такая конструкция достаточно технологична при крупносерийном производстве, и притом удается обеспечить низкий центр тяжести машины и низкий уровень пола в салоне. У большинства современных автобусов днище также является несущим, только кузов к нему приваривается, а не прикручивается.


    Renault 4 CV

    Гибридные конструкции

    Конец 40-х годов ознаменовался массовым переходом автопроизводителей на несущие кузова. Но переход был постепенным, и многие автомобили с новомодными на тот момент понтонными кузовами имели элементы рамных конструкций. Чаще всего рамы, выполненные на половину длины машины, служили для установки силового агрегата. В этом плане характерной является конструкция ГАЗ -21 «Волга» (1955 г.).

    Хоть ее кузов и был уже типичным цельнонесущим, спереди у нее имелся полноценный подрамник. Вваренный в пол, он имел вид двух лонжеронов, тянущихся от переднего бампера до зоны ног передних пассажиров. Впрочем, интеграция рам в тело кузова (или, если хотите, «обрастание» кузова элементами рам) — это уже другая тема, которой мы посвятим следующую статью.


    ГАЗ-21 «Волга»


    Читайте также:


    www.kolesa.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о