Вариатор или автомат что лучше выбрать? Какая разница и в чем преимущества трансмиссий
Что лучше — вариатор или “автомат”? Этим вопросом зачастую задаются люди, планирующие покупку нового автомобиля с той или иной трансмиссией. В интернете существует огромное количество противоречивой информации, в которой очень легко запутаться. Мы предлагаем для вас сравнительные характеристики, преимущества и недостатки в устройстве и обслуживанию, сведения о которых собраны по отзывам реальных владельцев машин с этими двумя трансмиссиями, а также информацию о конструкции и эксплуатации как вариатора, так и автоматической коробки передач.
Конструкция и работа вариатора
Прежде чем мы перейдем к сравнительным характеристикам вариатора и автоматической КПП, вам будет полезно узнать устройство и принцип действия первого и второго агрегатов. Эта информация поможет вам сделать правильные выводы в конце повествования. Итак, начнем с вариатора.
Ремень вариатора
Основное отличие вариатора (Сontinuosly Variable Transmission, CVT — англ.) от любой коробки передач (как автоматической, так и ручной) является отсутствие фиксированных передач. У каждого такого агрегата существует некий диапазон, в которых находится передаточное усилие (число) при определенных условиях в конкретный момент времени. Это становится возможным благодаря тому, что в основе работы вариатора лежит другой иной принцип работы, нежели у КПП.
Как работает вариатор? Его принцип действия заключается в использовании ременной передачи (чаще всего в современных машинах используется металлический ремень или цепь), которая передает усилия межд ведущим валом (от двигателя) и ведомым валом (идущим далее к колесам). При этом передаточное число меняется плавно за счет плавного же изменения диаметра как ведущего, так и ведомого валов. Для этого используются специальные методики. Каждый современный автопроизводитель имеет собственные наработки в этой области. Однако все вариаторы можно разделить на два основных типа:
Работа вариатора
- клиноременной;
- тороидный.
Основой клиноременной передачи является трапециевидный зубчатый ремень (некоторые автопроизводители используют цепь или ремень из металлических пластин). Вторая составляющая — это два шкива, которые образованы коническими дисками. Они могут изменять свой диаметр, благодаря чему возможно изменение скорости и значения передаваемого крутящего момента.
Работа происходит по следующему алгоритму. При нажатии водителем на педаль акселератора ведущий шкив передает вращение от двигателя к ведомому валу. Однако его конструкция создана таким образом, что при действии центробежных сил в силу увеличения оборотов щеки дисков сжимаются и выталкивают приводной ремень от центра шкива к его краю. А на ведомом валу происходит обратный процесс. То есть, у него щеки разжимаются и ремень двигается к центру шкива. Так плавно изменяется передаточное число и усилия. Когда педаль акселератора отпущена происходит обратный процесс.
Схема работы тороидного вариатора
Тороидный вариатор имеет другой принцип действия. Вместо валов у него имеются два колеса со сферической поверхностью. Между зажаты ролики. Одно из колес — ведущее, второе — ведомое. Изменение значения передаваемого крутящего момента и передаточного числа возникает в силу изменения силы трения между колесами и роликами. Изменение положения роликов в поперечной плоскости позволяет изменять и передаточное число. Когда ролик находится горизонтально, то ведущее и ведомое колеса крутятся с одинаковой угловой скоростью. Когда же ролики меняют свое положение, изменяется и передаточное число.
Однако в силу сложности конструктивных решений и технологий изготовления отдельных частей тороидные вариаторы используются редко. Поэтому в дальнейшем мы будем рассказывать о клиноременных устройствах, как наиболее популярных в автомобилестроении.
Масла для вариаторов отличаются от других трансмиссионных жидкостей. Они имеют соответствующее обозначение — CVT. Дело в том, что эти масла не только смазывают, но и предотвращают проскальзывание. Именно благодаря этому свойству становится возможным эксплуатация ремня по передаче крутящего момента между валами. В связи с этим нельзя допускать “масляного голодания”. В противном случае ремень или цепь начнет проскальзывать по рабочим поверхностям валов, тем самым значительно изнашивая их.
Автомат
Такая КПП относится к ступенчатым планетарным моделям, которые подключаются к силовой установке посредством гидротрансформатора. Здесь процесс выбора, а также переключения передачи происходит гидромеханически. В современных моделях за этот процесс отвечает электроника, которая определяет, на какой скорости в данный момент должна работать коробка. При этом число ступеней постепенно увеличивается. Так, если ранее стандартным был 4-ступенчатый агрегат, то сегодня выпускают автомобили, оборудованные уже 9-ступенчатыми моделями.
youtube.com/embed/BQ0YHA3G63w?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>разница в коробках и что лучше и надежнее
Коробки передач представляют собой элементы трансмиссии. Благодаря работе КПП происходит перемещение вращательной функции от двигателя к колесам или гусеницам. Для большинства автолюбителей существует только 2 вида КПП: автомат и механика. Только при детальном рассмотрении можно сказать, чем отличается автомат от коробки передач, которую называют вариатором.
Содержание
Чем отличается вариатор от автомата
Коробка переключения передачи, или КПП, используется в машиностроении. Механизм создан для того, чтобы расширить диапазон частоты вращения и передать крутящий момент от двигателя к колесной системе.
com/embed/-reZMfeG5UU?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>История появления
Автомат был придуман профессором Фетингером в 1903 году для использования при судостроительстве. Профессор предложил идею гидродинамической передачи. По схеме профессора был связан винт и двигатель корабля, в результате чего появилась гидромуфта, которая стала важнейшим элементом любого автоматического двигателя.
Следующий этап истории создания коробки передач отмечен 1940 годом. Тогда американские инженеры снабдили механизмом автомобили Oldsmobile. С тех пор автоматическая трансмиссия почти не изменилась.
Принцип бесступенчатого типа трансмиссии был изобретен еще в XV веке. Можно сказать, что его создателем стал Леонардо да Винчи. Позднее подобные вариативные коробки передач появились на мельницах, но это был примитивный вариант. С XIX века бесступенчатую трансмиссию стали применять в промышленности и станкостроении. Наконец, для автомобилей вариатор был изготовлен в 1958 году. Вариаторы ставили на машины с двигателем общим объемом менее 1 литра.
Обозначение и описание
Автоматическая коробка передач обозначается аббревиатурой «АКПП». В технической литературе и руководствах на корпусе пишут «ДВС». Автомат обозначают буквами «А» или «АТ». Вариатор обозначают как «CVT».
Принцип работы
В основе автоматической трансмиссии лежат 2 элемента:
- Гидротрансформатор. Механизм заменяет собой прием сцепления. Принципом деятельности является плавное переключение передач без наличия перепадов в движении.
- Редуктор. Это механизм, содержащий пары шестерен, которые расположены в постоянном зацеплении друг с другом.
Сочетание главных элементов трансмиссии позволяет получить полностью законченный механизм с многоступенчатой структурой. Новые авто имеют не только задний, но и передний привод, поэтому передач в коробке может быть больше, чем 4.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
Вариаторная коробка переключения передач создана из механического и автоматизированного элемента. В вариаторе нет ступеней, что означает отсутствие необходимости в переходе на разные скорости. Чтобы обслуживать вариатор, автомобили обычно дополнительно оснащают мощной гидросистемой, которая помогает уменьшить расходы на содержание привода насосом. Можно сделать вывод, что вариаторная коробка передач – это один из типов автоматической трансмиссии, несмотря на то, что принцип работы имеет значительные отличия от классической АКПП.
Основные поломки
Разница между вариатором и автоматом диктует не только отличия управления, но и принципы развития поломок внутри механизма. Большинство неполадок случаются из-за неправильного или несвоевременного обслуживания машины.
Некоторые автовладельцы не занимаются заменой масла даже после большого пробега, в результате происходят следующие неполадки:
- засоряется гидроблок;
- забивается радиатор;
- приходят в негодность фильтры.
Итогом поломок становится неспособность масляного насоса формировать нормальное рабочее давление.
О наличии подобной проблемы говорит «пробуксовывание». Это значит, что неправильно вращается диск сцепления между передачами, поэтому машину начинает «дергать».Ресурс АКПП и вариатора
Ресурс АКПП значительно отличается от ресурса вариатора. При правильном обслуживании АКПП может проходить до 900000 километров. Что касается ресурсов вариатора, то в этом случае он немного ниже. Чтобы продлить срок службы механики, следует своевременно менять масло и следить за ремнем.
Езда и разгон
Время разгона и характер езды значительно отличаются. При резком нажатии на педаль газа вариатор позволяет автомобилю плавно разгоняться. Если в машине стоит автоматическая коробка передач, то разгон будет ускоренным, с неравномерным ускорением.
Экономичность
Расход топлива с вариатором серии CVT намного меньше, чем при использовании АКПП. При этом следует учитывать, что для автомата, хотя и нужно специальное масло, но требования к нему гораздо ниже, чем для обслуживания вариатора. Смена масла для вариативной коробки обойдется намного дороже.
Удобство пользования
Автоматическая коробка передач считается более легкой при управлении автомобилем. Это значит, что во время вождения не нужно думать, как тронуться с места, какую скорость включить. При использовании вариатора управление немного усложняется.
Срок службы
Принято считать, что срок службы вариатора ниже на 20-40 %, чем работа АКПП. Это напрямую относится к характеристике ресурсов обоих механизмов. При условии качественного обслуживания и своевременной замене масел автомат может служить очень долго, чего нельзя сказать о вариаторе, который также нуждается в периодической замене ремня.
Масса, габариты и стоимость
Из-за особенностей строения бесступенчатые вариаторы являются легкими и компактными. Несмотря на то, что производители АКПП постоянно работают над упрощением механизма, из-за наличия ступеней коробки представляют собой тяжелые и сложные детали.
АКПП более дорогие по стоимости. Но это не относится к затратам на обслуживание механизмов. Вариаторы требуют регулярной замены масел, которые должны соответствовать определенным условиям. Эта характеристика значительно повышает затраты на ремонт.
Плюсы
Для поиска преимуществ и недостатков КП используют общие критерии.
Автомат | Вариатор |
Легкость вождения | Динамичный разгон |
Легкость ремонта | Уменьшение топливного разгона |
Разнообразие масел для заправки | Увеличение плавности хода |
Минусы
Из недостатков выделяют особенности ухода и ремонта, эти критерии становятся важными при ежедневном обслуживании автомобиля.
АКПП | Вариатор |
Нет динамичного разгона | Сложный ремонт |
Есть толчки при переключении | Необходимость в частой замене ремня |
Больший расход топлива | Требуется специальное масло |
Сложная электроника |
Вариатор или автомат: что же лучше и надежнее?
В современных автомобилях устанавливают автоматические коробки передач и роботизированные вариаторы. Как правило, владельцы считают, что механика – это осознанный выбор для тех, кто учился водить машину на механической коробке. Если педаль сцепления – это не обязательное условие при покупке машины, то лучше остановиться на современном автоматическом типе управления классической конструкции.
Если судить по техническим особенностям, то можно сделать вывод, что вариаторные коробки передач опережают автоматические по динамике разгона и снижению расхода топлива. Важным условием при выборе также можно считать плавность переключения передач.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
При выборе вариатора существует один недостаток, который очень важен для большинства автовладельцев. Ремонт машины с установленным вариатором роботизированного типа – это дорогое удовольствие. Кроме того, далеко не во всех автомастерских есть специалисты, которые способны решить возникшие проблемы в вариаторной коробке передач.
ВКП требовательна к наличию специальных масел. Если однажды поменять масло, которое не соответствует требованиям, то могут возникнуть сопутствующие проблемы, которые придется решать на протяжении долгих месяцев. Масло среднего качества способно засорить чувствительные фильтры и привести к серьезным поломкам.
Советы по выбору КПП:
- Для быстрой езды выбирают вариаторы. Чтобы ездить небыстро и медленно трогаясь с места, лучше подойдет автоматическая коробка передач.
- Если для владельца имеет значение плавность езды, не нужны толчки во время того, как автомобиль трогается с места, то следует выбирать вариатор. Если эти условия не важны при вождении, то можно выбирать автомат.
- При планировании ремонта необходимо учитывать, что налаживать вариатор возьмутся далеко не все автомеханики. В то время как работа с автоматом знакома большинству специалистов. Кроме того, для ремонта автоматов детали доступны и есть в открытом доступе.
- Если у владельца возникает желание приобрести автоматическую КП, но с ручным переключением, то это тоже возможно. В современном автомобилестроении такие виды авто появляются у разных марок машин.
Есть еще один вариант, который совмещает в себе элементы автомата и механики. Это роботизированный вид, который совмещает механическую коробку передач с электронным блоком управления. Одновременно с хорошими показателями разгона и способностью экономить расход топлива такая КП дорого стоит и требует затратного ремонта в случае возникновения поломок. Специалистов, которые хорошо разбираются в новейшем автоматическом оборудовании, не так много.
Итоговая таблица
При сравнении АКПП и вариатора можно найти преимущества и недостатки каждого из механизмов.
Автомат | Механика |
«Рывковое» сцепление | Плавный ход |
Расход топлива выше | Меньше расход |
Меньше расход масла, можно редко менять масло | Требуется частая замена масла с особыми требованиями к составу |
Выше стоимость | Ниже цена |
В любом случае, при содержании машины рекомендуют придерживаться правил эксплуатации. Если в машине установлена АКПП, то при установке или спуске пользуются стояночным тормозом. Если машина с АКПП сломалась, то буксуют авто только с включенным двигателем.
Уход за вариатором включает в себя постоянную смену масла. Это делают через каждые 30000 километров. Если на улице холодно, то перегружать трансмиссию на старте движения категорически нельзя.
Разработчики новых автомобилей предпочитают снабжать транспортные средства автоматическими коробками передач. Это удобно и привычно. Аналитики сферы машиностроения считают, что будущее за вариаторами, которые постепенно заменят автоматы из-за легкого управления.
Разница между автоматической и бесступенчатой трансмиссией
Если вы недавно покупали автомобиль, возможно, вы слышали термин бесступенчатая трансмиссия и задавались вопросом, что это такое. В течение многих лет общие сведения говорили нам, что существует только два типа трансмиссий: автоматическая и механическая. Технически это по-прежнему верно, поскольку вариаторная трансмиссия является типом автоматической трансмиссии, однако вариаторная трансмиссия или бесступенчатая трансмиссия отличается тем, что она безупречно изменяется в бесконечном диапазоне передаточных чисел, тогда как стандартные автоматические трансмиссии традиционно имеют фиксированное число передаточных чисел. К концу этой статьи вы поймете разницу между автоматическими и бесступенчатыми коробками передач и принцип их работы.
Автоматические коробки передач содержат сложный набор шестерен, тормозов, сцеплений и основных устройств. Обычная автоматика имеет конечное количество передач, называемых скоростями. Например, вы, возможно, слышали термин «6-ступенчатый автомат». Это относится к шести передачам в коробке передач. Каждая передача настроена на достижение определенной скорости автомобиля; когда водитель продолжает ускоряться, трансмиссия должна переключаться на более высокие передачи, начиная с первой, второй и так далее.
Для сравнения, бесступенчатая трансмиссия обеспечивает наиболее эффективную частоту вращения двигателя для каждой ситуации вождения и постоянна, даже если автомобиль быстро ускоряется. Хотя нет никакого сравнения в том, как работает вариатор с точки зрения водителя, как и при переключении передач с парковки на драйв, все остальное немного сложнее. Бесступенчатая трансмиссия не имеет отдельных передач, вместо этого у нее есть одна передача, регулируемая для всех условий движения. В отличие от обычных автоматических коробок передач, водители не почувствуют переключения с одной передачи на другую. Вместо этого водители заметят изменение частоты вращения двигателя или числа оборотов в минуту, часто выше при ускорении и ниже при крейсерской скорости. Бесступенчатые трансмиссии являются примером того, как производители транспортных средств изо дня в день совершенствуют автомобили. И хотя это новый способ создания мощности, вариаторы в последние годы набирают все большую популярность.
Как работают вариаторы
В вариаторах имеется множество микропроцессоров и датчиков, но гидравлическое давление, натяжение пружины или центробежная сила, используемые для создания усилия, необходимого для регулировки двух шкивов, являются ключом к использованию технологии. Два шкива известны как ведущий «входной» шкив и ведомый «выходной» шкив. Ведущий шкив соединен с коленчатым валом двигателя. Ведущий шкив также может называться входным шкивом, потому что именно через него энергия двигателя поступает в трансмиссию. Ведомый шкив назван так потому, что его вращает ведущий шкив. Также называемый выходным шкивом, он передает энергию на карданный вал.
Ремень проходит в канавке между двумя конусами на каждом шкиве. Когда два конуса шкива находятся далеко друг от друга, диаметр увеличивается, ремень движется ниже в канавке, а радиус петли ремня, движущейся вокруг шкива, уменьшается. Расстояние между центром шкивов и местом, где ремень соприкасается с канавкой, называется радиусом наклона. Передаточное число определяется отношением радиуса делительной окружности ведущего шкива к радиусу делительной окружности ведомого шкива. Когда один шкив увеличивает свой диапазон, другой уменьшает, чтобы ремень оставался натянутым. По мере того, как шкивы изменяют свой радиус, вместе они создают бесконечное число передаточных чисел в диапазоне от низкого до высокого.
Подходит ли вам вариатор?
Бесступенчатая трансмиссия обеспечивает незначительное увеличение расхода топлива на галлон, особенно для городских водителей. Они также производят простую и более эффективную мощность и устраняют ощущение переключения с передачи на передачу. Однако для привыкания к вариаторам требуется некоторое время. Водители жалуются на тихий непрерывный шум, известный как гул двигателя, который может беспокоить некоторых избранных. Лучший способ узнать перед покупкой автомобиля с бесступенчатой трансмиссией, подходит ли он вам, — это провести хороший и тщательный тест-драйв.
Гоночные технологии для вашего скутера
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
Увеличьте мощность своего мотоцикла с помощью вариатора, изменившего мир скутеров.
КУПИТЕ ВАРИАТОР СЕЙЧАС!
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЗВУК
Выхлопные трубы
Улучшите звук вашего мотоцикла, придайте ему гоночный стиль и увеличьте мощность.
НАЙТИ ВЫХЛОПНУЮ ТРУБУ
КОНТРОЛЬ ТЯГИ
Муфты
Всегда держите свой мотоцикл под контролем и улучшайте его характеристики с помощью сцепления J.Costa.Я ХОЧУ СВОЮ!
HIGH PERFORMANCE
Детали J.Costa предназначены для повышения производительности вашего велосипеда как на трассе, так и вне ее.
НЕПРЕВЗОЙДЕННАЯ НАДЕЖНОСТЬ
Благодаря использованию лучших материалов и высоких технологий компоненты J. Costa являются самыми надежными и прочными на рынке.
ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ ВОДИТЕЛЕЙ
Широкий ассортимент J.Costa позволит вам настроить велосипед в соответствии с вашими потребностями. Ознакомьтесь с ассортиментом нашей продукции!
ЛУЧШИЕ ПРОДАЖИ
Откройте для себя наши новые и самые продаваемые продукты
НОВЫЙ
НОВЫЙ
НОВЫЙ
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ГОНОЧНЫЕ ЧАСТИ
Гоночные технологии для вашего скутера
Мы тестируем нашу продукцию в экстремальных условиях, чтобы предложить вам стандарты качества и производительности, которые не оставят вас равнодушными.
БОЛЬШЕ МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ, БОЛЬШЕ УСКОРЕНИЯ, МЕНЬШЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Продукция J.Costa предназначена для оптимизации характеристик вашего скутера. Вы получите лучшее ускорение, увеличенную максимальную скорость, сниженный расход топлива и более ГОНОЧНОЕ вождение.
УЛУЧШИТЕ СВОЙ ВЕЛОСИПЕД С КОМПОНЕНТАМИ J.COSTA!
Откройте для себя истинный потенциал своего мотоцикла и получите максимальную отдачу от своего двигателя!
ПЕРЕЙТИ В ЛУЧШИЕ ПРОДАЖИ
ТУБОС ДЕ ЭСКЕЙП
Encuentra tu escape homologado al mejor precio
НОВЫЙ
НОВЫЙ
СКИДКА НА ОНЛАЙН-ЗАКАЗЫ
Получите скидку 15% на все покупки в Интернете!
КУПИТЬ СЕЙЧАС!
СОВЕРШЕННАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ
Лучший вариатор для вашего скутера
Высокое качество
Вариаторы J.Costa изготавливаются из лучших материалов на рынке, чтобы получить продукт с непревзойденными качествами и качествами.
Гоночные технологии
Проверено и настроено в реальных соревнованиях, чтобы улучшить ваш городской мотоцикл.