Развал и схождение колес на «Калине» 🦈 avtoshark.com
Рулевая и ходовая части автомобиля – это сложные системы, в которых любой элемент влияет на все остальные. Поэтому при любых неисправностях подвески невозможно выставить необходимые углы.
Во время поворота машины правое и левое передние колеса движутся каждое по своей колее, радиус которых отличается на величину расстояния между колесами. Поэтому чем круче поворот, тем больше отличие в радиусе, а значит и угле поворота колес. Чтобы компенсировать разницу радиусов, устанавливают определенный угол схождения колес «Калины». Вместе с углом развала это важнейшая настройка рулевой системы и ходовой части.
Какие бывают настройки
В конструкции ходовой части и рулевого управления предусмотрены 3 основные настройки:
- схождение;
- развал;
- кастор.
Их оптимальные значения, то есть углы установки колес на «Калине» 1-2 поколений, описаны в мануале к автомобилю. Самостоятельное изменение «на авось» вместо пользы принесет лишь вред. Такая же ситуация и с другими автомобилями «ВАЗ».
Схождение
Схождение – это отклонение каждого колеса от направления движения автомобиля. Если они направлены друг к другу по ходу движения, то такое схождение называют положительным, если же в разные стороны, то отрицательным. Поворот рулевого колеса изменяет направление вращения колесных дисков на одинаковый угол, однако из-за того, что они изначально выставлены не параллельно, разница между реальной и оптимальной траекториями оказывается минимальной. Поэтому схождение колес «Калины» – один из важнейших, но не единственный параметр, влияющий на безопасность движения.
Развал
Развал – отклонение плоскости вращения колесного диска от вертикальной линии. Если верхняя часть колеса наклонена наружу, то это положительный развал, если же внутрь, то отрицательный.
Регулировочный болт
Этот параметр влияет на скорость износа покрышек в крутых поворотах, а также на устойчивость автомобиля при выполнении резких маневров. Во время любого поворота возникает центробежная сила, которая наклоняет кузов в сторону, противоположную направлению поворота, из-за чего внутреннюю (по отношению к этому направлению) сторону автомобиля приподнимает над землей, а наружную прижимает к дороге.
Из-за этого происходит следующее: покрышки с внутренней стороны теряют сцепление с дорогой из-за снизившегося давления кузова на них, а с наружной из-за того, что их проектор уже не расположен параллельно дороге, хоть и незначительно, но отклоняясь от нее. Развал меняет угол наклона плоскости вращения колес, чтобы усилить сцепление покрышки с дорогой во время поворота на высокой скорости. А небольшая потеря сцепления во время прямолинейного движения ни на что не влияет.
Кастор
Это траектория движения подвески во время проезда через препятствие. Если нижняя часть подвески (поворотный кулак) направлена вперед, то кастор считается положительным, если назад, то отрицательным.
Параметр влияет на управляемость и возврат руля в исходное положение после окончания давления на него. Чем он более положительный, тем легче руль возвращается в исходное положение, однако тем сложней машина входит в крутой поворот. Это происходит из-за того, что кастор меняет направление поворота колес, из-за чего при больших значениях они немного заваливаются вбок, что ухудшает контакт покрышек с дорожным покрытием.
Проверка параметров и состояние автомобиля
Проверку или регулировку любого из этих параметров необходимо проводить только на полностью исправной подвеске в следующих случаях:
- замена любых элементов рулевой или ходовой системы, за исключением ступичных подшипников;
- замена колесных дисков;
- увеличение расхода топлива;
- быстрый износ покрышек;
- неправильное поведение машины в поворотах;
- увод автомобиля в сторону на ровной дороге;
- попадание даже в небольшое ДТП, связанное с ударами колес о препятствия.
Проверка не займет много времени, зато позволит вовремя обнаружить и устранить неисправность.
Как проверить и отрегулировать эти параметры
На станциях техобслуживания (СТО) для проверки этих параметров используют специальные стенды и приборы, но дома можно обойтись без них.
Для проверки всех параметров потребуется ровная площадка, желательно с асфальтовым или бетонным покрытием. А также:
- мел;
- рулетка;
- тонкая веревка или толстая нитка;
- грузик;
- уровень;
- штангель-циркуль;
- деревянные бруски, алюминиевая труба или профиль;
- компрессор с манометром;
- набор рожковых и накидных ключей;
- яма или эстакада достаточной длины.
Эти инструменты должны быть у каждого владельца «Лады Калины», который хочет самостоятельно обслуживать свой автомобиль.
Порядок действий
Вот порядок действий, которого необходимо придерживаться для получения наилучшего результата:
- Визуальный осмотр всех элементов рулевой и ходовой систем, а также устранение любых неисправностей.
- Проверка/регулировка кастора.
- Проверка/регулировка развала.
- Проверка/регулировка схождения.
Рулевая и ходовая части автомобиля – это сложные системы, в которых любой элемент влияет на все остальные. Поэтому при любых неисправностях подвески невозможно выставить необходимые углы.
Угол развала и схождения колес
Порядок проверки углов обусловлен конструкцией автомобиля, ведь кастор влияет на параметры развала и схождения, а развал – на параметры схождения. Поэтому первым регулируют кастор, чтобы устранить его негативное влияние, которое возникает при неверной установке угла. То же самое и с развалом: его неправильный угол влияет на угол схождения, но вот угол схождения никак не влияет на угол развала.
Помните, для любых проверок и регулировок необходимо выполнить 3 условия:
- установить автомобиль на ровную площадку;
- выставить руль строго по центру;
- промять подвеску, то есть всей массой нажимать в районе каждого амортизатора.
Кастор
Для проверки этого параметра действуйте так:
- Отметьте на ступичном колпаке центр вала ШРУС.
- Рейку положите на кузов так, чтобы ее торец проходил через центры штоков амортизаторов в опорных подшипниках.
- Закрепите на рейке нитку с грузиком, чтобы она проходила на расстоянии 1 мм от покрышки.
- Измерьте длину нитки до уровня центра вала ШРУС, а также расстояние между ниткой и центром вала ШРУС, затем определите угол. Для снаряженной «Калины» обоих поколений, в том числе с кузовом универсал, оптимальным является угол в 1,15 градусов ±30 мин, однако его можно увеличить до 2,5-3 градусов. Для «Kalina Спорт» оптимальным является угол в 3 градуса, однако его можно увеличить до 3,5-4.
Помните, оптимальные значения потому и оптимальны, что лучше других соответствуют усредненным условиям эксплуатации: меняя их, вы действуете на свой страх и риск.
Для регулировки кастора поступайте так:
- Определите разницу между реальным и желаемым углом.
- Вывесьте переднюю часть автомобиля.
- Открутите переднюю гайку растяжки нижнего рычага.
- Открутите болты, фиксирующие кронштейн переднего шарнира растяжки.
- Посчитайте количество шайб до и после кронштейна.
- Снимите кронштейн.
- Перераспределите шайбы так, чтобы компенсировать разницу между реальным и желаемым углом.
- Соберите подвеску, затем промните ее и проверьте угол кастора.
Если значение кастора соответствует ожидаемому, вы все сделали правильно и этот параметр отрегулирован.
Развал
Чтобы проверить развал передних колес на «Калине» любой модификации, в том числе «Спорт» и «Кросс», установите рейку и нитку с грузиком, как описано выше. Затем измерьте расстояние от нитки до верхнего и нижнего краев колесного диска.
Оптимальным является отрицательный развал в 0–20 мин ±30 мин, то есть верхняя часть диска завалена внутрь относительно нижней от -0,3 до +1 мм.
Болты на развал схождение
Чтобы отрегулировать развал передних колес «Калины», сделайте следующее:
- Зафиксируйте домкратом переднюю часть кузова, чтобы исключить его проседание.
- Чуть-чуть ослабьте нижнюю и сильно ослабьте верхнюю гайки крепления поворотного кулака к амортизационной стойке.
- Поворачивая верхний болт с эксцентриком, установите необходимый угол развала.
- Закрутите обе гайки; уберите домкрат.
- Промните еще раз подвеску.
- Заново проверьте угол наклона колесного диска.
На этом регулировка развала колес на «Калине» завершена.
Схождение
Чтобы проверить схождение колес на «Калине» своими руками, сделайте следующее:
- Установите руль строго по центру. Для этого выкрутите рулевое колесо сначала до упора влево, затем до упора вправо, подсчитывая количество оборотов, а затем определите середину и установите руль в это положение.
- Проверьте давление в шинах, при необходимости подкачайте.
- Прожмите подвеску, всей массой надавливая на кузов в районе каждого амортизатора.
- Прикрепите к переднему и заднему бамперам деревянные бруски параллельно полу.
- Натяните между ними с обеих сторон машины нитки так, чтобы расстояние от нитки до прикрепленной к ступице части колесного диска было одинаковым на переднем и заднем колесе. Оптимальный зазор между ниткой и покрышкой – 5 мм.
- С помощью штангенциркуля измерьте расстояние от нитки до переднего и заднего краев диска переднего колеса с обеих сторон машины.
- Запишите значения для каждого колеса.
- Прокатите машину вперед или назад, чтобы колеса повернулись на 90 градусов. Затем повторите измерение и запишите результат, это необходимо для исключения влияния различных дефектов диска.
- Сделайте это же еще раз, затем сравните результаты измерений. Если они одинаковы, то диски ровные, если же различны, то необходимо либо заменить или прокатать их (это можно сделать не со всеми колесами), либо повторять измерения, поворачивая диск на 10 градусов, а затем определяя среднее значение.
Оптимальным является положительное схождение в 1-3 мм, то есть 0,5-1,5 мм для каждого колеса.
Регулировку схождения колес на «Калине» делайте так:
- Очистите рулевые тяги от грязи.
- Ослабьте затяжные болты ключом на 13 (на первом поколении такой болт только 1, со стороны рулевого наконечника, а на втором поколении их 2, со стороны наконечника и тяги).
- С помощью муфты, соединяющей тягу и наконечник, отрегулируйте угол схождения каждого колеса, проверяя его по веревке. Для такой регулировки нужен ключ на 22.
- Выставив нужное значение, затяните затяжные болты с усилием 2-3 кг.
На этом регулировка схождения завершена.
Читайте также: Как подтянуть рулевую рейку на «Калине» с электроусилителем и без — пошаговая инструкция
Можно ли отрегулировать заднюю подвеску
Штатной регулировки развала и схождения задних колес на «Калине» всех модификаций, в том числе «Спорт», не предусмотрено. Любое отклонение от нормы говорит о дефекте каких-то деталей ходовой части. Тем не менее, калиноводы и механики придумывают различные способы их регулировки, ведь немного увеличенный отрицательный развал задних колес на «Калине» незначительно повышает устойчивость автомобиля в поворотах, но излишнее увеличение угла резко ускоряет износ покрышек.
Схождения колес «Калины», равно как и другие параметры подвески, оказывают огромное влияние на безопасность, а также комфорт езды. Поэтому очень важно правильно регулировать их. Причем необходимо регулировать все 3 параметра в строгой последовательности на полностью исправной подвеске. Любое нарушение установленного порядка действий негативно повлияет на результат.
Как отрегулировать сход-развал колес автомобиля Лада Калина
Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески
Регулируют три параметра: угол продольного наклона оси поворота, угол развала колеса и схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника верхней опоры амортизаторной стойки в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля.
Угол продольного наклона оси поворота способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения.
Симптомы отклонения величины угла от нормы — увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левом и правом поворотах, односторонний износ протектора шины.
Этот угол регулируется изменением количества регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжки.
Для увеличения угла шайбы снимают с переднего или заднего конца растяжки, а для уменьшения угла дополнительно устанавливают на задний конец растяжки (установить дополнительные шайбы на передний конец растяжки не всегда возможно из-за его короткой резьбовой части).
При установке или снятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19′.
Регулировочных шайб на переднем конце растяжки не должно быть более двух, а на заднем конце — более четырех.
Угол развала колеса — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью.
Угол развала колеса способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески.
При сильном отклонении этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения, односторонний износ протектора.
Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку при ослабленной затяжке гаек верхнего и нижнего болтов.
Схождение колес — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля.
Иногда этот угол вычисляют по разности расстояний между закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров.
Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.
Схождение регулируется вращением регулировочных резьбовых втулок при ослабленных стяжных болтах наконечников рулевых тяг.
Перед регулировкой рейку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса — горизонтально).
Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин в поперечно направлении (даже при небольших отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания.
Перед этим следует убедиться, что:
— давление в шинах соответствует норме;
— износ протектора на левом и правом колесах примерно одинаков;
— отсутствуют люфты в подшипниках ступиц передних колес;
— отсутствуют люфты в приводе рулевого управления;
— элементы подвески не имеют деформаций и разрушений;
— резинометаллические шарниры подвески не имеют повреждений износа;
— колесные диски не деформированы (радиальное биение — не более 0,7 мм, осевое — не более 1 мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы.
В связи с тем, что углы установки передних колес взаимосвязаны, в первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем развал и в последнюю очередь схождение.
После установки автомобиля на стенд для контроля углов, необходимо «прожать» подвеску автомобиля, приложив два-три раза усилие в вертикальной плоскости к заднему, а затем к переднему бамперам.