Редкие советские автомобили / Назад в СССР / Back in USSR
Редкие, уникальные и просто необычных советских автомобилей, которых вы никогда не увидите своими глазами. А уж какой технологический задел был утрачен в итоге Перестройки — просто уму непостижимо.
ИЖ-ТЭ (1970) — опытный прототип компактного легкового автомобиля
ЗАЗ-1102 «Перспектива» (1973) – прототип, созданный в рамках работы над новой моделью современного малолитражного автомобиля с передним приводом.
ГАЗ-12А (1949) – опытный фаэтон на базе правительственного лимузина, изготовленный в 1949-м году в количестве двух экземпляров.
ЗИЛ «Чебурашка» – шуточное, внутризаводское название серии легких грузовиков
АЗЛК 3-5-5 (1972) – опытный образец перспективного автомобиля
ГАЗ 61-415 (1940) – полноприводная версия опытного пикапа Газ 11 и оснащавшегося 6-цилиндровым двигателем.
АЗ-24-16 Прототип №15 (1966) – один из прототипов «Волги» ГАЗ-24, отличавшийся иным дизайном передней части кузова: сдвоенными фарами, мелкоячеситой решеткой радиатора.
ГАЗ 67-420 (1943) – опытный вариант армейского внедорожника с полностью закрытым деревянным кузовом.
ВАЗ-2106 «Турист» – опытный образец пикапа на базе «шестерки» со встроенной палаткой в кузове, в серийное производство автомобиль не попал.
АЗ-1102 (1964) – один из первых опытных прототипов новой модели Запорожского автомобильного завода, будущей «Таврии», с кузовом типа Фастбэк.
ИЖ 2126 Серия Т (1979) – первый опытный прототипа автомобиля малого класса, одна из первых собственных разработок Ижевского автозавода.
МЗМА-402 Москвич (1955) – один из первых прототипов популярной малолитражки.
АЗЛК 2142 «Москвич» (1990-96) – опытный седан, созданный на основе АЗЛК-2141 и представленный широкой публике в 1990-м году.
МАЗ-520 Опытный (1972) – экспериментальная модель седельного тягача с колесной формулой 6х2
МЗМА Москвич 400/421 (1947) – прототип пятидверного универсала с частично деревянным кузовом (для экономии металла), созданный на базе фургона 400-422
НАМИ-031 (1957) – прототип двухместного микроавтомобиля, оснащенного двухтактным двухцилиндровым мотоциклетным мотором МД-65 объемом 500 куб.
см и мощностью 18 л.с.
РАФ-08 «Spriditis» (1957) – прототип восьмиместного микроавтобуса с цельнометаллическим кузовом вагонного типа и полунесущей конструкции, созданный на базе РАФ-10 и оснащавшийся двигателем МЗМА-407.
УльЗИС-НАТИ-253 (1944) – опытный грузовик созданный в Ульяновске, специально под готовившийся к производству по договору с компанией General Motors двухтактный трехцилиндровый дизельный двигатель
УАЗ-460 (1958-1961) – серия прототипов, созданных на Ульяновском автозаводе в рамках работы по созданию легкового полноприводного автомобиля для нужд армии.
ВАЗ-2103 «Универсал» (1976) – опытный вариант автомобиля ВАз-2103 с кузовом универсал, собранный в количестве трех экземпляров по распоряжению технической дирекции завода.
ВАЗ-2102Э (1975) – опытный фургон для перевозки груза и одного пассажира, созданный на базе универсала ВАЗ-2102 и оснащенный электрической силовой установкой.
ВАЗ «Пол-седьмого» – изготовленный по заказу «сверху» для Леонида Ильича Брежнева (или кого-то из членов его семьи) автомобиль ВАЗ-2106 с элементами дизайна перспективной, только разрабатывавшейся тогда «семерки» ВАЗ-2107.
ЗАЗ-971 (1962) – полноприводный малолитражный утилитарный автомобиль, созданный на базе серии грузовиков 3АЗ-970, узлах и агрегатах ЗАЗ-965А и 966
ЗиЛ-130 Опытный (1 серия, 1956) – первый прототип грузовика нового семейства, собранный в декабре 1956 года.
ТОП-10 редких Советских автомобилей – AvtoTachki
Содержание
- ЗИС-Э134
- ЗИЛ Э 167
- ЗИЛ 2906
- ВАЗ-Э2121 «Крокодил»
- ВАЗ-Э2122
- ЗИЛ-4102
- НАМИ-0284 «Дебют»
- МАЗ-2000 «Перестройка»
- Самодельный автомобиль «Панголина»
- Самодельный автомобиль «Лаура»
В современном мире мало кого прельщает перспектива стать «счастливым» обладателем отечественной классики. Даже в советские времена новые авто не блистали высоким качеством. Это объяснялось скромным финансированием и сжатыми сроками на изготовление.
Тем не менее, для
любителей истории и коллекционеров некоторые модели советского автопрома
представляют особенный интерес. Представляем ТОП-10 таких машин.
ЗИС-Э134
Данная машина создавалась для военных целей. В первой половине 1950-х гг. Министерство обороны СССР оказалось перед непростой задачей. Как транспортировать габаритный военный груз и огневые установки по пересеченной местности? С одной стороны нужна была техника с проходимостью гусеничного транспорта. А с другой – машина должна была развивать скорость намного выше танка.
В 1956 году в стране создано конструкторское бюро, которое должно было спроектировать особенное авто. Это должен быть 4-осный полноприводный грузовик с максимальным тоннажем в 5-6 тысяч килограмм.
Инженеры и конструкторы создали грузовик с повышенной проходимостью. Экспериментальная модель могла преодолевать стену высотой в 60 см., максимальный уклон подъема – 35 градусов и метровый брод. Однако ее максимальная грузоподъемность составила 3 тонны. Машина не удовлетворила запросы заказчика. Поэтому модель осталась в единственном экземпляре.
ЗИЛ Э 167
Еще один внедорожник тоже
создавали в военных целях уже в 1963-м.
Модель планировали эксплуатировать в Сибири
на заснеженных дорогах.
Высота дорожного просвета составляла целых 85 сантиметров. Должен был получиться идеальный снегоход. Он оснащался тремя осями с шестью ведущими колесами. В качестве силового агрегата использовали два ЗИЛовских двигателя (375-й модели). Суммарная мощность составила 118 лошадиных сил.
Во время тестирования вездеход показал неплохие результаты проходимости (немногим ниже метра в зависимости от его плотности). По снегу он двигался со скоростью 10 километров в час. На ровной дороге разгонялся до 75 км/ч.
Автомобиль так и не вышел в серийное производство, так как инженерам не получилось разработать стабильную коробку передач.
ЗИЛ 2906
Уникальная амфибия разрабатывалась
в период космической гонки. Аппарат использовали для поиска прибывших космонавтов.
Модель входила в поисковую группу, состоявшую из трех единиц техники. Она транспортировалась
к месту приземления космического аппарата. Ее использовали в случае, если экипаж
корабля оказался где-то среди болота, куда обычная техника никак не могла бы
добраться.
Особенностью данной амфибии является шнеко-роторное шасси. Оно приводилось в движение двумя двигателями ваз по 77 лошадиных сил каждый. Высота дорожного просвета составляла 76 сантиметров. Амфибия разгонялась до 25 километров в час.
Малая поисковая машина была выпущена лимитированной серией в 20 экземпляров. Аналог данного автомобиля использовался в тайге для транспортировки малогабаритного леса. Правда гражданская версия отличалась от военной. По воде аппарат развивал скорость в 10, по болоту – 6, и по снегу – 11 км/ч.
ВАЗ-Э2121 «Крокодил»
Тяга советских инженеров к внедорожникам набирала популярность. И разработки вышли за рамки военных технологий. Так, в 1971 году появились чертежи первого легкового автомобиля для езды по бездорожью. Власти планировали создать народное авто по доступной цене.
Основной показатель
машины такого класса – полный привод. Тольяттинский автозавод комплектовал
экспериментальную модель двигателями, которые впоследствии устанавливали в Жигулях
шестой серии.
Со временем разработки пригодились. На основе приобретенного опыта в разработках авто с повышенной проходимостью была создана всем знакомая «Нива».
ВАЗ-Э2122
Параллельно с предыдущим экспериментальным транспортным средством инженеры начали разработку легкой амфибии. В качестве базы использовался прототип «Нивы». Модель создавалась для командного состава военных частей. Учитывая специфику использования, к машине предъявлялись особые требования. Поэтому прототип дорабатывался шесть раз.
Модель получила все необходимые разрешения для выхода в серию. Однако в 1988 году проект остановился на начальной стадии производства.
Инженерам так и не
удалось сделать вездеход быстрым и практичным на воде. Проблема скорости
заключалась в том, что движение выполнялось исключительно за счет вращения
колес.
Для повышения скорости водителю требовалось увеличивать количество
оборотов двигателя. Мотор и коробка были помещены в герметичные боксы. Поэтому
из-за недостаточного охлаждения силовой агрегат постоянно перегревался.
ЗИЛ-4102
Мощный автомобиль представительского класса – таким должен был стать новый седан. Однако и он застыл во времени. Учитывая целевую аудиторию, машина получила самую продвинутую по тем временам «начинку». Эксклюзивный лимузин оснастили серьезной мультимедийной системой. CD-проигрыватель и десять динамиков – мало кому даже во сне «являлась» подобная роскошь.
Под капотом был установлен V-образный двигатель с объемом в 7,7 литра, развивающий мощность в 315 лошадиных сил. Конструкторское бюро планировало создать несколько вариантов элитного авто. В проекте была отмечена разработка кабриолета, лимузина и универсала.
Из сборочного цеха
вышло два опытных образца. Черного цвета для генерального секретаря ЦК КПСС
М.Горбачева. Второй (золотистого цвета) – для его супруги.
Несмотря на
уникальность салона и компоновки, проект закрыли. На то было несколько причин. Среди
них – «капризы» чиновников и сложная ситуация в стране.
Сегодня одна из таких ретро машин советского автопрома находится в музее ЗИЛа.
НАМИ-0284 «Дебют»
Данное старое авто, не вышедшее в серийное производство, имело огромную перспективу. В 1988 году на Женевском автосалоне был представлен прототип малолитражки. Критики и участники автошоу были в восторге от новинки.
Инженеры спроектировали кузов так, что машина получила великолепную обтекаемость – коэффициент в 0,23 cd. Не каждый современный автомобиль соответствует таким показателям.
Помимо этого салон получился очень комфортным. В систему управления автомобилем вошел круиз-контроль и серворуль. Под капотом расположился маленький мотор с объемом в 0,65 литра. 35 лошадей разгоняли малолитражку до невероятных для эры маломощных двигателей 150 километров/час.
Если бы машина пошла на
конвейер, отечественный автопром имел бы совершенно другую репутацию.
МАЗ-2000 «Перестройка»
Очередная «жертва» непонятного стечения обстоятельств – великолепный прототип грузовика. Впервые модель увидели на Женевском автосалоне в 1988 году. Подобно предыдущему экспонату выставки, данный «силач» удостоился особенной похвалы со стороны критиков.
Впервые инженеры и дизайнеры советского автопрома разработали завидное транспортное средство. Особенностью кузова оказалась модульная конструкция. Благодаря применению уникальной инженерной мысли основные элементы силового агрегата переместились под кабину. Это значительно сократило длину машины, и освободило место для дополнительного груза на целый кубический метр.
К сожалению вызвавшая восторг новинка не вышла в серию. Возможно, по стечению обстоятельств через пару лет французский концерн выпустил серийный грузовик Рено Магнум.
Самодельный автомобиль «Панголина»
Идеей создать красивый
спортивный автомобиль были «заражены» не только зарубежные автопроизводители. В
СССР производство жестко контролировалось мнением государственных деятелей.
Поэтому
энтузиасты, вдохновленные красотой и мощью иномарок, решались на создание «концепт-каров»
ручной работы.
И машина, показанная на фото, является плодом такой работы. Модель выполнена в стиле Lamborghini Countach. Она до сих пор на ходу. Кузов гоночного ретро автомобиля выполнен из стекловолокна. Под капотом руководитель технического кружка установил двигатель от «копейки».
Особенностью единственной в мире «Панголины» был подъемный колпак вместо открывающихся дверей. Правда до нашего времени дошла рестайлинговая версия с механизмом открывания двери кверху. Эксклюзивный гоночный болид разгонялся до 180 км/ч. несмотря на установленный стандартный жигулевский двигатель.
Самодельный автомобиль «Лаура»
Еще одним «намеком» на
то, что в стране нужны спортивные машины, является «Лаура». В отличие от
авторских копий зарубежных моделей, данный ретромобиль является уникальным в
своем роде. За его основу была взята исключительно авторская мысль двух
инженеров из тогда еще Ленинграда.
Спорткар получил 1,5-литровый ДВС с мощностью в 77 лошадиных сил. Предел скорости эксклюзива составил 170 км/ч. Было создано всего два экземпляра. Каждый автомобиль был оснащен примитивным бортовым компьютером.
Во второй половине 90-х гг. авто изменилось до неузнаваемости благодаря зажиточному энтузиасту из Смоленска.
Классические автомобили СССР на продажу Tachanka.com
Редкие, уникальные и просто необычные советские автомобили, которые вы никогда не увидите своими глазами.
ИЖ-ТЭ (1970 г.)
Ж-ТЭ (1970 г.)ИЖ-ТЭ (1970 г.) – опытный образец малолитражного легкового автомобиля.
ЗАЗ-1102 «Перспектива» (1973 г.)
ЗАЗ-1102 «Перспектива»ЗАЗ-1102 «Перспектива» (1973 г.) — прототип, созданный в рамках работы над новой моделью современного малолитражного автомобиля с передним приводом .
ГАЗ-12А (1949)
ГАЗ-12А (1949) ГАЗ-12А (1949) — опытный фаэтон на базе правительственного лимузина, изготовлен в 1949 году в количестве двух экземпляров.
ЗИЛ «Чебурашка»
ЗИЛ «Чебурашка»ЗИЛ «Чебурашка» — шуточное внутризаводское название серии легких грузовиков.
АЗЛК 3-5-5 (1972 г.)
АЗЛК 3-5-5 (1972 г.)АЗЛК 3-5-5 (1972 г.) – прототип перспективного автомобиля.
ГАЗ 61-415 (1940 г.)
ГАЗ 61-415 (1940 г.)ГАЗ 61-415 (1940 г.) — полноприводный вариант экспериментального пикапа Газ 11, оснащенный 6-цилиндровым двигателем.
ГАЗ-24-16 Прототип №15 (1966 г.)
ГАЗ-24-16 Прототип №15 (1966 г.)ГАЗ-24-16 Прототип №15 (1966 г.) — один из прототипов «Волги» ГАЗ-24 , отличающийся иным оформлением передней части кузова: сдвоенными фарами, мелкоячеистой решеткой радиатора.
ГАЗ 67-420 (1943 г.)
ГАЗ 67-420 (1943 г.)ГАЗ 67-420 (1943 г.) — экспериментальный вариант армейского внедорожника с полностью закрытым деревянным кузовом.
ВАЗ-2106 «Турист»
ВАЗ-2106 «Турист» ВАЗ-2106 «Турист» — прототип пикапа на базе «шестерки» со встроенным тентом в кузове, машина не досталась в массовое производство.
ЗАЗ-1102 (1964 г.)
ЗАЗ-1102 (1964 г.)ЗАЗ-1102 (1964 г.) — один из первых прототипов новой модели Запорожского автомобильного завода, будущей «Таврии», с кузовом Fastback.
ИЖ 2126 Серия Т (1979 г.)
ИЖ 2126 Серия Т (1979 г.)ИЖ 2126 Серия Т (1979 г.) – первый прототип автомобиля малого класса, одна из первых собственных разработок Ижевского автомобильного завода.
МЗМА-402 Москвич (1955)
МЗМА-402 Москвич (1955)МЗМА-402 Москвич (1955) — один из первых прототипов популярной малолитражки.
АЗЛК 2142 «Москвич» (1990-96)
АЗЛК 2142 «Москвич» (1990-96)АЗЛК 2142 «Москвич» (1990-96) — опытный седан на базе АЗЛК-2141 и представлен широкой публике
МЗМА Москвич 400/421 (1947)
МЗМА Москвич 400/421 (1947)МЗМА Москвич 400/421 (1947) — прототип пятидверного универсала с частично деревянным кузовом (для экономии металла ), созданный на базе фургона 400-422.
НАМИ-031 (1957 г.)
НАМИ-031 (1957 г.
)НАМИ-031 (1957 г.) – прототип двухместного микроавтомобиля, оснащенный двухтактным двухцилиндровым мотоциклетным двигателем МД-65 объемом 500 куб.см и мощностью 18 л.с.
РАФ-08 «Спридитис» (1957 г.)
РАФ-08 «Спридитис» (1957 г.)РАФ-08 «Спридитис» (1957 г.) – прототип восьмиместного микроавтобуса с цельнометаллическим кузовом типа вагон и полунесущей конструкции, созданной на базе РАФ-10 и оснащенной двигателем МЗМА-407.
ВАЗ-2103 «Универсал» (1976 г.)
ВАЗ-2103 «Универсал» (1976 г.)ВАЗ-2103 «Универсал» (1976 г.) — опытный вариант автомобиля ВАЗ-2103 универсал, собранный в количестве трех экземпляров по заказу технического руководства завода.
ВАЗ-2102Э (1975 г.)
ВАЗ-2102Э (1975 г.)ВАЗ-2102Э (1975 г.) – экспериментальный фургон для перевозки груза и одного пассажира, созданный на базе универсала ВАЗ-2102 и оснащенный электродвигателем. растение. Как тебе это, Илон Маск?
ВАЗ «Половина седьмого»
ВАЗ «Половина седьмого» ВАЗ «Половина седьмого» — изготовлен по заказу «сверху» для Леонида Ильича Брежнева (или кого-то из его семьи), автомобиль ВАЗ-2106 с элементами дизайна перспективной, тогда только разработанной «семерки» ВАЗ-2107.
ЗАЗ-971 (1962 г.)
ЗАЗ-971 (1962 г.)ЗАЗ-971 (1962 г.) — полноприводный малолитражный легковой автомобиль, созданный на базе серии грузовых автомобилей 3АЗ-970, узлов и агрегатов ЗАЗ- 965A и 966.
Вот так:
Нравится Загрузка…
Коммунистические автомобили стали редкостью для ностальгирующих
Мартон Дунай, Reuters Life!
5 минут чтения
БУДАПЕШТ (Рейтер Лайф!) Их рычащие двигатели, грохочущие кости подвески и устаревшие конструкции когда-то правили улицами за железным занавесом. Но теперь Trabant и его коммунистические собратья стали редкостью для коллекционеров. Лады советского производства, классические чешские Skoda с задним расположением двигателя, румынские Dacia, польские Fiat или самые известные из них, восточногерманские Trabants сейчас очень редки. «Производство остановилось почти сразу после падения Стены, — сказал Габор Мучан, президент клуба Trabant в Венгрии. «Это означает, что новейшим из этих автомобилей 20 лет, почтенный возраст даже для западной модели хорошего качества».
Статуя Ленина отражается в боковом зеркале «Победы» советского производства, когда водитель сидит у бампера во время фотосессии в Мемориальном парке Будапешта, 17 ноября 2009 г. REUTERS/Laszlo Balogh
«Настоящих, простых пользователей не осталось. Коллекционеры скупают несколько пригодных для использования автомобилей за баснословные суммы денег. Я только что слышал о Trabant в отличном состоянии, который был продан за 1,5 миллиона форинтов (8 340 долларов США)». Последние новые Trabants были проданы в 1991 году за 100 000 форинтов.
Он сказал, что даже члены его клуба владеют несколькими автомобилями коммунистической эпохи, годовое обслуживание которых может стоить больше, чем покупная цена.
Ностальгия заставляет многих профессионалов и автолюбителей говорить о моделях прошлого, хотя большинство из них производили немногим более 70 лошадиных сил, часто ломались и не позволяли себе роскоши.
«Они были неплохи, эти автомобили», — сказал Джено Борос, редактор недавно опубликованной книги о старых восточноевропейских автомобилях.
«Они были адаптированы к местным условиям».
За некоторыми исключениями, автомобили представляли собой лицензионные версии западных брендов, таких как модели Fiat, Ford и Renault.
Фиат был особенно популярен.
«Лучшие, худшие и самые продаваемые автомобили — все они были Fiat», — сказал Борос. «Застава, сделанная в Югославии, была модифицированным Fiat 128, вероятно, лучшей универсальной моделью».
«Но польский Fiat 125 был настолько плох, что о нем ходили легенды. Вы пытались заменить колесо, поставили его на домкрат, и рама прогнулась».
Слайд-шоу ( 3 изображения )В 1970 году Советы лицензировали передний двигатель и задний привод Fiat 124 для создания Lada, вероятно, самого распространенного автомобиля в восточном блоке. Они будут производить его десятилетиями.
«Лада была достаточно прочной для российских дорог и погоды», — сказал Борос. «С небольшими изменениями он был готов к работе в степи».
Поскольку инновации были ограничены, а конкуренция отсутствовала, автомобили часто могли оставаться в производстве почти без каких-либо модификаций в течение 20 лет.
Вот почему Борос назвал свою книгу «Устаревшие модели».
Хорошо это или плохо, но автомобили продавались как конфетки, потому что их было так мало. В плановой экономике Востока каждой стране было поручено производить заранее определенное количество товаров, в результате чего на большинстве рынков было гораздо меньше автомобилей, чем водителей.
«Рынок Венгрии мог поглотить любое количество автомобилей, — сказал Агостон Корменди, главный инженер государственного агентства по импорту до 1989 года. — Но из-за валютных ограничений мы не могли импортировать более 100 000 автомобилей в год, примерно».
Венгрия не производила автомобили, потому что в блоке ей было передано портфолио автобусов и грузовиков. В обмен на каждый экспортируемый крупный автомобиль он мог требовать определенное количество автомобилей. По словам Корменди, один венгерский автобус «Икарус» стоил около 23 «Лад».
Этот рынок породил своеобразную экономику. Потенциальные покупатели должны были записываться на машину за годы вперед.
«Однажды я подписался на «Ладу», — вспоминал Корменди. «Никаких привилегий. Мне сказали, что я получу его через пять лет. Я получил его восемь лет спустя почти вдвое дороже».
Нехватка помогла создать самый известный из автомобилей коммунистической эпохи, Trabant. Он был впервые выпущен в 1957 году, а дешевая конструкция и базовые технологии помогли реанимировать автомобильную промышленность в послевоенной Восточной Германии, сказал Корменди.
Двухтактный двухцилиндровый двигатель был разработан в 1930-х годах, сказал он, добавив: «Он был настолько прост, что любая домохозяйка могла установить его на кухонном столе».
Одному из сегодняшних самых больших поклонников Trabant едва исполнилось 12 лет, когда пал коммунизм. Петер Лоринц, которому сейчас 32 года, влюбился в новый Trabant своей матери в 1988 году и начал их коллекционировать.
В его доме недалеко от Будапешта есть задний двор, забитый металлоломом, и гараж, битком набитый семью «Трабантами»: четырьмя лимузинами, двумя универсалами и кабриолетом.
