Как пользоваться ручником (ручной тормоз в автомобиле)
Каждому начинающему водителю необходимо знать, что такое стояночный тормоз — и для чего он нужен в автомобиле, прежде чем учиться пользоваться им. Устройство и принцип действия стояночного тормоза изучить несложно, а плюсы существенные.
Назначение устройства стояночного тормоза
Стояночный тормоз (также он называется ручной тормоз или, короче, просто ручник) — важный элемент тормозного управления вашего авто. Основная система используется непосредственно во время движения. Но работа стояночного тормоза иная: он удержит автомобиль на месте, если оно стоит на поверхности, имеющей уклон. Он помогает осуществлять резкие повороты на спорткарах. Использование ручника бывает и вынужденным: если основная система тормозов откажет, ручной тормоз вы примените, чтобы остановить машину в экстренном, аварийном порядке.
Как пользоваться ручником
Ручной тормоз по сути состоит из механизма, заставляющего тормоз действовать, в виде рычага или педали, и тросов, воздействующих на основную систему.
Как его задействовать?
Переведите рычаг, чтоб он оказался в вертикальном положении — вы услышите, как щелкнет фиксатор. Что произошло внутри машины? Натянулись тросы — они прижимают к барабанам тормозные колодки у задних колес. Теперь задние колеса оказались в заблокированном положении, машина тормозит.
Чтобы сняться с ручного тормоза, зажмите кнопку-фиксатор и опускайте рычаг в изначальное положение, вниз.
Как тормозить ручником
Всех, кто недавно сел за руль, интересует: можно ли тормозить ручником в процессе движения?
Во-первых, требуется сразу уяснить: торможение ручником возможно не на каждом авто. В современных моделях машин вы просто не найдете знакомую ручку — там кнопочка, часть электронного управления. И вы не сможете воспользоваться ей, если машина находится в процессе движения.
С помощью различных тест-драйвов выяснено, что тормозить ручником на ходу можно. Но производить это действие следует внимательно.
При резком затягивании вы моментально блокируете задние колеса и войдете в занос либо потеряете управление. Главное — при затягивании рычага не крутите руль, иначе «полицейский разворот» случится помимо вашей воли. Станете кинозвездой, когда не ждали.
Можно ли тормозить ручником, если передвигаетесь по скользкому или заснеженному дорожному полотну? Не рекомендуется: такое покрытие и так сомнительно в смысле сцепления колес с трассой. Совершая торможение ручным тормозом, вы добьетесь разного сцепления задних и передних колес с полотном, что может привести к аварийной ситуации.
Непременно учитывайте фактор скорости движения. Если машина передвигается на низкой скорости, то использование ручника приведет к развороту. Если же скорость превышает 170 км\ч, авто перевернется. Используйте торможение на ходу в исключительных случаях, при отсутствии иного выхода из ситуации, и только на сухом и ровном дорожном полотне.
Обязательно следите за состоянием системы. Как и любой другой элемент управления транспортным средством, она нуждается в профилактических осмотрах и своевременном техническом обслуживании. Держите его в идеальном состоянии — этим вы снизите потенциальный риск аварийных ситуаций и сможете безопасно ездить на своем авто.
Если стоит АКПП
Ручной тормоз на автомате — он же кнопка Р — поможет выровнять траекторию движения, если вас заносит или при драйве. Отключается он, если нажать кнопку повторно. Свои плюсы у этой системы есть — на подъеме машина не откатится, регулировать ничего не нужно. Ну и компактность, конечно.
Встаем на «ручник». Как правильно пользоваться стояночным тормозом? | Об автомобилях | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 4 минуты
2976
Shutterstock.com
Ручной тормоз вызывает у водителей опасения. Он нередко замерзает, отчего колодки после затяжки уже не могут возвращаться в нейтральное положение. Тросик ручника ржавеет и вытягивается, подвергая машину риску скатывания на уклонах. Поэтому некоторые владельцы старых машин стараются никогда не использовать «ручник», обходясь блокировкой коробки с помощью установки ее на первую передачу. Другие же допускают банальные ошибки, стараясь не нагружать привод. Как же использовать стояночный тормоз правильно?
Просушить колодки
Чтобы тормозные колодки после езды по лужам в дождь не примерзали к барабанам при наступлении заморозков, их необходимо просушить. Для этого можно использовать прием экстренного торможения на ровной пустой дороге. Машина разгоняется до 50 км/ч, а затем водитель резко бьет по педали тормоза, вплоть до включения АБС. Пара таких торможений разогреет колодки и высушит влагу.
Торможение мотором не помогает
На современных машинах ручной тормоз должен использоваться всегда. Это касается не только машин с роботами, у которых нет в трансмиссии положения «P», но и автомобилей с механическими коробками, а также с автоматами и вариаторами. Конструкция механических коробок изменилась, и их уже нельзя блокировать включенной передачей. При остановке на уклоне, при заглушенном двигателе, при включенной первой ступени (без использования ручного тормоза) автомобиль начинает медленно, рывками скатываться вниз. Примерно через каждые 12-18 секунд происходит откат примерно на 1/6 оборота колеса, затем пауза, и опять новый цикл скатывания. Скатываются с горки даже новые автомобили, у которых все в порядке с силовым агрегатом и с трансмиссией.
Дело в том, что новые турбированные моторы не рассчитаны удерживать вес 1, 2-тонной машины, отчего под нагрузкой допускают проворот коленвала. Однако подобный процесс запросто приводит к поломке. На вал через ремень ГРМ задействован клапанный механизм, у которого при вращении могут сбиться настройки, а это в свою очередь во время запуска мотора грозит повреждением клапанов.
Поэтому удерживать автомобили с механическими коробками с помощью первой или задней передачи сейчас нельзя. Обязательно нужно затягивать «ручник».
Не оставляйте автомат только в режиме «P»
При постановке автомобиля с автоматической коробкой передач его тоже необходимо фиксировать «ручником». Дело в том, что на уклоне штатные крепления вала автомата испытывают слишком сильные нагрузки. К примеру, машина давит на маленький фиксатор с усилием, которое равно произведению массы на синус угла наклона. Для автомобиля весом 1200 кг на 23-процентном уклоне скатывающая сила достигает 269 кг. Такое усилие рано или поздно срывает фиксаторы вала. Через несколько лет возникнет эффект усталости металла, и коробку придется везти в ремонт. Поэтому лучше снять напряжение с коробки с помощью ручного тормоза.
Затягивайте «ручник» при выжатом тормозе
«Ручник» необходимо активировать только при нажатой педали тормоза. Тогда вес автомобиля будет удерживаться колодками до момента фиксации. Если поступать иначе и отпускать педаль, когда автоматическая трансмиссия переводится в режим P или «механика» ставится на передачу, то кузов автомобиля немного откатывается и «повисает» на шестернях коробки или на фиксаторе автомата. При затягивании стояночного тормоза эта нагрузка остается, что плохо сказывается на технике.
Как определить вытянутый тросик «ручника»?
Хорошей затяжкой ручного тормоза обычно считается семь щелчков. Он должен держать машину на уклоне в 30%. Если тросик вытянулся и колодки уже не схватывают диски с должным усилием, то это повод поскорее отправиться в мастерскую. Ослабший ручной тормоз может не удержать автомобиль, и он укатится под уклон.
В современных машинах стояночный тормоз уже электронный. Автоматика сама регулирует усилие прижима колодок, чтобы не дать колесам провернуться.
Камень под колесом
Если возникла необходимость оставить машину на склоне, а ручной тормоз работает на всегда хорошо, то можно подстраховаться с помощью нехитрых приспособлений.
При паркинге у бордюра можно вывернуть колеса таким образом, чтобы при начале скатывания они упирались в ограничивающий движение бордюр.
Если автомобиль паркуется носом вниз, то руль надо повернуть вправо. При паркинге кормой вниз и при возможном скатывании назад колеса выворачиваются влево, чтобы они так же упирались в бордюрный камень.
Если же уклоны настолько велики, что автомобиль буквально висит на «ручнике», а бордюрного камня нет, то под колеса лучше подложить какие-нибудь предметы. Ими могут быть кусок кирпича, деревянный брусок, или специально сконструированный «башмак» с упором. Такие удерживающие «башмаки» могут фиксировать автомобиль на уклоне в 20-30%.
ручникручной тормоз
Следующий материал
Новости СМИ2
Как пользоваться ручным тормозом в автомобиле с автоматической коробкой передач
Одной из очень важных систем безопасности в автомобиле является ручной тормоз или «стояночный тормоз». В этом руководстве объясняется, как использовать ручной тормоз в автомобиле с автоматической коробкой передач, но сначала для тех, кто не уверен, давайте объясним, что такое ручной тормоз.
Что такое автомобильный ручной тормоз
Ручной тормоз — это механизм безопасности автомобиля, который используется для предотвращения движения автомобиля при парковке. Традиционный ручной тормоз представляет собой рычаг, расположенный между сиденьями водителя и пассажира, который потяните вверх, чтобы задействовать задний тормоз. Ручной тормоз представляет собой относительно простой механизм, в котором используется храповая система, соединенная с тросом. Когда рычаг ручного тормоза поднимается, провода натягиваются и задействуют задние тормоза автомобиля.
Электронные стояночные тормоза стали более популярными. По сути, они выполняют ту же работу, за исключением того, что это делается в электронном виде с помощью нажатия кнопки, которая затем активирует двигатель для включения задних тормозов автомобиля.
В вашем автомобиле будет либо традиционный рычаг ручного тормоза (1), либо электронный стояночный тормоз с кнопкой (2)Как пользоваться ручным тормозом в автомобиле с автоматической коробкой передач
автомобиль при подготовке к выезду.
- Сильно нажмите на педаль тормоза правой ногой
- Установите рычаг переключения передач в привод
- Чтобы отпустить ручной тормоз, слегка приподнимите рычаг и большим пальцем нажмите кнопку на конце рычага
- Полностью опустите рычаг вниз до упора, а затем отпустите кнопку
- Если ваш автомобиль оснащен электронным стояночным тормозом, просто нажмите на выключатель электронного стояночного тормоза .
- Убедитесь, что красная сигнальная лампа тормоза или стояночного тормоза погасла на приборной панели вашего автомобиля
- Снимите ногу с педали тормоза и нажмите на педаль акселератора, чтобы тронуться с места

Примечание: перед тем, как отпустить ручной тормоз, всегда проводите круговое наблюдение, чтобы убедиться в чистоте и безопасности перед троганием с места.
Учебное пособие, объясняющее, как отпустить ручной тормоз или электронный стояночный тормоз в автомобиле с автоматической коробкой передачВ этом учебном пособии объясняется, как задействовать ручной тормоз в автомобиле с автоматической коробкой передач после остановки.
- Дождаться полной остановки автомобиля
- При остановке удерживайте правую ногу на педали тормоза
- Установите рычаг переключения передач в положение парковки
- Чтобы установить ручной тормоз, как только вы начнете поднимать рычаг, нажмите большим пальцем кнопку на конце рычага
- Продолжайте тянуть рычаг вверх, пока не почувствуете натяжение, удерживайте его на месте, затем отпустите кнопку
- Если в вашем автомобиле есть электронный стояночный тормоз, просто потяните вверх переключатель электронного стояночного тормоза .
- В качестве визуального подтверждения того, что стояночный тормоз включен, вы должны увидеть, что на приборной панели вашего автомобиля загорается красная сигнальная лампа тормоза или стояночного тормоза
- Снимите ногу с педали тормоза

Видеоучебное пособие
В этом видеоучебном пособии показано, как отпустить ручной или электронный стояночный тормоз перед троганием с места и как задействовать их сразу после того, как вы остановитесь. остановка.
Аварийный тормоз
Другое название ручного или стояночного тормоза — аварийный тормоз. За десятилетия усовершенствований тормозная система автомобиля стала чрезвычайно надежной, но в крайне маловероятном случае отказа тормозов, когда педаль тормоза не реагирует, по возможности держите руль прямо и поднимайте ручной тормоз до тех пор, пока не почувствуете, что автомобиль замедляется.
Не поднимайте рычаг стояночного тормоза слишком сильно, так как это может привести к блокировке задних колес. Если у вас есть электронный стояночный тормоз, потяните и удерживайте переключатель стояночного тормоза. Аварийное торможение прекращается после отпускания переключателя, а на некоторых моделях автомобилей может потребоваться также нажатие педали акселератора.
Автоматический экзамен по вождению
Часто возникает путаница в отношении того, когда использовать ручной тормоз во время экзамена по вождению и как часто его следует использовать. Это объясняется для учебника по автоматическому вождению, см.: Автоматический экзамен по вождению: использование ручного тормоза.
Как и когда использовать ручной или стояночный тормоз в автомобиле
С таким названием, как стояночный тормоз, должно быть очевидно, когда вы должны его использовать, но его также называют ручным тормозом, аварийным тормозом или электронным тормозом в различных частях мира. Это не так просто, как понять, что вы должны применять его, когда вы остановились, поскольку есть и другие случаи, когда вы должны использовать его, и метод различается между автомобилями с автоматической и механической коробками передач.
Различные автомобили имеют различные механизмы:
- Ручной рычаг между сиденьями или, реже, со стороны двери водительского сиденья
- Ножной тормоз слева от педали сцепления
- Переключатель или кнопка либо на приборной панели, либо рядом с рычагом переключения передач между передними сиденьями
- Ручной рычаг рядом с рулевой колонкой или под ней
Ручной тормоз обычно приводит в действие только задние колеса. Ручные тормоза могут заклинить, если вы не используете их регулярно или если погода очень холодная.
Как пользоваться ручным тормозом В экстренной ситуации Ручной тормоз называется аварийным тормозом, потому что изначально он был разработан для использования в аварийной ситуации, если отказали основные тормоза. Все современные тормозные системы имеют системы, делающие крайне маловероятным их отказ, поэтому экстренное торможение в таких обстоятельствах используется редко. Ручной тормоз не является мощным тормозом, но его можно использовать для замедления автомобиля, если отказали обычные тормоза. Единственная проблема заключается в том, что работа задних колес ручным тормозом означает, что он не обеспечивает большой тормозной силы, и существует риск блокировки задних колес, что приведет к вращению при повороте (это предпосылка поворота с ручным тормозом). ).
При парковке на ровной поверхности оставьте коробку передач в нейтральном положении и включите ручной тормоз.
Если вы паркуетесь лицом вверх по склону, включите 1-ю передачу, поверните колеса в сторону бордюра и включите ручной тормоз. В случае отказа ручного тормоза сопротивление двигателя и коробки передач, вызванное попыткой откатиться назад на первой передаче, будет удерживать или замедлять автомобиль, и любое движение будет остановлено, когда колеса врежутся в бордюр.
Если вы паркуетесь лицом вниз по склону, применяйте ту же логику, что и при движении вверх по склону, но включите заднюю передачу.
Слабо затянутый ручной тормоз может пробуксовывать, особенно при сильном изменении температуры, что может повлиять на допуски. Вот почему важно оставлять автомобиль на передаче на склоне или ставить клинья под колеса, чтобы они не катились.
Парковка с автоматической коробкой передачГде бы вы ни парковались, держите ногу на педали тормоза, затем включите ручной тормоз, затем установите коробку передач в положение P. Это особенно важно на склоне, потому что, если вы поставите коробку передач в положение P и отпустите педалью автомобиль будет немного катиться вперед или назад и будет давить на собачку (зубчатое колесо на карданном валу). Это затруднит вывод автомобиля из положения P и включение передачи.
Во время ожидания на перекрестке Большинство людей ждут на светофоре или перекрестке, нажав на педаль тормоза.