Рулевой вал: Рулевой вал — Энциклопедия журнала «За рулем»

Содержание

Что такое рулевой вал и как произвести его замену?

На чтение 4 мин. Просмотров 282

Рулевой вал обеспечивает соединение рулевого колёса с рулевым механизмом. Довольно часто используется шарнирный рулевой вал. Благодаря ему обеспечивается уменьшение уровня травматизма водителя в случае аварийной ситуации. И так, как же поменять кардан рулевого вала?

Одним из самых крупных российских предприятий, занимающихся разработкой легковых автомобилей является АвтоВАЗ. За тот период, когда существует АвтоВАЗ уже было произведено и выпущено множество автомобилей. Одна из выпущенных моделей является ВАЗ1118, а это самая первая версия “Лада Калина”. Первая модель “Лада Калина” начала выпускаться в 2004 году и закончилось в 2011 году. Хотя выпуск этой модели автомобилей прекратился уже пару лет назад, но сам автомобиль не исчез с российских дорог и они до сих пор встречаются на дорогах многих российских городов.

Прототипы “Лада Калина”

Лада Калина 1119 хетчбэк

Первым поколением модели “Лада Калина” является хетчбэк Лада Калина 1119, выпускающийся начиная с 2006 и заканчивая 2013 годом включительно. Представленный прототип “Лада Калина” сравнительно с седаном и универсалом имеет недостаточно большой объём багажника, но если сложить задние сидения, то можно провести достаточно большой груз. Существует три базовые комплектации данной модели: люкс, норма и стандарт. В люкс комплектации предусматривается улучшенная велюровая обивка дверных панелек и кресел.

Двигатель имеет восьмиклапанный мотор объем, которого — 1,6 литра и современный шестнадцатиклапанный агрегат объём, которого — 1,4 литра. Его производство было начато с 2007 года.

Здесь были применены более лёгкие поршни, головки блока, прокладки впускного коллектора из стали и удлинённые шатуны. Благодаря современному мотору “Лада Калина” стала более динамичная.

Лада Калина 1118 седан

С 2004 года начала выпускаться модель “Лада Калина” с кузовом седан, а в 2011 году производство четырёхверчастого автомобиля прекратилось. Колёсная база и просторность салона у седана ничем не отличается от универсала и хетчбэка, а по объёму багажного отделения седан стоит на первом месте. В 2007 году модель автомобиля получила усовершенствованный шестнадцатиклапанный двигатель, имеющий облегчённую шатунно-поршневую группу.

Кардан рулевого вала Лада Калина

Лада Калина 1117 универсал

Массовое производство универсала было начато с 2007 года, а в 2009 году “Ладу Калину” усовершенствовали. Объём багажного отделения универсала имеет больший по сравнению с хетчбэком и меньший по сравнению с седаном литраж. Двигатель имеет восьмиклапанный мотор объём, которого — 1,6 литра и современный шестнадцатиклапанный агрегат объём, которого — 1,4 литра. Уменьшение объёма двигателя сделало “Ладу Калину” намного экономичней и динамичней. Существует три базовые комплектации данной модели: люкс, норма и стандарт.

Рулевой вал

Рулевой вал обеспечивает соединение рулевого колёса с рулевым механизмом. Довольно часто используется шарнирный рулевой вал. Благодаря ему обеспечивается уменьшение уровня травматизма водителя в случае аварийной ситуации.

Положительные качества рулевого вала:

  • Бесшумность. Из-за отсутствия люфта в карданном соединении с упругими втулками происходит бесшумная работа;
  • Отсутствует заедание и замечается лёгкость вращения, благодаря наличию качественной смазки и высокого антифрикционного свойства втулок кардана;
  • Отличная упругость втулок кардана, а это гарантирует большую долгосрочность использования.

Заменяем нижний кардан рулевого вала

Необходимый инструмент:

  • Рожковый ключ на 12;
  • Молоток;
  • Трещоточный ключ, имеющий головки на 10 и 12;
  • Зубило;
  • Шлицевая отвёртка, имеющая толстое и широкое жало;
  • Монтировка.

Итак, как поменять кардан рулевого вала калина?

Чтобы заменить кардан рулевого вала калина, вам нужно выполнить следующие шаги:

  1. Выставите колёса в направлении прямолинейного движения автомобиля;
  2. Снимите крышку с воздушного фильтра, имеющего гофру;
  3. Открутите болт на 12 в месте педальных узлов;
  4. Открутите болтик на 12 в районе капота;
  5. Постукивая по ушкам кардана молотком необходимо выбить кардан в сторону руля;
  6. Снимите кардан с вала рейки;
  7. При помощи головки на 10 открутите болты моторного щитка и сдвиньте кожух вверх по кардану;
  8. При помощи монтировки подтолкните кардан вверх по шлицам вала;
  9. Потяните кардан вниз и вынимайте его из рулевого вала;
  10. Оденьте пыльник на новенький кардан;
  11. Через кожух моторного щитка в салон вставьте новенький кардан;
  12. В салоне вы должны попасть карданом в верхний кардан рулевой рейки;
  13. Поставьте ровно руль и оденьте кардан на вал рейки;
  14. Закрутите болтики.

Рулевой вал

Цена (р.):

Название:

Артикул:

Текст:

Выберите категорию:
Все Двигатель » Двигатели ВАЗ в сборе » Блоки цилиндров » Головки блока цилиндров (ГБЦ) » Коленвалы » Распредвалы 16V » Распредвалы 8V » Распредвалы Классика » Шкивы / звезды / шестерни » Шатуны облегченные » Поршни » Кольца поршневые » Клапана облегченные » Тарелки клапанов » Направляющие клапанов » Толкатели клапанов жесткие » Ремни ГРМ / ролики / натяжители цепи » Маховики облегченные » Прокладки » Буст-контроллеры » Шатуны стандартные и комплектующие » Подогрев тосола » Комплекты для ТО Впускная система » Спортивные ресиверы » Дроссельные заслонки спорт » Карбюраторы спорт » Фильтры нулевого сопротивления инжекторные » Фильтры нулевого сопротивления карбюраторные » Кронштейн нулевого фильтра » Регулятор давления топлива » 4-х дроссельный впуск Выхлопная система » Комплекты выхлопной системы »» Лада Веста »» Лада Приора »» Лада Гранта »» Лада Калина 1/2 »» Лада Нива 4×4 »» ВАЗ 2108-2109-21099 »» ВАЗ 2110-2111-2112 »» ВАЗ 2113-2114-2115 »» ВАЗ 2101-2105-2107 (Классика) » Пауки (выпускной коллектор) » Вставки для замены катализатора » Резонаторы (приемные трубы) » Глушители » Комплектующие для установки » Насадки на глушитель » Виброкомпенсаторы (Гофра) Турбо раздел » Приводные компрессоры АвтоТурбоСервис » Интеркулеры » Турбины » Турбоколлектор КПП / Коробка передач » Главные пары » Спортивные ряды » Блокировки КПП » Усиленные полуоси / валы / привода » Сцепление » Сцепление металлокерамика » Карданчик кулисы КПП » Короткоходные кулисы » Раздаточная коробка и комплектующие Подвеска » Стойки и амортизаторы KYB » Стойки и амортизаторы DEMFI » Стойки и амортизаторы SS20 » Стойки и амортизаторы Damp » Стойки и амортизаторы АСОМИ » Стойки и амортизаторы АСТОН » Стойки и амортизаторы ASVIC » Стойки и амортизаторы PLAZA » Опоры стоек / усилители опор » Пружины » Проставки развала / шпильки колес » Шумоизоляторы и отбойники »» ВАЗ 2108-2115 »» ВАЗ 2110-2112 »» Лада Калина, Лада Гранта » Полиуретановые сайлентблоки и втулки » Комплектующие » Подшипники » Поворотные кулаки и комплектующие » Ступицы и комплектующие Рулевое управление » Электроусилители руля (ЭУР) » Комплектующие ЭУР » Гидроусилители руля » Рулевой промежуточный вал » Рулевая рейка » Комплектующие рулевой рейки Тормозная система » Гидравлический ручной тормоз » Вакуумные усилители тормозов / ГТЦ » Задние дисковые тормоза » Тормозные диски » Тормозные колодки » Комплектующие тормозной системы » Задние тормозные барабаны Растяжки / защита / упоры / усиление жесткости кузова » Растяжки » Опоры двигателя » Подрамники » Защита картера » Рычаги передней подвески » Рычаги задней подвески » Стабилизатор устойчивости » Поперечины » Усилители кузова » Упоры капота и багажника » Крабы / гитары » Реактивные штанги » Комплектующие Внешний тюнинг / обвесы

☰Ремонт травмобезопасного вала рулевой колонки

Максимальная безопасность водителя и пассажиров – главная цель, к которой стремятся все мировые автомобильные производители (кроме АвтоВАЗ). Чтобы защитить своих клиентов, автомобильные компании регулярно совершенствуют системы активной и пассивной безопасности выпускаемых автомобилей.

Системы активной безопасности предотвращают аварийные ситуации на дороге. К средствам пассивной безопасности относятся устройства и системы, которые снижают риск травм при ДТП для водителя и пассажиров.

Тема этой статьи — травмобезопасный вал рулевой колонки (узел рулевого управления и устройство пассивной защиты), его конструкция и функции. Мы расскажем, кто первым спроектировал травмобезопасный вал и почему так важно всегда поддерживать этот узел в исправном состоянии.

А в конце статьи мы откроем секрет о том, как справиться с неисправностями вала рулевой колонки.

Травмобезопасный вал — история происхождения

Травмобезопасное рулевое управление в 1952 изобрел венгерский конструктор Бела Барени, который с 1939 по 1972 год работал в немецкой автомобильной компании Mercedes-Benz. Барени запатентовал более 2000 изобретений, большинство из которых были связаны с системами пассивной безопасности автомобиля.

Бела Барени — конструктор автомобилей Mercedes-Benz и отец систем пассивной безопасности

Идея венгра заключалась в следующем: конструировать автомобили, которые будут состоять из трех зон. Переднюю и заднюю зоны назвали зонами деформации, которые при аварии принимали весь удар на себя.

Средства пассивной защиты, которые предложил Барени, должны были уменьшить последствия ДТП для водителя и пассажиров. Концепции Барени впервые внедрили на автомобиле Mercedes-Benz W120 “Ponton”.

Mercedes-Benz W120 “Ponton”

Первый серийный автомобиль, в котором использовали пассивные системы безопасности, компания выпустила в 1959 году. Модель назвали Mercedes-Benz W111. Он стал первым в истории транспортным средством с травмобезопасным валом рулевой колонки. С тех пор узел неоднократно меняли и совершенствовали, но общие принципы, которые заложил в одну из своих разработок Бела Барени, по сей день сохранились.

Mercedes Benz W111 — первый серийный автомобиль, оснащенный средствами пассивной безопасности

Конструкция и принцип работы травмобезопасного вала

Травмобезопасный вал рулевой колонки современного автомобиля состоит из 4 элементов:

  • верхний карданный шарнир или крестовина;
  • шлицевая втулка;
  • шлицевой вал;
  • нижний карданный шарнир или крестовина.

Травмобезопасный вал в разобранном виде

Все элементы узла делают из прочных и износоустойчивых металлических сплавов.

Как делают травмобезопасный вал рулевой колонки:

  • вал и втулку с шлицевыми креплениями отливают в высокоточных формах;
  • полученные заготовки закаляют, чтобы узел получился прочным;
  • охлажденные детали подгоняют друг под друга на расточном станке и полируют, чтобы увеличить стойкость металла к коррозии и механическому износу и придать элементам товарный вид;
  • на специализированном прессе вал запрессовывают внутрь втулки;
  • полученный узел проверяют на диагностическом стенде, который проверяет степень подвижности и передаваемой нагрузки элементов вала;
  • после этого в посадочные места на концах узла запрессовывают карданные шарниры (крестовины), с помощью которых вал крепится к рулевой колонке и рейке;
  • узел еще раз проверяют, после чего, если нужно, красят.

Травмобезопасные валы отличаются по размерам и типам шлицевых соединений, которые зависят от особенностей конструкции автомобилей. Однако в общем виде травмобезопасный вал рулевой колонки в сборе выглядит так:

Травмобезопасный вал в обычном и сложенном (например, от удара) виде

В середине-конце XX века травмобезопасные валы делали по другим принципам и существовало большое разнообразие конструкций, что также отражалось на принципах работы. Со временем телескопический вал, о производстве которого мы только что рассказали, вытеснил “конкурентов”. Сейчас вал телескопического типа устанавливают во все автомобили независимо от типа рулевой колонки.

Принцип работы травмобезопасного вала рулевой колонки современного автомобиля:

  • если во время ДТП удар затрагивает рулевую рейку, вал складывается, как телескоп, и гасит инерцию удара;
  • если хода вала недостаточно, чтобы полностью погасить удар, в дело вступает сама конструкция рулевой колонки. Травмобезопасная рулевая колонка автомобиля оборудована двумя крестовинами, которые находятся на концах травмобезопасного вала и соединяют рулевой вал колонки и распределитель рейки в единую конструкцию. Крестовины соединяют валы узлов под небольшим углом (до 15°) друг к другу. Благодаря такой конструкции при сильном ударе колонка складывается, вместо того чтобы врезаться в грудную клетку водителя.

Углы между колонкой, травмобезопасным валом и распределителем рейки

С технической информацией закончили. Но осталась еще одна тема, которую мы не обсудили — что делать, если травмобезопасный вал неисправен?

Ремонт травмобезопасного вала рулевой колонки

Недавно на нашем YouTube-канале появился видео-ролик, в котором мы рассказали об уникальной услуге по ремонту травмобезопасного вала рулевой колонки на примере автомобиля Ford Fiesta. Если кто не смотрел или хочет освежить память, смотрите видео ниже или на нашем YouTube-канале.