Шатунные шейки: Коренные и шатунные шейки Классика

Шатунные шейки — ua.MotoFocus.eu

Author: Pедакція, https://ua.motofocus.eu/ 29 Серпня 2013, 0:00

29.08.2013. Создание эффективного и прочного подшипника — это не только вопрос оптимальной конструкции вкладышей подшипника. Шатунные шейки также играют значительную роль, т.к. любое отклонение от допустимой геометрии может вызвать повреждение подшипника.

Осевая погрешность профиля
Осевая погрешность профиля шатунных шеек может представлять собой коническое, выпуклое или вогнутое отклонение (Рисунок 15). Степени допустимого отклонения формы определяются заданными предельными значениями и зависят от диаметра и толщины шатунной шейки. В Таблице 1 приведен пример с шейкой диаметром 50 мм.

 

Радиальная погрешность профиля
Радиальная погрешность профиля возникает в тех местах, где во время изготовления есть вибрации между инструментом и шатунной шейкой. На Рисунке 16 приведены примеры возможных радиальных погрешностей профиля. Степени допустимого отклонения формы зависят от типа отклонения, а также минимальной толщины масляной пленки. Минимальная толщина пленки масла зависит от нагрузки на подшипник.

 

[Рис. 15]

Создают такие погрешности формы шейки коленчатого вала в осевом направлении, как коническое, выпуклое или вогнутое отклонение от идеальной цилиндрической формы. Практически все шейки коленчатых валов имеют отклонения от идеальной цилиндрической формы. Решающее значение имеет разница между самым большим (a) и самым маленьким (b) диаметрами. Примеры предельно допустимых погрешностей формы приведены в Таблице 1.

[Рис. 16]
Типичные отклонения формы шеек коленчатого вала от идеальной круглой формы в радиальном направлении.

На иллюстрации показаны отклонения от 1-го по 6-ой порядок. Такие погрешности формы возникают в том случае, если между шлифовальным кругом и проворачивающимся коленчатым валом создаются гармонические колебания.

Шероховатость поверхности
Вместе с осевыми и радиальными погрешностями формы еще одни важным свойством шатунной шейки является качество обработанной поверхности. Высокое качество обработанной поверхности минимизирует износ шейки и вкладыша. В Таблице 2 приведен ряд рекомендаций в отношении параметров Ra и Rz шероховатости поверхности.

 

 

Коленчатые валы из ЧШГ
В настоящее время коленчатые валы изготавливают либо из стали, либо из чугуна с шаровидным графитом (ЧШГ). ЧШГ содержит включения графита (так называемые «вкрапления» графита), повышающие эластичность материала. При производстве шеек из ЧШГ необходимо учитывать одну специфическую характеристику.

 

При перешлифовке шейки из чугуна с шаровидным графитом происходит разрезание «вкраплений» графита, а «размазывание» материала во время процесса резки вызывает формирование «крышек», закрывающих «вкрапления» графита. Поэтому даже если поверхность внешне выглядит гладкой, во время работы двигателя напряжения на «крышках» могут вызвать их разрушение, что приведет к повреждению подшипника (см. Рисунки 17 и 18). Формирования «крышек» следует избегать во что бы то ни стало. Для этого существуют два способа. Первый способ заключается в минимизации формирования «крышек» за счет использования полос из кубического нитрида бора (КНБ ). Второй способ — это газовое азотирование и полировка после шлифовки вала. «Крышки», подвергшиеся газовому азотированию, более хрупкие и во время полировки легче отламываются. Необходимо отметить, что шлифовка и полировка должны выполняться в противоположных направлениях, при этом полировка должна осуществляться в направлении вращения двигателя.

 

[Рис. 17] Пов ерхность «крышек» вкраплений графита на коленчатом вале
Схематическое увеличенное изображение шейки коленчатого вала, выполненного из чугуна с шаровидным
графитом, в поперечном разрезе. Заштрихованные области представляют собой включения графита в матрицу чугуна. При перешлифовке шейки коленчатого вала включения графита разрезаются. Режущий инструмент «размазывает» сталь по включениям таким образом, что они частично или полностью закрываются «крышкой». Такие «крышки» могут быть опасны для двигателя. Циклическая нагрузка на подшипник может вызвать вибрацию или повреждение «крышек». Разрушение «крышек» может привести к повреждению подшипника частицами загрязнения.

 

[Рис. 18]
Увеличенное в 300 раз изображение шейки коленчатого вала, выполненного из чугуна с шаровидным графитом, в поперечном разрезе. На нем хорошо видны «крышки», показанные на Рисунке 17.

По материалам компании Federal-Mogul

 

Определение износа шатунных и рамовых шеек и устранение поверхностных дефектов.

Определение износа шатунных и рамовых шеек и устранение поверхностных дефектов.

К характерным дефектам коленчатого вала дизеля относят:

— изнашивание шатунных и рамовых шеек с образованием овальности и конусообразности;

— прогиб вала вследствие неравномерности изнашивания рамовых подшипников;

— царапины, риски, задиры на поверхности шеек в результате попадания в масло твёрдых частиц или из-за подплавления подшипников.

Рамовые и шатунные шейки коленчатого вала подвергаются нормальному физическому изнашиванию, которое сопровождается изменением их формы поверхности и профиля продольного сечения.

К изменению формы поверхности шейки относят некруглость, овальность (эллиптичность) и огранку. К изменению профиля продольного сечения шейки — конусообразность, бочкообразность, корсетность и изогнутость.

По результатам измерения определяют овальность и конусообразность шеек и делают заключение о величине и характере износа шеек после сравнения их с предельно допускаемыми износами.

Для определения величины изменения формы поверхности и профиля продольного сечения шатунных шеек их измеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, вертикальной и горизонтальной, и в трёх поперечных сечениях по длине шейки (нос — середина, корма). Два крайних пояса измерений (нос, корма) располагаются на расстоянии 0,4 L от середины шейки (L — длина шейки).

Схема измерений шатунных и рамовых шеек:

Если коленчатый вал демонтирован (приподнят), рамовые шейки измеряют так же, как и шатунные шейки. Если коленчатый вал не демонтирован, шейки измеряют специальной микрометрической скобой, которую «заводят» между рамовой шейкой и фундаментной рамой после демонтажа нижнего вкладыша рамового подшипника. После измерения рамовой шейки вкладыш устанавливают на место.

Вертикальной плоскостью измерения рамовой и шатунной шеек считают плоскость, проходящую через ось рамовых шеек и ось шатунной шейки, когда кривошип шатунной шейки расположен в верхней мертвой точке (ВМТ), или в нижней мертвой точке (НМТ), а горизонтальной плоскостью — когда кривошип шатунной шейки расположен на левом или правом бортах (ЛБ или ПБ).

При измерении шатунной шейки в вертикальной плоскости кривошип шейки устанавливают в ВМТ или НМТ. При измерении любой рамовой шейки в вертикальной плоскости кривошип первого цилиндра также устанавливают в ВМТ или НМТ. Такая схема измерения позволяет правильно установить форму износа шеек и направление большей оси овала.

При совпадении маслоподводящих отверстий с местом установки микрометрической скобы её необходимо сдвинуть вперед или назад от смазочного отверстия.

Пример заполнения таблицы и определения величины износа шеек на овальность и конусообразность приведены в таблице:

Пример измерения шатунных шеек дизеля 4ЧРН 32/48, мм:

Овальность определяют как разность диаметров в одном сечении:

Конусообразность — как разность диаметров в одной плоскости:

Сопоставив полученные значения овальности и кону сообразности шеек с предельно допускаемыми значениями, делают заключение об их состоянии и пригодности коленчатого вала к дальнейшей его эксплуатации. оси шатунной шейки относительно оси коленчатого вала.

В последнее время в судоремонте для проверки непараллельности оси шатунной шейки коленчатого вала применяют прибор квадрант, используемый в геофизике.

Эту проверку выполняют на станке или в судовых условиях при дефектоскопии коленчатого вала. Прибор закрепляют на призму и устанавливают на рамовую шейку. Фиксируют положение её горизонталь ной оси, а затем прибор переносят на шатунную шейку, установленную в ВМТ или НМТ. Прибор покажет величину отклонения оси шатунной шейки относительно рамовой шейки, если непараллельность существует. Отклонение непараллельное™ должно быть не более 0,02 мм/м.

При установке кривошипа в ВМТ или НМТ получаем пересечение осей, а при установке на ПБ или ЛБ — скрещивание осей. Коленчатые валы с трещинами заменяют.

Дефекты рамовых и шатунных шеек коленчатых валов (овальность, конусообразность) устраняют механической обработкой в заводских условиях на токарно-винторезных станках. В случае протачивания рамовых шеек, вал устанавливают на станке в таком положении, при котором его ось совмещается с осью станка. Для этого один конец вала крепят в патроне станка, другой устанавливают на люнет у задней бабки. Под средние шейки подводят промежуточные люнеты (для коленчатого вала шестицилиндрового дизеля устанавливают, как правило, два люнета). С помощью кулачков патрона и люнета у задней бабки совмещают оси крайних рамовых шеек с осью станка. Промежуточными люнетами добиваются совмещения осей средних рамовых шеек с осью станка. Контроль установки люнетов ведётся по раскепам коленчатого вала, который должен быть в пределах 0,02-0,03 мм. Рамовые шейки протачивают последовательно начиная с шейки расположенной у патрона станка. После протачивания измеряют биение шеек и, если оно не превышает 0,02-0,03 мм, их шлифуют. Для шлифования применяют шлифовальную машинку, которую закрепляют на суппорте станка.

Шатунные шейки средних и крупных коленчатых валов протачивают с помощью специальной резцовой головки, которую устанавливают на направляющие каретки суппорта станка и центруют её по соответствующей шатунной шейки. После протачивапия шейки её шлифуют шлифовальной машинкой.

Шатунные шейки небольших коленчатых валов протачивают с помощью центросместителей. Концы коленчатого вала в этом случае вставляют в специальные оправки — центросместители, которые позволяют совместить осевую линию соответствующей шатунной шейки с осью станка.

Деформацию коленчатого вала устраняют механической, термической или термомеханической правкой.

Следующее Предыдущее Главная страница

Подписаться на: Комментарии к сообщению ( Atom )

шатунов — бесплатная доставка при заказе на сумму более 109 долларов США в Summit Racing

Результаты 1–20 из 20

96″> $53,96

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

$44,06

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

33,26 доллара США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

$27,86

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

$27,86

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

156,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 25 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: Сегодня

11,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 25 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 25 апр. 2023 г. если заказать сегодня

156,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 25 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 25 апр. 2023 г. если заказать сегодня

149,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 25 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 25 апр. 2023 г. если заказать сегодня

156,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 25 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 25 апр. 2023 г. если заказать сегодня

156,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 25 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 25 апр. 2023 г. если заказать сегодня

$45,86

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

32,36 доллара США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

$34,16

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

$35,96

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

$27,86

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

$53,96

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

$53,96

Ориентировочная дата отгрузки в США: 12 июня 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 13 июня 2023 г. если заказать сегодня

156,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 25 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 25 апр. 2023 г. если заказать сегодня

176,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США: 25 апр. 2023 г. Расчетная дата международной отправки: 25 апр. 2023 г. если заказать сегодня

Шатун

WÄRTSILÄ
Энциклопедия морских и энергетических технологий

{{/isWistia}} {{#tmbURL}} 9wCompl}}

{{longDate}}

{{#оставшееся время}}

Забронируйте место сейчас

{{/оставшееся время}} {{/wCompl}} {{/isВебинар}}

{{#isПодкаст}} {{/isПодкаст}}

{{#Статья}} {{длинная дата}} {{/isArticle}} {{#isПодкаст}} {{длинная дата}} {{/isПодкаст}} {{#вебинар}} {{#wCompl}} {{длинная дата}} {{/wCompl}} {{/isВебинар}} {{этикетка}}

{{#Статья}}

{{readingTime}} МИН ЧТЕНИЕ

{{/isArticle}} {{#isПодкаст}}

{{durationOfThePodcast}} МИН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *