Почему вам не нужен кондиционер, и как работает климат-контроль в автомобиле — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото: АвтоВзгляд
Климат-контроль — фактически обязательная опция для автомобиля сегодня. Простой кондиционер — это прошлый век, синоним дешевизны и отсталости. Толи дело двухзонная климатическая установка, которая позволит выставить комфортную температуру для обоих пассажиров переднего ряда. Один вопрос: как это работает?
Эдуард Раскин
Требования к автомобилю растут и меняются в сторону увеличения каждый год. Да что там год — каждый месяц. Опции, которые еще вчера были отличительной чертой премиальных моделей, сегодня уже встречаются повсеместно. Так же произошло и с раздельным климат-контролем, позволяющим создать разную температуру на сидениях переднего ряда.
Страшно себе представить, но кондиционер придумали 90 лет назад и сразу же оснастили им небоскребы в США. Первая машина с кондиционером, конечно, американская — Packard 12 Sedan, представленный в 1939 году. Приятную прохладу предлагали исключительно в качестве опции, причем за 30% стоимости самого автомобиля.
Завоевать умы с такими ценами американцам с первого раза, естественно, не удалось — много позже стратегию «дорого, и оттого невероятно круто» применит Стив Джобс, продвигая свою фруктовую технику. А пока кондиционеры в авто оставались диковинкой, доступной лишь малому кругу сильных мира сего.
Были и еще две причины, которые не позволили системам кондиционирования захватить четырехколесный мир: во-первых, «морозильник» включался вручную и только после полной остановки автомобиля — водителю требовалось выйти, открыть капот и перекинуть приводной ремень, а во-вторых, сыграл свою роль форм-фактор. Установка занимала столько же места, сколько и стоила: треть автомобиля.
Фото: АвтоВзгляд
Второе рождение случилось в послевоенной Америке, когда у промышленников появились деньги и на мирные цели. Систему полностью переработали, сделали компактнее и, главное, дешевле. Именно с пятидесятых годов прошлого века началось мировое турне автомобильного кондиционера. Ну хорошо, не совсем мировое: 1/7 часть суши о механической прохладе не ведала, да и в самом существовании такого прибора, как кондиционер, сомневалась.
Первый серийный холодильник изготовили только в 1950-м году. Впрочем, эти слова относятся не ко всем советским гражданам: ЗИЛ-111А 1959 года выпуска был оснащен кондиционером, причем отечественной конструкции, а легендарная «Чайка» — уже импортным. Кесарю — кесарево.
С гордостью и большой помпой спустя без малого 50 лет автомобильный кондиционер появился и на массовых отечественных автомобилях. Первой «холодной ласточкой» стала, естественно, «Волга» под индексом 3110, а вот LADA порадовала своих клиентов долгожданной опцией только в 2007 году. Кондиционером оснащалась «Приора».
Но дожидаться опоздавших не принято, а мировая промышленность сделала уверенный шаг вперед и научила кондиционер не только охлаждать воздух, но и подогревать, смешивать потоки, и держать температуру, создав климат-контроль. Систему, которая управляла климатом в салоне машины, благодаря умной электронике.
Фото: АвтоВзгляд
Теперь — железо. Климат-контроль состоит из блока управления, расположенного на центральной консоли, и самой климатической установки, элементами которой являются отдельный радиатор печки, испаритель кондиционера, датчики температуры в салоне и на улице, а также заслонки. Из них охлажденный или прогретый воздух и дует в салон.
Система не только регулирует температуру, но и позволяет распределять потоки, контролирует уровень влажности и фильтрует воздух. Шофер выставляет нужную температуру на панели управления, а «мозги», обработав информацию с датчиков температуры в салоне и за бортом, задействует необходимые для получения нужного «градуса» устройства: либо печку, либо кондиционер.
Система работает автоматически, задействуя параллельно еще и датчики солнечного облучения и забортной температуры, что позволяет ей добиться поставленного результата в салоне машины.
Так работает однозонный климат-контроль. Но как создать разную атмосферу на соседних креслах? Этого удалось достичь за счет дублирования системы управления и работе заслонок внутри системы, которые распределяют охлажденный и теплый воздух в разных направлениях, а также дополнительного набора датчиков. Просто и понятно.
Двухзонный климат-контроль уже широко распространен и представлен фактически во всех автомобилях среднего класса. Машины подороже позволяют сделать теплее или прохладней пассажирам второго, а иногда и третьего рядов. Что же дальше? Сделать отдельную климатическую зона населению багажника? Хотел сказать «перчаточного ящика», но потом вспомнил — в нем уже есть свой собственный климат-контроль.
- Автомобили
- Кроссоверы
Почему перенесли запуск новинки
18225
- Автомобили
- Кроссоверы
Почему перенесли запуск новинки
18225
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс. Дзен
ТО, технология, комплектующие, аксессуары, техническое обслуживание, лайфхак
назначение, устройство, принцип работы :: SYL.ru
В салоне автомобиля комфортные условия обеспечиваются специальной системой, регулирующей влажность и температуру воздуха. Всем водителям она известна под названием климат-контроль, что очень точно отображает её функции и назначение. Большинство современных машин оснащено такими системами разного уровня сложности. Информацию о наличии климат-контроля можно посмотреть в технической документации авто.
Первым устройством, обеспечивающим комфортный микроклимат в салоне машины, была печка. Часть вырабатываемой ею тепловой энергии шла на отопление. Сейчас это устройство считается примитивным и не способным создавать комфортные условия, особенно в жаркую погоду. В этой статье мы расскажем о системе, пришедшей ему на замену. Другими словами, вы узнаете, что такое климат-контроль в автомобиле.
Определение
Сложные конструкции современных систем помогают им решать широкий спектр задач. Давайте попробуем разобраться в предназначении климат-контроля.
В технической документации сказано, что система обеспечивает комфортные условия для пассажиров и водителя. Самым благоприятным для человека диапазоном температур считается 22-25 °C при влажности 65-80%. Климат-контроль отслеживает эти параметры и поддерживает их постоянство.
Температурный режим регулируется с помощью кондиционера и печки. А вот с влажностью дело обстоит сложнее, так как водяные пары конденсируются на стёклах машины. Это причиняет неудобство и затрудняет обзор водителю. Хороший климат-контроль осушает воздух путём его прогонки через испаритель кондиционера. Благодаря этому вода оседает в виде росы на стенках теплообменника. А понижение влажности исключает запотевание стёкол.
Сейчас данным устройством оснащается большинство транспортных средств (от легковых машин до грузовиков). Также его ставят на самоходные механизмы и специальную технику.
Теперь вы знаете, что такое климат-контроль в автомобиле. Но для полноты картины необходимо рассмотреть ещё несколько важных моментов.
Принцип работы климат-контроля автомобиля
При помощи датчиков это устройство отслеживает температуру воздуха снаружи и внутри машины. Поток извне нагнетается в салон вентилятором, разделяясь на 2 части: одна проходит сквозь испаритель кондиционера, а вторая — через печку. После теплообменников смешанный воздух поступает в салон через сеть дефлекторов и коробчатых воздуховодов.
Параметры регулируются с помощью изменения положения шторок (центральной и дополнительных). Их называют заслонки температурного регулирования. Поворот заслонок осуществляется электрическими сервоприводами, которые уменьшают или увеличивают сечение каналов. Всё описанное выше контролируется через блок управления климат-контролем.
Регулятор на панели этого устройства позволяет установить желаемую температуру, например 24 °C. Эти данные поступят в процессор, который, в соответствии с запрограммированным алгоритмом и полученной с датчиков информацией, будет управлять работой системы. Так как внутренние и наружные параметры постоянно изменяются, их отслеживание происходит в режиме реального времени.
Компоненты
Разработка и установка климат-контроля на машину осуществляется в процессе её сборки на заводе компании-изготовителя. Для выполнения возложенных на устройство функций в его конструкции есть ряд компонентов:
- кондиционер;
- панель управления;
- процессор;
- датчик температуры положения заслонок;
- отопитель;
- нагнетающий вентилятор;
- система дефлекторов и воздуховодов;
- блок направляющих заслонок.
У каждого элемента системы своя функция.
Вентилятор создаёт давление. В режиме рециркуляции воздух забирается системой как изнутри, так и снаружи.
Блок заслонок монтируется в одном корпусе с испарителем кондиционера и радиатором печки. Такая конструкция позволяет привести параметры воздушного пространства в соответствии с установленными значениями.
Система дефлекторов и воздуховодов распределяет потоки по салону авто в соответствии с определённой программой. Управление осуществляется при помощи процессора, получающего данные с панели от переключателей, регуляторов и датчиков.
Работа климат-контроля в автомобиле напрямую зависит от состояния его программы управления и компонентов.
Дополнительные режимы
Кроме основных функций для создания комфортного микроклимата, устройство может иметь ряд дополнительных режимов:
- Обдува нижней части салона и ветрового стекла тёплым воздухом.
- Ручного управления.
- Обдува лобового стекла для предотвращения конденсации. Для этого воздух осушается, а вентилятор работает на полную мощность.
- Подачи воздуха к различным частям тела: ногам, рукам, лицу отдельно либо в определённых комбинациях.
- Рециркуляции.
Последний режим нужен для ускоренного охлаждения или прогрева салона, а также для езды в пробках. В последней ситуации воздух снаружи сильно загазован, и система климат-контроля автомобиля просто перекрывает его подачу в салон. Для этих целей в устройстве предусмотрен датчик, рабочий элемент которого состоит из оксида олова. Его сопротивление меняется в зависимости от уровня концентрации вредных веществ.
Специфика применения
Производители разрабатывают климат-контроль под линейку автомобилей или какую-то конкретную модель. Они различаются по устройству, степени сложности и алгоритму управления.
Недорогие установки обладают малой степенью автоматизации и довольно грубо регулируют воздухообмен. Очень часто при холодном двигателе в салон подаётся неразогретый поток.
В продвинутых установках таких вещей не происходит, так как они контролируют множество разных параметров. В дополнение к другим функциям, современные системы могут не только следить за качеством воздуха, но и задействовать при необходимости фильтры. В последних применяют угольные и бумажные картриджи, задерживающие взвешенные частицы пыли и вредные для человека газообразные вещества.
В современных системах кондиционирования регулировка температуры воздуха осуществляется в промежутке от 16 °C до 30 °C. Во избежание переохлаждения не стоит устанавливать очень низкие значения. Для комфортного пребывания водителя в салоне датчик температуры должен показывать разницу (между салоном и улицей) всего в 5-7 °C. Чтобы ускорить работу устройства, можно приоткрыть окна. Тогда кондиционированный воздух намного быстрее вытеснит их салона холод или тепло.
Двухзонный климат-контроль
Каждый человек обладает индивидуальным восприятием температуры. То есть одно и то же её значение для одного пассажира может быть нормальным, а для другого – дискомфортным. На этот случай автопроизводители придумали двухзонный климат-контроль, когда водитель может выставлять для себя и пассажиров оптимальную температуру.
Перечислим достоинства двухзонного климат-контроля:
- Водитель и каждый пассажир устанавливает для себя наиболее комфортный микроклимат.
- Система очень точно отрабатывает запрограммированный алгоритм.
- Вследствие воздействия наружных и внутренних факторов в таких машинах почти невозможно запотевание окон.
Отличия от кондиционера
У читателей, которые плохо знают, что такое климат-контроль в автомобиле, может появиться вопрос: «Зачем настолько усложнять систему? Ведь вполне можно ограничиться летом кондиционером, а зимой – печкой».
В прошлом так и было, но есть один важный момент. Обе системы способны обеспечить оптимальный микроклимат в салоне, только если наружные и внутренние условия в машине будут неизменны. Для движущегося объекта, коим и является авто, это просто нереально. Напор и температура воздуха меняются вместе с направлением и скоростью движения.
Главное отличие кондиционера и климат-контроля заключается в присутствии системы управления, которая отслеживает все параметры и регулирует их без постороннего участия. Получается, что кондиционер – это один из компонентов установки, выполняющий функцию уменьшения влажности и охлаждения.
Управление климат-контролем зимой
При низких температурах климатическое оборудование машины по большей части работает на подогрев наружного воздуха. В таких условиях влажность воздуха невысока, поэтому печки будет вполне достаточно. Да и отключение кондиционера никак не скажется на эффективности работы климат-контроля.
Всё намного сложнее, когда температура находится на нулевой отметке при дожде со снегом или высокой влажности. В этом случае могут запотеть окна и лобовое стекло. Но блок управления климат-контролем с лёгкостью решит эту проблему, переведя систему в автоматический режим. А чтобы устранить излишки влаги из наружного воздуха, система задействует кондиционер.
Заключение
В этой статье мы выяснили, что такое климат-контроль в автомобиле. Кратко резюмируем всё описанное выше.
- Установка системы нужна для создания комфортных условий в салоне машины с их автоматическим регулированием.
- Современное авто с климат-контролем сделает максимально приятным и длительное путешествие, и кратковременную поездку.
Так что, если вы решили купить машину, то остановите выбор на варианте с наличием этого нужного устройства.
Климат-контроль — Continental Engineering Services
Введение
Наши технологии климат-контроля обеспечивают приятную атмосферу в автомобиле даже в неблагоприятных условиях окружающей среды. Мы можем внедрить в автомобиль климатическую систему с несколькими температурными зонами. Кроме того, для автомобилей с электроприводом в нашем ассортименте имеется индивидуальный климат-контроль.
Преимущества
- Климат-контроль в свободно масштабируемом количестве климатических зон во всем автомобиле
- Полная системная ответственность за климат-контроль автомобиля
- Программное обеспечение для кондиционирования воздуха, совместимое с AUTOSAR
- Автомобильные приложения, подходящие для глобального регулирования климата и всех типов транспортных средств
Варианты решения
Программное обеспечение как ядро продукта
2 Наш климат-контроль — это модульный программный компонент, предназначенный для простой интеграции на различных аппаратных платформах, включая ваши или сторонние устройства или контроллеры домена.
- Отдельный блок управления HVAC не требуется
- Соответствие требованиям AUTOSAR
- Высокая гибкость и возможность повторного использования
- Поддержка 1-4 зон
- Регулирование температуры, влажности и подачи свежего воздуха в салоне
- Управление температурой для гибридных и электрических автомобилей 3 2
9000 Блок управления отоплением, вентиляцией, кондиционированием воздуха (HVAC)
Наш блок управления HVAC содержит программное обеспечение для управления микроклиматом и поддерживает все необходимые входы/выходы для систем с 1–4 зонами.
- Ввод/вывод для интерфейса заслонок, вентилятора, датчиков и т. д.
- Интерфейсы CAN и LIN
- Решение BlackBox для целостных концепций HMI
- Высокоэффективный энергосберегающий контроллер
Лицевая панель управления климатом
2 90 дополняется классическими блоками управления HVAC, включая лицевую панель для управления HMI. Наши лицевые панели изготавливаются по индивидуальному заказу и в соответствии с вашими требованиями к дизайну. Они могут состоять из кнопок, поворотных переключателей, дисплеев, сенсорных поверхностей с тактильной обратной связью и т. д. Ознакомьтесь также с нашими решениями HMI и Display.Опционально электроника управления HVAC может быть интегрирована в один блок.
Предыдущий
Следующий
У вас есть вопросы или вы заинтересованы в этом продукте и возможностях его применения?
Соответствующие ссылки
Smart Surface
Благодаря нашим технологиям мы объединяем практически все типы поверхностей с многочисленными функциями, которые можно быстро и гибко адаптировать к потребностям пользователя посредством интуитивно понятного взаимодействия.
Подробнее ›
Блок управления кузовным оборудованием
Блок управления кузовным оборудованием отвечает за многие функции обеспечения комфорта в автомобиле. Наши блоки могут взять на себя обычные функции кузова и могут быть адаптированы для функций шлюза, управления дверью и HVAC. Они обеспечивают внешнее и внутреннее освещение, доступ к транспортным средствам, терминальное управление, функции омывателя и стеклоочистителя.
Подробнее ›
Функции управления энергопотреблением и тепловым режимом
Подробнее ›
Анатомия климат-контроля в вашем автомобиле
- 2 сентября 2020 г.
- By Bobbie Hicks
- В Кондиционер, Отопление
- Теги Кондиционер, кондиционер, ремонт автомобилей, уход за автомобилем, климат-контроль, Отопление
- 2461
- 0
С наступлением осени погода начинает меняться. Дни все еще могут быть теплыми, но утром и вечером может быть прохладно. В своей машине вы можете включить подогрев утром, чтобы прогреть и очистить ветровое стекло, но использовать кондиционер для полуденной пробежки на обед. Система климат-контроля вашего автомобиля может сделать температуру как горячей, так и холодной, но что для этого нужно?
Easy, Breezy
Движение воздуха в вашем автомобиле обеспечивается двигателем вентилятора: электродвигателем, который находится внутри приборной панели. Подобно бытовому вентилятору, вентилятор вращается и выталкивает воздух с разной скоростью в зависимости от вашего выбора.
Modus Operandi
Как только воздух проходит вентилятор, он может попасть в ряд вентиляционных отверстий. Различные положения вентиляционных отверстий называются режимами. Обычные режимы: разморозка, вентиляция на лице, вентиляция в полу или их комбинация. Когда вы выбираете режим, электродвигатель, называемый исполнительным механизмом, поворачивает ряд дверей внутри приборной панели. Двери направляют воздух от двигателя вентилятора к выбранным вентиляционным отверстиям.
«Основные» предметы
После того, как вы установили скорость вентилятора и выбрали режим, как вы получаете желаемую температуру? Внутри приборной панели есть два сердечника: сердечник отопителя для обогрева и сердечник испарителя для кондиционирования воздуха.
Сердцевина нагревателя
Сердцевина нагревателя представляет собой небольшой радиатор, обычно размером с книгу в твердом переплете. Горячая охлаждающая жидкость поступает от двигателя по шлангу в радиатор отопителя и выходит через другой шланг. Воздух нагревается, проходя через сердцевину отопителя и направляясь к вентиляционным отверстиям, обеспечивая горячий воздух.
Сердцевина испарителя
Сердцевина испарителя находится рядом с сердцевиной нагревателя, но несет хладагент. Когда хладагент проходит через испаритель, он уносит тепло из внутреннего воздуха, давая вам ледяной кондиционер.
Смешивание
Бывают дни, когда вам нужно тепло на полную мощность, а бывают дни, когда вы хотите почувствовать себя кубиком льда. Но что, если вы хотите установить температуру где-то посередине? Смешанная дверь – это ответ.
Как и в случае с режимными дверями, для управления смешанной дверью используется привод. Воздух направляется на радиаторы нагревателя и испарителя, смешивая горячий и холодный воздух для создания выбранной вами температуры.
Звоните сами
Многие автомобили оснащены автоматическим климат-контролем. Используя различные датчики, измеряющие температуру внутри автомобиля, температуру наружного воздуха, уровень солнечного света и другую информацию, автомобиль определяет правильную скорость вентилятора, режим и положение двери. Вы также можете взять на себя управление и выбрать режим, скорость и температуру самостоятельно.
Внутри/снаружи
Во всех автомобилях можно выбрать подачу свежего воздуха или рециркуляцию воздуха в салоне. Кнопка рециркуляции часто имеет контур автомобиля с U-образной стрелкой внутри. Рециркуляция воздуха в салоне помогает быстрее достичь желаемой температуры по сравнению с подачей в салон некондиционированного воздуха снаружи.
Большинство автомобилей автоматически отключают рециркуляцию при включении обогревателя. Возможно, вы сталкивались с запотеванием окон, особенно в сырой или дождливый день. Открытие окон поможет быстро очистить их. Точно так же антиобледенитель лучше всего работает со свежим наружным воздухом, чтобы ветровое стекло оставалось чистым.
Путь, путь назад
Если раньше он использовался только в фургонах и больших внедорожниках, то сейчас все чаще обогрев заднего стекла и кондиционер устанавливаются в седанах и других небольших транспортных средствах.