принцип работы, преимущества и недостатки
Автомобильный двигатель не способен долго работать без должного смазывания. Мотор имеет большое количество трущихся деталей, которые при масляном голодании очень быстро выйдут из строя. Поэтому важно соблюдать периодичность замены масла при техническом обслуживании, сливая отработавшее, и заливая новое.
В процессе простоя автомобиля масло находится в картере. При пуске двигателя оно начинает движение по масляным каналам. Из картера масло выкачивается при помощи масляного насоса, после чего циркулирует по двигателю, смазывая трущиеся агрегаты несколькими способами: закачкой под давлением, разбрызгиванием, капельным способом. В итоге масло возвращается в картер и вновь уходит в работу.
Подобная система смазки применяется практически на всех современных массовых автомобилях. Но есть и менее распространенный способ смазки методом “сухого картера”. Такая система зачастую используется на спортивных автомобилях. В рамках данной статьи рассмотрим ее конструкцию и особенности.
Оглавление: 1. Для чего используется система “сухого картера” 2. Что собой представляет система “сухого картера” 3. Преимущества системы “сухого картера” 4. Недостатки системы “сухого картера”
Для чего используется система “сухого картера”
Метод смазки с сухим картером применяется, в основном, на спортивных автомобилях и специализированном транспорте, которому приходится работать в необычных условиях. Суть данного метода смазки в том, что масло не находится в картере. Соответственно, его не нужно выкачивать оттуда маслонасосом.
Дело в том, что при движении автомобиля по городской трассе маслонасосу не сложно выкачать масло из картера и направить его циркулировать в работу. Тогда как, например, при движении по бездорожью, на склон, со склона и в других сложных сделать это гораздо труднее. Из-за невозможности выкачать маслонасосом масло из картера, поскольку оно переливается по картеру из стороны в сторону, велик риск возникновения масляного голодания двигателя, а вместе с тем и сопутствующих проблем — перегрева, заклинивания, образования трещин в блоке цилиндров и так далее.
Что собой представляет система “сухого картера”
Система “сухого картера” лишена рассмотренной выше проблемы со сложностью подачи масла из картера в систему при неравномерном движении. Достигается решение проблемы за счет использования отдельного резервуара (бака), где находится масло. То есть, масло к деталям двигателя подается из бака, а в сам бак оно сразу выкачивается из картера, не находясь в нем долгое время.
В целом, система “сухого картера” состоит из следующих компонентов:
- Резервуар для накопления масла;
- Насосы: нагнетающий и откачивающий;
- Масляный радиатор;
- Датчики: температуры масла, давления масла;
- Масляный фильтр;
- Клапаны: редукционные и перепускные.
Резервуар для накопления масла может быть выполнен в различных формах. Внутри резервуара находятся специальные перегородки, необходимые, чтобы исключить вероятность вспенивания масла. Также в бака имеются вентиляционные отверстия, чтобы через них выходил лишний воздух и газы, которые могут попадать в масло после прохождения смазывающего цикла.
Сам бак для скопления масла чаще всего располагается в подкапотном пространстве автомобиля. Он имеет щуп, который позволяет водителю проверять количество масла в баке. Также внутри бака находятся датчики температуры и давления.
Обратите внимание: Для спортивных автомобилей имеет важное значение возможность размещения бака с маслом практически в любом месте автомобиля. Это необходимо для лучшего распределения веса.
Нагнетающий насос в данной системе располагается ниже бака с маслом, что позволяет на его входе реализовать постоянное давление, основанное на силе тяжести. Регулируется давление в системе при помощи редукционных и перепускных клапанов. Задача нагнетающего насоса — подкачка масла из бака через масляный фильтр в систему смазки.
Откачивающий насос выполняет задачу по заполнению бака маслом, постоянно выкачивая его из картера.
Обратите внимание: В зависимости от конструкции двигателя, может использоваться не один откачивающий насос, а несколько, либо в одном насосе может быть несколько секций. Например, на двигателях с турбонаддувом это необходимо, чтобы также выкачивать масло, которое смазывает турбонагнетатель, а в V-образных моторах дополнительно откачивается масло из механизма газораспределения.
Работают насосы в подобной системе за счет цепного или ременного привода от коленчатого вала двигателя.
Стоит отметить, что насосы в такой системе чаще всего реализуются парно в одном корпусе. Это позволяет удешевить производство, а также более компактно их расположить.
Обратите внимание: Маслонасосы, которые применяются в системе с “сухим картером”, отличаются по своей конструкции от маслонасосов, которые можно видеть в привычных конструкциях. Они практически не восприимчивы к наличию воздуха в масле, то есть способны закачивать масляную пену без потери производительности.
Масляный радиатор в системах с “сухим картером” может быть расположен между откачивающим насосом и баком с маслом или между нагнетающим насосом и мотором. Он представляет собой радиатор жидкостного охлаждения.
Преимущества системы “сухого картера”
Как можно видеть из описания работы системы “сухого картера”, она имеет ряд интересных технологических решений, которые добавляют ей серьезные преимущества, в сравнении с обычной системы смазки двигателя автомобиля:
- Стабильная смазка при движении по неровностям и агрессивной езде. Масло не вспенивается и постоянно доступно для направления на движущиеся детали двигателя;
- Дополнительное охлаждение. В подобной системе масло охлаждается более эффективно, чем в стандартной, что особенно важно для турбированных моторов;
- Размеры. Поскольку все масло не требуется накапливать в поддоне при подобной системе, поддон делается меньше по высоте. Это позволяет “посадить” мотор ниже в подкапотном пространстве, что немного смещает центр тяжести и улучшает аэродинамические характеристики автомобиля. Тем самым машина меньше качается при движении и лучше стоит на дороге;
- Повышение мощности двигателя. За счет такой системы смазки моторам легче работать, особенно на старте. У коленчатого вала двигателя, оборудованного системой “сухого картера” нет необходимости прокручиваться на старте в маслянной ванне, когда температура смазывающей жидкости низка, то есть он не испытывает лишнее сопротивление;
- Масло дольше сохраняет свои свойства. Данное преимущество возникает за счет того, что в системе “сухой картер” масло практически не соприкасается с отработавшими газами. Соответственно, оно меньше окисляется и портится. В бак, где находится масло, загрязнения попадают в минимальном количестве;
- Легкое обслуживание масляных насосов. Поскольку масляные насосы находятся под капотом около бачка, их проще достать, отремонтировать и заменить при необходимости.
Недостатки системы “сухого картера”
Система не нашла повсеместного распространения, несмотря на свое большое количество плюсов. Связано это с недостатками:
- Сложность и высокая цена. Из-за присутствия большого количества элементов, которых нет в обычной системе смазки двигателя, повышается стоимость системы, а вместе с тем и сложность ее обслуживания. Необходимо, помимо привычных деталей, устанавливать масляный бак, насосы, радиаторы и прочие элементы;
- Больше масла по объему. Среди преимуществ отмечалось, что масло дольше сохраняет свои свойства, но заливать его потребуется больше;
- Повышенный вес. Из-за дополнительных деталей и большего объема масла увеличивается вес системы.
В целом, система “сухого картера” достаточно интересная разработка, но ее навряд ли можно будет в ближайшее время встретить в автомобилях массового производства из-за высокой цены установки и обслуживания такой системы.
Загрузка…okeydrive.ru
Система смазки с сухим картером — Auto-Self.ru
Автомобильный двигатель не способен долго работать без должного смазывания. Мотор имеет большое количество трущихся деталей, которые при масляном голодании очень быстро выйдут из строя. Поэтому важно соблюдать периодичность замены масла при техническом обслуживании, сливая отработавшее, и заливая новое.
В процессе простоя автомобиля масло находится в картере. При пуске двигателя оно начинает движение по масляным каналам. Из картера масло выкачивается при помощи масляного насоса, после чего циркулирует по двигателю, смазывая трущиеся агрегаты несколькими способами: закачкой под давлением, разбрызгиванием, капельным способом. В итоге масло возвращается в картер и вновь уходит в работу.
Подобная система смазки применяется практически на всех современных массовых автомобилях. Но есть и менее распространенный способ смазки методом “сухого картера”. Такая система зачастую используется на спортивных автомобилях. В рамках данной статьи рассмотрим ее конструкцию и особенности.
Для чего используется система “сухого картера”
Метод смазки с сухим картером применяется, в основном, на спортивных автомобилях и специализированном транспорте, которому приходится работать в необычных условиях. Суть данного метода смазки в том, что масло не находится в картере. Соответственно, его не нужно выкачивать оттуда маслонасосом.
Дело в том, что при движении автомобиля по городской трассе маслонасосу не сложно выкачать масло из картера и направить его циркулировать в работу. Тогда как, например, при движении по бездорожью, на склон, со склона и в других сложных сделать это гораздо труднее. Из-за невозможности выкачать маслонасосом масло из картера, поскольку оно переливается по картеру из стороны в сторону, велик риск возникновения масляного голодания двигателя, а вместе с тем и сопутствующих проблем — перегрева, заклинивания, образования трещин в блоке цилиндров и так далее.
Что собой представляет система “сухого картера”
Система “сухого картера” лишена рассмотренной выше проблемы со сложностью подачи масла из картера в систему при неравномерном движении. Достигается решение проблемы за счет использования отдельного резервуара (бака), где находится масло. То есть, масло к деталям двигателя подается из бака, а в сам бак оно сразу выкачивается из картера, не находясь в нем долгое время.
В целом, система “сухого картера” состоит из следующих компонентов:
- Резервуар для накопления масла;
- Насосы: нагнетающий и откачивающий;
- Масляный радиатор;
- Датчики: температуры масла, давления масла;
- Масляный термостат;
- Масляный фильтр;
- Клапаны: редукционные и перепускные.
Резервуар для накопления масла может быть выполнен в различных формах. Внутри резервуара находятся специальные перегородки, необходимые, чтобы исключить вероятность вспенивания масла. Также в бака имеются вентиляционные отверстия, чтобы через них выходил лишний воздух и газы, которые могут попадать в масло после прохождения смазывающего цикла.
Сам бак для скопления масла чаще всего располагается в подкапотном пространстве автомобиля. Он имеет щуп, который позволяет водителю проверять количество масла в баке. Также внутри бака находятся датчики температуры и давления.
Обратите внимание: Для спортивных автомобилей имеет важное значение возможность размещения бака с маслом практически в любом месте автомобиля. Это необходимо для лучшего распределения веса.
Нагнетающий насос в данной системе располагается ниже бака с маслом, что позволяет на его входе реализовать постоянное давление, основанное на силе тяжести. Регулируется давление в системе при помощи редукционных и перепускных клапанов. Задача нагнетающего насоса — подкачка масла из бака через масляный фильтр в систему смазки.
Откачивающий насос выполняет задачу по заполнению бака маслом, постоянно выкачивая его из картера.
Обратите внимание: В зависимости от конструкции двигателя, может использоваться не один откачивающий насос, а несколько, либо в одном насосе может быть несколько секций. Например, на двигателях с турбонаддувом это необходимо, чтобы также выкачивать масло, которое смазывает турбонагнетатель, а в V-образных моторах дополнительно откачивается масло из механизма газораспределения.
Работают насосы в подобной системе за счет цепного или ременного привода от коленчатого вала двигателя.
Стоит отметить, что насосы в такой системе чаще всего реализуются парно в одном корпусе. Это позволяет удешевить производство, а также более компактно их расположить.
Обратите внимание: Маслонасосы, которые применяются в системе с “сухим картером”, отличаются по своей конструкции от маслонасосов, которые можно видеть в привычных конструкциях. Они практически не восприимчивы к наличию воздуха в масле, то есть способны закачивать масляную пену без потери производительности.
Масляный радиатор в системах с “сухим картером” может быть расположен между откачивающим насосом и баком с маслом или между нагнетающим насосом и мотором. Он представляет собой радиатор жидкостного охлаждения.
Преимущества системы “сухого картера”
Как можно видеть из описания работы системы “сухого картера”, она имеет ряд интересных технологических решений, которые добавляют ей серьезные преимущества, в сравнении с обычной системы смазки двигателя автомобиля:
- Стабильная смазка при движении по неровностям и агрессивной езде. Масло не вспенивается и постоянно доступно для направления на движущиеся детали двигателя;
- Дополнительное охлаждение. В подобной системе масло охлаждается более эффективно, чем в стандартной, что особенно важно для турбированных моторов;
- Размеры. Поскольку все масло не требуется накапливать в поддоне при подобной системе, поддон делается меньше по высоте. Это позволяет “посадить” мотор ниже в подкапотном пространстве, что немного смещает центр тяжести и улучшает аэродинамические характеристики автомобиля. Тем самым машина меньше качается при движении и лучше стоит на дороге;
- Повышение мощности двигателя. За счет такой системы смазки моторам легче работать, особенно на старте. У коленчатого вала двигателя, оборудованного системой “сухого картера” нет необходимости прокручиваться на старте в маслянной ванне, когда температура смазывающей жидкости низка, то есть он не испытывает лишнее сопротивление;
- Масло дольше сохраняет свои свойства. Данное преимущество возникает за счет того, что в системе “сухой картер” масло практически не соприкасается с отработавшими газами. Соответственно, оно меньше окисляется и портится. В бак, где находится масло, загрязнения попадают в минимальном количестве;
- Легкое обслуживание масляных насосов. Поскольку масляные насосы находятся под капотом около бачка, их проще достать, отремонтировать и заменить при необходимости.
Недостатки системы “сухого картера”
Система не нашла повсеместного распространения, несмотря на свое большое количество плюсов. Связано это с недостатками:
- Сложность и высокая цена. Из-за присутствия большого количества элементов, которых нет в обычной системе смазки двигателя, повышается стоимость системы, а вместе с тем и сложность ее обслуживания. Необходимо, помимо привычных деталей, устанавливать масляный бак, насосы, радиаторы и прочие элементы;
- Больше масла по объему. Среди преимуществ отмечалось, что масло дольше сохраняет свои свойства, но заливать его потребуется больше;
- Повышенный вес. Из-за дополнительных деталей и большего объема масла увеличивается вес системы.
В целом, система “сухого картера” достаточно интересная разработка, но ее навряд ли можно будет в ближайшее время встретить в автомобилях массового производства из-за высокой цены установки и обслуживания такой системы.
(112 голос., средний: 4,43 из 5)
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Google+
Telegram
Vkontakte
auto-self.ru
Как устроена система сухого картера
Такое инженерное решение можно назвать изысканным и весьма изобретательным. Система сухого картера позволяет решить сразу несколько проблем, которые возникают у современного автомобилиста. Но всегда ли она актуальна? Возможно, не стоит тратиться на внедрение такой дорогостоящей затеи? Нужно хорошо разобраться в этой теме, чтобы каждый смог решить для себя необходимость такого апгрейда.
Под сухим картером подразумевается конструкция, в которой смазочные материалы подаются на детали механизма из отдельного резервуара, а не из поддона, как это организовано в моторах с обычным принципом смазки. Необходимость в такой технологии обусловлена масляным голоданием двигателя, которое возникает в моменты сильного расплёскивания масляной жидкости в поддоне.
Назначение и особенности системы смазки с сухим картером
На обычных легковых автомобилях используется классическая смазочная система мотора, суть которой заключается в скапливании масла в специальной ёмкости — поддоне картера. Такая система является неплохой, правда, имеет существенный недостаток. Он заключается в наличии вероятности наступления масляного голодания мотора. Такое явление негативно сказывается на состоянии движка, нанося ему серьёзный вред. Масляное голодание часто возникает при преодолении крутых подъёмов. В этом случае масло переливается по картеру и скапливается в одном месте. В таких ситуациях насос не способен захватить жидкость для смазки и направить её в мотор.
И вот здесь приходит на помощь система сухого картера. Она при любых условиях способна обеспечивать бесперебойную подачу масла, какими бы экстремальными они ни были. Для автомобиля, передвигающегося в условиях города, такое решение будет ни чему. А вот обладателям гоночных автомобилей и спортивных ТС нужно в первую очередь обратить на него внимание. Также подобный механизм будет актуальным на внедорожниках, эксплуатация которых постоянно связана с преодолением сложной местности без даже малейшего намёка на дорогу. Сюда же относятся различные вездеходы и трактора.
Принцип действия и устройство сухого картера
В моторах с классическим принципом смазки забор масла, которое находится в специальном поддоне, осуществляется посредством маслоприёмника. Процесс нагнетания происходит в масляных каналах. Масло, которое высвободилось из областей смазки и прошло процесс охлаждения, стекает опять в поддон. Здесь всегда находится большая часть заправочной смазки.
Принцип работы механизма с сухим картером отличается тем, что в поддоне находится небольшой объём масла. Основная его часть перемещается из картера в резервуар за счёт работы всасывающего модуля. Из резервуара нужное количество смазочной жидкости перемещается на подачу под давлением. Всасывающий модуль представляет собой отдельную секцию масляного насоса.
Устройство двигателя с сухим картером выглядит следующим образом:
- насос для выкачивания и нагнетания;
- бак для хранения масла;
- фильтрующий элемент;
- магистрали и каналы, по которым осуществляется передвижение смазочной жидкости;
- радиатор.
Такая система не является полностью сухой, поскольку и здесь также масло стекает в поддон. Если в обычной системе оно там же и остаётся, то здесь оно перекачивается насосом в бак. Именно этот элемент является главной особенностью таких систем.
Преимущества и недостатки системы смазки с сухим картером
Положительных сторон у системы сухого картера имеется немало, их список представлен ниже:
- Масло подаётся без перебоя с постоянным давлением независимо от условий, в которых работает транспортное средство.
- Эффективное охлаждение смазочной жидкости за счёт её удалённого хранения.
- Уменьшенная высота двигателя достигается за счёт небольших габаритов поддона.
- Возможность располагать мотор ниже позволяет получать смещённый центр тяжести. Это, в свою очередь, улучшает устойчивость автомобиля и повышает его аэродинамические характеристики.
- Увеличенная мощность ТС на несколько «лошадей» достигается благодаря отсутствию сопротивления плещущейся жидкости, оказываемого на коленчатый вал.
- Низкий расход смазки, ведь оно не расплёскивается коленвалом по картеру.
- Длительный срок годности смазочной жидкости, которая не имеет контакта с газами картера.
Совокупность этих преимуществ позволяет добиться более высокой надёжности силового агрегата. Для моторов с сухим картером также характерны и отрицательные моменты. Их немного, но с ними нужно считаться:
- Сложная конструкция делает обслуживание и ремонт не самыми лёгкими задачами.
- Увеличенный вес.
- Необходимость в использовании большего объёма смазочной жидкости.
- Дорогое обслуживание конструкции.
Не стоит бездумно гнаться за системой смазки двигателя сухого картера. Далеко не всегда она является эффективной, а её установка — целесообразной. На такую конструкцию могут обращать внимание владельцы гоночных авто и внедорожников, которые действительно будут эксплуатироваться в условиях серьёзного бездорожья. Во всех других случаях все преимущества, о которых мы говорили, сойдут на нет и станут пустым звуком.
drivertip.ru
Что такое система смазки с сухим картером?
Все автомобилисты, которые имеют хоть малейшее представление о работе двигателя, знают, что без должного смазывания всех элементов двигателя невозможна его нормальная работа. Мотор состоит из множества деталей, которые в процессе эксплуатации постоянно трутся друг о друга. При недостатке смазывающего компонента все эти элементы могут начать быстро изнашиваться и в конечном итоге могут выйти из строя. Именно поэтому крайне важно соблюдать периодичность замены смазывающей жидкости. То есть своевременно сливать старую и заливать новую жидкость в систему смазки. Если автомобиль находился в простое масло обычно скапливается в картере. При запуске мотора масло начинает свое движения по масляным каналам и соответственно из масляного картера оно выкачивается насосом. После чего непосредственно и начинает циркулировать по двигателю, смазывая все его составные элементы. Подобная система смазки используется практически на всех автомобилях. Однако существует и менее распространенный способ смазки, называемый методом сухого картера. О том, что это значит и какова конструкция таковой системы, будет рассказано в рамках этого материала.
Зачем и кому нужна система «сухого картера»?
Применение метода сухого картера характерно в основном для автомобилей спортивного типа. Подразумевает под собой такой способ смазки нахождение масла непосредственно в картере. Соответственно масло из картера нет необходимости откачивать маслонасосом. Почему так? все достаточно просто. При движении автомобиля по городским трассам выкачивать масло маслонасосу становится затруднительно, а тем более осуществлять его циркуляцию по контуру системы. Из-за того невозможности выкачать масло из картера маслонасосом появляется риск возникновения масляного голодания, а вместе с тем и возникает ряд сопутствующих этому проблем в виде перегрева, заклинивания и образования трещин в блоке цилиндров.
В чем суть системы?
В системе «сухого картера» отсутствует проблема, связанная со сложностью подачи масла из картера в систему. Достигается это за счет использования специального резервуара для масла. Таким образом, масло подается к деталям из самого бака, а уже он и производит выкачивание его из картера. Выполнен данный резервуар может быть в различных формах. Для исключения вероятности вспенивания, в нем предусмотрены перегородки. кроме того, в баке есть вентиляционные отверстия, через которые и выходит лишний воздух и газы. Располагается бак в подкапотном пространстве. В нем есть щуп для проверки уровня масла и датчики температуры и давления. Нагнетающий насос в системе сухого картера расположен ниже масляного бака. Такое решение позволяет реализовывать на входе масла постоянное давление. Регулировка же давления в системе происходит при помощи перепускных и редукционных клапанов. В задачи же нагнетающего насоса входит подкачивать масло из этого бака через масляный фильтр в систему смазки.
В этом видеоролике будет подробнее рассказано о системе смазки с сухим картером:
Опубликовано: 10 июля 2018
automend.ru