как путешествовали в разные эпохи
Чтобы пересечь Атлантический океан, Колумбу в 1492 году потребовалось 70 дней, летчику Линдбергу в 1927 г. – 33 часа, а в наше время сверхзвуковой самолет сделает это за 3 часа. В Средние века в путь отправлялись с мешком золота, а в наши дни тебе достаточно взять с собой в путешествие карту «Бумеранг» Visa Gold от Приорбанка, при поддержке которого мы собрали настоящую антологию путешествий – от шумеров до нашего времени. Почему в эпоху Возрождения боялись соло путешественников, какие сервисы были в пятизвездочных гостиницах периода Нового времени и как выглядели пакетные туры в XIX веке – рассказываем!
СОДЕРЖАНИЕ:
древний мир
средневековье
ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
новое время
новейшее время
ДРЕВНИЙ МИР
Когда ты очень древний человек, увидеть мир не так уж просто. Дороги, если они вообще есть, неудобные и небезопасные, как и воды, а племена на твоем пути живут каждое по собственным законам.
Правда, древние европейские народы – греки и особенно римляне – достаточно быстро прошаривают, что путешествия могут приносить немало удовольствия, и активно этим пользуются. Так начинаются поездки уже не по делам, а в кайф.
Если ты шумер или аккадец
Твоя логистика зависит от рельефа. Если живешь на равнине – пользуйся ногами, если у реки – изволь мастерить лодку. Основная характеристика маршрутов – беспощадное и бесконечное бездорожье.
В историческое время, на тысячелетие позже, в Новоассирийском царстве появляются мощеные дороги из камня и кирпича, залитые даже кое-где асфальтом(!), и деревянные или каменные мосты, что ощутимо упрощает транспортное сообщение.
Люди по-прежнему путешествуют пешком (но уже с бóльшим удобством) или на лодках. Для перевозки каких-то вещей навьючивают осла. Если багажа много, запрягай осла в двух- или четырехколесную повозку.
Если ты купец, везущий товары, используй гужевой транспорт. Переправляй поклажу через каналы и реки на пароме. Правда, и скот, и ты, и вся твоя свита, будете вынуждены хорошенько промокнуть, следуя за этим паромом вплавь.
Если ты особенно крут, то обязан заиметь куфу для плавания – сплетенную из лозы и обтянутую кожей корзину, дно которой заливали асфальтом. Конкурент куф – келек – деревянный плот, который маневрирует на надутых кожаных бурдюках.
Первый путешественник в шумеро-аккадской культуре – Гильгамеш, герой эпической поэмы «О все видавшем». Где-то в середине третьего тысячелетия до н.э. этот правитель города Урук отправляется за кедровым лесом в Ливан, встречает на своем пути массу удивительных и таких же полулегендарных опасностей и преодолевает расстояние до города Киш – 165 километров – за 2 недели. Как он добирался? В основном – на своих двоих: по дороге через горы и местам поровнее, а часть пути, до Уркаруха, – вплавь по морю, на лодке.
Типичное путешествие: 165 километров за 2 недели
Средства передвижения: пешком / на лодке
Если ты египтянин
Твоя основная навигация проходит, конечно, по течению Нила. По реке ты можешь переместиться на 2000 километров, вплоть до Средиземноморья. Как вычислить на пристани египетскую лодку? Она должна быть из папируса, со снастями, каютами и другими корабельными прибамбасами.
Не обходится без сухопутных маршрутов: уже в IV тысячелетии до н.э. египтяне добираются до территорий современных Йемена и Сомали и частенько бывают в Пунте, откуда по доброй и не слишком воле местных вывозят благовония, черное дерево, слоновую кость, рабов, шкуры экзотических животных и даже краску для глаз. Этот маршрут, караванный путь, ведет из центральной части Египта к Красному морю. Практически такой же намоленный, как сейчас Минск – Вильнюс – Минск.
Египтяне обожают документировать все, что происходит вокруг. Потому сейчас мы владеем практически полностью сохранившейся историей путешествия, которое датируется 2000-1960 годами до н.
э. Вот, например, Синухет, повесть о котором потом запишет неизвестный древнеегипетский «блогер», отправился в Кедем и в пути опробовал на себе практически все транспортные возможности: плыл на папирусной лодке, шел пешком в гордом и опасном одиночестве и затем вместе с кочевниками-бедуинами.
Путешествия по торговым вопросам не были для египтян редкостью. Сохранился отчет от 1086 года до н.э., который во всех красках рассказывает о путешествии Ун-Амона из египетских Фив в Библ для покупки кедровой древесины, которая была нужна для строительства священной барки бога Амона. Авантюрная поездка вполне могла бы происходить и сегодня: в порту его обворовали, а часть Нила представляла собой «платную дорогу» с механикой чуть проще, чем система Beltoll: чтобы следовать по нижнему течению реки, нужно было получить разрешение от автономного нижнеегипетского правителя. Все приключения (часть которых составили долгие уговоры чиновников) продлились, как говорят документы, больше года, но кедр Ун-Амон таки привез.
Типичное путешествие: 980 километров за 1 год
Средства передвижения: пешком / на лодке
Если ты древний грек
Поначалу путешествия эллинов тоже мало напоминают туристические вылазки, но втянулись эти ребята быстро: и отдыхать ездили, и учиться, и красоты смотреть.
Когда ты древний грек, жаждущий географических открытий, твоя стихия номер один – море. Берега Древней Эллады изрезаны так, что сама природа указывает, где быть гавани и какой прокладывать путь. Греки любят море и отлично его знают, поэтому уже к началу I тысячелетия до н.э. по береговой линии появляется развитая сеть портов, а видов судов больше, чем машин на парковке у «Акрополиса» – от примитивной лодки до исполинских военных судов: пентеконторы, бирема, триера. Корабль Птолемея IV, например, был 122 метра в длину, 15 – в ширину, с веслами в 17 метров и командой матросов в 4000 человек. Уже рвешься в дорогу? Отправляйся только в благополучное для плаваний время: с весны и ровно по 11 ноября! Навигационный сезон – всегда по старой мореходной традиции.
На суше греческие путешественники чувствуют себя не так комфортно – нет ни дорог, ни проселков для повозок. Нужно везти телегу? В грунте продолблены колеи для колесного транспорта. Мощеные дороги появляются в Элладе на удивление поздно, хотя в остальном греки – большие молодцы. Получалось, что проще ехать в другую страну, чем колесить по своей. Ничего не напоминает?
Самое популярное средство наземного передвижения – ноги. Причем, если в дорогу нужно брать и вещи, зови раба или нескольких – пускай несут! Если багаж совсем не умещается в руках, пускай идут рядом с навьюченным мулом или ослом. А если уж совсем много добра – можно брать повозку.
На дальние расстояния и сами греки ездят в небольших двух- и четырехколесных повозках, в которых в обычных случаях катаются представители разных социально уязвимых групп – женщины, дети, старики. И достаточно популярны ослики, которые и сейчас не сдают позиций. Особенно – на островах.
Первым из греков, кто рискнул куда-то уплыть, был Пифей из Массилии (современного Марселя) во времена Александра Македонского.
Плыл он за янтарем и оловом, но кое что получше – Британские острова и Ютландию. Правда, рискнул Пифей за счет городских властей или, как вариант, местных купцов. Отдельные байки даже дают повод думать, что эту экспедицию финансировал сам Александр Великий. В остальном морские путешествия – удовольствие не из дешевых.
Типичное путешествие: Гадес (Испания) – обогнул Британию – северные берега Шотландии – остров Туле – устье Эльбы и Ютландия, 8 месяцев
Средства передвижения: корабль
Если ты римлянин
Как начались римские путешествия – неизвестно. Древнейшую зафиксированную поездку описывает Тит Ливий – это визит сыновей царя Тарквиния Гордого в Дельфы в 511-510 г. до н.э., а это почти 1000 километров! Одно известно точно: море римляне любят далеко не так, как греки, но в путешествиях на суше они дают жару так, что теми же дорогами и мостами итальянцы пользуются до сих пор.
Граждане Рима любят себя побаловать. Местные рersonae gratae ездят учиться (философы – на Родос, медики – на Кос), знакомятся с достопримечательностями или отдыхают у минеральных источников.
Во времена империи, к началу нашей эры, туристические поездки в тренде – если у тебя есть хоть немного денег, надо ехать!
Цветет индустрия производства транспортных средств: двух- и четырехколесные повозки могут быть как простыми, так и супер роскошными. Без объемного багажа, к примеру, путешествуют в легких двуколках, которые назывались «цизиум» или «бирота». Но существуют и вместительные повозки – римляне могут упаковать и перевезти с собой даже мозаичный пол.
В эпоху Августа появляются частные транспортные агентства. А значит, если твоя повозка сломается, можно заказать техобслуживание (!) на дороге, а также взять в прокат пару вьючных животных. Такие «пункты проката» строятся в Риме и более мелких городах прямо у ворот. По какой причине, кроме очевидных, римлянин обращается в агентство? Во-первых, безопасность: свита должна гарантировать более безопасный путь. Вторая, более популярная причина – понты: почему бы ни снять экипаж и возницу, чтоб впечатлить братву на форуме?
Кроме транспортных агентств есть и туристические.
Такие турбюро снабжают римлян справочниками и путеводителями, где были указаны маршруты, достопримечательности, гостиницы и цены. Такой путеводитель, например, был в IV в. до н.э. для паломников, направлявшихся из Бордо в Иерусалим.
Постоялые дворы, частные и государственные, строятся в городах и вдоль дорог, новый – каждые пятнадцать миль. На первом этаже – обязательно трактир. Хотя владельцы таких заведений считаются плутами и особенного доверия не вызывают, путешественник может запросто остановиться в гостинице своей категории. Кто побогаче – в мансионах с сервисом и дополнительными услугами, а странствующий плебей может позволить себе ночлег в стабулярии.
Морские путешествия римляне появляются у римлян позже. Со строительством первых портов и развитием навигации случается настоящий бум: от Азовского моря (которое в Риме называлось Меотийским болотом) до египетской Александрии можно добраться за 2 недели! Правила плавания те же, что у эллинов: сезон – с весны по осень.
Римская логистика заслуживает снятой шляпы: транспортное сообщение налажено во всех провинциях благодаря сети государственных и сельских дорог (последние финансируются местными властями).
А сами дороги, похожие в разрезе на четырехслойный пирог из разных материалов, сделаны на совесть. Старейший римский тракт с протяженностью больше 570 км – Виа Аппиа (сейчас – Виа Аппиа Антика) – строился в 312 г. до н.э., а функционирует и до сих пор. Хорошая дорога – быстрая дорога!
Типичное путешествие: 800 км, 24 часа
Средства передвижения: курьерская лошадь
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В Средние века существенного прогресса в путешествиях нет. По суше тащись пешком, верхом (если позволяет положение) или на повозке. Последнюю, если живешь в эпоху раннего Средневековья, советуем тебе запрягать быками. Но если чуть позже – можно брать лошадь, потому что твои современники уже научились впрягать её так, чтоб хомут давил не на шею, а на плечи, изобрели железные подковы, дышло и спицами модифицировал колесо, чтоб езда стала быстрее. Но не забудь взять парочку запасных, чтоб заменять их в пути. Для знатных дам есть лакшери-повозки: закрытые, украшенные бархатом и шелком.
А на Средиземноморье все так же запрягают мулов и ослов, а, если везёшь товар, к примеру, на рынок, придется по старинке телепаться вслед за повозкой.
Как повезем твой багаж? Скорее всего, упакуем вещи в мешки и перебросим их через спину мула или осла: лошадь – удовольствие подороже.
Дороги Средневековья меняются незначительно, путешествие возможно только в хорошую погоду. Переждать дождь путникам помогают специальные приюты (особенно – в горной местности): их смотрители в непогоду звонят в колокол и выходят на дорогу, чтобы встретить заплутавших, дать им ночлег или провести через опасные места. Будь в те времена Booking, они бы точно получали не меньше 9.0!
В городе по-прежнему можно остановиться в гостиницах, а с популяризацией христианства – в любом монастыре и, в общем-то, в любом доме. Если ты путешествуешь мирно, можешь рассчитывать на тарелку горячего супа и постель где угодно. Profit!
Если в твоих жилах течет голубая кровь, почему бы не остановиться в замке своего вассала или любого из горожан? Для хозяина это, конечно, будет разорительно, но весьма почетно.
В это время в море давали жару те самые варяги – норманны, которые изобрели компас и с косым парусом и астролябией открыли в 860 году Исландию, в 900г. – Гренландию, а в 1000г. – доплыли до Северной Америки!
Зачем отправляться в путешествие в Средневековье? Паломники гоняют по святым местам, часто – в Иерусалим, который располагался в центре карт того времени. Кстати, на Руси путешествия начинаются именно с этого. Ваганты с плясками, знаниями и вином путешествуют по средневековым университетам. Продуктивно катаются арабы, начав свою экспансию и освоив к этому времени не только Армянское и Иранское нагорья, Месопотамию и Северную Африку, но и Средиземноморье. И, конечно, в Средневековье открываются новые пути на восток: помнишь, как в XIII веке Марко Поло отправился в Пекин?
Водные маршруты дешевле и часто быстрее, чем сухопутные. Реки в Средневековье были более полноводными, а лодки и корабли – более легкими.
Типичное путешествие: 100-150 км, 24 часа
Средства передвижения: речное судно
ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Церковь ослабляет хватку, туризм развивается как самостоятельный способ физического воспитания.
Гуманисты западноевропейского Возрождения (Мор, Монтень, Рабле) запечатляют эти идеи в своих теориях, где отводят особое место пешим походам. В школах Италии преподают упражнения по передвижению и ориентированию на местности, и даже организовывают горные походы в Альпы. Маршруты удлиняются: Васко да Гама находит путь в Индию, а Магеллан совершает кругосветное путешествие. Русь не уступает: тверской купец Афанасий Никитин добирается до Индии еще за 30 лет до Васко!
Дороги по-прежнему оставляют желать лучшего, количество транспорта и его видов растет без остановки. Паломников сменяют купцы, путешественники перестают быть редкостью, в Италии появляется школа писателей-краеведов.
Путешествовали верхом, в эпоху Возрождения появляются кареты, изобретенные по слухам в Котце или Кошице (современная Словакия). Средняя скорость передвижения кареты достигает 8 км/ч. Колесный транспорт становился более популярным, улицы выпрямлялись и делятся на пешеходные и транспортные участки: а как иначе отделить богатых от бедных?
Путешествия по Европе при лучших обстоятельствах затягиваются на несколько недель.
В помощь путникам – постоялые дворы или крупные гостиницы, как, к примеру, «Бык» в Падуе, в конюшнях которой было до 200 лошадей. В заведениях высшего ранга тебе подают ужин (возить еду с собой – не обязательно), со свечей проводят к постели, дают теплую воду и, если повезет, собственную постель, которую не придется делить с незнакомцем. Но это могла быть и небольшая, не слишком чистая и скверно пахнущая таверна. В Австрии однажды схватили содержателя гостиницы, убившего за годы 185 постояльцев и скопившего на этом немалое богатство! Но в основном все было вполне дружелюбно;
Типичное путешествие: 130-135 км, 24 часа
Средства передвижения: верхом на лошади
Первые экипажи строятся именно для этого – напоказ. Они объективно неудобные: подвешенный на ремнях кузов страшно качается и прыгает на каждом ухабе (а таблетки от укачивания еще не изобретены!). Поначалу такой тарантас, запряженный шестеркой (или больше!) лошадей, проезжает только 20 миль в день, но что не сделаешь ради имиджа!
Римские дороги сохраняют свою значимость.
Но это не останавливает местных крестьян воровать уже отесанные камни для своих амбаров или хлевов.
Если в эпоху Возрождения ты собираешься в путешествие, обязательно бери компанию. А лучше – вооружись до зубов: грабежи – это обычно дело. Любишь путешествовать соло? Рискуешь оказаться в тюрьме: к одинокому путешественнику относятся с таким подозрением, что тебя могут без лишних расспросов кинуть за решетку.
В эпоху Просвещения продолжается бурное развитие туризма (и, кстати, появляется сам термин «туризм»): колесный транспорт набирает скорость, его виды – численность, в Западной Европе создаются ассоциации любителей путешествовать, а великие умы, как, например, просветитель Ж.Руссо, пишут в сочинениях о том, насколько важна роль походов в деле воспитания молодежи.
Если путешествие требует объемных грузоперевозок – лучше отправляйся галерой! Выйдет быстро и в 4 раза дешевле, чем нанимать для этого телеги и вьючных животных.
Типичное путешествие: 200 км, 24 часа
Средства передвижения: морем, на укрепленной галере
НОВОЕ ВРЕМЯ
Происходит настоящий level up.
Все начинается с появлений новых видов транспорта: каравеллы, боты, шлюпа, кареты, фургоны и самые разные повозки – для богачей и бедняков, для зимы и лета, праздников и будней и свои даже для отдельных регионов. Дорог становится больше, и государственные власти все-таки начинают обращать внимание на их состояние. Еще в середине XVII в. Париж налаживает пассажирское сообщение с 43 городами Франции.
На новый уровень выходит рынок туристических услуг: на XVIII в. припадает бум открытий бюро и агентств, а гостиницы переходят на круглосуточный режим. Так, француз М. Буланже открыл таверну, работающую и ночью, где главным блюдом был суп, названный «restorantes» (укрепляющий, восстанавливающий): угадай, откуда пошло название «ресторан». Несколько позже, с 1880 г. Харвей начал создавать сеть придорожных гостиниц премиум-класса: с высоким уровнем сервиса, хорошими условиями и даже обедом из семи блюд.
В Новое время появляется пример первого пакетного тура: групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г.
Всего за один шиллинг пассажир получает комплекс услуг из двадцатимильной поездки по железной дороге, чая с булочкой и духового оркестра.
Все XVIII столетие посвящено экспериментам с паром: в 1763 году И. Ползунов создает универсальный паровой двигатель для промышленности и транспорта, в 1769 году Н.-Ж. Кюньо представляет fardier à vapeur (паровую телегу), экспериментальный паровой артиллерийский тягач, в 1783-м братья Монгольфье запускают первый воздушный шар, а годом позже Уильям Мердок строит действующую модель паровой повозки. Но свои плоды технический прогресс приносит в следующем столетии, когда к паровым двигателям присоединятся водородный (1807), бензиновый (1862) и дизельный (1903).
Я плыву на первом пароходе!
Американец Р. Фултон еще в 1803 г. испытывает паровое судно на Сене, но изобретение игнорируют. Зато уже в 1807 он создает и пускает в плавание первый пароход. Столетием позже появляются дизельные двигатели, теплоходы и даже дизель-электроходы.
Уже в 1819 году мы впервые пересекаем Атлантический океан на пароходе «Саванна»!
Типичное путешествие: 6900 км, 29 суток и 11 часов
Средства передвижения: пароход «Саванна»
Я еду на первом поезде!
Изобретателем железнодорожного транспорта считается механик-самоучка Дж. Стефенсон, который в 1814 г. строит первую работающую модель паровоза. Уже в 1825 г. в Англии открывается первая железнодорожная линия: Стоктон – Дарлингтон. А к 1829 г. для железной дороги Ливерпуль – Манчестер появляется паровоз Стефенсона, развивающий скорость до 50 км/ч и гордо названный «Ракетой».
Типичное путешествие: Ливерпуль – Манчестер (56 км), 1 час
Средства передвижения: паровоз «Ракета»
И уже в 1830-1840-е гг. строительство железных дорог охватывает старушку-Европу и США: Дж. М. Пульман изобретает спальный вагон, вагон-ресторан, систему освещения и другие плюшки для удобства пассажиров.
Следующий шаг – подземные железные дороги! Первое метро появляется в Лондоне в 1863 г.
, а затем – в Нью-Йорке (1868), Чикаго (1892), Будапеште (1896), Вене (1898) и Париже (1900). А с 1881 г. под Берлином пускают первые трамваи на электрической тяге.
Я еду сам(-а)!
Индивидуальный транспорт в Новое время прокачивается: в 1804 году Оливер Эванс создает паровую машину-амфибию, а в 1816-м барон Карл фон Дрез изобретает велосипед (и уже с 1868 года их производят французские фабрики).
С 1885 года ты можешь оседлать мотоцикл благодаря германскому изобретателю Г. Даймлер, а годом позже, если хватит смелости и денег, даже сесть за руль! В 1886 К. Бенц патентует первый автомобиль с бензиновым двигателем (Дизель появится через десятилетие). Но железный конь не каждому будет по карману: только с появлением конвейерной сборки «модели-Т» Генри Форда массовый потребитель может позволить себе такую покупку. Почувствуй разницу: цена в $ 850 упала до $ 360!
Я лечу!
С запуском воздушного шара авиаоткрытия только начались: в 1853 г. Дж.
Кэйли создает планер – первый летательный аппарат тяжелее воздуха. А с 1900 года по небу уже летают Цеппелины. Но, надеемся, ты не собирался лететь на «Гинденбурге»? Каким бы ни был невероятным изобретением дирижабль, с ним связаны и страшнейшие авиакатастрофы прошлого.
С 17 декабря 1903 года, когда американские братья Райт совершают первый управляемый полет на самолете, начинается их эра. Уже в 1909 начинается серийное производство, а в 1911 Гленн Кёртисс строит гидросамолет Triad A-1.
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
XX век – это увеличение скоростей, массовое пользование автомобилями, еще более быстрый метрополитен, распространение самолетов, появление гидролетов и вертолетов, поезда и морские суда на воздушной подушке, электровозы, субмарины и ракеты. Для путешествия тебе остается ответить на два вопроса: «каким образом?» и «как дорого?»
В первой половине столетия совершенствуется наземный и водный транспорт: в 1928 г. Уолтер Вильсон изобретает преселектор КПП – даже с современной точки зрения это наиболее совершенная коробка передач по экономичности и скорости переключения, а к 1949 году в Японии появляется первый микроавтомобиль класса Kei car.
Во второй половине века все софиты направлены на авиацию, самый скоростной (и по сей день!) способ путешествий: в 1969 году впервые летит огромный Боинг 747, первый коммерческий самолет с двумя проходами между пассажирскими креслами. А в 1976 году простому смертному становится доступна сверхзвуковая скорость: Конкорд совершил первый в мире пассажирский коммерческий сверхзвуковой полет. Дальше – только лучше, в 2004 человеку покоряется гиперзвуковая скорость: летательный аппарат Boeing X-43 установил рекорд в 11230 км/час!
Но даже в XX-XXI веках могут появляться новые направления: последняя фишка – это космический туризм. Число желающих только растет, хотя стоимость путешествия за пределы атмосферы оказывается закономерно космической: тур на орбиту обойдется тебе в $ 30-40 миллионов. Если захочешь, можно заказать дополнительную услугу: «выход космического туриста в открытый космос» – $ 3 миллиона, что в сравнении с 30, согласись, уже пустяк.
Чем тебе может помочь в путешествии карта «Бумеранг» Visa Gold?
Карта «Бумеранг» Visa Gold гарантирует money-back – 1% на счет с любых покупок.
Пополнять карту можно бесплатно через ЕРИП, вместе с «Бумерангом» ты получаешь страховку для выезда за границу. Подать заявку на карту можно прямо здесь.
ООО «ЭС ЭМ ДЖИ»
УНП 190247301
Транспорт времен ВФР — на чем ездили и что сколько стоило.
К 1789 году в Париже было 6 крупных компаний, занимавшихся извозом и большое количество мелких предпринимателей. Плата за проезд зависела от компании, предоставлявшей услуги и от расстояния. Слуги платили меньшую сумму и располагались снаружи.
Для перевозки пассажиров служили дилижансы, кабриолеты и повозки.
Резервация места в дилижансе стоила 16 су,
в кабриолете – 10 су,
в повозке – 6 су, но к этому необходимо прибавить и расстояние, которое необходимо преодолеть.
Каждый пассажир имел право провозить 10 фунтов багажа бесплатно.
Ежегодный взнос на лошадь равнялся:
20 ливров за первую,
40 — за вторую,
80 – за третью,
160 – за четвертую.
Таким образом, четверка лошадей обходилась владельцу в 300 ливров налога ежегодно.
Ежегодный налог на средство передвижения составлял:
20 ливров за первый экипаж,
40 – за второй,
120 – за третий.
Что же касается наемных экипажей, то их к 1789 году в Париже насчитывалось примерно 640.
Стоимость:
дневного проезда — 30 су в первый час и 25 су — в последующие,
ночного – 40 су в первый час и 36 – последующие.
Существовали и правила: извозчик обязан был принять любого пассажира, который доказал свою платежеспособность.
Для наемных экипажей тоже существовал ежегодный налог: 5 ливров за одну лошадь и 10 ливров за каждое колесо транспортного средства.
Дороги.
Управление по строительству мостов и дорог появилось во Франции еще в 16 веке, а первой крупной дорогой стала дорога из Парижа в Орлеан, длиной в 256 км. Чтобы ускорить ее сооружение, был издан королевский указ, по которому поставщики вина из Орлеана в Париж на обратном пути должны были захватить с собой камни и привезти в указанное место.
В 1747 году в Париже было открыто первое высшее учебное заведение для подготовки специалистов по транспорту под названием «Школа мостов и дорог», получившее в дальнейшем мировую известность.
Постепенное совершенствование повозок и начало технического прогресса привели к необходимости совершенствования дорожного строительства, улучшения дорожной сети.
В конце 18 века в Западной Европе для дорожного покрытия стали использовать пакеляж— камни конусообразной формы, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание. В отличие от традиционного подхода, при котором камни ставились остриём вниз, при пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания.
Во Франции пакеляж внедрял Пьер Трезаге (1716—1796), инженер, один из известнейших строителей дорог, занимавшийся также их реконструкцией и расширением. Он строил дороги с очень прочным и долговечным покрытием, хотя и более тонким, чем предлагали современники, что позволяло снизить затраты труда и материалов, а следовательно и стоимость строительства.
В 1789 году во Франции было примерно 40-45000 километров дорог и подъездных путей. В годы Революции состояние дорог ухудшилось в основном из-за движения войск и обозов.
Большое значение имела сеть судоходных каналов и рек, которые позволяли перевозить товары и древесину.
Об экипажах.
До эпохи поездов, дилижансы были наиболее популярным средством передвижения из города в город. Во времена Людовика 14 конструкция кареты изменилась: сначала появились «carrosses modernes», с закрытым кузовом и дверями на петлях. Кузов висел на укрепленных на столбиках ремнях. Затем появилась «la berline», в уже близкая к форме современных карет.
Деревянную работу изящных экипажей делали столяры-каретники, особые кузнецы и слесари изготовляли и пригоняли металлические части, а шорники и маляры-лакировщики исполняли отделку. Сверх того, многие отдельные части и принадлежности изготовлялись на фабриках или кустарями и покупались готовыми.
В 16-17 веке большое значение стали придавать не только внешнему блеску, но и внутреннему удобству — появились кареты с кожаными боковыми тентами, жесткой крышей и застекленные.
Так как в то время экипажи двигались медленно и путешествия занимали довольно много времени, появились кареты с раскладными постелями, получившие название «дормез».
К концу 17 века, с появлением стальных рессор, передвижение в экипажах стало более комфортным. Изменился и тип упряжки – теперь лошадь тянула повозку не шеей, а грудью, что давало возможность запрягать в повозку одну лошадь вместо двух.
Для торможения движения экипажа (очень необходимого при спусках) сначала использовались клинья — они подкладывались под колеса кареты и она сползала со склона «на тормозах». Позже начали применяться рычаги с закрепленными на них кожаными подушками. Возница нажимал на рычаг, подушка прижималась к колесу и скорость движения замедлялась.
В начале 18 века появились экипажи на стоячих рессорах, к которым прикреплялись ремни, поддерживавшие кузов, и разные формы колясок, фаэтонов и экипажей, типы которых сохранились до наших времен. Это нововведение сделало путешествие более приятным, ведь карета уже не тряслась так сильно, а у тех, кто сидел сверху, было меньше шансов вывалиться.
В этот период центром экипажного производства считался Лондон; там же были изобретены главные усовершенствования.
О дилижансах
Дилижанс представлял собой четырехколесную карету, обычно запряженную четверкой лошадей. В середине 18го века, дилижансы обтягивали темной кожей и украшали орнаментом из вбитых гвоздей, рамы вокруг окон и колеса красили в ярко-красный цвет, по бокам большими буквами были намалеваны место отбытия и место назначения.
Рядом с кучером на облучке часто сидел вооруженный охранник, так как нападения на дилижансы в 18м, да и в 19м веке не были редкостью.
Пассажирские места размещались как внутри, так и снаружи. Те, что снаружи, располагались на крыше или на выступе позади кареты. Пассажиры сидели лицом друг к другу. В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на самом деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо — на откидных сидениях на дверцах.
Нередки были случаи, когда из-за ненадежности замков дверцы открывались и пассажиры выпадали на ходу.
Дилижансы путешествовали от одной станции к другой, на которых меняли лошадей. Вдоль их маршрутов встречалось много трактиров, где путешественники могли пообедать и отдохнуть.
Многие из дилижансов были каретами знати, уже отслужившими свое, только в конце 18го века вместо старых колымаг стали пользоваться каретами, которые строили специально для междугородних переездов. Эти кареты были меньше по размеру и ехали быстрее. Скорость передвижения экипажа – примерно 4 мили (6 км) в час, но если дорога была под гору, пассажиров могли попросить выйти, чтобы лошади не надорвались, взбираясь по холму.
Путешествие из города в город могло растянуться на несколько дней. В хорошую погоду, можно было преодолеть около 100 км в сутки. Так, Путешествие из Парижа в Лион занимало в среднем 8 дней, в Лион – 5 дней, в Брюссель – 3 и т.д.
Почта
В конце 18 века появился еще один вид дилижанса – почтовый, который продержался до 1850х годов, когда их окончательно вытеснили поезда.
Фактически, это был дилижанс, который помимо перевозки пассажиров, развозил еще и почту. Почтовые кареты, обязательно сопровождаемые вооруженным охранником, были надежнее, кроме того, к месту назначения они прибывали быстрее.
Охранники были хорошо вооружены и вполне способны отбить нападение разбойников. Кроме того, в случае поломки кареты, они были обязаны лично доставить почту, хоть бы и пешком. На протяжении поездки могло смениться несколько кучеров, но охранник сопровождал почту от места отбытия до места назначения.
Каждому охраннику выдавали часы, чтобы он точно следовал расписанию, и горн, чтобы предупреждать местных почтальонов о приближении кареты. Услышав горн, привратники на заставах, где взималась пошлина, должны были немедленно распахнуть ворота — если почтовой карете приходилось останавливаться, их могли оштрафовать.
Остальные кареты обязаны были уступать дорогу почтовым, так что горн служил предупреждением и им. «Подставы» на маршрутах следования почтовых карет обычно располагались на расстоянии 10-15 миль друг от друга.
Если карета не делала полную остановку, а останавливалась только для смены лошадей, то на это отводилось только 5 минут. Поэтому охранник заранее выдувал на почтовом рожке сигнал «смены лошадей», чтобы предупредить хозяина гостиницы о необходимости подготовить свежую упряжку. Лучшие конюхи меняли лошадей менее чем за три минуты.
Скорость почтовых кареты достигала 7 — 8 миль в час (11 — 13 км/ч) летом и 5 миль (8 км) — зимой. Лошадей, как было сказано выше, меняли каждые 10 — 15 миль (16 — 24 км). Остановки для обмена почтой были короткими. Иногда карета лишь замедляла ход и охранник сбрасывал мешок с письмами местному почтмейстеру, а тот уже швырял ему другой мешок. Например, поездка по маршруту Париж – Базель занимала 60 часов. Почтовые дилижансы ехали днём и ночью, остановки делались только для еды в тавернах и для смены лошадей.
Внутри почтовой кареты были места для 4х пассажиров. Кучер сидел на облучке, возле него оставалось место для еще одного седока. Охранник занимал место снаружи, в задней части кареты возле ящика с письмами.
Сажать пассажиров возле охранника было запрещено. Со временем пассажирские сидения добавили и на крышу.
Путешествие на почтовой карете обходилось дороже, чем на частном дилижансе, но почтовые кареты были чище и просторнее. Напротив, частники старались набить в дилижанс как можно больше народа, из-за чего дилижансы нередко переворачивались.
С середины 18 века слово «почта» (от латинских posita, statio) стало обозначать станцию с переменой лошадей. Почтовыми назывались казенные лошади, их путник менял на почтовых станциях. Таким образом, почта не только доставляла корреспонденцию, но и обслуживала путешествующих по казенной надобности. Позже право пользоваться почтовыми лошадьми получили и частные лица.
Наемные экипажи.
Еще во времена Людовика 14 Никола Соваж устроил на улице Сен-Мартен в Париже заведение для найма карет, по часам и поденно. На его вывеске был изображен св. Фиакр; этим именем были названы самые экипажи.
Дело Соважа пошло так хорошо, что скоро у него явилось много конкурентов, число фиакров размножилось, полиции пришлось издавать для них особые регламенты, а с их владельцев стали взимать особые налоги.
Вскоре в Париже начали ездить первые общественные кареты по определенным улицам. Мест было в каждой карете восемь по 5 су, но солдат, лакеев, рабочих туда не пускали — экипажи были назначены только для «чистой публики», поэтому на улицах первые кареты были встречены бранью и камнями.
В первое время эти «омнибусы» вошли в такую моду, что даже сам король пожелал их испробовать, но скоро ими стали пренебрегать, так что дело прекратилось. Омнибусы в Париже появились вновь лишь в 1819 году.
Начиная с 17 века в городах появились и другие экипажи общего пользования, среди которых долгое время пальму первенства удерживали так называемые «кукушки».
Эта повозка представляла собой двуколку с маленьким кузовом-ящиком, в которую 4 пассажира забирались спереди, цепляясь за обода колес. Затем вход закрывали съемной стенкой, на которой располагались места для возницы и еще для 2-х пассажиров. Остальным желающим могли предоставить места на крыше.
По современным автомобильным меркам места в «кукушке» хватало на четверых, но внутри экипажа часто ездили и по 8 человек: по трое на сиденьях у задней и передней стенок и еще двое на приделанных к дверцам откидных сиденьях.
Если бы «дверной» пассажир случайно нажал на ручку двери, путешествие могло бы закончится для него печально – в лучшем случае падением на дорогу, в худшем – под колеса, поэтому дверцы могли запираться снаружи на замок. «Кукушку» везла потихоньку одна кляча, иногда при помощи пристяжной. Эти экипажи, часто упоминаемые в бытоописательной французской литературе, исчезли в начале 19 века.
И зимний вид транспорта — санки)
Источники:
«История транспорта»
Ю. А. Долматовский «Автомобиль за 100 лет», 1986 г. http://www.bibliotekar.ru
Diario della Rivoluzione Francese: 1770 – 1788 с сайта http://www.storiafilosofia.it
«Википедия»
Иллюстрации:
http://www.1st-art-gallery.com
материалы из сети
Как далеко и как быстро может проехать повозка, запряженная лошадьми?
На протяжении тысячелетий лошади использовались в качестве средства передвижения. Повозки, запряженные лошадьми, берут свое начало в Месопотамии около 3000 г.
до н.э. Со временем кареты приобрели различные форматы и стали основным видом транспорта на тысячи лет. Хотя автомобили сейчас являются нашим основным средством передвижения, повозки, запряженные лошадьми, по-прежнему служат для отдыха и соревнований.
Конная повозка может двигаться со скоростью от 2 до 12 миль в час и до 30 миль в день . Продолжайте читать, чтобы узнать больше об этом способе транспортировки, в том числе о факторах, которые могут повлиять на скорость и расстояние, а также о грузоподъемности, с которой могут справиться лошади.
С какой скоростью может двигаться повозка, запряженная лошадьми?
Большинство конных повозок падают со скоростью от двух до четырех миль в час при ходьбе, хотя они могут развивать скорость до 12 миль в час, если лошадь движется рысью.
Это не очень быстрый вид транспорта: писатель 1617 года описал крытые повозки как «очень утомительное» путешествие, предназначенное только для «женщин и людей низшего уровня».
1 К счастью, усовершенствование конструкции вагона привело к гораздо большей скорости и комфорту для пассажиров. Например, в середине 1700-х конная повозка проехала из Кембриджа в Лондон около 50 миль за два дня. К 1820-м годам путешествие могло занять всего семь часов благодаря усовершенствованию автобусов и строительству дорог.
На скорость движения в конной повозке могут влиять многие факторы, в том числе:
- Пройденный путь
- Местность
- Погодные условия
- Порода лошадей
- Здоровье лошади
- Груз
Действительно ли это так быстро, как может ехать конная повозка?
Лошади исключительно быстро бегают, причем некоторые более быстрые заводчики способны развивать скорость до 45 миль в час. Итак, вы можете задаться вопросом, является ли 10 миль в час пределом.
Есть исключения из ограничения скорости конной повозки. Chuckwagon Racing — это конный вид спорта, в котором упряжка лошадей ведет гонщиков в chuckwagon в гонке по трассе.
Чаквагон может развивать скорость до 37 миль в час.
Это особенно популярный вид спорта в канадских прериях, но он может быть опасным. Во время гонок погибло пять человек, и более 70 лошадей погибли из-за этого вида спорта.
Как далеко может проехать конная повозка?
Повозки, запряженные лошадьми, могут проезжать до 30 миль в день, хотя диапазон обычно составляет от 10 до 30 миль. Физически здоровая лошадь может проехать дальше. Расстояние, которое он может проехать, будет зависеть от нескольких факторов, включая местность, лошадь, погоду и загрузку экипажа.
Изображение предоставлено: symbiot, ShutterstockСколько веса может тянуть лошадь?
Лошадь может тянуть с повозкой в полтора раза больше собственного веса на большие расстояния. Путешествуя на более короткие расстояния, они могут тянуть в шесть раз больше своего собственного веса или, в зависимости от породы, даже больше.
Тип лошади, с которой вы работаете, также может определить, какой вес она в конечном итоге сможет тянуть.
Лошади делятся на две категории телосложения: верховые и упряжные.
Верховые лошади легче, стройнее, быстрее и проворнее. Но тягловые лошади были выведены для тяжелых задач, таких как тяга тяжестей, поэтому у них гораздо больше шансов преуспеть в тяге тяжестей, чем у их верховых собратьев.
Конечно, пословица « много рук — легкая работа » здесь применима. Чем больше у вас лошадей, тем больше увеличивается их грузоподъемность. Две лошади, работающие вместе, могут тянуть в три раза больше веса, чем если бы они работали в одиночку.
Какова скорость конной повозки по сравнению с другими видами транспорта, приводимыми в движение животными?
Теперь, когда вы знаете среднюю скорость конной повозки, вам может быть интересно, как она соотносится с другими видами транспорта, приводимыми в движение животными. Посмотрите на сравнительную таблицу ниже, чтобы узнать, как скорость перевозки сравнивается со средней скоростью ходьбы других животных, перевозящих грузы.
| Животное | Скорость |
| Конная повозка | 2–12 миль/ч |
| Собачья упряжка | 20 миль в час |
| Караван верблюдов | 2,5–4 мили в час |
| Осел | 4 мили в час |
| Слон | 4,5 мили в час |
| Волы | 2 мили в час |
Заключительные мысли
Несмотря на то, что теперь у нас есть гораздо более эффективные виды транспорта, конные повозки по-прежнему остаются веселым развлечением и соревновательным видом спорта. Конечно, на максимальной скорости в 12 миль в час вы никуда не торопитесь, путешествуя на конной повозке, но это, безусловно, способствует веселому дню и уникальной истории, которую можно рассказать.
Источники
- Дилижанс
- Поездка в карете сквозь историю
- Какой вес может тянуть лошадь? (Вы будете удивлены!)
- Насколько быстро и далеко может проехать конная повозка?
Авторы избранных изображений: Holger Detje, Pixabay
Как быстро и далеко может путешествовать повозка, запряженная лошадьми?
Оставить комментарий / Блог / Эллисон Прайс
Последнее обновление: 18 февраля 2022 г.
Эллисон Прайс
Лошади служат транспортом тысячи лет. Транспортировка конными повозками была возможна на протяжении тысячелетий.
Хотя автомобили в настоящее время являются основным средством передвижения, повозки, запряженные лошадьми, все еще служат некоторым целям. Конные экипажи также популярны для соревнований и отдыха.
Какова скорость конной повозки?
Конная повозка может двигаться рысью со скоростью 8-10 миль в час. Повозка, запряженная лошадьми, может проехать от 2 до 4 миль в час пешком. Скорость повозки зависит от погодных условий, местности, лошадей и других тракторов.
Лошади не скачут галопом с повозками. Хотя вы можете увидеть лошадей, едущих с повозками в фильмах, в реальной жизни это не обычное явление. Лошади могут быть опасны галопом или галопом с повозками или экипажами.
В некоторых случаях на Родео могут проводиться гонки на повозках. Гонки чаквагонов — это упряжка из двух-четырех лошадей, мчащихся по треку на полмили.
Этот вид спорта вызывает споры, потому что он может быть опасным и привел к гибели многих лошадей.
Повозка, запряженная лошадьми, движется на галопе со скоростью примерно 10-15 миль в час. Скорость галопа составляет от 18 до 25 миль в час.
Какое расстояние может проехать конная повозка за день?
Конная повозка с водителем может проезжать в среднем от 10 до 30 миль в день. Расстояние зависит от рельефа местности, погодных условий и веса вагона.
Во избежание перегрева в жаркую погоду лошади должны иметь уменьшенную рабочую нагрузку. Нельзя заставлять лошадей выполнять тяжелую работу, если температура и влажность выше 150-160 градусов. Они должны проходить не более десяти миль в день. На лошадях нельзя ездить, если температура и влажность превышают 160 градусов.
Лошади будут труднее тянуть повозку, если они передвигаются по неровной, холмистой местности. Они могут проехать до 30 миль по ровной местности, но не смогут проехать так далеко по пересеченной местности.
Другим фактором, влияющим на способность лошади преодолевать большие расстояния за один день, является вес. Лошади могут тянуть тысячи фунтов на короткие расстояния, но они не смогут нести такой большой вес на большие расстояния. Лошади могут тянуть от нескольких сотен до нескольких тысяч фунтов в зависимости от их размера. Но лошадям будет сложно тянуть больше на большие расстояния.
Какой вес могут тянуть лошади?
Лошади могут тянуть в 1,5 раза больше собственного веса при перемещении на большие расстояния в повозке. Они могут тянуть в три раза больше веса своего тела при перемещении на более короткие расстояния.
Лошадь весом 1000 фунтов может тянуть в среднем 1500 фунтов на большие расстояния. Лошадь весом 1000 фунтов может тянуть до 3000 фунтов на более короткие расстояния.
Лошади могут сблизиться больше, чем порознь. Две лошади вместе могут тянуть в три раза больше веса, чем поодиночке. Тяжелая лошадь, способная тянуть 6000 фунтов, сможет тянуть 18 000 фунтов в паре с другой лошадью.
Упряжные лошади могут тянуть в 15 раз больше собственного веса на соревнованиях по тяге. Хотя они не смогли бы поддерживать такой темп на больших дистанциях, это впечатляет.
В 1924 году пара шайрских лошадей тянула рекордные 100 000 фунтов. В том же году одна шайрская лошадь тянула 58 000 фунтов. Это какая-то невероятная лошадиная сила!
В 2012 году команда, состоящая из бельгийских тягловых лошадей, тянула дедвейт весом 13 400 фунтов на тягловой тяге Калгари Панического бегства. Еще одна пара бельгийских тягловых лошадей вытянула замечательные 17 000 фунтов на Национальной выставке Western Stock Show в 2014 году.0003
Какие породы лошадей используются для вождения экипажа?
Для вождения экипажа популярны ломовые лошади. Они могут тянуть тяжелые грузы благодаря своей прочной конструкции. Они также стабильные лошади из-за их спокойного характера. Вождение легко с тягловыми породами, такими как першероны, клейдесдаль, шайры, бельгийцы и першероны.
Есть также много пород лошадей и пони, которые преуспевают в вождении. Эти породы включают фризскую морганскую, хакни и голландскую упряжную лошадь, цыганскую ваннер, а также валлийскую, хафлингерскую и седлбредную. При правильном обучении почти любая порода может хорошо водить машину.
Типы повозок, повозок и повозок
Существует множество повозок, повозок и повозок, запряженных лошадьми. Они могут иметь как два, так и четыре колеса. К ним относятся Barouche, Hackney Coach и Stagecoach.
Barouche
Barouche — это открытая четырехколесная повозка с четырьмя колесами, которую может тянуть одна или несколько лошадей. Barouche — это роскошная тяжелая карета, вмещающая не менее четырех человек. Часто имеет складной полукапюшон. Этот стиль очень распространен в карете.
Наемный экипаж
Наемный экипаж был одним из первых конных экипажей, которые люди брали напрокат. Эти четырехколесные закрытые вагоны вмещают от четырех до шести человек и имеют простую конструкцию.
Эти экипажи часто идут с заминкой для двух или более лошадей.
Дилижанс
Самые известные дилижансы можно увидеть в старых западных фильмах и телешоу. Эти большие тяжелые вагоны изначально предназначались для общественного транспорта. У них четыре колеса. Эти вагоны часто имеют двух-, четырех- или шестиконную сцепку.
Meadowbrook
Тележки Meadowbrook — это двухколесные открытые повозки с большими колесами. Доступны два сиденья, одно из которых откидывается для доступа сзади и может тянуться одной лошадью. Сегодня они используются для увеселительной езды и соревнований по вождению экипажа.
Прогулочная тележка
Двухколесная прогулочная тележка, запряженная одной лошадью. Они просты по конструкции и рассчитаны на двух человек. Они популярны для конных шоу.
Багги с тонкой упряжью
Багги с тонкой упряжью, транспортное средство с четырьмя колесами, на котором может ездить один человек, называется четырехколесным транспортным средством.
