Сорта бензина: Что обозначают марки бензина и основные свойства АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98

Бензин – его производство, маркировка, октановое число

Бензин – сложно вспомнить что-то более привычное для автомобилиста. Ежедневно автомобили сжигают сотни тысяч литров этого топлива, однако мало кто из автовладельцев всерьез задумывался над тем, как его производят, об особенностях состава топлива и других аспектах.

Немного терминологии

Как сообщают справочники, бензином именуется смесь лёгких углеводородов разных типов:

  1. Ароматические;
  2. Олефиновые;
  3. Парафиновые и прочие.

Эти углеводороды обладают горючими свойствами. Температура кипения смеси варьируется от 33 до 250 °С, что зависит от применяемых присадок.

Из чего делают бензин

Схема производства бензина

Горючее выпускается на мощностях нефтеперерабатывающих заводов. Сам производственный процесс очень сложен и делится на несколько циклов.

Сначала сырая нефть поступает на предприятие по трубопроводам, закачивается в огромные резервуары, после чего отстаивается. Далее начинается промывка нефти – в нее добавляется вода, а потом пропускается электрический ток. В итоге соли оседают на дно и стенки резервуаров.

Во время последующей атмосферно-вакуумной перегонки происходит подогрев нефти и ее деление на несколько типов. Осуществляются 2 этапа обработки:

  1. Вакуумная;
  2. Термическая.

По завершении процесса первичной переработки начинается каталитический риформинг, во время которого происходит очередное очищение бензина и извлечение фракций 92-го, 95-го и 98-го бензина.


Фото: aif.ru

Это процесс, который еще называют вторичной переработкой, включает 2 основных этапа:

  1. Крекинг – очистка нефти от примесей серы;
  2. Риформинг – наделение субстанции октановым числом.
Видео: Как делают бензин из нефти. Просто о сложном

По окончании данных этапов проходит контроль качества горючего, который занимает несколько часов.

Примечательно, что отечественные заводы (в большинстве) из 1 тонны нефти получают 240 литров бензина. Остальное приходится на газ, дизтопливо, мазут и авиационное горючее.

Что такое октановое число

Эта фраза известна очень многим, однако далеко не все знают, что именно означает данный термин и почему он так важен.

Октановое число – это способность топлива (в том числе и бензина) противостоять самопроизвольному возгоранию под давлением. Иначе говоря – его детонационная стойкость.

В процессе работы двигателя поршень сжимает топливно-воздушную смесь (такт сжатия). В этот момент, когда готовая смесь находится под давлением, может произойти ее самопроизвольное воспламенение еще до того, как свеча зажигания дала искру. В народе это явления называется одним словом – «детонация». Характерным признаком детонации являются шумы в двигателе – металлический звон.

Следовательно, чем выше октановое число, тем выше способность горючего сопротивляться детонации.

Маркировка бензина

На АЗС можно встретить самые разные наименования, не исключая и наиболее привычные для большинства автомобилистов. Обычно бензин маркируется литерами «А» и «АИ». Их расшифровка:

  1. «А» – это обозначение свидетельствует, что бензин автомобильный;
  2. «АИ» – буква «И» означает метод, которым было определено октановое число.

Существует 2 способа определения октанового числа – исследовательский (АИ) и моторный (АМ).

Исследовательский метод – он определяется путем тестирования топлива на одноцилиндровой силовой установке, при условии переменной степени сжатия, частоте вращения коленвала в 600 об/мин, угле опережения зажигания в 13° и температуре воздуха (всасываемого) в 52 °С. Эти условия аналогичны небольшим и средним нагрузкам.

Моторный метод – его определение осуществляется на аналогичной установке, однако прочие условия другие. Температура воздуха (всасываемого) составляет 149 °С, частота вращения коленвала равна 900 об/мин, а угол опережения зажигания переменный. Такой режим аналогичен высоким нагрузкам – езда в гору, работа мотора под нагрузкой и т. д.

Следовательно, число АМ всегда ниже, нежели АИ, а разница в показаниях свидетельствует о чувствительности горючего к работе силового агрегата в разных режимах.

Примечательно, что в некоторых государствах на Западе октановое число определяется как среднее между значениями «АМ» и «АИ». В РФ же обозначается только более высокое значение «АИ», что и можно увидеть на всех АЗС.

Марки бензина

Чаще всего на отечественных заправочных станциях встречаются следующие обозначения:

  • Бензин АИ-98.  Отличается высоким октановым числом. В отличие от АИ-95, который производится в соответствии с ГОСТом, 98-й выпускается согласно ТУ 38.401-58-122-95, а также ТУ 38.401-58-127-95. В производстве этой марки бензина запрещено применение алкилсвинцовых антидетонаторов. Выпуск данного высокооктанового бензина осуществляется с использованием ряда компонентов – толуола, изопентана, изооктана и алкилбензина.
  • Экстра АИ-95 – бензин повышенного качества, что достигается путем применения присадок антидетонационного типа. Производится из дистиллятного сырья, бензина каталитического крекинга, с добавлением изопарафиновых элементов (ароматических) и газового бензина.
    В составе нет свинца, что обеспечивает высокое качество бензина.
  • АИ-95 – основное отличие от Экстра АИ-95 в концентрации свинца, которая выше на 30%;
  • АИ-93 – делится на 2 категории: этилированный и неэтилированный. Этилированное топливо выпускается на основе бензина каталитического риформинга (мягкий режим) с добавлением в его состав толуола и алкилбензина, а также бутан-бутиленовой фракции. Неэтилированный выпускается из того же бензина каталитического риформинга (жесткий режим), с добавлением бутан-бутиленовой фракции, алкилбензина и изопентана;
  • АИ-92 – наиболее распространенный на рынке бензин среднего качества, с содержанием присадок антидетонационного типа. Максимальная плотность – 0,77г/смА-923. Может быть как этилированным, так и неэтилированным;
  • АИ-91 – отличается содержанием присадок антидетонационного типа. Это неэтилированный бензин с ненормированной плотностью и определенным процентом свинца в составе;
  • А-80 – состав этого бензина аналогичен таковому у АИ-92. Максимальная плотность – 0,755г/смА-803;
  • А-76 – обычно применяется в сельском хозяйстве. Выпускается этилированный и неэтилированный А-76 с ненормируемой плотностью. В его составе содержатся присадки разных типов (антиокислительные и антидетонационные), прямогонный бензин, а также итоговые продукты коксования, пиролиза и крекинга (термического и каталитического).
Видео: Аи-92 или Аи-95? Разгон до 100км и расход топлива на Mazda Demio (Ford Festiva Mini Wagon)

Какой бензин заливать?

Многие ищут ответ на этот вопрос, чтобы ненароком не навредить двигателю. В данном случае все просто – требования к топливу указаны в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля, а также продублированы на обратной стороне лючка бензобака. Если производитель в качестве рекомендуемого топлива указал АИ-95, то заливать нужно именно его, а заправляться 92-м можно только на свой страх и риск.

Однако стоит помнить, что в мануале и на этикетке может быть указано как октановое число, так и марка топлива.

Также в мануале могут быть записаны разные типы бензина. Например:

  1. АИ-92 – допустимый;
  2. АИ-95 – рекомендуемый;
  3. АИ-98 – для улучшения характеристик.

Как видно, заливать в бак необходимо только рекомендуемое производителем авто топливо. Впрочем, использование бензина с более высоким октановым числом никакого вреда двигателю не нанесет. Ведь чем выше октановое число, тем медленнее скорость горения и больше КПД топлива, что благотворно сказывается на отдаче двигателя, экономичности и других моментах. Как правило, прибавка в мощности и экономичности достигает 7%. Кроме того, современные машины комплектуются ЭБУ, которые учитывают качество горючего и его октановое число, корректируя настройки.

Это значит, что в бак современного автомобиля с атмосферным мотором необходимо заливать АИ-95 на качественной АЗС. В крайнем случае, допускается АИ-92. Также можно ориентироваться на степень сжатия – если она ниже 10 ед., можно заливать АИ-92. Если выше – только 95-й.

Что касается турбированных двигателей, то для них рекомендуемое топливо – АИ-98 или Экстра АИ-95, но  не АИ-92.

Можно ли смешивать бензин?

Этим вопросом задаются многие. В целом от смешивания горючего с разным октановым числом ничего катастрофического не произойдет, но только если смешивать рекомендуемый бензин с более высоким (по октановом числу). К примеру, рекомендуемый для машины 92-й смешать с 95-м. Однако понижать не нужно. Также стоит помнить, что плотность у бензина с разным октановым числом различается, так что его смешивания может вообще не произойти – горючее с более высоким октановым числом просто окажется вверху бака, а с низким внизу.

В целом, чтобы сохранить двигатель, рекомендуется не экономить, заправляться только на сертифицированных станциях крупных сетей (не франшиза) и лить в бак бензин с октановым числом, рекомендованным изготовителем (но не ниже).

Справочная

Что такое октановое число?

В качестве эталонов для определения октанового числа (ОЧ) бензина используют два углеводорода, один из которых – изооктан – обладает очень высокими антидетонационными свойствами, то есть горит, а не взрывается. Другой – н-гептан – наоборот, при каждом удобном случае норовит бабахнуть. ОЧ изооктана принято считать равным 100, а ОЧ н-гептана – равным нулю. Если эти два соединения смешать в пропорции 92 к 8, то получится горючее с ОЧ, равным 92 – это эталон 92-го бензина. По этому эталону и определяются антидетонационные свойства бензина, претендующего на звание “девяносто второго”.

Так как же его определяют? Наверное, путем сложных химических исследований, всякие колбочки, пробирочки разные, реактивы, лакмусовые бумажки, скажет “чайник-водила”. А на самом деле для определения октанового числа применяют специальную установку – одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия. В установку заливают образец бензина и измеряют детонацию. Затем в ту же установку последовательно заливают смеси изооктана и н-гептана в разных пропорциях, добиваясь того же уровня детонации. Доля изооктана в такой смеси и говорит об октановом числе бензина. 

Измеряют его двумя способами – моторным и исследовательским. Моторный метод отличается от исследовательского лишь более жесткими условиями работы двигателя – выше обороты и температура горючей смеси. Поэтому моторное октановое число всегда меньше исследовательского. Это, кстати, вносит путаницу в маркировку бензинов. Раньше товарные сорта бензинов, октановое число которых измерено по исследовательскому методу, снабжали маркировкой с буквой И: например, АИ-93 и АИ-95. А отсутствие буквы И в маркировке бензина – например, А-72, А-76 – однозначно свидетельствовало о моторном методе определения октанового числа.

Сейчас на колонках продают так называемые экспортные бензины А-80, А-92. В их маркировке буква И отсутствует, однако октановое число определено по исследовательскому методу.  

Для полного сгорания одного килограмма бензина нужно 14,7 кг воздуха, и образуется при этом 3,1 кг углекислого газа (СО2) и 1,3 кг воды (Н2О). 

Что такое сертификат топлива?

Путь бензина от скважины в земле до автомобильного бензобака лежит через нефтеперабатывающий завод. Каждое из этих предприятий обязано получить сертификат на тот или иной вид топлива. Бензин проходит тщательные испытания на соответствие ГОСТ (ТУ) и на основе результатов исследования. Межведомственная комиссия принимает решение о допуске к производству и применению бензинов. А аккредитованные центры при Госстандарте выдают одобренному топливу сертификаты. Сегодня на территории России действуют два стандарта на основные сорта бензина: ГОСТ 2084-77 (А-76, А-91, АИ-93, АИ-95) и ГОСТ 51105-97, разработанный в соответствии с европейскими требованиями к качеству и экологичности топлива. Согласно последнему, принята и европейская терминология: АИ-80 (Normal), АИ-91 (Regular), АИ-95 (Premium), АИ-98 (Super). Однако до тех пор, пока заводы не приведут в соответствие с новоиспеченным стандартом свою продукцию, ГОСТ образца 77 года будет действовать на равных с новым. 

Что такое паспорт топлива?  

Бензин, как и добропорядочный российский гражданин, обязан иметь паспорт. Выдают ему удостоверение личности не в милиции, а на заводе, где он родился. Однако изменения, происходящие “кое-где у нас порой” с топливом в дороге, в сию бумагу не попадают. Так что документ может быть подлинным, а его владелец поддельным. Сейчас бензиновые паспорта стали вывешивать на бензоколонках и многие наши читатели интересуются, что значат те или иные параметры и как влияют они на здоровье автомобиля.

Слева в документе указаны значения по ГОСТУ или ТУ, справа – фактические, присущие данной партии. Первым в паспорте стоит графа “детонационная стойкость”. Это “самое важное из всех искусств” бензина. Именно эта цифра красуется на самой колонке, откуда выливается огненная жидкость.

Следующая цифра – концентрация свинца, для неэтилированных бензинов не должна быть более 0,013 г. на куб. дм. Конечно, если вас решили обмануть и в резервуарах смесь обильно заправленная тетраэтилсвинцом, то в бумажке данный факт отражения иметь не будет. Но все же, продолжим.

Следующие строчки – температура перегонки – говорят о “легкости” топлива, чем меньше эти значения, тем больше в бензине легких фракций, тем быстрее запустится двигатель зимой.

Далее, важная графа – концентрация смол. Чем ниже, тем лучше, смола – яд для карбюратора, инжектора, впускных клапанов.

“Индукционный период” говорит о способности бензина к длительному хранению. А “испытанию на медной пластинке” топливо подвергается с целью выяснения окислительных коррозионных свойств, которые оно проявит в системе питания автомобиля. Пометка “выд.” означает – испытание выдерживает.

Следующие строчки должны сопровождаться только одним примечанием: “отс.” — отсутствуют кислоты, щелочи, механические примеси и вода. Кстати говоря, если в левой колонке проставлены значения некого ТУ, а не ГОСТ, это означает, что жесткие государственные стандарты, скорее всего, (обычно в допустимых пределах) несколько занижены заводом-производителем.  

Каковы различия между сортами топлива? – Kendrick Oil

Когда вы сделаете шаг назад, чтобы сравнить сорта бензина, вы увидите, почему одни виды топлива дешевле других и как определенные сорта влияют на ваш автомобиль. Хотя все типы бензина получают из нефти, конкретная обработка и химические вещества, добавляемые в масло, определяют конкретное назначение и сорт. Использование надлежащего сорта топлива в вашем автомобиле помогает обеспечить его эффективность и защищает двигатель от чрезмерного трения и перегрева. Следующая информация поможет вам понять разницу между доступными сортами топлива.

История бензина

Газ когда-то продавался в крошечных бутылочках как средство от вшей. Бензин начали использовать для заправки автомобилей в 1920-х годах, и он должен был помочь повысить эффективность автомобильных двигателей. В этот период также были впервые разработаны сорта топлива, начиная с двух разных сортов: обычного и плюсового. Эти марки бензина применялись в зависимости от октанового числа топлива.

Марки топлива

В настоящее время в США доступно три основных сорта топлива, в том числе обычный, плюс и премиум. Лучший сорт топлива для вашего автомобиля зависит от конкретного производителя, поэтому нет смысла использовать бензин премиум-класса, если производитель указывает обычный.

Идентификация марок топлива

Топливные марки Standard, Plus и Premium различаются по октановому числу, которое они содержат. Октановые числа показывают, насколько летучим является конкретный сорт бензина. Обычный бензин имеет октановое число от 85 до 88 со средним значением 87. Бензин марки Plus имеет октановое число от 88 до 90 со средним значением 89. Бензин премиум-класса имеет октановое число 90 и выше, что в среднем составляет около 92.

Как горят различные сорта топлива

Топливо разных сортов не будет гореть одинаково. Чем меньше октановое число содержит топливо, тем легче оно сгорает. Для машин и транспортных средств, управляемых силовыми агрегатами, двигатели созданы для постоянного потребления идеального количества топлива. Конкретный сорт топлива в данном случае не оказывает большого влияния на общие характеристики автомобиля. Хотя все сорта бензина производят одинаковое количество тепловой энергии, скорость их сгорания может различаться.

Преимущества различных марок

Марка топлива позволяет узнать, насколько легко оно воспламеняется в двигателе. Топливо с более низким октановым числом обычно сгорает быстрее и сильнее, когда оно находится под давлением, что вызывает тиканье или стук в вашем двигателе. Автомобильные двигатели, работающие на обычном газе, спроектированы таким образом, чтобы обеспечить идеальное давление для предотвращения внутреннего стука.

Внедорожники часто лучше всего работают на топливе премиум-класса, поскольку их двигатели предназначены для обеспечения большей степени сжатия топлива для улучшения управляемости. Тем не менее, всегда лучше уточнить у производителя или в руководстве правильный сорт топлива. Нет никаких дополнительных преимуществ в использовании бензина сортов плюс или премиум, если ваш автомобиль рассчитан на использование обычного сорта топлива.

Если вы хотите узнать больше о различных сортах топлива или о топливе оптом, свяжитесь со специалистами Kendrick Oil уже сегодня. Вы можете позвонить нам по телефону (800) 299-3991 или свяжитесь с нами по электронной почте для получения дополнительной информации о наших продуктах и ​​услугах. У нас есть офисы в Техасе, Нью-Мексико, Оклахоме, Канзасе, Колорадо и Луизиане.

Бензин каких марок?

В наши дни на большинстве розничных заправочных станций в Соединенных Штатах есть выбор из трех типов бензина, доступных сегодня для тех из нас, кто водит обычный автомобиль, пикап или высокопроизводительный автомобиль. В зависимости от того, на чем вы ездите, у вас есть выбор между:

  • Обычный газ (бензин с самым низким октановым числом — обычно 87)
  • Газ среднего качества (топливо со средним октановым числом – обычно 89-90)
  • Газ премиум-класса (топливо с самым высоким октановым числом – обычно 91-94) супер или супер-премиум, но все они относятся к октановому числу. Все сводится к топливно-воздушной смеси, которая вызывает самовозгорание и запускает ваш автомобиль.

    Владельцы автомобилей, работающих на дизельном топливе, обычно знают, что им нужно выбирать этот вариант, но как насчет остальных? Что лучше?

    Откуда вы знаете, какой тип использовать? Люди хотят, чтобы их машина прослужила как можно дольше, но при этом хотят сэкономить как можно больше денег и получить максимальную экономию топлива. Чтобы понять основные различия и то, как они влияют на современные двигатели, следующая информация о классах может прояснить ситуацию.

    Различные сорта топлива

    Если вы когда-либо заправлялись бензином, вы видели большой желтый квадрат на бензоколонке с большими цифрами. Эта желтая наклейка представляет собой этикетку с информацией, показывающей минимальное октановое число этого насоса, но что это значит?

    С научной точки зрения, это углеводород, полученный в результате переработки нефти. Однако с точки зрения топлива октановое число измеряет способность топлива сопротивляться «детонации» или «звону» во время сгорания, вызванным преждевременной детонацией топливно-воздушной смеси в двигателе.

    «Метод (R+M)/2» на этикетке относится к используемому методу тестирования, где R — исследовательское октановое число (RON), а M — моторное октановое число (MON).

    Что такое RON и MON и как они влияют на качество бензина?

    Число RON колеблется где-то между 91 и вплоть до 100. Среднее число RON 95 обычно обеспечивает лучшую экономию топлива, чем RON 91. Это просто означает, что чем выше число RON, тем выше сопротивление горению, что обеспечивает более высокую уровень механической энергии, мощность двигателя и эффективность использования топлива для вашего двигателя.

    Имейте в виду, что если у вас нет двигателя, рассчитанного на использование преимуществ с высоким октановым числом (любое значение выше 95), вы не заметите огромной разницы в производительности и пробеге.

    Водители не увидят номер MON на СТО. Это число описывает поведение топлива в вашем двигателе при высокой температуре и более высоких оборотах двигателя. Число MON находится где-то между 85,0 и 88,0, в зависимости от сорта.

    В Соединенных Штатах используется среднее значение RON и MON, называемое антидетонационной единицей. В Европе используется только RON. В Соединенных Штатах 93 считается бензином премиум-класса, в то время как в Великобритании премиальным считается бензин 98.

    Какой сорт бензина следует использовать?

    Рекомендуется использовать октановое число, требуемое для вашего автомобиля производителем автомобиля. Вы можете найти эту информацию в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Большинство автомобилей, которые работают на бензине, в отличие от дизельного топлива, предназначены для работы на бензине с октановым числом 87 (обычном или неэтилированном), но другие используют топливо с более высоким октановым числом (например, газ среднего класса или бензин премиум-класса).

    Определенным автомобилям, например двигателям с высокой степенью сжатия в автомобилях с высокими эксплуатационными характеристиками, требуется рейтинг не ниже 91. Владельцы дизельных двигателей и некоторых конкретных моделей могут обнаружить, что они работают лучше всего на этом уровне. Большинство автомобилей нормально работают на бензине с более низким октановым числом.

    Как каждая оценка влияет на мою машину?

    Использование бензина слишком низкого качества для вашего автомобиля может со временем повредить двигатель и систему контроля выбросов, что повлияет на эффективность использования топлива. Использование правильной химической смеси поможет вам увеличить расход топлива и даст другие преимущества.

    Повторяющийся стук или стук в двигателе, который становится все громче и быстрее по мере ускорения, является классическим признаком детонации двигателя. Обычно это происходит в старых автомобилях, в то время как многие новые автомобили могут регулировать синхронизацию свечей зажигания, чтобы уменьшить детонацию. В любом случае, детонация является признаком того, что двигатель может работать плохо из-за использования неподходящего сорта бензина. Вы можете попробовать заполнить несколько резервуаров более высокого класса, чтобы увидеть, устранит ли это проблему.

    Использование топлива с более высоким октановым числом, чем требуется вашему автомобилю, может повысить производительность и расход топлива на некоторых автомобилях. Это также может снизить выбросы углекислого газа (CO2) из ​​вашего бака на несколько процентных пунктов во время тяжелых операций (например, буксировки прицепа или перевозки тяжелых грузов), особенно в жаркую погоду. Однако в обычных условиях вождения водители, скорее всего, не получат никакой пользы. Таким образом, это редко стоит дополнительных затрат на насос.

    А как насчет других видов топлива?

    На некоторых заправочных станциях вы можете увидеть еще больше возможностей, если посмотрите на насос. Одним из них обычно является добавление этанола. У него гораздо более высокое октановое число (около 109), чем у бензина, и обычно его смешивают с бензином, чтобы повысить его октановое число. Фактически, большая часть бензина в США содержит до 10% этанола, но некоторые заправки предлагают смеси до 15%. Большинство производителей автомобилей одобряют эту смесь этанола в автомобилях последних моделей, но вам решать, хотите ли вы тратить дополнительные несколько центов за галлон или нет.

    В районах с большой высотой может быть доступен бензин с самым низким октановым числом 85 . В этих районах барометрическое давление ниже, поэтому большинство старых карбюраторных двигателей его переносят довольно хорошо, да и дешевле — дополнительное преимущество. Как правило, не рекомендуется использовать этот сорт для новых и даже некоторых старых автомобилей.

    Что лучше для двухтактных двигателей?

    Большинству 4-тактных двигателей не требуется смесь бензина и масла, и фактически их мощность может быть снижена из-за комбинации. Тем не менее, двухтактный двигатель использует смесь масла и газа в качестве топливной смеси. Обязательно используйте только двухтактное масло, так как обычное моторное масло испортит ваши свечи зажигания. Если у вас есть вопросы, всегда обращайтесь к руководству по эксплуатации автомобиля, поскольку конкретный производитель может порекомендовать что-то другое.

    Каждый двухтактный двигатель нуждается в специальной обработке для правильного смешивания. Обычное использование включает в себя сборщики сорняков, квадроциклы и некоторые мотоциклы.

    Должен ли я использовать моющую добавку?

    В отличие от вашего белья, добавка моющего средства в ваш бак (будь то бензин или дизельное топливо) предотвращает вредные отложения в системе сгорания вашего двигателя. Агентство по охране окружающей среды установило стандарты минимального количества бензина, которое может содержать современный бензин, и эти стандарты намного ниже, чем раньше, из-за вредных выбросов. Однако вы можете добавить эти химические соединения, если хотите.

    Моющий бензин помогает предотвратить потерю мощности, экономию топлива, плохую работу на холостом ходу и повышенные выбросы, возникающие из-за грязной системы сгорания. Многие конкретные производители автомобилей, такие как General Motors и BMW, рекомендуют использовать его для достижения максимальной производительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *