Свечи зажигания через сколько менять: Как часто нужно менять свечи зажигания в автомобиле

Содержание

Когда менять свечи зажигания — через сколько они приходят в негодность

Однозначно ответить на вопрос, когда менять свечи зажигания, довольно сложно. Некоторые водители в этом плане руководствуются рекомендациями завода-производителя, другие производят замену после истечения назначенного ресурса. Как показывает практика, работоспособность свечей зажигания определяется несколькими факторами:

  • марка и тип самих свечей;

  • качество топлива;

  • общей состояние системы зажигания и двигателя в целом;

  • стиль вождения и так далее. 

Довольно часто необходимость замены возникает раньше назначенного срока из-за того, что качество деталей не всегда соответствует заявленным параметрам. В то же время двигатель может нормально работать и после того, как ресурс эксплуатации свечей истёк. Время службы в первую очередь зависит от того, какой материал используется для производства электродов. По мнению опытных водителей не существует вопроса — через сколько менять свечи зажигания, для них срок нормальной работы свечей зажигания классического типа примерно 30-40 тысяч км. При грамотной эксплуатации и регулярной чистке свечей, они могут прослужить 50-55 тысяч км. В большинстве случаев указанные величины могут изменяться от качества бензина и общего состояния двигателя. Чтобы понять, через сколько менять свечи зажигания рассмотрим их конструкцию, признаки выхода из строя и особенности обслуживания.

Конструкция свечей зажигания

Классическая свеча представляет собой сложную конструкцию на базе двух или более электродов, контактного элемента (головки), изолятора, цоколя, уплотнительного и прокладочного колец.

  • Центральный электрод является важным и самым горячим сегментом компоновки свечи. Он чаще всего соединён через керамический резистор с головкой для снижения помех. Наконечник (головка) выполнен из железоникелевого материала, с примесью хрома, меди, а также редкоземельных и/или благородных сплавов.

  • Боковой электрод выполнен из стали легированной марганцем или никелем. Он приварен к цоколю контактной сваркой. В зависимости от конструктивного решения боковых контактов может быть несколько. В самом конце прошлого века начали производить свечи плазменно-фокального типа. У них роль бокового электрода возложена на цоколь. Такая компоновка обеспечивает кольцевой искровой разряд.

  • Контактная головка обеспечивает подключение высоковольтных проводов или катушки зажигания.

  • Цоколь или корпус обеспечивает фиксацию свечи в блоке цилиндров, отвод тепла и выступает в качестве проводника «массы» к боковому электроду (электродам).

  • Изолятор современных свеч выполнен из керамики с добавлением оксида алюминия и предназначен для предотвращения перегрева свечи. Рёбра изолятора исключают пробой напряжения на его поверхность. Материал изолятора рассчитан на температуру до +1000 оС и напряжение <60 000 В.

  • Кольца (уплотнители) служат для предотвращения выброса из КС горячих газов.

Особенности искрообразования на свечах

Между боковым (или боковыми) и центральным электродом имеется определённое расстояние, зазор. Его величина определяет гарантированную вероятность пробития и мощность искры. С одной стороны, с увеличением зазора становится больше размер плазмы, что очень важно для качественного воспламенения горючей смеси. Но с другой стороны, при достаточно большом расстоянии необходимо довольно большое напряжение чтобы его пробить. В итоге устанавливается оптимальный компромисс силы искры с возможностью системы зажигания на предмет максимального напряжения. Мощность напряжённости поля между электродами определяется их конфигурацией. Острые наконечники формируют более сильный пробой и мощную искру.

В зависимости от режима работы свечи могут быть:

Суть этого разделения определяется степенью разогрева гофрированного изолятора и электродов. Конструктивно современные свечи выполнены так, чтобы эти элементы нагревались до такого уровня, при котором достигаются оптимальные условия для самоудаления с их поверхности сажи, нагара и прочих загрязнений. Определить нормальное состояние свечей можно по цвету изолятора. Он должен быть оттенка «кофе с молоком».

Признаки необходимости замены свечей зажигания

Помимо указанного производителем периода замены свечей дополнительными признаками необходимости выполнения данной процедуры могут быть следующие моменты:

  • «Трудный запуск». При длительном вращении стартера не происходит включение мотора или двигатель запускается через некоторый период.

  • «Двигатель троит». При включенном силовом агрегате слышны характерные звуки (хлопки). Двигатель не развивает необходимую мощность, нет динамики и тяги.

  • Увеченный расход.

  • Большой уровень СО2.

Наиболее тяжёлым последствием выхода из строя свеч зажигания может быть детонация в КС. В результате такого явления появляются металлические хлопки и чёрный дым из выхлопа. При большой детонации создаются повышенные механические и тепловые нагрузки на коленвал, шатуны и поршни. Иногда могут обгорать кромки поршней и прогорать прокладка блока. Ударная волна может разрушить плёнку масла на поверхности цилиндра, что приводит к его повышенному износу.

Рекомендации по уходу за свечами

Как любой механизм, свечи зажигания требуют определённого ухода. В первую очередь необходимо регулярно их чистить и калибровать зазор.

При систематической эксплуатации машины оптимальной считается проверка состояния свеч через 12-15 тысяч км. Перед началом зимнего или летнего периода также следует выполнить очистку и регулировку. 

Изолятор и цоколь не рекомендуется чистить острыми металлическими предметами, во избежание повреждения. Как правило, чёрный влажный нагар свидетельствует об избытке масла в картере, а сухой – о малой нагрузке авто. Если свечи покрыты белым сухим налётом, значит, установлено раннее зажигание. В оптимальном случае на свечах не должно быть нагара.

Чистить свечи проще всего путём промывки:

  • сначала обезжирьте детали в бензине и просушите;

  • поместите свечи в 20% раствор кисло-уксусного аммония;

  • в течение 30 минут «проварите» их при температуре +90-100 оС;

  • очистите свечи жёсткой, но неметаллической щёткой;

  • промойте горячей водой и хорошо просушите.  

Зазор регулируется изгибом бокового электрода с помощью специального цилиндрического шаблона – щупа.

 

Как часто менять свечи зажигания

Создание мощных, но одновременно экономичных современных двигателей увеличило роль свечей зажигания в работе мотора. Обеднённые смеси плохо воспламеняются, но без них экономии не добиться. Повышается мощность разряда, давление и температура в камере сгорания, а значит состоянию этих деталей приходится уделять особое внимание.

Содержание статьи:

  • 1 На сколько рассчитаны свечи зажигания
  • 2 Как понять, что нужна замена свечей
  • 3 Что будет, если не менять свечи зажигания
  • 4 Как произвести замену

На сколько рассчитаны свечи зажигания

Всё зависит от материала, из которого изготовлены электроды, а также от качества самих изделий. Но последнее у ведущих фирм находится примерно одинаково на высоте, при этом запас по долговечности отсутствует. Подразумевается, что это расходники, и делать их на века ни малейшего смысла не имеет.

Совершенно другое дело – надёжность искрообразования, причём в самых тяжелейших условиях постоянных перепадов температур, сильных нагревов, забрасывания самыми разнообразными нефтепродуктами из топлива и смазок.

Изделие должно обеспечивать создание мощного плазменного разряда при высоком давлении перед тактом рабочего хода. Двигатель с хорошим КПД имеет повышенную степень сжатия. В результате пробой возникает при давлении свыше 12-15 атмосфер.

Чем выше давление, тем более высокое напряжение должно создаваться между электродами. Само по себе это несложно, проблема в изоляции всех прочих путей утечки высоковольтного разряда. В том числе и в самой свече. Её керамика должна исключать расход электроэнергии на поверхностные эффекты, при этом выдерживать температуры порядка тысячи градусов. Но даже и это не самое сложное.

Это интересно: Как проверить и заменить свечи зажигания двигателя

Тяжелее всего соблюдать процесс самоочистки.

Неизбежно попадающие на изолятор вещества должны полностью уничтожаться высокой температурой, не оставляя токопроводящих следов.

В процессе развития систем зажигания возникла необходимость увеличения мощности и размеров искрового разряда. Для этого увеличивали зазор между электродами, но напряжение при большом зазоре превышало все разумные пределы.

Выход состоял в локальном увеличение напряжённости поля в приэлектродной зоне, для чего электроды выполнялись заострёнными.

А неизбежное ухудшение теплоотвода и быстрое выгорание компенсировалось использованием в конструкции благородных металлов, обычно это платина и иридий. Детали получались дорогие, но с прекрасными характеристиками, в том числе и по надёжности.

Постепенно сформировались условные данные по долговечности свечей зажигания гражданских легковых моторов:

  • традиционные приборы с электродами из медных и никелевых сплавов – около 30 тысяч километров пробега в средних условиях;
  • с применением платины – до 90 тысяч;
  • наиболее качественные иридиевые – до 120 тысяч.

Практический опыт показывает, что слепо следовать подобным цифрам по срокам замены приборов зажигания не стоит. Реально их надо разделить на два.

То есть простейшие менять при каждом ТО вместе с маслом и масляным фильтром, а если мотору прописаны более совершенные изделия – замену производить при первом большом ТО, это пробег в 60 тысяч. Все попытки сократить эти сроки несут большой риск.

Как понять, что нужна замена свечей

Симптомы возникновения частичных отказов зажигания существуют, но никогда не стоит сознательно до этого доводить.

Если поддерживать двигатель в полностью исправном состоянии и регулярно заменять свечи по регламенту, при этом использовать изделия проверенных известных производителей, то никакие признаки перебоев появляться не будут, по крайней мере по вине свечей.

Но существуют условия, в которых даже хорошая свеча способна отказать. Например, общая изношенность мотора, некачественный бензин или экстремальная эксплуатация.

В этих случаях могут проявиться признаки перебоев в искрообразовании:

  • мотор вибрирует, «троит», хаотически меняются обороты;
  • слышны хлопки в системе выпуска;
  • падает мощность, увеличивается расход;
  • демонтированная свеча резко отличается по внешнему виду внутренней части от нормального состояния, соответствующие цветные картинки несложно найти.

Как правило, заменой свечей тут не обойтись, необходимо устранять причину, а не следствие. Новые изделия устанавливаются только после ремонта двигателя или внесения корректировок в стиль вождения. Надо понимать, что в спорте подбираются не только шины, но и все прочие детали автомобиля, свечи не исключение.

Читайте также: Почему свечи зажигания черные на инжекторе и карбюраторе

Придётся вспомнить про характеристики, особенно калильное число, а также чётко представлять себе, в чём недостатки холодных и горячих свечей.

Что будет, если не менять свечи зажигания

Пренебрежение пропусками зажигания ведёт к дорогостоящим последствиям для двигателя. В первую очередь пострадают катушки зажигания, которым приходится пробивать увеличенный зазор между электродами. Произойдёт внутренний пробой, после чего катушка уже не восстанавливается.

Не всегда умный блок управления двигателем отключает неисправный цилиндр, а если этого не сделать, бензин продолжит поступать, но не воспламеняться, вылетая в катализатор и глушитель, а также стекая по стенкам цилиндра.

Смывается и деградирует масло, возникают задиры, нарушается состав смеси в работающих цилиндрах. Ресурс мотора уменьшится. Потери несравнимы со стоимостью нового комплекта.

Как произвести замену

Есть двигатели, где для замены свечей приходится демонтировать множество деталей, а то и весь силовой агрегат. Но это редкие и дорогие машины.

В большинстве автомобилей с заменой справится даже начинающий водитель. Достаточно располагать свечным ключом.