Персональный сайт Александра Тауениса » Про тормозные жидкости БСК
Большинство гидроприводов тормозов советских автомобилей «дожигулёвской» эпохи рассчитано на использование тормозных жидкостей на базе спирта и растительного масла. Основной тормозной жидкостью такого типа являлась жидкость БСК (ТУ МХП СССР 1608-47, ТУ 35-ХП-430-62, ТУ 35-ХК-482-64, ТУ 6-02-492-68, ТУ 6-10-1533-75). Вопреки распространённому мнению, настоящая БСК больше не производится, а новодел опасен для тормозных систем старых авто. Об этом и будет эта статья.
Первоначальная тормозная система БСК состояла из смеси в равных пропорциях бутилового спирта (бутанола) и касторового масла с добавлением небольшого количества красителя. Как правило, он был ярко-красного или оранжевого цвета (но бывали и синие, зелёные версии БСК). Она обеспечивала передачу усилия, качественную смазку пар трения резина-металл и алюминий-чугун, стойкость системы к попаданию воды (вытесняет её), нейтральна к резинотехническим изделиям вроде манжет, а также выдерживает рабочий диапазон температур для барабанных тормозов при езде до 60 км/ч — от -20 до +117 °С.
Настоящая БСК со временем не теряет своих свойств и не выпадает в осадок. Исключением является заморозка ниже -20 °С, когда касторовое масло кристаллизуется, а также испарение бутилового спирта через бачок и разного рода негерметичности. При попадании воды она должна выталкивать её из системы в сторону прокачных штуцеров или главного цилиндра. Все РТИ никак не реагируют с ней, ни разбухают, ни становятся липкой жижей. Не зря в США её стандартизировали как DOT3, что означает «третье поколение жидкостей Департамента транспорта». Для своих лет она была идеальна.
Однако, она имеет ряд недостатков и непригодна для работы с дисковыми тормозами (низкая t кипения). В новых моделях автомобилей применяются новые виды тормозных жидкостей, несовместимые с БСК. Чтобы победить эти минусы и сохранить совместимость с УАЗ «Буханкой», Москвичами, Ижаками, Запорожцами и другими машинами со старыми тормозными системами, жидкость была модернизирована в новый тип БСК-ПС. Новая жидкость позиционируется маркетологами как замена классической БСК, и действительно, в «современных» автомобилях с тормозными системами родом из 60-х годов именно БСК-ПС является основным видом тормозной жидкости. Более того, чтобы покупатели обращали внимание на принадлежность к классу БСК, именно эти три буквы указываются крупными буквами на этикетке, а настоящий тип, ПС, лишь мелкими буквами на обратной стороне.
Почему бы её не использовать и в по настоящему старых автомобилях? Продаётся почти на каждом углу, стоит недорого, и содержит заветные три буквы в названии. К сожалению, она опасна для всей тормозной системы, и может в любой момент оставить машину без тормозов. Особенно, если в ней ещё старая одноконтурная система, как на Запорожцах ЗАЗ-965/966 или Москвичах до 412ИЭ.
Смотрим состав. Настоящая БСК содержит только два компонента плюс краситель. Всё! Теперь переходим к БСК-ПС фирмы OilRight (г. Пушкино, РФ). Состав: н-бутанол, касторовое масло, полигликоли. Казалось бы, ничего страшного…если не учить химию.
Гликоли (диолы, двухатомные спирты) — класс органических соединений.
Физические и химические свойства.
Низшие гликоли представляют собой бесцветные прозрачные жидкости со сладковатым вкусом. Безводные гликоли гигроскопичны. Из-за наличия двух полярных OH-групп в молекулах гликолей у них высокие вязкость, плотность, температуры плавления и кипения.Низшие гликоли хорошо растворяются в воде и органических растворителях (спиртах, кетонах, кислотах и аминах). В то же время гликоли сами являются хорошими растворителями для многих веществ, за исключением ароматических и высших предельных углеводородов
Гликоли обладают всеми свойствами спиртов (образуют алкоголяты, простые и сложные эфиры).
Получение и применение
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гликоли
Гликоли служат в качестве растворителей и пластификаторов. Этиленгликоль и пропиленгликоль используются в качестве антифриза и гидравлических жидкостей. Благодаря высокой температуре кипения (например, 285 °C у триэтиленгликоля), гликоли нашли применение в качестве тормозной жидкости. Гликоли применяются для получения различных эфиров, полиуретанов и др.
Если бегло подумать, это идеальное вещество для тормозной жидкости. Также подумали и менеджеры в компаниях-производителях ТЖ. Но! Гликоли впитывают в себя влагу из воздуха, а вода в тормозной системе недопустима. Попади влага на зеркала цилиндров, начнётся процесс окисления. По простому, цилиндры начнут ржаветь. Во вторых, резина в советских манжетах и уплотнениях отнюдь не стойкая к гликолям. Они её растворяют, в поры начинает проникать касторовое масло, и резина превращается в непонятную жижу. Смазывающие свойства у безводных гликолей есть, но не такие хорошие, как у настоящего масла.
Попробуем провести органолептические испытания! 🙂 Для этого была куплена настоящая ТЖ БСК по ТУ 1975 года. Большое спасибо Сергею с Авито за два ящика этой жидкости по отличной цене. И вскрыта ещё одна бутылка из ранее купленных запасов ТЖ типа БСК-ПС.
Слева настоящая БСК, справа новодел. Настоящее название новой ТЖ указано мелким шрифтом справа внизу банки, а также сзади. Есть ещё несколько вариантов дизайна этикеток, но везде жидкость одинаковая. На более ранних в открытую писали тип БСК-ПС, но ближе к нашему времени буквы подтипа ушли на мелкие надписи.
Вот, что написано на настоящей ТЖ БСК:
А вот новомодная БСК-ПС:
Картинки кликабельны.
Расфасована оригинальная БСК в стеклянные бутылки с одноразовыми «пивными» пробками. Несмотря на возраст, жидкости ничего не сделалось. Осадка нет вообще. Новая в удобной пластиковой канистре с индикатором уровня.
Внешне жидкости немного отличаются цветом. БСК-ПС чуть более тёмная. На запах старая больше отдаёт спиртом, новодел более нейтральный. По консистенции они близки, но советская чуть более густая. При смешивании обе жидкости дают равномерную смесь без признаков расслоения. Но на самом деле при этом получается адская для резинок смесь, об этом чуть позже.
Помните, выше я писал про то, что гликоли в составе БСК-ПС гигроскопичны. Об этом даже написано на этикетке. Попробуем добавить в бачок немного воды через воздушный клапан, а также текущие манжеты рабочих цилиндров (ну, да, немного, 50% 🙂 ).
Настоящая БСК оказалась абсолютно толерантна к воде, и они просто расслоились. В работающей тормозной системе это приведёт к тому, что будет достаточно немного прокачать колёсные цилиндры. Новая БСК-ПС частично растворилась и превратилась в мутную жижу. Конечно же, такая ТЖ нормально работать не будет.
Поскольку гликоли являются растворителями, а любое масло размягчает и разбухивает резину при попадании в её поры, такая жидкость точно не должна контактировать с РТИ, не рассчитанными на работу с гликолями. Современная резина в ремкомплектах содержит добавки, делающие её стойкой к гликолям, но советской они фатальны.
Теперь практическая часть.
Предыдущий владелец Москвича-408 залил предположительно новую версию БСК, и в 2017 году тормоза были в исправном состоянии, не считая текущего бачка, износа колодок и других простых вещей. Далее до 2019 года машина стояла, и внезапно оказалось, что из 4 колёс тормозит только одно (переднее правое), и то слабо. Педаль стоит колом, чтобы застопорить колесо надо давить двумя ногами. Система у 408-го одноконтурная, имеет 3 шланга: два передних и шланг от кузова к заднему мосту. Иногда долгое нажатие педали тормоза блокировало и задние колёса, но после отпускания педали колодки разжимались только через несколько минут. Или же если открыть прокачной штуцер, откуда происходил резкий плевок жидкостью. Прокачать колёса (кроме переднего правого) было нереально, жидкость шла по капле в день. Передние колодки тоже отпускались очень медленно и не до конца, барабан грелся. Вскрытие показало, что все 3 шланга внутри разбухли на всю толщину. То есть, один шланг (передний левый) полностью перекрыл доступ ТЖ, а передний правый и задний общий пропускали жидкость к рабочим цилиндрам (задний хуже), но не давали ей вернуться в ГТЦ. В сцеплении была разрушена тарельчатая манжета, из-за чего оно не работало и перепускало (хотя в 2017 году ещё было исправно). Поменяли, залили БСК-ПС, тормоза ожили, сцепление работает, все счастливы.
Но дурная голова рукам покоя не даёт. 🙂 Многие пишут, что нельзя просто так поменять глицериновую ТЖ на БСК. Казалось бы, промой систему и всё, никаких проблем. Но опять вспоминаем химию. Гликоли растворяют резину, масла её размягчают. Если уплотнения и манжеты уже видали гликолевую ТЖ, то они однозначно пропитаны этой дрянью. И если туда влить обычную ТЖ, как не промывай, гликоли останутся внутри, и жидкость с большим содержанием касторового масла начнёт проникать в уязвимую резину, лишившуюся маслостойкости. Сливаем ТЖ БСК-ПС из Москвича и заливаем 3 бутылки советской БСК! По идее, весь объём прокачан, ни одной капли БСК-ПС не должно остаться. Оставляем раритет на ночь с полным бачком.
Утром под педалью тормоза появилась лужа, а половины бачка как и не было. Что же случилось? Цилиндр я до этого перебирал в профилактических целях (была мысль, что педаль колом от заклинившего ГТЦ, а не шлангов), но переборка оказалась бессмысленной, разве что почистил от грязи внутри. Вчера он отлично работал на БСК-ПС без подтёков. 2 часа мата со снятием этой чугунины, закреплённой над рулевой колонкой за шлангом воздуховода и жгутом проводов. Сняли, вскрываю. Два уплотнения превратились в липкую жижу! Это манжета поршня (из-за неё и текло) и уплотнение обратного клапана (кольцо «грибка»). Они не выдержали и суток после смены ТЖ. Благо, манжета поршня (как и тарельчатая манжета) подходят от Волги, а кольцо «грибка» ГТЦ Москвича-403/408/412 от РТЦ Жигулей (20 мм). Сам обратный клапан («грибок») не пострадал, в любом случае пока что. Это самая дефицитная деталь. Кроме того, намок и пыльник ГТЦ, который немного разбух за ночь, начал болтаться, хотя раньше налезал с усилием. Но это не страшно.
В Запорожец тоже залита БСК-ПС, интересно что там. Но пока проверить нельзя, он стоит на подставках, и не готов к выезду. Вероятнее всего, мы попали на полную переборку всей тормозной системы.
Вывод — тормозную жидкость надо знать. То, что пишут на этикетках и ценниках в магазинах автозапчастей уже сравнимо с надписями на заборе. Единственная настоящая тормозная жидкость для старых тормозных систем — БСК по советским ТУ, и смешивать их недопустимо ни в каком виде. Менять тормозные жидкости можно только со сменой абсолютно всех резинотехнических изделий.
Добавлено 27 августа 2019 в 19:10 (по Москве) A.T. в раздел(ы) Автомобильное.
Слова для поиска: БСК, БСК-ПС, ЗАЗ-965А, Москвич-408, Тормозная жидкость.
Нет комментариев »
Справка — Тормозная жидкость. Маркировка, спецификация и пр.
Все современные легковые автомобили оснащены рабочей тормозной системой с гидравлическим приводом. Т.е. водитель, нажимая на педаль тормоза воздействует на колесные тормозные механизмы силой, передаваемой посредством жидкости. Жидкость эта особенная и носит название ТОРМОЗНОЙ.Тормозные жидкости имеют специальную классификацию по DOT.
DOT — это английская аббревиатура от United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT) — Департамент транспорта США, занимающийся вопросами безопасности транспорта. Именно этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характеристикам тормозных жидкостей и разбил их на классы в своем стандарте FMVSS №116.
Все технические масла, жидкости, и даже шины имеют классификацию по DOT, как признанному в мире лидеру в области разработок по автомобильной безопасности.
Тормозная жидкость имеет маркировку DOT 3, DOT 4, DOT 5 и даже DOT 5.1, иногда на российском рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Но это Россия, и тут, как говорится кто во что горазд. Скорее всего, последние являются тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом.
Тормозная жидкость DOT 5.1 не имеет никакого отношения к DOT 5.
Тормозная жидкость, кроме своего основного предназначения в передаче и распределении тормозной силы, является еще теплопоглотителем. Ввиду того, что в процессе своей работы исполнительные механизмы тормозной системы автомобиля подвергаются сильным тепловым нагрузкам, часть тепла от разогретых колодок, дисков и барабанов поглощается гидроприводом, причем роль теплоносителя вынуждена исполнять и тормозная жидкость. А если перегрев жидкости в полости рабочего цилиндра приведет к ее закипанию, то образовавшиеся паровые пробки вызовут падение давления в контуре и резкое снижение эффективности тормозной системы. Именно поэтому одним из самых важных показателей качества тормозной жидкости является её температура кипения.
Следующий важный показатель — это коррозионная агрессивность.
Чтобы оценить степень коррозионной агрессивности к металлическим деталям тормозной системы, измеряется концентрация водородных ионов (pH-показатель) и проводится непосредственный тест «на ржавчину»: специальный «веер», собранный из шести металлических пластин (белая жесть, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун СЧ 18-36, латунь Л63, медь М1), на 120 часов погружают в тормозную жидкость (выдержка при 100°С), после чего оценивают внешний вид пластин, определяют изменение их массы и оценивают состояние самого раствора.
Другой важный показатель качества — кинематическая вязкость, которую при испытаниях замеряют дважды: при –40°С и при 100°С. Низкотемпературный показатель характеризует прокачиваемость гидропривода зимой, высокотемпературный — смазывающую способность жидкости.
Следующий тест — взаимодействие с резиной. При длительном контакте с резиновыми манжетами происходит проникновение молекул жидкости в резину, а ингредиенты резины, в свою очередь, попадают в тормозную жидкость.
В зависимости от того, какой из этих двух процессов будет преобладать, произойдет набухание или, наоборот, усадка манжет. Согласно нормам, «купание» в тормозной жидкости не должно вызывать вздутия, шелушения и клейкости резиновых образцов по крайней мере в течение 72 часов».
Один из следующих важных критериев — это совместимость с другими тормозными жидкостями, испаряемость, массовая доля механических примесей и т. д. Российскими тех. условиями предусмотрено 15 показателей качества!
Виды тормозных жидкостей.
Какую же жидкость использовать в автомобиле? DOT3, DOT4, DOT5, или DOT5.1?
Каждый автопроизоводитель размещает эту информацию прямо на крышке бачка для тормзной жидкости, с пометкой «не ниже». Т.е., если на крышке указано «не ниже DOT-3», то можно смело наливать DOT3 и DOT4.
Рассмотрим их различие.
DOT 3
Тормозная жидкость DOT 3 является «традиционной», и используется в большинстве транспортных средств.
Преимущества:
сравнительно недорогая тормозная жидкость, ее можно приобрести на большинстве автозаправок, в большинстве универмагов и в любом магазине автозапчастей.
Недостатки:
DOT 3 повреждает тормозные прокладки из натуральной резины, и не должна использоваться в автомобиле с такими прокладками
DOT 3 разъедает краску!
DOT 3 достаточно гигроскопична, т.е. быстро поглощает влагу. Поэтому, после вскрытия емкости с DOT3, жидкость следует использовать в течение недели.
Так как DOT 3 поглощает влагу, то это способствует усиленной коррозии тормозных трубок и деталей цилиндров.
DOT 4
Используется в большинстве серийных автомобилях, в том числе и оснащенных АБС.
Преимущества:
DOT 4 поглощает влагу не так усиленно, как это делает DOT 3.
Точка кипения у DOT 4 значительно выше, по сравнению с DOT3.
Недостатки:
DOT-4 тоже разъедает краску!
DOT-4, как правило, примерно на 50% дороже, чем DOT 3.
DOT-4 хоть и меньше, чем DOT-3, но все же тоже поглощает влагу.
DOT 5 или silicone
Преимущества:
DOT 5 не разъедает краску.
DOT 5 не поглощает влагу и имеет высокую коррозионную стойкость.
DOT 5 является совместимой с любыми резиновыми частями.
Недостатки:
DOT 5 нельзя смешивать с DOT 3 или DOT-4. Большинство проблем с DOT 5 возникает, именно по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT 5 является полная переборка и промывка тормозной системы.
Первые выпускаемые жидкости DOT-5 имели некоторое несоответствие добавок, что иногда приводило к разбуханию и выходу из строя резиновых частей тормозов. В последних формулах эта проблема была устранена.
Так как DOT 5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в системе.
Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек.
DOT 5 является несколько компрессионной, что дает едва заметное ощущение «мягкой педали», к тому же точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.
DOT 5 примерно в два раза дороже, чем DOT-4.
DOT 5.1
Тормозная жидкость DOT 5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5.
DOT 5.1 рекомендуется применять на автомобилях предназначенных для быстрой спортивной езды.
DOT 5.1 можно описать, как «высокотехнологичная» тормозная жидкость DOT-4
Преимущества:
DOT 5.1 обеспечивает лучшую работу тормозного привода, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT 3 или DOT (фактически, конечная точка кипения ~ 275°C), почти такая же, как у тормозных жидкостей для гоночных автомобилей (около 300°С), а начальная точка кипения тормозной жидкости DOT 5.1 примерно 175-200°С, что значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (~145°C).
DOT 5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.
Недостатки:
DOT 5.1 поглощает влагу
DOT 5.1, как DOT 3 и DOT-4, разъедает краску.
DOT 5.1 стоит дороже, чем DOT3 или DOT4, и ее будет сложнее найти.
Спортивные тормозные жидкости.
Отдельным пунктом следует выделить спортивные тормозные жидкости, например такие как Ferodo FORMULA и Castrol SRF.
Эти жидкости являются высокотехнологичным продуктом, разработанным для использования исключительно в гоночных автомобилях. Они имеют высокую температуру кипения 300 и 303°С соответственно.
Замену такой жидкости необходимо проводить как минимум раз в год.
Преимущества:
Обеспечивают надежность и максимальную отдачу спортивных тормозных систем.
Практически исключаеться закипание и вспенивание жидкости в режимах максимальной нагрузки тормозной системы.
Недостатки:
Значительно дороже чем DOT 5.1
Тормозная жидкость, ее классификация и требования к ней
Роль тормозной жидкости (ТЖ) при эксплуатации автомобиля переоценить очень сложно. Безопасная езда без нее просто невозможна. Соответственно и требования, которые предъявляются к тормозной жидкости, не просто жесткие, а очень жесткие.
В целом принцип работы тормозной жидкости не слишком сложен. Водитель нажимает на педаль тормоза, после чего посредством гидравлического привода многократно возросшее усилие передается к тормозным механизмам. Последние за счет непосредственного взаимодействия тормозных колодок и дисков и останавливают автомобиль. Во время торможения, естественно, при трении в тормозной системе выделяется огромное количество теплоты. Часть ее бесследно рассеивается, но достаточно большое количество теплоты идет на нагревание тормозной жидкости. Обычно это никак не сказывается на ее работоспособности, но в отдельных случаях, чаще всего при длительных интенсивных замедлениях, жидкость может нагреться свыше допустимого предела. Результат очевиден – кипение и образование паровых пробок. Чем это грозит при дальнейшей эксплуатации автомобиля? Если сама по себе тормозная жидкость практически несжимаема, то о смеси жидкости и пара этого уже не скажешь. Таким образом, в результате торможения, если в тормозной системе образовались паровые пробки, педаль тормоза может просто «провалиться», а сам автомобиль откажется тормозить с должной интенсивностью. А тут уже и до аварии недалеко.
Требования, предъявляемые к тормозной жидкости
Уже один этот пример наглядно показывает, насколько высока роль тормозной жидкости. Ее температура кипения должна полностью соответствовать тому значению, что заявляет производитель. При этом она должна сохранять свои рабочие свойства не только при температурах, близких к точке кипения, но и при крайне низких отрицательных температурах. Так, например, даже при температуре в минус 40 градусов не допускается выпадение отложений и осадков, а сама она должна противостоять расслаиванию и окислению.
Кроме этого предъявляется ряд других не менее важных требований. Основное из них – отсутствие отрицательного воздействия на детали из резины. А таких хватает. И все резиновые составляющие должны в процессе эксплуатации не разбухать, не давать усадку, не терять эластичность и прочность.
Видео: Тормозные жидкости Unol Tv
Кроме деталей из резины в тормозной системе любого автомобиля используется немало деталей, изготовленных из различных металлов. Чаще всего эти детали соединены между собой, что приводит к образованию электрохимической коррозии. С ней-то и должна бороться тормозная жидкость, которая служит своеобразным ингибитором коррозии. Для этого в состав жидкости добавляют специальные вещества, которые защищают латунные, медные и алюминиевые изделия. Хватает в тормозной системе и деталей, требующих смазки. И эта задача также возложена на тормозную жидкость. Именно от нее зависит степень износа тормозных цилиндров, манжетных уплотнений и поршней.
Классификация тормозных жидкостей
Любая тормозная жидкость представляет собой сочетание основы, доля которой в общем объеме доходит до 93-98%, и присадок, которые и должны защищать металлические и резиновые элементы тормозной системы автомобиля. На заре автомобилестроения ТЖ представляла собой минеральное вещество, состоящее из бутилового спирта и касторового масла. Несомненным преимуществом данного состава является то, что они обладают отличными защитными свойствами. Кроме этого они абсолютно негигроскопичны и щадящим образом относятся к лакокрасочным покрытиям. Однако в настоящее время такие составы уже не используются в силу того, что они не соответствуют мировым стандартам. И это вполне объяснимо. Составы на минеральной основе имеют не только низкую температуру кипения, но и становятся недопустимо вязкими уже при температуре в минус 15-20 градусов.
Гликолевые составы получают из многоатомных спиртов. Это позволяет им иметь не только хорошие смазывающие свойства, но и отличные показатели по температуре кипения и вязкости. Явный недостаток у гликолевых тормозных составов, пожалуй, только один. Они слишком гигроскопичны. И постепенное смешивание с водой, поглощаемой из атмосферы, приводит к заметному ухудшению характеристик. Понижается температура кипения, увеличивается вязкость, ускоряется процесс коррозии металлических составляющих тормозной системы.
Постепенно начинают завоевывать популярность тормозные жидкости на силиконовой основе. Кроме тех преимуществ, что свойственны для гликолевых жидкостей, жидкости на основе полимерных продуктов хороши еще и тем, что практически не адсорбируют влагу. Да и рабочий диапазон температур для таких жидкостей значительно шире, что позволяет использовать их в автоспорте.
Если же отталкиваться не только от химического состава жидкости, но и от ее физических характеристик, то придется признать, что единого стандарта, который бы регламентировал основные рабочие характеристики тормозной жидкости, в нашей стране пока нет. Однако большинство производителей уже давно и успешно пользуются так называемыми нормами DOT, введенными Министерством транспорта США. Исходя из этих норм, все выпускаемые на данный момент жидкости можно разделить на несколько классов – DOT3, DOT4 и DOT5.1. Жидкость DOT3 в настоящее время уже практически не используется по той причине, что подходит она только для автомобилей с барабанными тормозами. Известная всем автолюбителям тормозная жидкость DOT4 залита в тормозную систему практически всех современных автомобилей. Для эксплуатации автомобиля в гражданских условиях ее характеристик вполне хватает. А вот в спортивных дорожных автомобилях целесообразнее применять жидкость DOT5.1. Температура ее кипения в сравнении с таковой для жидкости DOT4 выше как минимум на тридцать градусов. В отдельную группу можно выделить ТЖ DOT5 (не путать с DOT5.1). Данные составы изготовлены на основе силикона и с жидкостями на гликолевой основе не сочетаются.
Замена тормозной жидкости
Большинство автолюбителей, даже зная о том, что тормозная жидкость может поглощать воду, не спешат с ее заменой. А ведь по всем правилам делать это необходимо как минимум раз в 1-3 года. Причем тот факт, что автомобиль тормозит вроде бы как обычно, принимать во внимание не стоит. Оценить реальные свойства ТЖ можно разве что в специализированной лаборатории. В домашних условиях автолюбители могут лишь визуально оценить ее состояние. Никакого осадка, а тем более комков, в ней быть не должно. Не стоит полагаться и на специальные приборы, которыми иногда пользуются в мастерских для определения рабочих характеристик жидкости. С их помощью можно проверить состояние жидкости в бачке, но никак не в районе тормозных механизмов. И зачастую отличия могут быть очень большими.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Одним словом – на тормозной жидкости и ее замене лучше не экономить. Благо, что полная замена жидкости стоит не слишком дорого. Последовательность действий при замене может разниться в зависимости от конструкции тормозной системы автомобиля, но в целом все сводится к нескольким простым операциям. Сперва старую жидкость сливают, для чего открывают все клапаны выпуска воздуха. После этого свежая добавляется в бачок и начинается прокачка тормозной системы. Нажимая на педаль тормоза, тормозная жидкость закачивается в систему. Проделывать данную операцию придется до тех пор, пока в клапанах выпуска воздуха не покажется тормозная жидкость. Переходя от одного клапана к другому, остается вывести из тормозной системы весь воздух и заполнить ее тормозной жидкостью. Процедура эта хоть и не сложная, но требующая определенных навыков. Зато теперь тормозная система вашего автомобиля в полном порядке. А это куда важнее потраченного времени и средств.
Как проверить и заменить типы тормозной жидкости
ЧТО ДЕЛАЕТ ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ?
Играя решающую роль в процессе торможения, тормозная жидкость помогает передавать движение и усилие, возникающие при нажатии на педаль тормоза. При торможении выделяется сильный жар. Этот сильный нагрев может вызвать конденсацию влаги в тормозной гидравлической системе.
Тормозная жидкость поглощает эту влагу и предотвращает ее закипание и отказ тормозов.Кроме того, тормозная жидкость служит смазкой для всех подвижных частей и предотвращает коррозию. Он должен оставаться жидким при любой температуре.
Тормозная жидкость помогает передавать движение и силу, возникающую при нажатии на педаль тормоза.
Добавление тормозной жидкости обычно не является частью планового технического обслуживания автомобиля. Низкий уровень тормозной жидкости обычно означает, что ваши тормозные колодки изношены и скоро их нужно будет заменить. Если вы заметили внезапное падение уровня тормозной жидкости, это может указывать на проблему с вашей тормозной системой или на то, что вам просто необходимо заменить тормоза.Если вы не уверены, попросите механика проверить ваши тормоза.
Типы тормозной жидкости Dot
Доступны четыре типа тормозной жидкости:
- ТОЧКА 3
- ТОЧКА 4
- ТОЧКА 5
- ТОЧКА 5.1
* DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 представляют собой жидкости на основе гликоля. DOT 5 на основе силикона. Главное отличие в том, что DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 поглощают воду, а DOT 5 — нет.
ЧТО ТАКОЕ DOT?
DOT обозначает Министерство транспорта. Департамент транспорта США установил правила, касающиеся спецификаций тормозной жидкости, используемой в автомобилях в США. Это необходимо для обеспечения стандартного качества продукции и безопасности каждого.
ФАКТЫ О ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ
- Никогда не используйте жидкость DOT 5 в автомобиле, который использует DOT 3 или DOT 4
- Вы можете использовать DOT 4 в автомобиле, который использует DOT 3, но НЕ наоборот
- Никогда не заменяйте тормозную жидкость другой жидкостью
- Не проливать тормозную жидкость — она повредит окрашенные поверхности и отделку
- Вымойте руки после контакта с тормозной жидкостью
- DOT 5 плохо смешивается с гликолевыми жидкостями в автомобилях с тормозами с АБС.
Какую тормозную жидкость использовать?
Лучший способ определить, какая тормозная жидкость нужна вашему автомобилю, — это проверить руководство по эксплуатации.Вы также можете проверить крышку бачка главного цилиндра, чтобы определить тип тормозной жидкости, используемой в вашем автомобиле.
КАК ДОБАВИТЬ ТОРМОЗНУЮ ЖИДКОСТЬ
Тормозная жидкость
02 Январь 2013 г.
2 января 2013 г.
Тормозная жидкость
Тормозные системы транспортных средств используют гидравлику для передачи тормозного действия от педали или рычага водителя на главный цилиндр, а затем, наконец, на тормозной суппорт.Гидравлическая система позволяет передавать давление жидкости (или тормозное усилие) от одного конца тормозной системы к другому, прижимая тормозные колодки к тормозному диску и замедляя автомобиль. Звучит просто, правда?
На самом деле это далеко не так. Гидравлическая тормозная система транспортных средств — это тщательно сбалансированная прецизионная система, требующая соблюдения чистоты и регулярного обслуживания. Самое главное, что при обслуживании очень важно использовать тормозную жидкость подходящего типа типа .
Существует две основные группы тормозных жидкостей: гликолевые жидкости и силиконовые жидкости (во Франции также есть один или два автомобиля, использующих минеральные жидкости, но мы оставляем это в стороне для целей этой статьи, поскольку это действительно очень редко).
Гликолевые жидкости являются наиболее распространенными и используются в 99,9% автомобилей различных марок. Они названы в соответствии с их кодировкой DOT (Департамент транспорта) и относятся к DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1. Как правило, чем выше число, тем выше типичная температура кипения тормозной жидкости.Хотя есть некоторые исключения из этого правила, некоторые высокоэффективные / гоночные жидкости DOT 4 являются высокоочищенными, что дает им значительно более высокую температуру кипения, чем у обычных жидкостей DOT5.1. Например, гоночная жидкость EBC BF307 + представляет собой жидкость DOT 4 с температурой кипения в сухом состоянии 307 ° C, что значительно выше, чем у типичной жидкости DOT 5.1 с точкой кипения в сухом состоянии всего 260 ° C. Следовательно, при попытке определить, Тормозная жидкость превосходит другие, вы должны прочитать техническую спецификацию и сравнить указанные точки кипения.
Каждая тормозная жидкость имеет две точки кипения: точку сухого кипения и точку влажного кипения. В этот момент вы можете подумать, что «сухая» жидкость звучит нелепо, поскольку, конечно, все тормозные жидкости влажные, но под «сухой» жидкостью мы подразумеваем то, что жидкость не содержит воды. Следовательно, «влажная» жидкость не содержит воды.
Что особенно важно, все гликолевые жидкости гигроскопичны, что означает, что они впитывают влагу из окружающей атмосферы, как сухая губка впитывает воду.Это означает, что содержание воды в гликолевых жидкостях со временем будет постепенно увеличиваться по мере поглощения влаги из окружающего воздуха. Вот почему для абсолютно необходимо никогда не использовать тормозную жидкость из открытых контейнеров. С другой стороны, жидкость DOT 5 на основе силикона является гидрофобной, а это означает, что жидкость отталкивает влагу из окружающего воздуха.
«Точка кипения в сухом состоянии» может рассматриваться как точка кипения новой тормозной жидкости при оптимальных условиях и с минимальным содержанием воды.Однако со временем гликолевые жидкости разлагаются, поскольку они постепенно поглощают воду из воздуха, становясь «влажной» жидкостью. Указанная «точка влажного кипения» может рассматриваться как наихудший сценарий для тормозной жидкости, срок службы которой приближается к концу и которую необходимо заменить. Причина, по которой точка кипения во влажном состоянии значительно ниже точки кипения в сухом состоянии, заключается в том, что вода имеет гораздо более низкую точку кипения (100 градусов C), чем сама тормозная жидкость, поэтому чем выше содержание воды в тормозной жидкости, тем ниже становится общая точка кипения. .Оставьте гликолевую жидкость открытой для атмосферы более чем на несколько дней, и ее точка кипения упадет до уровня «точки влажного кипения».
Вода в тормозной жидкости или низкая температура кипения нежелательны, потому что, когда тормоза нагреваются во время использования, часть тепла передается в тормозной суппорт и, таким образом, в гидравлическую жидкость. При резком торможении температура может стать настолько высокой, что тормозная жидкость закипит, вызывая пузырьки газа в гидравлике. Это очень плохая новость, , поскольку пузырьки газа увеличивают общую сжимаемость тормозной жидкости, что приводит к губчатой педали / рычагу и в крайних случаях может привести к полному отказу тормозов.Многие гонщики на треке помнят момент, когда их педаль или рычаг тормоза полностью опустились после кипячения тормозной жидкости.
Конечно, еще одна причина, по которой вода в тормозной жидкости является плохой новостью, заключается в том, что это приводит к коррозии компонентов гидравлической системы, что со временем может привести к замене деталей и большим счетам за ремонт.
Вы также можете ожидать, что после того, как крышка бачка тормозной жидкости будет плотно закручена, вода не попадет в тормозную жидкость автомобиля, но на самом деле пластик в небольшой степени пористый, и, следовательно, резиновые тормозные магистрали и пластиковый резервуар позволят через него проходит небольшое количество влаги.Тот факт, что качество гликолевых жидкостей постепенно ухудшается по мере поглощения воды, является причиной того, что гидравлические тормозные системы необходимо периодически промывать новой свежей тормозной жидкостью, чтобы поддерживать хорошие тормозные характеристики. В обычном дорожном автомобиле замена жидкости каждые 3 года считается минимумом, но условия, в которых автомобиль находится, также играют здесь важную роль. Гоночные машины нередко заменяют жидкость каждые 3-6 месяцев, а гонщики заменяют жидкость после каждого соревнования!
Как показывает опыт, если вы едете с энтузиазмом и начинаете испытывать угасание тормозов, ваша первая мысль должна быть о том, когда вы в последний раз меняли жидкость.Если прошло некоторое время, то ваша первая попытка — прокачать гидравлическую систему с помощью новой высококачественной жидкости. Поскольку новая тормозная жидкость значительно дешевле, чем покупка новых колодок, это первая разумная попытка решить проблему.
Как правило, чем выше температура кипения используемой жидкости, тем лучше. Хотя вы должны отметить, что если температура самого корпуса тормозного суппорта превышает 250 градусов C, то у вас серьезная проблема, даже суппорты Formula 1 не работают выше 250 градусов C.Вы можете рассмотреть возможность использования краски для суппортов тормозов, чтобы определить максимальные рабочие температуры суппортов, а затем направить соответствующее охлаждение на тормоза, если это необходимо для управления этими температурами.
НЕМНОГО РАЗНЫХ ТИПОВ ЖИДКОСТЕЙ
DOT 3 — это базовая тормозная жидкость с умеренным содержанием воды, которая не используется в современных автомобилях.
Вы можете думать о DOT 4 как о более совершенной и высококачественной DOT 3 с более низким содержанием воды.В большинстве современных автомобилей используется DOT 4, поскольку этот сорт жидкости является хорошим компромиссом между стоимостью и производительностью и более чем подходит для вашего типичного ежедневного водителя, но будьте осторожны, откройте жидкость DOT 4 и оставьте на пару недель, а жидкость ухудшится до DOT 3 или хуже. По этой причине EBC поставляет тормозную жидкость только в бутылках для доливки, которые герметично закрыты по отдельности, поскольку однажды открытая бутылка с жидкостью не может быть использована повторно и должна быть утилизирована. Некоторые мастерские покупают тормозную жидкость в больших емкостях на галлон, но EBC отказывается продавать жидкость в таких огромных количествах, потому что, если вы не сделаете 10+ автомобилей за короткий период, жидкость испортится, что приведет к потере большей части ее.
DOT 5.1 — это еще более очищенная гликолевая жидкость с более низким содержанием воды, чем обычная жидкость DOT 4 или DOT 3. Жидкости DOT 5.1 популярны в качестве обновления DOT 4 для автомобилей с более высокими характеристиками, поскольку DOT 4 и DOT 5.1 являются гликолевой базой и поэтому совместимы. Однако EBC не предлагает жидкость DOT 5.1, поскольку гоночная жидкость EBC BF307 + известна как жидкость Super DOT 4 и в любом случае имеет более высокую температуру кипения, чем DOT 5.1.
Следует отметить еще несколько моментов, связанных с гликолевыми тормозными жидкостями.Во-первых, они токсичны, поэтому никогда не пейте и не глотайте их, а во-вторых, они очень едкие, поэтому при работе с гликолевыми тормозными жидкостями держите их жидкими и загрязненными тряпками или пальцами подальше от лакокрасочного покрытия автомобиля. Быстро смойте пролитую жидкость мыльной водой.
Силиконовые жидкости DOT 5 — совсем другое дело, они не токсичны (хотя никогда не стоит пить такую жидкость) и не едкие. По этой причине некоторые производители классических автомобилей и мотоциклов используют силиконовые жидкости, чтобы избежать повреждения лакокрасочного покрытия и пластика.Например, Harley Davidson использует силиконовые жидкости в некоторых мотоциклах.
Смешивание гликоля и силиконовых жидкостей определенно не рекомендуется, так как это вызывает интерфейс, который означает, что передача давления не происходит эффективно, и некоторые гидравлические уплотнения суппорта и цилиндра, которые могут быть изготовлены из витона или нитрильного каучука, предназначены для одного типа жидкости, но разрушаются другим.
Всегда проверяйте спецификации тормозной жидкости, необходимой для вашего автомобиля, на главном цилиндре или в справочнике производителя.
После того, как вы промыли и заменили тормозную жидкость, вам нужно будет прокачать тормоза, и вы можете просмотреть следующие видео, в которых подробно описан этот процесс: Видео по установке тормозной магистрали EBC для автомобилей и мотоциклов
Тормозная жидкость — Википедия | WordDisk
Тормозная жидкость — это тип гидравлической жидкости, используемой в гидравлических тормозах и гидравлических муфтах в автомобилях, мотоциклах, легких грузовиках и некоторых велосипедах.Он используется для преобразования силы в давление и для увеличения тормозной силы. Это работает, потому что жидкости не сильно сжимаются.
Большинство тормозных жидкостей, используемых сегодня, изготовлены на основе гликоль-эфира, но также доступны жидкости на минеральной основе ( Citroën / Rolls-Royce liquid hydraulique minéral (LHM)) и на основе силикона (DOT 5) [1].
СтандартыТормозные жидкости должны соответствовать определенным требованиям, установленным различными стандартами, установленными международными, национальными или местными организациями или правительственными учреждениями.
Международный
Международная организация по стандартизации опубликовала свой стандарт ISO 4925, определяющий классы 3, 4 и 5, а также класс 5.1 и класс 6 [2], отражающий все более высокие характеристики тормозных жидкостей.
SAE
Общество автомобильных инженеров SAE опубликовало стандарты J1703, J1704 и J1705, отражающие все более высокие характеристики тормозных жидкостей. Они имеют аналоги в международном стандарте ISO 4925.
США
Федеральные стандарты безопасности транспортных средств (FMVSS) в соответствии со стандартом FMVSS № 116 [3] определяют классы DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, где DOT относится к Министерству транспорта США. Они широко используются в других странах. Их классификации в целом отражают спецификации SAE, но с учетом местных особенностей — например, Аляска и Азорские острова имеют разные диапазоны нормальной температуры и влажности, которые следует учитывать. DOT 3 эквивалентен SAE J1703 и классу 3 ISO, DOT 4 соответствует SAE J1704 и классу 4 ISO и т. Д.[4]
Все одобренные жидкости должны быть бесцветными или желтыми, чтобы их можно было использовать на улицах США, за исключением силикона DOT 5, который должен быть фиолетовым. [3]
ТОЧКА 4
В то время как транспортное средство, которое использует DOT 3, может также использовать DOT 4 или 5.1 (повышение температуры), если эластомеры в системе принимают боратные соединения, которые повышают точку кипения, [требуется цитирование ] транспортное средство, которое требует DOT 4 тормозная жидкость может закипеть, если используется DOT 3 (понижение температуры).Кроме того, эти жидкости на основе полигликолевого эфира нельзя смешивать с DOT 5.0 на основе силикона.
По состоянию на 2006 год [обновление] , в большинстве автомобилей, произведенных в США, используется тормозная жидкость DOT 4.
ТОЧКА 5
DOT 5 представляет собой жидкость на основе силикона и не входит в серию DOT 2, 3, 4, 5.1. Он не смешивается с водой и другими тормозными жидкостями, и его нельзя смешивать с ними. Системы могут заменять жидкость только после полной замены системы, например, полного восстановления.
Он содержит не менее 70% по весу диоргано-полисилоксана. [5] В отличие от жидкостей на основе полиэтиленгликоля, DOT 5 гидрофобен. [6] Преимущество перед другими формами тормозной жидкости состоит в том, что силикон имеет более стабильный индекс вязкости в более широком диапазоне температур. Еще одно свойство — не повреждает краску. [ необходима ссылка ]
Тормозная жидкостьDOT 5 несовместима с антиблокировочными тормозными системами. Жидкость DOT 5 может аэрировать при включении антиблокировочной тормозной системы.Тормозная жидкость DOT 5 поглощает небольшое количество воздуха, что требует осторожности при удалении воздуха из системы. [7]
ТОЧКА 5.1
Неприятие жидкостей на основе силикона привело к разработке DOT 5.1, жидкости, дающей эксплуатационные преимущества силикона, сохраняя при этом некоторую близость и совместимость с жидкостями на основе простого гликолевого эфира. DOT 5.1 — это несиликоновая версия DOT 5, определенная FMVSS 116 как содержащая менее 70% силикона. Выше этого порога — DOT 5.
Citroën гидропневматическая подвеска
В 1950-х годах Citroën представил гидропневматическую подвеску, приводимую в действие насосом с приводом от двигателя и которая также использовалась для управления тормозной системой.Здесь использовалась специальная гидравлическая жидкость Citroën. Первые жидкости были различного химического состава и поставлялись разными поставщиками. Shell Donax D, Lockheed HD19, Castrol HF были одними из них. В 1962 году Citroen попытался улучшить и стандартизировать эту жидкость, выпустив LHS ( Liquide Hydraulique Synthétique ), жидкость на растительной / синтетической основе. В 1964 году это было улучшено с помощью полностью синтетического LHS2. В 1966 году Citroen представил минеральную жидкость LHM ( Liquide Hydraulique Minéral ). LHS был гигроскопичным и давал проблемы с внутренней коррозией.Хотя эти две жидкости несовместимы, LHM является универсальным с 1967 года, и некоторые старые автомобили были переоборудованы для его использования. [8]
Эта система также использовалась на Rolls-Royce и некоторых моделях Maserati.
Гидрогаз и гидролитическая подвеска
ПодвескаHydragas и Hydrolastic были широко распространенной формой гидропневматической подвески, разработанной Алексом Моултоном и использовавшейся на автомобилях British Leyland с 1960-х годов. Эта система не приводилась в действие двигателем и не включала тормозную систему.
Жидкость представляла собой жидкость с низкой вязкостью на основе разбавленного спирта. [9]
- 49% спирта
- 49% дистиллированная вода
- 1% триэтаноламинфосфат (поверхностно-активное вещество)
- 1% меркаптобензотиазол натрия (ароматизатор)
Характеристики
Тормозные жидкости должны обладать определенными характеристиками и соответствовать определенным стандартам качества для правильной работы тормозной системы.
Вязкость
Для надежной и стабильной работы тормозной системы тормозная жидкость должна сохранять постоянную вязкость в широком диапазоне температур, включая экстремальные холода.Это особенно важно в системах с антиблокировочной тормозной системой (ABS), контролем тяги и контролем устойчивости (ESP), поскольку в этих системах часто используются микроклапаны и требуется очень быстрая активация. [10] Жидкости DOT 5.1 имеют низкую вязкость в широком диапазоне температур, хотя не все автомобили, оснащенные ABS или ESP, используют тормозную жидкость DOT 5.1 [11]. Для более быстрой реакции систем ABS и ESP существуют тормозные жидкости DOT 4 и DOT 5.1 с низкой вязкостью, отвечающие максимальной вязкости 750 мм 2 / с при -40 ° C ° F требованиям ISO 4925, класс 6.[2] Их часто называют DOT 4+ или Super DOT 4 и DOT 5.1 ESP.
Температура кипения
Тормозная жидкость подвергается воздействию очень высоких температур, особенно в колесных цилиндрах барабанных тормозов и суппортах дисковых тормозов. Он должен иметь высокую температуру кипения, чтобы избежать испарения в трубопроводах. Это испарение создает проблему, потому что пар очень сжимаем по сравнению с жидкостью и, следовательно, сводит на нет гидравлическую передачу тормозного усилия, поэтому тормоза не смогут остановить транспортное средство.[12]
Стандарты качества относятся к «сухой» и «мокрой» точкам кипения тормозной жидкости. Точка кипения во влажном состоянии, которая обычно намного ниже (хотя и выше большинства нормальных рабочих температур), относится к температуре кипения жидкости после поглощения определенного количества влаги. Это несколько процентов (однозначное число), которые варьируются от состава к составу. Гликолевый эфир (DOT 3, 4 и 5.1) тормозные жидкости гигроскопичны (водопоглощающие), что означает, что они поглощают влагу из атмосферы при нормальном уровне влажности.Негигроскопичные жидкости (например, составы на основе силикона / DOT 5 и минерального масла) являются гидрофобными и могут поддерживать приемлемую точку кипения в течение всего срока службы жидкости.
Жидкость на основе силикона более сжимаема, чем жидкость на основе гликоля, что приводит к тормозам с ощущением губчатого [12]. Он может потенциально страдать от разделения фаз / скопления воды и замерзания / кипения в системе с течением времени — основная причина использования однофазных гигроскопичных жидкостей. [ необходима ссылка ]
Температура сухого кипения | Температура влажного кипения [нижняя альфа 1] | Вязкость при -40 ° C ° F | Вязкость при 100 ° C (212 ° F) | Первичный компонент | |
---|---|---|---|---|---|
DOT 2 | 190 ° C (374 ° F) | 140 ° C (284 ° F) | ? | ? | касторовое масло / спирт |
DOT 3 | 205 ° C (401 ° F) | 140 ° C (284 ° F) | ≤ 1500 мм 2 / s | ≥ 1.5 мм 2 / с | эфир гликоля |
DOT 4 | 230 ° C (446 ° F) | 155 ° C (311 ° F) | ≤ 1800 мм 2 / с | ≥ 1,5 мм 2 / с | эфир гликоля / эфир бората |
DOT 4+ | 230 ° C (446 ° F) | 155 ° C (311 ° F) | ≤ 750 мм 2 / s | ≥ 1,5 мм 2 / с | эфир гликоля / эфир бората |
LHM + | 249 ° C (480 ° F) | 249 ° C (480 ° F) | ≤ 1200 мм 2 / с [14] | ≥ 6.5 мм 2 / с | минеральное масло |
DOT 5 | 260 ° C (500 ° F) | 180 ° C (356 ° F) | ≤ 900 мм 2 / с | ≥ 1,5 мм 2 / с | силикон |
DOT 5.1 | 260 ° C (500 ° F) | 180 ° C (356 ° F) | ≤ 900 мм 2 / s | ≥ 1,5 мм 2 / с | эфир гликоля / боратный эфир |
DOT 5.1 ESP | 260 ° C (500 ° F) | 180 ° C (356 ° F) | ≤ 750 мм 2 / с | ≥ 1.5 мм 2 / с | эфир гликоля / эфир бората |
- «Мокрая» определяется как 3,7% воды по объему
Коррозия
Тормозные жидкости не должны вызывать коррозию металлов, используемых внутри компонентов, таких как суппорты, колесные цилиндры, главные цилиндры и регулирующие клапаны ABS. Они также должны защищать от коррозии при попадании влаги в систему. Для этого в базовую жидкость добавляют присадки (ингибиторы коррозии). Силикон менее агрессивен к лакокрасочному покрытию, в отличие от жидкостей DOT на основе гликолевого эфира.[12]
Преимущество тормозной жидкости на основе минерального масла Citroën LHM — отсутствие коррозии. Уплотнения могут изнашиваться на больших пробегах, но в остальном эти системы обладают исключительной долговечностью. Его нельзя использовать в качестве замены без замены уплотнений из-за несовместимости с резиной. [15]
Сжимаемость
Тормозные жидкости должны сохранять низкий уровень сжимаемости даже при различных температурах, чтобы соответствовать различным условиям окружающей среды. Это важно для обеспечения стабильного ощущения педали тормоза.По мере увеличения сжимаемости требуется больший ход педали тормоза для того же усилия поршня тормозного суппорта.
Сервисное и техническое обслуживание
Гликолевый эфир (DOT 3, 4 и 5.1) тормозные жидкости гигроскопичны (водопоглощающие), что означает, что они поглощают влагу из атмосферы при нормальном уровне влажности. Негигроскопичные жидкости (например, составы на основе силикона / DOT 5 и минерального масла) являются гидрофобными и могут поддерживать приемлемую точку кипения в течение всего срока службы жидкости.В идеале силиконовую жидкость следует использовать только для заполнения систем без АБС, которые ранее не были заполнены жидкостью на основе гликоля. Любая система, в которой использовалась жидкость на основе гликоля (DOT 3/4 / 5.1), будет содержать влагу; гликоль диспергирует влагу по системе и содержит ингибиторы коррозии. Силиконовая жидкость не пропускает влагу в систему, но и не рассеивает ее. Система, заполненная силиконовой жидкостью с самого начала, не требует замены жидкости через определенные промежутки времени, только если система была нарушена для ремонта или замены компонентов.В вооруженных силах США с 1990-х годов стандартизирована силиконовая тормозная жидкость. Силиконовая жидкость широко используется в холодном климате, особенно в России и Финляндии.
Тормозные жидкости с разным рейтингом DOT не всегда можно смешивать. DOT 5 не следует смешивать с другими, поскольку смешивание гликоля с силиконовой жидкостью может вызвать коррозию из-за захваченной влаги. DOT 2 не следует смешивать с другими. DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 все основаны на сложных эфирах гликоля и могут быть смешаны, хотя предпочтительно полностью заменить существующие жидкости свежими для достижения заданных характеристик.
Тормозная жидкость токсична [16] и может повредить окрашенные поверхности.