Регулировка и настройка дисковых тормозов велосипеда + видео
Множество райдеров, впервые сталкиваясь с гидравлическими или механическими дисковыми тормозами велосипеда, не знают, как их правильно настроить, отрегулировать или заменить расходные материалы. Многие считают, что их конструкция значительно сложнее, чем у тормозов типа V—brake, но это не совсем так. Технологически, хорошие дисковые тормоза велосипеда, особенно если они гидравлические, более совершенны, чем ви-брэйки, и значительно лучше справляются со своими задачами, но стоит помнить, что это не относиться к дешевым моделям механики. Дальше мы рассмотрим, как правильно установить и настроить дисковые тормоза самому в домашних условиях. Но начнем мы с конструктивных особенностей и отличий дисковой механики и гидравлики. А далее уже затронем все вышеперечисленные пункты.
Содержание статьи
- 1 Устройство дисковых тормозов велосипеда
- 2 Что желательно сделать перед регулировкой тормозов
- 3 Как установить новый дисковый механический тормоз
- 4 Как настроить дисковые механические тормоза велосипеда
- 5 Как отрегулировать дисковые гидравлические тормоза
- 6 Заключение
Устройство дисковых тормозов велосипеда
Дисковые тормоза предназначены для торможения велосипеда путем преобразования кинетической энергии в тепловую посредством трения колодок о тормозной диск. Как говорилось ранее, дисковые тормоза велосипеда бывают механические и гидравлические. Принцип их действия одинаков, но присутствуют небольшие отличия в конструкции.
Дисковые механические тормоза велосипеда
Дисковая механика представляет из себя следующую конструкцию.
- Тормозная ручка. Устанавливается на руль (крепится при помощи хомута) велосипеда и предназначена для передачи усилия нажатия руки на тормозные колодки.
- Регулятор троса с контргайкой. Регулятор троса предназначен для изменения силы натяжения троса дисковых механических тормозов. Контргайка – для фиксации регулятора.
- Регулятор тормозной ручки. Позволяет регулировать расстояние от тормозной ручки до руля, тем самым дает возможность выставить комфортное положение непосредственно под длину пальцев велосипедиста.
- Рубашка троса. Служит для защиты троса от повреждений и загрязнений.
- Трос. Необходим для передачи движения тормозной рукояти на калипер тормозов.
- Фиксатор троса. Место куда крепится трос и зажимается фиксирующим болтом.
- Калипер. Механизм, который при натяжении троса приводит в действие тормозные колодки.
- Тормозные колодки. Представляют собой металлические площадки с нанесенным на них органическим или металлизированным веществом. Вставляются в калипер.
- Адаптер. Служит своеобразной прослойкой между калипером и рамой велосипеда.
- Ротор (тормозной диск). Устанавливается на втулку колеса.
Дисковые гидравлические тормоза велосипеда
Дисковая гидравлика очень похожа на механический аналог. Главное отличие, что сила, приложенная к тормозной ручке, передается на колодки не при помощи троса, а благодаря тормозной жидкости DOT4 (на тормозах Avid, Hayes, Helix) или минерального масла (на тормозах Shimano). Далее рассмотрим конструкцию гидравлических дисковых тормозов.
- Тормозная ручка. Приводит в действие поршень, который давит на тормозную жидкость.
- Регулятор тормозной ручки. Как и у дисковой механики предназначен для регулировки положения рукояти относительно руля.
- Мастер-цилиндр. Он состоит из нескольких деталей. Расширительный резервуар с крышкой, служит в качестве хранилища тормозной жидкости. Крышка используется при заполнении и прокачке тормозов. Внутри также находится поршень с манжетой и возвратная пружина.
- Гидролиния. Представляет собой прочный шланг, который соединяет между собой мастер-цилиндр и калипер.
- Калипер. Механизм, который при появлении давления в гидролинии приводит в действие поршни, толкающие тормозные колодки.
- Тормозные колодки. Служат для преобразования силы трения в тепловую энергию, тем самым останавливая велосипед.
- Адаптер. Деталь, при помощи которой калипер тормозной системы устанавливается на вилку или раму велосипеда.
- Ротор. Представляет собой перфорированный металлический диск, о который, при нажатии ручки, трутся колодки.
Что желательно сделать перед регулировкой тормозов
Если требуется настройка дисковых тормозов, которые уже были некоторое время в эксплуатации, то перед выполнением регулировки желательно произвести следующие подготовительные работы:
Проверить ротор
Первым делом откручиваем ротор тормозов от втулки и проверяем его на наличие деформации. Это можно сделать, положив его на ровную поверхность (стекло, зеркало и др.) и произвести осмотр. Если ротор неплотно прилегает, то перед настройкой дисковых тормозов следует его выровнять. Если деформация незначительна, то данную операцию можно произвести при настройке тормозов.
Проверить колодки
Снимаем тормозные колодки. Для этого находим расширение на калипере и проворачиваем за язычок каждую колодку по очереди. Если все сделано правильно, то демонтировать их не составит труда. Далее производим визуальный осмотр поверхности на наличие сколов. В случае сильных повреждений или износа колодку следует заменить.
Проверить состояние тросиков и рубашек
Данный пункт предназначен исключительно для механики. Перед регулировкой механических дисковых тормозов велосипеда следует тщательно проверить состояние тросиков и рубашек. Если трос имеет повреждения, а именно, если он распушился, наблюдаются разорванные отдельные волокна, то следует в обязательном порядке его заменить. Не важно, меняется трос или нет, его, перед настройкой тормоза, необходимо смазать. Так же осматриваем рубашку троса. Если на ней видны трещины или разрывы, то лучше ее заменить.
Проверить состояние гидролинии на предмет утечек
Данный пункт предназначен исключительно для гидравлики. Перед регулировкой гидравлических дисковых тормозов велосипеда произведите осмотр гидролинии на предмет повреждений (желательна ее замена, даже если повреждение незначительное), а также проверьте отсутствие протечек масла/тормозной жидкости по местам соединения гидролинии с калипером и мастер-цилиндром. Еще одно место, откуда может травить тормозную жидкость – шток, идущий от ручки тормозов на поршень (если прохудились манжеты). Ну, и сняв тормозные колодки, проверьте отсутствие утечек на калипере.
Удалить грязь и масло с тормозных колодок и ротора
В процессе езды на велосипеде, со временем, на роторе и тормозных колодках скапливаются грязь и масло, которые ухудшают эффективность торможения дисковой механики или гидравлики. Поэтому перед настройкой дисковых тормозов следует ее с этих поверхностей удалить. Для этого можно использовать мелкую наждачку. Снимаем ротор с колеса и круговыми движениями очищаем поверхность с обеих сторон. Ту же операцию производим с колодками (естественно с одной стороны). Сильно не усердствуйте, достаточно снять тонкий слой. После того как вы выполнили данную процедуру постарайтесь не прикасаться руками или жирными предметами к колодкам и ротору.
Проверить правильность установки колеса
Определяем правильно ли установлено колесо. Оно должно быть четко перпендикулярно земле, не перекашиваясь в сторону. Для этого ставим велосипед на колеса, ослабляем эксцентрик и, надавливая рукой на седло (держа велосипед ровно), затягиваем эксцентрик.
Как установить новый дисковый механический тормоз
- Закрепляем тормозную рукоять на руле таким образом, чтобы она лежала в одной плоскости с вашим предплечьем. В случае необходимости, настраиваем расстояние от ручки до грипсы, при котором, взявшись за руль всей рукой, вы смогли бы нормально дотягиваться до нее указательным пальцем.
- Устанавливаем адаптер на раму и закручиваем болты до полной затяжки, поочередно подтягивая каждый болт.
- Продеваем трос с рубашкой таким образом, чтобы он совпадал с местами его фиксации к раме.
- Вставляем трос в специальную прорезь на тормозной рукояти и заправляем рубашку. Обратите внимание, что при установке нового троса регулировка натяжения на тормозной рукоятке должна быть закручена полностью минус 1-1,5 оборота.
- Положение регулировки натяжения троса на калипере выставляем аналогично тормозной рукояти. Продеваем трос в отверстие на калипере, заводим в паз фиксатора троса и, натягивая, зажимаем фиксирующий болт.
- После этого надеваем на кончик троса оконцеватель и обжимаем его. Это необходимо чтобы трос не распушивался.
- Далее приступаем к регулировке, которая описана ниже.
Как настроить дисковые механические тормоза велосипеда
Настройку дисковой механики требуется производить: после установки новых колодок, тросика, ротора или других компонентов тормоза; в случае, когда ротор трет о колодки; когда требуется устранить большой ход тормозной рукояти и т. д.
- Проверяем обтяжку болтовых соединений на местах крепления адаптера к раме и ротора к втулке.
- Послабляем контргайку и закручиваем регулировку натяжения троса на руле до упора минус 1-1,5 оборота. После чего затягиваем контргайку. Тоже делаем и на регулировке, которая находится на калипере. Далее откручиваем фиксатор троса, и, натягивая тросик рукой, затягиваем болт фиксатора обратно. (Если вы уже проделывали данные операции при установке нового тормоза, то повторно эти действия производить не нужно).
- Ослабляем болты, которые крепят машинку к адаптеру (для более простой настройки можно снять ее полностью).
- Настраиваем положение неподвижной (статической) и подвижной колодки. Цель данной процедуры – добиться равноудаленного положения колодок от центра прорези калипера, чтобы между ними мог поместиться ротор с минимальными зазорами. Для настройки неподвижной колодки ослабляем контргайку (если она есть), и вращаем болт, который регулирует ее положение. Чтобы настроить подвижную – вращаем регулировку натяжения троса на калипере. После того как расстояние выставлено, закручиваем фиксатор статической колодки. Если для данной процедуры вы снимали машинку, то следует установить ее на место, но не затягивать крепежные болты.
- Выставляем правильное положение калипера относительно тормозного диска. Для этого болты, которые крепят его к адаптеру, должны быть послаблены, чтобы он мог относительно легко ходить влево и вправо. Нажимаем на тормозную ручку до упора и фиксируем ее при помощи изоленты, проволоки, веревки или других подручных средств. Далее слегка пошевелив рукой калипер, прикручиваем его к адаптеру, поочередно подтягивая болты.
- После выполнения вышеперечисленных операций в 80% случаев ротор будет шоркать о колоду (-и). Определяем, какую из них он цепляет, и подстраиваем расстояние регулировкой натяжения троса на калипере (в случае трения о подвижную колодку) или, вращая болт (если трется о статическую). Зазор с обеих сторон должен быть минимальным, при котором ротор не задевает колодки.
Подробный процесс настройки дисковых механических тормозов вы можете посмотреть на данном видео.
Бывают случаи, что после настройки дисковых механических тормозов велосипеда ротор «чиркает» о колодки в одном (или нескольких) местах. Это говорит о том, что он у вас слегка деформирован. В этом случае требуется его выровнять. Выполнить это можно прямо на велосипеде не снимая ротор. Определяем место, где он задевает колодки, медленно вращая колесо. Обращаем внимание, в какую сторону деформирован ротор. Затем, проворачиваем данный участок, чтобы к нему появился доступ, и выгибаем его в противоположенную сторону от места трения. Будьте осторожны, чтобы не сделать еще хуже. Не следует давить на ротор очень сильно. Лучше несколько раз повторить данную операцию плавно добавляя усилие нажатия.
Как отрегулировать дисковые гидравлические тормоза
Хотя гидравлические тормоза и называют самонастраиваемыми, но все же иногда можно заметить шорохи или скрипы которые они издают в процессе торможения. В этом случае следует выполнить настройку дисковой гидравлики велосипеда. Также подобная процедура необходима на новом велосипеде, если тормоза были выставлены неправильно с завода.
- Слегка откручиваем болты, которые фиксируют калипер на адаптере.
- Зажимаем тормозную рукоять и фиксируем ее при помощи изоленты, веревки или другого подручного материала.
- Смотрим на то, чтобы ротор был четко посредине прорези калипера, а тормозные колодки выдвинуты одинаково с обеих сторон. Если это не так, то можно слегка надавливая на ротор с нужной стороны выставить его положение. За счет надавливаний тормозная жидкость будет равномерно перераспределяться между поршнями.
- После этого затягиваем болты крепления и снимаем изоленту с тормозной рукояти.
После того как вы настроили дисковые гидравлические тормоза следует крутнуть колесо и проверить отсутствие трения. Если вы наблюдаете прерывистое шорканье, то это сигнал, что у вас слегка погнут ротор. Для устранения данной неисправности следует определить место трения, и с какой стороны колодки цепляют ротор. После чего повернуть трущийся участок на 180 градусов от калипера и легонько надавить в противоположенную сторону. Следует это делать предельно аккуратно за несколько заходов, с каждым из которых добавлять усилие до полного исчезновения трения.
Настройка дисковых гидравлических тормозов показана на видео ниже.
Заключение
Как оказалось, настройка дисковых механических и гидравлических тормозов велосипеда в домашних условиях не такая уж и сложная работа. Главное выполнять ее аккуратно и не торопясь. Помните, что правильно отрегулированные тормоза не только обеспечивают комфортную езду на велосипеде, но и отвечают за безопасность велосипедиста, и окружающих его людей.
Как поставить дисковые тормоза на велосипед
Без тормозов далеко не уедешь, вернее, уехать можно, но остаться при этом целым и невредимым будет сложно. Тормозная система в большой степени отвечает за безопасность велосипедиста, поэтому работать она должна безотказно. Из всех видов тормозных систем, которые устанавливаются на велосипеды, выделяется дисковая, или роторная. Чаще всего такие тормоза устанавливаются на горные байки. Такая система торможения характеризуется высокой эффективностью работы и немалой модуляцией. Такие характеристики способствуют тому, что для многих пользователей является преимущественной установка дисковых тормозов на велосипед для скоростного передвижения и жёсткой езды. С процессом монтажа можно справиться самостоятельно, без привлечения специалистов.
Из чего состоит дисковый тормоз
Изначально необходимо ознакомиться с принципом устройства таких тормозов. В состав конструкции входит рычаг, системный привод, калипер (или корпус), тормозные колодки, диск, который является тормозящей поверхностью. Дисковые тормозные системы разделяются на две большие категории: механика и гидравлика. В конструкции первого типа установлен металлический трос, заключённый в оплётку. В гидравлических тормозах используется гидравлическая линия, наполненная жидкостью и оборудованная силовыми цилиндрами.
Далеко не все велосипеды позволяют установить дисковые тормоза и ви-брейки одновременно. Главная сложность, а вместе с этим и недостаток роторов заключается в их неуникальности. Ввиду этого обстоятельства переход с ободной системы на дисковую всегда связан со сложностями, которые требуют работы над конструкцией велосипеда.
В доработке нуждается колесо, втулка которого должна предполагать установку диска и иметь для этого особые посадочные элементы. Колёса на велосипедах с V-brake такой особенностью не обладают. Поэтому необходимо или другое колесо покупать, или менять втулку. Как ни странно, но покупка нового колеса является более предпочтительным вариантом. В этом случае не придётся разбирать/собирать колесо и не потребуется обращаться в мастерскую для установки подходящей втулки.
Отличие ободного тормоза от дискового
Прежде чем узнавать, как поставить тормоза на велосипед, их необходимо выбрать и купить. Это логично. Качественная тормозная система стоит немалых денег. А вдруг вам не понравится кататься с такими тормозами? Чтобы не сильно тратиться, изначально лучше купить систему только на переднее колесо и обкатать её.
А теперь можно знакомиться со схемой, после ознакомления с которой вы больше не будете задумываться о том, можно ли на велосипед поставить дисковые тормоза.
- Устанавливаем корпус на раму за счёт адаптеров.
- К рулю прикручиваем ручку от тормоза.
- Соединяем приводной рычаг и корпус тормозной системы за счёт привода, который может быть представлен в виде троса или гидравлической линии.
- Фиксируем ротор на втулке колеса.
- Устанавливаем колесо на место.
Если соблюдать осторожность и быть внимательным, то поставленный тормоз будет служить исправно и не станет источником проблем.
Монтаж механики
Замена ободной системы на дисковую механическую часто выбирается экономными велосипедистами. Установка такой системы не связана со сложностями, и дальнейшее обслуживание не требует значительных финансовых вливаний. Для установки дисковых тормозов на велосипед необходимо иметь под рукой следующий набор инструментов и комплектующих:
Процесс установки выглядит следующим образом:
- Ставим велосипед в удобное положение для демонтажа колеса.
- Снимаем колесо.
- Снимаем старый калипер, а вместе с ним и диск.
- Освобождаем трос, который удерживается приводным рычагом.
- Разжимаем тормоза V-brake для дальнейшего демонтажа их с байка.
- При помощи 6 крепёжных винтов прикручиваем ротор на втулку колеса. Затягивать нужно максимально, а за равномерное распределение усилий будут отвечать шайбы, которые располагаются под болтами.
- Устанавливаем тормозную ручку на руле, а если она уже имеется, то просто настраиваем её.
- Фиксируем расположение рычага и троса, для этого понадобится шестигранник.
- Устанавливаем калипер на раме посредством адаптера, но пока не затягиваем крепёжные элементы до максимума.
- Протягиваем трос на калипер.
- Устанавливаем на место колесо.
Величина зазора, который имеется между колодками и поверхностью, определяется натяжением троса. Чтобы настроить этот параметр, необходимо воспользоваться шестигранником. Если трос оказался слишком длинным, то смело отрезаем остатки кусачками. Колодки находятся в правильном положении, тормозная система приводится в действие от сжатия рычага только наполовину, значит, можно основательно фиксировать калипер. Установленный тормоз можно испытывать в реальных условиях.
Монтаж гидравлики
Гидравлические дисковые тормоза хоть стоят дороже и имеют более сложную конструкцию, но всё же обладают рядом важных преимуществ. Поэтому более состоятельные велосипедисты, которые готовы к проведению сложных ремонтов, выбирают именно эту систему.
Прежде чем мы ознакомимся с тем, как поставить дисковые тормоза на велосипед, необходимо залить в систему специальную жидкость. Если вы имеете дело с Shimano, то потребуется специальное масло, которое имеет минеральную основу. Для всех других систем допустимо использование жидкостей стандарта DOT.
Набор для прокачки гидравлических проводов
А также перед установкой потребуется прокачать гидравлические линии. Смысл этой процедуры заключается в проталкивании жидкости под давлением. В процессе эксплуатации система может завоздушиваться, что крайне нежелательно. Для исключения такой ситуации необходимо обеспечить герметичное закрепление гидролинии к цилиндрам. В этом месте чаще всего появляются пузырьки воздуха.
Для установки гидравлики необходимо подготовить такой же набор инструментов, как в случае с механикой. Даже работа выполняется в такой же последовательности, хотя некоторые отличия всё же имеются.
- Снимаем колесо.
- Устанавливаем на втулку диск тормозной системы.
- Выполняем монтаж рычага, к которому затем подсоединяем гидравлическую линию.
- Устанавливаем на раму калипер и адаптер, но не фиксируем основательно.
- Дальше колесо необходимо устанавливать на прежнее место.
- Расправляем гидролинию, фиксируя её в необходимых местах хомутами. На тех велосипедах, в которых установка гидравлической системы была предусмотрена производителем, имеются ячейки для направления и фиксирования линии.
- Осталось подключить систему и испытать её на работоспособность. Для этого необходимо плавно нажимать на ручки и смотреть за равномерным сжиманием диска колодками.
Как установить дисковые тормоза на велосипед, вы теперь знаете и сможете самостоятельно справиться с этой работой. Так что замена тормозов на велосипеде на дисковые не будет проблемой и может быть выполнена без привлечения посторонней помощи.
Оборудование для измерения тормозных дисков
Специальные инструменты от ATE
- Дом
- Продукты
- Оборудование для измерения тормозных дисков
Номер для заказа
03.9304-0100.4
730072
Оборудование для измерения тормозных дисков ATE позволяет точно измерить боковое биение и допуск по толщине тормозных дисков, снятых с автомобиля (без гнезда подшипника). Тормозные диски диаметром до 360 мм могут быть измерены. Точное измерение тормозного диска обеспечивается безлюфтовым подшипником и полированной контактной поверхностью опорных чашек. Измеряемый тормозной диск точно центрируется с помощью конуса. Благодаря сменным опорным чашкам имеется небольшая опорная площадка для измерения небольших тормозных дисков.
Индикатор часового типа (со шкалой 0,1 мм) входит в комплект поставки. В сочетании с шаровидным зондом можно проводить измерения на всех типах тормозных дисков (например, ATE Power Disc).
Цена:
по запросу
Преимущества
- Чрезвычайно прост в использовании
- Боковое биение и толщина измеряются одним инструментом
- Измерения, считанные с одного индикатора часового типа
Отгрузка
- Полное оборудование для измерения тормозных дисков с большой и малой опорной чашкой
- Индикатор часового типа с щупом
- Шаровидный зонд
- Инструкция по эксплуатации
Спецификация
Точность: | 1/100 мм |
Размеры: Д х Ш х В | 300 х 170 х 230 мм |
Вес: | 6,85 кг |
Больше изображений
Кино
youtube.com/embed/e3LoP2mAbi4″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>CyclOn Фаррад Пфлеге | Пусть ваш велосипед улыбается
;
сверх меры Unsere Produkte anschauen
;
Бестеллен Все продукты
;
Бестеллен Все продукты
;
Бестеллен Все продукты
Wir sind davon überzeugt, dass Sie Ihr Fahrrad das ganze Jahr selbst in Topform halten können. Reinigen, schmieren und schützen. Итак, einfach ist das!
CyclOnist der Marktführer für Fahrradpflegeprodukte und wird seit 40 Jahren von Experten und Mechanikern des Pelotons empfohlen.
Premiumprodukte zur Reinigung Ihres Fahrrads
Kettenschmiermittel für jede Fahrt und jede Bedingung
Schützen Sie Ihr wertvolles Fahrrad
Оптимальный пакет Fahrradpflege
IHRE WERKSTATT OPTIMIEREN
Продукт anzeigen Больше уроков
ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОДУКТЫ
Все продукты
CyclOn Pflege-Eimer — Всепогодный
37,50 €
38% кортинг Пакет для велоспорта в помещении
4 продукта для
19,95 € 32,10 €
Очиститель цепей Bionet — 750мл
13,95 €
Средство для чистки велосипедов — 750 мл
12,95 €
Мгновенный полировальный воск — 250мл
11,75 €
Герметизирующая паста
45,00 €
#keepyourbikesmiling
CyclOn подходит для «велосипеда»! Wir fördern und unterstützen dies bei allem был wir tun.
Seit den 1980er Jahren haben wir nur eines im Sinn: dafür zu sorgen, dass Sie Ihr Fahrrad оптимальный nutzen können. Deshalb kombinieren wir die best Pflegeprodukte für Ihr Fahrrad mit Intelligenten Lösungen. Und wir halten es erstaunlich einfach!
Egal, ob Sie das gelbe Trikot, die Weltkugel oder das Trikot einer lokalen Legende anstreben, ob Sie täglich zur Arbeit pendeln oder mit Ihren Freunden in der Frühlingssonne eine landchaftlich reizvolle Strecke fahren: Auf einem gut gepflegerten fahrenist bestenem seinem stecke gepflegerten! Und es ist ein gutes Gefühl, mit einem gut geölten, glänzenden, brandneuen Fahrrad zu starten, nicht wahr?
Jeder Radfahrer ist einzigartig, völlig unterschiedlich, aber eigentlich alle gleich. Deshalb schaffen wir eine Gemeinschaft von Spezialisten und Radfahrern, die sich gegenseitig mit Tipps und weisen Worten helfen. Gemeinsam sorgen wir dafür, dass die Fahrradpflege zu einer Intelligenten Routine wird. Außerdem kostet ES Sie Weniger Zeit und eine Menge Geld.