от конвейера до магистрали. «Группа ГАЗ» делает экобезопасность вектором своей работы: Бизнес: Экономика: Lenta.ru
Крупнейший российский производитель ведет политику защиты окружающей среды от вредного воздействия на стратегическом уровне. Еще проектируя автомобиль, сегодня сразу решают задачу, как его в финале жизненного цикла максимально безопасно утилизировать. Все процессы и проекты рассматриваются с точки зрения влияния на экологию, а действующие производства перестраивают на «зеленые рельсы».
Электромобили: хорошо забытое старое
Вы удивитесь, но электромобили были в моде еще сто лет назад. В 1900 году в США из 33 842 автомобилей 38 процентов были электрическими, при этом на бензине ездил только каждый четвертый автомобиль, и еще 40 процентов машин приводились в движение силой пара. Переход на бензин как основное топливо для транспорта превратил автомобили в главный источник загрязнения окружающей среды. Сегодня, по данным Роспотребнадзора, в больших городах на автотранспорт приходится до 80 процентов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Для снижения негативного воздействия автомобилей на окружающую среду на уровне государства принимаются комплексные меры: вводятся требования к экологическому классу топлива и двигателей, развивается дорожная инфраструктура и общественный транспорт, вводится плата за парковку в перегруженных транспортом центральных районах мегаполисов…
Одна из таких мер — вывод электробусов на линии общественного транспорта. В Москве уже в течение трех лет прекрасно трудятся электробусы российских производителей, в частности их выпускает «Группа ГАЗ». Благодаря развитию электробусной сети в столице только в 2020 году выбросы в воздух загрязняющих веществ сократились примерно на 40 тысяч тонн.
Новой вехой в повышении безопасности транспорта для окружающей среды стали инновационные водородные автобусы. Их прототипы та же «Группа ГАЗ» продемонстрировала в сентябре 2021 года на выставке «Комтранс». Автобусы получились, безусловно, экологически безопасные, но, так же, как электробусы, слишком дорогие для массового использования в регионах. Собственно, водородное топливо используется именно для зарядки аккумуляторов, так что водородные автобусы — это те же электробусы, только с большим запасом хода и втрое дороже.
Фото: Михаил Крупин
Решение этой проблемы предлагает «Группа ГАЗ». Чтобы снизить цену на такой транспорт, компания предлагает выпускать его на газопоршневом водородном двигателе, что не потребует применения дорогостоящих аккумуляторов. Это сохранит основные преимущества водородного автобуса в виде кардинального снижения объема выбросов вредных веществ и большого запаса хода и, одновременно, можно будет существенно снизить затраты за счет использования существующих производств. Конструкция такого двигателя на водороде будет близка к газовым моторам, которые выпускаются на российских предприятиях, а значит и их компонентной базы.
Регионы, заинтересованные в улучшении экологической обстановки, охотно закупают газомоторную технику. Она ненамного дороже дизельной, при этом позволяет экономить на топливе, а выбросы в атмосферу у транспорта на газе в несколько раз меньше по сравнению с дизельными аналогами. На сегодня в России производят все основные модели газовой техники, востребованной в коммерческих целях: автобусы, грузовики, автофургоны.
Зеленое производство
Автомобиль начинает свое воздействие на окружающую среду задолго до того, как примет первых пассажиров. Уже само по себе производство автокомпонентов — как, впрочем, и мебели, и бытовой техники, и даже солнечных батарей — наносит вред окружающей среде. Поэтому несколько лет назад «Группа ГАЗ» приняла экологическую стратегию, направленную на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду.
Теперь все процессы и проекты «Группы ГАЗ» рассматриваются в том числе и с точки зрения влияния на окружающую среду. Процедура согласования инвестиционных проектов содержит обязательные требования по оценке экологичности и энергоэффективности нового оборудования. Без согласования с экологами нельзя начать строительство и проектирование новых производств, вносить изменения в технологические процессы.
Но и действующие производства «Группы ГАЗ» продолжают «зеленеть». Например, уникальную двухступенчатую систему очистки выбросов внедрили в 2021 году на металлургическом производстве автозавода ГАЗ, расположенном в Нижнем Новгороде.
на 50 процентов двухступенчатая система очистки выбросов
сокращает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
«Группа ГАЗ» большое внимание уделяет энергосбережению и энергоэффективности. Например, уже 75 процентов устаревших ртутьсодержащих светильников в основных и подготовительных производствах заменили на современные энергосберегающие светодиодные лампы.
В первую очередь в рамках проработки мероприятий по экологической стратегии мы анализируем жизненный цикл технологического процесса, который оказывает влияние на окружающую среду
Сергей Яблоковглавный эколог «Группы ГАЗ»
«Если производственная технология неэффективна, то мы должны менять в первую очередь именно процессы производства, а не только процесс очистки сточных вод или выбросов. Мы не просто «чистим хвосты», а меняем технологии — устраняем сами причины образования стоков, выбросов и промышленных отходов. В прошлом году мы объединили гальванические производства в Нижнем Новгороде и Ульяновске, перенесли процесс обработки некоторых компонентов на Ульяновский моторный завод, где работают более эффективные очистные сооружения. Это, с одной стороны, позволило увеличить производительность, с другой — улучшить экологическую обстановку», — рассказывает Сергей Яблоков, главный эколог «Группы ГАЗ».
Фото: Геннадий Бусов
И такой подход уже принес ощутимые результаты. За последние 10 лет «Группа ГАЗ» снизила на 55 процентов объемы сточных вод, на 70 процентов сократила потребление воды, на 47 процентов сократила выбросы в атмосферу. Для производства одного автомобиля стали тратить вдвое меньше сжатого воздуха, на 54 процента меньше воды и на 14 процентов меньше тепловой энергии.
Кардинально изменился подход к управлению промышленными отходами. Экологическими службами ГАЗа был проведен скрупулезный анализ: сколько и каких именно отходов получается с каждой нитки конвейера, каждого конкретного рабочего места. Отходы, которые потенциально интересны как вторичный материальный ресурс, собирают, сортируют и перерабатывают. Во всех офисах группы тоже внедрен раздельный сбор мусора: по отдельности собирают макулатуру, пластик, в специальные боксы собирают батарейки, которые содержат свинец, кадмий, ртуть, цинк, никель и другие опасные для окружающей среды, но нужные в качестве сырья металлы.
При закупках деталей и комплектующих (уже на стадии номинации) исключаются поставщики ряда компонентов, подающие детали в одноразовой упаковке, требующей последующего захоронения на полигонах.
Значительная часть отходов для вторичной переработки отправляется на продажу. В Ярославле из полученного вторсырья делают картон, в Нижнем Новгороде — пленку и пластиковые гранулы, а отходы от производства автомобильных сидений используются в производстве мебели. В Мордовии из макулатуры, которую поставляет Саранский завод автосамосвалов, делают лотки для яиц.
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Ответственное отношение производителя
В «Группе ГАЗ» считают, что мало выпускать качественные автомобили, минимально воздействующие на окружающую среду. Важно и то, что происходит с автомобилем после того, как он отслужит свой срок. Возможность практически полностью переработать автомобиль закладывается еще на стадии его проектирования.
Над решениями, которые обеспечат рециклинг машин, в «Группе ГАЗ» задумались около 10 лет назад: драйвером этого процесса стала экспортная политика компании. Базу для развития экспорта на ГАЗе создал более 10 лет назад Олег Дерипаска. Одним из первых рынков, куда готовилась выйти компания, была Турция, где действовали строгие европейские требования к утилизации продаваемых транспортных средств. А сегодня машины российского производителя поставляют уже в десятки стран мира.
Наша задача — минимизировать воздействие на окружающую среду, обеспечив легкую утилизацию автомобиля в конце его жизненного цикла
Сергей Гагуновдиректор департамента системных процессов Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ»
Легкая утилизация означает, что конструкция автомобиля разработана таким образом, чтобы он был пригоден к быстрому разбору на части. Для этого сложные соединения минимизированы, а оставшиеся должны быть защищены от коррозии, старения, изменения свойств с течением времени, чтобы через 10-15 лет машину можно было бы так же легко разобрать, как и в момент сборки на конвейере.
На каждом компоненте из пластика или резины должна быть маркировка: разборщик без труда ее увидит и отнесет компонент к той или иной группе перерабатываемых материалов. Кроме того, машина не должна содержать опасные вещества — ртуть, кадмий, свинец, шестивалентный хром, кроме редких исключений, таких как свинец в аккумуляторной батарее.
По европейским требованиям не менее 95 процентов автокомпонентов должны быть пригодны к утилизации. Сам процесс переработки можно провести за считаные часы. Сначала с грузовика снимают аккумуляторную батарею; затем сливают технические жидкости; снимают пластиковые компоненты, сиденья, стекла, детали интерьера — из них делают ящики, контейнеры и другую тару. Металлический остов отправляют в шредер, где его измельчают за 10-15 минут.
Меняются не только автомобили, но и понимание своей экологической ответственности у тех, кто их создает. Сотрудники «Группы ГАЗ» принимают участие в музыкально-экологическом фестивале «Рок чистой воды» по уборке прибрежной территории Волги, экологическом волонтерском проекте «360» по уборке территории вокруг Пермяковского озера в Нижнем Новгороде. В Павлове сотрудники ГАЗа высадили каштановые аллеи на территории детского оздоровительного центра. Сотрудники Канашского автоагрегатного завода в Чувашии расчистили реку, которую было невозможно разглядеть за бутылками, пластиком и прочим хламом.
Фото: Оксана Манская
«Сейчас происходит глобальная перестройка экологических норм и правил, — делится Елена Князева, директор по экологии и энергоэффективности «Группы ГАЗ». — Лозунги покорения природы и разворота рек вспять больше неактуальны. Человечество осознало, что запасы природных ресурсов не бесконечны, что беречь реки, озера, воздух, леса, поля так же важно, как безопасность и мир на планете. Мы должны стараться максимально использовать в производстве вторичные ресурсы, беречь энергию и воду. Так мы сможем приблизиться к экономике замкнутого цикла и к сохранению природных богатств для будущих поколений».
Воздействие на окружающую среду
Воздействие на окружающую среду
|
Какое влияние окажет автоматизация на окружающую среду?
Нет никаких сомнений в том, что Четвертая промышленная революция — и особенно внедрение цифровых и высокоавтоматизированных систем — изменит нашу экономику в ближайшие десятилетия.
Последствия этой трансформации являются предметом многочисленных дискуссий, таких как те, что сейчас происходят в Давосе, и есть многочисленные сигналы о том, что распространение искусственного интеллекта, Интернета вещей, передовой робототехники, 3D-печати и автономного транспорта изменит общество. как мы это знаем.
Основной поток разговоров о предстоящих преобразованиях был сосредоточен на изменении роли человеческого труда в эпоху автоматизации. Действительно, существующие технологии уже позволяют автоматизировать половину всех действий, за которые люди в настоящее время платят. Они также значительно трансформируют существующие бизнес-модели и отношения между производителями и клиентами и создают новые возможности трудоустройства для тех, кто может их использовать. Ожидается, что к 2030 году значительная часть мировой рабочей силы будет искать новые рабочие места, поэтому, очевидно, необходимы надежные ответные меры для управления неблагоприятными социальными побочными эффектами.
Но какое влияние все это окажет на использование энергии, использование природных ресурсов и окружающую среду?
Более зеленый и справедливый мир не станет автоматическим результатом цифровой революции.Плюсы и минусы
При тщательном управлении изменения в моделях производства и потребления могут привести к улучшению состояния окружающей среды по сравнению с процессами, используемыми сегодня. Но без надлежащих экологических целей и систем управления автоматизация сама по себе может оказать значительное негативное воздействие, особенно на потребление энергии (и выбросы, возникающие в результате текущего энергетического баланса), использование ресурсов и экосистемы. На рисунке ниже показаны наилучший и наихудший сценарии этих прорывных инноваций.
Наилучшие и наихудшие сценарии этих прорывных инноваций Многие новые технологии предлагают потенциал для сокращения выбросов. Теоретически они также могут повысить эффективность использования ресурсов при условии, что повышение эффективности не приведет к чрезмерному потреблению.
С другой стороны, изменения в моделях потребления и производства увеличивают общий спрос на электроэнергию и могут легко увеличить выбросы парниковых газов в зависимости от углеродного следа используемых источников энергии. Они также могут усилить нерациональную эксплуатацию природных ресурсов, особенно если наша зависимость от редких металлов для производства электронного оборудования еще больше усилится. Распространение всех видов электронного оборудования и будущих композитных материалов также создает новые проблемы для переработки и управления отходами.
Наконец, потенциально крупномасштабное перемещение рабочей силы, особенно в странах с низким/средним уровнем доходов, ориентированных на экспорт, с высокими темпами роста населения, может привести к возвратной миграции в сельские районы и более широкому использованию имеющихся природных ресурсов для получения средств к существованию. . Это может усилить и без того значительную нагрузку на экосистемы.
Обоюдоострые мечи
Принимая во внимание эти факты, нет никаких предварительных гарантий, что новые технологические возможности автоматически будут способствовать экологической устойчивости. Грядущие прорывные технологии — это палки о двух концах, которые могут генерировать различные результаты в зависимости от намерений и навыков их пользователей.
Воздействие автоматизации на занятость вызывает всеобщий интерес (и опасения), но как насчет окружающей среды?Таким образом, самое время изучить связи между этими новыми технологиями, меняющимися экономическими предпосылками, которые будут сопровождать их развертывание, новыми моделями производства и потребления, а также их потенциальными экологическими и социальными последствиями. Такой запрос может руководствоваться (даже если не ограничиваться) глобальными устремлениями по достижению Целей в области устойчивого развития.
С этой точки зрения текущие технологические преобразования могут быть усилены за счет использования экономических инструментов, особенно тех, которые: (a) учитывают внешние факторы, связанные с окружающей средой и использованием природных ресурсов, возникающие в новых бизнес-моделях, продуктах и услугах; (b) продвигать инновации в области экономии ресурсов и выбросов; и (c) потенциально также приносить доход для программ социальной поддержки, которые могут потребоваться для сопровождения перехода к новым занятиям и источникам средств к существованию.
Как справедливо заметил основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб, прежде чем разрабатывать стратегии борьбы с четвертой промышленной революцией, нам нужно лучше ее понять.
С этой целью заинтересованным экспертам предлагается проанализировать спектр воздействия предстоящих технологических изменений на окружающую среду и их взаимодействие с экономическими и социальными соображениями. Предварительный обзорный документ доступен на сайте Research Gate, и мы приглашаем заинтересованные стороны определить возникающие проблемы, вызывающие озабоченность, дать комментарии и предложить возможные будущие шаги для совещательного расследования (включая возможный открытый дискуссионный форум).
Более экологичный и справедливый мир не станет автоматическим результатом цифровой революции. Наш долг — формировать его развитие, даже если его темп захватывает дух.
—
Иржи Дусик — технический специалист ПРООН во Вьетнаме.
Барри Сэдлер — аналитик по окружающей среде и устойчивому развитию.
Высказанные мнения принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Программы развития ООН.
Поделиться этой страницей:
Подробная информация
- Тема
- Технологии и инновации
- Проект
- Финансовые технологии и окружающая среда
Вас также может заинтересовать
Как блокчейн может улучшить устойчивость майнинга?
Компании, заинтересованные в устойчивости и прозрачности, начинают использовать блокчейн для отслеживания материалов до их источников.
Информация
26 апреля 2019 г.
Citizen Science заполняет критический пробел в мониторинге пресноводных ресурсов
Большинству из нас не хватает исходных данных о наших экосистемах, что затрудняет распознавание изменений и обнаружение признаков раннего предупреждения. Войдите в гражданскую науку.
Инсайт
19 ноября 2018 г.
Превращение Виннипега в умный город с помощью новых технологий
Мы спросили четырех членов нашей виннипегской команды, как они будут решать некоторые из самых насущных проблем Виннипега: вот что они придумали.
Инсайт
7 ноября 2018 г.
Пять способов использования технологии блокчейн для повышения устойчивости
Подрывные технологии имеют широкое применение для повышения устойчивости отдельных лиц, сообществ и экосистем. Вот пять обнадеживающих примеров.
Инсайт
26 октября 2018 г.
404: Страница не найдена
Страница, которую вы пытались открыть по этому адресу, похоже, не существует. Обычно это результат плохой или устаревшей ссылки. Мы приносим свои извинения за доставленные неудобства.
Что я могу сделать сейчас?
Если вы впервые посещаете TechTarget, добро пожаловать! Извините за обстоятельства, при которых мы встречаемся. Вот куда вы можете пойти отсюда:
- Ознакомьтесь с последними новостями.
- Наша домашняя страница содержит самую свежую информацию о корпоративном искусственном интеллекте.
- Наша страница «О нас» содержит дополнительную информацию о сайте, на котором вы находитесь, SearchEnterpriseAI.
- Если вам нужно, свяжитесь с нами, мы будем рады услышать от вас.
Поиск по категории
ПоискБизнесАналитика
- Из чего состоит конвейер аналитики?
Конвейеры
Analytics традиционно были скрыты, но они меняются по мере того, как все больше организаций сосредотачиваются на гибкости своих данных. …
- Обновление TigerGraph Cloud добавляет инструменты машинного обучения и визуализации данных
Новейшая версия базы данных графов включает функцию, которая позволяет пользователям создавать визуальные эффекты без написания кода и другое.
..
- Лучшие практики конвейера аналитики данных: классификация данных
Конвейеры аналитики данных собирают различные категории данных, требующие эффективной организации данных. Эти данные классификации …
ПоискИТ-директор
- 10 реальных вариантов использования метавселенной, а также примеры
Потенциал для проектов метавселенной существует в различных сценариях использования. Вот примеры, ориентированные на предприятия и потребителей…
- Автоматизация комплаенса Bayer окупается
Глобальный руководитель Bayer по соблюдению нормативных требований и конфиденциальности данных Томас Пфенниг обсуждает LPC Express, проект автоматизации для законодательства, патентов и…
- Лучшие платформы метавселенной, о которых нужно знать в 2023 году
Это первые дни платформ метавселенной, особенно тех, которые ориентированы на предприятия.
Вот что нужно знать и какие платформы использовать…
SearchDataManagement
- Как Fauna планирует продвигать технологию бессерверных баз данных
Генеральный директор поставщика бессерверных баз данных наблюдает за стремлением своей фирмы создать базу данных, ориентированную на разработчиков, в качестве API для …
- 7 рекомендуемых экспертами инструментов наблюдения за данными
Коммерческие инструменты наблюдения за данными могут предлагать организациям предварительно созданные компоненты и обширную поддержку поставщиков для вариантов использования данных …
- 6 инструментов с открытым исходным кодом для наблюдения за данными, которые следует учитывать
Узнайте о шести вариантах с открытым исходным кодом для наблюдения за данными, помогающих организациям проводить эксперименты по науке о данных, которые более …
ПоискERP
- Microsoft выходит на новый рынок с платформой цепочки поставок
Корпорация Майкрософт раньше выполняла операции цепочки поставок в электронных таблицах Excel; теперь он предоставляет строительные блоки для компаний, чтобы .