Вес агрегатов
Агрегаты | Вес агрегатов автомобилей, кг | ||
ЗИЛ-164 | ЗИЛ-130 | МАЗ | |
Двигатель | 384 | 412 | 850 |
Коробка передач | 108 | 93 | 225 |
Передний мост | 258 | 240 | 360 |
Задний мост | 427 | 780 | |
Рама | 352 | 354 | 440 |
Кабина | 270 | 265 | 370 |
Платформа, кузов | 505 | 530 | 910 |
На рис. 24 показаны типы подвесных конвейеров разных конструкций.
Рис. 24. Подвесные конвейеры:
а – грузонесущий; б – грузотолкающий; в – грузотянущий
Для разборки автобусов и легковых автомобилей используют стенды – кантователи. Они позволяют удобно выполнять работы по снятию агрегатов. Снятые агрегаты после подразборки направляют в моечную машину для их обезжиривания и очистки. На рис. 25 показан общий вид одной из таких машин. Одной из особенностей этой конструкции является верхнее размещение емкостей с моющей жидкостью. Это является положительным как с точки зрения теплоизоляции, так и удобства удаления из баков отстоя и загрязнений. Гидранты здесь выполнены качающейся конструкции.
Для разборки агрегатов на узлы и детали необходимы различные стенды и приспособления. На рис. 26 показан стенд-эстакада для разборки двигателей, на рис. 27 – пятиместный стенд для разборки коробок передач.
Из всех разновидностей соединений деталей в автомобиле около 20% составляют прессовые. При подборе пресса необходимое усилие для запрессовки определяют расчетом. Усилие, необходимое для выпрессовки, обычно превышает усилия запрессовки в 1,5…2 раза.
Рис. 25. Моечная установка с подвесным конвейером:
1 – насосная установка; 2 – резервуар-отстойник
Рис. 26. Стенд-эстакада для разборки двигателей:
1 – концевые поворотные устройства; 2 – тележки со сменными кронштейнами для крепления двигателя
Рис. 27. Пятиместный стенд для разборки коробок передач:
1 – поворотный стол; 2 – кронштейн для установки коробок передач; 3 – стальные вращающиеся диски со стойками; 4 – стопорное устройство
Механизация прессовых работ заключается в широком применении различных съемников с пневматическим или гидравлическим приводом.
При усилии распрессовки до 6 т используют пневматический привод, а при бóльшем – гидравлический. На рис. 28 показана конструкция гидравлического съемника подшипников, развивающего усилие до 65 кг/см2. Представляет определенный практический интерес использование пневмогидравлических приводов. Пневмогидравлические преобразователи давления питаются сжатым воздухом, поступающим от цеховой сети через обычную пневматическую аппаратуру. В сравнении с гидравлическими они имеют значительно меньший объем масла, заполняющего полости цилиндров и трубопроводов, который циркулирует в замкнутой гидравлической системе (1,5…2,0 л вместо 50…70 л и более). При помощи пневматического редукционного клапана рабочее давление в гидравлической системе привода можно регулировать от 16 до 100 кг/см2На рис. 29 представлена схема преобразователя давления прямого действия с одним подключенным к нему рабочим гидравлическим цилиндром.
Рис. 28. Гидравлический съемник для подшипников дифференциала
Рис. 29. Схема пневмогидравлического преобразователя давления прямого действия
На схеме показаны поршень 3 пневматического цилиндра одностороннего действия, плунжер 2 гидравлического цилиндра (он же шток поршня пневматического цилиндра), поршень 1 рабочего гидравлического цилиндра одностороннего действия и воздухопроводов 4.
Из равновесия системы находим
,
где Рг – давление жидкости, кг/см2; Рв
– давление воздуха, кг/см2.На поршень 1 рабочего гидравлического цилиндра жидкость действует с силой
,
полагая, что
окончательно получим
,
где Q – сила на штоке рабочего гидравлического цилиндра, кН; Q1 – сила на плунжере, кН; – КПД привода ( = 0,8…0,9).
Так, при диаметрах пневматического цилиндра D1 = 250 мм, гидравлического цилиндра d = 55 мм и при Рв = 4 кг/см2 давление в гидравлической системе будет Рг = 82 кг/см2.
При
конструировании стендов для разборки
агрегатов и узлов необходимо стремиться
к тому, чтобы механизированный привод
для распрессовки был элементом этого
стенда, приспособленным для выполнения
определенной работы. Привод в этом
случае может быть встроенным в стенд
или быть подвесным в виде скобы, для
выпрессовки шкворней из передней балки,
развивающей давление в 65 кг/см
Около 70 % всех соединений автомобиля составляют резьбовые. Трудоемкость разборки резьбовых соединений составляет 25…64 % общей трудоемкости разборочных работ.
Проведенные эксперименты показывают, что применение механизированных инструментов при разборке (рис. 30) значительно сокращает рабочее время и повышает в 3…5 раз производительность труда. Кроме того, использование механизированных инструментов способствует сохранению значительного количества крепежных деталей, пригодных для повторного использования.
Рис. 30. Зависимость времени завертывания болтов от длины резьбы и вида инструмента:
1 – открытый гаечный ключ; 2 – коловоротный ключ; 3 – механизированный гайковерт
Основными механизированными инструментами для выполнения разборочных работ являются гайковерты. Они подразделяются на электрические, пневматические и гидравлические. Их основная характеристика приведена в табл. 23.
Наиболее рациональным и перспективным является использование в качестве гайковертов электрических машин на базе асинхронных, короткозамкнутых двигателей повышенной частоты тока (200 Гц при напряжении 36 В и 180 Гц при напряжении 220 В).
Таблица 23
Опытный автомобиль ЗИЛ-130Г/169 с дизелем ЗИЛ-645
Временный грузовик
Максим Шелепенков, фото АМО ЗИЛ
В 1970-х годах Завод имени И.
По плану опытных и конструкторских работ новый дизель ЗИЛ-645, созданный с нуля и не базирующийся на уже существующих конструкциях, следовало подготовить к производству к 1981 году. Это был первый дизель, разработанный на ЗИЛе, и заводу необходимо было провести большую работу по его доводке и испытаниям. Вместе с тем изготовление опытных образцов ЗИЛ-169 велось медленными темпами и явно в недостаточном количестве. Более того, испытания совершенно новых автомобилей постоянно тормозились из-за выхода из строя различных опытных агрегатов, после чего автомобили надолго вставали в ремонт в ожидании запчастей.
Поэтому и появилась инициатива «Бюро исследования и доводки грузовых автомобилей» поставить новый силовой агрегат ЗИЛ-645 на уже проверенное шасси ЗИЛ-130. Экспериментальная проработка установки была включена в комплексный план работ завода на 1975 год.
Для опытного автомобиля взяли серийное шасси ЗИЛ-130Г, изготовленное в IV квартале 1974 года и опытный силовой агрегат ЗИЛ-4Э169, состоящий из дизеля ЗИЛ-645 (порядковый № 3) и КП ЗИЛ-169 с передним делителем. Все компоновочные работы выполнялись по месту с минимальным изготовлением оригинальных деталей (предпочтение отдавалось серийным или доработанным серийным). Тем не менее объём работ оказался достаточно большим, начиная с изменений поперечин рамы, привода сцепления, длины карданной передачи, усиления передней подвески и заканчивая переделкой моторного щита кабины, так как дизель ЗИЛ-645 имеет бо́льший вес и габаритные размеры, чем двигатель ЗИЛ-130.
Заодно на экспериментальной машине решили провести работы по модернизации выпускаемой кабины ЗИЛ-130 с изменением внешнего вида и интерьера кабины с максимальным сохранением уже существующих деталей. При этом ставилась задача улучшить эстетическое восприятие кабины и повысить ряд технических показателей и эксплуатационных качеств.
Серьёзным изменениям подверглись передние стойки кабины, за счет них был расширен дверной проём и улучшена жёсткость кабины. Оперение получило новую облицовку радиатора (но основа старая – от ЗИЛ-131), новый (без воздушных каналов внутри) капот и передние крылья ЗИЛ-131, обуженные на 65 мм. На крылья установлены новые кронштейны под прямоугольные фары. Подфарники перенесли в бампер оригинальной конструкции. Подножки кабины обзавелись дополнительной ступенькой. Сама кабина получила новые зеркала заднего вида, люк в крыше (по типу КамАЗ) и ручки дверей.
Внутри кабина получила совершенно иную (секционную и разборную) панель приборов, травмобезопасное рулевое колесо, новые систему отопления, внутреннюю обивку и обивку дверей. Для отделки кабины применялись современные шумо- и теплоизоляционные материалы, а также отдельные элементы от автомобилей «Жигули», «Москвич» и КамАЗ. В опытном порядке на машину установили тахограф фирмы Kienzle (о важности этого прибора задумывались уже тогда!).