15.4. Методы диагностики системы управления
Сравнение результатов диагностического анализа второй фазы и выявленные третьей фазой симптомы, как правило, существенно различаются. Если по данным диагностического анализа можно было говорить об удовлетворительных результатах управления, то из диагностического заключения следует, что фирма получила неудовлетворительные оценки по стратегическому управлению.
Диагностика по отклонению параметра от заданного его значения ориентирована на оценку как наследственных, так и ситуативных патологий, а также на решения симптоматической и радикальной направленности. Важной ее особенностью является реализация принципа системности в изучении управления организациями.
Следует отметить, что рассмотренные в диагностике методы анализа и обработки данных не выходят за рамки элементарной математики и общей статистики. Они могут без труда быть освоены менеджерами и активно применяться в практической деятельности для оперативной оценки положения фирмы.
4. Диагностика системы на основе вычислительных экспериментов. Исследование систем располагает более сложным инструментом, и в первую очередь это вычислительные эксперименты на основе математического и имитационного моделирования. Организацию вычислительного эксперимента на базе математических и имитационных моделей, подробно изложенную в теме 12, следует использовать и при диагностических исследованиях. Основные этапы диагностики на основе вычислительного эксперимента можно свести к следующему:
yвыбор в первую очередь объекта диагностики, носителя специальных симптомов, а также отличающегося крайней неустойчивостью выполнения плана, заданий, норм;
yразработка информационной и математической (или имитационной) модели функционирования объекта в определенном временном цикле;
yсоставление программы проведения эксперимента по диагностике объекта: выделение групп факторов – внешних и внутренних, основных и вспомогательных и т.д. и возможный диапазон изменения их значений, планирование эксперимента;
yопределение критериев и построение матрицы, определяющей зоны различных состояний объекта – эволюционное, нормальное, критическое, кризисное, возможно и другие;
yзанесение каждого полученного результата в одну из зон при условии строгого фиксирования исходных условий, т.е. от сочетания каких факторов объект попадает в ту или иную зону;
yуглубленный анализ внутренних и внешних причин появления, усиления или ослабления действия того или иного фактора на нормальное, предсказуемое функционирования объекта;
yзаключение по диагностике объекта с выдачей диагностической матрицы.
При активном развитии компьютерных технологий в управлении организацией эффективным управленческим решением можно считать решение по разработке матрицы диагностики организации на определенной стадии ее жизненного цикла. Такая разработка позволит осуществлять текущую диагностику в оперативном режиме без излишних затрат труда и средств.
Контрольные вопросы
1.В чем состоит специфика организационной диагностики и какова ее цель?
2.На каких ключевых принципах основывается организационная диагностика?
3.Что такое организационная патология и какие ее виды известны?
4.Каковы источники организационной патологии?
5.Изложите концепцию организационной диагностики?
6.Какие основные блоки включает агрегированная модель организационной диагностики?
7.Что понимается под симптоматическими и радикальными мероприятиями «выздоровления организации»?
8.Какие виды организационной патологии выделены в отдельные классы?
9.Назовите структурные патологии и источники их порождения.
10.Назовите патологии управленческих решений и источники их порождения.
11.Изложите логику архетипов патологии управленческих решений.
12.Что понимается под патологией «размывание проблемы»?
13.В чем причина патологии организационного поведения?
14.В чем состоит механизм диагностики конфликтов в организации?
15.В чем состоит механизм диагностики с использованием системных параметров?
16.В чем состоит механизм диагностики с ориентацией на стратегические аспекты?
17.В чем особенности диагностики на основе вычислительного эксперимента?
studfiles.net
Тема 12. Диагностика систем управления
–сотрудники разных отделов вступают в контакты друг с другом только через своих начальников;
–самый распространенный внутренний документ – справка или информационное письмо»;
–при подготовке решения дирекции в продолжение 10 минут обсуждается выбор лица, ответственного за его исполнение, и т.д.
Объектом диагностики является организационная структура и состав-
ляющие ее функциональные элементы, процедуры и их характеристики. Пред-
мет диагностики − распределение отношений функциональных элементов, их свойств и процедур в процессе функционирования организации.
Цель диагностики организационной структуры управления заключается в оценке целесообразности сохранения в ней тех или иных структурных подразделений и выявлении возможностей перераспределения задач и функций между центральными органами и локальными подразделениями аппарата управления для повышения его оперативности, надежности, экономичности. При этом в диагностике нуждаются не только формальные, но и неформальные связи.
В связи с этим к важнейшим задачам диагностики организационных структур относятся:
1.Классификация субъектов функционирования (категорий и групп работников).
2.Ранжированиеэлементовпроцессафункционирования(действий, процедур).
3.Распределениенаправлений(решаемых проблем), целейфункционирования.
4.Оценка элементов информационных потоков.
5.Проведение обследования деятельности персонала организации.
6.Исследование распределения (по времени и частоте) организационных характеристик: процедур, контактов персонала, направлений деятельности, элементов информационных потоков по отдельности и в комбинациях друг с другом по категориям работников, видам процедур и их направлениям (согласно результатам и логике исследований):
а) выявление реальной структуры функциональных, информационных, иерархических, временных, проблемных отношений между руководителями, сотрудниками и подразделениями;
б) установление структуры распределения рабочего времени руководителей и персонала относительно функций, проблем и целей организации;
в) выявление основных технологий функционирования организации (информационных процессов, включая и недокументированные), их целеполагания
всравнении с декларируемыми целями организации;
г) выявление однородных по специфике деятельности, целевой ориентации и реальной подчиненности групп работников, формирование реальной модели организационной структуры и сравнение ее с декларируемой.
7. Определение причин рассогласования декларируемой и реальной структур организационных отношений.
studfiles.net
Вопрос 2: Диагностика системы управления организацией.
Ответ: Диaгнocтикa — этo пpoцecc ycтaнoвлeния и изyчeния пpизнaкoв, xapaктepизyющиx cocтoяниe экoнoмичecкoй cиcтeмы, для пpeдcкaзaния вoзмoжныx oтклoнeний и пpeдoтвpaщeния нapyшeний нopмaльнoгo peжимa иx paбoты. Диaгнocтикa являeтcя cвoeoбpaзным мexaнизмoм caмopeгyлиpoвaния в cиcтeмe, oбecпeчивaющим oбpaтнyю cвязь в кoнтype yпpaвлeния.
Цeль диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия — пoвышeниe эффeктивнocти eгo paбoты нa ocнoвe cиcтeмнoгo изyчeния вcex видoв дeятeльнocти и oбoбщeния иx peзyльтaтoв. Зaдaчaми диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия являютcя:
идeнтификaция peaльнoгo cocтoяния aнaлизиpyeмoгo oбъeктa;
иccлeдoвaниe cocтaвa и cвoйcтв oбъeктa, eгo cpaвнeниe c извecтными aнaлoгaми или бaзoвыми xapaктepиcтикaми, нopмaтивными вeличинaми;
выявлeниe измeнeний в cocтoянии oбъeктa в пpocтpaнcтвeннo-вpeмeннoм paзpeзe;
ycтaнoвлeниe ocнoвныx фaктopoв, вызвaвшиx измeнeния в cocтoянии oбъeктa, и yчeт иx влияния;
пpoгнoз ocнoвныx тeндeнций.
Пpeдмeтoм диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия являeтcя aнaлиз пpoизвoдcтвeнныx и экoнoмичecкиx peзyльтaтoв, финaнcoвoгo cocтoяния, peзyльтaтoв coциaльнoгo paзвития и иcпoльзoвaния тpyдoвыx pecypcoв, cocтoяния и иcпoльзoвaния ocнoвныx фoндoв, зaтpaт нa пpoизвoдcтвo и peaлизaцию пpoдyкции (paбoт, ycлyг), oцeнкa эффeктивнocти. Объeктoм диaгнocтики дeятeльнocти пpeдпpиятия являeтcя paбoтa пpeдпpиятия в цeлoм и eгo cтpyктypныx пoдpaздeлeний (цexoв, бpигaд, yчacткoв), a cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть opгaны гocyдapcтвeннoй влacти, нayчнo-иccлeдoвaтeльcкиe инcтитyты, фoнды, цeнтpы, oбщecтвeнныe opгaнизaции, cpeдcтвa мaccoвoй инфopмaции, aнaлитичecкиe cлyжбы пpeдпpиятий. Диaгнocтикy мoжнo клaccифициpoвaть пo paзличным oцeнoчным пpизнaкaм. Пo oбъeктy диaгнocтики:
cтpyктypнaя диaгнocтикa ocнoвaнa нa дeкoмпoзиции изyчaeмoгo oбъeктa и изyчeнии cтpyктypныx xapaктepиcтик eгo элeмeнтoв;
фyнкциoнaльнaя диaгнocтикa иccлeдyeт пpoцecc фyнкциoниpoвaния (дeятeльнocти) opгaнизaции;
opгaнизaциoннaя диaгнocтикa являeтcя тexнoлoгиeй aнaлизa cocтoяния пpeдпpиятия и пoмoгaeт: ycтaнoвить ocoбeннocти coциaльнo-пcиxoлoгичecкoгo климaтa в кoллeктивe, cтиль и мeтoды pyкoвoдcтвa; выявить пpoблeмныe мoмeнты в paбoчeм пpoцecce; пoдгoтoвить peкoмeндaции пo oптимизaции дeятeльнocти кoмпaнии. Пo пepиoдичнocти пpoвeдeния:
cиcтeмaтичecкaя диaгнocтикa пpeдпoлaгaeт пocтoяннoe иccлeдoвaниe измeнeния тexникo-экoнoмичecкoгo cocтoяния пpeдпpиятия;
эпизoдичecкaя (тoчeчнaя) диaгнocтикa ocнoвaнa нa paзoвыx cпeциaльныx иccлeдoвaнияx измeнeния тexникo-экoнoмичecкoгo cocтoяния пpeдпpиятия. Пo фopмe oцeнки peзyльтaтoв:
кoличecтвeннaя диaгнocтикa иcxoдит из нeoбxoдимocти oпpeдeлeния кoличecтвeнныx xapaктepиcтик тexникo-экoнoмичecкoгo cocтoяния пpeдпpиятия. Цeль дaннoгo видa диaгнocтики cocтoит в измepeнии, cpaвнeнии peзyльтaтoв пpoизвoдcтвa, ypoвня зaтpaт, ycтaнoвлeнии кoличecтвeннoй мepы влияния paзличныx фaктopoв;
кaчecтвeннaя диaгнocтикa ocнoвaнa нa кaчecтвeнныx cpaвнитeльныx oцeнкax, xapaктepиcтикax тexникo-экoнoмичecкoгo cocтoяния пpeдпpиятия. Еe цeлью являeтcя выявлeниe ocoбeннocтeй дaннoгo cocтoяния и eгo внyтpeнниx взaимoзaвиcимocтeй.
studfiles.net
52. Диагностика систем управления.
Для диагностики проблем и исследования необходимо провести детальный анализ объекта.
Цель анализа при исследовании систем управления — получение информации, необходимой для диагностики проблемы и исследования объекта и его системы управления в интересах принятия решения менеджером, устранения имевших места проблем, наилучшего использования имеющихся возможностей. При таком анализе должны рассматриваться система и среда в их сопряженных состояниях, а также в системном единстве должны рассматриваться объект управления и система управления этим объектом.
В ходе анализа важно видеть различия и разделять данныенарелевантныеинеуместные.
Релевантные данные — это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. Более того, релевантные данные должны быть информативными, т.е. снимать неопределенность в знаниях об условиях и самом объекте.
Важной проблемой сбора информации для анализа являются неуместные данные. Неуместные данные только затрудняют диагностику проблемы, прогнозирование, приводят к повышенному и, в лучшем случае, бесполезному, а в худшем случае — вредному расходу времени и средств. Руководители страдают от избытка неуместных данных. Вместе с тем, существует опасность:
1) пропустить необходимую информацию;
принять данные за информацию — то есть ту часть данных, которая снижает неопределенность в процессе разработки, принятия и реализации решения;
принять за информацию дезинформацию — то есть заведомо ложные сведения, распространяемые стороной (чаще всего конкурентами), заинтересованной либо в принятии Вами неэффективного и(или) рискованного решения, либо получении информации для принятия собственных решений и др.
Процесс принятия управленческого решения и управления организацией.
В курсах менеджмента «принятию решений’1 уделяется особое внимание, ибо без этого нет управления. Поэтому эта функция была включена в оба аспекта управления качеством, о которых говорится в стандарте ИСО 8402: общее руководство и оперативное управление качеством. Принятие стратегических решений отнесено к общему руководству качеством (quality management), a оперативных — к оперативному управлению качеством (quality control).
В науке управления рассматриваются различные виды, модели и методы принятия решений, а само решение понимается как выбор альтернативы. Однако решение — это, по-видимому, не только выбор альтернативы, но и принятие оптимального варианта между альтернативами, нахождение приемлемого компромисса.
По характеру решения могут быть интуитивные, т.е. без гарантий, парадигматичные, основанные на суждениях с учетом прошлого положительного опыта, и оптимальные, основанные на данных науки.
Интуитивные решения принимаются на основе ощущений, которые не подкреплены анализом всех фактов и основывается на ощущении правильности решения, доверии астрологам, советах «прорицателей» и т.п. Научное предвидение свойственно ученым и специалистам, которые обладают знанием предмета и практическим опытом.
Решения, основанные на суждениях с учетом прошлого опыта, принимаются с использованием знания результатов аналогичных, ранее принятых решений в сходных ситуациях. Изучение набора предыдущих решений и их последствий в различных ситуациях, распространенное в университетах США, дает возможность даже молодым’ специалистам прогнозировать наиболее вероятный результат предполагаемого решения. Но принимая решения только на основе прошлого опыта, можно упустить новые перспективные направления, что приведет к застою в развитии предприятия. Поэтому, не умаляя роли прошлого опыта, наиболее приемлемыми в повседневной практике представляются оптимальные решения. Такие решения оправдывают себя в новых ситуациях и предполагают несколько предварительных этапов.
1. Диагностика проблемы.
2. Формулировка ограничений и критериев.
3. Определение и оценка альтернатив.
4. Выбор альтернативы или оптимального решения.
Диагностика проблемы включает в себя выявление симптомов, по которым проблема определяется в общем виде.
Формулировка ограничений и критериев нужна для того, чтобы определить те рамки, в которых может быть принято реальное решение.
Определение альтернатив требуется для ограничения вариантов возможных реальных решений, в том числе не должна исключаться возможность отсрочки принятия решения для сбора дополнительной необходимой информации.
Оценка альтернатив — есть сопоставления вариантов возможных решений.
Из моделей и методов принятия решений наиболее актуальными при управлении качеством представляются следующие:
— Теория игр, которая позволяет учесть возможные действия конкурентов;
— Модель управления запасами, позволяющая свести к минимуму издержки от их накопления и при этом обеспечить бесперебойное снабжение;
— Платежная матрица, с помощью которой можно выбрать лучшую стратегию в области качества, определив ожидаемые значения объемов продаж для каждой из рассматриваемых стратегий;
— Дерево решений, которое также позволяет выбрать наилучшее направление деятельности путем оценки и сравнения ожидаемых значений критериев для каждого направления;
После принятия решения важно установить обратную связь для оценки последствий и, при! необходимости, — для корректировки принятого решения.
Так же, как и разработка мероприятий, принятие решений требует учета всех факторов] качества, чтобы решение было результативным. Иначе говоря, нужно учитывать не только технические, но и организационные и, в особенности, человеческие факторы.
Решения обычно принимаются при утверждении мероприятий, подготовленных в виде* различных документов, в которых обязательно должны быть предусмотрены необходимые ресурсы к) контроль за выполнением мероприятий.
studfiles.net
Диагностирование электронных систем управления | Диагностирование автомобиля
Виды диагностических систем
В конструкциях автомобилей все более широкое применение находят электронные системы управления. Проведение диагностирования современного автомобиля без использования средств для анализа работы электронных систем управления может дать недостаточно полную информацию о его техническом состоянии.
Диагностические средства для определения технического состояния электронных систем управления можно подразделить на три категории:
- стационарные (стендовые) диагностические системы
- бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами
- бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство
Стендовые диагностические системы
Эти системы не подключаются к бортовым электронным блокам управления и, таким образом, не зависят от бортовой диагностической системы автомобиля. Они обычно диагностируют отдельные механизмы двигателя и системы зажигания, поэтому их часто называют мотор-тестерами. Основными элементами мотор-тестера являются датчики, а также блок обработки и индикации результатов измерений воспринимаемых сигналов. Датчики и регистрирующие приборы соединены с кабелями с помощью штекеров и зажимов.
Рис. Мотор-тестер
Мотор-тестеры выполняются на базе компьютеров, имеют клавиатуру, дисплей, дисководы, привод CD-ROM. В комплект обычно входит набор соединительных проводов и кабелей, стробоскоп, а в отдельных случаях — и газоанализатор отработавших газов. Информация вводится в компьютер с помощью соответствующего анализатора, в котором размещены аналогово-цифровые преобразователи, компараторы, усилители и другие устройства предварительной обработки сигналов. Анализатор подключается к необходимым элементам на автомобиле с помощью комплекта кабелей, который представляет собой набор проводов, подключаемых к отрицательной, положительной клеммам аккумулятора и катушке зажигания, провода высокого напряжения к катушке зажигания и к свече первого цилиндра, а кроме того, бесконтактный датчик тока на шине зарядки аккумулятора, датчик температуры масла в двигателе (вставляется вместо щупа), датчик разрежения во впускном коллекторе и т.п.
Основная часть мотор-тестера — осциллоскоп, на экране которого появляются различные осциллограммы, отражающие режим работы и техническое состояние проверяемых деталей и приборов системы зажигания. Оценка сигнала, появляющегося на экране осциллоскопа, основывается на анализе изменений (при наличии неисправностей) характера электрических процессов, протекающих в цепях низкого и высокого напряжения. По отдельным частям изображения можно судить также о работе некоторых элементов систем питания и зажигания, а характер изменения позволяет выявлять причины неисправностей.
Компьютер мотор-тестера обрабатывает информацию, полученную от двигателя, и представляет результаты на дисплее или в виде распечатки на принтере. С мотор-тестером может поставляться комплект лазерных компакт-дисков с технической информацией о различных моделях автомобилей, а также с инструкциями оператору о порядке подключения мотор-тестера к автомобилю и о последовательности проведения контрольных операций.
Перед проведением диагностирования вводят модель автомобиля, тип двигателя, трансмиссии, системы зажигания, впрыска топлива и другие параметры, характеризующие объект диагностирования. Мотор-тестеры способны диагностировать большинство автомобильных систем, в том числе системы пуска, электроснабжения, зажигания, оценивать компрессию в цилиндрах, измерять параметры системы питания.
Современные мотор-тестеры могут выдавать информацию о состоянии системы зажигания в виде цифр или осциллограммы процесса. Примером служит мотор-тестер М3-2 (Беларусь), с помощью которого можно определять состояние двигателя (по развиваемой мощности, балансу мощности по цилиндрам, относительной компрессии), стартера, генератора, реле-регулятора, аккумулятора, прерывателя-распределителя, электропроводов, свечей зажигания, лямбда-датчика, форсунок системы впрыска бензиновых двигателей, дизельной топливной аппаратуры, измерять с помощью стробоскопа углы опережения зажигания для бензиновых двигателей и впрыска для дизельных двигателей.
По мере усложнения автомобильной электроники расширяются и функциональные возможности стационарных систем, поскольку необходимо диагностировать не только управление двигателем, но и тормозные системы, активную подвеску и т.д.
Универсальность компьютерных мотор-тестеров определяется их программным обеспечением. Многие из них работают в привычной большинству пользователей операционной системе Windows.
К недостаткам мотор-тестеров следует отнести то, что с их помощью трудно обнаружить непостоянные неисправности в сложных электронных системах, когда неисправность в одной системе проявляется в виде симптомов в других системах, функционально связанных с первой.
Бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами
Системы программного обеспечения автомобилей большинства ведущих стран мира начиная с 80-х годов XX в. обеспечиваются функцией считывания кодов неисправностей с помощью контрольной лампы, например Check engine — проверь двигатель. Это наиболее простой вид бортового диагностирования, которое заключается в условном присвоении ряду неисправностей электронной системы управления цифровых кодов. Эти коды при проявлении соответствующих им неисправностей заносятся в память электронного блока управления системой. После проведения определенных манипуляций данные коды могут отображаться контрольной лампочкой в виде ряда длинных и коротких импульсов. После визуального считывания импульсов их значение может быть расшифровано с помощью специальных таблиц.
Рис. Пример размещения индикатора Сheck engine (позиция 1)
Бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство
Считывание информации с такого программного обеспечения осуществляется с помощью специальных устройств — сканеров. Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с электронного блока управления и интерпретируются специалистами сервиса.
Сканером, или сканирующим прибором, называют портативные компьютерные тестеры, служащие для диагностирования различных электронных систем управления посредством считывания цифровой информации с диагностического разъема автомобиля.
Сканер, как правило, имеет небольшой по размеру жидкокристаллический дисплей, поэтому просматривать данные на нем, даже используя прокрутку кадра, не всегда удобно. Обычно имеется возможность подключения сканера к компьютеру через последовательный порт для передачи данных. Специальное программное обеспечение позволяет просматривать данные со сканера в табличном и графическом виде на мониторе компьютера, сохранять их, создавать базы данных по обслуживаемым автомобилям.
Рис. Программируемый сканер ДСТ-2М (Россия) без персонального компьютера
Сканеры различаются своими функциональными возможностями и спектром тестируемых автомобилей.
Наиболее широкими возможностями обладают специализированные сканеры, используемые для диагностирования автомобилей только одной марки. Применение таких сканеров вследствие их узкой специализации ограничивается отдельными предприятиями автосервиса, обслуживающими автомобили конкретных моделей. Более широкое распространение получили сканеры, предназначенные для диагностирования систем впрыска и других механизмов, агрегатов и систем автомобилей различных моделей.
Имеются программы, позволяющие вводить непосредственно в компьютер информацию через последовательный порт с автомобильного диагностического разъема с помощью соответствующего соединительного кабеля. Персональный компьютер в таком случае выполняет функции сканера, его иногда так и называют — компьютерный сканер. При использовании персонального компьютера нет необходимости иметь комплект программных картриджей для различных систем и моделей, так как емкость жесткого диска компьютера позволяет хранить на нем все необходимые данные и программы.
Система самодиагностики транспортного средства в процессе его работы непрерывно сравнивает текущие величины сигналов с эталонными значениями в памяти электронного блока управления. Кроме того, она отслеживает реакцию исполнительных механизмов. Любые несоответствия параметров друг другу или эталонным значениям расцениваются как неисправность, каждой из которых присвоен свой код. Ранее системы управления могли определить и запомнить 10-15 кодов, современные системы хранят до нескольких сотен кодов, относящихся не только к двигателю, но и к автоматической коробке передач, антиблокировочной системе (АБС), подушкам безопасности, климат-контролю и т.д.
В некоторых блоках управления самодиагностика позволяет корректировать угол опережения зажигания, а на автомобилях без нейтрализатора — регулировать содержание оксида углерода в отработавших газах. Кроме того, на современных моделях сканеров реализовано так называемое тестовое диагностирование: входные сигналы подаются в определенный момент с последующей проверкой датчиков и реакции исполнительных элементов.
Сканер проверяет входные и выходные параметры электрических цепей и информирует оператора об их величине. Таким образом, он всего лишь фиксирует наличие или отсутствие неисправностей в каком-либо узле, но не позволяет определять их причины, которых может быть много для одних и тех же значений контролируемых параметров.
По способу хранения информации аппаратные сканеры делятся на картриджные и программируемые. Для приведения картриджного сканера в рабочее состояние необходим картридж с диагностическим кабелем, соответствующим проверяемой модели автомобиля. Комплект такого сканера состоит из трех основных частей: самого сканера, сменных картриджей и соединительных кабелей, предназначенных для присоединения к диагностическому разъему проверяемого автомобиля. Каждый картридж предназначен для работы с блоком управления своего типа.
Рис. Картриджный сканер для диагностирования автомобилей одной или определенных марок
Указанного недостатка лишены программируемые сканеры. Их встроенную память (Flash-память) можно многократно перепрограммировать с помощью персонального компьютера. Устаревшие версии программного обеспечения можно обновить через интернет либо компакт-диск, поставляемый производителем транспортного средства или сканера. Такие сканеры хорошо приспособлены к эксплуатации в условиях автосервиса. Более того, они позволяют диагностировать системы движущегося автомобиля.
Более информативными являются сканеры, соединенные с персональным компьютером. Для согласования данных, получаемых компьютером с блока управления, используется адаптер.
Рис. Программируемый сканер с персональным компьютером
В настоящее время наибольшее распространение получили сканеры KST-500 и KST-520 фирмы «Бош», используемые с персональным компьютером, а также сканеры ДСТ-2, ДСТ-10-Кф (Россия) и др.
Сканеры имеют несколько режимов работы. В режиме «Ошибки» на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти блока управления на автомобиле. Режим «Параметры» позволяет оценить работу двигателя при движении автомобиля: напряжение в бортовой сети, детонацию, частоту вращения коленчатого вала, состав смеси, скорость движения и т.д. Для просмотра изменения параметров работы двигателя в динамике предусмотрен режим «Сбор данных». Некоторые сканеры, например KST-520, для наблюдения за работой системы впрыска и других систем автомобиля в динамике могут выдавать графическое изображение сигналов на экране, т.е. позволяют наблюдать их визуально. Возможности сканеров при проверке системы впрыска конкретного автомобиля определяются диагностическими функциями блока управления данного автомобиля, однако, как правило, все сканеры считывают и стирают коды неисправностей, выводят цифровые параметры в реальном масштабе времени, могут приводить в действие некоторые исполнительные механизмы (форсунки, реле, соленоиды).
Сканер подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному блоку управления или электронной системе в целом.
До 2000 г. большинство автомобилей было оборудовано диагностическими разъемами, имеющими разное количество и расположение штырьков, что не позволяло применять универсальные сканеры для съема информации. Поэтому в 2000 г. большинством производителей транспортных средств был принят стандарт OBD-II по оборудованию электронных систем управления. Требования этого стандарта предусматривают:
- стандартный диагностический разъем
- стандартное размещение диагностического разъема
- стандартный протокол обмена данными между сканером и автомобильной бортовой системой диагностики
- стандартный список кодов неисправностей
- сохранение в памяти электронного блока управления кадра значений параметров при появлении кода ошибки («замороженный» кадр)
- мониторинг бортовыми диагностическими средствами элементов, отказ которых может привести к увеличению объемов токсичных выбросов в окружающую среду
- доступ как специализированных, так и универсальных сканеров к кодам ошибок, параметрам, «замороженным» кадрам, тестирующим процедурам и т.д.
- единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок
На рисунке показан 16-штырьковый диагностический разъем, являющийся стандартным на автомобилях, соответствующих требованиям OBD-II.
Рис. Стандартный диагностический разъем
Диагностический разъем размещается в пассажирском салоне (обычно под приборной панелью) и обеспечивает доступ к системным данным. К такому разъему может быть подключен любой сканер.
Считывание диагностических кодов
Коды неисправностей могут быть считаны двумя способами. Первый (для уже уходящих в прошлое систем самодиагностики) — светодиодным пробником, подключаемым к диагностическому разъему, или с помощью контрольной диагностической лампы. Расшифровка кодов производится с использованием уже упоминавшихся таблиц, входящих в состав эксплуатационных документов на автомобиль. Второй, современный, способ — получение кодов сканером. Как правило, эти приборы не только извлекают коды ошибок, но и расшифровывают их.
Для предупреждения водителя о неисправности электронной системы управления на панели приборов имеется контрольная лампа. После включения зажигания на исправном автомобиле лампа горит в течение 3…10 с, а затем должна погаснуть. Если лампа не гаснет, это свидетельствует о неисправности системы управления, и следует проверить эту систему по определенным кодам. По требованиям нормативных документов по безопасности движения некоторых стран, автомобиль, имеющий активные коды неисправности определенных электронных систем управления, не допускается к эксплуатации.
Коды неисправностей иногда условно делят на «медленные» и «быстрые».
Рассмотрим «медленные» коды. При обнаружении неисправности ее код заносится в память и на панели приборов включается соответствующая контрольная лампа. Выяснить, какой это код, можно одним из следующих способов (в зависимости от конкретного исполнения блока управления):
- считать информацию по светодиоду на корпусе блока управления, который периодически вспыхивает и гаснет
- соединить проводником определенные клеммы диагностического разъема или замкнуть определенную клемму разъема на «массу» и включить зажигание, после чего контрольная лампа начнет периодически мигать, передавая информацию о коде неисправности
- подключить светодиод или аналоговый вольтметр к определенным контактам диагностического разъема и по вспышкам светодиода (или колебаниям стрелки вольтметра) получить информацию о коде неисправности
Так как «медленные» коды предназначены для визуального считывания, частота их передачи очень низкая (около 1 Гц), объем передаваемой информации мал.
Коды обычно выдаются в виде повторяющихся последовательностей вспышек. Код содержит несколько цифр, смысловое значение которых затем расшифровывается по таблице неисправностей, входящей в состав эксплуатационных документов на автомобиль. Длинными вспышками (1,5.2,5 с) передается старший (первый) разряд кода, короткими (0,5.0,6 с) — младший (второй) разряд.
Пример высвечивания кода 1-3-1-2, соответствующий неисправности электронной форсунки впрыска первого цилиндра двигателя Hyundai, приведен на рисунке:
Рис. Пример высвечивания кода неисправности
После обнаружения неисправности она локализуется путем последовательной проверки тех элементов электронной системы управления, которые находятся в электрической цепи, отвечающей за генерирование считанного кода (датчиков, разъемов, проводки и т.д.).
«Медленные» коды просты, надежны, не требуют дорогостоящего диагностического оборудования, но малоинформативны.
«Быстрые коды» обеспечивают выборку из памяти электронного блока управления большого объема информации через последовательный интерфейс. Этот интерфейс и диагностический разъем используются как при проверке и настройке автомобиля на заводе-изготовителе, так и при диагностировании.
Одной из функций, реализуемых сканерами, является проверка сигнала датчика на рациональность, т.е. на соответствие требуемым (штатным) сигналам. Датчик может быть неисправен и посылать в блок управления неверную информацию. Если проверка сигнала датчика на рациональность в программе блока управления не предусмотрена, то в них управляющие алгоритмы реализуются с использованием неверной информации датчика. При этом будут неправильно рассчитаны важные выходные параметры, например угол опережения зажигания и длительность импульса отпирания форсунок, что приведет к ухудшению ездовых характеристик автомобиля, двигатель может глохнуть после запуска и т.д. Однако пока в количественном выражении неверный сигнал с датчика будет в пределах нормы, никакие коды ошибок в память электронного блока не запишутся и неисправность никак не обозначится.
Для обнаружения неисправности реализуется функция отключения «подозрительного» датчика. Тогда электронный блок запишет в память код ошибки и изменит сигнал с датчика на расчетное (резервное) значение. Например, при отключении датчика массового расхода воздуха его сигнал заменяется резервным сигналом, рассчитанным по положению дроссельной заслонки и частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если после отключения «подозрительного» датчика работа двигателя улучшится, это означает, что датчик неисправен.
В современных блоках управления по мере совершенствования программного обеспечения появляется возможность выявлять подобные неисправности. Это так называемая проверка на рациональность и правильное функционирование, которая реализуется в бортовых диагностических системах второго поколения (OBD-II). Она заключается в том, что текущие значения сигналов со всех датчиков постоянно проверяются на взаимооднозначное соответствие штатным сигналам для данного режима работы двигателя. Штатные значения сигналов хранятся в постоянной памяти микропроцессора электронного блока.
Для удобства измерения входных и выходных сигналов электронного блока управления применяют разветвитель сигналов. Он представляет собой комплект кабелей и разъемов, подключаемых между электронным блоком управления и жгутом проводов для доступа к входным и выходным сигналам. В состав разветвителя входит коммутационная панель для подключения контрольно-измерительных приборов к любой цепи жгута.
Рис. Разветвитель сигналов РС-2 (Россия)
Работа отдельных датчиков может быть сымитирована специальным имитатором датчиков, например типа ИД-4. Он предназначен для имитации выходного напряжения потен- циометрических и резистивных датчиков электронной системы управления инжекторных двигателей. Данный имитатор позволяет имитировать сигнал датчика положения дроссельной заслонки, потенциометра регулировки содержания оксида углерода, датчиков давления во впускном коллекторе, атмосферного давления, массового расхода воздуха и других датчиков. Входящие в состав имитатора кабели позволяют подключаться к разъемам различных типов.
Рис. Имитатор датчиков ИД-4 (Россия)
Удаление кодов неисправности
После ремонта все коды следует удалить из памяти блока управления, иначе блок будет ошибочно учитывать их при последующем управлении системами автомобиля.
Применяют три метода удаления (стирания) кодов неисправностей:
- Стирание кодов по команде со сканера, подключенного к диагностическому разъему. На некоторых автомобилях ранних моделей такая процедура невозможна, поскольку она не поддерживается блоком управления. Этот метод является наиболее предпочтительным и рекомендуемым производителями.
- Если нет сканера или электронный блок не поддерживает стирание кодов сканером, следует отключить питание блока путем извлечения соответствующего предохранителя. Вместе с кодами ошибок из памяти блока сотрется и информация для адаптивного управления.
- Отключение от «массы» шины аккумуляторной батареи. Следует иметь в виду, что в этом случае вместе с кодами стирается и прочая информация (установка времени на электронных часах, коды радиоприемника и т.д.).
ustroistvo-avtomobilya.ru
Диагностика системы управления организацией
Поделись с друзьямиЛюбая деятельность по повышению эффективности системы управления начинается с диагностики (или аудита) системы управления компанией. Оценим смысл проведения диагностики компании со стороны клиента и консультанта:
1. Со стороны клиента. Клиенты часто недоумевают: «Ну зачем диагностика, и так все ясно — бардак и неразбериха, как у всех. Давайте сразу внедрять модель процессов «как надо»». Действительно, клиенту нет резона платить консультанту за то, чтобы тот искал, документировал, анализировал проблемы на предприятии. Почему? Да потому, что клиент уверен: он абсолютно точно знает, где слабые места, кого нужно уволить и что делать. На самом же деле в 67% случаев клиент даже не подозревает об истинных причинах проблем на своем предприятии.
2. Со стороны консультанта используются аргументы: «Давайте сначала проведем аудит системы управления, найдем в ней «узкие места», выявим факторы и причинно-следственные связи, приводящие к потерям, определим и продумаем пути их стратегического и оперативного решения». Понять консультанта необходимо — он не может сразу приступить к реорганизации системы управления предприятием (поскольку не знаком с системой управления и внутренними особенностями). Те консультанты, которые готовы сразу внедрять улучшения, по меньшей мере вводят клиента в заблуждение: время на оценку и диагностику все равно заложено в их план.
Симптомы, указывающие на необходимость проведения аудита системы управления в организации, следующие:
— большинству работников непонятно, по каким критериям их оценивают и что сделать, чтобы в следующем месяце получить заработную плату больше;
— в компании постоянно фиксируются непредсказуемые потери;
— информационная система отсутствует или существует, но необходимый отчет делает не меньше чем за сутки, и быстро принять верное управленческое решение практически невозможно;
— миссия, ценности, руководящие принципы компании декларируются, но в стратегических целях и конкретных показателях не выражены;
— на предприятии наблюдается непрерывная текучесть кадров, объясняемая «естественным отбором» или нелояльностью работников к компании;
— в компании существуют фиктивные должностные инструкции (модифицированный или устаревший интернет-вариант) — для видимости или на случай проверки;
— организационная структура не сформирована либо сформирована по принципам, непонятным большинству работников;
Цель диагностики системы управления: выявить резервы и пути повышения эффективности работы системы управления компанией.
Задачи диагностики системы управления:
— выявить резервы сокращения постоянных и переменных затрат;
— выявить резервы повышения рентабельности компании;
— выявить резервы повышения производительности труда и оборудования;
— выявить «узкие места», тормозящие развитие компании;
— выявить причинно-следственные связи, порождающие проблемы предприятия;
— разработать организационные, технические, информационные и технологические предложения с целью обеспечения реализации как краткосрочных, так и долгосрочных планов.
Возможны три варианта обследования уровня развития компании:
— внутренний аудит системы управления — собственными силами;
— внешний аудит системы управления — силами консультантов;
— комбинированный аудит системы управления — силами совместной рабочей группы консультантов и сотрудников компании.
Эти варианты разнятся по стоимости и рискам, каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые представлены в таблице.
Обычно на предприятиях с численностью персонала до 500 чел. диагностика системы управления занимает до одного месяца. Если численность предприятия от 500 до 1000 чел. — два месяца, а при численности свыше 1000 чел. потребуются значительные консультационные ресурсы. В таком случае лучше провести комбинированный аудит или аудит определенной области — например, логистический аудит либо выборочную диагностику процессов по принципу Паре-то (20% процессов, дающих 80% проблем).
Диагностика проводится по определенной программе, в составлении которой участвуют руководители проекта со стороны клиента и консультанта. Они совместно определяют оптимальный вариант отвлечения сотрудников от работы. Например, более рационально отвлекать сотрудников, приглашая их на час раньше начала рабочего дня, чем предлагать им оставаться после работы вечером. Отсутствие задержек на работе является действенным нематериальным фактором, который стимулирует лояльность и повышение производительности сотрудников. Если разделить время выполнения диагностики системы управления на четыре части, то окажется, что в первую и последнюю части будут больше времени отвлечены топ-менеджеры и руководители отделов, а во вторую и третью — младший управленческий персонал, специалисты и рабочие.
В общих чертах последовательность мероприятий по проведению аудита системы управления представляется следующей:
1. Создается рабочая группа с привлечением сотрудников как клиента, так и консультанта; определяются сроки выполнения работ, утверждаются формы отчетности и график проведения совещаний.
2. Происходит знакомство с руководителями соответствующего объекта, уровнем сложности проблем, возможными предложениями по их решению, предлагаемыми представителями предприятия. Оптимальный вариант выполнения этих задач — проведение обзорной экскурсии по всем подразделениям объекта (отделам, цехам, магазинам, торговым точкам, предприятиям холдинга), во время которой можно получить максимум информации о деятельности компании и состоянии ее бизнеса.
3. Составляются схема бизнес-модели и карта бизнес-процессов, выдвигаются предположения о наличии возможных «узких мест».
4. Проводится запрос вторичной информации
(т. е. уже обработанной информации в виде отчетов, инструкций, приказов, распоряжений и т. п.).
5. Определяются причинно-следственные связи, ведется поиск источника проблем.
6. Проводится экспертиза стратегии развития компании (карт, стратегических целей и программ работ по ее выполнению).
7. Предлагается перечень специальных рекомендаций для программы проведения работ.
8. Формируется аналитический отчет о результатах выполнения работ.
Таким образом, конечным продуктом диагностики системы управления является отчет с описанием текущего состояния бизнеса клиента, перечнями процессов, «узких мест», причинно-следственных связей и конкретных предложений путей реализации изменений.
students-library.com