Дизельное топливо арктика – Характеристики дизельного топлива «арктика» простыми словами

Содержание

Арктическое топливо: гост, плотность, прочие характеристики арктического дизельного топлива — МОСТРАНСНЕФТЬ

Арктическое дизельное топливо предназначено для использования в скоростных ДВС в условиях экстремально низких температур (до -50 °С). Производится данный вид топлива из нефтепродуктов методом прямой перегонки и введения в состав топливной смеси веществ, снижающих вязкость и понижающих температуру отвердевания. К данному классу топлива предъявляются повышенные требования, так как оно должно не только обладать необходимыми температурными характеристиками, но и выполнять функцию смазки, что в условиях холодного климата особенно важно. Также недопустимо расслаивание и выделение воды. В силу этих причин процесс производства арктического дизтоплива дороже, чем других видов ДТ.

Особенности производства арктического дизельного топлива

По своему химическому составу арктическое дизтопливо ближе всего к керосину, но с более тяжелыми молекулами в составе. Для производства используются продукты первичной и вторичной нефтепереработки, производится гидроочистка и удаляются сернистые соединения. Применение арктического дизеля при низких температурах зависит от показателей вязкости, цетанового числа и температуры воспламенения. Поэтому в состав вводятся добавки, повышающие эти характеристики.

Еще один вариант производства арктического ДТ —  депарафинизация. Метод заключается в удалении парафинов из летнего топлива, но это процедура энергоемкая, к тому же стоимость такого топлива намного выше. Поэтому топливо с керосиновой основой более распространено и выпускается в России и других странах.

Характеристики арктического дизельного топлива

Арктическое дизельное топливо отличается следующими характеристиками:

  • цетановое число от 45. Значение этого параметра критично, так как при его понижении износ цилиндров двигателя ускоряется, а работа становится неровной. При этом резко падает КПД. В России не допускается выпуск арктического топлива с цетановым числом меньше 45, в то же время в Европе требования к нему еще жестче — не ниже 48. 
  • удельная вязкость в пределах 1,4-4 мм2/с. Эта характеристика отвечает за способность топлива транспортироваться через топливный насос по подающим патрубкам и впрыскиваться в камеру сгорания посредством форсунок. Если вязкость будет выше заданного уровня, то газотопливная смесь не сможет сгорать полностью. Крупные капли будут оседать в цилиндре. Также топливоподающая система станет работать с избыточной нагрузкой. В результате растет интенсивность износа двигателя и других агрегатов, снижается эффективность работы. В свою очередь понижение вязкости увеличивает трение между элементами конструкции. Поэтому не допускается выходить по параметру вязкости за рекомендованные стандартом рамки; 
  • плотность арктического дизельного топлива рекомендуется в диапазоне 830-840 кг/м3. Это несколько меньше, чем у летних видов топлива, но учитывает сжатие топлива при остывании; 
  • температура воспламенения газотопливной смеси составляет 35-62 °С. Этот показатель зависит от конкретной марки арктического ДТ; 
  • концентрация серы в топливе не должна превышать 0,02% от общего объема. Высокое содержание серы ведет к образованию нагара, быстрому протеканию коррозийных процессов, разрушению металлических частей и прокладок. Поэтому очистке от соединений серы придается огромное значение при производстве арктического дизтоплива; 
  • температура застывания равна -55 °С, образование мутной парафиновой взвеси начинается при -25 °С, предельный показатель температуры фильтрации -35 °С.

ГОСТ на арктическое дизельное топливо

До недавнего времени на территории РФ действовал устаревший ГОСТ 305-82. Произведенное по указанным в нем характеристикам арктическое дизельное топливо не отвечало требованиям европейских стандартов по эксплуатационным и экологическим показателям. Сейчас введен ГОСТ Р55475-2013, требования которого сопоставимы с ЕВРО.

Согласно новому стандарту, на дизтопливо, предназначенное для использования при низких температурах, распространяются следующие требования:

  • цетановое число от 47; 
  • цетановый индекс от 43; 
  • плотность 800,0-855,0 кг/м3 при окружающей температуре -15 °С; 
  • массовая доля серы не выше 10 мг/кг для топлива К5; 
  • температура вспышки в закрытом тигле от -30 °С; 
  • кинематическая вязкость 1,2-4 мм2/с при -40 °С.

Виды арктического дизельного топлива

Выпускается три класса арктического топлива, которые различаются температурными характеристиками и рассчитаны на -44 °С, -48 °С и -52 °С соответственно. При этом показатели вязкости, содержания серы и прочие характеристики остаются в пределах заданных стандартом значений. Каждый завод-изготовитель помимо указания ГОСТа, которому соответствует произведенное арктическое дизельное топливо, обязан выпустить паспорт качества на партию с указанием подробных характеристик, включая фракционный состав и дату выпуска.

 

dostavka-toplivo.ru

Арктическое дизельное топливо

Учитывая климатические особенности России, в нашей стране одним из самых популярных видов топлива является арктическое ДТ. Это топливо предназначено для применения в условиях экстремальных температур. Его можно использовать при температуре до -50°С. Данный тип топлива обычно маркируется буквой «А».

Особенности производства арктического дизтоплива

Для того чтобы топливо соответствовало категории «А», температура его застывания должна быть равна -50°С. При этом температура вспышки ДТ составляет 25°С, а плотность не более 830 кг/м³.

Для производства арктического ДТ используются гидроочищенные, прямогонные углеводородные фракции вторичного происхождения. Температура кипения составляющих элементов может достигать 320°С.

Что касается пределов кипения самого топлива, то они соответствуют показателю керосиновых фракций.

Таким образом, арктическое дизтопливо по своей сути фактически является утяжеленным керосином с высоким цетановым числом и необходимыми смазывающими качествами.

Для этого в данный нефтепродукт добавляют цетаноповышающие присадки. Для улучшения свойств арктического ДТ в него также добавляют минеральное моторное масло.

Стоит сказать, что существует альтернативный способ получения данного типа дизтоплива. Для этого используется летнее дизельное топливо, которое проходит процедуру депарафинизации.

Но стоит заметить, что для проведения данной процедуру требуется применение специального оборудования. Соответственно, происходит удорожание производственного процесса и себестоимости конечного продукта. Поэтому такая методика используется крайне редко.

Применение арктического ДТ

Данный тип топлива чаще всего используется в экстремальных условиях Крайнего Севера. Арктическое ДТ также актуально и в умеренной климатической зоне. Это касается суровых зимних периодов, когда температура воздуха опускается ниже отметки -30°С.

Применение именно арктического дизтоплива обусловлено наличием специальных компонентов, которые препятствуют замерзанию и поддерживают требуемые эксплуатационные характеристики.

Если сравнивать арктическое и летнее топливо, то во втором случае при понижении температуры наблюдается уплотнение парафинированной массы. В результате этого в ДТ образуется взвешенный осадок, а само топливо начинает мутнеть. Это может привести к развитию агломерации.

Другими словами, образовавшиеся крупные частицы парафина забивают поры фильтра тонкой очистки.

Как итог – летнее топливо перестает поступать в дизель.

Для того чтобы не сталкиваться с подобными проблемами и принято использовать арктическое ДТ.

Источник: koneks-oil.ru

koneks-oil.ru

Дизельное топливо: летнее, зимнее, арктическое |

Качественное дизельное топливо — это основной вид топлива для двигателей не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Основной недостаток эксплуатации автомобилей с дизельным двигателем — необходимость перехода в межсезонье с летнего на зимний вид топлива. Зимние сорта дизельного топлива позволяют эксплуатировать автомобиль при морозах до -30 °С. Для районов Крайнего Севера используется дизельное топливо арктическое, которое сохраняет свои качества при температуре до -50 °С.

Отличия летнего и зимнего дизельного топлива

В соответствии с ГОСТ 305-82 выпускается дизельное топливо трех марок:

  • Марка «Л». Это топливо используется по большей части летом, температура окружающей среды должна быть выше 0 градусов. Содержание серы в нем — не выше 0,2%.
  • Марка «З». Это зимнее топливо, при заст < -35 градусов и п < -25 градусов оно выдерживает температуру до минус 20 градусов, а имея заст < -45 градусов и п < -35 градусов может применяться при температуре воздуха до минус 30 градусов. Содержание серы — 0,5 %.
  • Марка «А» — арктическое топливо. Его температура использования — до минус 50 градусов. Содержание серы — 0,4 %. Дизельное топливо марки «А» обозначается как А-0,2.

Теоретически отличить летнее топливо от зимнего можно по цвету, но на практике — это отличие не так заметно. Летнее и зимнее дизтопливо по ГОСТ 305-82 главным образом отличается по кинематическая вязкости (для зимнего она меньше) из-за разных фракционных составов.

Свойства зимнего и арктического дизельного топлива

Зимнее дизельное топливо подходит для использования на большей части территории России. Смазочных свойств зимнего дизельного топлива более чем достаточно для нормальной работы топливной системы.

Дизельное топливо марки ДЗП-0,2 применяют при температуре в пределах до -15°С, поскольку ниже этой температурной отметки оно перестает фильтроваться. Его изготавливают на основе летнего топлива, добавляя в него депрессорные присадки, снижающие предельную температуру фильтруемости.

Дизельное топливо сорта ЕН 590 также предназначено для использования при температуре не ниже -15°С. Это топливо соответствует международным стандартам, содержит низкое количество серы и ароматических углеводородов, благодаря чему уменьшаются вредные выбросы в атмосферу.

Марка дизельного топлива ДЗП -15/-25 используется при температуре не ниже -25°С. Существует также топливо, которое используют при температуре до -30°С и до -35°С.

В северных районах применяется особая марка дизельного топлива — дизтопливо арктическое, которое не застывает при температуре до -50°С и обладает низкой кинематической вязкостью.

Арктическое дизельное топливо имеет границы кипения от 180°С до 330°С. Температура застывания — не выше минус 55°С, его применение возможно при температурах воздуха выше минус 50°С. Содержание серы — не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.5 до 4 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для А-0.2, предназначенного для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +35°С, для автотракторных дизелей — не ниже +30°С. А-0.2 не может содержать более 0.01 меркаптановой серы.

Конечно, зимой в любой двигатель можно залить и арктическое топливо, и он будет работать, но к чему переплачивать стоимость за арктическое топливо, если с погодными условиями вполне справится обычное зимнее? Тем более, что на дизтопливо зимнее цена ниже, чем на арктическое.

Почему нельзя использовать летнее дизельное топливо круглый год?

Несмотря на то, что оптовая цена на зимнее дизельное топливо выше, чем на летнее дизельное топливо, не стоит экономить и использовать зимой летнее топливо, даже если вы живете в регионах, где температура редко опускается ниже нуля. В России дизельное топливо производится с высоким содержанием серы и парафина. В летний период это практически не влияет на работу двигателей, однако, с понижением температуры летнее дизельное топливо густеет, вследствие выпадения кристаллов парафина затрудняется запуск двигателя. Для очистки и удаления примесей, отрицательно влияющих на работу двигателя, существует практика отстаивания горючего, добавления различных компонентов, повышающих его показатели.

Летнее топливо недопустимо применять в холодный сезон, поскольку при температуре воздуха ниже -10°С замерзает, образуя в топливопроводах ледяные пробки, что приводит к остановке двигателя.

td-np.ru

Дизтопливо википедия. Воспламеняемость от сжатия. Дизельное топливо арктическое.

Компания Импульс-Ойл осуществляет продажу и доставку : летнего, зимнего, арктического, и с депрессорными присадками по Ленинградской области, а также в Москве и Московской области.

В нашем ассортименте есть: дизтопливо Евро 5, Евро 3, ДГК, СМТ, бензин, керосин, перевозка светлых нефтепродуктов, аренда генераторов (ДГУ), емкости для хранения топлива (еврокубы).

Дизельное топливо имеет тенденцию разрушаться при воздействии воздуха и тепла во время хранения, что приводит к нерастворимым отложениям и отложениям в резервуаре, которые в конечном итоге распространяются через топливную систему. Большие температурные амплитуды также приводят к поломке состава топлива и образованию отложений, которые приводят к деградации топливного насоса и форсунок.

Его уникальная спиртовая формула предотвращает три основные проблемы: диспергирование воды, предотвращение образования углеродных соединений, образование кристаллов. Обеспечивает поток жидкости при очень низкой температуре, сохраняет чистоту форсунок, предотвращает ржавчину и коррозию. Этот продукт отличается от конкурентов тем, что он изменяет кристаллическую структуру и позволяет уменьшить температуру путем так называемого Тест холостого фильтра. Удаляет воду и предотвращает образование кристаллов льда.

Главное направление деятельности нашей компании — доставка дизтоплива от 500 литров по Спб и Ленинградской области, а так же в Москве и Московской области.

Основные эксплуатационные показатели качественного дизельного топлива:

  • цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;
  • фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;
  • вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;
  • низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;
  • степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;
  • температура вспышки, определяющая условия безопасности применения солярки в дизелях;
  • наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.

Условия смесеобразования и воспламенения горючего в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях.
Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход горючего в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях.

Его формула обеспечивает стабильность топлива при хранении и при повышенной температуре в процессе заправки топливом.

  • Предотвращает образование ржавчины.
  • Вода в топливе может вызвать серьезную коррозию на форсунках и топливном насосе.
  • Стабилизатор топлива: предотвращает образование углерода и лака.
Лечит 946 литров топлива; При -18 ° С 1 л 946 мл.

Лечит 568 литров топлива.

Антифризная добавка для дизельного суперконцентрата. АНТИГЕЛЬ — ДЕФРОСТЕР — СТАБИЛИЗАТОР. Мазут с низким содержанием серы. Топливо. Относитесь к 190 л. топливо. Обеспечивает мощность двигателя в экстремальных условиях и большой нагрузке; Низкое содержание серы. Полная защита от коррозии и загрязнения окружающей среды из-за низкого содержания серы. Отличное сгорание, высокое цетановое число обеспечивает больше характеристик сгорания. Защищает двигатель от износа.

  • Отличная химическая стойкость.
  • Никаких механических примесей и воды.
Это означает, что ваш двигатель будет работать более плавно и дольше.

Виды и характеристики Дт:

Летнее дизельное топливо

Оно заливается при температурах окружающего воздуха выше 0 °С, оно предназначается для использования в быстроходных дизельных и газотурбинных двигателях наземной и судовой техники.

Марки летнего дизельного топлива
  • ДТ-Л-0.2-62, высший сорт (летнее)
  • Автомобильное (ЕН 590) Сорт С (летнее)
  • Евро, летнее, сорт С, экологический класс 5 (ДТ-Л-К5) по ГОСТ 32511-2013.
Характеристики качественного летнего дизтоплива (ГОСТ 305-82)
ПоказателиЛетнее дизтопливо
Цетановое число, не менее45
Фракционный состав:
280
360
3,0-6,0
умеренной-10
холодной
умеренной-5
холодной
62
40
вида I0,2
вида II0,5
0,01
40
5
6
Зольность, %, не более0,01
0,20
3
860

Зимнее дизельное топливо

Применяемое при температурах до -20 °С (в этом случае зимнее Дт. должно иметь заст

Оба метода подвергаются лабораторному испытанию и отличаются условиями, в которых тестируется топливо, например, при температуре перегрева, времени горения топливовоздушной смеси и скорости двигателя. Он сравнивается с количеством цетана в дизельном топливе, что указывает на автоматическое сжигание топлива.

Цетановое число измеряет степень воспламенения топлива. Индекс измеряется анализом и значениями зажигания для стандартных двигателей. Сравнивает с октановым числом для бензина. Выдает сопротивление бензина при воспламенении под высоким давлением. Очищает спреи, которые влияют.

Марки зимнего дизтоплива
  • Автомобильное ДЗП-0,2 (зимнее t -15C)
  • Автомобильное (ЕН 590) Сорт E (зимнее t -15C)
  • ДТ-З (зимнее -35С)
  • Автомобильное ДЭКп-З (зимнее t -35C)
Характеристики качественного зимнего дизтоплива (ГОСТ 305-82)
ПоказателиЗимнее дизельное топливо
Цетановое число, не менее45
Фракционный состав:
50 % перегоняется при температуре,°С, не выше280
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше340
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с1,8-5,0
Температура застывания, ° С, не выше, для климатической зоны:
умеренной-35
холодной-45
Температура помутнения, ° С, не выше, для климатической зоны:
умеренной-25
холодной-35
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже:
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин40
для дизелей общего назначения35

tehnashop.ru

Летнее, зимнее и арктическое дизельное топливо / Новости

Отличия летнего, зимнего и арктического дизельного топлива

Даже школьник знает, что существует два типа топлива, которые используются в современных авто: дизель и бензин. Оценивать какой тип лучше, сегодня мы не будем, но стоить отметить, что автомобили на дизеле более экономичны. Вместе с этим, они не завоевали большой популярности у отечественного потребителя, хотя очень популярны в теплых странах Европы. Тут акцент именно на теплых странах, потому что при температуре окружающей среды более -5 градусов Цельсия нужно использовать зимнее дизельное топливо.

В зависимости от температуры внешней среды, используют три вида дизельного топлива, или в народе – солярки:
 

  • летняя;
  • зимняя;
  • арктическая;
Летняя солярка используется при температуре, не ниже -5. Это связано с тем, что при дальнейшем падении температуры, в топливе образуются кристаллы парафинов, которые забивают фильтры и в итоге топливо не попадает в цилиндры двигателя.

Зимняя солярка используется при наступлении холодов, или когда температура окружающей среды составляет от -5 до 25 градусов Цельсия. Как правило, спрос начинается уже с середины сентября и заканчивается в начале апреля. Учитывая столь широкий период применения, стоит отметить, что существует дефицит, так как на рынок выходит около 15% зимней солярки, от всей продаваемой. Также цена ее несколько выше, что связано с более сложным производством и потерей части сырья, в процессе производства.

Арктическая солярка используется при снижении температуры окружающей среды до -25 градусов Цельсия и ниже. Так как такие морозы бывают не очень часто, то и найти такую солярку достаточно сложно. Как правило, доля рынка этого топлива составляет 1%.

Что же делать, если холода наступили, а зимних видов топлива еще нет в продаже?
 

  • Во-первых, к таким ситуациям надо готовится заранее: лучше всего иметь в гараже канистру с зимним топливом даже летом.
  • Во-вторых, если холода уже пришли, а «заначки» у вас нет, то есть несколько хитростей, как сделать зимнее или арктическое дизельное топливо.
Это можно сделать двумя способами:
 
  • народный, путем добавления в солярку керосина или бензина;
  • рекомендуемый, путем использования специальных добавок;
Как вариант, некоторые владельцы дизельных двигателей не выключают мотор на ночь или используют разные приспособления для разогрева топлива.

Если говорить о разбавлении топлива бензином/керосином, то следует учесть, что процент добавления примесей должен выбираться в зависимости от температуры на улице. И второй момент, что, добавляя керосин, вы поддаете мотор нагрузкам, которые способствуют его быстрому износу.

Более грамотный способ – это использование специальных депрессорных присадок, которые улучшают температурные характеристики топлива. В целом, такие присадки используют на заводах, где производят зимнюю или арктическую солярку. При выборе в магазине, важно выбирать только проверенного производителя, так как более половины продуктов не отвечают заявленным требованиям, и могут нанести вред вашему двигателю, так как некачественная присадка расслаивает топливо и кристаллы парафина все равно образовываются и забивают фильтр. Еще один важный момент – присадку стоит добавлять только в теплое топливо, и если авто уже не заводится, то лить ее в бак бессмысленно, так как нужного эффекта вы не достигнете.

Источник: https://koneks-oil.ru/ Летнее, зимнее и арктическое дизельное топливо

oilgasnews.ru

Арктическое дизельное топливо

Изобретение относится к арктическому дизельному топливу на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, при этом в качестве среднедистиллятных нефтяных фракций топливо содержит смесь среднедистиллятных гидроочищенных фракций, выкипающих в интервалах 170-250 ºС и 180-190ºС, полученных раздельно и взятых при соотношении 49:50 — 50:51 об.%.

Арктическое дизельное топливо имеет улучшенные низкотемпературные свойства, обеспечивающие надежную эксплуатацию дизельных двигателей в арктических условиях и районах Крайнего Севера при температурах окружающего воздуха выше минус 65°C. 3 табл.

 

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам на основе смесей углеводородов для воспламенения от сжатия, конкретно к дизельному топливу, предназначенному для использования в быстроходных дизелях в условиях Крайнего Севера и Арктической зоны.

Большие осложнения возникают при применении дизельных топлив в арктических условиях и районах Крайнего Севера, где при продолжительности зимы до 300 дней морозы могут достигать минус 65÷минус 70°C. На трассе БАМ наблюдались температуры воздуха минус 52÷минус 59°C [1 — Бакуревич Ю.Л., Толкачев Р.С., Шевелев Ф.Н. Эксплуатация автомобилей на севере. М., Транспорт, 1973. 18 с.]. Сложности применения дизельных топлив при отрицательных температурах окружающего воздуха связаны с выпадением из топлива кристаллов высокоплавких углеводородов с одновременным или последующим образованием кристаллической сетки, в результате чего топливо застывает или теряет свою подвижность. Также наблюдается резкое возрастание вязкости топлива.

В июле 2006 г. введен в действие ГОСТ Р 52368 «Топливо дизельное ЕВРО» [2], в котором дизельные топлива для холодного и арктического климата представлены пятью классами: 0, 1, 2, 3, 4. Низкотемпературные свойства этих дизельных топлив, выпускаемых по ГОСТ Р 52368, определяются двумя показателями — температурой помутнения и предельной температурой фильтруемости (без определения температуры застывания).

В ГОСТ Р 52368 (Приложении Г) приведена таблица с рекомендациями по сезонному применению дизельных топлив. Например, дизельное топливо класса 4 с температурой помутнения «не выше минус 34°C» и предельной температурой фильтруемости «не выше минус 44°C» рекомендуется применять с 15 октября по 15 мая в таких районах как Якутия, Магаданская обл., острова Северного Ледовитого океана и др., хотя, согласно ГОСТ 16350 «Климат СССР», эти районы относятся к очень холодному климатическому району I1, где число дней в году с минимальной температурой воздуха ниже минус 45°C составляет от 10 до 100 суток.

В то же время абсолютный минимум температуры воздуха в этом климатическом районе, согласно ГОСТ 16350, может достигать минус 64°C÷минус 71°C.

Из приведенного выше следует, что ГОСТ Р 52368 не содержит марки дизельного топлива, применение которой в дизельных двигателях обеспечит их надежную эксплуатацию в климатическом районе I1.

Перед авторами стояла задача разработать такое арктическое дизельное топливо, которое могло бы обеспечить бесперебойную работу двигателя при температуре окружающего воздуха до минус 65°C, для этого необходимо обеспечить температуру помутнения не выше минус 64°C, предельную температуру фильтруемости не выше минус 65°C, температуру застывания не выше минус 70°C и кинематическую вязкость при 20°C в пределах 1,5-4,0 мм2/с. Температура применения дизельных топлив определяется значением его предельной температуры фильтруемости согласно требованиям и положениям ГОСТ Р 52368.

Практически существует два способа улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив — это использование различных дизельных и керосиновых фракций прямой и вторичной перегонки и применение депрессорно-диспергирующих присадок.

Отечественные и зарубежные специалисты путем компаундирования дизельных и керосиновых фракций, прошедших гидроочистку и процессы глубокого гидрирования, а также, вовлекая в композиции фракции риформинга, пытаются расширить ассортимент зимних и арктических топлив.

Известно дизельное топливо, которое состоит из прямогонных фракций НК-185°C и НК-180°C, или смесей после вторичной перегонки смесей фракций НК-185°C и НК-180°C с выделением из нее фракций НК-62°C, 62-180°C и кубового остатка, выкипающего в интервале 180°C-КК, и прошедшей гидроочистку и риформинг фракцию 62-180°C. Выделенные фракции компаундируют с прямогонной фракцией, выкипающей в интервале 140-240°C, в соотношении 80-85:20-15 соответственно с получением дизельного арктического топлива, имеющего температуру застывания минус 58°C [3 — Патент RU №2185419, C10L 1/04, 2001 г.].

Известна композиция дизельного топлива, состоящая из керосиновой фракции прямой перегонки нефти, 96% которой выкипает до 250°C, фракции, 96% которой выкипает до 320°C, их компаундирование с добавлением товарного реактивного топлива марки Т-6 при следующем соотношении компонентов, 20-25% керосиновой фракции, 96% которой перегоняется до 250°C, 1-10% фракции, 96% которой перегоняется до 320°C, и 7-74% товарного реактивного топлива марки Т-6. Полученный таким образом целевой продукт удовлетворяет требованиям на топливо арктической марки А-0,2 по ГОСТ 305 с температурами помутнения не выше минус 45°C и застывания не выше минус 55°C и превосходит требования марки класса 4 по ГОСТ Р 52368 [4 — Патент RU №2205862, C10L 1/08, 2003 г.].

Дизельные топлива, полученные на основе вышеуказанных изобретений, не удовлетворяют требованиям к современному арктическому топливу.

Известно изобретение, которое в качестве базового топлива содержит газоконденсатные дизельные топлива широкого фракционного состава или дизельные топлива нефтяного происхождения, а в качестве присадок содержит, масс.%: алкил(C3-C10)нитрат не более 75, алкил(C1-C25) сукцинимид 0,1-15%, сополимер высших эфиров C6-C28 акриловой или метакриловой кислоты с этиленненасыщенным мономером до 60, непредельной жирной кислоты, выбранной из группы олеиновой, линолевой или линоленовой, или ее амид до 100 или сополимер этилена с альфа-олефинами с мол. массой 500-30000 не более 50, непредельной жирной кислоты, выбранной из группы олеиновой, линолевой или линоленовой, или ее амид до 100. Дизельное топливо, полученное на основе этого изобретения, имеет температуру предельной фильтруемости минус 50°C и температуру застывания минус 70°C [5 — Патент RU №2320707, C10L 1/188, 2008 г.].

Известно дизельное топливо, где улучшение низкотемпературных свойств достигается тем, что в газоконденсатное топливо вводится присадка в количестве 0,001-1,0% масс, содержащая алкил(C3-C20)нитрат, алкил(C1-C25) сукцинимид, непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновой, линолевой или линоленовой, или ее амид и сульфат кальция. Дизельное топливо, полученное на основе этого изобретения, имеет температуры помутнения минус 37°C и температуру застывания минус 50°C [6 — Патент RU №2378323, C10L 1/10, 2010 г.].

Известен способ, который описывает дизельное топливо, полученное выделением из стабильного конденсата дизельной фракции и введение в нее раствора депрессора с диспергатором, взятых в виде 40-55%-ного массового раствора в ароматических углеводородах в соотношении, масс.%: депрессор — 67-80 и диспергатор — 20-33. В качестве диспергатора используют полимер из монозвеньев на углеводородной основе, содержащих карбонильные, алифатические и ароматические группировки, причем соотношение алифатических протонов и ароматических протонов колеблется в интервале 60:1-10:1. Полученное модифицированное дизельное топливо имеет температуру предельной фильтруемости минус 42°C и температуру застывания минус 52°C [7 — Патент RU №2174146, C10L 1/08, 1/18 2001 г.].

Рассмотренные выше дизельные топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами также не обеспечивают надежную эксплуатацию дизельных двигателей в климатическом районе I1, т.к. ни одно из них не имеет требуемых значений температур помутнения, предельной фильтруемости и застывания.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению и взятым за прототип является дизельное топливо, которое предназначено для использования в быстроходных дизелях в зимних условиях и в условиях Крайнего Севера. Дизельное топливо содержит смесь прямогонной нефтяной фракции, выкипающей в интервале 110-140°C и прямогонной нефтяной фракции, выкипающей в интервале 200-360°C, взятых в соотношении 2:1-6:1 соответственно, и сополимерную присадку (сополимер этилена, винилацетата и алкилметакрилата в количестве 0,005-0,05 масс.). Дизельное топливо, полученное на основе этого изобретения, имеет температуры помутнения, предельной фильтруемости и застывания, соответственно: минус 36°C, минус 47°C и минус 57°C [7 — Патент RU №2205201, C10L 1/08, 1/18,2003 г. (прототип)]. Полученный таким образом целевой продукт удовлетворяет требованиям на низкотемпературные характеристики арктического топлива марки A-0,2 по ГОСТ 305 (предельная температура фильтруемости не выше минус 45°C и температура застывания не выше минус 55°C) и превосходит требования марки класса 4 по ГОСТ Р 52368 (температура помутнения не выше минус 34°C и предельная температура фильтруемости не выше минус 44°C).

Указанных низкотемпературных свойств дизельного топлива в рассмотренных изобретениях и у прототипа недостаточно для обеспечения надежности эксплуатации дизельных двигателей в арктических условиях и районах Крайнего Севера, где при продолжительности зимы до 300 дней морозы могут достигать минус 65÷минус 70°C.

Технический результат изобретения — повышение надежности эксплуатации дизельных двигателей в арктических условиях и районах Крайнего Севера, где при продолжительности зимы до 300 дней морозы могут достигать минус 65÷минус 70°C, путем снижения значений предельной температуры фильтруемости и температура застывания без введения депрессорно-диспергирующих присадок с одновременным снижением себестоимости конечного продукта.

Указанный технический результат достигается тем, что арктическое дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций согласно изобретению содержит смесь среднедистиллятных гидроочищенных фракций, выкипающих в интервалах 170-250°C и 180-190°C, полученных раздельно и взятых в соотношении 49:50-50:51% об.

Отличием заявленного технического решения является использование в качестве арктического дизельного топлива смеси узких среднедистиллятных гидроочищенных фракций, выкипающих в интервалах 170-250°C и 180-190°C, полученных раздельно и взятых в соотношении 49:50-50:51% об., что позволяет не использовать депрессорно-диспергирующие присадки.

Известно, что наиболее высококипящие парафины содержатся в фракциях дизельного топлива, выкипающих выше 250°C [9 — Энглин Б.А. Применение жидких топлив при низких температурах, 3-е изд. пер. и доп. — М., Химия, 1980. — 20 с.].

При проведении исследований для приготовления образцов разрабатываемого арктического дизельного топлива из смесей Западно-Сибирских и Пермских нефтей были отогнаны по ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 различные фракции из гидроочищенной фракции дизельного топлива, выкипающей в пределах 170-285°C, имеющие характеристики, представленные в табл. 1, которые прошли испытания по некоторым физико-химическим показателям.

Представленные в табл. 1 результаты подтверждают положения, опубликованные в работе Б.А. Энглина, если сравнить значения низкотемпературных характеристик гидроочищенной фракции 170-285°C (ст. 2) и выделенной из нее фракция 170-250°C (ст. 3).

Как видно из данных табл. 1, лучшие значения низкотемпературных характеристик имеет фракция 180-190°C (ст. 5).

С использованием выделенных фракций было приготовлено 7 образцов арктического дизельного топлива.

Состав образцов арктического дизельного топлива и результаты оценки низкотемпературных свойств и отдельных физико-химических показателей, характеризующих возможность использования этого топлива в районах Крайнего Севера, приведены в табл. 2.

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что предлагаемые обр. №4 и №5, взятые в заявленном соотношении, имеют лучшие низкотемпературные свойства, обеспечивающие надежную эксплуатацию дизельных двигателей в арктических условиях и районах Крайнего Севера при температурах окружающего воздуха минус 65÷минус 70°C. Температура применения техники с дизельными двигателями, согласно ГОСТ Р 52368, определяется по значению предельной температуры фильтруемости дизельного топлива. Увеличение в составе композиции фракции 180-190°C (обр. №6) приводит к несоблюдению требования для кинематической вязкости при 20°C, которая по требования ГОСТ 305 должна быть не менее 1,500 мм2/с, а вовлечение 50% об. фракции 190-200°C (обр. №7) приводит к недостаточному снижению низкотемпературных характеристик. Вовлечение в состав композиции фракции 170-180°C (обр. №1) также приводит к несоблюдению требования для кинематической вязкости при 20°C, а уменьшение в составе композиции фракции 180-190°C (обр. №2-3) не обеспечивает требований к низкотемпературным характеристикам.

Таким образом, оптимальными и достаточными признаками обладает арктическое топливо, состоящее из фракций 170-250°C и 180-190°C, полученных раздельно и взятых в соотношении 49:50-50:51% об.

Несмотря на то что фракция 180-190°C входит в состав фракции 170-250°C, при производстве арктического дизельного топлива необходимо отдельно получить фракцию 180-190°C и фракцию 170-250°C, и только после этого провести их смешение в определенных соотношениях.

По образцу №4 (оптимальный вариант) была приготовлена опытная партия арктического дизельного топлива из отдельно отогнанных фракций 180-190°C и 170-250°C, которая прошла лабораторные и стендовые испытания на соответствие разработанным тактико-техническим требованиям (ТТТ) к арктическому дизельному топливу, утвержденным установленным порядком, обеспечивающим надежную эксплуатацию дизельных двигателей в арктических условиях и районах Крайнего Севера при температурах окружающего воздуха выше минус 65. Результаты представлены в табл. 3.

Как видно из результатов испытаний, приведенных в табл. 3, арктическое дизельное топливо полностью удовлетворяет требованиям к арктическому топливу и может применяться в арктических условиях и районах Крайнего Севера при температурах окружающего воздуха выше минус 65°C. Предлагаемое арктическое топливо также позволяет обеспечить бесперебойный холодный запуск и тем самым еще больше повысит надежную эксплуатацию техники в районах Крайнего Севера.

Применение изобретения обеспечит надежную эксплуатацию техники двойного назначения в этих районах.

Арктическое дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, отличающееся тем, что содержит смесь среднедистиллятных гидроочищенных фракций, выкипающих в интервалах 170-250°C и 180-190°C, полученных раздельно, и взятых в соотношении 49:50-50:51 об. %.

findpatent.ru

Арктическое дизельное топливо — ! blending.globecore.ru

Арктическое дизельное топливо используется в экстремальных условиях при температуре воздуха до -50 °С.

Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях. Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход топлива в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях.

Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива

  • цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;
  • фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;
  • вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;
  • низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;
  • степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;
  • температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;
  • наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.

Характеристики арктического дизельного топлива (ГОСТ 305-82)

Показатели

Арктическое дизельное топливо

Цетановое число, не менее

45

50 % перегоняется при температуре, °С, не выше

255

90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше

330

Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с

1,5-4,0

Температура застывания, ° С, не выше

Температура помутнения, ° С, не выше

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

35

для дизелей общего назначения

35

Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже:
вида I

0,2

вида II

0,4

Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

00,1

Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более

30

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более

5

Йодное число, г I2/100 г топлива, не более

6

Зольность, %, не более

00,1

Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более

0,30

Коэффициент фильтруемости, не более

3

Плотность при 20 ° С, кг/м3, не более

830

Оборудование от компании GlobeCore для получения арктического дизтоплива

Арктическое дизельное топливо получают путем смешивания на установках типа УСБ от компании GlobeCore.

blending.globecore.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *