Материал (старшая группа) на тему: методика проведения диагностики
Диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций, а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в старшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
наблюдение;
проблемная (диагностическая) ситуация;
беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
индивидуальная;
подгрупповая;
групповая.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.
Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: случившаяся ссора детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились? Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился? Почему он плачет?»
Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества.
Методы: наблюдение (многократно).
Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования. различные настольно-печатные игры.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму? Кем они работают?»
Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по форме».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я думаю, что он радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Вырежи так, как нарисовано».
Образовательная область « Физическое развитие»
Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай».
nsportal.ru
Методика автомобильной диагностики
Что такое «методика» знают многие, это «… некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика». https://goo.gl/kcJnxyКогда я спросил Дмитрия Юрьевича:
— Какой методикой вы пользуетесь для проведения диагностики?
То по его взгляду понял, что вопрос немного некорректен, или даже «туповат». Он пожал плечами и коротко ответил:
— Смотрите сами.
Смотрю. Вот как видит процесс диагностики автомобиля «человек со стороны», клиент или кто-то ещё:
Ну и для чего эти люди собрались перед капотом? Или зачем их «главный» (Дмитрий Юрьевич), постоянно отвлекается на монитор?
А это уже и есть «методика».
Действительно, вот жалуется, например, клиент на нестабильность холостого хода. Что делать, куда смотреть, что смотреть?
Порядок осмотра в этом автосервисе http://mek1.ru/ давно отработан («порядок осмотра – это метод из нужной методики).
Дмитрий Юрьевич выбирает параметры для просмотра:
Выбирает те данные, которые, по его мнению, требуются для проверки при озвученных жалобах клиента. Запускается мотор и начинается их изучение:
Пока Дмитрий Юрьевич анализирует информацию, его команда » ворон не ловит», а действует по своему плану (могу даже сказать – «алгоритму», так как каждый знает что ему делать, в какой очерёдности).
Антон готовит мотор к проверке системы зажигания:
Как давно понял, в автосервисе Дмитрия Юрьевича используется только качественное оборудование. Пусть дорого, да, зато результаты работы оправдывают подобные покупки и приобретения: для проверки системы зажигания используется линейка производства фирмы SUN (США). Это не реклама, нет. Это обыкновенная «констатация факта» — хорошее оборудование для автомобильной диагностики стоит дорого, но оно того стоит: это и скорость работы, и точность; всё это выливается в тот результат, за которым клиент приехал: «Гарантированная правильность выводов проведённой диагностики автомобиля».
Дмитрий (слева), отщёлкивает крепежи для снятия и проверки воздушного фильтра:
Чуть выше я говорил насчёт «гарантированной правильности выводов диагностики». Хочу дополнить: диагностическое оборудование таких выводов не делает. Дорогое оно, или нет, но оборудование только помогает делать вывод и только предоставляет информацию для тех выводов, которые должен сделать автомобильный диагност. Что и видно на следущем фото:
Раньше я говорил, что в этом автосервисе получаемые от сканера или мотортестера данные выводятся сразу на несколько мониторов. Здесь Дмитрий Юрьевич как раз смотрит на такой дополнительный монитор и нажимает педаль газа. Удобно. В ином случае пришлось бы отвлекать человека из команды – а у него на данный момент своя работа.
Раньше, при просмотре данных было определено, что мотор под капотом – GDI-5 второго поколения. И давление для него явно недостаточно. При перегазовке определяется отработка насосом (ТНВД) требуемого давления при повышенных оборотах и на холостом ходу.
На графике и по другим данным:
Определяется, что на высоких оборотах ТНВД своё давление отрабатывает, а вот на ХХ – нет. Вот здесь (на фото ниже), всё становится понятным:
При данных условиях давление не должно быть 4.5 MРa, оно должно быть 7.0 MРa. Это означает, что ТНВД нуждается в осмотре и, наверное, в ремонте.
Но это не «вся диагностика», как можно подумать. Хотя в некоторых автосервисах на этом дело и заканчивается: «Мы компьютером посмотрели и вывод такой …». Нет, «посмотреть сканером и сделать вывод» — это начальный класс автодиагностики.
Дальше при помощи оптического зонда:
Осматривается горловина бензобака.
При помощи джойстика зонд можно поворачивать и осматривать всё, что поможет сделать точный и окончательный вывод о состоянии горловины бензобака:
Владельцы автомобилей, автодиагносты уже знают, что из-за коррозии горловины топливного бака часто «умирает топливный насос». Но нет, здесь всё в порядке. Однако проверить надо было обязательно. Это тоже «методика».
И казалось бы: «Что здесь смотреть?». Или: «И что на него смотреть? Мотор как мотор … «.
Проверяется течь масла масляного насоса. Проверяется ремень ГРМ. Здесь он относительно свежий, 2012 года, но сальники уже начали подтекать …
Нижняя защитная крышка.
Зачем на неё смотреть? Есть ли смысл? Или создаётся «видимость работы»?
А затем, что на крышке расположены крепления датчика коленчатого вала. И здесь крепёж, фактически, болтается — нет одного болтика. Если бы сейчас сюда не заглянули и не ознакомили с результатами осмотра клиента, то вполне вероятно, что в какой-то момент мотор мог «непонятно и неожиданно заглохнуть» — разъём без предусмотренного крепления может «отойти» на первой или второй кочке. И контакта нет. И мотор заглох. И клиент наверняка бы подумал: «Ну вот … накрутили-наремонтировали в сервисе неизвестно что…». Так часто бывает.
Но и это не всё.
Проверяется внутреннее состояние мотора: камера сгорания, клапана, поршня, количество нагара:
А ниже очень интересное фото:
Вроде бы обычный снимок. Ну и что такого, что помощник, Антон, осматривает изнутри мотор в тех же местах, где до него только что смотрели. Проверяет? Дмитрий Юрьевич себе не доверяет?
А это, между прочим, относится не только к слову «методика», но и к слову «обучение». Когда Дмитрий Юрьевич передаёт зонд Антону, то это означает: «Посмотри. Поучись. Там есть нагар. Забирай в свою копилку».
Ну и напоследок – осмотр свечей зажигания:
Теперь почти всё. Теперь Дмитрий Юрьевич записывает полученные результаты и пожелания клиенту:
И докладывает старшему по ремзоне результаты диагностики, а тот будет дальше общаться с клиентом:
Второй автомобиль, Mitsubishi Chariot, который прибыл на диагностику («троит»), проходил осмотр точно так же:
1. Определяется неисправный элемент, катушка и свеча извлекаются.
2. Для того, чтобы общая картина при проверке не смазывалась, устанавливается рабочие катушка, свеча (выше всех остальных):
Теперь ничего не мешает «увидеть картину целиком»: выбрать нужные параметры и приступить к их изучению:
И обратите внимание на Антона (справа):
Понаблюдав за ним, сделал вывод, что человек перспективный, ему не нужно напоминаний типа «посмотреть и поучиться», он всегда сторожит действия Дмитрия Юрьевича, сам везде наблюдает и учится.
Так как основное подозрение на систему зажигания, она проверяется так же тщательно:
И на холостом ходу, и при оборотах:
Методика, вроде бы, точно такая же, только в этом случае «построение методики отталкивается от подозреваемой неисправности» и некоторые шаги методики меняются. Но основные элементы проверок всё равно остаются:
Меняется всё, что вызывает подозрения и что скоро может выйти из строя:
Такой тщательный осмотр продиктован тем, что этот автомобиль здесь стоит на обслуживании, но на осмотре (ТО) не был уже давно.
Третий автомобиль Mitsubishi Pajero – и другая методика. Здесь мотор работает нестабильно, он «или троит, или умирает». Может заглохнуть.
На панели приборов горят подсказки для проверяющих:
Мотор как мотор. И где тут неисправность спряталась?
Обратите внимание, какие параметры для проверки выбраны:
Именно после просмотра показаний, Антон уменьшается в размерах и лезет куда-то под руль …
И для чего?..
А раскладка мыслей была такая:
— автомобиль обслуживался в другом автосервисе
— для устранения причин нестабильной работы двигателя, там решили принудительно повысить обороты ХХ путём вольного сдвигания APS в какую-то сторону.
— в результате: обороты ХХ они «как-то сделали»
— но не знали, что при такой «регулировке» вышли в динамический диапазон по APS «автомобиль в движении», то есть, в диапазон, который «подхватывается» только датчиком скорости (педаль нажата, причём в том положении, когда должен работать датчик скорости.
Знали ли в том автосервисе, что:
· Датчик регистрирует положение педали акселератора и передает
· сигнал в блок управления двигателем.
· Датчик положения педали акселератора имеет два
регистрирующих контура.
· Этот датчик представляет собой разновидность потенциометра, который преобразует информацию о положении педали акселератора в электрический сигнал напряжения, направляемый в блок управления двигателем.
· При помощи измерительных цепей датчика производится регистрация скоростей нажатия и отпускания педали акселератора, информация о которых передается в блок управления двигателем в виде сигналов напряжения.
· На основе этих сигналов блок управления двигателем регистрирует текущую величину угла поворота педали акселератора при её нажатии — и на основе этих сигналов управляет электродвигателем привода дроссельной заслонки.
· Отпущенное положение педали акселератора ( или «положение холостого хода»), определяется блоком управления двигателем на основе сигнала от её датчика.
· Блок управления двигателем использует этот сигнал при организации управления двигателем, например, управляя отключением топливоподачи на принудительном холостом ходу.
· И говорит ли что вот это: «1250 mv для обоих каналов на холостом ходу?»
Итого: при таком положении датчика педали газа, нормального (положенного) холостого хода не может быть по определению.
Вот по этой причине, для правильной регулировки APS, Антон забрался под руль.
В результате вот что получилось:
Для чего нужно было в первую очередь заниматься настройкой APS?
Только для того, чтобы «выровнять картину осмотра», убрать нестабильность ХХ и изучать работу двигателя без ненужных помех.
Дальше всё по отработанной методике. Осмотр мотора:
Осмотр поршней, клапанов, определение количества сажи, осмотр развала двигателя (сколько гаек туда набросали предыдущие специалисты) …
Подготовка и проверка давления в топливной системе:
Проверка состояния горловины топливного бака:
И вывод:
— горловина заменена. Не новая, но вполне хорошая
— топливоподача проблематичная: нужное давление насос качает, но за слишком большое время … хотя нижний предел в 3 Kpa преодолел
Этот ТНВД ремонтировался в автосервисе Дмитрия Юрьевича в 2008 году. Времени прошло много. И неизвестно какое топливо использовалось. Поэтому ТНВД надо проверить и попытаться «подделать». Или заменить.
Ну а я делаю другой вывод. Мы же говорили о «методике»? Так вот … вспоминания свои предыдущие посещения этого автосервиса, и нынешнее, внимательно наблюдая за действиями диагностов, могу сказать, что «методика – это как патронташ у стрелка.
Каждый патрон – это определённый набор действий для диагностической ситуации. И диагност должен знать, какой патрон выбрать, и сколько их требуется на данный момент. Это и есть «методика». И уточняю:
· Патрон – это метод
· Выбор количества патронов в определённой ситуации – это уже методика
И квалификация автомобильного диагноста заключается в том, сколько у него имеется вот таких «умственных патронов и патронташей». Всё остальное – трёп по ушам.
Обратил внимание вот на что:
· Кроме «желательно-обязательной» накидки на крылья автомобиля, используется и вот такая очень удобная ступенька:
Если не купить, то сделать такую просто. Удобнее будет осматривать мотор.
· Автосервис разделён на зоны. На фото ниже – рабочее место для очистки форсунок:
· В штате автосервиса есть «Старший по автосервису»
В его функции входит приёмка-отдача автомобилей клиенту, все переговоры с клиентами, запись на ремонт, решение вопросов и пожеланий клиента. Тем самым, основное звено – автодиагносты, освобождены от переговоров с клиентами (а согласитесь, такие переговоры могут быть самыми разными, от доброжелательных до дипломатических скандалов?).
И последнее: «Что меня совсем не удивило».
Знаю Дмитрия Юрьевича с 2004 года. И сколько мы с ним знакомы, сколько приезжаю к нему, а картина не меняется – у него всегда есть очередь автомобилей на ремонт. Даже сейчас, в кризис. И когда читаю или слышу, что «клиентов нет … да и праздники на носу … кризис в стране, слышал о таком?!», то хочется посоветовать изучить методику организации диагностики и ремонта этого автосервиса. А на странице: http://mek1.ru/karta-sajta1.html , по карте сайта, можно найти довольно интересные материалы как для автолюбителей, так и для автодиагностов – если кто-то ещё не ходил по этому адресу.
Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата
autodata.ru
6.3. Технология проведения диагностики
Диагностика могут осуществляться последовательно (этап за этапом) или параллельно в зависимости от целей диагностики, возможностей исследователей и их методического аппарата.
Диагностика является организованным процессом. В основе ее организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования.
Технология — это вариант рационального построения процесса диагностики. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, потом самого здания и на заключительном этапе — крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особенность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса. Если дом большой, то можно сделать сначала фундамент его секции и начать возводить стены, параллельно заготавливать элементы крыши. Все зависит от распределения ресурсов и выбора варианта их использования. Но можно не приступать к возведению стен, пока полностью не закончатся работы с фундаментом.
Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения работы, технология — это вариант рационального выполнения работ.
В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий, таких как время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр., технологические схемы могут быть различными (рис.6.3). Поэтому важно выбирать эффективные технологические схемы или конструировать их по реальным потребностям и условиям.
Наиболее простой, элементарной технологией является линейная технология. Она заключается в последовательном проведении диагностики по этапам постановки проблемы, формулировке задач ее решения, выборе методов диагностики, проведения анализа и поиске позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инноваций.Такая технология может быть весьма эффективной в случае решения сравнительно простых диагностических проблем.
В практике не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последовательно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруднения, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его работы. Например, может оказаться, что проблема определена недостаточно глубоко, появилась необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе или не полностью выявлены альтернативы использования методов исследования, возникла необходимость привлечения новых ресурсов для обеспечения качества диагностики и т. д.
Все это заставляет возвращаться к пройденным этапам, корректировать уже проведенные диагностические работы. Так возникает новый тип технологии исследования — тип циклической диагностики. Он характеризуется возвратами к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежности результатов.
Рисунок 6.3. Технологии планирования процесса диагностики
Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность параллельного выполнения работ или операций. В технологии диагностики такой подход также существует. Например, по сложным, комплексным проблемам можно выполнять отдельные диагностические работы параллельно. Более того, в некоторых случаях это оказывается просто необходимым. Это экономит время, позволяет более эффективно использовать персонал, повышает компетентность и производительность деятельности.
Бывают проблемы в диагностике, решение которых трудно представить заранее в определенной технологической схеме, трудно предвидеть, какие этапы необходимы для определения окончательного результата и вообще существует ли он по этой проблеме. В этом случае используются технологии адаптивного типа. Суть их заключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов диагностики. Это технология по сопутствующей проблеме: что делать дальше, что можно сделать в этой ситуации? Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам и эта оценка необходима для определения нового этапа.
Технологическая схема диагностики не может не учитывать конкретных целей его проведения. Такими целями могут быть цели кардинального решения проблемы (достижение кардинальных изменений) или цели частичного решения проблемы (достижение частичных изменений), цели получения новых знаний и развития образования служащих, повышения их интеллектуального потенциала или цели разработки программы нововведений.
По целям частичных изменений используется технология последовательного продвижения в диагностике. Она построена на оценке существующего качества управления (управленческой деятельности) и поиске непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая технология позволяет проводить исследования при незначительных ресурсах, избегать рисков инноваций, повысить надежность преобразований.
В области исследования существуют и технологии случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и на ее основе проводится диагностика по смежным проблемам, устанавливаются связи, заполняется решениями «поле проблем», определяется, таким образом, траектория развития. Она и показывает главную проблему, на которой необходимо сосредоточить внимание. Наиболее эффективно эта технология реализуются в диверсифицированных методах диагностики — мозговой штурм, синектика и др.
Выбор технологических схем проведения диагностики способствует повышению ее эффективности. Технология диагностики в значительной мере отражает искусство исследователя. Конечно, надо знать, какие схемы существуют и, какие из них наиболее приемлемы в тех или иных условиях. Но оценка условий, характера проблемы, возможностей использования ресурсов зависит от исследователя, его знаний, опыта и способностей к диагностической деятельности.
Выходные данные:
Григан А.М. Управленческая диагностика: теория и практика: Монография / А.М. Григан. Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2009. 316 с.
port-u.ru
3 Технология проведения диагностики неисправностей
Техническая диагностика является составной частью технического обслуживания. Основной задачей технического диагностирования является обеспечение безопасности, функциональной надёжности и эффективности работы технического объекта, а также сокращение затрат на его техническое обслуживание и уменьшение потерь от простоев в результате отказов и преждевременных выводов в ремонт.
Задачами технической диагностики согласно ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требование безопасности к техническому состоянию и методы проверки» являются:
проверка исправности и работоспособности машины в целом и (или) ее составных частей с установленной вероятностью правильности диагностики;
поиск дефектов, нарушивших исправность и (или) работоспособность машины;
сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины в межконтрольный период.
Виды диагностики автомобилей, их периодичность и место диагностики в системе технического обслуживания и ремонта изложены в «Руководстве по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта».
Работы по диагностике являются составной частью процесса технического обслуживания и ремонта автомобиля.
В основе диагностики лежат измерения технических параметров машины.
Диагностику автомобиля не редко осуществляют по внешним признакам, отражающим изменение технического состояния транспортного средства. Это могут быть вибрация, шумы, нагрев.
Изменение некоторых технических параметров определяет техническое состояние машины. К ним относятся тормозной путь автомобиля, мощность двигателя, расход топлива или моторного масла, путь свободного выбега автомобиля и др. Они, как правило, измеряются при работе автомобиля на наиболее характерных эксплуатационным режимам работы.
При диагностике используют различные методы и средства, которые постоянно совершенствуются.
Чем выше технический уровень методов и средств диагностики, тем точнее будет определено техническое состояние автомобиля.
При проведении ТО и ТР диагностическим (контрольно-диагностическим) работам отводится значительная доля в общем объеме выполняемых работ.
Виды диагностики
Существуют два вида диагностики: Д-1 и Д-2.
При проведении Д-1 главным образом диагностируются механизмы, обеспечивающие безопасность движения автомобиля (тормозные механизмы, механизмы управления автомобилем, приборы освещения). Кроме того определяется уровень токсичности отработавших газов и топливная экономичность. Д-1 может либо ограничиваться определением годности объекта к дальнейшей эксплуатации (экспресс-диагностика), либо определять основные неисправности и включать в себя регулировочные работы с последующим контролем качества их выполнения.
Д-1 производится на контрольном пункте при возвращении автомобиля в парк, а Д-2 при ТО-1 или перед ним. Кроме того, для проведения ТО-1 используют информацию, полученную с помощью контрольно-диагностических средств, встроенных в автомобиль.
При проведении Д-2 диагностируются тягово-экономические показатели автомобиля и выявляются неисправности его основных агрегатов, систем и механизмов.
Д-2 выполняют перед ТО-2, чтобы подготовить производство к выполнению ремонтных работ и уменьшить простои. Одновременно с Д-2 выполняют некоторые регулировочные работы и контроль качества их проведения. Д-2 могут проводить также и перед ТР в случаях необходимости выявления неисправностей и определения объема ремонта.
Диагностику осуществляют с помощью диагностических установок, стендов и переносных приборов.
Различают три вида диагностики:
встроенная диагностика, которая осуществляется с помощью встроенных в автомобиль приборов, информация при этом выводится на приборную панель автомобиля, так, например, определяется предельный износ тормозных накладок;
экспресс-диагностика, когда определяется значение одного параметра или состояние (исправен — неисправен) агрегата или элемента автомобиля нахождения причины неисправности, например контроль давления воздуха в шине;
поэлементная диагностика, когда снимаются показания со всех элементов, определяются все необходимые параметры.
На современных автомобилях для диагностики все чаще применяют электронные датчики, которые снимают необходимую информацию при работе автомобиля (на ходу).
studfiles.net
Как специалисты проводят социальную диагностику 🚩 Разное
В начале любого исследования происходит сбор информации об объекте исследования, ознакомление с документацией, изучаются справки, отчеты, статистические данные, изучается нормативная документация по вопросу диагностики, рассматриваются личные дела. Следующим этапом социальной диагностики являются беседы, в которых выясняются основная и дополнительная информация по вопросам исследования, уточняются определенные моменты. Составляя вопросы для беседы, специалист по социальной работе, учитывает опыт и практику проведения таких исследований, а также другие ситуативные особенности.
Особый метод проведения диагностики – наблюдение. По средствам этого метода можно получить дополнительную информацию, которую не удалось выяснить в ходе беседы, психологические особенности, мимику жесты, эмоциональную реакцию на ту, или иную ситуацию, обращается внимание на то, как объект реагирует на трудности, замечания, требования, как меняется его настроение. Метод экспертной оценки включает в себя интервью, анкетирование и тестирование, позволяет получить дополнительную информацию об объекте диагностики. Интервью может быть свободным и формализованным. В первом случае специалист иногда задает вопросы участнику интервью, в отличие от второго метода, где он ведет себя активно, постоянно задавая вопросы, на которые отвечает интервьюируемый.
Вопросы в анкете должны быть сформулированы просто и коротко, расположены в логическом порядке, для облегчения обработки информации. Широкое применение имеют индивидуальные, групповые, вербальные, невербальные, а также общие и социальные методы тестирования. Тестирование включает в себя тест-опросник с хорошо продуманными вопросами, ответы на которые позволяют судить о психологических качествах тестируемого. Тест – задание, это задание, которое оценивает степень развития тестируемого.
На основе собранной информации специалист проводит анализ проблем и факторов, которые могли вызвать проблему, влияния факторов, сравнение информации и др. Анализ данных, собранных различными способами начинается с классификации. Критерии классификации: возраст, пол, семейное положение, социальная принадлежность и др. Эти классификационные критерии применяются для диагностики проблем молодежи, безработицы, здоровья, развития в области экономики, социальной политики и других. Анализируют собранную информацию несколькими методами. Метод корреляции выявляет взаимную связь, взаимное влияние факторов, особенностей, которые были выявлены в процессе диагностики, выявляет конфликтные ситуации.
Метод сравнительного анализа проблем специалисты используют для того, чтобы выяснить причины каких-либо явлений, обнаруженных в ходе социальной диагностики. Экспертные методы анализа исследования подразумевают привлечение широкого круга специалистов, в том числе и аналитиков, например для определения уровня психического здоровья детей привлекают в качестве экспертов психотерапевтов и психологов. Метод парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив используют для анализа какой — либо пары альтернативных решений, которые затем ранжируются по степени важности. По окончании проведения анализа очень важна интерпретация специалистами данных, собранных в процессе диагностического исследования, учитывая индивидуальность объекта исследования и обозначение выявленных в ходе диагностики и анализа проблем.
www.kakprosto.ru
Диагностика организаций
Диагностика организаций.
Диагностика организаций – это инструмент управленческого консалтинга, который позволяет собрать и проанализировать информацию о текущем состоянии компании.
Цель диагностики организаций: получение точных данных о текущем состоянии предприятия, для последующего принятия управленческих решений, построения планов развития компании, прогнозирования финансовых результатов и оценки вероятности достижения поставленных целей.
Использование диагностики организаций позволяет получить объективные данные о работе компании, по таким параметрам, как:
— Видение и Миссия
— Стратегия
— Ключевые компетенции
— Структура
— Персонал
— Бизнес-процессы
— Финансы
— Портфель заказов
— Перспективы
Работа любой организации – это многоуровневый процесс, с большим количеством переменных, и естественно любой руководитель знает много особенностей своей организации. Организационная диагностика позволяет с одной стороны посмотреть на работу организации беспристрастным взглядом, а с другой стороны дает возможность руководству компании увидеть картину бизнеса целиком, особенно те ее фрагменты, которые намеренно скрываются от руководящего состава, или такие факторы, в которые руководство пока не верит, или не очень хочет их признать.
В любом случае чем более точной информацией будет обладать менеджмент организации, тем точнее будут принимаемые ими стратегические решения. Для получения подобной информации, наиболее эффективно использовать услуги внешних консультантов по диагностике организаций, потому что в этом случае будет получен наиболее объективный и полный отчет о деятельности компании, и ее зонах развития на данный момент.
Без проведения организационной диагностики любые изменения в компании, а также тренинги, семинары или стратегические сессии принесут меньший результат, чем могли бы, поэтому в своей работе компания VisionTrainings всегда использует инструменты диагностики организаций, и в ряде случаев мы делаем это бесплатно, чтобы понять, какую пользу для нашего заказчика мы можем принести в той или иной ситуации.
Диагностика организаций может быть двух видов:
— Стратегическая диагностика компании, в ходе которой анализируется организация в целом, используются инструменты системного подхода, анализа внутренней и внешней среды, и оценка эффективности работы всех бизнес-подразделений.
— Тактическая диагностика компании, в ходе которой изучается работа какой-то одной или нескольких составляющих организации. Например, тактическая диагностика организации по двум параметрам: Структура и Персонал.
Этапы проведения диагностики организаций:
- Получение запроса на диагностику организации
- Встреча с представителями заказчика
- Предварительная постановка задачи
- Подготовка предложения по диагностике
- Согласование желаемых результатов и методов диагностики организации
- Проведение диагностики (силами консультантов или совместно с заказчиками)
- Подготовка отчета о диагностике организации
- Презентация отчета и обсуждение полученных результатов
- Принятие решений об использовании результатов
Узнайте о вариантах проведения организационной диагностики
для Вашей компании (Наши координаты здесь)!
Задайте вопрос экспертам:
vision-trainings.ru
Как провести диагностику в детском саду 🚩 диагностика знаний детей в картинках 🚩 Дети 🚩 Другое
Автор КакПросто!
Диагностика знаний, умений и навыков дошкольников проводится в детском саду, как правило, два раза в год: в начале и в конце учебного года. Это позволяет сравнить результаты проведенной работы с детьми.
Инструкция
Для проведения диагностического обследования необходимо разработать диагностический инструментарий. Он включает в себя перечень заданий для выявления знаний, умений и навыков детей с критериями уровней, бланки для заполнения.Обычно определяются критерии для высокого, среднего и низкого уровней развития детей. Для разработки критериев необходимо изучить общеобразовательную программу, используемую в дошкольном учреждении. В некоторых программах уже имеется готовая диагностика, некоторые предлагают педагогам разработать ее самим, ориентируясь на особенности и возраст детей (например, «Школа 2100»).
При составлении вопросов для детей нужно ориентироваться на конечный результат, представленный в программе. Программа предусматривает так называемый «портрет выпускника», в котором описано, что должен знать и уметь ребенок по прохождении всех разделов данной программы. Исходя из этого, составляются задания по каждому из разделов (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие и др.) Кроме того, описываются критерии уровней усвоения детьми материала. Для удобства и наглядности разрабатываются карты, куда заносятся все результаты по каждому ребенку. По ним очень просто отследить, в каких моментах ребенок отстает и наложить коррекционную работу. В среднем коррекция проходит в течение двух месяцев. По окончании этого периода проводят повторную ребенка должен повыситься.Также в детском саду у детей подготовительных групп проверяется готовность к школе. Ответственным за ее проведение является педагог-психолог. К проведению коррекционной работы с детьми необходимо привлекать родителей воспитанников, так как только вместе с семьей возможны положительные результаты.
Источники:
- диагностика с детьми детского сада
Прежде чем начать чему-то учить ребенка, педагог должен узнать, что же умеет его подопечный, насколько хорошо у него развиты различные психические процессы, быстро или медленно он усваивает новый материал. Именно для этого и служит диагностика. Без нее очень трудно правильно построить воспитательный процесс. Как правило, общая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Кроме того, воспитателю бывает нужно определить, в какой степени у детей развиты отдельные качества – внимание, творческое мышление, культурно-гигиенические навыки, — также различные виды деятельности. В этом случае диагностика проводится перед тем, как начать работу по той или иной программе.
Вам понадобится
- Программа воспитания в детском саду
- Игры и игрушки для выполнения тестовых заданий
Инструкция
Определите, какой вид диагностики вам нужен. В любом случае вам понадобятся тестовые задания. Можно взять их из набора С. Забраминой. Это матрешки, пирамидки из 4-х колец, доски Сегена, коробочки-вкладыши, разрезные картинки. При выборе тестового задания учтите возраст детей. Например, трехлетним малышам можно предложить пирамидки, детям постарше – остальные игрушки из набота. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сгруппировать предметы по существенным признакам, найти предмет, который не подходит к группе других, подобрать недостающий предмет и так далее.Объясните задание. Как правило, дети с нормальным уровнем психического развития хорошо понимают вербальную инструкцию к заданию, соответствующему их возрасту. Трехлетние дети уже знают соотношение «больше – меньше» и могут сравнивать по величине несколько предметов. Дети с задержкой психического развития с трудом запоминают словесную инструкцию, для них более эффективен показ. В процессе выполнения задания проанализируйте, насколько хорошо ребенок запомнил инструкцию и способен ли следовать ей до конца.
Для тестового задания можно использовать и различные виды конструирования. Например, для малышей это будет конструирование из четырех деталей. Сначала ребенку предлагается готовая постройка. Педагог просит сделать такую же. Дети должны сами подобрать детали и сложить их в нужном порядке. Если это не получается, педагог показывает, что на что нужно поставить, затем предлагает детям выполнить постройку еще раз. По результатам работы ребенка вы можете определить уровень зрительного анализа, пространственного воображения, навыков конструирования.
По результатам тестового задания отметьте, как каждый ребенок отнесся собственно к исследованию, насколько хорошо он понял и запомнил инструкцию, был или нет у него интерес к заданию и насколько долго он сохранился. Отметьте также, насколько целенаправленными были действия ребенка, рассчитывал ли он свои усилия, умеет ли заранее планировать выполнение задания или действует эмпирическим путем, пользуется ли он посторонней помощью и насколько. Очень важно также то, прилагает ли ребенок волевые усилия для того, чтобы правильно выполнить задания.
Проведите диагностику по отдельным видам деятельности. Для определения уровня игровой деятельности детей предложите детям несколько игровых ситуаций. Например, для определения уровня игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста предложите детям игрушки, которые предполагают совместную деятельность. Понаблюдайте, насколько дети умеют распределять роли, могут ли играть без конфликтов. Для определения уровня развития изобразительной деятельности предложите несколько тестовых заданий – например, дорисовать круги или квадраты, дополнить сюжетный рисунок.
Для диагностики культурно-гигиенических навыков достаточно просто наблюдения. Насколько умения и навыки детей соответствуют возрасту? Ребенок младшей группы должен уметь есть ложкой, вытирать рот салфеткой, мыть руки мылом и щеткой, правильно надевать носки и штаны. Ребенок подготовительной группы умеет пользоваться вилкой и ножом, самостоятельно одевается и так далее. Данные диагностики показывают педагогу, над какими умениями и навыками ребенка необходимо работать.
Видео по теме
Обратите внимание
Для определения уровня психического развития детей не пользуйтесь сомнительными методиками. Если есть возможность поручить этот вид диагностики профессиональному психологу, у которого есть эталонные методики, лучше это сделать.
Полезный совет
После показа способа действия необходимо вернуть предметам первоначальное положение – пирамидку разобрать, разрезные картинки смешать.При проведении диагностики не ограничивайтесь одним заданием. Очень может быть, что ребенку по каким-то причинам не понравилась данная игра, и он не очень хочет выполнять задание.
Диагностика служит для того, чтобы определить, как ребенок владеет теми или иными знаниями, умениями и навыками. Педагогу необходимо узнать это до того, как он начнет заниматься с малышом и даже со школьником. Неправильно проведенная диагностика значительно снижает эффективность обучения, поскольку для одних детей предложенные задания могут оказаться слишком трудными, а для других — наоборот.
Вам понадобится
- — лист бумаги;
- — ручка;
- — компьютер с текстовым редактором и тестовыми заданиями;
- — «Программа воспитания в детском саду» или программы по школьным предметам;
- — тестовые задания по соответствующему виду деятельности.
Инструкция
Узнайте, что должен уметь ребенок определенного возраста в том виде деятельности, который вы собираетесь диагностировать. Данные можно взять, например, в «Программе воспитания в детском саду» или школьных программах. Не удивляйтесь, если уровень развития навыков у вашего испытуемого окажется выше или ниже тех, что указаны в программе. Любой документ подобного рода рассчитан на среднестатистического ребенка. Ваш малыш или даже все дети группы могут в чем-то отставать, а в чем-то опережать сверстников. Если вы проводите диагностику в начале учебного года, данные берите из раздела, посвященного предшествующей возрастной группе.Понаблюдайте за ребенком. Многие навыки видны, что называется невооруженным глазом. Например, вы без всяких тестовых заданий можете узнать, умеет ли он одеваться, убирать постель, складывать игрушки. Наблюдайте за ним в разных ситуациях. С помощью этого метода можно выяснить не только культурно-гигиенические навыки, но и коммуникативные, мотивацию к обучению, уровень развития двигательной активности, мелкой моторики и многое другое.
Для диагностики коммуникативных навыков создавайте игровые ситуации. Поставьте ребенка в положение, когда он должен будет за чем-либо обратиться к сверстнику или ко взрослому. Например, он дежурит и ему надо взять ложки, а няня стоит в дверях и не пропускает. Посмотрите, может ли малыш обратиться ко взрослому и попросить его пропустить, или же пытается проникнуть к нужным ему предметам другими способами.
Со старшими дошкольниками или школьниками проведите деловую игру. Ее содержание зависит от возраста детей. Например, для проверки связной речи у дошкольников можно организовать игру «Конференция» или «Презентация», когда каждый участник должен будет связно что-то рассказать. Жизненный опыт школьников позволяет моделировать с ними самые разны ситуации.Диагностировать уровень развития различных навыков можно с помощью тестовых заданий. Тесты не обязательно делаются типографским способом, хотя в целом ряде случаев необходимо пользоваться именно стандартными. Вполне допустимо ваше собственное творчество. Например, вам надо узнать, все ли дети в группе умеют рисовать геометрические фигуры. Можно на занятии рисованием или во время свободной деятельности дать им соответствующее задание и посмотреть, как они справятся. В качестве тестов для дошколят используйте игрушки-вкладыши, всевозможные конструкторы. Тестовые задания для школьников — это самая обычная контрольная работа. Форма может быть разной. Иногда можно использовать традиционную форму с записью заданий на доске. Но старайтесь применять контрольно-измерительные материалы, как на итоговой государственной аттестации. Используйте и компьютерную диагностику. В любом случае дети должны понять, что именно от них требуется.
Не забывайте фиксировать результаты. Удобнее всего заносить записи в табличку. Ее можно заполнять в журнале или на компьютере в текстовом редакторе. В крайнем левом столбце напишите список детей, в первой строке над остальными столбцами — навыки, которые вы собираетесь диагностировать. Определять их уровень необходимо регулярно. Первая диагностика проводится в начале учебного года или перед введением новой методики. Последняя — в конце. Но никто не запрещает диагностировать детей через определенные промежутки времени.
Видео по теме
Для того, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии своего ребенка, родители вполне самостоятельно могут выполнить с малышом несложные задания, результат которых покажет уровень его развития. Не нужно расстраиваться, если в чем-то ребенок показывает низкий результат, нужно просто подобрать игры и упражнения для развития этого психологического качества.
Вам понадобится
- — диагностические материалы на изучение памяти, внимания, мышления, воображения, воли, эмоций дошкольника с четкой инструкцией по выполнению;
- — ключ для оценки результатов деятельности (обязательно).
Инструкция
Для того, чтобы психологический тест дал объективный результат, его проведение должно происходить в привычных и естественных условиях для ребенка. Не стоит говорить, что сейчас вы начнете проверять его знания и умения, ребенок может насторожиться, испугаться, замкнуться. Лучше всего задания давать в его игровой комнате, посадив ребенка за его стол и предложить порисовать, поиграть, или вместе рассмотреть какие-то интересные картинки. Диагностику лучше проводить в виде игры или игровых упражнений. Если тест составлен таким образом, что ребенку необходимо отвечать на вопросы, все равно обыграйте эту ситуацию. Предложите поиграть в школу или в занятие в детском саду. На вопросы может отвечать ребенок за себя и за других «учеников»: кукол, медведей, зайцев, которые вместе с ним учатся в этой школе.С исследователем у ребенка должны быть хорошие, доверительные отношения. Чужому человеку, который просто проводит свою работу и задает вопросы, ребенок может не ответить, а отсутствие ответов будет воспринято как незнание. Чужой человек не сразу должен начинать диагностировать, а сначала познакомиться с ребенком, поговорить о чем-то приятном, просто поиграть.
Обычный разговор может стать основой для проведения диагностической беседы. Необходимо, чтобы ответы были продолжением незаконченного предложения: «Когда я вырасту, я буду…», «Мне скучно, когда…», «Самое интересное – это…», «Мне нравится…» и другие.
Чем младше ребенок, тем меньше у взрослого возможностей давать малышу какие-либо задания. В основном, диагностика будет заключаться в наблюдении за малышом и фиксировании необходимых данных в таблицы или протоколы. Например, наблюдая за драчливым ребенком в детском саду в течение недели, исследователь фиксирует акты агрессии в течение каждого дня с указанием времени. Наблюдение может показать, в какие дни недели или в какое время суток ребенок больше всего раздражен и не может сдерживать свои чувства.Психологическая диагностика дошкольника часто связана с анализом продуктов его деятельности: рисунков, поделок, рассказов. Исследователь по определенной символике рисунка или поделки узнает содержание детских комплексов и неразрешенных проблем. Например, при свободном рисовании ребенок рисует большую гору и дорогу к вершине. Себя рисует на середине этой дорожки или на вершине горы. Такой рисунок можно рассматривать и как желание пойти в поход, и как стремление ребенка к самосовершенствованию. Расшифровка появится, если мы поговорим с ребенком по содержанию данного рисунка.
Обратите внимание
По результату одного теста нельзя сделать объективные выводы, т.к. у ребенка может быть плохое настроение или самочувствие сегодня. Для повышения объективности один и тот же тест можно провести с промежутком времени (например, через неделю). Можно провести и разные тесты, но имеющие одну и ту же цель (например, на изучение концентрации внимания), но по одному утром и вечером или на следующий день.
Полезный совет
Создать условия во время проведения диагностики, чтобы ребенок не отвлекался: посадить спиной к окну, выключить телевизор, выбрать время, когда никто не будет входить в комнату.
Новые умения малыша — улыбка, ползание, ходьба — доставляют родителям радость и вызывают неподдельное восхищение. Но сравнивая своего ребенка с другими детьми, мамы часто огорчаются, что у подруги сын начал ходить раньше, а у соседей дочка уже говорит и даже знает цифры в год. Всегда ли такие сравнения обоснованы? Ведь существуют нормы физического и психического развития детей, и именно на них нужно ориентироваться при определении уровня развития ребенка. Отставание от этих норм и даже их опережение – показатели отклонения от нормального развития.
Вам понадобится
- — тесты на определение норм развития детей;
- — медицинская карта ребенка.
Инструкция
Понаблюдайте за своим ребенком. Коротко напишите, что он умеет, чего достиг к своему возрасту. Наблюдения можно фиксировать, разбивая на составляющие: развитие речи, познавательные процессы, моторное развитие, самообслуживание. На другом листке напишите то, что, на ваш взгляд, малыш мог бы освоить к своему возрасту, но на самом деле не умеет.
Сравните свои наблюдения с нормами развития детей в этом возрасте. Такие показатели чаще всего оформлены в виде таблиц. Каждая таблица – это труд, составленный коллективом авторов на основе научных данных и длительного наблюдения за группами детей. Любой тест считается надежным, если прошел апробацию не менее, чем на двух тысячах людей. Определите, есть ли у ребенка опережение в развитии по каким-либо показателям. Это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в определенной области знаний или об отклонении в развитии. Одаренность проявляется на фоне нормального развития по всем остальным показателям. Отклонением можно считать высокие показатели в одной области, и отставание во всех остальных. Например, ребенок в 2 года начинает читать, но не умеет пользоваться горшком, не интересуется игрушками, не выражает положительные эмоции при встрече с родителями.Проведите эксперименты по усвоению детьми необходимых навыков в соответствии с возрастом. Наблюдение не всегда дает точную картину уровня развития, т.к. проявление некоторых навыков приходится ждать несколько дней. Можно специально организовать деятельность ребенка: «Покажи носик у куклы. А где у Оли носик?» — в норме, к 2-м годам ребенок безошибочно показывает одну часть тела у себя и у других. Содержание экспериментальных заданий также можно найти в таблицах норм развития детей.
Проанализируйте данные медицинской карты вашего ребенка. Рост, вес, частота заболеваний – важные диагностические показатели его развития в целом. Маленький рост или большой вес могут быть следствием и генетических особенностей ребенка, но их динамика укажет, насколько эффективные условия созданы в семье для нормального развития ребенка.
Видео по теме
Обратите внимание
При проведении экспериментов учитывайте эмоциональное состояние ребенка, его желание или нежелание выполнять задания. От этого зависит и результат. Не огорчайтесь, если сразу не получилось, попробуйте позднее или в другой день. Тест считается объективным, если наблюдается повторяемость результатов.
Полезный совет
Выбирайте тесты с четким указанием в названии направленности методики диагностического исследования. Например, «Шкала оценки понимания речи», «Этапы развития общения и речи детей от рождения до трех лет», «Развитие у детей навыков крупной моторики».
Источники:
- «Первые месяцы жизни ребенка. Тесты психофизиологического развития детей», 12.06.2011.
Детей в возрасте до 6 лет принято делить на две возрастные группы: от рождения и до 3 лет – младенчество, от 3 до 6 лет – дошкольники. Существуют как диагностики развития, подходящие для обеих групп, так и отдельно для каждой. В данном случае речь пойдет именно о диагностике дошкольников. Она, как правило, проводится по шести направлениям: диагностика речи, мышления, памяти, внимания, личности и навыков учебной деятельности.
Вам понадобится
- Материалы для различных диагностических методик.
Инструкция
Диагностика вниманияПо данным психологов, у ребенка в этом возрасте должны быть сформированы три аттенционных (т.е., связанных с вниманием) умения. Во-первых, ребенок должен уметь выполнять задания с постепенно повышающимся уровнем сложности. Во-вторых, он должен удерживать в голове инструкцию в течение всего занятия. Если малыш во время занятия забывает, что именно от него требуется, значит, существуют определенные проблемы с развитием внимания. Третье умение – навык самоконтроля. Что касается конкретных методов диагностики, то это задания типа «Найди две одинаковые картинки», «Найди 10 отличий», «Какие перемены произошли на картинке?», «Пройди лабиринт» и т.д.
Диагностика памятиДиагностика памяти проводится по трем основным направлениям – кратковременная, долговременная и ассоциативная память. Никаких количественных характеристик развития памяти нет. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, необходимо подбирать аналогичные упражнения и проводить до тех пор, пока у него не начет получаться. К методам диагностики кратковременной памяти относят следующие задания: перед ребенком раскладываются картинки или игрушки. Он старается запомнить порядок, затем закрывает глаза – картинки перекладываются или их часть убирается. Ребенок должен сказать, что изменилось. Или же рассмотреть тот или иной рисунок, а затем максимально подробно воспроизвести его по памяти.
Для диагностики долговременной памяти можно предложить ребенку тест из нескольких вопросов. Например, «Сколько окон в твоей квартире?», «Что ты ел вчера за ужином?» и т.д. Чтобы диагностировать ассоциативную память, даются задания на составление связей, например, дерево и лист или дом и окно.
Диагностика мышленияВ этом возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, поэтому и задания должны быть соответствующими. Например, можно показать малышу картинку, на которой изображена та или иная ситуация. Пусть рассмотрит картинку и расскажет, что на ней происходит. В зависимости от ответа, уровень развития мышления оценивается по шкале от 1 до 4. 1 – ребенок сразу включился в работу и подробно описал происходящее на картинке, 4 – ему сложно включиться в работу, он не может рассказать, что происходит на картинке.
Диагностика речиМожет проводиться по самым разнообразным направлениям. Типы заданий: «Придумай как можно больше слов на букву…», «Составь из слов предложение», «Прослушай небольшой текст и перескажи его». «Подбери к слову рифму» и т.д. По совокупности результатов определяется общий уровень развития речи у ребенка.
Диагностика навыков учебной деятельностиЭту диагностику проводят у детей 5-6 лет, чтобы определить, насколько ребенок готов к принципиально новой для него деятельности – учебной, ведь скоро ему придется отправляться в школу. Существуют кардинальные различия между учебной деятельностью в школе и игровой, которая была в детском саду. Одно из главных отличий – обязательность первой, умение сконцентрироваться на задании. Одна из диагностик называется «Бусы». Попросите ребенка нарисовать пять бусинок, соединенных одной ниткой, проходящей строго через центр каждой бусины. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синей. Другая методика называется «Рисунок по клеточкам». Ребенок должен поставить карандаш в точку на пересечении клеточек. Затем ему диктуют, на сколько клеточек и куда он должен двигаться. В итоге долен получиться рисунок, именно такой, какой ему продиктовали. Подобные диагностики также оцениваются по четырехуровневой системе.
Диагностика личностиДиагностика личности предполагает самое обширное количество исследуемых вопросов. Это и отношение к себе, и уровень самооценки, и детское самосознание и осознание половой принадлежности и т.д. Наиболее часто используемые методики – тесты в картинках, тесты типа «Нарисуй себя», «Нарисуй свою семью» и т.д.
Источники:
- провести диагностику
www.kakprosto.ru