Как переключать коробку передач на автобусе паз
Раздел 2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОБУСА ПАЗ-32053
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО — ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ АВТОБУСА ПАЗ-32053
Расположение органов управления показано на (рис. 2-1 а). Справа от сидения водителя находятся рычаг управления коробкой передач и рукоятка стояночного тормоза. Схема переключения передач показана на табличке 10 щитка приборов и рис. 2-1 б.
Рис. 2-1 Органы управления: а — рабочее место водителя; б — схема переключения передач. 1-наконечник тяги запирания двери; 2- сумка; 3-ручка открывания двери; 4-ручка для посадки водителя; 5- переключатель света фар, указателей поворота и звукового сигнала; 6- выключатель приборов и стартера; 7- переключатель стеклоочистителя, стеклоомывателя и звукового сигнала; 8- щиток приборов; 9-дефростер обдува стекол; 10- табличка со схемой переключения передач; 11- цепь управления шторкой радиатора; 12- блок плавких предохранителей; 13-рычаг коробки переключения передач; 14- капот двигателя; 15- застежка капота; 16- ручка капота; 17- рукоятка ручного тормоза; 18- педаль управления подачей топлива; 19- педаль тормоза; 20- заслонка вентиляции кабины; 21-педаль сцепления; 22-розетка
Рис.
2-2 Схема положения ключа выключателя приборов и стартера
Выключатель приборов и стартера 7 (рис. 2-1) расположен на рулевой колонке. На рисунке 2-2. показана схема положения ключа выключателя приборов и стартера:
«III» — в этом положении ключ вставляется и вынимается из выключателя. Независимо от того, вставлен ключ или не вставлен, вал руля заперт противоугонным устройством, но при этом можно включить аварийную сигнализацию, привод дверей, переносную лампу, включить или выключить аккумуляторные батареи;
«0» — в этом положении отключается противоугонное устройство. Для выключения противоугонного устройства нужно вставить ключ в выключатель (положение «III») и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево, повернуть ключ в положение «0».
«I» — в этом положении работают контрольно-измерительные приборы и доступно включение потребителей электроэнергии.
«II» — в этом нефиксированном положении включается стартер.
Для выключения приборов ключ из положения I повернуть в фиксированное положение 0.
Во избежание выхода из строя контактной части выключателя приборов не следует оставлять ключ в промежуточном положении.
Переключатель света фар, указателей поворота и звукового сигнала. Рычаг переключателя имеет шесть фиксированных положений (рис. 2-3) — I, II, III, IV, V, VI и четыре нефиксированных положения «А».
Если рычаг переключателя находится в положении I, а кнопка центрального переключателя света находится в положении II, то горит ближний свет фар. Переместив рычаг в положение II (вниз) — горит дальний свет фар и
синий сигнализатор на щитке приборов. При неоднократном перемещении рычага переключателя из положения I вверх вдоль рулевой колонки (положение нефиксированное) происходит сигнализация дальним светом фар.
При нажатии на кнопку рычага (из любого его положения) вдоль оси включается звуковой сигнал (без фиксации).
При перемещении рычага из положений I или II в положение IV или VI (правый поворот) или вниз в положение III или V (левый поворот) включаются указатели поворота, и на щитке приборов загорается зеленый мигающий сигнализатор.
Для кратковременного включения указателей поворота рычаг переключателя необходимо перевести в соответствующее положение «А». При отпускании рычаг возвращается в положение I или II.
После окончания поворота рычаг переключателя возвращается в положение I или II автоматически при повороте рулевого колеса.
Переключатель стеклоочистителя, стеклоомывате-ля и звукового сигнала.
При положении рычага (рис. 2-4):
0 — стеклоочиститель выключен;
1 — включена малая скорость стеклоочистителя;
II — включена большая скорость стеклоочистителя;
III — включена прерывистая работа стеклоочистителя. Для кратковременного включения омывателя и стеклоочистителя рычаг переключателя необходимо перевести из положения 0 на себя (в направлении стрелки).
Нажатием на кнопку рычага переключателя вдоль его оси (положение нефиксированное) включается звуковой сигнал.
Омыватель можно включать из всех положений рычага. Стеклоочиститель работает только при включенном зажигании.
Расположение приборов на щитке показано на рис. 2-5.
Контрольная лампа «Перегрев нейтрализатора» 6 (красный цвет) — при загорании сигнализирует о превышении температуры нейтрализатора выше предельно допустимой.
Внимание! Движение автобуса при наличии светового (красного) сигнала (наличие сигнала более
(3.4) минут) запрещается, так как это приведет к отказу нейтрализатора (его сгоранию) и может стать причиной возгорания автобуса.
При загорании лампы сигнализатора 6 (или при показании указателя температуры нейтрализатора -(570.600) С) водителю следует остановить автобус и выключить двигатель для поиска и устранения причин перегрева нейтрализатора.
Контрольная лампа «Работа сигнализатора аварийного состояния нейтрализатора» 7 (зеленый цвет) -горит постоянно, предупреждая о включенном состоянии системы контроля температуры нейтрализатора.
Контрольная лампа «Диагностика двигателя» 10 (оранжевый цвет). При включении зажигания (повороте ключа в замке зажигания в положение I) лампа 10 диагностики двигателя при исправной системе управления двигателем должна загореться на (2.
5) секунд и погаснуть. После чего двигатель можно запускать. Если после включения зажигания лампа 10 не гаснет, то это указывает на возникновение неисправности в системе управления двигателя. Необходимо найти и устранить неисправность (см. раздел «Двигатель»).
Сигнализатор диагностики АБС 4 загорается во время включения зажигания и гаснет через (2.3) секунды в случае отсутствия активных ошибок в памяти электронного блока АБС.
Аварийный выключатель 33 (рис. 2-5) имеет три положения клавиши: 0 — выключен, при этом кнопка не нажата и зафиксирована стопорным флажком; I (фиксированное) — режим включения аварийной сигнализации, для этого следует повернуть флажок фиксатора и нажать кнопку до фиксированного положения; II (нефиксированное) — выключение аккумуляторной батареи, производится дожатием клавиши выключателя до крайнего нефиксированного положения. После прекращения нажатия клавиша возвращается в положение I. При этом остаются включенными спидометр, механизмы управления дверями, аварийная световая сигнализация и освещение плафона водителя и плафонов дверей.
Внимание! Запрещается удерживать клавишу аварийного выключателя в крайнем (нефиксированном) положении более 2 секунд.
Внимание! Запрещается использовать аварийный выключатель в качестве выключателя аккумуляторной батареи в неаварийных ситуациях.
После перевода клавиши аварийного выключателя в I положение выключается аварийная световая сигнализация. Для включения АКБ следует нажать кнопку 32.
Манометр контроля давления воздуха в тормозной системе двухстрелочный входит в состав комбинации приборов. Белая стрелка показывает давление воздуха в контуре рабочей тормозной системы передней оси, красная — в контуре задней оси. Номинальное давление воздуха в пневмоприводе тормозов (0,65___0,80) МПа.
Как переключать коробку передач на автобусе паз
ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СААЗ
синхронизированная, с центральным рычагом управления, с прямой или повышающей пятой передачей. Рычаг коробки передач соединяется тягой с рычагом переключения передач на рабочем месте водителя.
Устройство коробки передач и её привода показано на рис. 4-4 и рис. 4-5.
На автобус могут устанавливаться коробки передач следующих моделей: СААЗ-3206, СААЗ-320670, СААЗ-132А2, СААЗ-132М3.
Новое семейство коробок передач СААЗ-136 имеет повышенный ресурс и следующие отличия от СААЗ-3206: все шестерни на вторичном валу установлены на игольчатых подшипниках; шестерни промежуточного вала имеют бесшпоночную посадку на вал за счет натяга; промежуточный вал установлен на конические подшипники, затяжка которых регулируется специальной гайкой; на СААЗ-136М установлены муфтовые синхронизаторы на всех передачах, на СААЗ-136А установлены пальчиковые синхронизаторы со стальными конусными кольцами напыленными молибденом; установлен бесконтактный датчик спидометра.
Для лучшего использования эксплуатационных свойств рекомендуется применять на пригородных маршрутах автобусы с коробками передач с ускоряющей 5-й передачей, а на городских маршрутах автобусы с коробками передач с прямой 5-й передачей.
Рис. 4-4 Коробка передач СААЗ-3206 1- вал первичный; 2- вал вторичный; 3,6- синхронизаторы; 4- крышка; 5-механизм управления; 7- крышка заднего подшипника вторичного вала; 8- червяк привода спидометра; 9- фланец вторичного вала; 10- гайка фланца вторичного вала; 11- привод спидометра; 12- шестерня первой передачи и заднего хода; 13- вал промежуточный; 14- шестерни второй передачи; 15- ведущая шестерня заднего хода и отбора мощности; 16- шестерни третьей передачи; 17- шестерни четвертой (пятой) передачи; 18- пара привода промвала; 19-картер; 20- крышка первичного вала; 21-шестерня промежуточная заднего хода и отбора мощности.
Для заправки маслом имеется заливная резьбовая пробка в правой стенке картера 19. Для слива масла предназначено сливное отверстие в левой стенке картера, внизу, закрываемое магнитной резьбовой пробкой.
Центрирование коробки производится по фланцу крышки первичного вала 20.
Переключение передач производится рычагом механизма управления в крышке 4 (рис.
4-4) коробки передач через тягу 5 (рис. 4-5) и рычаг переключения передач 2 на рабочем месте водителя.
При затруднительном включении передач рекомендуется выполнить регулировку привода изменением длины тяги 5 посредством поворота вилки 9 тяги переключения передач.
Рис. 4-5 Привод коробки передач 1-рукоятка рычага; 2-рычаг переключения передач; 3- шарнир; 4- кронштейн рычага; 5- тяга; 6- болты; 7- палец; 8-муфта соединительная; 9- вилка; 10- коробка передачи; 11-рычаг переключения
При обслуживании коробки передач
проверяется её крепление к картеру сцепления, крепление деталей самой коробки передач к картеру; заменяется и поддерживается нормальный уровень масла согласно карте смазки.
При смене масла нужно очистить магнит сливной пробки и сапун. Засорение сапуна может вызвать появление течи масла из-за повышения давления в картере.
При смене масла, а также при ремонте коробки передач не допускать попадания в неё загрязнений, которые могут вызвать заедание шестерен.
Источник
Паз 3206: описание, устройство, особенности
Павловский автомобильный завод является одним из лидеров по производству машин и автобусов в России. При этом пассажирский транспорт малого класса, который сходит с конвейера этого предприятия, характеризуется отличной мобильностью, маневренностью и долговечностью. Одним из таких транспортных средств, которое достойно нашего внимания, является ПАЗ 3206. О нем мы и поговорим в статье.
Общее описание
Автобус ПАЗ 3206 был разработан еще в 1986 году, однако его серийной сборке был дан старт в 1994 году. Машина выделяется тем, что она обладает достаточной степенью проходимости, а это особо актуально в условиях российского бездорожья.
Кроме того, высокие эксплуатационные показатели и наличие доступного каталога запасных частей делают автобус востребованным в среде перевозчиков.
Вместе с этим, владельцы агрегата отметили, что он прост в техническом обслуживании и сочетает в себе достойное качество и невысокую стоимость.
Особенности использования
Как показала практика, ПАЗ 3206, имея собственный вес в семь тонн, для разворота требует радиус менее восьми метров. Благодаря продуманным габаритам машина способна идеально приспосабливаться к достаточно плотному, можно даже сказать насыщенному, городскому потоку транспорта. Многие водители отметили и хорошую управляемость автобуса: для совершения маневров не потребуется приложить значительные усилия.
Разрабатывая ПАЗ 3206, конструкторы очень ответственно подошли к решению вопроса его дизайна. В частности, рестайлинговые модели 2007 года выпуска уже имеют современную обшивку салона в виде пластика, сдвоенные полумягкие велюровые сидения, продуманную установку поручней. Автобусы ПАЗ 3206-110 специально разработаны для эксплуатации в северных регионах и потому оборудованы утеплённым салоном, двойными стеклами, достаточно мощной системой обогрева машины.
Вентиляция салона осуществляется благодаря открыванию форточек и люков. Кузов изготавливается цельным и металлическим.
Тип – вагонный. Дверь двухстворчатая с пневматическим приводом. Ширина ее составляет 72 сантиметра. Запасная дверь имеет одну створку и оснащена уже ручным приводом. Кресло водителя отгораживается от пассажирского салона перегородкой, а сидение имеет пневматическую подвеску, отлично гасящую вибрацию в момент поездки.
Автобус имеет рулевое управление с гидравлическим усилителем. Вместительность транспортного средства для групповых перевозок составляет 25 человек.
Параметры
ПАЗ 3206 перед реализацией очень тщательно тестируется, все его технические характеристики пристально изучаются и проверяются.
Автобус оснащен четырёхцилиндровым двигателем дизельного типа импортного производителя Cummins 4ISBe185 (Euro-3). Мощность силовой установки составляет 185 лошадиных сил.
В некоторых случаях автобус может иметь мотор ЗМЗ-5234, мощность которого равна 124 лошадиным силам. Количество цилиндров в этом двигателе – 8, экологический класс – Euro-1.
Данная силовая установка комплектуется функцией быстрого прогрева, что особо актуально во время эксплуатации автобуса в суровых климатических условиях северных районов России.
Паз 3206 без особых трудностей преодолевает дороги любой сложности. Это стало возможным благодаря наличию полного привода и следующих конструктивных особенностей:
- транспортное средство оборудовано автостабилизатором поперечной стойкости;
- сцепление сухого типа, однодисковое, с гидравлическим приводом;
- коробка передач четырёхступенчатая, механическая;
- емкость топливного бака – 105 литров;
- потребление горючего – 20,5 литров на каждые 100 километров пройденного пути.
В целом автобус имеет узлы и детали, которые не требуют замены длительный период эксплуатации, а стоят при этом недорого. За счёт этого машина является одним из лидеров авторынка, практически не уступая зарубежным аналогам.
Источник: https://FB.ru/article/327432/paz-opisanie-ustroystvo-osobennosti
Паз коробка передач схема переключения
Грузовик ГАЗ-53 – это, пожалуй, единственный автомобиль, который не выпускается уже 20 лет, но все еще находится в эксплуатации у большинства людей и предприятий.
Это все благодаря качественной сборке, и применяемым деталям, из которых создавались отдельные узлы грузовика.
Так выглядит оригинальный ГАЗ 53
Схема коробки передач построена следующим образом. Передний конец первичного вала фиксируется в подшипнике коленчатого вала двигателя, задний конец вала соединяется с вторичным валом через игольчатый наборный подшипник.
Промежуточный вал передает все движения на вторичный вал, в зависимости от включенной скорости меняется передаточное число и соответственно скорость, с которой движется автомобиль. Четвертая передача прямая, на этой передачи муфта соединяет между собой первичный и вторичный вал.
Пример коробки передач для ГАЗ-53
С хвостовика вторичного вала через карданный вал движение поступает на задний мост, который вращает задние колеса.
Создание КПП ГАЗ 53
На первых выпусках ГАЗ 53 (с индексом «Ф») устанавливался шестицилиндровый двигатель и задний мост ГАЗ 51. Коробка передач тоже взяли от 51-ого, но она была модернизирована.
Следует заметить, что заменить КПП ГАЗ 53 на ГАЗ 51 возможно, но не всегда это делать имеет смысл. У пятьдесят первой коробки другие передаточные числа. К тому же, она рассчитана на менее мощный двигатель и меньшую грузоподъемность.
В связи с тем, что в 1967 году выпуск ГАЗ 53Ф был прекращен, на смену старой модификации пришел усовершенствованный ГАЗ 53А.
Этот автомобиль уже был оснащен мощным V-образным 8-цилиндровым двигателем, поэтому на новой модели пришлось сконструировать новый задний мост и усовершенствовать КПП.
Пример грузовика ГАЗ 53Ф
На более ранних выпусках КПП устанавливались синхронизаторы третьей и четвертой передачи, которые предназначены сглаживать момент включения скорости, но в более поздних версиях коробки синхронизаторы убрали, посчитав их лишними. Осталась только муфта переключения. КПП без синхронизаторов стали применять на ГАЗ 3307.
Самостоятельная регулировка кулисы на ВАЗ 2110. Регулировка кулисы КПП своими руками
Чтобы избавиться от всего этого, необходимо произвести несложную процедуру регулировки кулисы КПП, тем более, что регулировка кулисы отнимет у вас не более получаса времени.
Кулиса коробки переключения передач необходима для того чтобы не допустить произвольное включение скоростей из-за одновременного передвижения ползунов. Нередко от некорректно отрегулированной кулисы страдает вся трансмиссия, в результате вам грозит неисправность всей КПП. В наших предыдущих статьях мы уже неоднократно говорили об этой детали, например, в статье: О том как установить короткоходную кулису на Лада Приора, а также в статье: Установка короткоходной кулисы на ВАЗ 2109 . Кроме того, вопрос включения передач и КПП затронут в этой статье.
Регулировка кулисы КПП предусматривает наличие помощника, в таком случае результат, да и сама работа, будут более качественными. Регулировать кулису модно несколькими способами, ниже мы расскажем о каждом из них более подробно.
Схема устройства коробки передач ГАЗ-53
Здесь речь пойдет о коробке передач известного грузовика ГАЗ 53.
Устройство и схема КПП от грузовика ГАЗ 53.
КПП на этом грузовом автомобиле имеет четыре передние скорости и одну заднюю.
Является механической, состоящей из трех валов: ведущий, ведомый, промежуточный. Коробка передач ГАЗ 53 рассчитана на три хода.
Благодаря коробке передач существует возможность передавать обороты, который развивает двигатель, на ведущие колеса, при этом изменяя величину тяговой силы. При необходимости, используя КПП, можно прекратить передачу этих оборотов на ведущие колеса. Этому соответствует нейтральное положение рычага коробки передач.
Положения рычага переключения коробки передач автомобиля ГАЗ-53А.
Как отрегулировать кулису на ВАЗ 2110 своими руками
Перед тем как отрегулировать кулису КПП необходимо выполнить ряд подготовительных работ:
- Загоните авто на яму.
- Затяните ручник и установите противооткатные упоры.
Способ №1 — регулировка кулисы по задней скорости.
- Ослабьте хомут.
- Включите заднюю скорость и расположите рычаг так, как вы хотели бы его видеть в этом положении.
- Затем затяните хомут и проверьте как работает кулиса, устраивает ли вас нынешнее положение рычага и работа кулисы.

Способ №2 — регулировка кулисы по первой скорости.
Этот метод используют, как правило, тогда, когда первый способ не дал результата.
- Включите первую скорость.
- Ослабьте хомут кулисы.
- Проворачивайте привод кулисы против часовой стрелки до тех пор, пока рычаг КПП не начнет упираться в пластиковый стопор задней скорости.
- Затяните хомут, и проверьте как все работает.
Способ №3 — регулировка кулисы на «нейтралке».
Если у вас отсутствует пластиковый фиксатор ограничитель, регулировка делается по нейтральной передаче.
Чтобы отрегулировать нейтральное положение рычага переключения передач, необходимо точно рассчитать глубину выноса кулисы вашей КПП на кардан автомобиля ВАЗ 2110. Иногда подобные манипуляции заканчиваются появлением раздражающего дребезга рычага.
Если регулировка кулисы ни к чему не привела и с переключением по-прежнему беда — замените кулису полностью или попросите помощи у специалистов.
Неисправности КПП ГАЗ 53
Признаки неисправности
Судить о неисправности КПП можно по следующим признакам:
Мы давно хотели провести испытания самого «народного» автобуса ПАЗ-3205.
Еще с советских времен основными потребителями ПАЗ-3205 были сельчане, которые на этих автобусах добирались из отдаленных сел в районные центры. Различные модификации ПАЗ-3205 широко используются для перевозки строителей, рабочих заводов, вахтовиков на нефтегазоразработках. В небольших городах «пазики», как их ласково прозвали в народе, работают рейсовыми автобусами. Даже за Полярным кругом они нашли применение. А недавно они освоили еще одну «профессию» – маршрутное такси в крупных городах. Так что ПАЗ-3205 – популярный и действительно «народный» автобус. Что же представляют собой автобусы павловского завода?
Многих наших читателей, вероятно, удивил поставленный вопрос – «пазики» давно сходят с конвейера, долгие годы их эксплуатируют многочисленные клиенты. И зачем проводить испытания автобусов, которые и так все знают? Можно было согласиться, но…
ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10
Машину сегодняшнего дня сравнивать с его «собратом» шестилетней давности по силовому агрегату, пожалуй, некорректно.
В тот раз мы имели дело с совершенно новой машиной, этот же образец давным-давно прошел обкатку, и все «детские болезни» были устранены водителями ПАЗа в ходе эксплуатации.
Двигатель работает на холостых оборотах тихо. Шум создает только пневмокомпрессор, причем хлюпающий звук работающего компрессора похож на клекот тетерева. Но при повышении оборотов двигателя появляется характерный звук, чем-то напоминающий работу мотора старого грузовика ГАЗ-53. Естественно, при этом пневмокомпрессор уже не слышно.
Стартовая динамика у бензинового ПАЗа достаточно хорошая – мощность двигателя все-таки 130 л. с. Передачи КП включались без проблем, кроме двух – пятой и задней. Пятая передача включалась почему-то все время с «пробоем», т. е. с небольшим скрежетом, задняя – тоже тяжело, но по другой причине – места маловато.
И дорожная динамика у ПАЗ-32053 хорошая. К удивлению, без проблем работала педаль «газа»: как на импортных машинах, без задержек и плавно. Поэтому постоянную скорость на замерах расхода топлива держать было несложно.
До 2003 года автобусы ПАЗ комплектовали тормозной системой, состоящей из двух контуров: гидравлического и пневматического, как на грузовиках Горьковского автозавода. С 2003 года павловчане модернизировали тормозную систему, и она стала полностью пневматической, что позволило установить ABS фирмы Knorr-Bremse.
Но расположение педали тормоза осталось неудобным: она установлена на разных уровнях с педалью «газа».
Неудачно расположена педаль сцепления с гидравлическим приводом – очень высоко. В городских «пробках», когда водитель постоянно держит ногу на педали сцепления, неудобство превращается в ножную боль. Кстати, нашу версию подтверждают и водители ПАЗов «маршрутных» такси, работающих в городах. На загородных маршрутах у водителей ПАЗов такой проблемы нет: ногу на педали сцепления не приходится долго держать.
Что касается маневренности, то павловские автобусы всегда отличались хорошей управляемостью и маневрированием. Достаточно сказать, что при габаритном радиусе поворота 8,5 м автобус разворачивается на дороге шириной 6 м за два приема.
Надо отметить хорошую работу гидроусилителя руля – при таком развороте приходилось крутить руль на месте. На бензиновом «пазике» ГУР работал бесшумно и легко.
К ходовой части во время испытаний претензий тоже не было. Автобусы ПАЗ-32053 и ПАЗ-32053-07 оснащаются мостами Рязанского завода автоагрегатов (РЗАА) или Канашского автоагрегатного завода (КААЗ). В нашем случае на обоих ПАЗах были установлены мосты рязанского производства. Видимо, поэтому редукторы не издавали характерный воющий звук, присущий мостам горьковских грузовиков. Рязанский завод изготовляет задние мосты еще и для московского автозавода ЗИЛ.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Проводя редакционные тесты на испытательных дорогах ФГУП НИЦИАМТ, как-то забываешь, что это место повышенной концентрации новых образцов мировой автомобильной промышленности. Улицы Москвы и нацеленные на Европу автомагистрали за последнее время превратились в постоянно действующее Motor-Show и тоже не могут отражать общей ситуации на дорогах всей страны.
А сермяжная правда такова, что на необъятных российских просторах, очевидно, еще очень долго будет править бал продукция бывшего Автопрома и его автобусной составляющей, в частности. В советские времена рейсовые КАвЗы и ПАЗы, особенно полноприводные, были основным средством пригородного сообщения, особенно в сельской местности. ПАЗ с тех времен почти фотографически сохранил внешний облик своей продукции и лидирующее положение в производстве автобусов. Если бы среди автобусных заводов, оказавшихся в пучине перестроечных процессов, существовал приз «За волю к победе», то он на полном основании прописался бы в г. Павлове.
Что касается салона и рабочего места водителя, то они «сплотили» как минимум три поколения пассажиров и водителей. Заслуженным пенсионерам нет необходимости рассказывать внукам, на каких автобусах приходилось им ездить, а молодой, неопытный водитель вполне может брать мастер-класс у своего отца или деда, водивших павловские машины несколько десятилетий назад. Но высокую потребность в ПАЗах в стране нельзя объяснить одной преемственностью.
В техническом и маркетинговом аспектах произошли кардинальные изменения, определяемые стратегией , в которую кроме Павловского входят Ликинский, Курганский и Голицынский автобусные заводы.
Сегодня наряду с традиционным бензиновым автобусом предлагается и дизельный вариант, оснащенный двигателями ММЗ-245 в различных модификациях, что невероятным образом отразилось на его топливной экономичности. По предварительной оценке полученных в результате измерений значений расходов топлива, можно предположить, что снижение эксплуатационного расхода горючего может составить до 10 литров, или в рекламном виде «25 бесплатных километров» по сравнению с бензиновой машиной.
Установка дизельного двигателя позволяет проще решить и проблемы, связанные с экологическими требованиями. Экономически вполне оправданно выглядит и освоение автобусов среднего класса (ПАЗ-4234 – удлиненный вариант ПАЗ-3205), что позволяет увеличить пассажировместимость с 37 до 50 человек при минимальных затратах на изменение производства.
Основным направлением стратегии , нацеленной на снижение производственных затрат, стал отказ от использования энергоемкого штампового производства и переход на трубчатый каркас кузовов с приоритетным использованием пластиковых внешних панелей, подобная технология апробирована на новом серийном автобусе ПАЗ-4230 семейства «Аврора», который уже широко представлен на рынке. Но есть один существенный момент: цена «Авроры» превышает стоимость даже самой дорогой дизельной версии почти антикварного ПАЗ-3205 примерно в два раза. Значит, у нашего ветерана осталась надежда еще на долгие-долгие годы трудовой жизни. А к общему уровню этой машины нам, то ли к счастью, то ли к сожалению, не привыкать.
ПАЗ-32053-07 с минским дизельным двигателем
Все, что было сказано о конструкции и компоновке автобуса с бензиновым двигателем, в полной мере справедливо и в отношении машины с дизелем. Главное отличие – двигатель минского производства ММЗ Д-245.7. Его трудно не заметить, стоя рядом с автобусом, у которого работает мотор.
Сразу можно сказать: «Он! Трактор «Беларус». Специалисты ПАЗа долго работали над снижением шума не только мотора, но и всего автобуса в целом, и его уровень в результате удалось довести до требуемых сертификационных норм, но ощущение тракторного мотора осталось.
Особенности конструкции коробки передач ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234
Коробка передач производства ЗАО «СААЗ АМО ЗИЛ» – механическая, пятиступенчатая, синхронизированная, с центральным рычагом управления, с прямой или повышающей пятой передачей
Рычаг коробки передач соединяется тягой с рычагом переключения передач на рабочем месте водителя.
Устройство коробки передач и её привода показано на рис. 1 и рис. 2
На автобус могут устанавливаться коробки передач следующих моделей: СААЗ-3206, СААЗ-320670, СААЗ-132А2, СААЗ-132М3.
Новое семейство коробок передач СААЗ-136 имеет повышенный ресурс и следующие отличия от СААЗ-3206:
— все шестерни на вторичном валу установлены на игольчатых подшипниках;
— шестерни промежуточного вала имеют бесшпоночную посадку на вал за счет натяга;
— промежуточный вал установлен на конические подшипники, затяжка которых регулируется специальной гайкой;
— на СААЗ-136М установлены муфтовые синхронизаторы на всех передачах, на СААЗ-136А установлены пальчиковые синхронизаторы со стальными конусными кольцами напыленными молибденом;
— установлен бесконтактный датчик спидометра.
Для лучшего использования эксплуатационных свойств рекомендуется применять на пригородных маршрутах автобусы с коробками передач с ускоряющей 5-й передачей, а на городских маршрутах автобусы с коробками передач с прямой 5-й передачей.
Для заправки маслом имеется заливная резьбовая пробка в правой стенке картера 19. Для слива масла предназначено сливное отверстие в левой стенке картера, внизу, закрываемое магнитной резьбовой пробкой.
Центрирование коробки производится по фланцу крышки первичного вала 20.
Переключение передач производится рычагом механизма управления в крышке 4 (рис. 1) коробки передач через тягу 5 (рис. 2) и рычаг переключения передач 2 на рабочем месте водителя.
При затруднительном включении передач рекомендуется выполнить регулировку привода изменением длины тяги 5 посредством поворота вилки 9 тяги переключения передач.
При обслуживании коробки передач проверяется её крепление к картеру сцепления, крепление деталей самой коробки передач к картеру; заменяется и поддерживается нормальный уровень масла согласно карте смазки.
При смене масла нужно очистить магнит сливной пробки и сапун. Засорение сапуна может вызвать появление течи масла из-за повышения давления в картере.
При смене масла, а также при ремонте коробки передач не допускать попадания в неё загрязнений, которые могут вызвать заедание шестерен.
Затрудненное включение всех передач
— Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)
Отрегулировать свободный ход педали сцепления
Включение передач с ударом и скрежетом
а) износ конусных колец синхронизаторов
Заменить синхронизаторы
б) износ блокирующих фасок пальцев и каретки
Заменить синхронизаторы
Самовыключение передач на ходу
а) неполное включение передачи из-за неисправности механизма переключения
Устранить неисправности
б) износ вилок
Заменить изношенные детали
в) ослабление крепления вилок и головок
Подтянуть крепление
Передачи не включаются
— Поломка пальцев и фиксаторов синхронизаторов
Заменить синхронизаторы
Повышенный шум при работе коробки передач
а) ослабление крепежных деталей
Подтянуть крепеж
б) износ и поломка зубьев шестерен
Заменить изношенные детали
Течь масла из коробки передач
а) износ или потеря эластичности манжет
Заменить манжеты
б) повышенное давление в картере коробки
Продуть сапун
в) нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям
Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки
Инженерное объяснение: как работают последовательные трансмиссии
Последовательные трансмиссии популярны не только на двухколесных транспортных средствах, но и широко используются во многих видах автоспорта.
Вот как они работают…
Напомнить позже
Прежде чем понять, как работает эта передача, необходимо ознакомиться с терминологией (см. рисунок ниже). Обратите внимание, что многие из этих терминов могут иметь альтернативные названия; Я просто выбрал термины, которые, как мне кажется, просты для понимания.
Секвентальная трансмиссия
Тип трансмиссии, который позволяет выбирать передачи вручную, хотя передачи должны выбираться по порядку, так как это не позволяет пропускать передачи, как традиционная механическая коробка передач. Метод переключения передач уникален для этого типа трансмиссии, где селекторный вал используется для переключения на повышенную или пониженную передачу.
Вилка переключателя передач
Этот переключатель используется для включения кулачковой муфты, вращающейся вместе с выходным валом, и шестерни, вращающейся вместе с входным (силовым) валом.
(Это толкает коробку передач на различные передачи).
Штифт переключателя
Расположен на вилке переключателя и используется для направления переключателя через канавки на валу переключателя.
Вал переключателя
К этому валу присоединяются все вилки переключателя, и на нем прорезаны канавки, по которым будет двигаться штифт переключателя.
Селектор секвентальной передачи
Используется для вращения вала переключателя, и водитель будет изменять его при выборе передачи. Обратите внимание, что существует множество способов механического вращения вала, кроме изображения ниже (это могут быть пневматические, гидравлические, электронные и т. д.).
Многодисковое сцепление
Многодисковое сцепление используется для передачи/отключения крутящего момента двигателя от входного вала коробки передач. Как следует из названия, внутри находится несколько дисков сцепления.
Кулачковая муфта
Форма сцепления, в которой используются интерференционные, а не фрикционные диски (как в традиционной муфте) для вращения двух валов с общей скоростью. Для переключения с кулачковой муфтой требуется только короткий момент без передачи крутящего момента, поэтому часто бывает так, что использование муфты не требуется (просто отпустите газ).
2. При вращении вала переключения штифты переключателя перемещаются вместе с канавками на валу переключения, тем самым перемещая вилки переключения.
3. Вилка включения первой передачи переместится для включения кулачковой муфты, насаженной шлицами на выходной вал коробки передач, на первую передачу, соединенную с входным валом коробки передач.
4. После включения кулачковой муфты первой передачи крутящий момент передается через этот набор шестерен на выходной вал, который приводит в движение ведомые колеса.
5. Когда водитель выбирает вторую передачу, вал переключателя снова вращается. На этот раз вилка выбора первой передачи отключает кулачковую муфту, а вилка выбора второй передачи включает кулачковую муфту. Этот процесс продолжается по мере того, как водитель выбирает различные передачи.
6. Когда коробка передач находится на выбранной передаче, конструкция вала переключения требует, чтобы передачи включались последовательно (1-2-3-4 и т. д.) и не могли быть пропущены. Это сильно отличается от механической коробки передач, где, например, можно переключаться со 2-й передачи на 5-ю или переключаться с 6-й передачи на 3-ю, не выбирая передачи между ними.
Вот видео, объясняющее, как они работают:
Как работает трансмиссия мотоцикла?
✓ СОВЕТ ЭКОНОМИИ: узнайте, не переплачиваете ли вы за страхование мотоцикла!
Экономьте деньги, сравнивая котировки.
Введите свой почтовый индекс, чтобы начать.
Почтовый индекс:
Независимо от того, являетесь ли вы новичком в вождении мотоцикла, ездили ли вы в течение многих лет или вам просто интересно, как работает трансмиссия мотоцикла, вы попали в нужное место. Всегда полезно знать, как работает механика машины, на которой вы едете.
Итак, как работает трансмиссия мотоцикла? Трансмиссия мотоцикла работает за счет того, что выход двигателя напрямую связан со сцеплением через закрытую цепь/ремень. Сцепление связано с входным валом трансмиссии, у которой есть выходной вал, связанный с задним колесом через звездочки и цепь/ремень. Так мощность двигателя передается на колесо.
Трансмиссия — это компонент, который передает крутящий момент от двигателя к колесам. Это устройство, которое позволяет водителю контролировать скорость автомобиля. По сути, каждое моторизованное транспортное средство использует трансмиссию, и среди этих транспортных средств есть разные типы трансмиссии.
Когда речь идет о мотоциклах и других легковых транспортных средствах, таких как квадроциклы, скутеры и т. д., трансмиссия специально разработана для данного применения. Более легкие транспортные средства немного легче катить, поэтому вес и шестерни отличаются от того, что нужно легковому или грузовому автомобилю.
Как работает трансмиссия мотоцикла?
Чтобы копнуть глубже, один ключевой компонент, который нужно понять, — это сцепление. Большинство трансмиссий мотоциклов являются механическими, что означает, что передача выбирается вручную, а не автоматически. Сцепление — это то, что связывает двигатель и трансмиссию вместе, а также то, что их разделяет. Ручное сцепление состоит из нескольких пластин, которые попеременно приводятся в движение двигателем или коробкой передач. Пружины пакета фрикционов прижимают пластины друг к другу, зацепляя их. Когда ручка сцепления выжата, давление пружины сбрасывается, позволяя двигателю вращаться независимо от трансмиссии.
Коробка передач мотоцикла имеет последовательную передачу, что означает, что вы можете переключать передачи только по порядку. В отличие от типичной автомобильной трансмиссии с Н-образным выбором передач, Переключение передач на секвентальной коробке передач невозможно. Этот тип трансмиссии удобен для водителя, позволяя быстро переключать передачи вверх или вниз. Нейтраль обычно находится в полщелчка между первой и второй передачей. Начиная с нейтрального положения, схему переключения можно запомнить как «один вниз, четыре (или пять) вверх», но некоторые передачи инвертируются на «один вверх, четыре (или пять) вниз».
Внутри трансмиссии есть входной и выходной валы. Входной вал привязан к двигателю, а выходная сторона привязана к колесу. На каждом валу несколько шестерен, находящихся в постоянном зацеплении. Некоторые из шестерен, называемые зубчатыми колесами, прикреплены к валу с помощью шлица, который позволяет им скользить и фиксироваться в других шестернях.
Скольжение этих шестерен контролируется вилками переключения, прикрепленными к барабану переключения, который представляет собой вал с канавками. Барабан переключения передач управляется ножной педалью переключения передач. На барабане находится храповой механизм с прорезью для нейтрального положения. Валы подвешены в корпусе на подшипниках, и все смазывается трансмиссионным маслом для предотвращения трения и повреждений.
Вот изображение того, что происходит внутри трансмиссии мотоцикла:
Признаки неисправности трансмиссии
Трансмиссия подвержена износу, и со временем это может привести к другим проблемам. Важно знать о небольших проблемах, прежде чем они превратятся в более крупные и дорогостоящие проблемы.
Ниже приведены некоторые распространенные неисправности трансмиссии мотоцикла:
Неисправность сцепления
Сцепление подвергается большому воздействию независимо от того, новичок вы или нет. Симптомы отказа сцепления включают задержку ускорения, затрудненное переключение передач или лязг при переключении передач. Сцепления спроектированы так, чтобы их можно было регулировать и/или заменять по мере необходимости. Самый простой первый шаг — отрегулировать тросы рукоятки сцепления. Если проблема не устранена, вам придется копать дальше. Обратитесь к руководству пользователя для получения информации о надлежащих процедурах и спецификациях.
Рычаг переключения передач не работает
Ножной рычаг переключения передач поворачивает барабан переключения для выбора передачи. Имеется пружина, предназначенная для удержания выбора, который подвержен износу, из-за чего рычаг не возвращается после переключения. Простым решением может быть смазка рычага переключения передач, чтобы освободить его.
В противном случае для решения этой проблемы требуется замена рычага переключения передач.
Подшипники изношены
Валы трансмиссии подвешены на подшипниках. Эти подшипники могут постепенно изнашиваться, и изношенный подшипник наиболее заметен по издаваемому им рычащему звуку. Существует быстрый способ определить, где находится изношенный подшипник. Если вы слышите звук при включенном сцеплении и нейтральной передаче, это, вероятно, один из подшипников первичного вала. Если шум возникает при выключенном сцеплении, скорее всего, это подшипник промежуточного вала. Если шум все равно возникает, то, скорее всего, это подшипник ступицы сцепления. Замена подшипников является очень сложным процессом, и для его выполнения может потребоваться обученный специалист.
Изогнутые вилки переключения
Вилки переключения — это компоненты трансмиссии, которые перемещают собачьи шестерни в нужное положение. Они направляются канавками в барабане переключения передач, поэтому видят движение из стороны в сторону.
Неправильное переключение передач может привести к изгибу этих вилок. Типичным признаком погнутой вилки является выключение передачи. Если их не зафиксировать, зубья зубчатых колес могут закруглиться из-за неправильного зацепления. Для устранения этой проблемы также потребуется разборка трансмиссии.
Столкновение шестерен
Столкновение шестерен — это состояние, при котором допуск или расстояние между зубьями шестерни увеличилось из-за износа. Когда сцепление включено и передает первоначальный крутящий момент двигателю, шестерни прыгают вместе, вызывая лязг или постукивание. Чтобы предотвратить это состояние, держите коробку передач в надлежащем состоянии. Старые велосипеды более склонны к этому заболеванию. К сожалению, для этого нет быстрого решения, и часто требуется восстановление или замена трансмиссии.
Обслуживание трансмиссии
Своевременное техническое обслуживание трансмиссии мотоцикла — лучший способ предотвратить проблемы и поддерживать мотоцикл в рабочем состоянии.
Процесс замены жидкостей довольно прост. Начните с правильной заливки масла, поддона для слива и инструментов для открытия сливных пробок. Перед сливом жидкости полезно прогреть мотоцикл, так как это способствует сливу масла. Припаркуйте велосипед на ровной поверхности и поместите поддон под пробки. Открутите пробки и дайте стечь как можно большему количеству масла. Проверьте масло на наличие металлической стружки или кусков, так как это указывает на внутреннюю проблему.
Другим компонентом, который необходимо проверить, является сливная пробка.
Часто свечи имеют на конце магнит для сбора металлической стружки. Некоторые заглушки также будут иметь уплотнительное кольцо, которое необходимо будет заменить во время обслуживания. После того, как масло слито, установите на место пробку и плотно затяните ее.
Если в качестве трансмиссионного масла в вашем велосипеде используется моторное масло, самое время заменить масляный фильтр. Он часто находится сбоку двигателя, и для его удаления могут потребоваться некоторые инструменты. После снятия осмотрите металлическую стружку. Там может быть уплотнение, которое нужно будет заменить вместе с фильтром. Установите новый фильтр и затяните все крепежные детали.
После того, как масло слито и пробки установлены на место, пора долить жидкость. 


