Сцепление автомобиля. Принцип работы сцепления автомобиля
Сцепление автомобиля – это один из главных компонентов трансмиссии. Именно оно принимает на себя весь основной удар при переключении передач, защищает машину от перегрузок и гасит колебания. Как работает сцепление на автомобиле, как оно устроено, какие функции выполняет? Ответы на все эти вопросы – далее в нашей статье.
Характеристика
Сцепление автомобиля – это узел, предназначенный для кратковременного отсоединения двигателя от коробки передач и плавного их соединения при переключении скоростей.
На большинстве современных автомобилей данный элемент размещается между коробкой передач и двигателем внутреннего сгорания.
Устройство сцепления автомобиля
По своей конструкции данная деталь представляет собой целую систему, состоящую из следующих элементов:
- Маховик. На него вырабатывается весь крутящий момент мотора. К маховику подсоединяется корзина.
Это одна из наиболее стойких к нагрузкам деталь. - Нажимной и ведомый диск сцепления. Данные детали тесно взаимосвязаны между собой. Нажимной диск сцепления может как соприкасаться, так и отпускаться от ведомого в зависимости от конкретного положения педали в салоне автомобиля.
- Вилка выключения. Данная деталь при нажатии педали разжимает диски.
- Первичный вал КПП. Это элемент, на который передается крутящий момент через сцепление автомобиля от ДВС.
Для чего нужен данный узел?
Как известно, двигатель вращается постоянно, а вот колеса – нет. И чтобы при каждой новой остановке автомобиля не приходилось глушить мотор, на коробке следует выключать ту или иную передачу, то есть путем нажатия на педаль сцепления активировать «нейтралку». При последующем движении данный узел способен снова совместить вращающийся двигатель и неподвижную КПП, плавно соединяя валы между собой. Благодаря этому происходит мягкое трогание автомобиля с места.
«Сухое» сцепление
Схема сцепления автомобиля практически всегда одна и та же (картер сцепления; подшипник выключения сцепления; втулка опорная вала вилки выключения сцепления; вилка выключения сцепления; нажимная пружина; ведомый диск; маховик; нажимной диск; кожух сцепления; первичный вал коробки передач; трос; педаль сцепления; муфта подшипника выключения сцепления; пластина, соединяющая кожух сцепления с нажимным диском; пружина демпфера; ступица ведомого диска).
Однако этот узел имеет свои особенности. Некоторые производители оснащают машины разными типами узлов. Один из самых популярных на данный момент вариантов – фрикционный. При таком типе сцепления процесс передачи усилий крутящего момента осуществляются благодаря силам трения. Последние воздействуют на поверхностях соприкосновения ведомой и ведущей части. То есть передача усилий происходит напрямую между диском ДВС и КПП машины. Также данный тип сцепления называется «сухим». Особенно часто он устанавливается на полноприводные джипы.
«Мокрый» тип
Существует и так называемый мокрый тип сцепления. Чем он отличается от первого варианта? В нем имеется гидротрасформаторное масло между двумя дисками. Также на «мокром» узле нет такого жесткого сцепления между ведомым и ведущим диском.
По сравнению со своими аналогами он имеет целый ряд преимуществ. Среди них необходимо отметить хорошую защиту автомобиля от перегревов, а также высокую надежность работы механизмов. Однако есть у «мокрого» элемента и свои недостатки.
Главный его минус – высокая стоимость, поэтому на большинстве бюджетных автомобилей такая система не используется.
Предназначение
Какие функции выполняет сцепление автомобиля? Прежде всего, данный узел необходим для плавного трогания автомобиля с места, о чем мы сказали в начале статьи. Если мотор с коробкой соединены жестко, то после включения передачи машина резко дергается вперед, так как на коробку передается сразу вся мощность от двигателя. Неправильное использование сцепления вызывает механическое повреждение деталей, а также приводит к частой остановке двигателя при трогании с места.
Благодаря работе сцепления, а именно скольжению ведущего и ведомого дисков, крутящий момент увеличивается постепенно. Движущие усилия возрастают не сразу, а потому машина трогается очень плавно и мягко.
Также коробка сцепления необходима для легкого переключения передач во время движения транспортного средства. Когда автомобиль едет с определенной скоростью, которая стабильно растет или уменьшается, возникает необходимость в переходе на повышенную или пониженную передачу, чему способствует своевременное разъединение валов узла между трансмиссией и двигателем.
В противном случае для переключения передачи требовались бы более высокие усилия, что в дальнейшем спровоцировало бы быстрый износ КПП и других его механизмов. В частности, при принудительном переводе скорости повышается нагрузка на зубья шестерен. Таким образом, сцепление также выполняет функцию уменьшения нагрузки, которая действует на поверхность деталей КПП, что облегчает переход с одной передачи на другую. При этом коробка передач (фото данного механизма представлено ниже) терпит минимальные нагрузки от двигателя. А это значительно повышает срок службы деталей КПП, цена которых порой слишком велика.
Кроме того, работа сцепления направлена на уменьшение уровня нагрузок, действующих на КПП во время экстренного торможения автомобиля. Когда машина резко снижает скорость, момент вращения ее колес значительно уменьшается. Но поскольку трансмиссия в это время соединена с мотором, она обладает инерцией вращения и сохраняет прежнюю частоту оборотов. Это может привести к значительному повреждению ее деталей.
Сама защита от перегрузок осуществляется проскальзыванием ведомых и ведущих дисков. В таком случае момент вращения стабилизируется максимально.
Как оно функционирует?
Принцип работы сцепления автомобиля заключается в трении нескольких дисков. Действие данного узла заключается в плотном сжатии рабочих поверхностей маховика и прижимной поверхности корзины. Ниже мы рассмотрим этот момент более подробно.
Когда узел находится в рабочем состоянии, под действием выжимной пружины диск корзины плотно прилегает к сцеплению и прижимает его к маховику. При этом первичный вал заходит в шлицевую муфту. Далее производится передача крутящих усилий на него от диска сцепления. Когда водитель нажимает на педаль, он задействует работу выжимного подшипника. Последний нажимает на пружину. Таким образом, поверхность корзины отходит от диска сцепления. После этого первичный вал КПП прекращает свое движение.
Особенности работы на автоматических коробках
В обычных АКПП такой элемент трансмиссии, как сцепление, попросту отсутствует.
Зато на роботизированных и кулачковых «автоматах» она предусмотрена. Кстати, на последнем типе трансмиссий сцепление работает только при старте. В процессе движения данный элемент не функционирует.
На большинстве автоматических коробок используется многодисковое сцепление влажного типа. Однако выжим здесь происходит не путем нажатия определенной педали (которой попросту здесь нет), а сервоприводом (другими словами, актуатором). На данный момент принято различать несколько типов данных устройств:
- Электрический. Подобный сервопривод представляет собой шаговый двигатель. Он управляется при помощи ЭБУ (электронного блока управления).
- Гидравлический. Такой актуатор выполняется в виде гидроцилиндра. Он приводится в действие специальным гидравлическим распределителем.
На КПП типа «робот» используются два типа сцеплений. Они функционируют переменно. При выжиме первого для автоматического переключения определенной передачи второе ожидает команды для выжима следующей.
Продлеваем срок службы
Сцепление – это, пожалуй, один из самых износостойких элементов в конструкции автомобиля. Качественный узел может прослужить 200 и более тысяч километров. Однако чтобы ваша коробка не потребовала ремонта уже на первых неделях езды, нужно знать определенные правила эксплуатации.
При вождении автомобиля с механической трансмиссией, прежде всего, научитесь правильно нажимать на педаль. В то время когда вы приотпускаете ее, происходит включение сцепления. В этот момент пружина нажимного диска подводит ведомый механизм к маховику. Происходит плавное притирание элементов. За счет этого диск немного проскальзывает относительно маховика, последний также начинает вращаться.
На следующем этапе необходимо дать небольшое время узлу для того, чтобы обороты максимально сравнялись. Для этого следует удерживать педаль в средней позиции примерно 2-3 секунды. После этого количество оборотов маховика приблизится к скорости вращения диска. Итак, автомобиль потихоньку набирает ход.
Что же делать далее? Когда маховик с ведомым и нажимным диском стал самостоятельно вращаться с одинаковой скоростью и без проскальзываний, происходит максимально высокая передача крутящего момента. В таком случае необходимость в повторном разъединении КПП и двигателя отсутствует (разве что при экстренном торможении). Как только машина тронулась, а на спидометре уже больше 10 километров в час, педальку можно смело отпускать. Дальше аналогичным путем переключаемся на повышенную передачу вплоть до 5-й (если это позволяют ПДД).
Обратите внимание, что если при трогании с места внезапно сбросить педаль сцепления, машина будет ехать рывками, а через 3-4 секунды заглохнет. Это происходит из-за того, что при резкой притирке дисков мотор передает всю мощь на коробку, тем самым попросту рвет ее. Нагрузка на шестерни увеличивается, соответственно, ресурс механизмов трансмиссии уменьшается. Резко отпускать педаль при трогании не следует, так как это очень вредит вашему автомобилю. Лишь когда машина набирает достаточно большую скорость (это уже 3-5 передача), при переключении на повышенную можно «бросать» педаль сходу.
Как не сжечь этот узел?
Не стоит думать, что если долго давить на данную педаль, работа сцепления автомобиля будет стабильной, а машина от этого не пострадает. К примеру, на перекрестках и при остановке «на красный» следует сразу переключаться на «нейтралку». Если все это время (порядка 20-40 секунд) ваша нога будет находиться на педали сцепления, вы попросту его сожжете через 1-2 дня. Цена на него в зависимости от модели автомобиля колеблется в пределах от 200 до 1000 долларов и выше. Согласитесь, это довольно большая сумма.
Как показывает практика, при правильном использовании сцепления можно не менять корзину и диск на протяжении 100-200 тысяч километров (касается импортных марок машин). Главное – чувствовать, когда следует нажимать на педаль, а когда – нет. Если ваша остановка длится более 5-6 секунд, смело включайте «нейтралку». Сделать это можно и раньше, например если на расстоянии в 300 метров вы увидели красный сигнал светофора. В таком случае машина будет двигаться по собственной инерции.
Кстати, используя «накат», можно значительно уменьшить расход топлива автомобиля.
Таким образом, не следует резко отпускать педаль сцепления, но и не нужно очень долго его держать. И в том и в другом случае вы рискуете ухудшить техническое состояние автомобиля.
Регулировка узла
Периодически автомобилю требуется регулировка сцепления. Со временем ход педали увеличивается, вследствие чего механизмы отключаются не полностью. То есть при максимальном нажатии на педаль валы не отключаются, а остаются «в притирке» с двигателем. А это, как мы уже сказали ранее, значительно увеличивает уровень нагрузки на зубья. В результате изнашиваются все компоненты узла.
Как это определить?
Понять, требуется ли вашему автомобилю регулировка сцепления, очень просто. Для этого нужно взять строительную рулетку и замерить расстояние от пола до резиновой накладки педали. На большинстве легковых автомобилей данное значение составляет порядка шестнадцати сантиметров. А выставляется ход педали при помощи специальной контргайки, которая находится на окончании троса под капотом.
При этом механизм следует трижды нажать до упора (в пол).
Заключение
Итак, мы подробным образом рассмотрели особенности работы системы сцепления автомобиля. Как видите, данная деталь представляет огромную важность для двигателя и коробки передач. Поэтому не следует пренебрегать правилами ее эксплуатации и впустую жечь корзину при отсутствии особой надобности. Берегите свой автомобиль и эксплуатируйте сцепление бережно!
Принцип работы сцепления автомобиля ваз: описание, характеристики
Содержание
15 – первичный вал коробки передач;
Отличие сцепления ВАЗ 2110 от 2112
Сцепление на двигателе ВАЗ 2112, выпускается с другими характеристиками нажимной пружины и пружины демпфера отличить это можно по следующим признакам: по прорези лепестков нажимной пружины (см. рис.1) и пружинам демпфера ведомого диска (см. рис.2)
- Лепестки нажимной пружины сцепления двигателя ВАЗ 2112.
После замены сцепления необходимо отрегулировать ход педали сцепления (смотрите «Замена троса сцепления»).
Со временем накладки ведомого диска стираются и из-за этого ход педали увеличивается. Максимум допустимая норма хода педали сцепления не больше 160 мм.
Сцепление на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 без зазоров в приводе, поэтому при отпущенной педали оно постоянно включено. При этом выжимной подшипник прижат к концам лепестков нажимной пружины «корзины», ведущий диск плотно прижимает ведомый к рабочей поверхности маховика двигателя. Все вместе они вращаются и передают крутящий момент от двигателя к коробке передач. С включенным сцеплением двигатель работает на холостом ходу или автомобиль движется с включенной передачей и отпущенной педалью сцепления.
На автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается однодисковое сухое сцепление постоянно замкнутого типа с беззазорным тросовым приводом. Оно имеет центральную нажимную пружину диафрагменного типа. Располагается сцепление в алюминиевом картере, который конструктивно объединен с коробкой передач и крепится к двигателю автомобиля.
Устройство сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
«Корзина» — ведущая часть сцепления
«Корзина» сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
До 1987 года на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливалась «корзина» сцепления модели 2108 с загнутыми краями лепестков нажимной пружины (сцепление с зазорами в приводе). Позже 1987 года — сцепление модели 2109 с прямыми концами лепестков нажимной пружины (сцепление без зазоров в приводе).
Ведомый диск – ведомая часть сцепления
Ведомый диск устанавливается на шлицах первичного вала коробки передач между нажимным диском «корзины» и маховиком двигателя. Он имеет фрикционные накладки, контактирующие с рабочими поверхностями ведущего диска и маховика при работе сцепления. Накладки приклепаны к ведомому диску заклепками. Для гашения крутильных колебаний в момент в момент включения сцепления, в ведомом диске имеется т. н. демпфер с шестью цилиндрическими пружинами, вставленными в специальные окна.
Ведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
При неравномерном или сильном износе накладок (расстояние между рабочей поверхностью накладки и головкой заклепки менее 0,2 мм), их короблении, задирах, а также биении диска более 0,5 мм ведомый диск следует заменить.
При сильном износе накладок головки заклепок царапают рабочую поверхность маховика, что в итоге приводит к его замене. При замасливании накладок необходимо протереть их уайт-спиритом, просушить и зачистить очень мелкой наждачной бумагой.
Муфта выключения сцепления (выжимной подшипник)
Появление шума при нажатии на педаль сцепления, при его выключении говорит о выходе выжимного подшипника из строя. В таком случае его необходимо заменить новым во избежание заклинивания.
Муфты выключения сцепления для сцепления модели 2109 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1987 года выпуска имеют индекс 2110.
Муфта выключения сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 в сборе и в разобранном виде
Привод сцепления
Трос сцепления ВАЗ 21083 (21093, 21099)
При разлохмачивании или деформации троса привода его необходимо заменить в сборе. Еще одна распространенная неисправность – отрыв верхнего наконечника троса.
Принцип действия сцепления
Сцепление на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 без зазоров в приводе, поэтому при отпущенной педали оно постоянно включено.
При этом выжимной подшипник прижат к концам лепестков нажимной пружины «корзины», ведущий диск плотно прижимает ведомый к рабочей поверхности маховика двигателя. Все вместе они вращаются и передают крутящий момент от двигателя к коробке передач. С включенным сцеплением двигатель работает на холостом ходу или автомобиль движется с включенной передачей и отпущенной педалью сцепления.
Сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 включено (схема)
При нажатии на педаль сцепление выключается. При этом трос привода натягивается, вилка перемещает муфту выключения (выжимной подшипник), тот давит на нажимную пружину «корзины», ее лепестки перемещаются, отодвигая ведущий диск от ведомого. Между рабочей поверхностью маховика и накладками ведомого диска появляется зазор. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прерывается. В этот момент водитель может включить ту или иную передачу.
Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 выключено — педаль нажата, ведомый диск свободен
Примечания и дополнения
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1987 г.
в., с зазорами в приводе и оттяжной пружиной вилки сцепления свободный ход рычага привода должен составлять 3,3 — 4,7 мм. Рычаг перемещается от руки, преодолевая сопротивление оттяжной пружины.
Сцепление одним из важных узлов любого самоходного транспортного средства. Задача данного механизма заключается в плавном включении передачи усилийнепосредственно от маховика к первичному валу КПП в процессе движения авто и переключения скоростей. Сцеплениерешает задачи по корректному отключению или подключению силового агрегата к трансмиссии, а также передаче крутящих моментов. Чтобы уяснитьпринцип работы сцепления автомобиля необходимо подробно разобраться в конструкции этого узла.
Устройство сцепления автомобиля
Диск сцепления (ВД, его еще называют ведомым диском) выполнен в аналогичной плоской круглой конфигурации. Его конструкция включает набор из фрикционных накладок и лучевого основания. Помимо этого сюда включена шлицевая муфта, которая обеспечивает подключениевала КПП.
Плюс к этому, в числе составляющих механизма демпферные пружины, размещенные по кругу поверхности шлицевой муфты. Эти механизмы сглаживают вибрацию, возникающую в процессе включения привода сцепления.
Фрикционные накладки (ФН) прочно монтируются к диску сцепления с помощью стальных или полимерных заклепок. Производители их изготавливают из самых различных материалов: керамики, композиционных материалов, кевлара и так далее. Последний материал является наиболее надежным в плане механических нагрузок и воздействия агрессивной среды.
Система привода (привод) может быть реализована механическим, гидравлическим, электронным и комбинированным узлом. Последнеерешение представляет собой тандем нескольких предыдущих. На сегодняшний день такие системы пользуются хорошей популярностью. Рассмотрим более подробно три основных вида:
Механический привод. Для передачи усилия в механическом приводе используется специальный трос.
Одна часть каната подключена к педали, а другая соединяется с выжимной вилкой. Трос размещается внутри кожуха, надежно зафиксированного возле педали и вилки. Такая конструкция обеспечивает ему необходимую защиту от механических воздействий.
Электронный привод. В данной системе передача усилия производится с использованием электрического силового агрегата. Его включение происходит во время нажатия на педаль, посредством воздействия на трос. В этот моментэлектрическая энергия переходит в механическое перемещение.
Педаль сцепления—элемент, обеспечивающий оперативное управление всей системой. Она смонтирована в салоне и всегда размещена слева. В современных машинах, оснащенных автоматической КПП, она отсутствует. Механизм сцепления в автоматах работает без участия водителя,полностью автономно.
Однодисковое сухое сцепление постоянно включено. Работу сцепления обеспечивает привод сцепления.
Сцепление является важным конструктивным элементом трансмиссии автомобиля.
Оно предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок и гашения колебаний. Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач.
В зависимости от конструкции различают следующие типы сцепления: фрикционное, гидравлическое, электромагнитное.
Фрикционное сцепление передает крутящий момент за счет сил трения. В гидравлическом сцеплении связь обеспечивается за счет потока жидкости. Электромагнитное сцепление управляется магнитным полем.
Самым распространенным типом сцепления является фрикционное сцепление. В зависимости от количества дисков различает следующие виды фрикционного сцепления: однодисковое, двухдисковое и многодисковое.
В зависимости от состояния поверхности трения сцепление может быть сухое и мокрое. В сухом сцеплении используется сухое трение между дисками. Мокрое сцепление предполагает работы дисков в жидкости.
На современных автомобилях устанавливается в основном сухое однодисковое сцепление. Конструкция однодискового сцепления включает маховик, нажимной и ведомый диски, диафрагменную пружину, подшипник выключения сцепления с муфтой и вилкой. Все конструктивные элементы сцепления размещаются в картере. Картер сцепления крепиться болтами к двигателю.
Маховик устанавливается на коленчатом вале двигателя. Он выполняет роль ведущего диска сцепления . На современных автомобилях применяется, как правило, двухмассовый маховик. Такой маховик состоит из двух частей, соединенных пружинами. Одна часть соединена с коленчатым валом, другая — с ведомым диском. Конструкция двухмассового маховика обеспечивает сглаживание рывков и вибраций коленчатого вала.
Нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику и при необходимости освобождает его от давления. Нажимной диск соединен с корпусом (кожухом) с помощью тангенциальных пластинчатых пружин. Тангенциальные пружины, при выключении сцепления, выполняют роль возвратных пружин.
На нажимной диск воздействует диафрагменная пружина, обеспечивающая необходимое усилие сжатия для передачи крутящего момента. Диафрагменная пружина наружным диаметром опирается на края нажимного диска. Внутренний диаметр пружины представлен упругими металлическими лепестками, на концы которых воздействует подшипник выключения сцепления. Диафрагменная пружина закреплена в корпусе. Для закрепления используются распорные болты или опорные кольца.
Ведомый диск располагается между маховиком и нажимным диском. Ступица ведомого диска соединяется шлицами с первичным валом коробки передач и может перемещаться по ним. Для обеспечения плавности включения сцепления в ступице ведомого диска размещены демпферные пружины, выполняющие роль гасителя крутильных колебаний.
Подшипник выключения сцепления (обиходное название — выжимной подшипник) является передаточным устройством между сцеплением и приводом. Он располагается на оси вращения сцепления и непосредственно воздействует на лепестки диафрагменной пружины.
Подшипник располагается на муфте выключения. Перемещение муфты с подшипником обеспечивает вилка сцепления.
На грузовых и легковых автомобилях с мощным двигателем применяется двухдисковое сцепление. Оно осуществляет передачу большего крутящего момента при неизменном размере, а также обеспечивает больший ресурс конструкции. Это достигнуто за счет применения двух ведомых дисков, между которыми установлена проставка. В результате получены четыре поверхности трения.
Принцип работы сцепления
Однодисковое сухое сцепление постоянно включено. Работу сцепления обеспечивает привод сцепления.
При нажатии на педаль сцепления привод сцепления перемещает вилку сцепления, которая воздействует на подшипник сцепления. Подшипник нажимает на лепестки диафрагменной пружины нажимного диска. Лепестки диафрагменной пружины прогибаются в сторону маховика, а наружный край пружина отходит от нажимного диска, освобождая его. При этом тангенциальные пружины отжимают нажимной диск.
Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается.
При отпускании педали сцепления диафрагменная пружина приводит нажимной диск в контакт с ведомым диском и через него в контакт с маховиком. Крутящий момент за счет сил трения передается от двигателя к коробке передач.
Сцепление установлено на маховике, и закрыто алюминиевым картером, который крепится болтами к блоку цилиндров. С другой стороны картер сцепления соединен с картером коробки передач.
Главная > Контрольная работа >Промышленность, производство
Развитие автомобилестроения в бывшем СССР относится к 1931 – 1932 г.г., когда вступили в действие реконструированный завод АМО (ныне акционерное общество АМО – ЗИЛ) и вновь построенный Горьковский автомобильный завод (ГАЗ).
Волжский автомобильный завод — «ВАЗ» является отечественным предприятием, которое занимается изготовлением легковых автомобилей «Жигули», «Лада», «Нива» с увеличенным уровнем проходимости.
Главный офис организации расположен в г. Тольятти, который находится в Самарской области.
Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что в настоящее время все большее внимание отводится таким автомобилям отечественного производства, как автомобили семейства ВАЗ–2110, которые пользуются широким спросом у покупателей.
ВАЗ–2110 — легковой переднеприводный автомобиль с поперечным расположением силового агрегата, предназначенный для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием.
Кузов – цельнометаллический, несущий, четырехдверный, типа седан. Для перевозки крупногабаритных и длинномерных грузов заднее сиденье можно сложить, увеличив тем самым объем багажника.
Двигатели — четырехцилиндровые, карбюраторные или с различными системами впрыска топлива, рабочим объемом 1,5 л. Благодаря переднеприводной компоновке автомобиль обладает улучшенными по сравнению с заднеприводными моделями ВАЗ характеристиками управляемости, особенно на скользкой дороге и при прохождении поворотов.
Особое место в данном контексте занимает сцепление, благодаря чему автомобили данного семейства пользуются огромным уважением среди автолюбителей.
Сцепление для ВАЗ-2110 важно для него так же, как и для любых автомобилей с механической (или роботизированной) коробкой передач.
Сцепление — механизм передачи вращения, который может быть плавно включён и выключен (выжат), обеспечивающий безрывковое трогание автомобиля с места и бесшумное переключение передач. Обычно термин «сцепление» относится к компоненту трансмиссии транспортного средства с двигателем, предназначенному для подключения или отключения соединения двигателя с коробкой передач. Изобретение сцепления приписывают Карлу Бенцу.
По виду энергии различают механические, гидравлические и электромагнитные сцепления. Наиболее распространённые механические сцепления подразделяют:
• по виду трения – на сухие и работающие в масле (мокрые)
• по режиму включения – постоянно замкнутые и непостоянно замкнутые
• по числу ведомых дисков – одно — двух и многодисковые
• по типу и расположению нажимных пружин – с расположением пружин по периферии нажимного диска и с центральной диафрагменной пружиной
• по способу управления – с механическим, гидравлическим, электрическим или комбинированным приводом выключения (например, гидромеханическим).
Сцепление в масляной ванне, погружено в охлаждающую смазывающую жидкость, которая также сохраняет поверхности чистыми, улучшает производительность и увеличивает срок службы.
Для высоких нагрузок, таких как грузовые и спортивные автомобили, применяется также керамическое сцепление с высоким коэффициентом трения, однако оно «схватывает» резко, поэтому непригодно для использования в стандартных автомобилях.
В современном мире сцепления автомобилей быстро развиваются и совершенствуются. Разрабатываются сцепления с более сложной конструкцией и улучшенными техническими и качественными характеристиками.
Краткая характеристика хозяйства.
Назначение устройство и принцип работы сцепления ВАЗ-2110.
Сцепление — сухое, однодисковое, постоянно включенное, беззазорное, с тросовым приводом выключения, предназначено для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки передач с возможностью кратковременного их разъединения и плавного соединения.
Плавность включения сцепления обеспечивается кратковременным взаимным проскальзыванием ведомого диска относительно нажимного диска и маховика.
Сцепление установлено на маховике, и закрыто алюминиевым картером, который крепится болтами к блоку цилиндров. С другой стороны картер сцепления соединен с картером коробки передач.
На шлицах первичного вала коробки передач, свободно установлен ведомый диск , разделенный радиальными прорезями на двенадцать секторов. К ведомому диску с двух сторон приклепаны фрикционные накладки из специального материала. Крутящий момент от ведомого диска на его ступицу передается через пружинный демпфер.
Сцепление предохраняет детали трансмиссии от перегрузок. При неравномерном вращении коленчатого вала двигателя в трансмиссии возникают колебания. Для их гашения в сцеплении имеется гаситель колебаний, или демпфер.
Ведущая часть сцепления, кожух, крепится к маховику шестью болтами. Сцепление включает в себя нажимной диск, кожух и диафрагменную нажимную пружину.
Нажимной диск подвижно закреплен на упругих пластинах внутри кожуха. Под действием диафрагменной пружины ведомый диск зажимается между нажимным диском и маховиком.
На легковых и грузовых автомобилях наиболее распространено однодисковое сцепление фрикционного типа. Механизм сцепления собран на маховике двигателя, а привод — на не вращающихся деталях, установленных на раме или кузове автомобиля.
Основными деталями механизма сцепления являются ведомый диск, установленный на шлицах ведущего вала коробки передач, нажимный диск с пружинами, размещенными на кожухе, который жестко прикреплен к маховику.
Привод выключения сцепления состоит из муфты с подшипником выключения и возвратной пружиной, вилки, тяги и педали.
Нажимной диск представляет собой основание выпуклой круглой формы. В основание встроены нажимные пружины, которые соединены с прижимной площадкой моховика, так же круглой формы. Нажимные пружины сводятся к центру сцепления, где на них, во время выжима, воздействует подшипник выключения.
Ведомый диск сцепления: 1 — фрикционные накладки; 2 — заклепки; 3 — пружина ведомого диска; 4 — пластина демпфера; 5 — демпферная пружина; 6 — ступица; 7 — фрикционные кольца; 8 — регулировочные кольца; 9 — ведомый диск; 10 — упорный палец; 11 — балансировочный грузик;
Диск сцепления (ведомый) имеет округлую форму и конструктивно состоит из лучевого основания, фрикционных накладок, шлицевой муфты, для присоединения первичного вала коробки передач. Так же в состав входят пружины – успокоители, или демпферные пружины, которые расположены по кругу шлицевой муфты. Предназначены для сглаживания вибраций во время включения сцепления.
Фрикционные накладки изготавливаются из углеродного композитного материала, существуют накладки из кевларовых нитей, керамики и т.д. Накладки крепятся к основанию при помощи заклепок, так же как и шлицевая муфта, которая расположена внутри накладок.
Педаль сцепления находится в салоне автомобиля, всегда является крайней слева. В автомобилях с АКПП педали сцепления нет.
Но сам механизм сцепления присутствует.
Диафрагменная пружина отштампована из листовой пружинной стали. В свободном состоянии диафрагменная пружина имеет вид усеченного конуса с радиальными прорезями, идущими от внутреннего края пружины. Прорези пружины образуют восемнадцать лепестков, которые являются упругими выжимными рычажками. За счет упругости рычажков диафрагменная пружина создает более равномерное давление на нажимной диск сцепления и способствует более плавному включению и выключению сцепления.
Устройство привода выключения сцепления ВАЗ-2110.
Привод выключения сцепления предназначен для обеспечения управления работой сцепления. На современных автомобилях применяются приводы выключения сцепления следующих видов:
Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.
Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?
Как работает сцепление?В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной
Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки
При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?
Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт».
При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.
Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра
Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.
Из-за чего возникают неисправности сцепления?Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.
Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.
Гидропривод применяется в легковых автомобилях, а также на грузовых автомобилях с опрокидывающейся кабиной.
Нюансы эксплуатации сцепления
Зачастую водители склонны связывать неравномерность и рывки при движении автомобиля с неисправностями сцепления. Эта логика в большинстве случаев ошибочна.
Например, автомобиль при переключении передач с первой на вторую, резко сбрасывает обороты. Здесь виновато не само сцепление, а датчик положения педали сцепления. Находится он за самой педалью сцепления. Неисправности датчика устраняются путем несложного ремонта, после которого сцепление будет вновь работать плавно и без рывков.
Другая ситуация: при переключении передач автомобиль немного дергается, а при трогании с места может заглохнуть. В чем может быть причина? Чаще всего в этом виноват клапан задержки сцепления. Этот клапан обеспечивает определенную скорость, при которой может схватываться маховик, независимо от того, насколько быстро была «брошена» педаль сцепления.
Для начинающих водителей эта функция необходима, т.к. клапан задержки сцепления предотвращает чрезмерный износ поверхности диска сцепления.
Двухмассовый маховик состоит из двух частей. Одна из них связана с двигателем, вторая – с ведомым диском. Обе составляющие маховика имеют небольшой свободный ход относительно друг друга в плоскости вращения и соединены пружинами между собой.
Ресурс сцепления
Ресурс сцепления главным образом зависит от условий эксплуатации автомобиля, а также от стиля езды водителя. В среднем, срок службы сцепления может доходить до 100-150 тысяч километров пробега. В результате естественного износа, возникающего в момент соприкосновения дисков, фрикционные поверхности изнашиваются и требуют замены. Основная причина – проскальзывание дисков.
Двухдисковое сцепление обладает большим ресурсом за счет увеличенного числа рабочих поверхностей. Выжимной подшипник сцепления задействуется при каждом разрыве соединения двигателя и коробки передач.
Со временем в подшипнике вырабатывается и теряет свойства вся смазка, в следствие чего он перегревается и выходит из строя.
Двойное сцепление содержит два комплекта пластин, образующих фрикционные муфты, одна из которых отвечает за передачу крутящего момента к первичному валу нечетного ряда передач, вторая — к первичному валу четного ряда передач.
Двойное сцепление в автомобилях с АКП
В автомобилях с автоматической коробкой передач педали сцепления нет, однако само сцепление присутствует, но управляет им автоматика. При этом в разных типах «автоматов» работают различные типы сцепления. Например, в роботизированных АКП применяется двойное сцепление, которое имеет ряд принципиальных отличий от сцепления, описанного выше.
Двойное сцепление содержит два комплекта пластин, образующих фрикционные муфты, одна из которых отвечает за передачу крутящего момента к первичному валу нечетного ряда передач, вторая — к первичному валу четного ряда передач.
Двойное сцепление работает в масляной ванне (поэтому оно относится к «мокром» типу), в нем используется пакеты из нескольких фрикционных дисков (то есть, это многодисковое сцепление). В нормальном положении пластины разомкнуты и удерживаются с помощью пружин. Сжатие дисков (как переключение передач в АКП) осуществляется с помощью масла, подающегося под давлением в гидроцилиндры муфт.
У сцепления есть свои типы: электромагнитное, фрикционное и гидравлическое. Причем на автомобилях марки ВАЗ, как правило, встречается именно фрикционный тип сцепления, который также имеет свои подвиды: однодисковое, двухдисковое и многодисковое сцепление.
Неисправности сцепления ВАЗ 2109.
Неполадки сцепления, которые встречаются чаще всего у «девятки», таковы:
1. Неполное переключение (когда сцепление «ведет»).
Устраняться может сразу несколькими способами:
2. Неполное включение (когда сцепление «буксует»).
Также в зависимости от первопричины может исправляться по-разному:
3.
Рывки и вибрации при работе.Могут устраняться путем:
- замены нажимного диска и кожуха сцепления, когда те имеют повреждения и покороблены;
- замены сальников и тщательной очисткой загрязненных поверхностей, когда главная причина рывков — замасленные составные элементы сцепления;
- ремонта привода сцепления, если тот заедает.
4. Шум при включении сцепления.
Данная неисправность может быть устранена:
- заменой ведомого диска (в сборе) – в случае, когда сломались пружины демпфера;
- заменой подшипника, когда тот поврежден, износился или подтекает.
Источники
Источник — http://fastmb.ru/auto_shem/63-shema-scepleniya.html
Источник — http://twokarburators.ru/ustroystvo-sceplenie-2108-2109/
Источник — http://vipwash.ru/stseplenie/kakov-printsip-raboty-stsepleniya-avtomobilya
Источник — http://systemsauto.ru/coupling/coupling.html
Источник — http://works.doklad.ru/view/gFGHR93GlHM.html
Источник — http://www.
kolesa.ru/article/kak-rabotaet-stseplenie-kakovy-ego-tipichnye-neispravnosti-i-kak-ih-izbezhat
Источник — http://avtoremont-tolyatti.ru/novosti/407-ustrojstvo-i-printsip-raboty-privoda-stsepleniya
Источник — http://www.autoopt.ru/articles/products/4067070
Источник — http://autoepoch.ru/avtoazbuka/sceplenie-vaz-2109-ustrojstvo-princip-raboty-neispravnosti-i-zamena-scepleniya.html
Принцип работы сцепления автомобиля
Оно является одним из элементов трансмиссии. Главным принципом функционирования считается передача вращательного момента от мотора на коробку скоростей. При помощи сцепления можно на небольшой промежуток времени провести отключение от ДВС остальных трансмиссионных узлов и вновь подсоединить их плавно. Такое действие сделает начало движения машины равномерным, без рывков, снизить нагрузочное воздействие на механические агрегаты.
Содержание:
- Конструктивные особенности
- Рабочая схема
- Наиболее вероятные поломки
- Диагностика сцепления машины
- Разновидности сцеплений
Конструктивные особенности
Сцепление на один диск, которое устанавливается на жигулях девятой модели, состоит из ведущих и ведомых частей.
Ведущие:
- маховик;
- диск и пружины нажимного действия.
Ведомые:
- диск с накладками фрикционного типа;
- демпфер, необходимый для погашения колебаний.
Теперь рассмотрим принцип работы сцепления автомобиля.
Рабочая схема
Когда начинает выжиматься педаль, с помощью тросика или гидравлики двигается вилка, перемещая выжимной к пружинке дифрагмента. Ее лепесточки выгибаются, снаружи расположенные края отодвигаются от нажимного дискового элемента, высвобождая последний. Подача вращения от мотора на трансмиссионный привод заканчивается.
Следует добавить, что пружинки, располагаемые на дисковой поверхности, необходимы для поглощения ударов от трансмиссии, образующихся при резковатых сбросах сцепления.
Наиболее вероятные поломки
Раньше сцепление меняли после стотысячного пробега. Современные конструкции отличаются несколько большим ресурсом, если организована грамотная эксплуатация транспортного средства и необходимый уход за ним.
Чаще всего изнашивается фрикционный дисковый материал, напоминающий колодки тормозов. При существенном истирании диска появляется проскальзывание, сцепление перестает подавать силу от мотора на колесную базу.
Такое возможно только в том случае, если диски крутятся с различными скоростными режимами. Когда они плотно прижаты один к другому, фрикционный состав сдерживает диски, которые вынуждены вращаться одинаково.
Еще одна вероятная проблема – диск системы сцепления не отрывается от нажимного. Отжатое не полностью сцепление будет продолжать вращение ведущего вала. В такой момент при включении скорости слышен «хруст» или ощущается подклинивание.
- растянулся или повредился тросик;
- износился либо подтекает цилиндр механизма сцепления;
- в гидравлику попал воздух;
- педальный рычаг выставлен с нарушением;
- установлены детали от другого автомобиля.
Очередной сложностью считают тугость в сцеплении. Для каждого включения скорости необходимо прикладывать некоторую силу. Чрезмерно туговатая педаль подтверждает, что в системе появилась поломка.
Порой износ уплотнений и заторы в гидравлике приводят к тому, что в педали появляется тугость. Это возможно, если износился выжимной, отвечающий за отключение сцепления.
Диагностика сцепления машины
Когда слышны посторонние звуки, то это не означает, что проблема в сцеплении. Шумность при холостых оборотах, исчезающая после отжимания педали, может быть вызвана неполадками в контактной точке подшипниковой вилки.
Послушать, имеется ли гул на холостых оборотах без нажатой педали. Если да, необходимо проверять трансмиссию. При отсутствии шумовых признаков на «найтралке» выжимаем сцепление и внимательно слушаем. Возникший скрежет станет свидетельством того, что необходим ремонт вилки либо выжимного подшипникового устройства. Но если и на этом этапе проверки нет шума, то сцепление выжимаем до упора. При возникновении скрипа можете быть уверены – неисправность кроется в вилке или подшипнике управления.Разновидности сцеплений
Коробка-автомат может иметь несколько вариантов сцеплений, включаемых и выключаемых планетарными передачами. Каждое устройство приводится в работу специальной жидкостью под определенным давлением.
Зная принцип работы сцепления, всегда есть возможность без проблем выполнить его ремонт самостоятельно, меняя определенные детали либо весь механизм в комплекте.
Но при недостаточном опыте все же рекомендуется воспользоваться помощью профессиональных специалистов.
Читайте также:
Принцип работы сцепления автомобиля
3.9 — Оценок: 56
Мембранная муфта: конструкция, детали, схема, работа
Автомобильная муфта представляет собой механизм, обеспечивающий плавное включение и выключение валов силовой передачи, а именно ведущего и ведомого валов.
Нажимая на педаль сцепления, водитель может просто переключать передачи или замедлять автомобиль. При выжатой педали сцепления контакт между ведущим и ведомым валами нарушается, и передача мощности от двигателя к коробке передач прекращается. Мембранные муфты — это один из типов автомобильных муфт, в которых для включения и выключения сцепления используется диафрагменная пружина.
В этой статье вы познакомитесь с определением, приложениями, конструкцией, компонентами, схемой, работой, преимуществами и недостатками.
Подробнее: Автомобильное сцепление
Содержание
- 1 Что такое диафрагменное сцепление?
- 2 Конструкция
- 2.1 Нажимная пластина:
- 2.2 Маховик:
- 2.3 Мембрана:
- 2.4 Фрикционная пластина:
- 2.5 Вилка выключения:
- Подшипник:
- 0016
- 2.7 Педаль сцепления:
- 2.7.1 Схема мембранного сцепления
- :
- 4.1 Преимущества:
- 4.2 Недостатки:
Что такое диафрагменная муфта?
Как упоминалось ранее, диафрагменное сцепление представляет собой тип автомобильного сцепления, в котором для включения и выключения сцепления используется диафрагменная пружина.
Конструкция этой муфты аналогична конструкции однодисковой муфты, за исключением того, что в диафрагме вместо винтовых пружин используются тарельчатые пружины.
Это сцепление имеет больше преимуществ, потому что оно не требует рычагов растормаживания, а пружина функционирует как ряд рычагов. Давление пружины постоянно меняется. Он поднимается до тех пор, пока пружина не достигнет своего плоского состояния, а затем опускается, как только это положение достигается. При использовании этого сцепления водителю не нужно прикладывать такое сильное давление на педаль, чтобы удерживать сцепление вне зацепления, как при использовании сцепления с винтовой пружиной.
Применение диафрагменной муфты распространено в таких автомобилях, как Maruri Suzuki swift, Tata safari storme, Ford Ecosport и Nissan Navara.
Конструкция
Конструкция диафрагменной муфты состоит из следующих компонентов:
Нажимная пластина:
Фрикционная пластина прижимается к маховику этой пластиной в муфте. С одной стороны давления пластина представляет собой диафрагменную пружину.
Маховик:
Коленчатый вал двигателя автомобиля соединен с маховиком, который вращается вместе с ним.
Прижимная пластина прижимает фрикционную пластину к маховику во время движения автомобиля, и мощность передается от маховика к выходному валу сцепления за счет трения между фрикционной пластиной и маховиком.
Подробнее: Различные типы муфт и принцип их работы
Мембрана:
Диафрагма представляет собой своего рода пружину круглой формы. Это помогает удерживать давление на фрикционной пластине. Внешняя часть пружины выталкивается наружу и давит на фрикционную пластину маховика, когда выжимной подшипник давит на внутреннюю половину пружины.
Фрикционная пластина:
Эта пластина, которая обычно располагается между маховиком и нажимным диском и содержит фрикционный материал с обеих сторон, часто располагается между маховиком и нажимным диском. Когда эти пластины сходятся во время зацепления, фрикционный материал отвечает за передачу мощности.
Вилка выключения:
Вилка выключения нажимает на мембранную пружину, нажимая на подшипник выключения.
Рычажный механизм соединяет вилку выключения сцепления с педалью сцепления.
Подшипник выключения:
Диафрагменная пружина сжимается этим подшипником, который приводится в действие вилкой выключения.
Педаль сцепления:
Педаль сцепления — это управляемая водителем педаль, соединенная со сцеплением.
Подробнее: Знакомство с механической коробкой передач
Схема диафрагменной муфты
На приведенном ниже рисунке показаны включенная и выключенная диафрагменная муфта:
Принцип работы
Работу диаграммной муфты легко понять. Для пояснения я объяснил это при включении и выключении.
Когда водитель отпускает педаль сцепления, диафрагма возвращается в исходное положение. В результате внешняя часть диафрагмы перемещается внутрь, прижимая нажимной диск к фрикционному диску и маховику. Отсюда и трения между ними. В результате мощность/крутящий момент снова передается от маховика к валу сцепления. В результате сцепление включено.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Выжимной подшипник нажимается, когда водитель нажимает на педаль сцепления через рычаг. Поскольку выжимная вилка давит на выжимной подшипник, выжимной подшипник давит на среднюю часть диафрагмы, чтобы двигаться внутрь. Движение средней части диафрагмы внутрь заставляет внешнюю часть диафрагмы двигаться назад, а прижимная пластина также движется назад. В результате обратного движения нажимной пластины давление на фрикционную пластину уменьшается. В результате отсутствует трение между пластинами и маховиком. В результате нет передачи мощности. Итак, сцепление отключается.
Подробнее: Типы дифференциалов и их функции
Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше о работе диафрагменной муфты:
Преимущества и недостатки диафрагменной муфты
Преимущества:
Ниже приведены преимущества схема сцепления в различных вариантах их применения.
- Поскольку механизм сцепления имеет меньшее трение, для его работы требуется меньше усилий.
- На протяжении всего срока службы сцепления ведомый диск подвергается постоянной и равномерной нагрузке.
- Прижимное усилие диафрагменных пружин не изменяется на высоких скоростях, в отличие от спиральной пружины, которая начинает изгибаться или деформироваться в поперечном направлении.
- Благодаря постоянному поддержанию точной балансировки вредные вибрации в автомобилях полностью исключены.
- Необходимый картер сцепления довольно короткий из-за его компактной формы.
- Скрипы и люфт исключены за счет стабильного фундамента и отсутствия вибраций.
- В нем меньше вращающихся частей, поэтому нет проблем с шумной работой.
- Он легче по весу.
Подробнее: Понимание системы автоматической трансмиссии
Недостатки:
Несмотря на преимущества диафрагменной муфты, все же существуют некоторые ограничения.
Ниже приведены недостатки диафрагменных муфт в различных областях их применения.
- Размер и диаметр диафрагмы увеличены для повышения коэффициента трения. Спиральные пружины
- имеют тенденцию изгибаться в поперечном направлении на более высоких скоростях, чем мембранные пружины.
- Для более тяжелых грузовиков размер сцепления увеличен для увеличения поверхности трения.
Заключение
Конструкция диафрагменной муфты аналогична конструкции однодисковой муфты, за исключением того, что вместо винтовых пружин в диафрагме используются тарельчатые пружины. Это сцепление имеет больше преимуществ, потому что оно не требует рычагов растормаживания, а пружина функционирует как ряд рычагов. Это все для этой статьи, где обсуждаются определение, приложения, конструкция, компоненты, схема, работа, преимущества и недостатки.
Я надеюсь, что вы получили много полезного от чтения, если да, пожалуйста, поделитесь с другими студентами. Спасибо за чтение, увидимся!
Автомобильное сцепление Характеристики и типы
Значение сцепления означает держаться за что-либо, хватать или удерживать что-либо.
Автомобильная муфта представляет собой устройство, которое включает и отключает привод между двумя движущимися механизмами или узлами, такими как коробка передач. Одна из них состоит из ведущих шестерен, а другая – из ведомых.
Однако ведущие шестерни получают вращательное движение двигателя, а ведомые шестерни вращают колеса. Автомобильная муфта соединяет/разъединяет двигатель с коробкой передач, которая вращается с другой скоростью, чем двигатель. Он обеспечивает плавное переключение передач путем отключения и повторного включения двигателя от коробки передач во время движения автомобиля.
Функция:
Муфта «зацепляется», когда она соединяет два вращающихся вала для блокировки. Таким образом, они становятся единым целым и вращаются с одинаковой скоростью. Он «расцепляется», когда валы разблокированы (не заблокированы) и вращаются с разной скоростью. Однако считается, что сцепление «проскальзывает», когда валы все еще сцеплены вместе, но они вращаются с разной скоростью.
Другими словами, автомобильное сцепление включает и выключает передачу мощности на коробку передач при переключении передач, ускоряя или замедляя автомобиль. Таким образом, исключается трение между ведущей и ведомой шестернями при включении/выключении. Это также предотвращает любые повреждения шестерен. Как правило, автомобили с механической коробкой передач имеют одно сцепление. Однако автомобили с автоматической коробкой передач могут иметь более одного сцепления.
Характеристики автомобильного сцепления:
Автомобильное сцепление должно обладать следующими качествами:
- Передача крутящего момента – Оно должно быть способно передавать максимальный крутящий момент двигателя.
- Постепенное зацепление — он должен включаться/отключаться постепенно и уверенно, без рывков/ударов.
- Отвод тепла – При работе муфты выделяется большое количество тепла. Следовательно, сцепление должно обеспечивать достаточный отвод тепла.
- Динамически сбалансированный — он должен быть динамически сбалансирован, особенно в высокоскоростных транспортных средствах.

- Гашение вибраций – Должен иметь подходящий механизм для гашения вибраций и устранения шума при передаче.
- Компактный размер. Он должен быть наименьшего размера и занимать минимум места.
- Свободный ход педали – Должен быть предусмотрен свободный ход педали, чтобы уменьшить эффективную зажимную нагрузку на упорный подшипник, а также его износ.
- Простота эксплуатации. Он должен обеспечивать легкое/плавное включение/выключение для водителя.
Компоненты:
Обычно основной механизм сцепления состоит из ведомого диска (или диска сцепления), в центре которого имеется шлицевая ступица. Он надевается на карданный вал коробки передач и давит на маховик двигателя. Педаль сцепления выполняет операцию сцепления с помощью набора рычагов. Во-первых, он освобождает ведомую пластину, которая отталкивается от маховика. Это происходит, когда двигатель соединяется с колесами. С другой стороны, нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику. Он состоит либо из нескольких спиральных пружин, либо из одной диафрагменной пружины конической формы.
Типы автомобильных сцеплений:
Существуют различные типы сцеплений в зависимости от их применения. Тем не менее, производители используют следующие типы в автомобильных трансмиссиях:
- Фрикционное – наиболее распространенное и основное сцепление. Он использует трение для синхронизации скоростей и/или передачи мощности.
- С механическим приводом – работает с использованием механических соединений, обычно используемых в старых грузовиках. Однако для работы требуется больше силы.
- С гидравлическим приводом – работает с использованием гидравлических цилиндров, обычно используемых в автомобилях. Таким образом, очень легкий в эксплуатации.
- Сухое сцепление — это наиболее распространенный тип автомобильного сцепления, которое используется в большинстве автомобилей. В системе сухого сцепления для включения используется только трение.
- Мокрое сцепление – это сцепление погружено в смазочное масло, обычно используемое в мотоциклах.

- Тянущий тип – При нажатии педали вытягивается выжимной подшипник, тянется диафрагменная пружина и отключается привод.
- Нажимной тип – нажатие педали толкает упорный подшипник сцепления и отключает привод.
- Одинарная пластина – используется только одна фрикционная пластина.
- Двойное сцепление — используется два отдельных сцепления — одно для нечетных, а другое для четных передач.
- Многодисковый — использует несколько фрикционных дисков.
- Проскальзывающее сцепление – используется для устранения последствий торможения двигателем.
- Обгонная муфта – автоматически отключается, если ведомый элемент вращается быстрее ведущего.
- Блокировочная муфта. При превышении определенной скорости блокирует гидротрансформатор. Это сводит к минимуму потери мощности и повышает эффективность использования топлива.
Двойное сухое сцепление (предоставлено Valeo)
Фрикционное сцепление:
Лучшим типом сцепления является фрикционное сцепление.
Следовательно, производители транспортных средств предпочитают этот тип сцепления для большинства транспортных средств. Производители изготавливают муфты из самых разных материалов, в том числе и из асбеста. Однако частицы асбеста вредны для здоровья человека, поэтому позже производители прекратили их использование.
В настоящее время в сцеплениях современных автомобилей используется органическая смола с керамическим материалом или медной проволокой. Однако в тяжелых коммерческих автомобилях для сцепления по-прежнему используются только керамические накладки / материал. Фрикционная муфта бывает двух типов. Они бывают толкающего или тянущего типа. Однако это зависит от того, как прижимная пластина поднимается от точек опоры. Eaton, Valeo и Ceekay Daikin являются производителями автомобильных сцеплений.
Применение многодискового автомобильного сцепления:
Мотоциклы и скоростные автомобили используют многодисковую систему сцепления для передачи крутящего момента.
Эта конструкция включает множество ведущих пластин, «наложенных» на несколько ведомых пластин. В гоночных автомобилях, таких как Формула-1, чемпионат мира по ралли и в большинстве клубных гонок, используется многодисковое сцепление. В автомобилях для дрэг-рейсинга, которым требуется большое ускорение, также используется многодисковое сцепление. Тем не менее, это приводит к тому, что сцепление получает много злоупотреблений.
Примечание – заглавное изображение: предоставлено Eaton
Посмотрите автомобильное сцепление в действии:
сообщите об этом объявлении
О команде CarBikeTech
CarBikeTech — это технический блог. Члены команды CarBikeTech имеют более чем 20-летний опыт работы в автомобильной сфере. Команда CarBikeTech регулярно публикует специальные технические статьи об автомобильных технологиях.
Когда заменить диски сцепления; проверка на признаки неисправного сцепления
Сцепление является одной из наиболее важных частей автомобиля с механической коробкой передач, так как оно соединяет двигатель с коробкой передач и обеспечивает движущую силу автомобиля. Это также одна из частей автомобиля, которая подвержена сильному износу в зависимости от стиля вождения человека и окружающей среды, в которой он находится. износа, чем те, которые ездят по шоссе или в условиях умеренного движения. Точно так же автомобили, движущиеся по холмистой местности, скорее всего, будут изнашивать сцепление больше, чем автомобили, движущиеся по равнине.
Но как узнать, что клатч вот-вот соберется? Обычно появляется список предупреждающих знаков, дающих вам достаточно времени, чтобы доставить его в мастерскую.
Читайте также: Как двигаться в условиях медленного движения
Признаки износа сцепления
Пробуксовка
Одним из основных признаков изношенного диска сцепления является проскальзывание сцепления. Вы начнете замечать снижение подхвата в автомобиле, а обороты двигателя будут расти больше, чем необходимо для данной скорости, прежде чем автомобиль сравняется. Этот вид проскальзывания возникает, когда весь фрикционный материал на дисках сцепления изношен и пришло время заменить фрикционный диск сцепления. Последствием такой проблемы с проскальзыванием является то, что расход топлива автомобиля резко снизится.
Как проверить проскальзывание? Припаркуйте автомобиль, выключите двигатель и крепко затяните стояночный тормоз. Затем заведите автомобиль, нажмите сцепление, переключитесь на третью передачу и плавно начните отпускать сцепление, не ускоряясь. Если диски сцепления не повреждены, автомобиль попытается тронуться с места при включении сцепления, а затем заглохнет.
Но если он не глохнет даже при почти полностью отпущенной педали сцепления, то проблема в диске сцепления.
Читайте также: Что делать, если передачи плохо переключаются
Дрожание
Еще одним признаком проблемы со сцеплением является чрезмерное дрожание при отпускании педали сцепления, особенно на низких скоростях. Это может быть из-за некоторого загрязнения на поверхности диска сцепления, такого как масло или смазка (чего обычно не должно быть), или даже из-за воды и шлама, если вы ехали по заболоченным дорогам. Если дрожь исчезает после некоторого пробега, это не является серьезной проблемой, но если дрожь остается, это может означать, что нажимной диск сцепления изношен и не прижимает фрикционный диск сцепления к маховику двигателя должным образом. Иногда подобный симптом возникает при смещении двигателя и коробки передач из-за плохой опоры двигателя или коробки передач.
Скрежет или скрежет
Иногда, когда вы нажимаете педаль сцепления, а затем отпускаете ее, вы слышите скрежет, исходящий из области двигателя/коробки передач.
Это звучит так, будто ножные браслеты очень слабо позвякивают. Когда вы нажимаете на педаль сцепления, этот звук обычно исчезает, но появляется снова, как только вы отпускаете сцепление. Иногда вы можете услышать более глубокий скрежет или жужжание. Это симптом, указывающий на изношенный подшипник выключения сцепления. Хотя можно заменить только подшипник выключения сцепления (CRB), если его вовремя не проверить, это может привести к искривлению вилки сцепления (механизм, который толкает или отпускает сцепление внутри картера сцепления), что затем может привести к проблемам с нажимным диском ( погнутые пальцы на диске) и в итоге замена всего сцепления в сборе.
Связанный: Как увеличить дорожный просвет вашего автомобиля
Проблемы с переключением передач
Еще одна проблема, указывающая на неисправность сцепления, — это когда у вас возникают проблемы с переключением передач даже после нажатия на сцепление. Механизм либо отказывается переключаться с заданной передачи на нейтральную, либо отказывается легко переключаться с нейтральной на другую передачу.
Даже если он двигается, это будет сопровождаться скрежетом или скрежетом. Это связано с тем, что сцепление не отпускается полностью, даже если вы нажали на педаль. Проблема такого рода обычно не связана с выходом из строя диска сцепления, а указывает на погнутую вилку сцепления, утечку рабочего цилиндра (в случае гидравлической системы сцепления) или плохо отрегулированную тягу троса сцепления в механических сцеплениях. Устранить ее можно простой регулировкой механических тяг или проверкой и заменой рабочего цилиндра и жидкости сцепления в гидравлических системах сцепления.
См. также: 10 еженедельных проверок вашего автомобиля
Что заменить, если возникнут проблемы?
Теперь, когда вы знаете симптомы надвигающихся проблем со сцеплением, вот что вам нужно знать о том, что необходимо заменить. Автомобиль, который правильно управляется и находится в нормальных дорожных условиях, обычно не требует внимания к сцеплению в течение по крайней мере 100 000 км.
Но автомобиль, управляемый водителем, который обычно «ездит на сцеплении», что означает большую часть времени вождения с ногой на сцеплении и с использованием «половинного сцепления» для ползания в городском потоке, будет чаще заменять сцепление.
В случае проскальзывания сцепления необходимо заменить весь диск сцепления в сборе. Обычно это стоит рупий. 6000 для небольшого автомобиля, такого как Wagon-R, который имеет систему сцепления с прямым сцеплением, или рупий. 12 000 для более крупного автомобиля с гидравлической системой сцепления, такого как Mahindra Scorpio. Эти расходы могут доходить до рупий. 30 000 для некоторых европейских автомобилей с импортными комплектующими. Конечно, большая часть этих затрат также идет на оплату труда в мастерской, поскольку замена сцепления является «капитальным ремонтом» и сопряжена с высокими трудозатратами.
Читайте также: Выбор правильной шины – руководство CarToq
Если у вас тоже дрожит, вам может потребоваться замена узла фрикционного диска сцепления и нажимного диска.
Вы будете нести те же расходы, что и полная замена узла сцепления (включая подшипник сцепления, вилку, выжимную пружину, трос и жидкость, если применимо).
Если вы слышите чириканье, это может быть только подшипник выключения сцепления, который нуждается в замене. В такой ситуации трудозатраты будут высокими, поскольку для доступа к узлу сцепления необходимо отделить всю коробку передач от двигателя, но сама деталь не так уж дорога в большинстве автомобилей.
Связанный: Системы подвески – как идентифицировать и устранить
Проблемы с переключением передач обычно требуют мелкого ремонта. Если это механизм сцепления с тросовым приводом, простая регулировка рычажного механизма может решить эту проблему. Если это гидравлический механизм, проверьте уровень жидкости сцепления и при необходимости замените жидкость. Если рядом с рабочим цилиндром есть утечка, вам может потребоваться заменить рабочий цилиндр — не очень дорогая деталь, но плата за работу может быть высокой в зависимости от автомобиля.



