Схема смазки зил 131: Система смазки двигателя ЗИЛ-131

Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-131

Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного валика привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в центробежном фильтре масло попадает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока.

Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам, В теле шатуна предусмотрено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра (рис. 1, г). Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазки компрессора. В средней шейке распределительного вала предусмотрены два соединяющихся отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз — при каждом обороте распределительного вала), масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока. Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда масло через отверстия в стенке оси поступает к втулкам коромысел (рис. 1, б).

Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече коромысла, подается для смазки сферических опор штанг, а также для смазки клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым масло поступает самотеком (рис. 1, б). Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Вентиляция картера принудительная, отсосом картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан З, установленный на впускном газопроводе. Из клапана газы отсасываются по специальной трубке в центральную часть впускного газопровода.

Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран 4. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.

При работе двигателя с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном газопроводе клапан 3 поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера 5 и уменьшает проходное сечение клапана до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном газопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается, открывая полностью проходное сечение, величина которого соответствует проходу большого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо очищать клапан, применяя ацетон или другой аналогичный растворитель.

Масляный радиатор трубчатый воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при внешней температуре ниже 0° с.

При низких температурах в зимнее время масляный радиатор также можно отключать. Отключают масляный радиатор краном 2 (см. рис. 1).

При всех работах по обслуживанию двигателя необходимо помнить, что двигатель приспособлен для работы при погружении в воду; поэтому все стыки между агрегатами, независимо от наличия в них прокладок, уплотнены герметиком.

Система смазки двигателя ЗИЛ-131


Назначение, устройство и принцип работы системы смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-5301ТО

Система смазки (другое наименование смазочная система) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает охлаждение деталей двигателя, удаление продуктов нагара и износа, защиту деталей двигателя от коррозии.
Устройство системы смазки :

Система смазки включает в себя несколько основных элементов

· Контуры подачи масла к деталям и узлам

Это конструктивно установленная на блок цилиндров (в нижней части) ёмкость, в которой находится моторное масло. Поддон изготавливается из железа или алюминия. Для исключения образования масляной пены, между поддоном и блоком цилиндров установлена пеногасительная пластина. У поддона имеется резьбовое сливное отверстие. Форма поддона обычно имеет наклонные плоскости, углубление для заборника масляного насоса. Заборник должен устанавливаться с учетом неполного забора масла со дна поддона. Делается это для недопускания попадания частиц мусора скапливающихся на дне поддона в масляный насос. Контроль уровня масла производится при помощи щупа с делениями, указывающими на допустимое количество.

Контроль должен проводиться постоянно и при малейшем изменении уровня, необходимо устранять причины подъема или опускания уровня масла. Повышенный расход масла указывает на отсутствие компрессии в цилиндрах, износ турбины, или износ сальников. Повышенный уровень может свидетельствовать об утечке охлаждающей жидкости в поддон, залегании компрессионных колец.

Замена масла производится строго с учетом рекомендаций производителя. Менять масло на другие марки по API (не рекомендованные производителем) не следует.

Узел, который подает масло под давлением в систему смазки двигателя. Разновидностей масляных насосов множество (поршневые, шестеренчатые, воздушные и др.). Для двигателей внутреннего сгорания применяются насосы шестеренчатые. Масло нагнетается при помощи двух шестерен, подогнанных друг к другу с минимальным зазором между зубьями. В корпусе насоса находится редукционный клапан, который сбрасывает излишки давления масла. Приводится в действие насос вращающимся коленвалом непосредственно или при помощи цепной передачи. К масляному насосу присоединяется заборник с сетчатым фильтром грубой очистки.

Предназначен для очистки масла от металлических примесей, появляющихся в процессе эксплуатации двигателя, от конденсата воды, от других вредных веществ. Крепится в непосредственной близости к масляному насосу, обычно на резьбовом соединении. Фильтр имеет форму цилиндра с отверстием в центре для подачи масла и отверстиями по краю для подачи отфильтрованного масла в каналы смазки. Существуют фильтры несменные, в таких фильтрах меняется только фильтрующий элемент. Остальные фильтры меняются вместе с заменой масла.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ЗИЛ 131

Содержание материала

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

Для смазки двигателя ЗИЛ-131 применяют высококачественное специальное автомобильное масло АС-8, указанное в карте смазки или масло АСЗп-10.

Уровень масла в картере двигателя проверяют при ежедневном техническом обслуживании, перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Заменяют масло, при работе двигателя в нормальных условиях, при ТО-2, а при работе в условиях большой запыленности воздуха, через одно ТО-1.

При ТО-2 отработанное горячее масло сливают из картера 1 двигателя. Чистое масло заливают через маслоналивную горловину 3, на которой установлен корпус 4 воздушного фильтра вентиляции картера с крышкой 24 и колпаком 25.

Уровень масла проверяют по указателю 5, на котором нанесены три метки. До пуска двигателя уровень масла должен быть в пределах верхней красной метки на указателе. Через 2—3 минуты после остановки двигателя уровень масла должен понизиться до метки «полно», что соответствует нормальному уровню масла. Если уровень масла понизится до метки «долей», необходимо доливать масло. Работа двигателя при уровне масла ниже метки «долей» воспрещается. Перед заправкой свежего масла очищают и промывают полнопоточную центрифугу, для чего через 20—30 минут после остановки двигателя центрифугу снимают и разбирают. Если начать разборку центрифуги раньше, то можно залить поверхность двигателя отработанным маслом. Для разборки центрифуги отвинчивают гайку 22 и снимают кожух 20. Вывернув пробку 12, в отверстие корпуса 11 вставляют большой бородок, при помощи которого удерживают корпус 14 от проворачивания и свечным ключом отвертывают гайку 21 фильтра. После этого снимают крышку 19, вставку 18 ротора и сетчатый фильтр 17. Очистив от грязевых отложений, сетчатый фильтр 17 и прокладку 13 промывают в неэтилированном бензине или керосине.

Во избежание повреждения подшип-никое скольжения корпуса не следует отвертывать гайку 16 на оси 15 и снимать корпус 14 с оси центрифуги.

В исправной центрифуге при давлении масла 3—4 кГ/см2 корпус ротора должен вращаться со скоростью 5000— 6000 об/мин.

Корпус 14 ротора снимается только в случае неудовлетворительного вращения. После мойки центрифугу собирают и проверяют работу. Ротор в исправной центрифуге после остановки двигателя должен вращаться не менее 2—3 мин. Перепускной клапан 10 центрифуги регулируется на перепад давлений в 0,8—1 кГ/см2, что обеспечивает работу двигателя при значительном износе подшипников.

Очистку и промывку корпуса 4 воздушного фильтра системы вентиляции картера двигателя, крышки 24 и фильтра 23 производят при каждой смене масла в двигателе. Корпус фильтра после промывки заполняют свежим маслом.

Нормальное давление масла в системе смазки двигателя обеспечивается шестеренчатым масляным насосом 8 и регулируется редукционным клапаном 9.

Оно должно быть в новом прогретом двигателе в пределах 2—4 кГ.см2. Редукционный клапан регулируют на давление 3,2 кГ/см2.

Нормальное давление масла в масляном радиаторе 2 регулируется перепускным клапаном 7 насоса, оно должно быть в пределах 1,2 к Г/см2.

Снятые с двигателя детали очищают и промывают, а детали системы вентиляции картера, корпус 29, клапан 30, трубку 28 клапана и трубку 31 корпуса крана 27 разбирают, очищают и промывают ацетоном.

При преодолении брода систему вентиляции картера двигателя выключают, устанавливая рукоятку крана 26 в вертикальное положение.

Следует иметь в виду, что двигатель ЗИЛ-131 предназначен для работы в воде, поэтому все стыки между деталями и агрегатами независимо от наличия прокладок уплотнены специальной пастой УН-25 (ТУ МНП-3336-52), тюбик которой прилагается к автомобилю.

При сезонном техническом обслуживании систему смазки двигателя после слива масла рекомендуется промывать, для чего картер 1 и радиатор 2 снимают и отмывают с них смолистые отложения. В зимнее время при низких температурах масляный радиатор отключают, поворачивая кран 6. Для промывки системы смазки без разборки, обычно заливают свежее разжиженное масло, которое после работы двигателя на малых оборотах сливают.

В качестве заменителей основного масла применяют для работы зимой масло АС-6, а летом — АС-10.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

При ежедневном обслуживании проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. Воду заливают до бокового отверстия в трубке горловины 16 радиатора 14, а антифриз до нижнего торца этой трубки. При наличии расширительного бачка радиатор заполняют полностью, а бачок — до половины. Залив жидкость в радиатор, заводят двигатель и дают ему поработать 3—5 мин, после чего вновь проверяют ее уровень.

Неисправности системы смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-5301ТО и их влияние на его работу

Неисправности системы смазки могут возникать по следующим причинам:

— при наличии пониженного либо наоборот повышенного давления масла в системе;

— может их вызывать и подтекание масла, которое происходит из-за наличия неплотностей и соответственно снижается его уровень;

— от засорения фильтров грубой и тонкой очистки масла;

— причиной может быть и протекание масла от того, что не герметичны сальники коленчатого вала;

— при наличии засорения системы вентиляции картера.

Как видим, причин данной неисправности достаточно много, поэтому и способы их устранения будут разными. Всем понятно, что только система смазки, которая работает нормально и стабильно, сможет обеспечить долговечную и надежную работу движка. Любой сбой в работе указанной системы приведет к негативным последствиям, так как трущиеся детали не получат необходимой для их нормальной работы смазки. В зависимости от марки автомобиля, контроль давления масла происходит либо по манометру, либо по контрольной лампочке. В некоторых моделях есть и то и другое, обычно это применяется в грузовых автомобилях, которые совершают грузоперевозкии поэтому работают в условиях повышенной нагрузки.

Некоторые люди считают, что чем выше вязкость масла, тем лучше это для двигателя. Но это не так, высокая вязкость вызывает увеличение расхода топлива и соответственно мотор используется неэффективно. Поэтому если рекомендуется в определенных моделях и в определенное время использовать указанное масло, то эти рекомендации надо выполнять. Степень вязкости измеряется вискозиметром и при температуре 20°должна быть в пределах 6—20 cст. Если движок работает при низком давлении, то увеличивается износ подшипников коленвала и цилиндропоршневой группы. В таком случае масло быстрее расходуется, и выхлопные газы приобретают сизоватый цвет.

Разжижение масла может происходить и в тех случаях, когда в него попадает топливо или вода. Горючее может попадать, когда не работает свеча или форсунка и имеются высокие зазоры в цилиндропоршневой группе. Вода может попадать вследствие негеметичности прокладки головки блока, наличия трещин в блоке цилиндров и ухудшения состояния уплотнений. Перед устранением неисправности надо точно удостовериться в ее причине.

В карбюраторных двигателях неработающий цилиндр можно определить при помощи последовательного их отключения. В дизельных двигателях, надо снять крышку клапанов и посмотреть, нет ли подтекания топливопровода, который идет к форсункам, делается это во время работы двигателя. Если подтекания нет, а солярка попадает в масло, то надо проверять герметичность самих форсунок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *