ВАЗ 21099 — устройство и замена замка зажигания
В «Руководстве по ремонту автомобилей ВАЗ 2108-99» замок зажигания именуется выключателем. Название это не совсем точное, так как этот узел представляет собой именно замочный механизм, приводимый в действие поворотом ключа.
Помимо функции размыкания основных цепей электрооборудования, замок выполняет также роль противоугонного устройства, блокирующего вал рулевого колеса.
На ВАЗ 21099 замки выпускались двух видов – старого и нового образцов. Замок зажигания старого образца устанавливался на карбюраторные автомобили и отличался от нового по таким признакам:
- наличием разъёма для реле зажигания в жгуте проводов;
- более длинным ключом;
- имел 4, а не 3 фиксированных положения ключа.
Различия эти практически никак не повлияли на порядок проведения работ по снятию, проверке и ремонту замка зажигания карбюраторного или инжекторного ВАЗ 21099, так как изделия имеют схожее устройство.
Характер неисправностей также не изменился – основными причинами отказов работы являются механические повреждения деталей и разрушение или пригорание подвижных электрических контактов.
Снятие замка
Для того, чтобы обеспечить доступ к замку, достаточно лишь снять кожух рулевой колонки. Замок имеет крепление в виде хомута или стремянки. Съёмная пластина охватывает рулевую колонку и крепится на корпусе замка двумя или четырьмя винтами со «срывными» головками. Для того, чтобы их ослабить, можно воспользоваться тонким зубилом:
Осталось отсоединить провода и извлечь замок. На фото руль и подрулевой выключатель сняты, но делать это нет необходимости – просто изображение так более наглядно.
Устройство замка зажигания и его ремонт
В корпусе 2 замка встроено блокирующее рулевой вал устройство и личинка 5. Контактная группа 3 представляет собой собственно выключатель зажигания с жгутом проводов. Ремонт контактной группы не предусмотрен заводом-изготовителем, но зато её замена не представляет затруднений – она просто надевается на корпус.
Распиновка колодки замка зажигания нового образца:
«Прозвонить» контактную группу такого замка можно, воспользовавшись схемой:
Для проверки снимите клемму с АКБ и разъедините разъём, после чего, устанавливая ключ в различные положения, замерьте мультиметром в режиме омметра сопротивление между соответствующими выводами колодки. Например, сопротивление между контактами 1, 2, 7 и 5 при положении ключа «2» должно быть нулевым, а между любым из них и остальными – бесконечным.
Впрочем, иногда неисправности контактной группы видны невооружённым глазом: отвалившиеся провода, оплавленная пластмасса около мест подсоединения проводов и т.п.
Распиновка и схема подключения замка зажигания ВАЗ 21099 с реле:
Ремонт замка осуществляется заменой либо контактной группы, либо его личинки. Поломка личинки проявляется в заклинивании механизма замка.
Но лучше всего, если имеет место именно механическая поломка замка, то есть заедание его вставки или блокирующего стержня, заменить изделие целиком.
Иногда рассуждения о «капризности» замков зажигания вызваны тем, что при их ремонте или замене применялись неоригинальные запчасти. На конвейер многие детали, в том числе и замки, поставляются Димитровградским автоагрегатным заводом (ДААЗ).
Заводские изделия отличают не только отчётливое клеймо (см. на рис. ниже), но и такие признаки, как аккуратность штамповки или отливки, добротное гальваническое или хромированное покрытие и т.д.
Электросхема автомобиля ВАЗ-2108, ВАЗ-2109
(нажмите для увеличения)
1. Блок света ВАЗ-2109 (фара, передний фонарь)
2. Редукторный моторчик фароочистителя
3. Датчик температуры ВАЗ- 2109
4. Выключатель подкапотного освещения
5. Звуковой сигнал
6. Выключатель фонарей заднего хода
7. Электродвигатель вентилятора
8. Датчик электровентилятора
9. Клапан омывателя фар
10. Генератор ВАЗ-2109
11. Клапан омывателя заднего стекла
12. Клапан стеклоомывателя
13. Мотор стеклоомывателя
14. Фонарь капота
15. Свечи зажигания ВАЗ-2109
16. Розетка переносной лампы
17. Датчик контрольной лампы давления масла
18. Датчик-распределитель зажигания ВАЗ-2109
19. Электромагнитный клапан карбюратора ВАЗ-2109
20. Конец карбюратора выключатель

22. Катушка зажигания ВАЗ-2109
23. Колодка диагностическая
24. Датчик В.М.Т. 25. Аккумулятор
26. Датчик уровня тормоза жидкость
27. Стартер ВАЗ-2109
28. Клапан управления карбюратором ВАЗ-2109
29. Реле дополнительного стартера ВАЗ-2109
30. Редуктор электродвигателя стеклоочистителя
31. Лампа на табло подсветки управления судовым отопителем
32. Электровентилятор отопителя
33. Резистор добавочный
34. Переключатель электровентилятора ВАЗ- 2109
35. Прикуриватель
36. Подсветка бардака
37. Блок монтажный ВАЗ-2109
38. Комбинация приборов
39. Выключатель стоп-сигнала
41. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
42. Выключатель контрольной лампы дроссель в карбюратор ВАЗ-2109
43. Выключатель световых приборов
45. Выключатель аварийной сигнализации
46. Выключатель заднего противотуманного фонаря ВАЗ-2109
47.

48. Боковые указатели поворота
49. Выключатель включения плафон стоек передних дверей
50. Выключатели плафона в стойках задних дверей ВАЗ-2109
51. Освещение салона
52. Выключатель зажигания ВАЗ-2109
53. Выключатель стеклоочистителей и симиваллей
54. Выключатель сигнализации
55 Выключатель поворотников, габаритных огней и фар ВАЗ-2109
56. Подсветка задняя ВАЗ-2109
57. Указатель уровня топлива
58. Элемент обогрева заднего стекла
59. Подсветка номерного знака ВАЗ-2109
60. Редуктор электродвигателя очистителя заднего стекла.
А. Наконечник провода подключения к датчику износа тормозных колодок
I. Количество штекеров в штоках монтажного блока ВАЗ-2109
II. Количество втулок в блоке мотор-редуктора
III. Условные обозначения штекеров в блоке и контактов замка зажигания ВАЗ-2109;
К1.