Центробежный двигатель: Центробежный двигатель | Perpetuum mobile: «свободная энергия» и вечные двигатели.

Центробежный двигатель | Perpetuum mobile: «свободная энергия» и вечные двигатели.

Идея использовать центробежные силы для получения полезного эффекта давно привлекает изобретателей. А силы эти немаленькие и известны людям издавна — ещё библейский Давид убил великана Голиафа камнем, раскрученным в праще! Однако на данный момент это явление как таковое широко используется лишь в двух областях — для нагнетания жидкостей и газов в центробежных насосах и для разделения смесей из компонентов разной плотности в различных центрифугах и циклонах.

Естественно, идея использовать центробежную силу в «замкнутом цикле» посещает и изобретателей вечных двигателей. Вот, например, идея Игоря Высоцкого, использующая в качестве рабочего тела жидкость и опубликованная на его сайте.

Двигатель Игоря Высоцкого. Буквой F обозначена центробежная сила, ускоряющая жидкость.

Внешне это устройство кажется очень похожим на двигатель Клема в его первом (наиболее распространённом) описании, только у Высоцкого ротор размещён так, что воздействие силы тяжести на любую точку не зависит от его угла поворота.

Это, безусловно, более удобно для расчётов, поэтому именно такой вариант и следует взять за основу. Нельзя не отметить и В.Н.Власова, проанализировавшего и оценившего некоторые параметры такого двигателя и высказавшего ряд интересных идей. Именно его анализ и подтолкнул меня серьёзно заняться центробежным двигателем Высоцкого и двигателем Клема. Сразу скажу, результат оказался весьма неожиданным: если двигатель Высоцкого является именно механическим центробежным двигателем и потому не работоспособен, как и другие чисто механические конструкции, то двигатель Клема на самом деле использует совсем другие принципы, и конус со спиралью играет там гораздо более сложную роль, чем простой центробежный нагнетатель рабочего тела (по некоторым сведениям, в двигателе Клема спиральный канал как таковой вообще не являлся одной деталью или её частью, а формировался при сопряжении поверхностей двух деталей, движущихся друг относительно друга).


Спиральный центробежный двигатель
Спираль или «рога»?
Немного истории
Резюме

Спиральный центробежный двигатель

Попробуем разработать и рассчитать конструкцию двигателя Высоцкого с учётом замечаний Власова. Скомпонуем всю спираль (за исключением заборника жидкости) в одной плоскости чуть выше уровня этой жидкости. В результате получился вариант спирали Архимеда, т.е. такой спирали, у которой шаг между витками одинаков по всему радиальному сечению. Допустим, что вся спираль состоит из одной трубки и вращается по часовой стрелке.

Боковое сечение спирального центробежного двигателя. Rc — радиус колеса (спирали), расстояние от оси вращения до центра сопла;

Rз — радиус от оси вращения до центра заборника; Sз — площадь забора жидкости на входе трубки; Sc — площадь сопла на выходе трубки.

Суть замысла такова: скорости вращения должно хватить для того, чтобы поднять захваченную заборником жидкость в основную спираль. Далее под действием центробежных сил жидкость прижимается изнутри к стенке трубы, плавно удаляющейся от центра, и как бы «стекает» по ней к внешнему концу трубки, постепенно набирая энергию вместе с возрастанием линейной скорости более удалённых от центра участков спирали. На внешнем конце спирали она вылетает из сопла с достаточно высокой скоростью, за счёт чего создаёт реактивную тягу, разгоняющую спираль.

Теперь попробуем рассчитать условия перемещения жидкости по трубке под действием центробежных сил с учётом законов гидродинамики. Предположим, что конструкция вращается внешним приводом равномерно с нужной нам скоростью. Предположим также, что внутренний диаметр трубки по всей длине одинаков, за исключением сопла. Гидродинамическим торможением жидкости в трубке пока пренебрежём. В качестве базовой точки отсчёта естественно выбрать ось вращения. Вслед за В.Н.Власовым применим уравнения неразрывности и Бернулли.

Из уравнения неразрывности следует, что расход жидкости в любом сечении трубки, в том числе и в заборнике на её входе, и в выходном сопле, одинаков, то есть

Sз · vз · ρз = Sc · vc · ρc     (1),

где S — площадь сечения трубки в выбранном месте, v — скорость потока в этом месте, а ρ — его плотность в рассматриваемом сечении.

Поскольку жидкости практически несжимаемы, то если рабочее тело всё время будет оставаться в жидком состоянии, ρз ~ ρс, так что плотности можно будет исключить.

Для того, чтобы реактивная тяга разгоняла спираль, скорость истечения жидкости из сопла должна быть больше линейной скорости этого сопла, иначе за соплом будет создаваться область разрежения, и спираль будет не разгоняться, а тормозиться (хотя и не так быстро, как при полностью заглушенном сопле). Учтём также, что линейная скорость вращающегося тела вычисляется как

v = f · (2 · π · r)     (2),

где f — частота вращения (обороты в секунду), r — радиус вращения (здесь и далее маленькой буквой r будем обозначать текущий радиус для рассматриваемого в данный момент участка спирали).

Заменяя линейную скорость угловой (точнее, частотой вращения) и радиусами, получаем Sз · f · 2 · π · R

з = Sc · f · 2 · π · Rc, или, после сокращения подобных членов, Sз · Rз = Sc · Rc. Отсюда для обеспечения разгона спирали при безнапорном заборе неподвижной жидкости следует соотношение размеров входного и выходного отверстий:

Sз / Sc > Rc / Rз     (3).

Итак, площадь сопла должна быть как минимум во столько же раз меньше площади заборного отверстия, во сколько раз это сопло находится дальше от оси вращения по сравнению с заборником. Очевидно, что для того, чтобы обеспечить столь высокую скорость истечения жидкости из сопла, существует только одно средство — создать перед соплом достаточно высокое давление. И средства для достижения этого у нас, кажется, есть — это центробежные силы!

Теперь для расчёта давления перейдём к уравнению Бернулли. В нём мы пока пренебрежём гравитационным потенциалом (по сравнению, скажем, с указанной мощностью двигателя Клема — более 300 л.с. (свыше 200 кВт) — поднять жидкость на несколько сантиметров просто пустяк!). Зато в «потенциальном» члене уравнения Бернулли необходимо учитывать действие центробежных сил, которые, кстати, действуют подобно силе гравитации на весь объём жидкости в данном сечении, однако в отличие от ускорения свободного падения, которое вблизи поверхности Земли (± пять-десять километров) практически неизменно, центростремительное ускорение прямо связано с расстоянием до центра вращения, и этим пренебрегать никак нельзя.

Для начала посмотрим, как будет изменяться потенциал центробежных сил в зависимости от радиуса. Поскольку центробежные силы стремятся отбросить жидкость от центра вращения к периферии, наибольший потенциал у жидкости будет возле заборника вблизи оси вращения, а наименьший — у сопла на внешнем краю спирали. Приняв потенциал у сопла за 0, с учётом формулы для центростремительного ускорения мы получим следующую зависимость потенциала от радиуса:

U(r) = Rr∫ aц(x) · dx = Rr∫ (f · 2 · π · x)2 / x · dx = (f · 2 · π)2 · (r – R)2 / 2 = 2 · (f · π · (r – R))2     (4),

где r — радиус вращения рассматриваемого сечения, R = Rc — радиус спирали, равный расстоянию от центра сопла до оси вращения (радиус нулевого потенциала, у оси вращения потенциал максимален), aц — центростремительное ускорение, f — частота вращения спирали вокруг оси.

Итак, в отличие от гравитационного потенциала, который вблизи поверхности Земли изменяется линейно в зависимости от расстояния до точки отсчёта, здесь мы имеем явно выраженную квадратичную зависимость потенциала от радиуса.

Теперь с помощью уравнения Бернулли оценим два крайних случая: давление жидкости возле заглушенного сопла и скорость жидкости относительно спирали при её свободном течении (без трения и изменения сечения — со снятым соплом, — так что разность давлений не возникает).

В первом случае при заполненной спирали мы имеем неподвижную относительно спирали жидкость, поэтому из уравнения Бернулли можно исключить скоростной напор: ρ · Uc + ΔPc = ρ · Uз + ΔPз. Считая Uc = 0 и ΔPз = 0, при заглушенном сопле с учётом формулы (4) мы получаем разность давлений между заборником и соплом равной

ΔP = ρ · Uз = ρ · 2 · (f · π · (Rс – Rз))2     (5).

Что ж, давление можно получить достаточно большое. Например, при R = 20 см и f = 30 об/сек = 1800 об/мин для воды (ρ = 1000 кг / м3) P ~ 7 · 105 Па ~ 7 атм, однако это в отсутствие какого-либо расхода жидкости, и, следовательно, при полном отсутствии реактивной тяги.

Во втором случае мы предполагаем одинаковое давление по всей спирали, поэтому в уравнении Бернулли остаются только потенциал и скоростной напор: ρ · Uc + ρ · vc2 / 2 = ρ · Uз + ρ · vз2 / 2. Считая Uc = 0 и vз = 0 (посчитаем лишь «прибавку» скорости), при свободном течении жидкости с постоянным давлением с учётом формулы (4) после деления на плотность ρ, которая в нашем случае одинакова по всей длине спирали, мы получаем следующее:

Δvc

2 / 2 = (f · 2 · π)2 · (Rс – Rз)2 / 2,

откуда следует, что скорость возле сопла превышает скорость возле заборника на

Δv = f · 2 · π · (Rс – Rз)     (6).

Поскольку линейная скорость жидкости у заборника относительно спирали vз = f · 2 · π · Rз, добавив её к полученной разности, мы получим, что vс = f · 2 · π · Rс, т.е. равна линейной скорости внешнего конца спирали (2). Это значит, что из внешнего конца спирали жидкость будет выливаться без какой-либо скорости относительно неподвижного резервуара, и в отсутствии трения не будет ни тормозить, ни разгонять спираль. Такой результат замечательно согласуется с интуитивным представлением о том, что сверхтекучая жидкость, захваченная нашей вращающейся спиралью, должна пройти по ней и «выпасть» с другого конца, так и не получив никакой скорости относительно неподвижного резервуара. Кроме того, это косвенно подтверждает правильность наших математических выкладок.

Итак, в предельных случаях мы получаем либо полное отсутствие полезной реактивной тяги (со снятым соплом), либо немалое давление возле сопла при отсутствии какой-либо тяги в принципе (с заглушенным соплом). Попробуем теперь найти «золотую середину» — чтобы сопло не перекрывало поток полностью, но создавало давление, достаточное для достижения нужной скорости истечения струи. Обозначим отношение площади заборника и внутреннего диаметра трубки спирали к площади отверстия сопла Sз / Sс = k. В соответствии с формулой (1) получаем vc = k · vз. Предполагая внутренний диаметр спирали по всей длине до самого сопла одинаковым и равным диаметру заборника, перед входом сопла мы имеем сечение S = Sз и скорость потока vт = vз (vт — это скорость потока жидкости в трубке, и не следует путать её с линейной скоростью самого заборника — это разные вещи). Давление возле сопла повышено относительно атмосферного на входе заборника, однако, если сопло ориентировать строго тангенциально, потенциалы центробежных сил с обоих сторон сопла можно считать одинаковыми и равными 0 (ведь именно сопло мы ранее выбрали в качестве точки отсчёта потенциала). Кстати, такая ориентация сопла является технически оптимальной, поскольку вся реактивная тяга будет направлена именно на раскрутку спирали. С другой стороны, в заборнике давление равно атмосферному, зато имеется максимальный потенциал, рассчитываемый по формуле (4). На выходе сопла сечением Sc = Sз / k вследствие уравнения непрерывности (точнее, закона сохранения расхода) мы имеем скорость vc = vт · k при атмосферном давлении и нулевом потенциале. Наша цель — найти зависимость возможной скорости течения рабочего тела в трубке спирали от её радиуса и скорости вращения и соотношения диаметров трубки (заборника) и сопла.

Составляем соотношение на основе уравнения Бернулли для выхода сопла и входа заборника:

Pатм + ρ · vс2 / 2 = ρ · Uз + Pатм + ρ · vт2 / 2,

сократив подобные члены (атмосферное давление), поделив всё на плотность (которая для жидкости является величиной практически неизменной), получаем

(k · vт)2 / 2 = Uз + vт2 / 2.

Переносим скорости в одну часть уравнения и, умножая обе части на 2, получаем

(k · vт)2 – vт2 = 2 · Uз.

Теперь выносим квадрат скорости за скобки и заменяем потенциал на формулу (4):

vт2 · (k2 – 1) = (f · 2 · π · (Rт – Rс))2,

откуда вычисляем скорость потока внутри трубки

vт2 = (2 · π · f · (Rз – Rс))2 / (k2 – 1)     (7).

Кстати, если давление на входе спирали будет превышать давление на выходе сопла на ΔP (жидкость подаётся в спираль под давлением), то формула примет следующий вид:

vт2 = ((2 · π · f · (Rз – Rс))2 + 2 · ΔP / ρ) / (k2 – 1)     (8).

Что следует из полученной формулы?

  1. Действительные значения решение полученного уравнения имеет только при соблюдении условия k = Sз / Sс > 1, что полностью согласуется с условием (3), поскольку сопло отстоит от центра вращения дальше, чем заборник. Так что эффектный вывод В.Н.Власова о необходимости соотношения Sз < Sс представляется ошибочным!
  2. Скорость жидкости внутри трубки спирали и линейно связанная с ней скорость на выходе сопла находятся в линейной зависимости от частоты вращения и размеров спирали. При этом формула не содержит ограничений на соотношение отверстий заборника и сопла, а стало быть, сделав сопло достаточно маленьким, можно получить скорость истечения струи, превышающую линейную скорость сопла, и обеспечить выполнение условия (3), добившись необходимой реактивной тяги!
  3. Плотность жидкости не влияет на эффективность работы конструкции (правда, мы пренебрегли сопротивлением воздуха, если же учесть этот фактор, то чем тяжелее жидкость, тем лучше)!
  4. Из геометрических параметров в формуле присутствуют только соотношение отверстий заборника и сопла и радиусы, на которых они расположены относительно общей оси вращения. А из этого следует, что многовитковая спираль вроде бы и не нужна — вполне работоспособной должна быть и следующая конструкция (разве что радиус изгиба трубок возле сопел можно сделать побольше для уменьшения потерь на поворот жидкости перед соплом).

    Минимальный вариант двигателя (вид сверху). Показаны две идентичные ветви для обеспечения балансировки колеса. Rc — расстояние от оси вращения до центра сопла; Rз — радиус от оси вращения до центра заборника.

Получается, что «вечный двигатель» у нас в кармане, причём даже не надо вить спираль, а достаточно прикрепить к оси пару трубок? Проверим формулу (7) на крайние условия: когда k → ∞ (т.е. сопло практически закрыто), скорость рабочего тела в спирали стремится к нулю. Это и понятно — в закрытое сопло жидкость не потечёт. Но вот когда k → 1, то есть площадь сопла становится близкой к площади заборника, скорость начинает стремиться к бесконечности. Расчёт специально приведён подробно и ошибок в нём я не нашёл. Это говорит о том, что слепо использовать полученную формулу нельзя, а надо понять её физический смысл и, стало быть, границы применимости. Дело в том, что vТ — это возможная максимальная скорость идеальной жидкости (без трения) относительно спирали при отсутствии дополнительного давления на входе. Кроме того, необходимо напомнить, что жидкость рассматривалась как идеальная несжимаемая, неиспаряемая и сверхтекучая — без трения и без кавитационных эффектов. Поэтому, когда диаметр сопла равен диаметру трубки, никаких препятствий сверхтекучей жидкости нет, и её скорость теоретически может быть бесконечно большой. Если же сопло начинает уменьшаться, то оно будет ограничивать максимальную скорость даже для сверхтекучей жидкости.

Что ж, попробуем посчитать в конкретных цифрах. Итак, предположим Rз = 2 см = 0.02 м, Sз = 2 см2 = 2 · 10–4 м2 (соответствует «водопроводному» стандарту 1/2″). Рассчитаем по формуле (7) значения vт для нескольких значений радиуса сопла Rс и скорости вращения f. Площадь сопла Sс при этом будем выбирать так, чтобы соотношение сечений k = Sз / Sс примерно вдвое превосходило соотношение радиусов Rс / Rз с тем, чтобы скорость струи из сопла во столько же раз превышала его линейную скорость для создания реактивной тяги.

Таблица 1. Расчёт скорости потока для различных параметров вращения

Скорость вращения спирали
f
Радиус вращения сопла
RС
Площадь сопла
SС
Линейная скорость заборника
vЗ
Расчётная скорость потока в трубке
vТ
Расчётная скорость в сопле
vС
Линейная скорость сопла
v
25 об/сек = 1500 об/мин 10 см = 10–2 м 0. 2 см2 = 2·10–5 м2 3.14 м/с 1.26 м/с 12.6 м/с 15.7 м/с
50 об/сек = 3000 об/мин 10 см = 10–2 м 0.2 см2 = 2·10–5 м2 6.28 м/с 2.53 м/с 25.3 м/с 31.4 м/с
25 об/сек = 1500 об/мин 20 см = 10–2 м 0.2 см2 = 2·10–5 м2 3.14 м/с 2.84 м/с 28.4 м/с 31.4 м/с
25 об/сек = 1500 об/мин 20 см = 10–2 м 0.1 см2 = 10–5 м2 3.14 м/с 1.42 м/с 28.3 м/с 31.4 м/с
50 об/сек = 3000 об/мин 20 см = 10–2 м 0. 2 см2 = 2·10–5 м2 6.28 м/с 5.68 м/с 56.8 м/с 62.8 м/с
50 об/сек = 3000 об/мин 20 см = 10–2 м 0.1 см2 = 10–5 м2 6.28 м/с 2.83 м/с 56.6 м/с 62.8 м/с
25 об/сек = 1500 об/мин 50 см = 10–2 м 0.1 см2 = 10–5 м2 3.14 м/с 3.77 м/с 75.5 м/с 78.5 м/с
25 об/сек = 1500 об/мин 50 см = 10–2 м 0.025 см2 = 2.5·10–6 м2 3.14 м/с 0.94 м/с 75.4 м/с 78.5 м/с
50 об/сек = 3000 об/мин 50 см = 10–2 м 0. 1 см2 = 10–5 м2 6.28 м/с 7.54 м/с 151 м/с 157 м/с
50 об/сек = 3000 об/мин 50 см = 10–2 м 0.025 см2 = 2.5·10–6 м2 6.28 м/с 1.89 м/с 151 м/с 157 м/с

Увы, результаты неутешительны — повышение скорости вращения и диаметра спирали лишь приближает скорость истечения струи из сопла к его линейной скорости, но не может достичь её. Попытка же уменьшить диаметр сопла увеличивает скорость струи из него по отношению к потоку в трубке, но сам поток при этом замедляется так, что выигрыша в соотношении скоростей сопла и выбрасываемой струи опять не получается! Математический эффект может дать приближение диаметра сопла к диаметру трубки (наверное, именно это ввело В.Н.Власова в заблуждение относительно соотношения площадей отверстий), но физического смысла это не имеет — ведь ранее мы уже убедились, что если даже сопло будет вообще снято, реактивной тяги мы не получим! Означает ли это, что получить энергию таким образом нельзя? Без изменения фазового состояния тела — да, означает. Но, прежде чем заняться изменением фазового состояния, необходимо уточнить геометрию устройства.

Спираль или «рога»?

Глядя на формулу (7), мы упростили конструкцию, заменив спираль своеобразными загнутыми «рогами». Однако правильно ли это? Давайте рассмотрим оба варианта с точки зрения механики, заменив жидкость твёрдыми тяжёлыми шариками, скажем, стальными, катящимися по стальной трубке в вакууме (чтобы ничто не тормозило их движение, — ведь трение качения стали по стали очень мало).

Вариант с твёрдыми шарами (одна ветвь, вид сверху).

Под действием центробежных сил шарик сначала будет набирать нормальную (т.е. перпендикулярную к направлению вращения) скорость, а в закругляющемся конце «рога» передавать её ротору, меняя своё направление движения с нормального на тангенциальное, и затем «выпадать» из трубки наружу. Замечательный «вечный двигатель»! Но… Пока шарик двигается по нормали, он, по сути, набирает свою скорость за счёт вращения трубки, по которой он движется, т. е. преобразует тангенциальную скорость того участка трубки, по которому он катится, в свою нормальную скорость, отбирая на этом этапе кинетическую энергию ротора. Если посмотреть на него с точки зрения неподвижной оси вращения ротора, мы увидим, что шарик начинает двигаться не только от центра к периферии, но и вокруг оси вращения вместе с ротором, причём по мере удаления от центра вращения ротора его тангенциальная скорость нарастает, соответствуя тангенциальной скорости проходимого им участка трубки, которая прямо пропорциональна расстоянию до центра вращения. Передавая на завершающем участке траектории свою энергию стенкам трубки, а через неё — ротору, он лишь возвращает эту накопленную энергию обратно. Так что реально никакой прибавки энергии, а значит ускорения и возможности получить дополнительную работу, здесь нет.

Если же вместо перпендикулярного «рога» шарик окажется в спирали, его тангенциальное ускорение не будет столь неотвратимым — он покатится внутри спирали, потихоньку смещаясь к её краю. Поэтому он не сможет отобрать у ротора так много энергии, но и передаст спирали также немного. Так что конечный результат будет таким же, как и в первом случае: при полном отсутствии трения шарик не наберёт тангенциальной скорости и просто «выпадет» из внешнего конца спирали, но часть энергии спирали (весьма малая) будет израсходована на то, чтобы придать шарику небольшую (по сравнению со скоростью шарика относительно самой спирали) нормальную скорость, перемещая его от центра вращения к периферии. Глядя от оси вращения ротора, мы увидим, что шарик не будет вращаться вокруг этой оси, а просто начнёт смещаться к периферии, чем-то напоминая звукоснимающую головку на граммофонной пластинке.

Немного истории

На самом деле и «рога», и плоская спираль не являются последним словом техники. Оба варианта конструкции известны уже не одну сотню лет и нередко использовались в качестве забавных фонтанов. Подобное устройство под названием «эолипил» ещё в античной Греции построил «отец механики» Герон Александрийский (II в. до н.э.). Однако эолипил работал на пару. А в 1750 г. его гидравлический вариант изобрёл венгерский учёный Янош Сегнер, поэтому сейчас такую конструкцию называют «сегнеровым колесом».

И хотя за прошедшие века сегнеровы колёса создавали во множестве различных вариантов со всевозможными сочетаниями параметров (радиусы выхода жидкости и давление на входе, продольные и поперечные профили и сечения канала, число витков спирали и форма «рогов», скорость вращения и расход жидкости и пр.), никаких хоть сколько-нибудь достоверных сведений о проявлении в них «сверхъединичных» эффектов нет. Более того, сверхъединичных эффектов не наблюдается и в наиболее энергоэффективном варианте — при подаче в сопло перегретой жидкости, которая превращается в пар непосредственно во время расширения в сопле, как это происходит в реактивной гидропаровой турбине Зысина.

Резюме

Подводя общий итог, можно сказать, что механический центробежный «вечный двигатель» без изменения фазовых состояний рабочего тела или каких-то других немеханических способов получения дополнительной энергии невозможен в принципе — это лишь перераспределение энергии между отдельными элементами внутри системы без её увеличения или извлечения из окружающей среды, зато с неизбежными в реальном мире потерями на трение и рассеяние.

последняя правка 17.11.2009 22:22:13                 

Турбореактивный двигатель с центробежным компрессором

 

Турбореактивные двигатели, или сокращенно ТРД, по праву можно считать основой современной авиации. Именно ими оснащены практически все военные и большинство гражданских самолетов, хотя есть и исключения. ТРД относятся к семейству газотурбинных двигателей (ГТД) – тепловых машин, вырабатывающих энергию за счет сжигания топлива в камере сгорания. Все моторы этого семейства объединяет общий принцип работы и схожая конструкция с обязательным наличием турбины, о чем легко догадаться по их названиям.

История авиационных реактивных двигателей началась в 30-хх годах, когда стало понятно, что возможности поршневых двигателей, первоначально устанавливаемых на самолеты, далеко не безграничны и уже достигли своего предела. Громоздкие и тяжелые ДВЗ стали обузой для конструкций самолетов, в которых играет роль каждый лишний килограмм, а использование воздушного винта для создания тяги не давало возможности преодолеть звуковой барьер. Именно тогда конструкторы и обратили свое внимание на небольшие и легкие газотурбинные двигатели в целом и турбореактивные двигатели в частности. Отсутствие у них воздушного винта, создание тяги только за счет реактивных сил, а также небольшой вес и компактные размеры сделали ТРД основными силовыми установками в авиастроении, и они остаются таковыми и сейчас.

Устройство и принцип работы

Как и все газотурбинные двигатели, ТРД состоит из следующих основных узлов: компрессора, камеры сгорания, приводной турбины и сопла. Среди видов ГТД есть моторы, оснащенные также рабочим валом, который использует свободную энергию, не потраченную на вращение турбины, для вращения воздушных винтов или других элементов, создающих тягу. У ТРД такого вала нет, что значительно упрощает его конструкцию и снижает вес.

Компрессор турбореактивного двигателя может быть осевым или центробежным. Первый меньше по размерам и более эффективный, поэтому в большинстве случаев именно ему и отдается предпочтение. Центробежный компрессор постепенно уходит в прошлое авиации из-за своей громоздкости, единственное его преимущество – более простая конструкция (в случае, когда он одноступенчатый). Именно центробежным компрессорам оснащались первые реактивные двигатели, но при появлении их осевых конкурентов им пришлось уступить свое место.

Центробежный компрессор – это колесо с закрепленными на нем лопатками, которые при вращении захватывают воздух и, придавая ему угловое вращение, отбрасывают его на периферию – к стенкам корпуса. Это действие центробежных сил, отталкивающих поток воздуха от центра вращения.

В центре центробежного компрессора установлен ротор с лопатками, который находится в корпусе (диффузоре). Корпус в свою очередь тоже оснащен лопатками, только уже неподвижными, и помещен в еще один, внешний, корпус, выполненный в форме улитки. Воздух сначала попадает в ротор, где под действием подвижных лопаток закручивается и сжимается. Затем он попадает на неподвижные лопатки и при этом еще больше сжимается, после чего под давлением проходит «улитку» и попадает в камеру сгорания.

Камера сгорания ТРД может быть кольцевой, трубчатой или комбинированной. Кольцевая камера «обволакивает» корпус, ее формируют стенки наружного и внутреннего кожуха. На входе установлена жаровая труба, на конце которой – завихрители с форсунками.

Трубчатая КС

Кольцевая КС

Трубчатая камера сгорания представляет собой отдельную жаровую трубу, соединенную с наружным кожухом. В ее передней части размещаются завихрители и форсунки, а вся ее поверхность имеет перфорацию для более качественного сжигания топлива и воздушного охлаждения. В случае, если жаровых труб несколько, они соединяются между собой патрубками, обеспечивающими одновременный процесс горения во всех трубах. Для воспламенения топливного заряда используются запальные устройства, расположенные в камерах.

Комбинированная камера сгорания – это кольцевая камера, в которой размещаются жаровые трубы.

Основой любого ГТД является турбина – вал, на котором закреплены металлические диски с рабочими лопатками на концах. Перед рабочими лопатками устанавливаются неподвижные, которые обеспечивают осевую подачу газов, выпрямляя их движение. Совокупность направляющих и рабочих лопаток – это одна ступень, и таких ступеней на турбине может быть несколько: от 1 до 6. Как несложно заметить, принципы работы компрессора и турбины похожи, только в первом случае лопасти компрессора сами приводят в движение поток воздуха, а во втором – газы вращают лопатки турбины. Скорость вращение турбины, а значит и компрессора, составляет 20-30 тыс. об//мин.

Ступень турбины (статор и ротор в сборе). 1 Колесо турбины, 2 Вал, 3 Лопатки, 4 Направляющий аппарат.

Выпуск продуктов сгорания наружу обеспечивается выпускным устройством, которое состоит из конусоподобной выпускной трубы, стойки и сопла. Обычные реактивные сопла имеют постоянный диаметр и направлены в определенную сторону. На некоторых двигателях используются регулируемые сопла, в которых можно менять сечение в зависимости от режимов работы, а также контролировать направление реактивной тяги за счет их поворотов.

Но не только механика дает возможность управлять ТРД. Современные моторы оснащены сложнейшей системой автоматики, которая постоянно контролирует параметры работы, устанавливает нужные режимы в зависимости от нагрузок. Пилот управляет двигателем с помощью одного только рычага, но на каждое его движение отзываются множество датчиков.

Принцип работы ТРД характерный для двигателей всего семейства ГТД. Компрессор затягивает воздух в корпус, сжимает его и направляет в камеру сгорания. От количества воздуха и его давления на выходе из компрессора напрямую зависит степень сжатия, а значит и мощность мотора. В камере сгорания устанавливаются топливные форсунки, через которые подается топливо – авиационный керосин. Топливо воспламеняется, образуя газы, обладающие высоким зарядом энергии. Расширяясь, продукты сгорания действуют на лопасти турбины, вращая их, а сама турбина при этом вращает компрессор, закрепленный с ней на одном валу. Но далеко не вся энергия потребляется турбиной, большая ее часть под давлением вырывается наружу, проходя через сопло, что создает реактивную тягу.

Процесс сжигания топлива в ТРД непрерывный, что отличает эти типы двигателей от поршневых 2- или 4-тактных моторов, у которых в каждом рабочем цикле есть рабочий такт, которому предшествует воспламенение топливного заряда.

Использование двигателя. Преимущества и недостатки

Современные ТРД практически не оснащаются центробежными компрессорами. В сравнение с осевым у центробежного компрессора каждая ступень сжатия более эффективная, но общее КПД при этом ниже. Это объясняется тем, что многоступенчатые центробежные компрессоры имеют очень сложную конструкцию и большие габариты, что увеличивает и их вес, тогда как многоступенчатость осевых компрессоров – не проблема. Именно поэтому они нашли широкое применение не в авиации, а «на земле» в силовых установках, используемых в системах вентиляции, на газотранспортных магистралях и т.д. Из самолетов, на которых использовались реактивные двигатели с центробежными компрессорами, можно отметить HeS 3, которым был оснащен первый реактивный самолет, английский Power Jets W. 1, который использовался в первом британском истребителе, Rolls-Royce Nene, ставшим в последствии прототипом советского РД-45. Использование таких двигателей было характерным для «зари» авиастроения, сейчас же практически везде используются двигатели с осевыми компрессорами.

Несмотря на то, что реактивные двигатели устанавливаются на большинстве современных самолетов, все же и они далеко не идеальные. Есть у них и недостатки: высокая себестоимость и повышенный расход топлива. Первый недостаток объясняется тем, что для изготовления отдельных элементов реактивного двигателя нужны сверхпрочные и жаростойкие материалы, которые бы могли работать при очень высоких давлениях и температурах. Что касается расхода топлива, он действительно выше, чем, например, у его ближайшего «родственника» турбовинтового двигателя, ну а от расхода топлива напрямую зависит стоимость перелетов. Поэтому в случаях, когда нет необходимости развивать сверхзвуковые скорости, самолеты оснащаются ТВД, что дает возможность снизить цены на перелет. В основном это пассажирские и грузовые самолеты, которые летают на большие расстояния. А вот в военной авиации практически всегда используются ТРД, ведь здесь не так важна экономия, как скорость.

Центробежные компрессоры

Центробежные компрессоры

+ Только текстовый сайт
+ Версия без Flash
+ Свяжитесь с Гленном

Большинство современных пассажирских и военных самолетов оснащены газотурбинные двигатели, которые также называют реактивные двигатели. Существует несколько различных типов реактивных двигателей, но все реактивные двигатели имеют некоторые части в общий. Все реактивные двигатели имеют компрессор увеличить давление поступающего воздуха до того, как он попадет в горелку. Производительность компрессора оказывает большое влияние на общий двигатель производительность.

В реактивных двигателях используются два основных типа компрессоров. показанный выше компрессор называется центробежным компрессором потому что поток через компрессор поворачивается перпендикулярно ось вращения. Второй тип компрессора — осевой. компрессор и обсуждается на отдельном слайде. Самый первый В реактивных двигателях использовались центробежные компрессоры, и они до сих пор используются на маленький турбореактивные и турбо вал двигатели.

Как работает центробежный компрессор? Детали вполне сложны, потому что геометрия лопастей и результирующие потоки трехмерные, неустойчивые и могут иметь важные вязкие и эффекты сжимаемости. Каждая лопатка компрессора производит изменение давления так же, как аэродинамический профиль вращающегося пропеллера. Но в отличие от лопасти гребного винта, лопасти центробежного компрессора близки к друг друга, что серьезно изменяет поток между лопастями. Центробежные компрессоры также Работа на потоке поворотом, и поэтому ускоряясь, поток радиально. Разработчики компрессоров должны полагаться на испытания в аэродинамической трубе и сложные вычислительные модели для определения производительности центробежного компрессора. Спектакль характеризуется тем, перепад давления в компрессоре КПП , скорость вращения вал, необходимый для повышения давления, и коэффициент эффективности, который указывает, сколько дополнительной работы требуется относительно идеального компрессора.


Деятельность:

Экскурсии с гидом
  • Детали реактивного двигателя:
  • Компрессор:

Навигация . .


Домашняя страница руководства для начинающих

 


+ Горячая линия генерального инспектора
+ Данные о равных возможностях трудоустройства публикуются в соответствии с Законом об отсутствии страха
+ Бюджеты, стратегические планы и отчеты о подотчетности
+ Закон о свободе информации
+ Повестка дня президентского руководства
+ Заявление о конфиденциальности НАСА, Отказ от ответственности,
и Сертификат доступности

 

   
Редактор: Нэнси Холл
Официальный представитель НАСА: Нэнси Холл
Последнее обновление: 13 мая 2021 г.
+ Свяжитесь с Гленном

Основные сведения о компрессоре

Основы компрессора
Вернуться на главную страницу Purdue AAE Propulsion. Вернуться на страницу Основы газотурбинного двигателя.
Компрессор работает, чтобы увеличить давление воздуха, чтобы обеспечить условия, благоприятные для сгорания и расширения горячих газов через турбина. На первый взгляд может возникнуть вопрос, зачем двигателю компрессор вообще. Однако без компрессора двигатель никогда бы не смог развить статическая тяга. Двигатели, в которых не используются компрессоры (или турбины), называются прямоточными воздушно-реактивными двигателями; эти устройства должны полагаться на сжатие воздуха только от впуска и не могут быть запущены, пока они не достигнут околозвуковых скоростей. По этой причине двигатель с компрессорным приводом можно использовать в гораздо более широком диапазоне диапазон условий. Эффективность компрессора измеряется с точки зрения энергии потери (из-за трения и отрыва потока), возникающие при процесс сжатия.
«Ступень» компрессора состоит из движущегося часть (крыльчатка или ротор) и неподвижная часть (диффузор, или статор). В большинстве устройств повышение давления происходит в обеих частях сцены.
Компрессоры делятся на две большие категории. Первый тип компрессора центробежный или кольцевой компрессор . Его крыльчатка ускоряет поток, отбрасывая его наружу. Это также увеличивает давление. Давление увеличивается дальше, и поток замедляется, когда поток встречается с диффузорами, которые окружают рабочее колесо.

Преимущества центробежного компрессора заключаются в том, что его проще сконструировать и производство, и это часто может увеличить давление достаточно для эффективного сжигание только в одну ступень. Однако поток воздуха для центробежного компрессора значительно ниже, чем у осевого, и степень сжатия у него обычно ниже, что означает, что он гораздо менее эффективен для создания тяги и меньше расходует топлива. эффективный. Следовательно, это чаще наблюдается в небольших двигателях, где производственные преимущества перевешивают недостатки производительности; в шахте двигатели, где тяга не имеет большого значения; и в промышленных применениях, где тяга вообще не имеет значения. (Турбокомпрессор во многих спортивных автомобилях состоит из центробежного компрессора и турбины.)

Другой тип компрессора осевой компрессор потока . В то время как осевые компрессоры могут вместить больший поток воздуха, чем центробежные конструкции того же размера, роторно-статорная ступень, как правило, не обеспечивает достаточное сжатие для большинства приложений. По этой причине многоступенчатые обычно используются устройства. Современные двигатели могут использовать 10-15 компрессоров. этапы.

Преимущества осевого компрессора заключаются в более высокой производительности и большей производительности. степень сжатия, что приводит к более высокой тяге и топливной экономичности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *