Танковый оппозитный двигатель 5ТДФ.
Двигатель 5ТДФ был разработан специально для советских танков Т-64 и Т-72. На то время это был оптимальный вариант танкового двигателя с достаточной мощностью и компактностью.
При частоте вращения коленвала 2000об\мин с рабочим объёмом цилиндров 13.6 литров, 5ТДФ выдавливает 700 лошадок. 5ТДФ — оппозитный, пяти цилиндровый двигатель с десятью поршнями диаметром 120 мм, которым он и обязан таким рабочим объёмом.
Все настоящие оппозитные двигатели как правило двухтактные, поэтому 5ТДФ не исключение. Но для начала думаю стоит обьяснить что такое оппозитный двигатель и как в его пяти цилиндрах работают десять поршней. Оппозитный двигатель имеет два коленвала, расположенные друг на против друга, например если вы видели оппозитные двигатели SUBARU, то представте себе такой же двигатель, но вместо головок цилиндров поставьте по коленвалу, а на место коленвала внутрь двигателя вставьте пять больших
цилиндров, поршня в которых будут двигаться на встречу друг другу и в момент достижения верхней мёртвой точки, будет происходить впрыск топлива.
Если все происходит за один оборот коленвала, то встает вопрос как же и когда же успевает происходить впуск и выпуск? Ответ прост, для вентиляции цилиндров 5ТДФ использует газовую турбину для отсоса отработавших газов, и простую ракушку турбонаддува (ну не совсем простую конечно). Вся эта газораспределительная система имеет механический привод, и скорость вращения турбин напрямую и жестко зависит от оборотов коленвала.
Вот как происходит вентиляция в цилиндрах 5ТДФ:
Как и на всех двухтактных моторах, в момент достижения поршнями нижней мёртвой точки, в цилиндрах 5ТДФ с каждой стороны открывается по три вентиляционных окошка для продувки цилиндра. А теперь зачем нужны турбины:
• турбина наддува — выполняет свои обычные функции, подаёт чистый воздух в цилиндры под давлением, которое создается в специальной части блока цилиндров и называется продувочный рессивер
• газовая турбина — высасывает отработавшие газы, создавая вакуум в своём коллекторе, что способствует лучшей вентиляции цилиндров. Еще более понятно такой процесс вентиляции цилиндров можно описать так — в одну дырку влетает, из другой вылетает.
Система смазки. Смазка каждой части двигателя происходила автономно от другой, из своего картера, своим маслом и своим же автономным маслонасосом. Система охлаждения была общей, 5ТДФ охлаждался водой, имел общий водяной радиатор.
Многотопливность 5ТДФ. Ей он обязан конструкции своей топливной аппаратуры. Вообще 5ТДФ изначально дизель, и предназначен для работы именно на солярке, но, как известно война суровая штука и не щадит никого и ничего. При разработке этого двигателя были разработаны режимы работы двигателя на альтернативных солярке нефтепродуктах. Так 5ТДФ мог работать на бензине, керосине, смесях бензина керосина и солярки, и даже на реактивном топливе. Для того чтобы перевести двигатель с солярки, допустим на бензин или керосин, нужно было передвинуть специальный рычажок на ТНВД и подкорректировать угол зажигания, и вуаля — танк едет на бензине!
Еще по теме: Роторный двигатель
Наверх
Танковый двигатель 5ТДФ | Fishki.net
Тема сайта
Системная Тёмная
Светлая Чёрная
Авторизация
Войти
Спецпроекты
Я автор
Популярное
Ностальгия
Антифишки
Новости
Фишкина солянка
Тоже интересное
Чистилище
Полит. солянка
Мемолента
Демотиваторы
Гифки
Еда
Спорт
Кубики
Военное
Фото
Книги
Открытки
Анекдоты
Дикая природа
Игры
Путешествия
Кино
Юмор
Селфи для фишек
Факты
Животные
Истории
Лонгриды
Тесты
ИнфоFishki
Кое-что важное
Полная версия
Реклама на фишках
Firework
Предложения проекту
FAQТехподдержка
Закрыли доступ?
Согласие на обработку ПД
На что жалуетесь?
Танковый двигатель 5ТДФ.
Страница 1
спящая собака
Спящая собака Башни.Нет
В последнее время много крутых изобретений, и все эти наддувы-впрыски звучат потрясающе… если не знать историю. Для самого удивительного мотора, который я знаю, был сделан в СССР и, как вы уже догадались, не для «Жигулей», а для Т-64. Он позвонил в 5ТДФ, и вот несколько удивительных фактов.
Двигатель работал по двухтактному циклу, а роль золотников играли поршни, впускные и выпускные открывались окнами: то есть никаких клапанов и распредвалов у него не было. Конструкция была гениальной и эффективной — двухтактный цикл обеспечивает максимальную литровую производительность, а прямоточная продувка — качественное наполнение цилиндров.
Все остальное — дизель 5ТДФ с непосредственным впрыском, где топливо вводится в пространство между поршнями незадолго до того момента, когда они достигли наибольшего сближения. Причем впрыск осуществлялся четырьмя форсунками по хитрой траектории, чтобы обеспечить мгновенное смешение.
Но этого недостаточно. Двигатель имел турбокомпрессор с изюминкой — турбина огромных размеров и компрессор располагались на валу и имели механическую связь с одним из коленчатых валов. Genius — Разгонный компрессор, скрученный от коленчатого вала, что исключало турбояму, а когда поток выхлопных газов раскручивался как турбина, мощность от нее передавалась на коленчатый вал, увеличивая КПД двигателя (это называется силовой турбиной ).
Вдобавок к этому двигатель был гибким. То есть может работать на дизельном топливе, керосине, авиатопливе, бензине или любой их смеси. Плюс, в двигателе
было применено полсотни необычных решений, таких как композитные поршни со вставками из жаропрочной стали и система смазки с сухим картером — точь-в-точь как у гоночного автомобиля.
Все ухищрения преследовали две цели — сделать двигатель максимально компактным, экономичным и мощным. Для всех трех танков важны параметры: первый облегчает постройку, второй повышает автономность, третий — маневренность.
Результат вышел впечатляющий: рабочий объем 13,6 литров форсированного варианта двигатель развивает более 1000 л.с. Для дизеля 60-х это был отличный результат. По удельной литровой и габаритной мощности двигателя превосходит аналоги других армий в несколько раз. Видел его вживую, и компоновка действительно потрясающая — прозвище «Чемодан» он действительно есть. Я бы даже сказал «набитый чемодан».
Не прижился из-за чрезмерной сложности и дороговизны. На фоне 5ТДФ любой автомобильный двигатель — хоть Bugatti Veyron — кажется каким-то донельзя банальным. и вернемся к решениям, когда-то использовавшимся на 5ТДФ: двухтактный дизельный цикл с силовой турбиной, многофорсуночным впрыском.
Начало массового возврата к турбодвигателям, которые в свое время считались слишком сложными для неспортивных автомобилей.
Источник: krasnov74.ru
Метки
двигатель бак оппозитный двигатель двигатель машина
См. также
Новое и интересное
(в) 2012-2023
ЕС RU CN Великобритания
Новое и интересное
РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РАСХОДА МОТОРЕСУРСА ДВИГАТЕЛЯ 5ТДФ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ МАШИНЫ
Содержание основной статьи
Макогон Елена
Военный институт танковых войск Национального технического университета «ХПИ», г. Харьков
Сирош Виталий
Военный институт танковых войск Национального технического университета «ХПИ», г. Харьков
Сергей Губа
Военный институт танковых войск Национального технического университета «ХПИ», г. Харьков
Александр Лаврут
Национальная академия армии имени гетмана Петра Сагайдачного, г. Львов 90 004
Сергей Загребельный
Гетман Петр Сагайдачный Национальный Академия Армии, Львов
Рудий Андрей
Академия Национальной Армии имени гетмана Петра Сагайдачного, Львов
Аннотация
Темой статьи является учет моторесурса танкового двигателя 5ТДФ на различных режимах работы. Целью исследования является разработка методики оценки расхода моторесурса двигателя 5ТДФ при различных режимах работы машины. Решаемые задачи : на основе анализа данных о режимах работы двигателя 5ТДФ определить комплекс параметров, дающих эмпирические и аналитические оценки расхода моторесурса машины; запросить аналитические оценки расхода моторесурса двигателя 5ТДФ в пересчете на количество лет службы в различных режимах работы машины; предложить механизм обработки числовых значений в зависимости от результатов статистической обработки этих данных о работе машины. Общенаучные и специальные 9Используются 0055 методы научного познания. Были получены следующие результаты : Непрерывная функциональная зависимость фактического количества часов, наработанных двигателем, от значений счетчика в часах на разных скоростях, позволит вести более тщательный учет расхода двигателя, но потребует разработки специальных приборов на основе современных элементов. Выводы. Можно сделать вывод о нелинейном характере зависимости ресурса двигателя от времени при разной работе двигателя на разных режимах нагрузки. Режимы работы двигателя, которые определяются сопротивлением нагрузки, характеризуются числом оборотов коленчатого вала двигателя и величиной мощности, развиваемой двигателем, во многом определяют его энергоэкономические показатели работы двигателя и расход двигателя. Полигон расхода моторесурса машины в зависимости от показаний счетчика моточасов может быть сформирован на основании данных, полученных по результатам эксплуатации машины в различных условиях. Анализ результатов исследования показал, что нахождение зависимости моторесурса двигателя 5тдф можно представить в виде суммы двух регрессий – линейной и гиперболической. Показания счетчика моточасов будут записываться и обрабатываться при работе двигателя 5ТДФ на I-V и VI, VII передачах соответственно. Такая реализация позволит использовать уравнение регрессии непосредственно для экипажа автомобиля.
Детали изделия
Как цитировать
Макогон Х., Сирош В., Губа С., Лаврут О., Загребельный С. и Рудий А. (2022). РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ МОТОРЕСУРСОВ ДВИГАТЕЛЯ 5ТДФ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ МАШИНЫ. Передовые информационные системы , 6 (3), 53–59. https://doi.org/10.20998/2522-9052.2022.3.08
Секция
Исследование информационных систем
Биографии авторов
Елена Макогон, Военный институт танковых войск Национального технического университета «ХПИ», г. Харьков
Кандидат технических наук , Доцент кафедры Бронетанковой техники и военной техники
Виталий Сирош, Военный институт танковых войск Национального технического университета «ХПИ», г. Харьков
Курсант кафедры бронетанкового вооружения и военной техники
Сергей Губа, Военный институт танковых войск Национального технического университета «ХПИ», г. Харьков
Лекция кафедры подготовки офицеров запаса
Александр Лаврут, Национальная академия армии имени гетмана Петра Сагайдачного, Львов
Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры тактики
Сергей Загребельный, Академия Национальной Армии им.
гетмана Петра Сагайдачного, ЛьвовЗаместитель начальника отдела бронетанкового вооружения
Андрей Рудий, Академия Национальной Армии им. гетмана Петра Сагайдачного, Львов
Кандидат технических наук, Преподаватель кафедры Бронетанкового вооружения
Ссылки
Симсон А.Е., Хомич А.З. и Куриц А.А. (1980), Двигатели внутреннего сгорания, Транспорт, Москва, SU.
Уланов А. (2019), Часы типа «будильник» или первое изобретение Калашникова // Калашников-МЕДИА, [On-line]. ‒ URL: https://kalashnikov.media/article/technology/chasy-tipa-budilnik-ili-pervoe-izobretenie-kalashnikova.
Голощапов И. М. (1989), Эксплуатация бронетанкового вооружения и техники, Военное изд-во Министерства обороны СССР, Москва, СУ.
Линник Ю.В. (1958), Метод наименьших квадратов и основы математико-статистической теории обработки наблюдений, Физматгиз, Москва, ГУ.
Александров Е., Александрова Т., Костяник И., Моргун Ю. (2022), Об устойчивости стабилизированного движения ракеты-носителя с ЖРД и БЦВМ в стабилизационная петля.