Как правильно переключать скорости на МКПП
Содержание
Принято считать, что управление автомобилем с механической трансмиссией – дело несложное, вовсе не требующее особенных знаний и опыта. Чаще всего так думают новички, малоопытные автомобилисты, не знающие глубоко всех тонкостей эксплуатации автомобиля на механике. Между тем, такие автомобили обладают своей спецификой, знание которой помогает существенно продлить срок службы машины.
Именно об этой специфике данная статья, подготовленная на основании советов профессиональных водителей и экспертов автодела. С их помощью читатель узнает, как правильно переключать передачи на механике, без ущерба для автомобиля. Отдельно анализируется оптимальная, проверенная практикой, схема переключения передач. За многие годы её масштабного применения в реальной жизни она убедительно доказала, что в конкуренции с автоматическими, роботизированными коробками вовсе не потеряла своей надёжности, а по некоторым важным аспектам даже превосходит их.
Статья также развенчивает распространённый миф о том, что управлять машиной, оснащённой МКПП, сложно. Такой миф и возник в своё время именно потому, что значительная часть водителей из-за разных причин переключает передачи на механике неграмотно, нарушая азы этого переключения. Теперь же они получат чёткую информацию о том, как правильно переключать скорости. В силу всего этого данная статья имеет важное практическое значение и однозначно станет для многих обладателей автомашин хорошим подспорьем.
Для чего нужна механическая коробка передач
Перед тем как приступить к сути рассматриваемого вопроса, целесообразно вспомнить, что собой являет такая коробка переключения передач (МКПП) в её классическом варианте.
Её ключевая функциональная задача общеизвестна: она призвана распределять энергию двигателя по ведущим мостам автомобиля. В отечественных и зарубежных автомашинах чаще всего конструируют ручную МКПП, имеющую разное количество ступеней. Наиболее распространёнными при этом со временем стали 5-ступенчатая трансмиссия и реверс. Данная коробка в обязательном порядке использует сцепление, являющееся связующей цепью в звене «двигатель-трансмиссия».
Её ориентировочную схему работы можно упрощенно смоделировать следующим образом. Так, первичный вал МКПП находится в постоянном контакте (зацеплении) с постоянно вращающимся коленвалом мотора. Подключение нужных шестерней скорости требует приостановки, на какую-то долю секунды, вращения коленвала. Такая миссия возложена на сцепление. Вот почему процесс переключения без полностью выжатой педали сцепления невозможно.
Алгоритм переключения передач
Особенных сложностей в этом деле, разумеется, нет, однако есть логичные выработанные временем и технологией, правила технически грамотной эксплуатации МКПП, позволяющие максимально использовать во время поездки её возможности и ресурсы автомобиля.
Вы наверняка замечали, как элегантно, совершенно не напрягая внимание и не прилагая никаких усилий, переключают передачи водители-ассы: они делают это совершенно непринуждённо, как бы играючи, автоматически. И, наоборот, для неопытных автомобилистов такие переключения всегда сопряжены с усилиями, переживаниями и ошибками, тут же отрицательно сказывающимися на характере движения автомобиля. Нужны годы, чтобы их действия стали совершено рефлекторными, автоматическими. Сам же алгоритм правильного переключения передач на машине с механикой при начале поездки выглядит таким образом:
- водитель выжимает до отказа сцепление и устанавливает рычаг МКПП в нейтральное положение;
- водитель заводит мотор, удерживая при этом тормозную педаль;
- затем педаль тормоза отпускают и выжимают педаль сцепления;
- при выжатой педали сцепления водитель включает первую, стартовую передачу,
- и, наконец, педаль сцепления плавно отпускается, после чего автомобиль плавно трогается с места.
Последующие действия водителя за рулем очевидны. В случае необходимости он повышает скорость за счёт нажима на педаль газа. Исходя из реальной ситуации на дороге, выбирается та или иная передача. В городе это, чаще всего, третья. А вот ещё несколько важных «узелков на заметку» относительно переключения передач:
а) при ускорении автомобиля переключение передач непременно должно проходить в возрастающем порядке: специалисты настоятельно не советуют, например, после первой передачи сразу переходить на третью, минуя вторую, и т. п.;
б) если возникла необходимость экстренного торможения, водитель должен одновременно выжать сразу две педали: тормозную и сцепления. При этом перевести в нейтральное положение рычаг МКПП можно будет и чуть позже.
Диапазоны переключения передач
Технически грамотный выбор нужной передачи напрямую зависит от того, на каких оборотах сейчас работает двигатель. Классическое распределение диапазонов переключения передач в авто, у которого МКПП, следующее:
- первую передачу включают при начале движения и держат её до показателя скорости 20 км/час;
- вторую задействуют при скорости 20-40 км/час;
- третья включается в скоростном интервале 40 – 60 км/час;
- четвертую передачу используют, если скорость превысила 60 км/час, и переключают, когда её показатель доходит до 90 км/час;
- пятую передачу применяют при скорости 90-110 км/час;
- шестая включается при превышении на спидометре показателя 110 км/час.
С годами практики у водителя вырабатывается чутьё момента, когда ему нужно переключить передачу на ту, которая соответствует набранной скорости. Одним из сигналов этого момента является наличие натужного рева силового агрегата.
Правильное переключение передач водителем даёт ряд важных последствий. Во-первых, игнорирование только что приведённых скоростных диапазонов чревато нежелательными изменениями и даже поломками в работе двигателя, его преждевременным износом. Вторым фактором в пользу правильного переключения передач является то, что оно даёт значительную экономию горючего и не допускает чрезмерный выброс в атмосферу вредных продуктов сгорания топлива, то есть играет важную экологическую роль. Переключение передач должно проходить с максимальной плавностью, тогда машина будет двигаться без рывков и надрыва.
Переключение передач при обгоне
Водители-профессионалы знают, что на хорошей загородной трассе расход горючего на любом автомобиле сводится к минимуму, а обороты мотора оптимальные. Однако при этом многие допускают типичные ошибки при обгоне других машин. Обычно новички включают высокую передачу, за счёт чего теряют динамику и скорость. Опытные же водители, наоборот, понижают скорость на одну ступень, тем самым добавляя мотору прыткости и, соответственно, мгновенно увеличивая скорость авто.
Торможение двигателем
Свои особенности имеет и правильное торможение двигателем. Это важно при проблемном состоянии тормозной системы, скользкой дороге и иных неприятных моментах. Здесь используют следующий порядок торможения:
- отпускается педаль газа;
- выжимается сцепление и включается низшая передача;
- плавно снимается нога с педали сцепления.
Следует подчеркнуть, что такое торможение требует от водителя повышенных мер предосторожности, так как при неправильных действиях МКПП может выйти из строя.
Итак, статья рассмотрела основные моменты, связанные с правильным переключением передач на такой коробке. Уверены, что полученная информация непременно пригодится вам на практике, и вы, взяв её на вооружение, всегда будете на высоте. Удачи!
Как правильно переключать передачи на МКПП, чтобы не спалить сцепление
У механических коробок передач есть свои приверженцы, и дело тут не только в низкой стоимости такого варианта трансмиссии. Считается, что опытный и натренированный водитель может быстрее и точнее выбрать передачу для любых условий движения, чем автоматика. Но прогресс в технике делает АКПП всё умнее, они способны к адаптации, при этом в принципе удобнее в обращении.
Содержание статьи:
- 1 Как трогаться
- 2 В какой момент переключать передачи
- 3 Как тормозить двигателем и ручником
- 4 Задний ход
- 5 Движение в гору
- 6 Чего нельзя делать на механической КП
Пока еще МКПП полностью не вытеснены с авторынка, поэтому желательно знать или освежить в памяти главные приемы грамотного с ними обращения.
Как трогаться
Трогаться с места учат в автошколе, и попасть на дорогу без такого умения может лишь тот, кто учился и ездил с АКПП.
Все инструкции для новичков содержат совет плавно отпускать педаль сцепления, постепенно прибавляя газ. Рекомендации абсолютно бесполезные, так с места не тронуться.
Но инструкторы их успешно корректируют, при этом также не заботятся о сохранности сцепления. Присматриваться следует к автоспорту.
Там моторы очень мощные, а муфты сцепления компактные, поэтому гонщики умеют максимально быстро трогаться, не сжигая диски и не буксуя ведущими колесами. Тем более не позволяя двигателю заглохнуть.
По теме: Как научиться ездить на МКПП
Педаль отпускается достаточно энергично до того момента, когда диски сцепления начинают соприкасаться. Обороты повышаются сразу и удерживаются в пределах 2000 об/мин. С допуском в зависимости от автомобиля и желаемой резкости старта.
В момент трогания не стоит дальше прибавлять газ, это повысит интенсивность пробуксовок. Наоборот, иногда его полезно чуть сбросить.
Ускорение доводить до нужного уровня уже после полного смыкания дисков муфты и отпускания педали. Так сцепление прослужит максимально долго, а способность не глушить мотор придет со временем.
В какой момент переключать передачи
Предельная интенсивность разгона достигается при переключении на максимальных оборотах. Но это чисто спортивный режим, в повседневной езде ненужный.
При спокойном разгоне двигатель раскручивается на каждой передаче примерно до половины от максимума.
Самый экономичный способ – делать так, чтобы при переходе на следующую передачу обороты не падали ниже того минимума, на котором двигатель будет с трудом поддерживать разгон. Обычно это примерно 1800 об/мин для среднестатистического гражданского мотора.
Педаль газа необязательно нажимать в пол. Достаточно ¾ её полного хода, если это не гонка со светофора.
Никто не запрещает и этот экстремальный случай, но тогда придется потренироваться в ударном переключении без сброса газа и с полувыжимом сцепления. Имея в виду, что ресурс машины в разы сократится, а расход топлива неприятно удивит.
Как тормозить двигателем и ручником
При отказе рабочего тормоза, а также в тяжелых условиях горных дорог, придется задействовать трансмиссию, а на конечном этапе и ручной тормоз.
Машина будет замедляться, если просто сбросить газ при включенной передаче. Но не так интенсивно, как хотелось бы. Чтобы быстро включить пониженную передачу, надо отработать до автоматизма прием двойного выжима с перегазовкой.
Под сброс газа текущая передача выключается, затем одновременно с нажатием акселератора выжимается сцепление. Мотор успевает раскрутить вал коробки, если газ будет добавлен с небольшим опережением.
Скорости шестерен в МКПП уравняются, и низшая передача включится без удара и насилия над синхронизатором. Останется отпустить сцепление и плавно убрать газ.
По мере снижения скорости повторить со следующей ступенью. И только в самом конце, после торможения на первой, можно задействовать ручник. Осторожно, чтобы не сорвать в скольжение задние колеса.
Задний ход
Включение заднего хода принципиально отличается лишь тем, что обычно на этой передаче отсутствует синхронизатор. Поэтому включать её надо только при полной остановке.
Педалью газа работать крайне аккуратно, поскольку управлять машиной при движении вперед багажником сложно технически и психологически.
Это интересно: Почему в некоторых машинах тугая педаль сцепления
Обороты нужны ровно такие, чтобы мотор не заглох, не более. Использовать пробуксовку сцепления следует только в исключительных случаях, сжечь диски можно очень быстро.
Движение в гору
Принципиально подъемы с небольшим уклоном не отличаются от ровных участков по алгоритму переключения. Следует лишь в зависимости от угла увеличивать время разгона перед переключением на следующую передачу и чуть сильнее нажимать на акселератор.
Сам перевод рычага выполняется максимально быстро, чтобы не терять скорость.
Особого внимания заслуживают затяжные подъемы с большими углами. При их преодолении работает правило, согласно которому на подъеме нельзя переключаться.
Надо стазу выбрать передачу, которая гарантированно затащит автомобиль на верхнюю точку. Здесь лучше перестараться с оборотами, чем допустить их падение до критических, тронуться с места, как и безопасно спуститься задним ходом, далеко не всегда возможно.
Чего нельзя делать на механической КП
Убить коробку и сцепление можно разными способами:
- долго удерживать педаль в полувыжатом состоянии, допуская пробуксовку дисков;
- просто использовать педаль сцепления в качестве площадки отдыха для левой ноги;
- делать то же самое с рычагом коробки, держа на нем правую руку;
- переходить на пониженные передачи без перегазовки, совершая насилие над рычагом, пробивая синхронизатор;
- при коротких остановках держать сцепление выжатым вместо того, чтобы перевести рычаг в нейтраль:
- ездить с полуживым сцеплением, когда оно уже ведет, вибрирует или буксует.
При правильном использовании сцепление и коробка современного автомобиля имеют ресурс, сравнимый с двигателем, а часто и выше, а если поставить задачу сломать то или другое, то достаточно минуты.
Жизненные навыки: как водить машину с механической коробкой передач
Хотите освоить управление коробкой передач? Это руководство поможет вам начать работу с автомобилем с механической коробкой передач.
Вождение автомобиля с механической коробкой передач — это жизненный навык, которым должен владеть каждый, но многие этого не делают. Конечно, в наши дни автомобили с автоматической коробкой передач стали нормой. Но время от времени вам может понадобиться водить автомобиль или грузовик с механической коробкой передач. И что еще более важно, автомобили с механической коробкой передач просто доставляют больше удовольствия от вождения!
Эта статья научит вас основам вождения автомобиля с механической коробкой передач.
Начнем с нескольких советов: первые несколько раз сесть за руль автомобиля с механической коробкой передач может быть сложно. Обязательно попросите опытного ручного водителя помочь вам в этом процессе.
Кроме того, не начинайте движение в пробках, пока не освоите основы.
Эта статья является лишь отправной точкой. Как только вы освоитесь, ручное вождение станет потрясающим. Нет ничего лучше, чем включить вторую передачу после быстрого разгона на рампе. Или представьте, что вы едете на извилистая горная дорога , переход на пониженную передачу в крутых поворотах. (Но, может быть, не совсем так, как Кен Блок с первого раза.)
Кроме того, обучение вождению с механической коробкой передач научит вас многому о том, как работают автомобили, и даст вам более широкий набор навыков в дороге.
Если вы почувствовали очарование механической коробки передач, читайте дальше, хватайтесь за рычаг переключения передач и приготовьтесь к лучшему вождению в своей жизни.
Как управлять автомобилем с механической коробкой передач
Ручное «рычажное переключение», показывающее нумерацию передач и задний ход.1. Найдите место для практики
Первое, что нужно сделать перед тем, как начать учиться водить машину с механической коробкой передач, — это найти безопасное место, где вы сможете учиться. Большая, пустая, плоская парковка идеальна. Вы, вероятно, обнаружите, что часто останавливаетесь, и вы не хотите рисковать, чтобы столкнуться с чем-либо или задержать движение.
2. Изучите педали и переключатель передачСледующее, что нужно сделать, это изучить части автомобиля, которые могут отличаться от вашего автомобиля с автоматической коробкой передач. Сцепление является одним из ключевых отличий между автомобилем с автоматической и механической коробкой передач.
Сцепление — это третья педаль на вашем автомобиле с механической коробкой передач, крайняя слева. Вам нужно будет выжать сцепление, чтобы завести машину. Вам также нужно будет выжать сцепление, а затем медленно отпустить его, одновременно нажимая на педаль газа, чтобы включить передачу. Это заставит автомобиль двигаться своим ходом.
Рычаг переключения передач обычно находится посередине автомобиля между сиденьями пассажира и водителя. Он должен показать вам, как расположены каждая передняя передача (обычно пять или шесть передач на современных автомобилях) и задняя передача. Схема переключения обычно показана на диаграмме в верхней части ручки переключения передач.
Вы будете перемещать рычаг переключения передач в зависимости от того, какую передачу вы хотите включить. Если он находится посередине, коробка передач находится в нейтральном положении.
Педали тормоза и педали газа находятся в том же месте, что и на автомобиле с автоматической коробкой передач.
Муфта слева. Педали газа и тормоза находятся там же, где и в автомобиле с автоматической коробкой передач. 3. Включите автомобильПолностью выжмите сцепление левой ногой, одновременно нажимая педаль тормоза правой ногой. Затем поверните ключ в замке зажигания или нажмите кнопку Start/Stop на многих современных автомобилях, чтобы включить автомобиль.
Включите первую передачу. Продолжайте удерживать сцепление левой ногой. Включите первую передачу, переместив рычаг переключения передач в положение «1».
Также может быть полезно, удерживая сцепление, переместить рычаг переключения передач на все передачи, чтобы почувствовать, где они находятся. В конце концов, вы будете знать, где находится каждая передача, на ощупь. Но не волнуйтесь, если сначала будет сложно разобраться.
4. Начало движенияОчень осторожно нажимайте на педаль газа, пока не услышите, как машина немного заглохнет. Отпустите сцепление очень медленно, одновременно медленно нажимая на газ. Это самая сложная часть вождения автомобиля с механической коробкой передач, и большинство новых водителей будут глохнуть. Может потребоваться некоторая практика, чтобы найти золотую середину между включением сцепления и газа, которая отличается для каждого автомобиля.
Подождите, пока вы не почувствуете, что машина начала немного вибрировать, а затем нажмите на газ сильнее, отпуская педаль сцепления. Не отпускайте сцепление слишком быстро, иначе автомобиль рванет вперед и заглохнет. Вы также можете заглохнуть, если не дадите достаточно газа при отпускании сцепления.
5. Переключение передачКак только вы заведете машину, вам нужно будет переключать передачи, чтобы двигаться быстрее. Первая передача на большинстве автомобилей предназначена только для скоростей до 15 миль в час. Вы услышите, как двигатель становится громче по мере увеличения оборотов двигателя — это сигнал о том, что вам нужно переключиться на более высокую передачу.
Чтобы переключить передачу, уберите ногу с газа. Затем вы снова полностью выжмете сцепление. При выжатом сцеплении переведите рычаг переключения передач в положение «2» или вторую передачу. Затем отпустите сцепление, одновременно нажимая на газ, так же, как вы это делали, чтобы включить первую передачу.
Продолжайте этот процесс, увеличивая скорость на всех передачах.
Остановка
Столь же важно, а может быть, и более важно, поскольку движение автомобиля означает его остановку. Чтобы автомобиль продолжал работать и не глох при остановке, обязательно полностью выжимайте педаль сцепления, когда вы тормозите и собираетесь остановиться. Когда педаль сцепления полностью выжата, коробка передач отключается, и вы находитесь в нейтральном положении.
Удерживать педаль сцепления нажатой во время длительной стоянки на работающем автомобиле может быть утомительно. Если вам нужно дать отдых левой ноге, вы можете перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение между передачами, а затем отпустить педаль сцепления. Когда вы стоите на нейтрали, вы теряете передачу и не можете остановить автомобиль. Просто не забывайте держать тормоз нажатым, чтобы не врезаться во что-нибудь вокруг вас.
Переключение на более низкую передачу
Переключение на более низкую передачу — это отличный способ снизить скорость автомобиля без использования быстроизнашивающихся деталей, таких как тормоза. Процесс переключения на пониженную передачу такой же, как и при переключении на повышенную. Выжмите сцепление, переключитесь на желаемую более низкую передачу и отпустите сцепление. Возможно, вам придется сбросить газ. Довольно часто вам не нужно будет больше заправлять машину. Убедитесь, что вы достаточно замедлились при переключении на пониженную передачу, чтобы при отпускании сцепления двигатель не разгонялся до чрезмерных оборотов.
Движение задним ходом
Включайте передачу заднего хода только при полной остановке. После остановки полностью выжмите сцепление левой ногой. Переместите рычаг переключения передач в положение «R» или включите передачу заднего хода. Медленно отпускайте сцепление, пока не почувствуете, что передачи включились. Затем плавно полностью отпустите педаль сцепления. При включении заднего хода вам нужно будет использовать мало газа или вообще не использовать его, и вы можете использовать правую ногу на тормозе, чтобы предотвратить слишком быстрое движение автомобиля назад.
Часто задаваемые вопросы
Как завести машину с механической коробкой передач на подъеме?
Трогаться с места на холме на автомобиле с механической коробкой передач может быть непросто. Холм может заставить вас откатиться назад, когда вы уберете ногу с педали тормоза.
Лучший способ стартовать на крутом склоне — использовать ручной тормоз, чтобы автомобиль не откатился назад, когда вы нажимаете на педаль газа и отпускаете сцепление. Вам нужно будет дать машине больше газа, чем обычно, чтобы получить достаточную скорость для подъема в гору.
Не пользуйтесь сцеплением, чтобы удерживать автомобиль на подъеме. Это может сильно изнашивать сцепление!
Чего НЕЛЬЗЯ делать за рулем автомобиля с механической коробкой передач?
Положите руку на рычаг переключения передач — это может привести к износу трансмиссии.
Слишком быстро ускоряйтесь, когда обороты двигателя вашего автомобиля низкие; вместо этого понизьте передачу или медленно ускорьтесь.
Поставьте ногу на педаль сцепления — это может привести к износу сцепления.
Вы должны выжимать сцепление и тормоз одновременно?
Это зависит от того, замедляетесь ли вы или полностью останавливаетесь. Если вы не собираетесь полностью останавливаться, а просто немного притормаживаете, вам не нужно выжимать сцепление. Вместо этого попробуйте переключиться на пониженную передачу. Если вы приближаетесь к полной остановке, вам нужно будет выжать сцепление, чтобы автомобиль не заглох.
Вы также можете переключиться на нейтральную передачу, что в основном выполняет то же самое, что и при выжатом сцеплении. Но даже для переключения на нейтральную передачу с помощью рычага переключения передач вам потребуется использовать педаль сцепления. Это позволит вам остановить машину, не заглохнув, и вам не придется держать сцепление нажатым во время остановки.
Как можно повредить/сжечь сцепление?
Если вы не будете осторожны, ваше сцепление может сильно изнашиваться. Обучение вождению автомобиля с механической коробкой передач может сильно нагрузить сцепление. Но есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы уменьшить этот износ во время обучения.
Не проводите длительное время с частично нажатой педалью сцепления. Педаль сцепления должна быть полностью отпущена, а ваша нога не должна касаться ее в течение 99,9% времени, которое вы ведете. При остановке или переключении передач ее нужно полностью выжать, а затем несколько быстро отпустить, чтобы включить передачу.
Кроме того, ставить ногу на сцепление или «ездить на сцеплении», когда оно вам не нужно, может привести к износу сцепления. Поставьте ногу слева от сцепления, если вы его не используете!
Сколько времени нужно, чтобы научиться водить машину с механической коробкой передач?
Это зависит, как и многое другое, от того, сколько вы практикуетесь. На изучение основ может уйти от тридцати минут до нескольких часов. После этого вам просто нужно время за рулем, чтобы научиться не глохнуть и плавно работать с педалью сцепления, к чему вам придется привыкнуть на каждом автомобиле с механической коробкой передач, поскольку каждый из них имеет разные ощущения.
Если вы водите машину каждый день, вам понадобится не более недели или двух, чтобы почувствовать себя полностью уверенным в своих новых навыках вождения автомобиля с ручным переключением передач.
Как переключать передачи в Gran Turismo 7
- Главная
- Gran Turismo
Готовы перейти с автоматической коробки передач на механическую в Gran Turismo 7? Вот как переключать передачи.
По Мартин Бигг
Gran Turismo 7 наконец-то вышла, и это стоило мучительно долгого ожидания. Благодаря улучшенной физике управление автомобилем в Gran Turismo никогда не было таким приятным. GT7 позволяет вам ездить с автоматической или механической коробкой передач, но как переключать передачи в Gran Turismo 7, когда вы готовы перейти на механическую коробку передач? У нас есть все, что вам нужно знать.
Переход с автоматической на ручную
Если GT7 — ваша первая игра Gran Turismo, мы рекомендуем использовать автоматические передачи. С включенными автоматическими передачами автомобилями GT7 управлять намного проще, так как вам не нужно беспокоиться о переключении передач.
Переход с автоматической на ручную передачу может быть пугающим, но вы будете более точно управлять автомобилем. Во-первых, вам нужно будет изменить трансмиссию с автоматической на ручную в настройках. Для этого выберите «Настройки» в меню перед началом события, используя крестовину или левый аналоговый джойстик, а затем нажмите Крест.Затем перейдите в «Настройки помощи», где вы найдете Gears в качестве первого варианта. Нажмите Крест, чтобы выбрать Gears, а затем измените настройку передачи с Automatic на Manual. Когда закончите, нажмите кружок, чтобы вернуться в меню и начать событие.
Как переключать передачи в Gran Turismo 7
Если вы используете контроллер, нажмите «Крест», чтобы перейти на более высокую передачу, и «Квадрат», чтобы переключиться на более низкую передачу. Кроме того, вы можете переназначить элементы управления, перейдя в настройки контроллера. На колесе используйте подрулевые лепестки или отдельный переключатель передач для переключения передач.
Практика использования ручных передач поможет улучшить ваше вождение.